Аннотация к проекту о зож в доу

Обновлено: 30.06.2024

Тип проекта : краткосрочный, информационно-практический.

Продолжительность проекта : – 1 неделя

Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Виды детской деятельности : познавательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, изобразительная деятельность, художественно-речевая деятельность, игровая деятельность, трудовая деятельность.

Актуальность проекта :

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье ребёнка –

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.

Цель проекта :

Формирование у детей представлений об основах здорового образа жизни, осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью, к здоровью окружающих, развитие интереса к физической культуре, а ктивизация работы с семьёй воспитанников по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни.

Задачи :

  • Обогащать представления детей о значении навыков самообслуживания для здоровья человека;
  • Формировать представления о здоровье и здоровом питании, обогащая знания детей о витаминах, продуктах питания, и их полезных свойствах;
  • Систематизировать знания о влиянии закаливания, закаливающих мероприятий на здоровье человека;
  • Формировать мотивы самосохранения, привычки думать и заботиться о своём здоровье;
  • Формировать умения привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия.
  • Развивать умения соотносить знания о культуре тела с реальными действиями по уходу за ним: самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;
  • Развивать умение рассказывать о своем здоровье: здоровье нужно всем – детям, взрослым, животным; о здоровье надо заботиться (умываться, чтобы кожа была здоровой; делать зарядку, чтобы быть сильным; есть продукты, полезные для здоровья);
  • Развивать умения определять в процессе наблюдений, экспериментирования функции органов чувств;
  • Развивать умения замечать и называть своеобразие и неповторимость внешних особенностей каждого человека.
  • Воспитывать желание принимать активное участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях, подвижных играх и физических упражнениях на прогулке;
  • Воспитывать умения самостоятельно использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья.

Прогнозируемые результаты :

  • проявляют интерес к двигательной активности, понимают значение движений в жизни человека;
  • выполняют самостоятельно навыки самообслуживания, гигиенические процедуры (умываются, чистят зубы и т.д.);
  • соблюдают правила бережного отношения к своему здоровью (едят только мытые овощи и фрукты, моют руки с мылом, т.д.);
  • проявляют интерес к себе (рассматривают свои фотографии в разных возрастах и ситуациях), рассказывают о себе, своем внешнем виде;
  • осознают значение безопасного для здоровья поведения;
  • используют полученные знания в повседневной жизни, в учреждении дошкольного образования и дома.
  • владеют эффективными методами и приёмами по формированию основ здорового образа жизни в работе с детьми, родителями, педагогами;
  • используют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
  • активизируют свои знания по вопросам формирования основ здорового образа жизни у детей;
  • придерживаются единых с учреждением требований в вопросах формирования у детей представлений и навыков здорового образа жизни;
  • организовывают активный досуг для сохранения и укрепления здоровья детей в семье.

Методы и формы организации проекта.

Дни недели. Содержание

Цели и задачи

Вторая половина дня:

- Формировать представления о себе, своём организме, самочувствии, связанному с состоянием здоровья.

- Вызвать интерес к собственному телу, к исследованию себя, подвести детей к выводу, что они очень быстро растут.

- Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.

- Развивать быстроту бега, ловкость, внимательность.

- Формировать представления о правилах дорожного движения – значение трёх цветов светофора.

- Обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье – зарядка, выполнение физических упражнений, прогулки, походы на стадион и т. д.

Вторая половина дня:

- Формировать представления о причинах болезни зубов;

- Формировать привычку чистить зубы, быть внимательным к себе и состоянию своих зубов;

- Формировать представления детей о том, что необходимо регулярно ходить к врачу-стоматологу, вызвать у детей сочувствие к больному.

- Развивать у детей координацию движений, силу, ловкость, выносливость;

- Упражнять в умении выбирать из серии картинок те, на которых изображены полезные продукты для здоровых зубов.

- Чтение: потешки, стихи, загадки на заданную тему;

Вторая половина дня:

- Формировать представления о правилах личной гигиены; об инфекциях и их возбудителях (микробы и вирусы);

- Формировать представления о свойствах и качествах воды (не имеет вкуса, цвета и запаха); мыло – очищает руки от микробов, необходимо правильно его использовать;

- Поднять детям настроение, закрепить правила культурно- гигиенических навыков.

- Продолжать просветительскую консультативную деятельность с родителями по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (чистоплотность – его неотъемлемая часть).

- Вторая половина дня:

- Формировать представления детей о наличии витаминов во фруктах и овощах;

- Создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе;

- Формировать представления детей о правильном приёме пищи (нельзя переедать, нельзя есть много сладостей, т.д.).

- Формировать представления детей о профессии врача, фармацевта; обогатить словарный запас детей.

- Способствовать созданию мотивации у родителей на формирование здорового образа жизни.

-Рассматривание иллюстраций о различных видах спорта;

-Прогулка: подвижные игры:

Вторая половина дня:

- Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;

- Формировать интерес к собственному телу, путём обнаружения на ощупь позвоночника друг у друга (погладить по спине); упражнять в умении сравнить на примере детей, что гибкость у всех разная, но её можно развивать.

- Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях.

Над проектом работали педагоги Король Татьяна Альбиновна, Лисовская Светлана Станиславовна

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

II. Актуальность проекта.

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Задачи, направленные на педколлектив:

  • Овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Задачи, направленные на воспитанников:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
  • Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
  • Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
  • Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
  1. Принципы реализации проекта

1. Доступность

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация

  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4.Динамичность

  • интеграция образовательных областей (Приложение 1)

VI.Гипотеза:

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение соматических показателей здоровья
  2. Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей
  3. Сформированность гигиенической культуры
  4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
  5. Индивидуализация физического развития
  6. Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях
  7. Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

VIII. Модель реализации проекта ( приложение 2)

IX. Этапы реализации проекта:

I этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проводимая работа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

  • исследование состояния здоровья детей;
  • диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:

  • новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  • анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
  • подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

II этап - внедренческий: (2013 – 2014г.)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

  • морально-психологический климат
  • экологию и гигиену
  • современный дизайн
  • рациональный режим жизни, труда и отдыха
  • современные здоровьесберегающие методики

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

  • динамизм (возможность изменения, преобразования);
  • открытость (связь с социумом);
  • гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
  • саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Проводимая работа:

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

III этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г)

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

  • исследование состояния здоровья детей за 3 года ;
  • мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;
  • мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;
  • проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

X. Результативность

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Методическое объединение:

Результаты:

  • спланирована система работы по физическому развитию детей;
  • с педагогами проведен анализ основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детского сада: определена система оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • проводился оперативный контроль по соблюдению культурно – гигиенических навыков и двигательного режима в группах;
  • педагогом-психологом детского сада проводилась консультативная работа с педагогами и родителями о сохранении эмоционального благополучия и психологического здоровья детей, развитии и формировании привычки к здоровому образу жизни;
  • педагоги использовали в работе разнообразные формы и методы формирования у детей и родителей привычки к ЗОЖ;
  • повысился уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование по тематике физического развития детей, оздоровительной работы с детьми и родителями.

Проблемы:

  • недостаточное использование новых форм сотрудничества семьи и детского сада в вопросам ЗОЖ.

Пути решения:

  • продолжать знакомить педагогов с новыми формами работы с семьей по формированию единого здоровьесберегающего пространства.
  • провести анализ программы и доп. литературы по проблеме;
  • дооборудовать уголки физкультуры и здоровья в группах д/с нетрадиционным физ. оборудованием с привлечением родителей;
  • продолжить отбор, обновление, систематизацию и оформление в группах картотек подвижных игр, спортивных развлечений, правил и моделей, схем ЗОЖ.

Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп

(методика Дrums Alive)

Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада

Тематический контроль:

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада:

Результаты:

  • повысился уровень знаний детей о ЗОЖ;
  • повысился интерес у детей к участию в спортивных мероприятиях

Проблема:

дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия.

Пути решения:

  • активизировать аналитическую и организационную работу по выявлению, коррекционной поддержке и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей уже начиная с раннего возраста.
  • воспитателям спланировать работу по данному направлению с детьми ДЧБ;

Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:

  • дыхательная гимнастика после сна;
  • оздоровительные пешие прогулки и и оздоровительный бег;
  • закаливающие процедуры;

Акции здоровья в детском саду:

Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста:

Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей.

Работа дополнительных образовательных услуг.

Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по теме:

(II младшая группа)



г. Барнаул, 2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

- по характеру координации: открытый

- по количеству участников: групповой

4. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы , родители воспитанников

5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ

Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.

Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Мы разработали этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у нихпривычки к здоровому образу жизни.

В течение месяца с детьми второй младшей группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.

Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.

В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.

В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, проведение подвижных игр на свежем воздухе.

Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей младшего возраста, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.

I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- создавать условия для благотворного физического развития детей;

- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Предполагаемые результаты проекта:

- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

- Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;

- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.

Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.

Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников 2-ой младшей группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни. По окончании проекта проводился повторный (итоговый) опрос для анализа результатов.

Кроме этого, перед проведением проекта проводилось анкетирование родителей по вопросам здорового образа жизни ребенка. По результатам анализа проведенного опроса выстраивалась работа с родителями: разрабатывались консультации (как групповые, так и индивидуальные), содержание родительских собраний, планировалась работа совместной деятельности с воспитателями.

Что мы знаем об

Что мы хотим

узнать?

Как мы можем

узнать?

- Дети в группе часто болеют. Почему?

Дима:- Чтобы не болеть,надо много двигаться.

Ваня: - Потому, что я плохо кушаю.

Ира:- Не люблю купаться, умываться.

Аделина:- Мама не разрешает ходить босиком.

Даша:- Бабушка старенькая, поэтому болеет.

Зачем мыть руки с

Босиком по коврикам-массажерам?

- художественная литература (стихи,потешки, книги, загадки);

По проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.

Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом:

1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.

3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам.

II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Тематические беседы с детьми:

2. Ознакомление с литературой:

Чтение

Сроки

З. Интегрированная образовательная деятельность:

Тема, цель

Сроки

Цель: дать знания о значимости зарядки для

здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные

1-ая неделя проведения проекта

Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.

2-ая неделя проведения проекта

Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.

3-я неделя проведения проекта

Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.

4-ая неделя проведения проекта

4. Игровая деятельность:

Название игры, цель

Сроки

Цель: развивать двигательную активность детей.

Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.

Цель: закрепление бега в разных направлениях.

Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.

Цель: бегать в определенном направлении не толкая

друг друга, ходить на носках.

Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц

туловища, рук и ног.

Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на

Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.

В течение месяца

Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.

Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 3.

5.Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:

- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.

- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.

- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам-массажерам.

- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

7. Наблюдения, экскурсии:

- Наблюдение за играми старших детей на прогулке.Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.

- Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по
физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.

III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

Проведение итогового опроса детей:

Что вы узнали, что

раньше не знали?

Что вас удивило?

Что понравилось

больше всего?

- Что такое здоровье.

что это такое (грызть

ногти, ковырять в

- Солнце, воздух и

вода – наши лучшие

- Что такое «тропа

пользоваться зубной щеткой.

- Играть в подвижные

Проведение итогового собрания с родителями:

1. У детей второй младшей группы появился интерес и желание выполнять различные упражнения.

2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам-массажерам, испытывая при этом удовольствие, играют с водой.

3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают,играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.

4. Резко снизились показатели заболеваемости детей.

Воспитательная ценность проекта:

1. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

1. У детей повысились знания о значимости образа жизни.

2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

II. Актуальность проекта

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более, чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.

Мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

III. Аннотация

Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

IV. Цель и задачи проекта:

Цель проекта: организовать физическое воспитание в детском саду таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

Задачи, направленные на педколлектив:

Овладение здоровьесберегающими технологиями;

Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;

Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Задачи, направленные на воспитанников:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;

Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;

Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей (законных представителей) воспитанников:

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.

Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

V. Принципы реализации проекта

1. Доступность

учет возрастных особенностей детей

адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация

создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4.Динамичность

интеграция образовательных областей (приложение 1).

VI. Гипотеза:

Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

VII. Участники проекта:

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, педагог-психолог), администрация детского сада, старшая медицинская сестра.

Ожидаемый результат:

Улучшение соматических показателей здоровья.

Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей.

Сформированность гигиенической культуры.

Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Индивидуализация физического развития.

Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.

Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.

VIII. Модель реализации проекта (приложение 2)

IX. Этапы реализации проекта:

1 этап - Информационно-подготовительный: (2012 – 2013г.)

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проводимая работа:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

исследование состояния здоровья детей;

диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:

новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

анализ существующих инновационных форм работы методической службы;

подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг).

2 этап - внедренческий: (2013 – 2014 г.)

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого- педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.

К основным характеристикам этой среды следует отнести:

экологию и гигиену;

рациональный режим жизни, труда и отдыха;

современные здоровьесберегающие методики и технологии.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

динамизм (возможность изменения, преобразования);

открытость (связь с социумом);

гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);

саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Проводимая работа:

Подбор форм и методов оздоровления детей и применение их на практике. (Приложение 3, 4.)

Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (методические объединения, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы).

Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта.

Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни: (Приложение 5.)

Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты (утренняя ритмическая гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), дыхательную гимнастику после сна, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, игры–эстафеты, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, закаливающие мероприятия.

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

3 этап- заключительный, оценочный (2014-2015 г.)

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.

Проводимая работа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:

исследование состояния здоровья детей за 3 года;

мониторинг физической подготовленности дошкольников за 4 года;

мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста за 2 года;

проведение спортивных праздников, дней здоровья, викторин и КВН по ЗОЖ, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

X. Результативность

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Методическое объединение:

спланирована система работы по физическому развитию детей;

с педагогами проведен анализ основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детского сада: определена система оздоровительных и закаливающих мероприятий;

проводился оперативный контроль по соблюдению культурно – гигиенических навыков и двигательного режима в группах;

педагогом-психологом детского сада проводилась консультативная работа с педагогами и родителями о сохранении эмоционального благополучия и психологического здоровья детей, развитии и формировании привычки к здоровому образу жизни;

педагоги использовали в работе разнообразные формы и методы формирования у детей и родителей привычки к ЗОЖ;

повысился уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование по тематике физического развития детей, оздоровительной работы с детьми и родителями.

недостаточное использование новых форм сотрудничества семьи и детского сада в вопросам ЗОЖ.

Пути решения:

продолжать знакомить педагогов с новыми формами работы с семьей по формированию единого здоровьесберегающего пространства.

провести анализ программы и доп. литературы по проблеме;

дооборудовать уголки физкультуры и здоровья в группах д/с нетрадиционным физ. оборудованием с привлечением родителей;

продолжить отбор, обновление, систематизацию и оформление в группах картотек подвижных игр, спортивных развлечений, правил и моделей, схем ЗОЖ.

Деловая игра для воспитателей разных возрастных групп

(методика Дrums Alive)

Рассматривание тематических вопросов на заседаниях методических объединений детского сада

Тематический контроль:

Мероприятия

Результаты, проблемы, пути решения

Проведение непосредственно-образовательной деятельности в форме занятий по познавательному развитию дошкольников с тематикой ЗОЖ во всех группах детского сада:

повысился уровень знаний детей о ЗОЖ;

повысился интерес у детей к участию в спортивных мероприятиях

дети ДЧБ (длительно часто болеющие) не получают более полной информации о ЗОЖ и пропускают спортивные мероприятия.

Пути решения:

активизировать аналитическую и организационную работу по выявлению, коррекционной поддержке и психолого-медико-педагогическому сопровождению детей уже начиная с раннего возраста;

воспитателям спланировать работу по данному направлению с детьми ДЧБ;

Регулярно проводились оздоровительные е мероприятия:

дыхательная гимнастика после сна;

оздоровительные пешие прогулки и и оздоровительный бег;

Акции здоровья в детском саду:

Организация в детском саду малых летних олимпийских игр с детьми старшего дошкольного возраста:

Физкультурные мероприятия для всех возрастных групп в соответствии с планированием инструктора по физической культуре и воспитателей.

Работа дополнительных образовательных услуг.

Таблица сравнительных данных общей физической подготовленности детей за период с 2012 по 2015 гг. высокий уровень.

Читайте также: