Анализ стихотворения гумилева после стольких лет кратко
Обновлено: 05.07.2024
История создания цикла
Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Он стал третьим ребенком в семье, у него были старшие брат Дмитрий и сестра Александра. Его отец служил корабельным врачом, а мать происходила из старинного дворянского рода Львовых.
Детство будущего поэта прошло в Царском Селе. Но на лето семья переезжала в имение Березки в Рязанской губернии: Гумилев часто болел, и родители следили, чтобы он побольше бывал на свежем воздухе.
В 1894 году Гумилев поступил в гимназию Якова Гуревича в Петербурге. Учиться ему не нравилось: гораздо больше он любил читать приключенческие романы и рисовать. По иностранным языкам мальчик неизменно получал плохие оценки, а в 1900 году его оставили на второй год. В это же время заболел старший брат Николая Гумилева, и врачи посоветовали семье переехать на юг, в теплый климат. Гумилевы отправились в Тифлис.
В Тифлисе семья прожила три года, затем вернулась в Царское Село, где Гумилев поступил в седьмой класс Царскосельской Николаевской гимназии. Как и раньше, учился он плохо, регулярно попадал в списки неуспевающих. Дело дошло до исключения, не дал отчислить юношу директор гимназии — поэт Иннокентий Анненский. На педагогическом совете он заступился за Гумилева и заметил, что неуспеваемость юного поэта компенсируется отличными стихами.
В 1903 году Гумилев познакомился со своей будущей женой — Анной Горенко, которая позднее прославилась под фамилией Ахматова. Она училась тогда в Мариинской женской гимназии и писала стихи. Гумилев сразу влюбился, но Ахматова долго не отвечала ему взаимностью.
Окончив гимназию в 1906 году, Гумилев отправился продолжать учебу в Париж. По совету Брюсова он хотел познакомиться с жившими там символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Андреем Белым. Встреча не задалась: писатели не приняли начинающего поэта. Гиппиус писала в письме Брюсову:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Собирательный образ покорителей моря
Образы и символы
Главный соперник капитана – море, стихия и всемогущая природа. Интересно заметить, что море у Гумилева нетрадиционное, не голубое с белой пеной. Автор на протяжении всего стихотворения сравнивает море с землей, с ее изгибами зыбей и зелеными валами.
Фон первого стихотворения
Мир образов Николая Гумилева (1886—1921)
Мир образов Николая Гумилева (1886—1921)
Цели урока: дать представление о личности и поэзии Н. Гумилева; закрепить понятие об акмеизме.
Оборудование урока: портрет Н. С. Гумилева, сборники его стихов.
Методические приемы: беседа по теории литературы, лекция учителя, анализ стихотворений.
I. Проверка домашнего задания
— На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?
— В чем вы видите отличия символизма и акмеизма? Что у них общего?
Николай Степанович Гумилев — поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
III. Чтение и анализ стихотворений
— В чем значение обращения к экзотике в этом стихотворении?
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
2. Слово учителя:
— Каков смысл названия цикла?
— Каковы образы стихотворения?
На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.)
— Какова специфика сюжета стихотворения?
(Действие происходит вне реального времени и пространства, и в то же время описание изобилует выразительными реалистическими деталями, подробностями, вплоть до клочьев пены на ботфортах и позолоты на кружевах манжет. Эти детали носят декоративный, театральный характер (разорванная карта, трость, пистолет).
— Каковы средства обобщения в стихотворении?
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель…
Далее в трех строфах действует этот эффект, позволяющий увидеть обобщенный образ героя. Мужественный характер, решительность, дерзость, уверенность — идеал самого поэта, увлекавшегося сильными героями Киплинга. Поэтому он прославляет отважных людей, из которых
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.)
4. Слово учителя:
— Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.)
IV. Реализация домашнего задания
Далее читаем и анализируем стихотворения Н. С. Гумилева, подготовленные в качестве домашнего задания.
V. Лекция учителя
Комментарии учителя:
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
Оба намеченных плана сближаются. В своих духовных исканиях и в своей семейной жизни поэт заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.
Все три плана этого стихотворного шедевра удивительно переплетены в единое целое, делая произведение исключительно богатым по содержанию, напряженным по мысли и художественно совершенным по форме.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть одно из ранних стихотворений Ахматовой, сделать его письменный разбор.
Хлебников С. Шагреневые переплеты. Дело Гумилева // Огонек. 1990. № 18. С. 16.
Вторая часть цикла
Следующая, вторая часть цикла, состоит также из 4-х строф, которые объединены одной идеей. Гумилев в этой части произведения знакомит нас с конкретными личностями. Он представляет читателям известных капитанов: пиратов, путешественников, первооткрывателей. Это люди, которые не представляют своей жизни без корабля и моря. Николай Степанович приводит также имена конкретных исторических личностей.
Что касается стихотворного размера, то это также анапест. Имеется полная перекрестная рифма, а также последовательная композиция. Лирический герой произведения сравнивает себя с великими капитанами. Он представляет, что чувствовали эти люди, и надеется, что однажды у него тоже будет возможность пережить нечто подобное.
Темы и настроение
Летучий Голландец
Средства выразительности
После стольких лет
Я пришел назад,
Но изгнанник я,
И за мной следят.
— Я ждала тебя
Столько долгих дней!
Для любви моей
Расстоянья нет.
— В стороне чужой
Жизнь прошла моя,
Как умчалась жизнь,
Не заметил я.
— Жизнь моя была
Сладостною мне,
Я ждала тебя,
Видела во сне.
Смерть в дому моем
И в дому твоем,-
Ничего, что смерть,
Если мы вдвоем.
Читать похожие стихи:
Отзывы к стихотворению:
Читать стих поэта Николай Гумилев — После стольких лет на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
История создания
Женщиной жизни Гумилёва была Ахматова. Анну Андреевну он любил даже после того, как их брак распался. Ахматова для Гумилёва была музой и смыслом жизни.
В стихотворении, созданном как итог жизни, поэт выражал свои чувства, не боясь показаться слабым человеком. На самом деле таковым Николай Степанович не являлся: прошёл войну, был смел и в жизни.
Читайте по теме:
Поэт затрагивает тему любви. Кроме того, он показывает читателям, как жизнь может измениться, когда наступает разлуку с любимым человеком.
Композиция
Стихотворение интересно. Его композиционной особенностью является то, что в стихотворении выстраивается диалог между героем и его любимой женщиной. Разумеется, Гумилёв представлял себя персонажем стихотворения, а своей возлюбленной он видел А.А. Ахматову.
Стихотворение является образцом любовной лирики. В ней Гумилёв всегда был мастером, ведь многое в его жизни было связано с любовью.
Средства выразительности
Тропами поэт раскрывал эмоции. Но в рассматриваемом стихотворении их немного. Образов же было 3: он, она и любовь. Диалог – прием главный в стихотворении.
После стольких лет
Я пришел назад,
Но изгнанник я,
И за мной следят.
- Я ждала тебя
Столько долгих дней!
Для любви моей
Расстоянья нет.
- В стороне чужой
Жизнь прошла моя,
Как умчалась жизнь,
Не заметил я.
- Жизнь моя была
Сладостною мне,
Я ждала тебя,
Видела во сне.
Смерть в дому моем
И в дому твоем,-
Ничего, что смерть,
Если мы вдвоем.
Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: трёхстопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: лет-назад-я-следят.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тебя-дней-моей-нет.
Рифмовка: ABBС - холостая
3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: чужой-моя-жизнь-я.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: была-мне-тебя-сне.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: моем-твоем-смерть-вдвоем.
Рифмовка: AABA
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах
Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах
Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах
Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке
Анализ стихотворений
Сведения об авторе
Николай Гумилев (1886−1921) — русский литературный деятель, переводчик, поэт и критик. Писатель был первым мужем знаменитой поэтессы Анны Ахматовой. В браке у двух талантливых людей родился сын — Лев Гумилев. Еще до начала семейной жизни поэт понимал, что Анна Андреевна не питает к нему взаимности, однако то, что Ахматова позволяла ему себя любить, уже было счастьем для классика. Тем не менее, Гумилев терзал и себя, и жену ревностью, их брак постоянно был поводом для пересудов в профессиональной среде.
История создания
Произведение выглядит так, словно адресовано Гумилевым девушке, анализ же стихотворения вместе с историческими данными позволяет сказать, что мысли и слова лирического героя обращены именно к супруге автора Анне Ахматовой.
Художественные приемы
Как истинный мастер русского слова и талантливый литератор, Николай Степанович прекрасно оперирует средствами выразительности в своем произведении. К числу использованных им литературных маневров можно прежде всего назвать:
- размер стихосложения;
- композицию стиха;
- рифму.
Тематически текст произведения условно делится на три части (с первой по третью, четвертая и пятая строфы). Тропы, примененные автором, включают в себя:
Разнообразен и портрет настроений заведомо абстрактной девушки. Примечательно, что Гумелев даже намеренно вынес в заглавие стиха местоимение, словно подчеркивая безличие изображенного образа с целью завуалировать истинного адресата. Иногда она бывает грустна, а лик ее — печальным.
Идейное содержание
Ссоры творческой семьи брали свое начало как в банальной ревности мужа, так и к его неспособности принять поэтический талант и неординарность своей возлюбленной. Гумилев признавался, что даже считал Ахматову ведьмой, которая сумела так пленить его душу, не обладая даже женской красотой в общепринятом понимании. Однако Анна Андреевна в глубине души всегда отвечала взаимностью классику. Смерть поэта от рук советской власти сильно подкосила ее физическое и духовное здоровье. Это ли не говорит о том, как дорог был ей супруг и отец ее ребенка.
Основная идея произведения заключается в необходимости любви в жизни человека. Возможно, план писателя заключался в том, чтобы донести этот смысл до супруги через строки стихотворения. Другой женщины рядом с собой Николай Гумилев представить не мог и до самой своей смерти любил лишь одну Анну Ахматову, из-за неразделенных чувств к которой ему пришлось столько выстрадать.
Читайте также: