Анализ стихотворения к сушковой лермонтова кратко

Обновлено: 06.07.2024

Признавшись ей в своём чувстве в 1830 году, шестнадцатилетний поэт был осмеян юной красавицей, за что затаил на неё чувство обиды. Через четыре года, после встречи в Москве, Лермонтов с удивлением обнаружил, что образ девушки до сих пор волнует его, и написал стихотворение, в котором попытался проанализировать свои чувства.

Нужно сказать, что поэт осуществил план мести за попранное чувство. Он влюбил в себя Сушкову, чем расстроил её намечающееся замужество и скомпрометировал в глазах общества. Готовой на любые жертвы Екатерине Мишель холодно сообщил, что больше не любит её и никогда не любил.

Так или иначе, память о девушке не покидала Лермонтова. Медальон с её портретом он носил до самой своей смерти вместе с нательным крестом.

2. Литературное направление

3. Род

Это лирическое произведение, авторская исповедь, в которой все чувства переданы от первого лица.

4. Жанр

5. Проблематика

6. Тематика

В произведении затронута тема любви и верности. Автор размышляет о том, что даже угасшее чувство может иметь над человеком священную власть.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что первое сильное чувство остаётся в памяти человека навсегда. Несмотря на новые увлечения, волнующий образ юных лет продолжает оставаться для большинства из нас святыней.

8. Пафос

В стихотворении есть рефлексия человека, удивлённого происходящим.

Честный самоанализ показывает, что чувство не умерло до конца, несмотря на то, что в первых строках заявлено обратное.

9. Система образов

Образы любящего и любимой вписаны в пространство заброшенного храма, что говорит о некой тайне, священнодействии. Поэт сравнивает возлюбленную с поверженным кумиром, значит, этот храм, скорее всего, языческий, античный.

Сама любовь, от которой остался лишь образ, напоминает статую – окаменевший слепок реального лица. Но и в анфиладе романтических грёз скрыта чудная сила, не дающая герою забыть героиню. На этом держится любовная интрига произведения.

10. Центральные персонажи

11. Лирический герой

Лирический герой использует маску: первая и вторая строки словно загораживают его от той, которая причинила ему столько страданий. Он начинает с горьких слов нелюбви, словно расплачивается с девушкой той же мелкой монетой, которую получил от неё.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в одну строку: герой сообщает героине, что больше не любит её, но, несмотря ни на что, как святыню, хранит память об их чувстве.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Текст состоит из восьми строк, не разбитых на строфы.

14. Художественные особенности

Признание завершается восклицательным предложением, передающим наивысшую точку эмоционального накала.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием мужских окончаний. Это делает ритмический рисунок резким, выверенным, а интонацию автора – нарочито сдержанной.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст содержит в себе 1 строфу-восьмистишие.

16. Средства художественной выразительности

17. Значение произведения

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова не потеряло актуальности. Несмотря на то, что сейчас не принято говорить о чувствах всерьёз, каждому хочется хотя бы раз полюбить на всю жизнь и остаться в чьём-нибудь сердце навечно.

19. Моё отношение

20. Чему учит

Лермонтов напоминает нам о том, что сердце живёт собственной богатой жизнью и к нему нужно прислушиваться. Если оно по какой-то причине не может забыть человека, нужно с уважением отнестись к памяти прошлого, а былую боль постараться превратить в свет.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Расстались мы, но твой портрет.

Тема стихотворения – Неугасшая любовь к возлюбленной.

Композиция – Стихотворение состоит из двух частей, по одной строфе в каждой. Первая часть – признание лирического героя в любви к девушке, чей портрет он носит на груди, вторая часть – герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с применением мужской рифмы. Рифмовка перекрёстная.

История создания

За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самыми же длинными и мучительными для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней он признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Центральная тема произведения – сила любви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам. Поэт утверждает, что настоящие, искренние чувства, подаренные человеку самой судьбой, навсегда остаются в душе, а воспоминания о них озаряют жизнь светом и радостью.

Лирический герой признается, что не в состоянии забыть былую любовь, несмотря на новые увлечения. Он бережно хранит медальон с портретом своей возлюбленной, к которой ранее испытывал столь сильные чувства. Однако он делает акцент на том, что влюблен не в нынешнюю светскую красавицу, а в юную девочку, которая много лет назад покорила его пылкое юношеское сердце.

Поэт бережно хранит память о тех светлых чувствах, которые он испытал в отрочестве. Былая страсть давно рассеялась, словно дым, но остались воспоминания о той любви, что продолжает согревать душу тихим, мерцающим светом.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы представляют собой сложное пояснительное предложение, в котором вначале идет утверждение автора, а затем он дает ему пояснение.

В первой части наблюдается раздвоение чувств лирического героя. Отношения с возлюбленной прекращены, однако он не может отпустить ее и продолжает носить на груди ее портрет.

Во второй части возникает конфликт между былой любовью лирического героя и его новыми страстями, которые не в состоянии дать истинную отраду его душе.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием мужской рифмы, рифмовка перекрёстная.

Средства выразительности

В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета “сушковского цикла” – летние месяцы 1830 г., которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной.

Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей.

Стилистика стихотворения, посвященного черноокой возлюбленной, соответствует особенностям романтической традиции. Лирический герой прибегает

к возвышенным определениям, верным приметам популярного художественного стиля: “груди огонь”, “прелестный взор”, “чудные глаза”, “души тревоги”.

Действуя в рамках канонов, автор не ограничивается разработанными сюжетами. Он привносит в лирическое произведение нотки психологизма. Стремясь точно передать смутные предчувствия, юный поэт определяет тему поэтического текста – зарождение любви.

Посвящение, ставшее заглавием, диктует особенности формы произведения – обращение к лирическому “ты”, женскому образу. Облик героини лишен конкретики за исключением единственной

Лирический субъект разделяет художественное пространство на два участка: момент ушедший, до разлуки, и момент сегодняшний, после расставания. В начальной строфе конкретизируются ощущения, которые были испытаны в прошлом. Общение с героиней не нарушало душевного спокойствия, граничащего с безразличием.

Во втором катрене представлена ситуация дня сегодняшнего: в сердце героя зародились волнение и беспокойство. Странные новые чувства пока нельзя назвать определенно, поэтому герой отрицает свою влюбленность, не возводя неясные ощущения в ранг “мук”. Эмоциональные движения, получающие общую характеристику “души тревог”, переданы при помощи риторического вопроса и восклицания.

Пожелание героя составляет содержание финальной строфы: здесь воображается модель будущего, которое принесло бы комфорт внутреннему миру. Лексическая анафора “хоть” подчеркивает стремление быть рядом с героиней.

Романтичность, возвышенность и чуткость к перемене состояния сближают лирическое “я” стихотворения с характерными чертами образа лермонтовского героя. Тема юной зарождающейся любви пока не отягощается мотивами непонимания, страдания, обмана.

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор –
Не билось сердце у меня.

И что ж? – разлуки первый звук
Меня заставил трепетать, –
Нет, нет, он не предвестник мук:
Я не люблю – зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.

Действуя в рамках канонов, автор не ограничивается разработанными сюжетами. Он привносит в лирическое произведение нотки психологизма. Стремясь точно передать смутные предчувствия, юный поэт определяет тему поэтического текста – зарождение любви.

Лирический субъект разделяет художественное пространство на два участка: момент ушедший, до разлуки, и момент сегодняшний, после расставания. В начальной строфе конкретизируются ощущения, которые были испытаны в прошлом. Общение с героиней не нарушало душевного спокойствия, граничащего с безразличием.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


По форме произведение легко и непринужденно. В нем герой беззаботно прощается с предметом своего увлечения:

Вблизи тебя до этих пор

Я не слыхал в груди огня.

Встречал ли твой прелестный взор

Не билось сердце у меня.

Однако он признается, что, при необходимости разлуки, почувствовал грусть и свою привязанность к девушке:

Однако же хоть день, хоть час

Еще желал бы здесь пробыть;

Чтоб блеском этих чудных глаз

Души тревоги усмирить.

Однако это ни в коем случае не любовь! – предупреждает герой:

Нет, нет, он не предвестник мук;

Я не люблю - зачем скрывать!

Так ли это на самом деле? Зная автобиографический подтекст этого произведения, можно предположить, что беззаботность – это всего лишь маска. Вполне возможно, что лирический герой страдает и страдает сильно. Что является причиной его переживаний – чувство любви или ущемленное самолюбие? Трудно сказать, однако, на мой взгляд, в стихотворении все же преобладает теплая и дружеская интонация. Герой хочет показать, что видит в героине скорее доброго друга, способного отвлечь его от горестных мыслей и суеты бренного мира:

Чтоб блеском этих чудных глаз

Души тревоги усмирить.

Стихотворений состоит из трех строф, планомерно развивающих авторскую мысль. Зачин - героя не было даже намека на чувство к героине. Развитие темы - предстоящая разлука выявила его привязанность к девушке. Вывод - это не любовь, а скорее, дружеская привязанность, которая способна утешить лирического героя, страдающего в этом мире.

Стихотворение создано с помощью перекрестной рифмовки, с преобладанием точных мужских рифм. Оно написано четырехстопным хореем с пиррихиями и спондеями.

Читайте также: