Анализ учебников по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Задание 1. Проанализировать построение и содержание учебника по окружающему миру для начальной школы.

Алгоритм методического анализа учебников.

1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные).
Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючков
Класс: 4 класс; 1 часть
Название предмета: Окружающий мир
Просвещение, Школа России
Серия : “Школа России” основана в 2001 году

2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки:

• На первой странице учебника имеются условные обозначения:
- что узнаем,чему научимся;
-работаем в паре;
-работаем в группе;
-работаем со взрослыми;
-задание повышенной сложности;
-моделирование;
-рабочая тетрадь;
-атлас-определитель “От земли до неба” ;
-сделаем вывод,
необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника содержаться рисунки.

• рубрики учебника: «На следующем

ними и соответствующую подготовку. Каждая тема в

ким резюме (выводом) по содержанию учебного материа-

ла, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают

собственные выводы. Каждый раздел учебника обеспечен

заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои

щей части учебника.

3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные)
Проанализировав содержание статей учебника, можно отметить его достоинства и недостатки, его объем и доступность.

теме в целом, чтобы понять, на сколько хорошо или плохо тема была усвоена ребенком.




В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо

Данный учебник подходит для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения

4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение:

• чем представлен: фото, рисунки, схемы и пр. (что преобладает); Условные обозначения: имеются. Содержание: в конце учебника, каждый раздел выделен своим цветом и картинками.Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки:

Учебный материал каждой темы включает следующие компоненты:

1. Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

2. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

3. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.

Задание 1. Проанализировать построение и содержание учебника по окружающему миру для начальной школы.

Алгоритм методического анализа учебников.

1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные).
Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючков
Класс: 4 класс; 1 часть
Название предмета: Окружающий мир
Просвещение, Школа России
Серия : “Школа России” основана в 2001 году

2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки:

• На первой странице учебника имеются условные обозначения:
- что узнаем,чему научимся;
-работаем в паре;
-работаем в группе;
-работаем со взрослыми;
-задание повышенной сложности;
-моделирование;
-рабочая тетрадь;
-атлас-определитель “От земли до неба” ;
-сделаем вывод,
необходимые для дальнейшей работы с упражнениями. В содержании учебника содержаться рисунки.

• рубрики учебника: «На следующем

ними и соответствующую подготовку. Каждая тема в

ким резюме (выводом) по содержанию учебного материа-

ла, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают

собственные выводы. Каждый раздел учебника обеспечен

заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои

щей части учебника.

3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные)
Проанализировав содержание статей учебника, можно отметить его достоинства и недостатки, его объем и доступность.

теме в целом, чтобы понять, на сколько хорошо или плохо тема была усвоена ребенком.

В конце каждого параграфа имеется небольшой вывод, который выделяет основную суть текста и мысль, которую необходимо

Данный учебник подходит для организации полноценного учебно-воспитательного процесса. Положительными качествами данного учебника являются системность и доступность, упражнения, вопросы, позволяют не только закрепить новые знания, но и применить их, перенося на новый объект.

Учебник хороший, вполне годится для осуществления стандартов второго поколения

4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение:

• чем представлен: фото, рисунки, схемы и пр. (что преобладает); Условные обозначения: имеются. Содержание: в конце учебника, каждый раздел выделен своим цветом и картинками.Учебник имеет достаточное количество иллюстраций, но хотелось бы больше. Рисунки помогают усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки:

Учебный материал каждой темы включает следующие компоненты:

1. Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

2. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.

3. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 класс: сначала младшие школьники учатся ориентироваться на страницах учебника, рассматривать информацию, представленную на иллюстрациях. Условные знаки, которые помогут осваивать материал учебника.


Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для формирования восприятия: изучают распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем.

Достижению этой цели служит как текстовой, так и иллюстративный компонент учебника для 4 класса. В текстах обращается внимание на красоту изучаемых объектов окружающего мира: звёздного неба, озера Байкал, цветущего луга, старинных глобусов, географических карт и т. д. В числе иллюстраций представлены разворотные рисунки, отражающие красоту природы различных зон и сообществ, а также рисунки и фотографии отдельных представителей растительного и животного мира, природных ландшафтов.

Проанализировав учебник по математике, авторского коллектива под руководством М.И. Моро можно сделать вывод о том, что формированию зрительно-пространственного восприятию уделяется много времени. Дети знакомятся со схемами, таблицами, диаграммами, выполняют различные задания на поиск информации, в процессе которых младшие школьники развивают мышления, воспринимают материал, представленный различными способами. Большую роль в формировании у младших школьников зрительно-пространственного восприятия играет насыщенность наглядного материала, которому в учебнике уделяется особое внимание.


В статье описан анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру с 1 по 4 классы.

Основные задачи профессионального просвещения: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям окружающего мира.

Проведя анализ двух частей учебника, нами было отмечено, что в первой части учебника не содержатся темы, направленные на знакомство учащихся с профессиями.

Таким образом, за год обучения в первом классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с десятью профессиями: водитель, врач, художник, парикмахер, доярка, пекарь, пожарный, сотрудник полиции, космонавт, палеонтолог [6].

За год обучения во втором классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с профессиями: продавец, комбайнер, животновод, автомобилестроитель, экскаваторщик, гончар, ткач, строитель, плотник, бульдозерист, экскаваторщик, летчик, машинист, пожарный, капитан, художник, учитель, артист, циркач, сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, учитель, доктор, пилот, актер [7].

Таким образом, за год обучения в третьем классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с профессиями: хлебороб, овощевод, садовод, хлопкороб, птицевод, пчеловод, доярка, фермер.

Проведя анализ второй части, нами было отмечено, что вторая часть учебника не имеет тем про знакомство с миром профессий.

Таким образом, за год обучения в четвертом классе при изучении курса окружающего мира, учащиеся знакомятся с профессиями: эколог, географ, историк, полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сотрудник полиции космонавт

плотник бульдозерист экскаваторщик

овощевод садовод хлопкороб птицевод пчеловод доярка

овощеводство плодоводство цветоводство фермерство свиноводство птицеводство рыбоводство пчеловодство

Таким образом, по данной таблице мы увидим, что большее количество профессий учащиеся узнают во втором и четвертом классах.

Проведя анализ первой и второй части учебника, нами был сделан вывод, что и первая и вторая части содержат темы на знакомство с профессиями.

Таким образом, нами было отмечено, что за год обучения в первом классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: врач, машинист, фермер, воспитатель, пекарь, продавец, комбайнер, тракторист, пастух, доярка, птицевод, конюх, слесарь, портниха, столяр, гончар, пожарный, врач, сотрудники скорой помощи, МЧС, шахтер, библиотекарь, учитель, летчик, космонавт, бортпроводник, кондуктор.

Таким образом, за год за год обучения во втором классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, учитель, врач, медсестра, пилот, экономист, программист, экскурсовод, автомеханик, скульптор.

Таким образом, за год обучения в третьем классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: ремесленник, стеклодув, башмачник, гончар, ювелир, ткач, плотник.

Проведя анализ двух частей учебника, нами был сделан вывод, что обе части не имеют тем на знакомство учащихся с миром профессий.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

экономист программист экскурсовод автомеханик скульптор

ремесленник стеклодув башмачник гончар

Таким образом, по данной таблице мы увидим, что большее количество профессий учащиеся узнают в первом и втором классах.

Таким образом, за год обучения в первом классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: хлебороб, комбайнер, пекарь.

Таким образом, за год обучения во втором классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, учитель, врач, пилот, машинист, астроном, космонавт.

Таким образом, за год обучения в третьем классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: метеоролог, животновод, полевод, садовод.

Проведя анализ второй части учебника, нами был сделан вывод, что тем на знакомство с миром профессий не содержится.

Таким образом, за год обучения в четвертом классе при изучении окружающего мира учащиеся знакомятся с профессиями: археолог.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные мною учебники полностью следуют ФГОС, следовательно, они соответствуют учебной программе.

Данные учебники доступны не только в библиотеках или магазинах, но в и в электронном варианте, поэтому учебники можно назвать универсальными.

Учебники являются сезонными. Первая часть учебник служит для 1-ой и 2-ой четверти, вторая часть учебник для 3-ей и 4-ой.

Обложка книги яркая, радует глаз и не способна вызвать отрицательных эмоций. На страницах книг присутствуют всевозможные иллюстрации, которые помогают усваивать ребенком информацию в более увлекательной форме. Шрифт четкий, не мелкий и хорошо воспринимаем для глаз.

неотъемлемой частью в обучении ребенка. В пример можно привести задание, из учебника Окружающего мира 2 часть, на странице 75. Там имеется практическое задание, в котором ребенок должен научиться, благодаря изученному на уроке материалу, научиться пользовать компасом. Также на страницах 30-31 написаны две ситуации, в которых ребенок должен сам придумать, как решить проблему. Это означает, что данные учебники учат детей принимать решения и трезво мыслить в окружающем их мире.

Мне очень симпатизирует данный УМК, сами книги и предоставленный материал в учебниках, потому что задания, теория, внешний вид подобраны с умом и учетом возрастных особенностей (нет слишком пестрых цветов, который способны вызвать агрессию). Материал и размеры учебника меня также полностью устраивают: не слишком громоздкие, материал гладкий и приятный на ощупь.

Дозировка знаний является важной часть этих учебников, так как тут представлены различные условные обозначение, который помогут детям сориентироваться во время изучения нового материала.

Читайте также: