Анализ стихотворения вчерашний день часу в шестом кратко

Обновлено: 03.07.2024

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе. Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “бич свистал, играя“.

Следует выделять две ключевые темы:

  1. Тягостная жизнь обычных крестьян в период крепостного права.
  2. Непростая и тернистая судьба поэта (поэзии).

Образ прекрасной, возвышенной греческой Музы Николай Алексеевич переделал на свой лад. В стихотворении Музой является простая русская женщина, занимающаяся тяжелым трудом.

Молчание девушки указывает на жесткость цензуры в царской России. Нестерпимая боль от удара заставляет Музу окаменеть и замолчать.

Таким образом, поэт говорит о бесправном положении поэта. Он не имеет права на искреннее художественное слово так же, как и крестьяне не имеют прав на свободу.

Автор ведет метафорическое повествование. Он сравнивает избитую русскую крестьянку с русской поэзией, находящейся в таком же плачевном состоянии.

Читайте по теме: Анализ других стихотворений Некрасова: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Петербург в творчестве писателя

Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.
Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Всё творчество Николая Некрасова посвящено русскому народу, его характеру, его трудностям. Наверное, нельзя найти другого такого писателя, который бы за свою жизнь написал столько строк о простом крестьянине. По произведениям можно почти досконально изучить быт простого народа, его традиции и пристрастия.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Все произведение можно условно поделить на две части. В первой из них обозначается время и место действия. В данном случае события развиваются в столице. Во второй части автор дает собственную оценку всему увиденному.

К образу Петербурга Некрасов обратился не впервые. Он не нарисовал парадные фасады столицы, которыми привыкли хвастать высокопоставленные чины города, а представил Петербург без прикрас. Читатель увидел столицу такой, какой она ежедневно пристает взору простого народа: в центре столпилась толпа зевак дабы взглянуть на некую сцену. За что-то на глазах у народа наказывали молоденькую крестьянку. Несмотря на боль, которую доставляют ей удары плетью, она молчит. Это доказывает ее невероятную гордость: она не может позволить себе быть еще более униженной и просить пощады или жаловаться.

Конечно, образ крестьянки типичен для творчества Некрасова. Ново в этом стихотворении то, что автор связал с образом избиваемой крестьянки Музу. Ведь обычно поэты и писатели изображали ее в светлых одеяниях, эфорийную, неземную. А здесь бок о бок с таковой Музой лежит на земле тело крестьянки, что привыкла и к тяжелой работе, и к частым побоям. За свой тяжелый труд она получала не слова благодарности, а лишь издевательства. Так что позволило Некрасову объединить эти два, на первый взгляд, столь разных образа?

Таким образом, в данном произведении автор сумел соединить две важнейшие для себя темы: положение крестьянина и роль поэта в обществе.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Средства художественной выразительности, используемые автором

стихотворение


Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.
Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “бич свистал, играя”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень четкий ритмический рисунок. Он создается чередованием трех- и четырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых загадочных в его творческом наследии.Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, даст школьникам общее представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелегкая миссия поэта и тяжелое положение закрепощенного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает ее, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в четных строках он трехстопный с женской рифмой, а в нечетных – четырехстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “крестьянка-Муза“.

Анализ стихотворения Некрасов Вчерашний день в часу шестом

Размер стихотворения — разностопный ямб. В первом четверостишии автор пишет о крестьянке, которую избивают кнутом прилюдно на улице. В юной девушке автор видит не просто личность. Она олицетворяет собой весь бедный, угнетенный народ, который бьют и унижают в царской России. Однако бедная страдалица не подала ни звука, пока ее били кнутом. Почему? Некрасов подчеркивает безмолвие народа. Его раболепство, боязнь высказать протест даже в те минуты, когда терпеть нельзя. Однако в этом же молчании можно разглядеть и неподдельную гордость, и достоинство несчастных выдерживать удары судьбы. Автор и укоряет крепостных, и сочувствует им в их нелегкой доле.

Здесь начинает проявляться и вторая тема — предназначение поэта. В этом стихотворении Некрасов называет Музу сестрой молодой крестьянки. Богиня поэзии предстает не в прекрасных одеждах, а родственницей истязаемой девушки. Литература при жизни писателя подвергалась жёсткой критике и нападкам со стороны государства. Однако в это время, несмотря на цензуру, создавались шедевры русской классики. Муза и искусство были непобедимы. И они, как и обычные люди, с достоинством выдерживали тяжёлые времена под давлением цензоров.

Своей задачей поэт ставил пробуждение народа к действиям. В своих стихах он восхищался их стойкостью, но в то же время корил за то, что они готовы молча мириться со своей судьбой. Поэт знал, что в народе скрыта огромная сила, и хотел, чтобы она вырвалась на свободу.

Стихотворение написано в 1848 году, но в свет вышло гораздо позднее. Его относят к жанру гражданской поэзии. Первый раз прочитав его, создаётся впечатление зарисовки с натуры. Некрасов даёт конкретное место событий (Сенная площадь) и время действия (шестой час). Таким образом он создаёт картину достоверных событий.

Кратко по плану

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна – Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом – он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушел в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его сделали частью школьной программы.

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Тема стихотворения

В своем произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжелое положение крестьянства с одной стороны, и положении поэзии, которое также не назовешь легким, – с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорические изображает тяжелое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как ее избивают бичом цензоры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утонченную молодую женщину, ля Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчеркивает бесправное положение художественного слова в условиях жесткой цензуры – оно как будто так же закрепощено, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это ее молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен еще в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Средства художественной выразительности, используемые автором

стихотворение


Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.
Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Композиция

Композиционно стих “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящий из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, четко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – ее родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Петербург в творчестве писателя

Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.
Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “крестьянка-Муза”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально емко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объему произведении.

Крепостное право

крепостное право


На протяжении всей своей жизни писатель наблюдал за угнетением крестьян. Несправедливость, часто имеющая место во всех дворянских владениях, угнетала Некрасова. Детские впечатления писателя основывались на ежедневном наблюдении за поведением тиранов, отца и соседей. Уже тогда формировалось сочувствие к простому народу, интерес к его повседневной жизни.
Но и переезд в Петербург не изменил мнения автора. Собственные тяготы и лишения, наблюдение за такими же обездоленными людьми культивировали чувство ненависти к несправедливому укладу. Это и стало основным мотивом к написанию искренних и правдивых произведений. Современники признавали, что жизнь простого человека наиболее честно и ярко представлена именно в литературе Некрасова.

Стремление крестьян к свободе, как к единственной возможности жить полной жизнью, в стихотворениях Некрасова представлена как цель. Именно к ней движутся все стремления простого народа. Однако, после отмены крепостного права, крестьяне сталкиваются с проблемой совершенно иного рода — они не умеют распоряжаться собственной свободой. На протяжении всей жизни бившийся за освобождение крестьян писатель предполагает, что все же жизнь при хозяине обеспечивала людям и работу и кусок хлеба.

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе. Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “бич свистал, играя“.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень чёткий ритмический рисунок. Он создается чередованием трёх- и чётырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “ крестьянка молодая “, “ сестра родная “.
  • Метафора – “бич свистал, играя” .

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Анализ Вчерашний день, часу в шестом

Николай Алексеевич Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!”.

Краткий анализ произведения

  • История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.
  • Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.
  • Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.
  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “бич свистал, играя“.

Таким образом, поэт еще раз подчеркнул тот факт, что ни смотря на свое дворянское происхождение, ему близка жизнь простого человека.

Это и объясняет то, что муза Некрасова изображена, как униженная крестьянская девушка, а не дама из высшего общества. Ведь, поэт считал, что только в муках и лишениях могут родиться действительно настоящие стихотворения, которые заставят задуматься над происходящими событиями.

Мне нравится 98

Идея заключается в том, чтобы поделиться этим восхищением с читателем, заставить каждого, кто прочтет это стихотворение, задуматься о тех же вещах, которые волновали автора при написании.

Стихотворение рассказывает читателю о том, как лирический герой увидел женщину, которую били кнутом на Сенной. Несмотря на страдания, женщина молча переносила побои; из ее груди не вырвалось ни единого звука. Такая стойкость поразительна, считает Некрасов, и именно такие женщины способны вдохновлять.

Николай Некрасов известен своим образом поэта-гражданина, и в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом” хорошо видно, как гармонично сочитаются в нем эти две роли. Стойкость женщины, описанной в стихотворении, воодущевляет Некрасова, как гражданина, и вдохновляет — как поэта.

Основное настроение стихотворения отчасти торжественное и драматическое. Внутренняя сила описываемой женщины вызывает трепет и восторг, что способствует напряженной обстановке. Однако в стихотворении чувствуется так же вера в эту женщину, вера в народ, вера в Родину.

Автор вдохновлен — а значит, он полон сил и веры в победу, он смотрит на мир смело и готов сражаться. Сражаться за человеческую свободу и счастье, ведь эти вещи всегда были чрезвычайно важны для Некрасова.

Кроме драмы, в стихотворении чувствуется вера в лучшее, вера в то, что люди достойны счастья и еще могут его получить.

Стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом” практически полностью состоит из повествования. Эпитеты встречаются лишь изредка (“бич свистал, играя”, “сестра твоя родная!”). Некрасов пишет его так, как будто это торжественная речь или письмо, а не стихотворение — легко и понятно, проникновенно, от души.

Для того, чтобы добавить ситуации красок, эпитеты не нужны, она и так предельно яркая и четкая. Как это часто бывает в лирике Некрасова, он рассказывает о жизни очень живым языком, тем не менее задевая струны души читателя, заставляя его прочувтвовать те же глубокие эмоции, что и он сам.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок.

Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой.

Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание . Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать.

Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень чёткий ритмический рисунок. Он создается чередованием трёх- и чётырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “бич свистал, играя”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Мне нравится 34

Сочинение о стихе Вчерашний день, часу в шестом

Николай Некрасов был человеком не простой судьбы. Будучи подростком, он был вынужден покинуть родительский дом, ведь оставаться там было не истерпимо. Его отец-тиран ни давал жизни ни кому из домочадцев. Некрасов вынужден был скитаться по трущобам Петербурга.

Конечно же, нищета, голод и холод оставили свой отпечаток в душе поэта. Годы скитаний показали Некрасову другую жизнь – жизнь простого человека, крепостного крестьянина, бедняка. Он был вынужден столкнуться с несправедливостью и классовым неравенством.

Именно по этим причинам работы Некрасова пропитаны реалистичностью описываемых событий, он не преукрашал действительность, а описывал все как было на самом деле.

Поэт был ярым противиком крепостного права и неоднократно выступал за его отмену. Некрасов утверждал, что каждый человек рождается свободным и ни кто не может решать его судьбу.

Правда, немного позже, после отмены крепостного права, поэт признает, что русский человек просто не знает, что делать с даром свободы, что находясь под гнетом помещика, крепостной был уверен в завтрашнем дне, а получив свободу – он не знал, как жить дальше. Но это будет позже.

Перед глазами автора разворачивается картина казни молодой девушки. Поэт не называет за какое деяние она была подвергнута публичному наказанию, лищь говорит, что ее били кнутом. Все это вызывает в душе автора жалость, смятение, осознание того, что он не в силах это остановить.

Душа поэта переполняется гордостью за свой народ, который ни смотря ни на что, остается гордым и неприклонным. Его не могут сломить ни бедность, ни голод, ни публичные унижения. Именно в этой упрямости Некрасов видит тайну русской души.

В тогдашней поэзии это было своеобразным вызовом устоявшимся вкусам. Ведь литературная традиция от античных времен обычно изображает Музу как молодую прекрасную богиню (отнюдь не крестьянку!), какая из вершин Парнаса или Геликона дарует поэтам вдохновение.

Если сравнивать Музу античных времен, то муза Некрасова, совсем некрасивая свободная девушка, а наоборот девушка-страдалица. Образ Музы и изображения “горя народного”, как важной задачи поэзии превратились в один из ведущих мотивов всего творчества М. Некрасова.

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Читайте также: