Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024








В дошкольном возрасте дети познавательно активны, интересуются окружающем миром, стремятся к наблюдению, сравнению, способны осознавать поставленные перед ним цели.

Художественная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, умения бережно и экономно использовать материал, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что изображать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас. Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло детей, в процессе занятия мы используем нетрадиционные материалы в аппликации. Мы пришли к выводу, что правильно подобранные методы и приемы обучения нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Большое внимание нужно уделять аппликации, как одному из методов развития мелкой моторики. Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения.

Аппликация может быть:

— предметной, состоящей из отдельных изображений;

— сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;

— декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.) знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Работа с различными материалами, в различных нетрадиционных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, бусины, бисер, пуговицы, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Работа с различными материалами, в разных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство изображения, образное мышление, творческие способности.

Читайте также: