Анализ стихотворения смотри как роща зеленеет тютчев по плану кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта открытого урока литературы в 4 классе

1) Обучающая: обучение анализу поэтического текста, элементам стилистического анализа поэтической речи:

2) Развивающая: развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, внимания.

3) Воспитывающая: воспитание бережного и чуткого отношения к родному языку; привитие чувства любви к родной природе, раскрытие богатства эмоционального мира стихотворения;

Планируемые результаты обучения:

Предметные УУД: знание основных понятий анализа поэтического текста, умение ориентироваться в поэтическом тексте, умение производить анализ (с элементами стилистического) стихотворения, умение видеть языковые образные средства в тексте стихотворения;

Метапредметные УУД:

познавательные: умение производить анализ, обобщение, сравнивать и делать выводы; умение отвечать на вопросы учителя;

регулятивные: владение способностью понимать учебные задачи, умение организовывать собственную деятельность индивидуально, в группе;

коммуникативные: умение работать в паре, в группе; умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения собственных чувств, мыслей, формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русской литературы, формировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, диалогический, исследовательский, опрос (анкетирование).

Технологии: педагогическая мастерская проблемное обучение (элементы), ИКТ.

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочие листы, толковый словарь С.И.Ожегова

Используемые ЦОР: презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского “Времена года”,

Краткое описание: урок-мастерская по литературе, запланированное время 40 минут (1 урок).

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает интересная работа: обычная и необычная. С одной стороны, мы будем заниматься знакомым делом, мы будем анализировать стихотворение, с другой - работать мы будем не по плану, как всегда, а в форме урока – мастерской. Итак, я приглашаю вас в нашу мастерскую…

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь анализировать стихотворение? Так ли важно это уметь для вашего образования? (Опрос учеников)

Беседа – мотивация к целеполаганию.

Отвечают на вопрос учителя, ставят цели урока.

(Примерные ответы: анализировать – значит, понимать, что хотел выразить поэт; уметь понимать поэтическую речь, владеть средствами выразительности языка…)

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, установление причинно-следственных связей, формулирование идеи.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

- Помните, что такое ассоциации?(Опрос)

Посмотрите на интерактивную доску на

1-ый слайд: это фото летнего пейзажа.

- Как, вы думаете, какой летний месяц запечатлён на фото?

(Звучит музыка П.Чайковского)

- Ребята, мы не случайно созерцали данный фотоэтюд, он в содержательном плане связан со стихотворением, которое вы будете анализировать. Так что ассоциации, которыми мы обменялись, возможно посетят вас ещё.

Обращает внимание на презентацию (Слайд 2), задаёт вопрос об ассоциациях.

Беседа по содержанию фотокартины.

Предлагает работу на индивидуальных рабочих листах (запись ассоциативных рядов).

Мотивация к будущей работе.

Отвечают на вопрос учителя об ассоциациях

(Примерный ответ: ассоциации – спонтанно возникающие мысли, впечатления, ощущения при рассматривании объекта).

Рассматривают фото под звуки музыки.

Самоконструкция: каждый участник мастерской записывает свои ассоциации.

Социоконструкция: работа в паре, учащиеся сопоставляют получившиеся ассоциативные ряды слов.

Социализация: один из пары зачитывает работу

прохлада тени, свежий ветерок

тишина и умиротворение,

желание отдохнуть, блаженство. Ассоциации солнечного пространства: палящее солнце,

ослепительный свет, жара

2 . Знакомство со стихотворением

Стихотворение, с которым нам предстоит работать на мастерской, принадлежит поэту XIX века Фёдору Ивановичу Тютчеву. Вспомним, насколько нам известны стихи этого русского поэта. Какие из них вы можете назвать? (Опрос)

Опрос изученных стихотворений поэта.

Учащиеся вспоминают названия ранее изученных стихов Ф.И.Тютчева.

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, обобщение, объяснение образа, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи,

Регулятивные УУД: овладение способностью понимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и анализировать услышанное

Личностные УУД: смыслообразование; положительное

отношение к учебной

Сейчас я прочитаю это стихотворение , а вы постарайтесь представить картину, которую рисует поэт. (Чтение стихотворения)

- Что изображает Фёдор Иванович Тютчев?

Какую особенность в изображении летнего пейзажа заметили вы?

- Как в литературе называется такое явление , когда что-то чему-то противопоставляется?

Выразительное чтение стихотворения.

Беседа по содержанию стихотворения.

Работа с презентацией. Слайд 4.

После определения понятия, открывает слайд 5.

Слушают стихотворение, отмечают особенности пейзажа.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят сходства между двумя произведениями искусства.

(Примерный ответ. И на картине А.И. Куинджи, и в стихотворении Ф.И. Тютчева природа представлена в двух планах: солнечном и тенистом, которые как бы противопоставлены друг другу).

Задание на деконструкцию текста.

Участники мастерской распределяют тест стихотворения на ключевые слова, словосочетания к его двум тематическим планам.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, объяснение образа, установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: формирование умения планировать свою деятельность при выполнении самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД:взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

(В конце этапа афиширования открывает слайд 6)

Зачитывают свои варианты подобранных ключевых слов.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

- Ребята, теперь, когда вы знаете, на какие тематические планы делится стихотворение, вам не трудно будет самим сформулировать тему всего стихотворения. Сейчас вы объединяетесь в пары и, опираясь на ваши записи, совместными усилиями формулируете тему стихотворения.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, анализ, обобщение, объяснение образа. Регулятивные:

искать пути решения учебной задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстником в паре, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Контроль правильности формулирования тем участниками мастерской.

Выступающие от пары зачитывают свои ответы.

(Примерный ответ: тема стихотворения – картина летнего дня, контраст двух состояний природы ( на солнце и в тени).)

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

Представим, что мы управляем лодкой, в которой возможно поместилась большая компания, и , удерживая прямую осанку, плывём. Наша задача – мерно, небыстро грести вёслами.

Показывает упражнение, объясняя название музыкального произведения.

Выполняют упражнения , слушая информацию учителя.

Регулятивные УУД:

осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на

Задание №2 (лексико-стилистический анализ)

Итак, мы определили тему стихотворения, следующие задания помогут нам определить идею стихотворения, что не всегда бывает просто сделать.

Распределимся на группы по 3-4 человека и поработаем с лексикой стихотворения.

Помните ли вы, чем отличается словарный состав лирики поэтов 19 века и наша современная речь? Какими словами пользуется поэт Ф.И. Тютчев и всегда ли они нам понятны? (Речь идёт о лексике, с которой мы часто сталкиваемся при анализе стихотворений поэтов 19 века)

Делятся на группы.

Отвечают на вопрос.

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные УУД: овладение способностью понимать учебную задачу.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

- Три группы будут искать и выписывать лексику высокого стиля, их функция – поиск, а одна группа будет определять значения непонятных слов, пользуясь толковыми словарями, их функция - лингвистическое исследование.

Организация групп по способностям.

Познавательные УУД: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока

Регулятивные:

искать пути решения учебной; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД:взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Произведение начинается с обращения поэта к неведомому другу. Он приглашает его войти с ним под сень деревьев летней рощи, где всё проникнуто жизнью и цветением. Тютчев ярко и образно описывает зеленеющую рощу, которая служит для него олицетворением самой жизни. Поэт, подобно чуткому камертону, воспринимает красоту окружающего мира и делится своими эмоциями.

Сначала мы видим летнюю рощу снаружи, а затем – изнутри: таким образом создаётся ощущение объёмности происходящего в природе. Мы будто бы присутствуем рядом с поэтом, наблюдая за происходящим лично. Автор передаёт ощущение летнего зноя через описание бредящих вершин деревьев, родникового шёпота, орлиного крика. Этот громкий крик – единственный звук, нарушивший тишину зеленеющей рощи.

История создания

Жанр, направление, размер

Композиция

Структурно произведение построено согласно кольцевой композиции: происходит постоянная смена пейзажных картин, начиная с первой строфы. Всего в стихотворении три строфы. Тютчев мастерски конструирует многомерность поэтического пространства. С точки зрения пространственного восприятия, произведение можно разделить на две части:

Первая часть – мы видим летнюю рощу целиком глазами лирического героя, но, словно бы, издалека.

Вторая часть – мы видим зеленеющую рощу фрагментарно. Лирический герой концентрирует своё внимание, как наблюдатель, исключительно на отдельных ветках и листьях, погружённых в полуденный сон.

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой палитрой содержательных образов, помогающих автору раскрыть основную идею:

образ зеленеющей рощи – центральный. Создаётся ощущение пространственной многомерности. Роща рассматривается лирическим героем с двух ракурсов: сначала издалека, затем взгляд героя сосредоточивается на отдельных фрагментах, таких как ветки и листья. Во втором четверостишии происходит резкая смена картины. Роща символизирует мир и покой: она расцветает под лучами щедрого солнца точно так же, как расцветает душа человека от вида прекрасного;

образ родника – привычный всем родник превращается в произведении в незаменимый, драгоценный источник всего живого на земле. Это символ полноценности человеческого существования;

образ лирического героя – романтический герой оказывается внутри рощи. Он присаживается возле дерева, непрестанно наблюдая за происходящим. Смотрит вниз, пытаясь заглянуть внутрь земли, увидеть древесные корни, которые питаются родниковой водой. Затем, герой вдруг резко переключает своё внимание, устремляя взгляд ввысь, к вершинам деревьев. Таким образом, он пытается постичь сущность природы и мироздания, но сделать это человеку не под силу.

Темы и настроение

Главная тема произведения – наслаждение красотой полуденной природы. Лирического героя настолько переполняют чувства радости от встречи с цветущей, залитой солнечными лучами рощи, что он приглашает неизвестного нам собеседника разделить с ним счастливые эмоции. Стихотворный текст наполнен настроением нежной истомы, солнечного света. В нём много звука и цвета. Мастерски передана интонация радости и счастья.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас автор, заключается в следующем: только в полном слиянии с природой человек может испытать истинное счастье и умиротворение. Тютчев полагает, что человек не должен быть жадным на чувства: радостью и счастьем следует щедро делиться с окружающими. Поэтому поэт приглашает неизвестного нам спутника совместно насладиться зеленеющей рощей.

Средства выразительности

Описывая красоту летней рощи, утопающей в янтарной зелени, Тютчев использует классический арсенал средств выразительности:

Стихотворение “Смотри, как роща зеленеет…”, написанное в конце августа 1857 года, – это приглашение погрузиться вместе с лирическим героем в прекрасный мир природы. В произведении создается ощущение многомерности пространства. Сначала роща представлена будто издали. Затем взгляд героя концентрируется на отдельных ветках и листьях.

Во второй строфе вновь происходит смена картины. Лирический герой оказывается внутри рощи. Он садится около дерева, продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю, увидеть

Снова переключение – на этот раз его взгляд устремляется вверх. В третьей и последней строфе герой обращает внимание на вершины деревьев, погруженные в полуденный зной. Стихотворение наполнено цветом, движением, звуками. У Тютчева роща – не просто группа деревьев и прочих растений, а истинный храм природы, священное место.

Обыкновенный родник в ней превращается в незаменимый источник жизни. Ощущение торжественности и величия поддерживается при помощи употребления лексики, принадлежащей высокому стилю: “нега”, “дерев”, “поимых”.

тексте использованы важнейшие для творчества Тютчева слова – “мгла” и “сумрак”. В поэзии Федора Ивановича они находятся в тесной связке. За одним явлением практически всегда следует другое. Как правило, вышеназванные слова соотносятся с темой светлой ночи или вечера, а также с темой тени, в которой можно укрыться от зноя в жаркий день.

Последний случай как раз относится к стихотворению “Смотри, как роща зеленеет…”. В нем “сумрак” и “мгла” становятся символами прохлады, тишины, успокоения. Лирического героя окутывает нега, веющая “от каждой ветки и листа”.

В поэзии Тютчева присутствует большое количество стихотворений, обращенных непосредственно к слушателям и создающих иллюзию реального общения с ними. В подобных произведениях нередко встречается глагол “смотреть” в повелительной форме, в единственном числе. С его помощью вносится интонация устной живой речи. При этом точно неясно, к кому обращается поэт.

Его адресат – неопределенный “ты”, с которым Тютчев спешит поделиться своими впечатлениями. “Смотри, как…” – начало ряда стихотворений Федора Ивановича: “Фонтан” (“Смотри, как облаком живым…”) (1836), “Смотри, как запад разгорелся…” (1838), “Смотри, как на речном просторе…” (1851).

Стихотворение учит любить природу, любоваться ее красотами. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение "Смотри, как роща зеленеет"

Мне очень нравится это стихотворение, в котором автор рассказывает о красоте зеленой рощи. Эта роща дает приют усталым путникам, защищает их от жары. Родник помогает утолить жажду. Поэт рисует картину жаркого летнего дня, когда вся природа, кажется, погружена в сон. В такую жару не хочется двигаться, а хочется сидеть в прохладном полумраке, любуясь природой.

Анализ стихотворения "Смотри, как роща зеленеет"

Стихотворение начинается с обращения автора к неведомому другу. Поэт призывает того войти с ним под сень деревьев и присесть под корнями, у родника. Тютчев очень образно описывает рощу, олицетворяя природу. Он тонко чувствует ее красоту и пытается передать это ощущение читателю. Показывая рощу сперва снаружи, а потом изнутри, поэт создает ощущение присутствия, объемности происходящего. Он передает ощущение жары, зноя, через описание бредящих вершин деревьев, шепота родника и орлиный крик, который оказывается единственным звуком, нарушающим тишину рощи.

Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Смотри, как роща зеленеет"
Эпитеты: палящим солнцем, сумраке немом, полдневный зной, крик орлиный.
Метафоры: солнцем облита, негой веет, сядем под корнями, обвеянный мглами, в зной погружены, крик доходит.
Олицетворения: поимых родником, он шепчет, бредят вершины

Пословицы к стихотворению "Смотри, как роща зеленеет"

Хорошо в лесу, береги его красу.



Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Смотри, как роща зеленеет"

Автор приглашает посмотреть на облитую солнцем зеленую рощу, говоря, что от нее веет негой. Он предлагает войти и присесть у корней деревьев, возле родника, дающего прохладу.

Над головой бредят вершины деревьев, погруженные в зной, и только одинокий крик орла доносится с вышины.

Читайте также: