Особенности технологии педагогической поддержки воспитанников доу и их семьи

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Этапы работы с детьми в период адаптации:

Вся работа с детьми 3-его года жиз- ни, особенно на 1-х этапах формирова-

ния группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течение всего адаптаци- онного периода играть с детьми в раз- личные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это ос- новной вид деятельность ребёнка).

В план работы необходимо включать игры, которые О.Г. Заводчикова реко- мендует использовать в этот промежу- ток времени. К проведению адаптаци- онных игр предъявляются определен- ные требования:

-игру повторяют в течение дня не- сколько раз;

-при введение новой игры знакомые игры повторяют;

-знакомые игровые ситуации вклю- чают в бытовые процессы;

-игры и бытовые процессы каждо- дневно дополняют приемами торможе- ния отрицательных эмоций;

-продвижение в освоении каждой иг- ры для каждого ребёнка организуют ин- дивидуально, по количеству повторений;

-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к иг- рам, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы про- следить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с ро- дителями.

В адаптационный период необходи- мо соблюдать последовательность рабо- ты с семьей:

1. З накомство. Ребенок, поступаю- щий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пре- бывания, педагогами. Родителям пред- лагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: но- воселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ре- бенка устанавливается первичный, инди- видуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу де- тей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколь- ко дней родителям рекомендовано заби- рать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребыва- ния увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схе- мы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3- его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит по- сле 10, 20 и 60 дней пребывания воспи- тателем на группе.

 Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализу- ется сон, ребенок нормально ест, не от- казывается от контактов со сверстника- ми и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

 Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нерв- но-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая актив- ность. Заболеваемость до двух раз сро- ком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

 Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно- психическое развитие отстает от исход- ного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибав- ляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ве- дется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4. Организация диагностической ра- боты. Постепенно, по мере активизации

адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, по- мещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психо- логами организует диагностическую работу. Диагностика проводится пред- варительно согласовав с родителями.

Психолого-педагогическая диагно- стика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в три этапа

1- й этап. Первичная диагностика Цель, которой определить факторы,

 нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуж- дения:

 несформированность культурно- гигиенических навыков;

 недостаточно выраженная спо- собность к активному подражанию.

На этой основе выделяют тип темпе- рамента и особенности высшей нервной деятельности ребёнка; определяют ти- пичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период. Затем состав- ляют карту индивидуального сопровож-

дения ребёнка. Индивидуальная работа с детьми – важнейшее условие их успешной адаптации к ДОУ. Необходи- мость разработки индивидуальных об- разовательных маршрутов определяется следующими факторами:

 различен опыт отрыва от матери;

 не одинаков уровень трениро- ванности нервных процессов;

 отличается социальное окруже- ние по его составу, количеству, дли- тельности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;

 по-разному организовано воспи- тание в семье, режим дня, занятия, фор- мы поощрения и порицания;

 отличия по типу нервной систе- мы;

 отличия по темпу как психиче- ского развития в целом, так и их от- дельных сторон.

Индивидуальный путь развития ре- бёнка раннего возраста раскрывается через соотношение возрастной динами- ки трех линий развития: восприятия, движения и речи или их сторон. По ре- зультатам первичной диагностики со- ставляется Карта индивидуального со- провождения ребёнка. На основе ре- зультатов текущей диагностики вносят- ся необходимые изменения в Карту со- провождения.

2- ой этап. Текущая диагностика Цель, которой охарактеризовать ход

адаптации; выявить возможные прояв- ления дезадаптации, используется метод наблюдения за ребёнком во время пре- бывания в ДОУ.

3- ий этап. Итоговая диагностика Цель, которой определить уровень

адаптированности (дезадаптации) ре- бёнка к ДОУ, используется метод наблюдений (за ребёнком наблюдают в течении недели через три недели после начала посещения ДОУ).

Результатом диагностики является составление сводной таблицы по уров- ням адаптированности (дезадаптации) детей группы; принимается решение о завершении процесса адаптации или об

оказании ребёнку индивидуальной по- мощи специалистами ДОУ.

Результаты всех этап диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом- психологом и старшим воспитателем. В отношении каждого ребёнка определя- ют и при необходимости корректируют- ся меры улучшающие исход адаптаци- онного периода.

Первые игры должны быть фронталь- ными, чтобы ни один ребенок не чув- ствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом иг- ровых возможностей детей, места прове- дения и т.д. Например: "Пришел Петруш- ка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

В особом внимании и индивидуаль- ном подходе нуждаются робкие, застен- чивые дети, чувствующие себя диском- фортно в группе. Облегчить их душев- ное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласо- ванности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.

щего, но и успокоят слишком расша- лившегося, переключат внимание и по- могут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период по- могут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражне- ний: предлагать малышам каталки, ма- шинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно по- читать им сказку или поиграть в спо- койные игры.

В значительной мере помогут адап- тироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанно- стей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка поло- жительное отношение ко всем процес- сам, развивая различные умения, соот- ветствующие возрастным возможно- стям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образователь- ных задач уже в период привыкания ре- бенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адап-

Этапы работы с детьми в период адаптации :

Вся работа с детьми 3-его года жизни, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течении всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка) .

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

- игру повторяют в течение дня несколько раз;

- при введение новой игры знакомые игры повторяют;

- знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;

- игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;

- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;

- при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей :

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в НОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.

Степень адаптации :

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика проводится предварительно согласовав с родителями.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Модель организации педагогического процесса в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям (памятка для педагогов) Модель организации педагогического процесса в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям (памятка для педагогов) 1 этап. Подготовительный.

Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период

Этапы работы с детьми в период адаптации:
Вся работа с детьми 3-х лет, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течении всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры ,стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка ) .
При организации игр ,которые О.Г.Заводчикова рекомендует использовать в этот промежуток времени. К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:
-игру повторяют в течение дня несколько раз;
-при введение новой игры знакомые игры повторяют;
-знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;
-продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организуют индивидуально, по количеству повторений;
-при повседневном использовании игр учитывают состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
3.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе.

Степень адаптации:
Легкая степень : к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень : Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
4.Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Диагностика проводится предварительно согласовав с родителями.


Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. На мой взгляд, создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие, сотрудничество, взаимоотношения.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Ни для кого не секрет, что Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Современная семья и ее проблемы:

– Слабая социальная защищенность.

– Ослабление внимания к духовным ценностям.

– Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию — детей.

Проблемы лучше решать, опираясь на два концепта:

Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для эффективной работы и подбора интересных форм взаимодействия с семьей осуществляется анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога способствуют активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дошкольном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные методы воспитания и обучения.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических и развивающих мероприятий для родителей и детей, направленных на совершенствование способов и методов развития ребенка, его творческого потенциала.

Используя предыдущий опыт работы, по сопровождению познавательного интереса у детей старшего возраста мы решили начать работу по сопровождению родителей с младшей группы ведь это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.

из неполных и опекунских, требующих оказания психолого-педагогической помощи и поддержки.

Цель работы педагогов с родителями-сопровождение и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, обогащение знаний родителей индивидуально по вопросам воспитания, обучения и развития интересов детей.

Задача вовлечения родителей в единое образовательное пространство детского развития в МДОУ д/с № 18 решаются в основном в трех направлениях:

  1. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям и обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
  2. Информировать родителей о том, как развить жизненно важные социальные, образовательные и другие навыки у ребенка, сформировать положительную самооценку, раскрыть его способности.
  3. Вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками.

Направления и формы сопровождения родителей распределяются на:

Оказание теоретической помощи родителям:

Оказание практической помощи:

– Проведение совместных досугов.

– Наблюдение за детьми в играх.

Формы педагогического сопровождения родителей: индивидуальная работа с родителями; консультирование (по запросу родителей); малые подгруппы, объединенные одной темой.


Консультация родителей по интересующим вопросам:


Помощь родителям и ребенку преодолении нарушений в развитии в речи:


Тренинги для родителей, консультации для родителей:


Помощь родителям и ребенку в развитии речевых нарушений.

Принципы сопровождения семьи:

– Доверительность отношений — обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

– Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия (мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно).

Постоянный анализ процесса сопровождения семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Банк данных о типологии семей воспитанников. В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

– От 25 до 30 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);

– Старше 30–35 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком.

– Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

  1. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
  2. Состав семьи — полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Использование педагогического сопровождения и изучение семьи воспитанника позволяет воспитателю ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

Изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании и развитии детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи.

  1. Анализ сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Определение мест, где проблемы проявляются.
  5. Выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Показатели результативности проведенной работы:

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование инновационных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, педагогическое сопровождение, практическая помощь, проблема, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

Читайте также: