Анализ библиотечного мероприятия в школе

Обновлено: 03.07.2024

Режим работы библиотеки – с 9.00 до 18.15

обед – с 12.00 до 13.00

выходной – суббота, воскресенье.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;

привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к книге;

руководство чтением обучающихся;

содействие повышению научно – методического, педагогического мастерства работников ОО.

За 2020 – 2021 уч. год прошли перерегистрацию 929 человека

Прочие (обслуживающий персонал, родители)

Всего обслуживалось 1809 пользователя (с учетом библиотечного и учебного фонда). Число посещений – 10219, объем книговыдачи – 28727 экземпляров (с учетом библиотечного и учебного фонда).

Общий фонд библиотеки – 36541 экз., из них:

Учебный фонд – 18059 экз.

Библиотечный фонд – 18482 экз.

Показатели библиотечной статистики .

Контингент читателей всего: 929 чел.

из них: учащихся – 867 чел.

учителя – 52 чел.

Процент охвата обучающихся чтением – 97,98%

Библиотечный – 18482 экз.

Учебный – 18059 экз.

Итого: 36541 экз.

Показатели без учета учебного фонда ( 2020-2021 уч. г.)

Показатели с учетом учебного фонда (2020-2021 уч. г.)

18059 экз. – учебный фонд

18482 экз. – библиотечный фонд

Приобретено новых учебников – 2190 экз.

Обновление фонда – 12%

Заказ учебной, методической литературы и учебных пособий осуществлялся в тесном контакте педагог-библиотекаря с завучами и поставщиками.

В качестве особого направления деятельности школьной библиотеки является работа по использованию учебных фондов. В этом направлении деятельность библиотеки наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов. Библиотека контролирует процесс работы с учебниками, и регулярно отчитывается перед Департаментом социальной политики (Департамент образования и молодежной политики).

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 учебный год

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 уч. год

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 уч. год

(учебный и библиотечный фонд)

Сравнивая показатели 2019-2020 учебного года с показателями 2020-2021 учебного года работы с библиотечным фондом можно сделать вывод:

3. Небольшие показатели книговыдачи связаны с несоответствием библиотечного фонда запросам пользователей. С точки зрения комплектования, одна из приоритетных задач современной школьной библиотеки – формирование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях.

4. В библиотеке систематически ведется работа по проведению обработки и регистрации поступающей литературы, по очистки фонда от ветхой и неиспользуемой литературы.

Все новые поступления документов прошли компьютерную каталогизацию. По мере поступления пополняется электронный каталог новых поступлений.

Общий объем электронного каталога составляет – 11066 единиц (наименований изданий)

Фонд укомплектован научно – популярной, методической литературой, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы)

Старшего школьного возраста (9 – 11 – е классы);

В читальном зале собраны материалы энциклопедического содержания:

Словари иностранных языков – 19 экз.

Языкознание – Словари – 2044 экз.

Справочники – 247 экз.

Энциклопедии – 451 экз.

Состав библиотечного фонда по разделам:

1 - ОПЛ – 1029 экз.

2 - Естествознание – 786 экз.

3 -Техника – 125 экз.

4 - Сельское х-во – 44 экз.

5 - Искусство и спорт – 393 экз.

6 - Языкознание – 3932 экз .

7 - Художественная литература – 12339 экз.

8 - Для младшего школьного возраста – 196 экз.

9 - CD – ROM – 55 диска.

Важным показателем состояния фонда школьной библиотеки и работы с читателями служит степень использования фонда в целом и по отделам. Современная методика изучения оптимальности использования библиотечного фонда предполагает, что фонд скомплектован тем лучше, чем выше его обращаемость, а также равная обращаемость всех отраслевых отделов.

Выдача литературы с 2018 – 2020 уч. год

( без учета учебного фонда)

Младший шк. возраст

Количественный показатель обращаемости библиотечного фонда составил в отчетном году 0,5. По сравнению с прошлым годом показатель общей книговыдачи фонда понизился на 2971 экз.

Вывод: Необходимо доукомплектовать книжный фонд по программе для младшего и старшего звена обучающихся. С 2018 – 2020 г. библиотека не комплектовалась литературой необходимой по программам младшего, среднего и старшего звеньев, а которая есть в фонде приходит в негодность.

Структура библиотечного фонда. Его обращаемость (2020-2021 уч.г.)

Искусство и спорт

Для младшего школьн. возраста

Очень важен показатель обновляемости фонда, то есть соотношение между поступлением новой литературы и списанием устаревшей и изношенной.

Искусство и спорт

Для мл. шк.возраста

В новом учебном году 2021-2022 необходимо продолжить работу с фондом, подготовить ветхую, устаревшую литературу на списание.

Необходимо пополнить фонд библиотеки методической литературой, а также произведениями, изучаемыми по школьной программе, из расчета+ по нормативам ГПНБ им. Ушинского – 1 книга на 5 учащихся.

Для обеспечения учета при работе с библиотечным фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета библиотечного фонда;

Тетрадь учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных;

Электронный каталог (создается)

Для обеспечения учета при работе с учебным фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета учебного фонда;

Тетрадь учета выданных учебников

Тетрадь учета утерянных учебников, принятых от читателей взамен.

Фонд библиотеки расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается.

Работа по составлению алфавитного и систематического каталогов ведется по мере пополнения новыми документами. Продолжается работа по созданию электронного каталога (ЭК) в программе MARK – SQL.

Проводилась работа по сохранности фондов:

Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного документам, в установленном порядке.

Всего было выполнено – 146 справки

Наиболее сложные справки были учтены в электронном варианте.

Массовая работа с читателями

Работа по пропаганде чтения

Контрольный показатель читаемости составил:

библиотечный фонд – 12

учитывая библиотечный и учебный фонд – 12

Контрольный показатель посещаемости составил:

библиотечный фонд – 9

учитывая библиотечный и учебный фонд – 5

Одна из задач деятельности библиотеки – воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой.

В рамках Международного месячника школьных библиотек с 01.09.2020 по 30.10.2020 были проведены следующие мероприятия:

08.09-11.09 – экскурсии в школьную библиотеку для учащихся 1-4-х классов, знакомство ребят с правилами пользования библиотечным фондом, в завершении мероприятий участвовали в изготовлении закладки для книг.

15-16.09- совместно с сотрудниками ЦБС в рамках празднования 40-летия города Мегион была проведена игра путешествие по достопримечательным местам города для учащихся 5-6 классов.

Книжкины именины – праздник всех читающих ребят, праздник детства. Это праздник любознательных детей и взрослых, влюбленных в книгу, праздник новых литературных открытий и веселых приключений.

В течение всего учебного года были организованы книжные и информационные выставки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание уважительного и бережного отношения к книге, к литературе.

Самоанализ проведенного мероприятия.

Учитель: Минабутдинова Ирина Владимировна

Предмет: литературное чтение.

Продолжительность: 40 минут.

Мероприятие проведено совместно с библиотекарем.

Цель: воспитание уважительного и бережного отношения к книге, к литературе.

Воспитательные:

учить взаимодействию со сверстниками через участие в совместной деятельности;

развивать коммуникативность учащихся;

развивать сценические способности детей;

воспитывать уважительное, аккуратное и ответственное отношение к людям и их труду,

воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие:

развивать речь, внимание, память, воображение учащихся;

содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся через поиск изображений художественного образа героев-помощников;

развивать интерес к чтению;

расширение кругозора учащихся, познавательных способностей.

Образовательные:

сформировать у детей представление о необходимости книги для людей;

познакомить учащихся с тем, как появляется книга, люди каких профессий участвуют в изготовлении книги;

повторить и обобщить правила обращения с книгой.

Методы работы: словесно-логический, наглядный, игровой, частично-поисковый, практический, метод поощрения и самооценки.

Формы работы: индивидуальная работа при подготовке, работа в парах, работа в группах, фронтальная.

Оборудование и принадлежности:

компьютер, проектор, экран;

иллюстрации героев-помощников, сделанные учащимися;

на стенах плакаты:

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, театральное искусство.

Выступление: в первых и третьих классах.

Содержание мероприятия соответствовало поставленным цели и задачам.

Все ученики в классе были задействованы при подготовке к мероприятию и его проведению. Проявляли инициативу, предлагали свои идеи в ходе подготовки сценария и формы проведения мероприятия.

При подготовке мероприятия я учитывала индивидуальные способности, возможности и желания ребят, чтобы задание было им интересно и при его выполнении они смогли проявить свои творческие способности и наклонности.

Этапы предварительной подготовки к мероприятию:

1. Распределить роли, выучить текст, прорепетировать. Одни учащиеся готовили сценку истории книги, ее изготовления. Другие – правила пользования книгой.

2. Рисование иллюстраций героев – помощников, участвующих в изготовлении и реализации книг для читателей. Дети разделились на группы, задачей которых был поиск изображений героев – помощников. Рисование иллюстраций в парах.

После проведения подготовительной работы, дети выступили в своем классе, затем - в первых и третьих классах.

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Учащиеся – зрители внимательно слушали и участвовали в беседе с выступающими детьми. Им было интересно и необычно, что занятие для них проводит не учитель, а ребята-ровесники.

Мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Встреча с героями-помощниками дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации.

Таким образом, работа над данным мероприятием воспитывает в ребятах любовь к литературе, истории; дисциплинирует и развивает чувство ответственности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ, самоанализ библиотечных мероприятий

Важным условием оттачивания профессионального мастерства библиотечных мероприятий является анализ (или самоанализ), который проводится после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности последующих мероприятий.

Анализ мероприятий проводится последующей схеме:

Тема – названия;

Цель – образовательная, воспитательная и развивающая.

Системность.

Место проведения, участники – кто проводит, форма, тип, методы .

Качество подготовки проведения :

- наличие плана, сценария;

- эффективное использование библиотечного аппарата;

- использование активных форм, оригинальность;

- творческие библиотечные находки;

- владение материалом, методикой проведения мероприятий;

- профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения

- библиотечный такт и коммуникабельность в общении с участниками,

- степень активности участников;

- соответствие содержания, информативности и объема материала

возрасту и уровню подготовки участников.

Оформление, наглядность; оборудование, технические средства; организация условия полученной информации.

Учитываются затраты времени на подготовку библиотечных мероприятий и книжных выставок, а так же объемы наполнения, типичные для библиотек.

Индивидуальная работа библиотекаря со студентами

Индивидуальная работа со студентами – это процесс, обеспечивающий непосредственное и систематичное общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личные особенности каждого.

Ошибочно считать, что индивидуальная работа – это только рекомендательной беседы и планы чтения. На самом деле – это весь комплекс работы на абонементе, включающий в себя и выставочную работу, и расстановку фонда открытого доступа, и справочно-библиографическое и информационно-библиографическое обслуживание, и просто общение с читателем.

Руководство чтением базируется на изучении и учете читательских интересов, и потребностей, и осуществляется различными формами и методами индивидуальной, групповой и массовой работы, а так же через справочно-библиографический аппарат библиотеки систему рекомендательных библиографических пособий, систему наглядной пропаганды и литературы, открытый доступ к фонду, средство массовой информации, через актив библиотеки.

В нашей библиотеке изучение читателей осуществляется в повседневной работе. Изучая интересы, запросы, особенности восприятия литературных произведений я разработала эффективную систему руководство чтением. Изучение читателей строится на основе единых принципов:

- изучать читателя нужно в тесной связи с изучением его как личности;

- изучая читателя, одновременно нужно и направлять его интересы;

- изучение читателя тесно связано с изучением книги.

Библиотечные методы использования для изучения читателей – анализ читательских формуляров, читательский запрос.

Общие методы : наблюдение, беседы, анкетирование. В изучение читателей важная роль принадлежит анализу читательского формуляра. В формуляре три основные части: общие сведения о читателе; запись выданных книг; заметки библиотекаря. С этими основными частями библиотекарь и должен вести работу. Анализ проза и его мотивов позволяет выявить особенности влияния на чтение открытого доступа, книжных выставок, бесед, массовых мероприятий. На жаль, современный читатель все больше обращается к интернету, чем книги, но мы, библиотекари всеми доступными методами библиотечной работы должны направлять и прививать любовь и интерес к книги.

Метод наблюдение – целеустремленное, систематическое, визуальное изучения читателя.

Метод беседа является основным методом не только индивидуального руководства чтением, но и изучения читателей. Этот метод помогает выявить отдельные индивидуальные качества студента. Беседы эффективны как индивидуальные, так и групповые.

Метод анкетирования – это письменный опрос, при котором студентам предлагается система вопросов.

И так, для чего мы, библиотекари, изучаем студентов? Для того, чтобы не только удовлетворять и поддерживать уже сложившиеся интерес, но и побуждать новые читательские интересы, воспитывать высокий читательский вкус, разносторонние запросы.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы в школьной среде. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога-библиотекаря в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.

Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:

  1. Устные и наглядные.
  2. Монолог и диалог.
  3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонацио­нальную и т.д.) аудиторию.
  4. Единичные и комплексные.
  5. Уникальные и многоповторяемые.
  6. Авторские и по готовому сце­нарию.
  7. Проводимые силами библио­текаря и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

1. Подготовительный этап

  • Определение темы, постановка целей, уточнение ­аудитории.
  • Составление плана.
  • Определение хода и содержания мероприятия.
  • Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
  • Составление рекомендательного списка.
  • Определение методов и приемов.
  • Разработка сценария.
  • Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
  • Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
  • Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
  • Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
  • Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
  • Приобретение призов, грамот.
  • Определение места, времени, даты проведения.
  • Согласование с администрацией.
  • Решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап

  • Организация книжной выставки.
  • Подготовка оформления.
  • Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
  • Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
  • Объявление.
  • Приглашение зрителей, гостей.

3. Основной этап

  • Оформление кабинета, зала.
  • Установка оборудования, технических средств.
  • Проведение мероприятия.
  • Подведение (оглашение) итога.
  • Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
  • Возможное обсуждение коллегами, гостями.
  • Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
  • Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
  • Обобщение опыта работы в СМИ.

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

  • Актуальность тематики.
  • Адекватность содержания (соответствие теме).
  • Практическая направленность ( советы должны быть реальны и выполнимы ).
  • Ориентация на соответствующую аудиторию ( темы, содержание, манеры подачи ).
  • Доказательность позиции ( подтверждение цифрами, фактами, примерами ).
  • Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
  • Тщательность подготовки.
  • Желательная системность мероприятий ( по теме, контингенту ).

Успех зависит и от самого ведущего (педагога, библиотекаря). Слагаемыми успеха являются:

  • Умение войти в контакт с участниками.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Осведомленность по теме и эрудиция.
  • Культура речи и культура поведения.
  • Педагогический такт.
  • Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:

  • Побуждение ( совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой ).
  • Обращение к личному опыту ( обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта ).
  • Убеждение ( подача значимой и объективной информации ).

Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:

  • Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
  • Возрастным особенностям детей.
  • Уровню подготовленности школьников.
  • Конкретным условиям.
  • Отведенному времени.
  • Возможностям ведущего.
  • Возможностям книжного фонда, библиотечного аппарата, оснащенности техническими средствами и т.д.

Подготовка вопросов и заданий

Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к книге, теме (проблеме), чтению. Правильно подобранные вопросы помогают читателям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески. А чтобы облегчить поиск, мы предлагаем нижеследующие методические рекомендации.

Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова различаются:

по составу:

по логической структуре:

1) уточняющие (закрытые),
2) восполняющие (открытые);

по ожидаемой форме ответа:

1) общие,
2) риторические,
3) проблемные,
4) остропроблемные;

по уровню учебной деятельности:

по управлению познавательной деятельностью:

1) отдаленно-ориентирующие,
2) определенно-направляющие,
3) наводящие,
4) подсказывающие;

по организации процесса обучения:

1) побудительные,
2) направляющие,
3) тормозящие,
4) обобщающие,
5) наводящие,
6) отправные,
7) подготовительные;

по форме:

1) корректные (правильно поставленные),
2) некорректные (неправильно поставленные);

по характеру:

Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:

  • вызывающие интерес,
  • привлекающие внимание,
  • переключающие внимание,
  • помогающие оценить знания,
  • возвращающие к основной теме,
  • помогающие вести занятие,
  • помогающие углубиться в тему,
  • апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) об­суждение,
  • позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
  • влияющие на ход обсуждения,
  • подводящие итог обсуждения.

Методические принципы задавания вопросов

Вопросы должны быть:

– краткими и точными;

– задаваться в логической по­следовательности с возрастающей сложностью;

– будить мысль, развивать мышление;

– идти от общего к частному (или наоборот, но не нарушая одного из этих принципов);

– сопровождаться паузой, чтобы все могли собраться с мыслями;

Задания

При подборе и подготовке заданий педагогу-библиотекарю необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные цели:

Тестовые вопросы и задания могут быть:

  • Интеллектуальные.
  • Психологические.
  • Проверочные.

Кроссворды могут быть традиционные:

  • По отраслям знаний.
  • По литературным произведениям.
  • По отдельным школьным предметам.

А также с нестандартными заданиями на сообразительность – интеллектуальные.

Игры

  • Ролевые.
  • Деловые.
  • Интеллектуальные.
  • Психологические.
  • Развивающие.
  • Со словами.
  • Другие.

Составление и оформление сценария

Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название. Эпиграф.
  2. Форма.
  3. Тема.
  4. Контингент (кому адресовано).
  5. Участники (кто проводит).
  6. Цели.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Дидактический, раздаточный материал.
  10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  11. Ход (структура) мероприятия.

• Часть 1. Введение:

– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.

• Часть 2. Основная:

– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;

– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;

– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.

• Часть 3. Завершение:

– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.

Требования к оформлению сценария

(для отчета, распространения)

Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год, при необходимости – адрес, телефон, факс.

  • Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.
  • Шрифт 14; междустрочный интервал 1,5; поля 1,5 – 2 см.
  • Пишется на одной стороне листа.
  • Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).
  • Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.

Анализ массового мероприятия

Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:

Тема, название.

Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).

Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.

Место проведения.

Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).

Кто проводит (библиотекарь, педагог, иной специалист).

Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).

Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).

Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.

Качество подготовки и проведения:

Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты.

Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.

Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.

Итоги. Достигнут ли результат (цель).

Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

Библиография

Воспитание школьников. – 2003. – № 4.

Жирякова А. А. Требования к анализу воспитательного мероприятия / А. А. Жирякова // Спутник классного руководителя. – М., 2003. – С. 190.

Кульбякина Л. Я. Вопросы в методике преподавания математики / Л. Я. Кульбякина // Начальная школа. – 2004. – № 7. – С. 118.

Рудишина Т. Библиотечная режиссура / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2001. – Спецвыпуск. – С. 5–6.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.

Анализ работы школьной библиотеки

за 2020-2021 учебный год.

Школьная библиотека в течение 2020-2021 учебного года прививала в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного года.

В прошедшем учебном году целью работы школьной библиотеки была:

- создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, организация систематического чтения;

- обеспечивать учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями, работать по сохранности фонда;

- обучать читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;

- совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

Показатели библиотечной статистики за 2020-2021 учебный год.

Количество читателей: 176 обучающихся

2. Книжный фонд: всего -8360

3. Книгообеспеченность 100%

4. Обращаемость 3574 единиц в год

5. Объем учебного фонда 3225 единиц

Состав фонда и его использование:

Сколько экземпляров выдавалось за год

Обслуживание читателей

Обеспеченность учебниками составила 100%.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с учениками школы. Систематически проводились беседы по сохранности учебников обучающихся.

В конце учебного года проходит сдача учебни­ков по классам.

Основные формы индивидуального обслуживания:

беседа при записи в библиотеку,

беседа при выдаче документов,

беседа о прочитанном;

анализ читательских формуляров.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.

В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Мы регулярно участвуем в сетевых акциях (40% обучающихся).Регулярно проводятся библиотечные уроки, которые формируют интерес у учащихся посещения школьной библиотеки. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. (см. приложение)

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Работа с библиотечным фондом ведется в течение 2020-2021 учебного года.

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

- книга суммарного учёта учебного фонда;

- картотека учета учебников;

- накладные на учебники по классам;

- журнал учёта выдачи учебников по классам;

Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 9-й класс – в специальных читательских формулярах .

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

• младшего школьного возраста (1-4классы);
• среднего школьного возраста (5-8классы);
• старшего школьного возраста (9класс);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена по возрастным группам в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Фонд учебников расположен в книгохранилище.

Работа по сохранности фонда

Анализируя работу школьной библиотеки за 2020-2021 учебный год, можно сделать следующий вывод:

Школьная библиотека в течение учебного года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки.

Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати, вела работу с читательским активом.

Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021-2022учебный год.

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2022 учебном году:

Устаревший фонд художественной литературы.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем 2021-2022 учебном году:

Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

Формировать эстетическую и экологическую культуру и интерес к здоровому образу жизни.

Читайте также: