Анализ стихотворения из под таинственной холодной полумаски лермонтова кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сюжет произведения следующий: романтический герой на маскараде встречает любимую женщину. К сожалению, герой не может открыто проявить свои чувства: он лишь наблюдает, как из-под бездушной полумаски виднеются красивые глаза. Голос возлюбленной завораживает его, смех околдовывает.

Начиная со второго четверостишия, романтический герой повествует об отдельных частях тела любимой женщины: мы узнаём о девственных щеках, белоснежной шее, завитке волос. Этого описания нам вполне хватает, чтобы представить лицо возлюбленной героя. Он носит её образ в своей душе, оберегая и защищая его.

В последнем четверостишии романтический герой высказывает надежду вновь встретиться с красавицей: он уверен, пройдёт совсем немного времени, и они смогут встретиться снова, но уже, словно старинные приятели. Надежда даёт герою стимул жить и двигать вперёд.

История создания

Доподлинно неизвестно, кому именно автор посвятил стихотворные строки. Многие литературоведы полагают: образ таинственно героини списан с Варвары Лопухиной, в которую Лермонтов был страстно влюблён всю жизнь. Как известно, поэт приехал в 1841 году в Петербург с целью оформить отставку. Но получить её молодой офицер так и не смог, зато он смог провести несколько отпускных дней в шумной столице. К сожалению, этот отпуск стал последним для Лермонтова.

Свободные от службы дни он проводил в кругу высшего общества, посещая многочисленные балы и салоны. Там он и повстречался с прелестной Лопухиной. Женщина проявила к Лермонтову искреннюю заинтересованность, не более того: она была замужней дамой. Строгий этикет тех времён предписывал, что несвободная дама, находясь на светском мероприятии, может вести диалог лишь с собственным мужем. По этой причине героиня хранит молчание, в то время как романтический герой жадно пытается поймать её взгляд из-под маски.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в соответствии с жанром элегии: в нём автор с любовью и восторгом, повествует о прелестях возлюбленной. В стихотворении передано чувство острой грусти по причине того, что романтическим отношениям не дано развиваться.

Произведение включает в себя черты двух литературных направлений: романтизма и реализма. Романтические маркеры проявляются в том, насколько автор потрясён и очарован возлюбленной. Реалистические маркеры, присутствующие в стихотворении, подчёркивают реальность событий и эмоций поэта. Стихотворение написано шестистопным ямбом. Рифма перекрёстная.

Композиция

Произведение с условной точки зрения можно разделить на пару семантических частей:

  1. Часть первая – описание портрета прекрасной дамы, воспроизведённое после встречи с ней.
  2. Часть вторая – повествование об образе, созданном силой воображения влюблённого мужчины.

Эти части являются абсолютно равноценными по объёму. Стихотворение включает в себя четыре катрена.

Образы и символы

  • образ лирического героя – он вспоминает о том, как однажды заслушался звуками прекрасного женского голоса. Лицо красавицы было спрятано под маской, но даже она не способна скрыть внешнюю привлекательность дамы. Романтический герой замечает удивительно красивые глаза, идеальную белизну шеи и пр. Герой ощущает счастье при виде кокетливого завитка волос, случайно выбившегося из причёски;
  • образ незнакомки в маске – дама, облачённая в маску, стала для романтического героя эталоном женской красоты. Её пленительный образ навсегда овладел сердцем влюблённого мужчины. Несложно понять: герой не может открыто сказать о своих пылких чувствах к возлюбленной. Единственное, что он может – надеяться, что они ещё встретятся, но уже, словно добрые приятели.

Темы и настроение

Основная тема произведения – тема любви, искренней привязанности. Данное стихотворение весьма отличается от раннего романтического творчества Лермонтова: если в пору горячей влюблённости в Е. Сушкову, поэт говорил о своих чувствах, используя пылкие строки, то здесь любовная страсть передана умеренно и спокойно.

Основная идея

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым художественные средства служат не только для создания образа прекрасной незнакомки в маске, но и для передачи эмоциональных переживаний романтического героя. Важно отметить, что языковые средства в этом произведении отличаются особой изысканностью. Автор использует:


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.

Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу.

Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.

В декабре 1840 года Лермонтову разрешили приехать в отпуск в Петербург. Он хотел использовать его для того, чтобы подать в отставку, а затем посвятить себя литературе. Но в отставке молодому офицеру было отказано. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Этот отпуск оказался последним в жизни поэта.

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, в которых отражён трагизм обманутого чувства. О высшем свете также Лермонтов часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихи совсем другого плана: они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведённый после встречи с красавицей, и образ, созданный в воображении лирического героя. Эти части равны по объёму. Произведение состоит из четырех строф.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нём поэт возвышенно и романтично описывает встречу с женщиной, которая вызвала у него воспоминания и сердечные чувства. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте использована перекрёстная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времён Лермонтова.

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

История создания

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь. Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу.

Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

История создания

Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.

В декабре 1840 года Лермонтову разрешили приехать в отпуск в Петербург. Он хотел использовать его для того, чтобы подать в отставку, а затем посвятить себя литературе. Но в отставке молодому офицеру было отказано. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Этот отпуск оказался последним в жизни поэта.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, в которых отражён трагизм обманутого чувства. О высшем свете также Лермонтов часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихи совсем другого плана: они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времён Лермонтова.

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта — 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это — последнее увлечение Лермонтова.

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Мотивы в стихотворении

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

Критики склонны считать, что это обращение к Варваре Лопухиной, которой М. Ю. Лермонтов симпатизировал в последние годы жизни. Сложно подтвердить или опровергнуть это предположение, но можно точно сказать, что стихотворение посвящено прекрасной незнакомке, с которой лирический герой столкнулся на балу. Скорее всего, девушка состоит в браке, так как не отвечает своему поклоннику и скрывает лицо за маской.

Несмотря на элегический тон стихотворения, оно звучит жизнеутверждающе. Хочется верить, что неожиданно вспыхнувшие чувства обоих не исчезнут по окончании бала, что произойдёт ещё одна судьбоносная встреча, которая позволит им объясниться.

Краткий анализ

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Вариант №2

Именно этим произведение отлично от ранней любовной лирики Лермонтова. Здесь не чувствуется буйства сердечных мук и страданий. Стихотворение полно таинственности и умиротворенного знания предмета своего воздыхания под маской.

Предполагается, что это стихотворение Михаил Юрьевич написал в свою последнюю зиму, последнего отпуска в 1841 году. Лермонтов приехал в Петербург, чтобы подать в отставку, но ее не приняли.

Поэт часто посещал светские рауты, салоны, балы и вечера в надежде на встречу с Варварой Лопухиной. В один из таких вечеров встреча произошла и именно ей и посвящено стихотворение.

Там таинственная незнакомка представлена в маске, но поэт способен узнать ее из тысяч других женщин по своевольному локону, белизне шеи, блеску глаз и лукавой, посвященной только ему улыбке.

Отдельный романтизм поведению поэта и его возлюбленной придавали строгие правила, действующие в то время. Замужним дамам строго воспрещалось общаться и показывать лицо любым мужчинам, кроме своих родственников и мужей. Поэт не мог прилюдно, на балу даже поговорить с возлюбленной, поэтому ловил каждый мимолетный взгляд, тихую улыбку или мимолетное скрытое рукопожатие.

А светские сплетники подобно коршунам следили за каждым шагом замужних особ. Что говорить о том, что опорочить любую женщину в то время могли и просто потому, что скука застилала глаза, и поговорить было не о чем. Вот и придумывалось на ходу что угодно, лишь бы болтовни и развития событий хватило, хотя бы, на месяц.

Но Михаил Юрьевич Лермонтов, также как его лирический герой, довольствовался тем малым, что получал и был счастлив уже от этого. Поэт ценил каждое мгновение своей жизни, где могла присутствовать, пусть даже и косвенно, любимая женщина.

Он наслаждался каждым мимолетным мгновением, проведенным рядом с любимым человеком. Пусть, нет возможности поговорить и прикоснуться, но богатое воображение поэта поможет дорисовать недостающие образы и несостоявшиеся разговоры с возлюбленной. Так четки и реалистичны были эти картины, что лирический герой верил в них сам.

Поэт признает, что все диалоги с незнакомкой уже были услышаны им и хорошо знакома сама девушка, но память подводит и вспомнить, с кем именно свел его Амур, герой понять не может. Он предполагает, что в скором времени снова встретит свою тайную любовь, уже без маски, как хорошо знакомого друга, но не узнает ее.

Лирический акцент на то, что поэт не узнает свою возлюбленную специально, читается между строк. Он ни за что не признается в этом даже лучшим друзьям. Потому, что не позволит задевать честь своей возлюбленной, которая пребывает замужем и порочить ее в связях на стороне.

Кроме того, поэт не собирается разрушать брак любимой женщины. Он не питает иллюзий молодости по этому поводу. Он трезво признается, что они скоро увидятся как старые друзья.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной. Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь. Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой встретил свою возлюбленную. Он не может открыто проявлять чувства и ему остается только смотреть, как из-под холодной полумаски виднеются ее глаза. Голос женщины ласкал слух героя, а ее улыбка очаровывала. Во второй строфе он описывает запретные части тела:

  • девственные ланиты (щеки);
  • белую шею;
  • локон волос.

Этих черт хватило для того, чтобы лирический герой воссоздал в своем воображении портрет идеальной женщины. Он носил этот образ в своей душе, берег его и защищал. Эта любовь утешала его и поддерживала.

В последней строфе герой выражает надежду на встречу. Стоит немного подождать и они снова столкнутся как добрые друзья. Это позволяет ему обрести желание жить.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Бал-маскарад, являвшийся самым популярным светским развлечением, подробно описан в различных произведениях русских поэтов и писателей. Лермонтов в своем творчестве также неоднократно обращался к этой теме. Особую пикантность такому балу придавали маски, которые скрывали истинное лицо человека. Случайно оброненное слово, жест, улыбка становились источниками догадок и слухов. Нередко незначительное происшествие на маскараде приводило к скандалам и даже дуэлям.

Читайте также: