Анализ стиха notre dame кратко
Обновлено: 05.07.2024
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, – и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Notre Dame
1.
Где римский судия судил чужой народ-
Стоит базилика, и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
2.
Но выдаёт себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
3.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
4.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе,
Я изучал твои чудовищные рёбра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
(1912)
Модернистское стихотворение, являющее собой идеальный образчик акмеизма как литературного направления. Акмеизм предполагает поэтизацию земных предметов с помощью максимально точных слов.
Таким образом, тема стихотворения — поэт и поэзия, а также связь времён и искусств, прошлого и настоящего.
Базовое художественное средство стихотворения — олицетворение: Нотр-Дам рассматривается автором как живое существо с рёбрами и мышцами.
Стихотворение насыщено эмоциональными эпитетами и метафорами, написано шестистопным ямбом, рифмовка кольцевая.
Жанр: стихотворение — манифест акмеизма.
Композиция и сюжет
В центре стихотворения образ камня, преображённого человеческими руками в прекрасный храм (собор Парижской Богоматери).
1-я строфа
2-я строфа
З-я строфа
4-я строфа
Идейно-тематическое содержание
⦁ Тема: поэт и поэзия.
⦁ Идея: слово подобно камню, на который человек направляет свои творческие усилия, чтобы наполнить его великим содержанием.
Художественные средства
⦁ Эпитеты: дерзкий свод, непостижимый лес, недобрая тяжесть, чудовищные рёбра.
⦁ Метафоры: играет мышцами крестовый лёгкий свод позаботилась подпружных арок сила, души рассудочная пропасть.
⦁ Антитеза: египетская мощь и христианства робость.
Вопросы и задания для анализа стихотворения
Какие образы и ассоциации из мира культуры находят отражение в стихотворении? Как проявляются в этом стихотворении черты акмеизма?
Описывая древний христианский собор, поэт использует образ Адама, первого человека, исторические ассоциации. Он видит и понимает, как сложна техническая сторона этого архитектурного творения, однако это не мешает видеть его неповторимую красоту, сочетающую в себе черты прошлых культур.
Мандельштам уподоблял поэзию архитектуре, считал, что поэзия наполняет духовный мир человека, как архитектура заполняет пустоту пространства, и свидетельствует о гениальности строителя, напоминает о вечности. Поэт у него подобен архитектору, слово — камню в здании поэзии; гениальная поэзия, как и архитектура, напоминает о вечности.
Сочувственно встретив революцию, Мандельштам с трудом воспринимал после- революционную действительность. В 1920-1930-е годы в его стихах усиливается социальное начало, он открыто выступает против подавления свободы личности авторитарным государством.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Собор Парижской Богоматери
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
Задание: Соотнесите изображение собора с текстом стихотворения ? Какие строки из стихотворения О.Мандельштама передают зрительный образ собора? ? Что больше всего поразило лирического героя стихотворения в соборе Notrе Dame? Задание: выделите в стихотворении образы с противоположным смысловым наполнением (образные оппозиции)
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
Буквальный смысл: Отвес используется в строительстве для измерения идеальной вертикальности стен и углов. Задание: Попытаемся выявить метафорический смысл этого образа. Для этого выделите в тексте стихотворения все образы, которые можно отнести к человеку.
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
Задание: Выделите в стихотворении образы, относящиеся к человеческой истории Историческая справка: Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг.
Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
История создания
В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец.
История создания
Литературное направление и жанр
Некоторые исследователи трактуют стихотворение как символистское, воспринимая однообразные звезды как поэтов — современников Мандельштама,
стихотворения — философская лирика
Тема, основная мысль и композиция
Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.
Тема стихотворения — диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с
готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.
Стихотворение состоит из 4 катренов.
В первой строфе лирический герой объявляет о своем неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.
В последней строфе лирический герой размышляет о своем земном конце как о возвращении к определенным внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.
Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.
Тропы и образы
Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении ее поэзию он сравнивает со светом звезд, а свою — с готическим собором. Размах крыла — это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам.
Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.
Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлеченный, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звезд — это только описание пустого неба.
Давний бред — это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.
Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной . Раненая пустая грудь неба — это не символ, а метафора , восприятие лирическим героем пустоты.
Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой — образ завоевания пустоты.
Размах крыла, который чует лирический герой — это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли .
В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия — любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли. В противопоставлениях там — здесь, не мог — боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу.
Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.
Четкости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрестная.
Стихотворение — это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нем все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце.
Стихотворение, при всей сложности мысли, — прекрасный образец риторики.
Жанр, направление, размер
Жанр произведения — лирическое стихотворение.
Композиция
Как бы поверхностно автор бы не пытался описать облик Собора Парижской Богоматери, за изображением архитектуры проскальзывают рассуждения лирического героя о прошлом, настоящем, будущем, а также о том, что скрывается за неизвестностью.
- Уже с первого четверостишья понятно, что О. Мандельштам начинает описания с прошлого. На месте собора раньше существовала римская колония. Внешний готический, строгий, мощный облик собора автор сравнивает с Адамом – первым человеком на Земле, тем самым делая акцент на чем-то новом в культурной истории человечества.
- Во второй и третьей строфах автор показал сочетание тяжелой романской культуры, стремящейся высь готики и языческого изобилия деталей в одном образе собора.
- В завершающем четвертом четверостишье О. Мандельштам обращается в будущее. Видя пред собой невероятный образ Нотр Дама, автор, будто бы давая обещание, обращается и утверждает, что когда-нибудь и он создаст нечто прекрасное, подобное Собору Парижской Богоматери.
Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие имею не только свое значение, но и свою цену.
Именно с этой позиции он рассматривал свое знакомство с семьей поэтессы Марины Цветаевой,
Затрагивая тему вечности, Мандельштам отмечает, что каждый человек проходит свой путь и всегда возвращается к истокам — тому месту, которое принято именовать загробным миром. Там нет добра и зла, ненависти и любви, о чем упоминает поэт. Но именно в иной реальности каждому из нас открывается истина, которая недоступна в привычном мире. Поэтому, анализируя свои чувства к Цветаевой, Мандельштам о. Действительно, отношения этих двух людей так и не смогли перерасти на полноценный роман, хотя оба пота испытывали удивительное душевное родство и понимали друг друга даже тогда, когда между ними не было произнесено ни единого слова.
Образы и символы
Главным символом, скрывающийся за образом величественного собора, является камень. Храня в себе все тайны, он наполняется мудростью, со временем перерастая в собор.
Контрасты и противопоставления также являются значимыми компонентами стихотворения. Собор сам по себе, несущий светлый облик, перекрывается тяжкой готикой, создавая внешне напор. Тем самым внутренняя легкость совмещается с внешней мощью. Изобильное язычество (египетская мощь) деталей противопоставляется аскетичному христианству.
Дуб и тростинка – толстый и тонкий элемент собора, за которыми скрываются образы уязвимого человека и уверенной в себе личности.
Тяжелый грубый материал и труд человеческих рук противопоставлены и показывают, как из хаоса материи создаются шедевры.
Темы, проблемы, настроение
Основная идея
Средства выразительности
Автор: Полина Чернышова
Тропы и образы
Основную мысль лучше всего отражает основной символ этого стихотворения – камень. Это идеальный материал, воплощение всего земного. Камень наполняется мудростью веков, становясь собором.
Противопоставляются дуб и тростинка как разнородные элементы собора (толстое и тонкое). В этом противопоставлении философская глубина: человек как мыслящий тростник (по словам Паскаля) во всей его уязвимости и непонимании противопоставлен человеку другого мировоззрения, всё понимающему и уверенному в себе.
Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.
На олицетворении собора строится всё стихотворение. У собора есть чудовищные рёбра, свод играет мышцами, распластывая нервы.
Читайте также: