Что произошло в сша в конце 60 х начале 70 х годов кратко

Обновлено: 16.05.2024

Картина, нарисованная Лэшем, носит пессимистический, если не сказать апокалипсический, характер. Он показывает, что в 70-х годах все традиционные американские ценности, составляющие дух американизма, превращаются в свои противоположности: мораль трудолюбия и успеха, выросшая на основе протестантской этики, вырождается в вульгарную этику гедонизма и самолюбования, героизм – в популярность и поклонение знаменитостям, политика и радикализм – в уличный спектакль, спорт – в коммерческое зрелище и прославление силы, социальная критика – во всевозможные курсы самотерапии и морального самоусовершенствования, система образования – в культ самодовольной безграмотности и некомпетентности.

Лэш критически изображает еще одну особенность современной национальной культуры Америки. Сегодняшний американец живет в мире образов, создаваемых фотокамерой, телевидением и кинематографом. Он не доверяет чувству реальности до тех пор, пока камера не воспроизведет ее образы. Фотографический образ дает ему веру в собственное существование, удовлетворяя его нарциссическую потребность в любовании самим собой. Все это, по мнению Лэша, свидетельствует о серьезном кризисе, который переживает американская культура.

Другой объект, на который направлена критика Лэша, – это корпоративное буржуазное общество, укрепляющее и стимулирующее нарциссические инстинкты отдельных индивидуумов. Однако эта критика аморфна, неотчетлива, выдержана в осторожных тонах и не раскрывает действительного влияния буржуазного государства и капиталистических монополий на сферу культуры.

Синдром нарциссизма, который Лэш обнаруживает в американской культуре, можно отнести и к самому автору. Критикуя кризисные явления этой культуры, он не выходит за пределы привычных идеологических стереотипов и сам остается в сфере искаженных образов нарциссического сознания.

Белл дает критическую оценку культуры 60-х годов, связывая контркультуру с поп-культурой и пропагандируемым ею гедонизмом. «Эпоха гедонизма, – пишет он, – имеет соответствующий культурный стиль – поп. Поп-арт, по словам критика Лоуренса Элловея, – как раз он дал этому стилю имя, – отражает эстетику изобилия. Иконография поп-арта исходит из повседневного мира, – это предметы домашнего обихода, образы кино и масс-медиа (комиксы), пища (хамбургеры и бутылки кока-колы), одежда… Эпоха гедонизма создала своего пророка – Маршалла Маклюэна. Он выражает гедонистическую эпоху в своих посланиях, этих новых средствах коммуникации, представляющих собой нечто вроде турецких бань ума.

3. Антикризисные мероприятия правительств Р. Никсона и Дж. Форда.

4. Внешняя политика США в 60-х— середине 70-х гг.

Кеннеди вернулся к проведению активного госрегулирования, сочетая в своих действиях кейнсианские рецепты стимулирования спроса и либеральные методы сокращения налогов. Внимание правительства сосредоточилось на главных факторах экономического развития: инвестициях, НТП, образовании и повышении квалификации рабочей силы. Администрация ввела налоговые льготы для компаний в новейших отраслях экономики, увеличила расходы на НИОКР, приняла в 1962 г. закон о развитии людских ресурсов. Для укрепления стабильности финансовой системы рост цен и зарплат был ограничен размерами роста производительности труда.

Президент решительно действовал для выполнения своих замыслов. Так, в 1962 г. он заставил сталелитейные компании снизить цены на продукцию. В отношениях с профсоюзами сочетал уступки и поиск компромиссов с жесткими действиями.

Активная фаза реализации программы пришлась на 1964-1966 гг., когда были приняты программы по трудоустройству, развитию образования и переквалификации, предоставлены крупные субсидии фермерам, введен комплекс мер по помощи беднякам, созданы общенациональные программы медицинского страхования для пенсионеров и бедняков. Джонсон также более решительно, чем Кеннеди, занялся решением негритянской проблемы, реагируя на рост движения чернокожего населения. В 1963, 1965 и 1968 годах были приняты законы, ужесточившие наказания за дискриминацию.

На выборах 1968 г. Джонсон не стал выдвигать кандидатуру, понимая неизбежность поражения. На выборах кандидат демократов Г. Хэмфри проиграл республиканцу Р. Никсону, который обещал покончить с войной во Вьетнаме, содействовать развитию частной инициативы, сократить прямое госрегулирование и уделять главное внимание интересам среднего класса.

Никсон пришел к власти в сложное время. В экономике замедлились темпы роста и снизились производственные инвестиции. Одновременно в конце 60-х гг. развернулось массовое студенческое движение, которое требовало прекратить вьетнамскую войну, отвергало традиционные ценности и выступало за создание нового общества.




2. Политика администрации Л. Джонсона.

3. Антикризисные мероприятия правительств Р. Никсона и Дж. Форда.

4. Внешняя политика США в 60-х— середине 70-х гг.

Кеннеди вернулся к проведению активного госрегулирования, сочетая в своих действиях кейнсианские рецепты стимулирования спроса и либеральные методы сокращения налогов. Внимание правительства сосредоточилось на главных факторах экономического развития: инвестициях, НТП, образовании и повышении квалификации рабочей силы. Администрация ввела налоговые льготы для компаний в новейших отраслях экономики, увеличила расходы на НИОКР, приняла в 1962 г. закон о развитии людских ресурсов. Для укрепления стабильности финансовой системы рост цен и зарплат был ограничен размерами роста производительности труда.

Президент решительно действовал для выполнения своих замыслов. Так, в 1962 г. он заставил сталелитейные компании снизить цены на продукцию. В отношениях с профсоюзами сочетал уступки и поиск компромиссов с жесткими действиями.

Активная фаза реализации программы пришлась на 1964-1966 гг., когда были приняты программы по трудоустройству, развитию образования и переквалификации, предоставлены крупные субсидии фермерам, введен комплекс мер по помощи беднякам, созданы общенациональные программы медицинского страхования для пенсионеров и бедняков. Джонсон также более решительно, чем Кеннеди, занялся решением негритянской проблемы, реагируя на рост движения чернокожего населения. В 1963, 1965 и 1968 годах были приняты законы, ужесточившие наказания за дискриминацию.

На выборах 1968 г. Джонсон не стал выдвигать кандидатуру, понимая неизбежность поражения. На выборах кандидат демократов Г. Хэмфри проиграл республиканцу Р. Никсону, который обещал покончить с войной во Вьетнаме, содействовать развитию частной инициативы, сократить прямое госрегулирование и уделять главное внимание интересам среднего класса.

Никсон пришел к власти в сложное время. В экономике замедлились темпы роста и снизились производственные инвестиции. Одновременно в конце 60-х гг. развернулось массовое студенческое движение, которое требовало прекратить вьетнамскую войну, отвергало традиционные ценности и выступало за создание нового общества.

Во время Второй мировой войны США понесли незначительные потери по сравнению с другими западными странами. Из войны Соединенные Штаты вышли могущественными экономически и политически. На них приходилось более половины промышленного производства капиталистического мира. США обладали монополией на атомное оружие. Американские военные базы были разбросаны по всему миру.

Социально-экономическое и политическое развитие.

Расовая проблема.

После войны около 10 % населения США составляли афроамериканцы. На них не распространялись блага общества массового потребления. Многие жили за чертой бедности. В отношении афроамериканцев проводилась политика расовой сегрегации, т. е. их принудительной изоляции от остального общества.

Массовое движение против расовой сегрегации возглавил протестантский священник Мартин Лютер Кинг. Он активно выступал за равенство в правах афроамериканцев, используя при этом ненасильственные методы борьбы. Однако это не остановило роста радикальных настроений, и с середины 1960-х гг. начались массовые бунты афроамериканцев. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. Властям с большим трудом удалось стабилизировать положение в стране. В итоге были приняты законы, ужесточившие наказания за сегрегацию.

Преодоление экономического кризиса и решение социальных проблем.

Такая политика обеспечила победу Клинтона и на следующих выборах. Кроме того, на протяжении 1990-х гг. в США наблюдался непрерывный экономический подъем.

Большую выгоду американские корпорации извлекли из распада СССР и всего социалистического лагеря.

Впервые за тридцать лет было отмечено превышение доходов в бюджет над расходами. В конце 1990-х гг. две трети бюджета США составляли отчисления на развитие социальной сферы. Сократилась безработица, уменьшилась доля американцев, проживавших за чертой бедности.

Однако разрыв между богатой элитой и основной массой населения все же продолжал расти.

Внешняя политика США.

В 1962 г. разразился Карибский кризис, вызванный размещением советских ракет на территории Кубы. С большим трудом лидерам США и СССР удалось снять обострение отношений. Но это не остановило гонки вооружений и строительства военных баз по всему миру.

В дальнейшем для Соединенных Штатов оказалось крайне нежелательным появление Российской Федерации в виде мощного противника на международной арене. Они поддерживали стремление стран Центральной и Восточной Европы вступить в НАТО, т. е. присоединиться к американской сфере влияния. США проводили политику экономической и культурной экспансии в странах СНГ.

В 1999 г. американская авиация совместно с союзниками по НАТО в обход ООН участвовала в бомбардировке Югославии, массированным ударам подверглись в 1998 и 2003 гг. Ирак, в 2011 г. — Ливия, в 2013 г. — Сирия.

В 2015 г. было заключено соглашение о сокращении иранской ядерной программы и смягчении экономических санкций в отношении Ирана, так называемая ядерная сделка. Однако в 2018 г. новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп объявил о выходе США из этого соглашения и ввел дополнительные санкции в отношении Ирана. Стали накаляться отношения с еще одной страной, разрабатывающей ядерное оружие, — КНДР. Все это свидетельствует о том, что Соединенные Штаты по-прежнему стремятся сохранить свою гегемонию в мире.

Приход к власти Никсона можно назвать началом республиканского цикла в политической истории Америки. Обоснованность этого тезиса подтверждается тем, что за исключением четырехлетнего пребывания у власти Дж. Картера (1976–1980), представлявшего демократическую партию, в течение пяти сроков из шести, приходящихся на 1968–1992 гг., высокий пост в Белом доме занимали президенты-республиканцы.

Никсон получил довольно трудное наследие. С конца 60-х – начала 70-х гг. наметились все более усугубляющиеся неурядицы в социально-экономической жизни США. Возрастающую остроту приобретала инфляция, которая за два года (1972–1974) возросла на 24 %. С конца 1973 г. весь индустриально развитый мир, в том числе и США, охватил энергетический кризис, разразившийся в результате нефтяного эмбарго нефтедобывающих стран, протестовавших против поддержки Западом Израиля в арабо-израильской войне в октябре 1979 г. Нехватка нефти привела к резкому ее подорожанию, что стало одной из важнейших причин начала самого острого после 30-х гг. экономического кризиса. Наибольшей остроты и глубины этот кризис в США достиг к середине 1975 г., когда объем промышленной продукции сократился на 12,7 %по сравнению с предкризисным уровнем. Упало производство автомобилей, стали, электроэнергии, резко возросло число безработных, достигнув 8,5 млн человек.

Заслугой администрации Никсона можно считать то, что в 1973 г. она прекратила войну во Вьетнаме. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся американскую поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре рухнул. В 1975–1976 гг. произошло окончательное объединение Вьетнама в единое государство. Это означало окончательное поражение американской агрессии в Юго-Восточной Азии.

США во второй половине 70-х гг. Смена настроений

В 1976 г. Соединенные Штаты широко отмечали 200-летие со дня провозглашения независимости. В том же году состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Картер. Его предвыборная программа, в которой центральное место занимали обещания покончить с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить системы здравоохранения и образования, сократить безработицу, предпринять меры для морального очищения американского избирателя, возымели свое действие на избирателей.

В глазах большинства избирателей республиканская партия и ее кандидат Дж. Форд ассоциировались с недавними разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти и особенно уотергейтским скандалом. Команда же Картера сумела подать его в средствах массовой информации как морально незапятнанного деятеля, не причастного к скандалам и коррупции в вашингтонских коридорах власти, способного лучше реализовать интересы и чаяния простых американцев. Картеру удалось выдвинуть также привлекательные для избирателей лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности, борьбы в защиту прав и свобод человека во всех странах независимо от господствующих там социальных и политических порядков и т. п.

В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе встречи руководителей СССР и США нового советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения. Неоднозначно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом (сентябрь 1978 г.), которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся против Израиля. Картер вынужден был также идти на подписание с Панамой соглашения о возврате этой стране в 2000 г. Панамского канала, правда обставив его целым рядом выгодных для Вашингтона условий.

Но в целом Картеру не удалось выполнить многого из своих предвыборных обещаний. Особенно неутешительными итоги его правления оказались во внешнеполитической сфере. Один из самых сильных ударов по политике и престижу Соединенных Штатов нанесла Иранская революция в 1979 г. Захват иранскими студентами американских дипломатов в Тегеране в качестве заложников, бесславный провал попыток их силового освобождения продемонстрировали всему миру бессилие американской администрации разрешать внешнеполитические узлы, завязывающиеся в нестандартных случаях.

Деятельность администрации Р. Рейгана

Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог, ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему победу вторично на президентских выборах 1984 г.

Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско-американских отношениях стала встреча в верхах руководителей СССР и США в Рейкьявике в октябре 1986 г. Несмотря на существенные противоречия между двумя сторонами почти по всем жизненно важным вопросам, было достигнуто согласие по вопросам как стратегических вооружений, так и ракет средней дальности. Хотя это согласие и не удалось воплотить в обязывающие договоренности, встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту.

Заметной вехой на пути улучшения советско-американских отношений стал визит Горбачева в декабре 1987 г. в США. В ходе визита руководители двух стран подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР.

США в 90-х гг.

Позитивные сдвиги в политике администрации Р. Рейгана послужили для республиканской партии тем багажом, который позволил без труда одержать очередную победу на президентских выборах 1988 г. Популярность действующего президента была высока, и лишь конституционные нормы не позволяли ему баллотироваться в третий раз. 41-м президентом страны стал впервые в послевоенной Америке избранный прямо с вице-президентской должности Дж. Буш-старший. Он был последним президентом США – участником Второй мировой войны. За свою долгую политическую карьеру Дж. Буш приобрел немалый опыт. Он был американским представителем в ООН, послом в Китае и директором ЦРУ.

На фоне постепенного нарастания экономических трудностей внутри страны, а также усиления бюджетного дефицита внешнеполитические перспективы, открывшиеся перед новой республиканской администрацией, были многообещающи. Дж. Буш в качестве президента страны сделал ставку на свой обширный политический опыт и заявил о намерении всемерно укреплять оборону США и реализовывать возможности, неожиданно открывшиеся для его страны на мировой арене.

Во внутренней политике начало президентства Дж. Буша совпало с кризисом в сфере государственного кредитования. Попытки администрации опереться при ликвидации ряда сберегательных учреждений на принятый в 1989 г. закон о реформе финансовых институтов оказались безуспешными и привели к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью страхования федеральных депозитов. Начавшийся в 1991 г. экономический спад в дальнейшем сказался на росте бюджетного дефицита и вынудил президента отказаться от предвыборных обещаний следовать консервативной финансовой программе Рейгана. Администрация Дж. Буша-старшего вскоре перешла к повышению налогов, а также сокращению ассигнований на социальные нужды и частичному снижению военных расходов. Была кардинально пересмотрена налоговая политика, снят ряд ограничений налогов с лиц, имеющих высокие доходы. Одновременно разрабатывалась программа поддержки малых предприятий и обеспечения свободы торговли с использованием имевшихся в распоряжении администрации налоговых инструментов, прежде всего такой формы государственного регулирования, как гибкая система налоговых льгот. Реализовать эту программу президенту не удалось. Поставленный в трудное положение невозможностью введения новых статей государственных расходов, он начал масштабную кампанию по стимулированию и расширению благотворительности. По этой же причине издержки финансирования ряда насущных природоохранительных мероприятий его администрация вынуждена была отнести на счет частных промышленных фирм и корпораций, загрязнявших окружающую среду.

При активном участии американской администрации решался вопрос об объединении Восточной и Западной Германии. Многосторонние переговоры привели в подписанию в Москве 12 сентября 1990 г. договора, по которому СССР согласился на создание единой Германии как полноправного члена НАТО. Были заключены также договоры 1990–1991 гг. о вооруженных силах в Европе, а также о крупномасштабном сокращении обычных и стратегических наступательных вооружений.

Одним из важных лозунгов Клинтона стали призывы обеспечить процветание американской экономики и достижение внутренней стабильности для обеспечения лидирующих позиций США на мировой арене. Ключевая роль в выполнении этой задачи отводилась государству, которое дополняло рынок, определяло правила свободной конкуренции. Экономическая стратегия администрации Клинтона была нацелена на сокращение дефицита бюджета, инвестирование в людей, расширение доступа к зарубежным рынкам. Администрации Клинтона удалось сначала стабилизировать экономику, а затем обеспечить ее устойчивый рост, что привело к значительному увеличению рабочих мест, беспрецедентному сокращению инфляции, росту покупательной способности населения и т. д.

Эти и ряд других факторов обеспечили президенту победу и на выборах 1996 г. Второй срок пребывания у власти Клинтона ознаменовался серией скандалов, которые чуть не привели его к импичменту, или отстранению от власти в порядке судебного преследования.

На протяжении двух президентских сроков Б. Клинтон существенно ограничил военные расходы, а также взял курс на проведение реформы затрат на социальное обеспечение, повысив эффективность ряда социальных программ и положив предел их росту. За время пребывания у власти демократов в США было создано 20 млн новых рабочих мест. С 1998 г. Соединенные Штаты достигли положительного бюджетного сальдо – профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышать расходы. В послании о положении страны 27 января 2000 г. Б. Клинтон предложил использовать профицит для погашения в ближайшие полтора десятилетия национального долга.

Важным экономическим достижением администрации стало почти двукратное снижение темпов инфляции, позволившее сохранить высокий жизненный уровень американцев. Ликвидация дефицита бюджета стала возможна в результате сокращения военных расходов. Ассигнования на военные цели в 1998 г. составили 16 % федерального бюджета. В результате социальные расходы правительства превысили военные в три раза. Важное место в правительственных программах уделено поддержке образования как важной функции, обеспечивающей высокий квалификационный уровень рабочей силы в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Федеральный бюджет взял на себя при Клинтоне более трети всех расходов на науку, в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования.

Вместе с тем военная сила остается одним из главных инструментов американской внешней политики. В начале 90-х гг. президент отказался от стратегической оборонной инициативы (СОИ), сделав упор на программу развития противоракетной обороны (ПРО). Испытания в 1998 г. ядерного оружия Индией и Пакистаном, ракет средней дальности Ираном и Северной Кореей заставили президента пересмотреть отношение к ПРО. В 1999 г. Клинтон объявил об увеличении военных расходов и начале нового этапа военного строительства, в ходе которого предполагается провести закупку нового поколения вооружений.

Выборы 2000 г. в США приобрели драматический характер. Очевидные экономические успехи, достигнутые страной в годы правления демократов, давали им основания рассчитывать на успех своего кандидата, вице-президента Альберта Гора. Республиканцы также были исполнены решимости взять реванш. Они использовали все возможности для привлечения на свою сторону избирателей под лозунгами защиты традиционных ценностей общества. В своей предвыборной кампании республиканцы учли опыт Б. Клинтона, выступив с позиций, вполне близких позициям демократов, перехватив отдельные их лозунги и сделав ставку на центристский подход. Экономическое процветание, беспрецедентное по длительности, отразилось на настроениях избирателей. В результате традиционные для предвыборных дебатов экономические проблемы в 2000 г. отошли на задний план, а вперед выдвинулись вопросы образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также обсуждение тем, связанных с религией, семейными и нравственными ценностями общества, где позиции республиканцев нашли поддержку значительной части населения.

Результаты выборов носили беспрецедентный характер. Несмотря на то что за А. Гора проголосовало на 542 тыс. больше избирателей, в коллегии выборщиков с незначительным перевесом оказались представлены сторонники республиканцев. Подобная ситуация стала возможна в связи с особенностями избирательной системы США. Гора поддержали только 20 штатов, федеральный округ Колумбия. Буш же победил в 30 штатах. В то же время города с населением более полумиллиона человек проголосовали за Гора в соотношении 1:3, тогда как в малых городах 60 % получил Буш. Демократов поддержали небольшие по площади густонаселенные мегаполисы побережий, а республиканцы нашли поддержку в обширной внутренней провинции страны. Решающее значение для исхода выборов имело то, что республиканцы не позволили проводить пересчет бюллетеней в штате Флорида, исход выборов в котором вызвал наибольшее количество претензий со стороны демократов. В итоге решением Верховного суда США, 43-м президентом США был объявлен Дж. Буш-младший.

Читайте также: