Анализ стиха я думал сердце позабыло пушкин кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сопоставительный анализ стихотворений

А.С. Пушкин

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты.
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

М.Ю. Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всё жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я всё забыть его не мог;
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё бог!

Основанием для сопоставительного анализа стихотворений Пушкина и Лермонтова является единство лирической темы – тема любви .

Поэтическая форма стихотворений сходная – монолог лирического героя: у Пушкина – я думал” , я говорил” ; у Лермонтова – я не люблю тебя” , “в душе моей , я забыть не мог” . Различие состоит в том, что в пушкинском стихотворении представлен монолог-размышление лирического героя о власти красоты и любви над его сердцем; в лермонтовском стихотворении – монолог-обращение лирического героя к возлюблённой, чей образ памятен ему.

Сюжетным зачином в стихотворении Пушкина является разуверение лирического героя в любви. В развитии лирического сюжета – осознание лирическим героем душевной зрелости. Кульминация совпадает с сюжетной концовкой – возвращение любви в сердце лирического героя. Таким образом, лирический сюжет развивается как опровержение заблуждения лирического героя: от мотива отрицания любви – к мотиву признания её власти над собой.

В композиции лермонтовского сюжета зачином является отрицание лирическим героем любви к героине. В развитии лирического сюжета – признание в невозможности забыть образ возлюбленной. Кульминация совпадает с сюжетной концовкой – философское обобщение о власти пережитой любви над памятью сердца. Таким образом, лирический сюжет развивается как конфликт между прошедшим чувством и сохранением живой памяти о нём.

Оба стихотворения принадлежат к жанру любовно-философской лирики.

Любовь не называется в стихотворениях прямо – Пушкин и Лермонтов используют перифраз :

у Пушкина – “сердце позабыло способность лёгкую страдать , восторги и печали , и легковерные мечты ;

у Лермонтова – страстей и мук умчался прежний сон , “другим предавшися мечтам .

Очевидно, что у обоих авторов любовь выступает синонимом мечтаний, страданий, но у Пушкина любовь – это светлое, лёгкое переживание (дважды повторяется эпитет – лёгкую , легковерные ), а у Лермонтова любовь – переживание мучительное, тяжёлое.

Пушкин использует метафору-олицетворение – “сердце позабыло” , чувства “затрепетали пред властью красоты” , в результате создаётся образ живого чувства, не зависимого от сознания лирического героя. Экспрессия лирического слова усиливается риторическими восклицаниями и повторами: “Я думал…Я говорил…” , “Уж не бывать! Уж не бывать!” , “восторги и печали, и мечты” .

В стихотворении Лермонтова основным тропом является сравнение, которое завершает стихотворение и выражает авторскую идею: “Так храм оставленный – всё храм,// Кумир поверженный – всё бог” . Выразительность сравнения усиливается параллелизмом его частей. Сюжетно значимой в стихотворении Лермонтова является антитеза – отрицаемой любви противостоит живость образа возлюбленной в душе лирического героя: я не люблю тебя , страстей умчался сон , другим предавшися мечтам , образ твой бессиленобраз твой жив .

Оба стихотворения имеют восьмистишную форму; стихи связаны перекрёстной рифмовкой; рифмы классические – простые, точные. Отличие состоит в том, что Пушкин чередует женские богатые рифмы с мужскими бедными рифмами ( AbAbCdCd ), у Лермонтова же все стиховые окончания мужские бедные ( ababcdcd ); ударные рифмы в лермонтовском стихотворении усиливают экспрессию лирического монолога-обращения.

Размер стихотворений одинаковый – 4-стопный ямб. Ритмическое различие обусловлено тем, что пушкинский ямб ослаблен пиррихиями (регулярно – на третьей стопе; реже – на первой стопе), тогда как у Лермонтова преобладает чистый ямб и только в кульминации-концовке чистота ритма нарушается (пиррихий на третьей стопе + спондей на четвёртой стопе) – автор ритмически выделяет идею стихотворения.

В звуковой организации пушкинского текста отчётливой является аллитерация [р], [л], звукопись лермонтовского стихотворения характеризуется аллитерацией [м], [н], [р]; аллитерация сонорных звуков придаёт стихам музыкальность. Особую нагрузку в фонетике стихотворения Пушкина несёт ассонанс [а] – ударный открытый звук нагнетается в стихах, выражающих идею неизбежного: в сюжетном зачине – “Уж не бывАть! Уж не бывАть!” , в кульминации – “…опЯть затрепетАли пред…влАстью красоты” . У Лермонтова доминирующими являются гласные [у], [о], связанные с минорным звучанием стихотворения в целом.

Логика сопоставительного анализа приводит к тому, что стихотворения, связанные лирической темой и жанром, выражают различные идеи: в стихотворении Пушкина – идея возрождения любви в душе зрелого человека; в стихотворении Лермонтова – идея невозможности освободиться от прежней любви.

История создания

Пушкин уже был взрослым человеком, когда создал рассматриваемый в обзоре шедевр. Однако нельзя забывать о том, что в жизни поэта было много женщин, которых он любил. Разумеется, почти каждой из них он восхищался. В этом и был весь Александр Сергеевич.

Читайте по теме:

Композиция

Всего 8 строк. Поэт использует перекрестную рифмовку. С 5 строки начинается ощущение пустоты, ведь поэт говорит о том, что восторги прошли. Простота – сторона силы, если речь касается Пушкина.

Средства выразительности

Тропы использованы умело. Есть обращение к девушке, которой посвящено признание лирического героя.

Читайте по теме:

Эпитеты

Способность легкую, легковерные мечты – эпитеты. Они использованы поэтом, чтобы было реально задать тон повествованию стихотворному тексту.

Олицетворение

Прошли восторги и печали – вот олицетворение, несущее грустные мотивы. Ими наполнено стихотворное полотно.

Метафоры

Мощной власти красоты – метафора. В тексте она звучит отлично, ей и завершается стихотворное произведение.

Стихотворение “Я думал, сердце позабыло…” при жизни Пушкина опубликовано не было. Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно.

Она вечна, поэтому может лишь угаснуть на время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.

Каждый человек, хоть раз в жизни испытавший радости

настоящей любви, понимает необыкновенную важность для дел сердечных понятий забвения и памяти. Пушкин – истинный ловелас, зачастую покорение женщин давалось ему с необыкновенной легкостью, он прекрасно знал техники обольщения и с удовольствием применял их на практике. Александр Сергеевич обладал весьма полезным для сердцееда даром – даром забвения. Впрочем, и нежная память об угасших чувствах ему была не чужда.

Достаточно вспомнить знаменитое посвящение Анне Петровне Керн. Его первая строка: “Я помню чудное мгновенье…”. В середине текста встречаем двустишие:
…И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Ближе к финалу все опять меняется:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…

“Я помню чудное мгновенье…” с определенной долей условности можно соотнести со стихотворением “Я думал, сердце позабыло…”. Во втором случае читатель также наблюдает, как забвение сменяется вспышкой памяти, освещающей жизнь лирического героя.

“Я думал, сердце позабыло…” – мысли человека, на какое-то время разочаровавшегося в любви. Кажется, он даже от жизни немного устал. Лирический герой уж и не надеялся вновь испытать сильные чувства. Его сердце лишилось “способности легкой страдать”.

Вдруг ситуация кардинально изменилась – вернулись легковерные мечты, восторги, печали. Любовное волнение появилось вновь, благодаря “мощной власти красоты”. Финал стихотворения по настроению сильно отличается от начала.

Есть ощущение, что лирический герой воспрянул духом, наполнился жизнью.

На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.

* * *

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Стихотворение при жизни Пушкина опубликовано не было. Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно. Она вечна, поэтому может лишь угаснуть на время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.

Ближе к финалу все опять меняется:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…

На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.

Pushkin_Alexander_by_Sokolov_P. (464x600, 232Kb)

Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

original (700x558, 122Kb)

…И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Ближе к финалу все опять меняется:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…

На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.

Читайте также: