Анализ утомляемости ученика в школе

Обновлено: 30.06.2024

В обоих случаях у учащихся развивается утомление, а в крайних случаях и переутомление. По мнению Матеева Д.Р., утомление – естественное физиологическое явление, и появляется оно после любой нагрузки: умственной, сенсорной, эмоциональной, физической. В.В. Розенблат считает, что утомление является приспособительной защитной реакцией организма от чрезмерного функционального истощения центрально-нервного звена и периферии.

В ходе экспериментов, проведенных для проверки данных теорий, были выявлены определенные закономерности и следствия утомления, развивающегося из-за мышечной работы, которые заключаются в: изменениях физиологических и вегетативных функций организма, его обмена веществ, свертываемости крови, фагоцитарной активности нейрофилов, в усиленном выделении белка с мочой, увеличении в крови кортикостероидов,

А в ходе экспериментов, подтверждающих наступление утомления после умственной работы, были выявлены следующие закономерности: усиления кровоснабжения мозга и повышения энергетического обмена нервных клеток; изменения зрительно-моторных условно-рефлекторных реакций; снижение пульсового давления по неблагоприятному типу: за счет понижения максимального и повышения минимального артериального давления.

Таким образом, утомление как физическое, так и умственное влияет на все системы организма, в той или иной степени.

Цель исследования: изучить развития процесса утомления после физической и умственной нагрузки, предложить свои способы профилактики утомления.

Объект исследования: процесс утомления учащиеся 10 класса.

Предмет исследования: физиологические изменения в организме учащихся при наступлении утомления.

Гипотеза: изучив изменения биологических показателей организма можно определить степень развития процесса утомления и предотвратить истощение организма.

выяснить сущность, виды и биологическое значение утомления;

изучить причины и признаки утомления;

провести эксперимент и наблюдение за развитием утомления у учащихся класса при физической нагрузке;

выявить уровень умственной работоспособности по методике Анфимова;

измерить биологические показатели учащихся, участвующих в эксперименте;

провести опрос учащихся об их психоэмоциональном состоянии в момент утомления;

предложить свои способы профилактики утомления;

- анализ, синтез, обобщение.

Утомление и его диагностика

    1. Сущность и биологическое значение утомления

    По мере развития физиологической науки ряд исследователей в XVIII веке затрагивали проблему утомления (Галлер, Витт, Прохаска и др.), но работы эти были лишь эпизодическими. Со времени начала исследований проблемы утомления в опытах на человеке, стали возникать представления о роли в этом процессе нервной системы.

    Систематические исследования физиологов в данной области развернулись в основном в XIX веке, когда сформировались две концепции механизма утомления.

    Для исследователей, развивших гуморально-локалистическую концепцию утомления (токсическая теория), исходным пунктом было следующее житейское представление: поскольку при утомлении мышцы слабеют, и в них появляется ощущение усталости, утомление – это, прежде всего, процесс в самих мышцах, изменение их свойств в ходе работы.

    Утомление – сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный, целостного организма) и проявляющийся в совокупности изменений, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирующих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижением работоспособности и ее эффективности.

    Биологическое значение утомления состоит в том, что оно «приводит к возникновению торможения в центральной нервной системе (первично или вторично) и обеспечивает защиту последней и всего организма от перенапряжения и истощения.

    Физиологическое значение утомления заключается в том, что в связи с тренировкой появляется устойчивость к утомлению. Утомление является ведущим механизмом адаптации благодаря мобилизации резервных возможностей. Изменения, происходящие во время утомления, являются своеобразными стимулами для формирования функциональных и конструктивных трансформаций в организме, составляющих суть развития тренированности (адаптированности).

    В развитии утомления можно выделить две фазы:

    Первая фаза – преодолеваемое, или скрытое утомление, когда работоспособность еще может поддерживаться на прежнем и даже высоком уровне, благодаря усилению коркового возбуждения, несмотря на выраженную уже дискоординацию вегетативных функций и снижение

    До последнего времени выделялись два основных вида утомления, связанных с характером деятельности. Это утомление физическое и утомление умственное. Первое обусловлено интенсивной физической работой, второе – напряженностью ваших функций, таких, как память, внимание, информационная деятельность, творческая активность.

    В зависимости от интенсивности нагрузки выделяют утомление острое и хроническое (М.И. Виноградов). Острое утомление возникает вследствие чрезвычайных нагрузок, характеризуется быстротой развития (до 2-3 мин), резким снижением работоспособности, вплоть до отказа от деятельности. Хроническое - носит длительный характер (вплоть до нескольких месяцев). По локализации - общее, характеризующееся изменением функций организма в целом и локальное, затрагивающее какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор (глаза, запястья).

    Утомление может различаться по степени выраженности. Принято выделить четыре степени утомления: от мало выраженного (1 степень) до очень выраженного (4 степень). Отнесение состояния утомления к той или иной группе зависит от степени выраженности сдвигов, соответствующих физиологических, психофизиологических и иных показателей деятельности (см. Приложение 1)

    В таблице 2 (см. Приложение 2) представлены материалы к оценке степени утомления для лиц умственного труда. Рассматриваются следующие показатели – мышечная выносливость (СМУ), объем кратковременной памяти (КП), латентный период простой (ПЗМР) и сложный (СЗМР) зрительно-моторных реакций, показатель переключения внимания (ВН) и критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ).

    При физическом труде принято выделять утомление локальное, региональное и общее, в зависимости от доли мышечной массы, участвующей в работе. Понятно, что при этом необходимо использовать иные, чем при умственном труде, показатели (см. Приложение 3).

    Как видно из представляемого материала, состояние утомления может формироваться за счет весьма широкого круга факторов рабочей нагрузки, которые могут взаимно усиливать свое влияние на организм. Существует огромное количество наблюдений, свидетельствующих о решающем значении санитарно-гигиенических условий рабочей среды на развитие утомления при легкой физической и иной работе. Влияние этих и других факторов рассматривалось нами в разделе, касающемся оценки условий, определяющих работоспособность человека.

    Функциональные изменения в ЦНС, вызванные: мощным потоком импульсов от проприорецепторов;

    изменением химического состояния мышечной ткани, в результате чего раздражаются хеморецепторы мышц, что усиливает ток импульсов в ЦНС и дает начало специфическим моторно-висцеральным рефлексам;

    изменением внутренней среды организма в результате накопления кислых продуктов обмена (ацидотичекий сдвиг);

    изменением функционального состояния тех отделов ЦНС, которые организуют и обеспечивают длительную и напряженную мышечную деятельность (т.к. нервная ткань обладает низкой выносливостью и быстро истощается);

    снижением уровня деятельности ЖВС, возникшее в результате напряженной и эмоционально окрашенной работы.

    Изменение в организме в результате утомления:

    - уменьшается возбудимость и лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса) нервной и мышечной тканей;

    - снижается активность ферментов, обеспечивающих протекание химических реакций;

    - ухудшается деятельность анализаторных систем;

    - увеличивается ЧСС, ЧДД;

    - уменьшается глубина вдоха и выдоха;

    - уменьшается систолический объем сердца;

    - ухудшение координации, уменьшение амплитуды и замедление темпа движений;

    - уменьшается объем выполняемой работы.

    Признаки утомления Таблица 4

    уменьшается сила и выносливость мышц;

    ухудшается координация движений;

    возрастают затраты энергии при выполнении

    работы одинакового характера;

    замедляется скорость переработки информации;

    затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

    периодически возникающие головные боли без явных причин;

    ощутимая усталость, которая не исчезает даже после ночного сна;

    кожа лица меняет цвет (становится бледной или сероватой), под глазами появляются устойчивые синяки;

    колебания артериального давления;

        1. Диагностика физического и умственного утомления

        Диагностика состояния человека важна для многих сфер его жизни и деятельности. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

        а) определить готовность человека к предстоящей деятельности;

        б) зарегистрировать момент изменения состояния;

        в) определить способность испытуемого выполнить работу при заданном уровне;

        г) сравнить состояние человека до и после выполнения определенной деятельности или действия (Зараковский и др., 1974, с. 108).

        В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 10-х классов. За состояние покоя было принято отсутствие утомления. Для достижения физического и умственного утомления учащимися, им предлагалось выполнить упражнения разной степени интенсивности.

        Диагностика физического утомления

        Для анализа физического утомления среди учеников 10 классов мы провели три типа тренировок. В эксперименте приняли участие 22 ученика (13 девушек и 9 юношей) с основной группой здоровья.

        В первый раз ученики делали упражнения малой интенсивности (разминка). У всех учеников немного изменилась окраска кожи, так же проявилась небольшая потливость, речь была отчетливой, движения - бодрыми и уверенными, жалоб на самочувствие не было, дыхание было ровным, сохранилось полное внимание и нормальная работоспособность, было приподнятое настроение и активное желание тренироваться. Средний пульс у девушек составил 131 удар в минуту, а у юношей 126 ударов в минуту.



        Во второй тренировке ученики выполняли прыжки на скакалке. У всех учеников также немного изменилась окраска кожи, так же проявилась небольшая потливость, речь была отчетливой, движения бодрыми и уверенными, была одна жалоба на самочувствие, дыхание было ровным у большинства, но у оного человека наблюдалась сильная одышка, у 3 человек произошло снижение работоспособности и внимания, было приподнятое настроение и активное желание тренироваться у всех кроме 3 человек.



        Во третьей тренировке ученики выполняли шестиминутный бег. У 10 учеников было значительное покраснение кожи, у 7 человек была отдышка, у 5 человек было напряженное лицо, 7 человек ощутили сильную потливость, движения 5 человек были неуверенными, 7 человек отметили снижение внимания и снижение работоспособности, 3 человека захотели затягивать период отдыха, а 2 человека хотели полностью прекратить тренировки. У одного человека было сильно выраженное страдальческое выражение лица, дыхание было поверхностным, неритмичным, сильно упала работоспособность, настроение подавленное и возникли сомнения в ценности тренировок.



        Диагностика умственного утомления посредством корректурного теста.

        Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния внимания, памяти, мышления, выраженности эмоций.

        Для выявления уровня умственной работоспособности человека можно использовать 4-минутное дозированное задание. При обработке результатов определяются количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определяются качественные показатели работоспособности – количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания.

        1. В таблице Анфимова, начиная с первой верхней строки, последовательно просматривая буквы в направлении слева направо, вычеркните все встречающиеся буквы Ии буквы Н в течение 4 минут (см. Приложение 4, 5)). Работайте в максимально быстром темпе.

        2. По окончании работы с таблицей Анфимова подсчитайте

        а) общее количество просмотренных знаков (S);

        б) количество вычеркнутых букв (М);

        в) общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте

        г) количество допущенных ошибок (n).

        3. Вычислите коэффициент точности выполнения задания (А):

        4. Вычислите коэффициент умственной продуктивности (Р):

        5. Вычислите объем зрительной информации (Q):

        где 0,5936 – средний объем информации, приходящийся на один знак.

        6. Вычислите скорость переработки информации (СПИ):

        СПИ = (Q – 2,807 × n) / Т,

        где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т – время выполнения задания в секундах.

        Цель исследования: изучить работоспособность и утомляемость школьников по методике Э.Крепелина, а также выработать меры по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

        Задачи исследования: исследовать работоспособность школьников 8 классах МБОУ СОШ с.Хрущевка; провести тестирование по методике Э.Крепеллина в течение школьной рабочей недели; выработать меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся; внедрить меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности во время уроков.

        Методика исследования. В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости.

        Результаты исследования. Таким образом, анализ анкет показал, что работоспособность школьников снижается к концу рабочей недели. На основе полученных данных мы предлагаем ввести описанные ниже меры для профилактики утомляемости в учебном процессе.

        Меры профилактики утомляемости в учебном процессе. В качестве мер, восстанавливающих работоспособность школьника, на уроках необходимо регулярно использовать: физкультминутки, зарядку для глаз, смену вида деятельности в учебном процессе. Хороший результат дает чередование физической нагрузки с релаксацией.

        Данное исследование имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. Мы планируем в дальнейшем продолжить исследование работоспособности и утомляемости школьников с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

        ВложениеРазмер
        prezentatsiya_k_rabote_issledovanie_utomlyaemosti.pptx 1.04 МБ

        Предварительный просмотр:

        Подписи к слайдам:

        В современном мире от человека требуются незамедлительная переработка информации и быстрое восприятие ее, что осуществляется при напряженном внимании, сосредоточенности, но при малой подвижности . Бичом двадцать первого века, проблемой, которая мало кого миновала, является повышенная утомляемость. Причины самые разные, а картина всегда примерно одна и та же: слабость, вялость, сонливость, полная апатия, упадок сил. Актуальность исследования

        Утомление – это состояние организма, характеризующееся нарушением течения физиологических процессов и возникающие в результате очень интенсивной или очень длительной работы. Поэтому мы заинтересовались вопросом исследования работоспособности и утомляемости школьников, так как именно в этот период происходит закладка всех основных жизненных функций, которые в дальнейшем будут влиять на человека в течение всей его жизни. Введение

        Цель исследования: изучить работоспособность и утомляемость школьников по методике Э.Крепелина , а также выработать меры по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников . Гипотеза : показатель коэффициента работоспособности в течении учебной недели меняет свое значение и падает по отношению к показателю понедельника. Цель исследования

        Задачи исследования : исследовать работоспособность школьников 8 классах МБОУ СОШ с.Хрущевка ; провести тестирование по методике Э.Крепеллина в течение школьной рабочей недели; выработать меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся; внедрить меры по снижению утомляемости и повышению работоспособности во время уроков. З адачи исследования

        Еще в 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению. Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости. В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости . Методика исследования

        Таким образом, анализ анкет показал, что работоспособность школьников снижается к концу рабочей недели. На основе полученных данных мы предлагаем ввести следующие меры для профилактики утомляемости в учебном процессе. Результат исследования

        Меры профилактики утомляемости в учебном процессе физкультминутки, зарядка для глаз, смена вида деятельности в учебном процессе

        Соблюдать режим сна и отдыха. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Меры профилактики утомляемости

        Сбалансировано и регулярно питаться. Меры профилактики утомляемости

        Обогащать организм кислородом. Чтобы избежать гипоксии, специалисты рекомендуют специально обогащать организм кислородом, используя для этого не только прогулки на свежем воздухе, но и современные технологии. Меры профилактики утомляемости

        Заключение и выводы Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление правильная организация урока, уровень его гигиенической направленности. Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения его здоровье .

        Заключение и выводы В нашей школе соблюдается режим труда и отдыха обучающихся, на уроках регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, а также введены меры по профилактике утомляемости (организовано горячее двухразовое питание, курс приема кислородных коктейлей).

        Спасибо за внимание!

        По теме: методические разработки, презентации и конспекты


        Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

        Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ.


        Организация учебной исследовательской работы школьников

        Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы.


        Организация учебной исследовательской работы школьников

        Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы.


        Организация учебной исследовательской работы школьников

        Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы.


        Исследовательская работа школьников 4, 6 классов "Как возникла Земля. "

        Исследовательская работа школьников 4 класса (Телешун Андрей), 6 класса (Бескоровайная Екатерина, Качаева Юлия). Секция - филологическая. 3 место в районном конкурсе юных исследователей (2009 год).

        Исследовательская работа школьников - основа преемственности их обучения в вузе

        Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому.Галилео Галилей Историческое и правовое воспитание у молодежи в настоящее время .

        Проектная и учебно-исследовательская работа школьников на уроках технологии

        В статье помещен материал из опыта работы учителя технологии о проектной и учебно-исследовательской работе школьников.

        Автор: Усманова Гюльнара Муратовна

        Организация: ГБОУ Школа №656 им. А.С. Макаренко

        Населенный пункт: г. Москва

        Школьник, вследствие учебной перегрузки, может стать беспокойным, раздражительным. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. Учебные перегрузки сказываются и на взаимоотношениях ребенка в семье.

        Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и эмоциональным и умственным переутомлением. Есть и другие причины. Для жителя города (начиная со второй половины 20 века и до наших дней) характерны постоянные ограничения времени. Не случайно востребованными стали технологии тайм-менеджмента. Современные реалии жизни в мегаполисе требуют навыка рационального использования ресурса времени.

        Неодинакова умственная работоспособность учащихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким (понедельник) и в конце (пятница) недели.

        Уровень внимания непосредственно связан с возможностью концентрации ученика в какой-либо деятельности и зависит, в первую очередь, от степени его утомления предыдущей деятельностью.

        Учёба и активная внеучебная деятельность (участие в конкурсах, олимпиадах, дополнительная проектная деятельности, подготовка внеклассных мероприятий, посещение кружков и секций) являются для них сильным стрессогенным фактором.

        Влияние различных неблагоприятных факторов: избыточное утомление, несбалансированный режим дня, избыточные учебные нагрузки (контрольные, экзаменационные и проверочные работы) и эмоциональные нагрузки (например, при подготовке и участии в различных конкурсах и интеллектуальных олимпиадах) – провоцируют дисбаланс в состоянии физического и психоэмоционального здоровья детей.

        Для предупреждения и профилактики этого необходимо использовать все ресурсы образовательного учреждения, узких специалистов, воспитательно-образовательные возможности инфраструктуры и системы дополнительного образования.

        В нашем ГБОУ успешно применяются методы исследования утомляемости школьников.

        Традиционными методами исследования уровня утомляемости учащихся образовательного учреждения можно считать:

        - анализ результативности деятельности детей в учебной и внеучебной сферах (оценки, баллы, достижения в конкурсах, продукты деятельности, рисунки, проекты и т.п.);

        - опрос и анкетирование родителей учащихся;

        - опрос и анкетирование педагогического коллектива и классных руководителей;

        - анализ документации (учебные журналы, журналы дополнительного образования, отчётная документация).

        Стандартными методами исследования уровня утомляемости учащихся образовательного учреждения являются:

        Цели: выявление актуального уровня взаимодействия и взаимоотношений детей школьного возраста с классным руководителем; анализ факторов удовлетворенности и неудовлетворенности межличностного и учебного взаимодействия детей с классным руководителем; предоставление материала для планирования индивидуально-воспитательной работы классного руководителя с учащимися; анализ характера учебных проблем детей.

        Цели: выявление актуального уровня школьной мотивации детей младшего школьного возраста; выявление групп риска высокой утомляемости с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей; анализ характера учебных проблем детей; выявление причин школьной дезадаптации, дифференцирование детей по уровню отношения к школе (эмоциональное отношение к школе, отношения с классным руководителем, взаимоотношения с одноклассниками, эмоциональное самоощущение в классе); анализ факторов, связанных с пониженной учебной мотивацией.

        5. Методика определения утомляемости учащихся с помощью колец Ландольдта. Цели: выяснение динамики утомляемости учащихся в течение учебного года с учетом возможного различия ее в начале и конце учебной недели и в начале и в конце учебного дня.

        Педагог должен вовремя заметить и ликвидировать одну из причин возникновения и развития высокой заболеваемости – умственное переутомление школьников еще на стадии утомления с помощью релаксации, прогулок на свежем воздухе, физических упражнений. Он должен контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка, так как от решения этой проблемы зависит, насколько благополучно будет осуществляться процесс обучения и развития ребенка. Из опыта работы видно, что младшие школьники наиболее подвержены утомлению.

        Утомление - временное состояние организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем. Оно имеет разнообразные проявления на уровнях ( Таблица 6 ) .

        Таблица 6 – Показатели утомляемости

        Снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы.

        Затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность в динамике нервных процессов.

        Нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, снижение чувствительности, сдвиги в эмоционально- мотивационной сфере.

        Особенность проявления утомления зависит от вида нагрузки, от степени ее воздействия, времени, необходимого для восстановления наилучшего уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр.

        При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

        Можно выявить следующие периоды, являющиеся наиболее возможными моментами для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. Так же утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. Многие исследователи отмечают именно такую тенденцию в динамике работоспособности организма и рассматривают способы преодоления данного негативного явления в ходе учебной деятельности.

        Более удобным для обследования младших школьников является бланковый тест скорости (корректурной пробы) в модификации Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны).

        Рисунок 1 – Анализ утомляемости первоклассников

        Характеристика качества выполнения задания и количество допущенных ошибок за каждые 30-60 с интервала работы являются важными показателями утомления. Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к моторной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Следовательно, регистрируя снижение таких показателей, как внимание, моторная деятельность, работоспособность, устойчивость деятельности, можно предположить наступление утомления.

        Третий и четвертый уроки подтверждают закономерность снижения изучаемых величин (Рисунок 1).

        Очевидно, что утомляемость начинает появляться и набирает темп от урока к уроку. На четвертом уроке показатели достигают своего максимума, то есть ученик работает на пределе физических и психических возможностей, привлекая резервы своего еще несовершенного растущего организма.

        Правила организации игр на перемене.

        При соблюдении некоторых правил, игры на перемене станут отличным способом поддержать здоровье школьников.

        1. Чем проще правила игры, тем лучше.

        2. Для проведения игр школьникам выделяются специальные места

        3. В любой игре участие должно быть добровольным.

        4. Игра не должна быть долгой по времени, поскольку перемены короткие, а ученикам еще нужно успеть подготовиться к следующему уроку.

        5. Организация игры для детей начальной школы на перемене педагогом требует дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, а также к школьникам разного темперамента и физическими возможностями.

        6. Стоит поддерживать стремление детей организовывать игры самостоятельно.

        Какая польза от игры на перемене в школе?

        Для младших школьников игры помогают адаптироваться, в том числе найти друзей и попрактиковаться в общении.

        Подвижные игры для начальной школы на перемене развивают умение быстро принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку.

        Двигательная активность способствует физической разрядке и служит профилактикой застойных явлений. У детей поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе.

        Переключив внимание, дети избегают утомления.

        Снижается нагрузка на зрение.

        Участники садятся в ряд на скамейку. Правила игры подразумевают выбор ведущего, который загадывает слово и тихо шепчет его первому участнику в цепочке испорченного телефона, чтобы не услышали остальные. Затем первый участник также тихо передает на ухо второму игроку, то, что он услышал и так до конца цепочки. Игрок, который находится в цепочке последним, громко говорит слово, которое он услышал. Как правило, результат очень отличается от загаданного ведущим слова и вызывает смех.

        Новым ведущим становится участник, последний в цепочке, остальные сдвигаются, пуская на первое место бывшего ведущего.

        Для большого количества участников удобнее разделиться на 2 команды. Такой вариант предполагает, что ведущий шепчет каждой из команд одно и то же слово, а победителем становится та команда, которая в результате выдает слово, наиболее похожее на заданное.

        Читайте также: