Анализ стиха последние стихи державина кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 30-ом номере журнала "Сын отечества" за 1816 год было опубликовано последнее стихотворение Гавриила Романовича Державина, написанное поэтом за несколько дней до смерти.

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
6 июля 1816 г.

Текст сопровождался редакторским комментарием: "За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту: Река времён, начал он стихотворение "На тленность" и успел написать последний куплет".

За этим текстом закрепилось название "Последние стихи" ( можно встретить вариант "На тленность") и предположение о незавершённости одического замысла. Подобные рассуждения достаточно суетны и праздны: есть данность, перед которой все предположения отступают, потупив взоры.

Знаково, что подобное содержание нашло гармоничную форму появления на свет: восьмистишие было записано мелом на аспидной доске (Державин часто записывал свои стихи на грифельной доске).

Этот текст -- откровение человека, чувствующего свой близкий уход: всё тленно , "всё суета сует". Сразу же сознание поворачивается к Екклесиасту: " возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!" Смерть уравнивает дела людей: глупых и мудрых, бедных и богатых -- всех. Никому не уйти от пропасти забвенья: ни народам, ни целым государствам, ни представителям власти на всех её уровнях. Река времён стремительна своим течением, уносящим дела целых цивилизаций, целых культур.
Даже то, что дольше всего живёт в веках -- плоды души, сердца, духа, -- оставаясь " Ч рез звуки лиры и трубы" обречено ( обручено ) вечности, чьё жерло пожирающее страшит дела суеты. Мы не знаем: часть ли большого замысла поэта этот нехарактерно короткий текст, либо завершённое стихотворение. Но и эти рассуждения суетны. Смерть расставляет точки над "i". Державин был верующим человеком, а для веры, основанной на доверии, очевидно, что нет ничего случайного для Создателя всего. Державин, который трудом своих дел, добился в жизни всего сам, с болью души, стоящей на пороге смерти, словно напоминает всем: мы соединены общей судьбой. И как дорог этот голос человека 18 столетия, успевшего увидеть и век 19, теперь, в 21 веке!
Течение времени неумолимо. Пропасть забвенья равнодушна. Принимающее жерло вечности благословенно, ибо сущность всего неизменна. О ней в Екклесиасте: "бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; 14 ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо".

Общей судьбы не уйти. Суд Божий ждёт. Страшный он, конечно: беЗпечно живём, суетясь, словно отрицая силу течения времени, стремящего к вечности. Как дорого расслышать сквозь шум водоворотов времени голос человека давно жившего на земле! Он вырывается из пропасти забвения, чтобы предупредить, напомнить всему временному о временности, скоротечности, очевидности забвения самых великих и прекрасных дел. Кто сейчас читает Державина? Тем дороже сила голоса вырывающегося и врывающегося в сознание, в его потоки.

Чудо приходит ко всем. Рано или поздно. В каждом из нас -- чудо. Мы живём в пространстве чуда. Чудовищно не замечать этого.

Г.Р. Державин из своего внутреннего опыта знал: да, суетны дела, всё проходит, всё забывается, но любовь переживёт тлен. И перед смертью он оставил ёмкое поэтическое напоминание временному перед вечным, поэтический ребус. Грозное жерло вечности пожирает, отсеивая и испытуя. Наш Бог есть любовь. Всё, в чём не было любви, ждёт небытие. Не в этом ли высшая справедливость Милующего сердца?

Человек -- связной всего тварного мира, задуманный соавтором Творца, любящим и любимым. Добровольно.

Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие твое.

Литературное направление и жанр

Литературное направление просветительского классицизма предполагает, что содержание произведения просветительское, а форма – классицистическая. Излюбленный поэтический жанр классицизма – ода. Ещё родственники Державина в своих воспоминаниях называли последнее стихотворение поэта началом оды, которая не была дописана из-за смерти автора. Мандельштам считал начало этой торжественной песни подобным трубному гласу пророка.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

Тропы и образы

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Основной тематикой произведения является изображение силы времени, проявляющейся в скоротечности и склоняющей перед собой в пучине забвения страны, народы и каждого человека в отдельности.

Авторский замысел произведения раскрывает ценность каждого жизненного момента, вкладывая в него особый философский смысл, поскольку любой человек в определенный промежуток времени оказывается перед входом в вечность. Поэт сравнивает время с течением воды, подчеркивая образу времени его силу и необратимость.

Властное влияние времени на жизнь человека поэт выражает посредством использования средств художественной выразительности в форме многочисленных метафор олицетворений, а также применения глаголов несовершенного вида для усиления длительности и повторяемости временного процесса.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный хорей в сочетании с перекрестной рифмовкой, выражающих напряженность и экспрессию произведения, написанного в состоянии мрачного и грозного фатализма, демонстрирующего пессимистическое настроение поэта в преддверии собственной кончины.

Образы вечности и времени в стихотворении отождествляются поэтом с отсутствием гармоничности и наличием определенного необратимого, непостижимого процесса. При этом автор не дает развернутой характеристики образу вечности, позиционируя его в качестве единственного признака – всепожирающего жерла, бездны, тогда как образ времени представляется поэтом детализировано, в виде определенной взаимосвязанной цепочки.

Предчувствуя близость смерти, стихотворение передает тягостное душевное состояние автора, потерявшего надежду на бессмертие.

что именно его стихи станут вечным памятником ему… Но нет! Шли годы, он слабел, терял зрение и постепенно его взору открывалась вечная и печальная истина, которая недоступна была ему, молодому.

Летом 1816 года в любимой Званке, своем имении в Новгородской губернии, он начал работу над новым произведением. Но творческим планам поэта было не суждено сбыться: смерть прервала работу. До нас дошли лишь несколько строк, записанных — что само по себе символично — на аспидной доске. Для справки. Аспидная доска — доска из минерала черного цвета, на которой пишут грифелем. За два дня до смерти 6 июля 1816 г. он начертал ее

Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти. Автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что

было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

В первом четверостишии используются глаголы несовершенного вида, обозначающие длительность процесса и повторяемость законов истории, продолжающих действовать, пока течет земное время. Во втором четверостишии совершенный вид, придающий глаголам значение предела, служит своеобразной метафорой конца мировой истории. Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянного сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется). Если в бытовом языковом сознании вечность обычно сводится к временной длительности, не имеющей ни начала, ни конца, то Державин, говоря о вечности, избегает конкретных временных характеристик и измерений.

В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяний людей, и подведение итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени.

Анализ Река времен в своем стремленьи

Не только название стихотворения относится к философской науке, но и его содержание. Гавриил Державин был достаточно многосторонней личностью, изначально приоритетом для него была карьера, но в конце концов он пришел к заключению, что именно творчество подарит ему память в умах людей. Следовательно, ближе к концу жизни Державин уделил больше внимания каким-то идеям, мыслям. Стихотворение было написано в последствии некого раздумья, когда в силу возраста поэт осознал то, что было сокрыто перед ним в молодые годы. Именно это он и хотел вложить в свое творение. Пусть оно и не закончено, но в нем все равно осталась главная задумка и очень броские, цепляющие слова, которые невероятно подобраны. Благодаря лексике стихотворения оно имеет всепоглощающий смысл, масштабный.

Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи по плану

Я стар — юн духом по грехам…

Кто Ты? И как изобразить Твоё величье и ничтожность, Нетленье с тленьем согласить, Слить с невозможностью возможность? Ты Бог — но Ты страдал от мук! Ты человек — но чужд был мести! Ты смертен — но истнил скиптр смерти! Ты вечен, — но Твой издше дух! Получилась огромная богословская ода о Христе, взволнованное размышление о богочеловеке, написанное на пределе уходящих сил. И вот — река времен в своём стремленьи… Этот поток пожирает всё — и дурное, и доброе. И Наполеона, и Суворова. Батыев и Маратов — и великомучеников. Вечная мельница — вроде тех, что можно встретить и в Званке, и в аракчеевском Грýзине.

Эта тайна никогда не раскроется. Поэт умер.

В старости, несмотря на недуги, он написал едва ли не лучшие стихи — да хотя бы эти последние восемь строк…

И всё-таки он писал даже в последнее лето — и как писал! А жизнь званская тянулась медлительно. Только бездетные старики так влюбляются в собачек, как Державин в свою Тайку. Всегда он носил её за пазухой, поглаживал… О тех днях мы знаем по запискам Прасковьи Львовой.

Вы можете прослушать аудиозапись стихотворения "Река времен в своем стремленьи…". Текст читает Заслуженный артист России Александр Дмитриевич Фёдоров.

Мы подошли к последней странице творчества Державина. Уже глубоким стариком, за несколько недель до смерти, он написал свое последнее стихотворение. Оно короткое, всего в восемь строк:

Поэт уходил в Вечность. И смотрел в нее философски спокойно, печально и мудро. Никто не властен избежать могучего потока времени. Мы все, живущие на земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. И все-таки, все-таки есть надежда, что остается нечто от каждого поколения людей, остается "чрез звуки лиры и трубы". Иначе нарушилась бы связь времен. А державинский символический образ "реки времен" не звучал бы с такой достоверной силой, не оставался бы надолго в нашей памяти.

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

"Если певчую птичку закрыть зажать в кулаке, она, естественно, задохнется.
Если ослабить кулак - она станет трепыхаться и вырываться на свободу.
Но если раскрыть ладонь, то ей незачем будет улетать, она будет петь!" - из к/ф "Забытая мелодия для флейты".
Это стихотворение имеет и политический смысл, заключающийся в том, что избыточное административное давление на любую сферу жизни опасно для здоровья страны.

Читайте также: