Самообразование как условие профессионального роста воспитателя в доу

Обновлено: 05.07.2024

Модернизация современного образования, внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др.

• Материальное стимулирование. Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно- методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п) .

Как правильно сформулировать тему:

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

• Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Формулировку темы можно сформулировать по схемам:

ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО

Содержание работы по самообразованию:

1 этап – организационно – ознакомительный.

Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

2 этап – основной.

Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап – заключительный.

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.

По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ) .

Предполагаемый результат и формы его представления.

Форма завершения самообразования может быть представлена:

1. Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Проведение открытого просмотра;

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

5. Составление картотеки по проблеме;

6. Изготовление игр и пособий;

7. Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

8. Составление перспективного плана работы с детьми;

9. Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

10. Творческий отчет

11. Оформление передового педагогического опыта.

13. Дидактический материал с обоснованием и описанием

Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы обусловлена спецификой профессиональной педагогической деятельности, которая проявляется в постоянном рефлексировании педагога относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, профессиональных норм поведения. Целью данной работы является определение роли самовоспитания и самообразования в профессиональном становлении педагога. Объект исследования – современный педагог. Предмет исследования –самообразование в профессиональном становлении педагога.

Понятие и сущность самовоспитания и саморазвитя личности

Понятие и сущность самовоспитания и саморазвитя личности

  • Самовоспитание- это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.
  • Саморазвитие педагогов -это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и собственной программой

Самообразование характеризуется:

особая форма самостоятельной познавательной деятельности

путь самосовершенствования личности

компонент системы непрерывного профессионального образования

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования

Посещений занятий коллег Дистанционное обучение Изучение литературы САМООБРАЗОВАНИЕ Курсы повышения квалификации Посещений конференций, семинаров Интернет-сайты

Посещений занятий коллег

САМООБРАЗОВАНИЕ

Курсы повышения квалификации

Посещений конференций, семинаров

Повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий

Повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов

  • 1 этап – установочный (выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий)
  • 2 этап – обучающий (знакомится с психолого-педагогической и методической литературой)
  • 3 этап – практический (накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов)
  • 4 этап – теоретический (осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов)
  • 5 этап – итогово-контрольный (подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты)

Формы самообразования

Ежедневная работа с информацией

Желание творчества

Материальное стимулирование

Рост современной науки

Общественное мнение

Конкуренция

качество преподавания взаимодействие с дошкольниками подготовка докладов, выступлений РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ разработка и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения написание пособий, статей, программ проведение исследований

качество преподавания

взаимодействие с дошкольниками

подготовка докладов, выступлений

РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

разработка и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения

написание пособий, статей, программ

проведение исследований

Основные принципы самообразования непрерывность целенаправленность интегративность единство общей и профессиональной культуры взаимосвязь и преемственность доступность опережающий характер перманентность перехода от низкой ступени к высшей вариативность и др.

Основные принципы самообразования

  • непрерывность
  • целенаправленность
  • интегративность
  • единство общей и профессиональной культуры
  • взаимосвязь и преемственность
  • доступность
  • опережающий характер
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей
  • вариативность и др.

Основные направления , в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием

Основные направления , в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием

  • профессиональное
  • психолого-педагогическое (ориентированное на дошкольников и родителей)
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • политическое
  • информационно-компьютерные технологии
  • охрана здоровья
  • интересы и хобби

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • процесс самообразования реализуется потребностью педагога к собственному развитию
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии
  • программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

Выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения

Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)

  • 1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

ознакомление с литературой, ознакомление с нормативно-правовыми документами, изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

  • 2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

составление картотеки литературных источников, выписки из литературных источников.

  • 3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

обоснование выбора темы, актуальность и новизна, выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности, формулирование цели и задач работы, разработка календарного плана индивидуальной работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приготовил: старший воспитатель Болонева Е.А.

Республика Бурятия, Иволгинский район

Консультация для воспитателя

Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:

Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.

оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы. Планируемый результат:
Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

1.Самообразование как условие профессионального роста педагогов.
Для профессиональной деятельности педагога сегодня не достаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время и условия. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствования.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание ( воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование ( познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуального обогощения).
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

В процессе самообразования воспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров, вебинаров и конференции, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом.

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
-не могут правильно сформулировать тему самообразования
- при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
- не могут сформулировать цель и задачи работы
(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Примерные темы самообразования воспитателе: экологическое воспитание в семье; интеллектуальное развитие дошкольника ит.д.

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность


Ключевые слова: воспитатель, самообразование, дошкольное учреждение, инновации, развитие.

This article discusses the importance of self-education in the modern preschool system as a whole, and for the educator separately. They also defined the meaning of the term «self-education” and its goals in the modern development of pedagogical science. In addition, they offered directions for self-education for teachers with different pedagogical experience.

Keywords: educator, self-education, preschool, innovation, development.

Введение

Сегодня к уровню компетентностей педагогов предъявляются очень высокие требования, поэтому для его повышения особенно важным является умение современных воспитателей дошкольного образовательного учреждения постоянно обновлять и совершенствовать свои знания. Одним из способов реализовать данное умение является самообразование.

В связи с этим, можно оценить важность темы исследования.

Цель статьи — рассмотреть проблему профессионального самообразования как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Основная часть

Дошкольное воспитание — это развивающий центр индивидуальных особенностей ребенка. Так как организация дошкольного воспитания является первой ступенью системы образования, то на воспитателей возлагается задача воспитания культурной, образованной, активной личности. Требования времени требуют нового подхода к воспитанию современного поколения, в том числе к воспитанию детей дошкольного возраста.

Полноценная организация жизни детей является обязанностью всех дошкольных организаций [4]. В связи с этим сегодня на воспитателей возлагается задача выбора технологий воспитания и образования, способствующих разностороннему развитию ребенка на высоком уровне. Поэтому современный воспитатель должен быть учителем-инноватором, что требует постоянного инновационного развития.

В настоящее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в дошкольных учреждениях. Поэтому основная задача педагогов дошкольных организаций:

– правильно подобрать методы и приемы воспитания;

– правильно применять новые педагогические технологии;

– создать условия для правильного развития личности.

В этой связи для эффективного использования новых программ воспитателям необходимо совершенствовать их профессиональное мастерство, ориентироваться на творческую работу, правильно организовывать инновационную направленность в соответствии с современными требованиями к образованию.

Поэтому, сегодня эффективность работы педагогов напрямую определяется его самостоятельной работой над собственным уровнем квалификации. Современному воспитателю невозможно обойтись без глубоких знаний во многих областях, таких как педагогика, психология, валеология и т. д. Достичь высокого уровня компетенций в этих областях возможно используя одно из важнейших средств — самообразования [2].

Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук [1].

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего [3].

Только используя самообразование и творческие поиски педагог может прийти к своему мастерству. Именно поэтому стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

– изучение общего педагогического и психологического образования с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

– изучение достижений педагогической науки, передового опыта;

– повышение общекультурного уровня воспитателя.

Одним из основных направлений самообразования для воспитателя ДОУ является совершенствование методических знаний, а конкретно:

– изучение личностно-ориентированных педагогических технологий;

– изучение специальной методики развития детей в зависимости от современных требований, форм активных методов обучения, эффективных технологий обучения;

– изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;

– активное участие в методической работе ДОУ в целом;

– изучение педагогической и методической литературы.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития воспитателей ДОУ, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу [2].

– осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

– формирование основ педагогического мастерства;

– развитие умений и конструктивных способностей.

Для опытных, творчески работающих воспитателей:

– развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

– проявление творческого потенциала педагога;

– пропаганда своих достижений;

– развитие исследовательской деятельности.

Заключение

Таким образом, на основании выше обозначенных реалий современных требований к воспитателю дошкольного учреждения, определено, что для воспитания нового активного, креативного поколения необходимо совершенствовать уровень знаний и культуры современным педагогам.

Также определено, что самообразование – это один из основных средств для повышения педагогического мастерства и культуры воспитателя. Направлениями самообразования сегодня является изучение личностно-ориентированных педагогических технологий, изучение специальной методики развития детей в зависимости от современных требований, форм активных методов обучения, эффективных технологий обучения, а также изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и достижений педагогической науки. Кроме того, рекомендовано определить направления самообразования в зависимости от педагогического стажа, так для молодых специалистов предпочтительнее направления обучающего характера, а для опытных специалистов — направления исследовательской работы и передачи опыта.

  1. Гуляева М. А. Формирование педагогической культуры как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада // МГПИ, 2018. — № 5. — С.54–58
  2. Кронина Н. К. Самообразование как средство развития воспитателя дошкольного учреждения // Педагог, 2018. — № 6. — С.43–49
  3. Самородова А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура // Вестник ТГУ, 2016. — С.295–298
  4. Яковлева Г. С. Современный воспитатель-инноватор // Педагогический вестник, 2017. — № 7. — С.32–38

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, педагогическая наука, воспитатель, изучение, самообразование, дошкольное воспитание, дошкольное образовательное учреждение, педагогический стаж, педагогическое мастерство, передовой педагогический опыт.

Читайте также: