Анализ стиха небо и звезды лермонтова кратко

Обновлено: 05.07.2024

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал – он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал – он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием “Небо и звезды”, написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро

ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу.

Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: “О! для чего мне нельзя и подумать:

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций.

Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен. Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. “Люди друг к другу зависть питают”, – отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний.

Задача – раскрыть особенности творческой индивидуальности Лермонтова.

Тип урока – комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма урока – анализ поэтического текста.

Методы – эвристическая беседа, поисково-исследовательский. Приёмы – творческое чтение, выразительное чтение.

Дидактические принципы – научность, наглядность, доступность.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Каждому из вас, ребята, без сомнения, знакомо имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что вы по одному только слову сможете узнать строчки из его стихотворений. Давайте попробуем: белеет… (парус одинокой / В тумане моря голубом…); скажи-ка… (дядя, ведь не даром / Москва, спалённая пожаром, / Французу отдана…); тучки…(небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники / С милого севера в сторону южную); погиб… (поэт! – невольник чести – / Пал, оклеветанный молвой); и скучно… (и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…)

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял.
(Дарьял – Дариальское ущелье)

Соответствует ли иллюстрация отрывку? Нет. Взгляд со стороны, ущелья не видно.

– Что нужно сделать, чтобы увидеть гору как грань алмаза, а ущелье как трещину. (Сделать паузу, дать возможность ребятам ответить самостоятельно) Нужно подняться вверх. Взгляд должен быть из космоса.

– Чтобы войти в мир поэта, в его страну, нам нужен ключ. А ключ этот – это язык поэтического произведения, те самые средства художественной изобразительности, с помощью которых поэт создаёт художественные образы. Назовите их. (…) Если вы научитесь владеть этими ключиками, то поэтический мир откроет перед вами свои тайны.

Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны, как счастье ребёнка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!

Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо! – а я человек.

Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы хотел.
1831г. (поэту 17 лет)

Учащиеся перечисляют образы, которые увидели, слушая стихотворение. Выслушать все версии. Остановиться на основных:

  • 1 образ – образ ночного звёздного неба; образ неба и звёзд
  • 2 образ – образ того, кто смотрит на небо и рассказывает о нём – это образ лирического героя.

Вспомните, кто такой лирический герой? (Лирический герой – герой лирического произведения; это лицо, мысли и чувства которого выражены в лирическом стихотворении.)

В любом стихотворении важно понять состояние души лирического героя. В лирике существует особый вид художественного образа – образ-переживание, в котором соединены мысль и чувство лирического героя. Попробуем разобраться в них.
Прочитайте первую строфу. (…) ЭКРАН.

Какие чувства и мысли владеют лирическим героем, когда он смотрит на звёздное небо, и какие языковые средства указывают на это? Вечернее небо чистое = безоблачное, ничем не омрачено; звёзды ясные и далёкие. Эпитеты рисуют образ и передают чувства лирического героя – восхищается красотой вечернего неба.

Как много нужно ребёнку для счастья? Только любовь и забота родных.

Ребёнок счастлив, когда он ДОМА. И в душе ребёнка, окружённого заботой и любовью, царит ГАРМОНИЯ. Следовательно, в мире звёзд и неба (ЭКРАН – звёздное небо) лирический герой видит ГАРМОНИЮ.

А что происходит в душе лирического героя? (Версии детей) Свой ответ подтвердите строчками из первой строфы стихотворения. (О! для чего мне нельзя и подумать…; лирический герой в отчаянии; депрессивное состояние; крик души)

Обратите внимание на перелом интонации О! Какую роль играет эта частица? (Крик души)

– В душе лирического героя – разлад, нет согласия с самим собой, в его душе нет тишины и покоя. Я думаю, такое состояние вам знакомо. Как оно называется? (Версии учеников; например: депрессия, отчаяние…) В душе лирического героя – ДИСГАРМОНИЯ.

Все выводы, которые мы с вами сделали сейчас, можно изобразить графически таким образом: (ЭКРАН)

Какой приём использует поэт, рисуя два разных мира? Антитезу.

– С какой целью? (Создать эффект резкого контраста, противопоставить два разных мира.))

– Прочитав первую строфу, мы смогли увидеть два разных мира и понять чувства и мысли лирического героя. Объясняется ли причина этого состояния в первой строфе? Нет.

– Попробуем найти ответ во второй строфе. Прочитайте её (вслух).

Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо –
Звёзды и небо! – а я человек.

(Строфа – на ЭКРАНЕ)

– Как построена эта строфа? (Вопрос – ответ = диалог)

Это действительно диалог. В чём особенность этого диалога? (Обратите внимание на глагол скажут) Лирический герой сам задаёт вопрос от имени людей и отвечает на него, ведёт мысленный диалог с людьми; смотрит на себя со стороны.

Лирический герой пытается понять самого себя.

Какие же выводы о взаимоотношениях лирического героя и людей можно сделать на основании этого диалога? Ответы детей.

Пытаясь понять самого себя, лирический герой противопоставляет себя людям. Мы снова видим два разных мира: мир людей и мир лирического героя.

ЭКРАН.

Почему бывают несчастны люди? Нет любви… нет денег… нет хорошей работы и т.п.

– А почему несчастен лирический герой? Несчастье лирического героя только в том, что он человек.

– Лирический герой не в конфликте с людьми (поэтому они добрые люди), а в конфликте с самим с собой.

В чём причина этого конфликта? Лирического героя тяготит земная жизнь.

Строфа заканчивается восклицанием и многоточием. Почему? Восклицание – это отчаяние от рокового противопоставления. Приём умолчания (…) заставляет задуматься над тем смыслом, который вкладывает поэт в слово человек.

– Почему же быть человеком – это несчастье для лирического героя. Поищем разгадку в третьей строфе. Сделайте это самостоятельно, воспользовавшись вопросами и заданиями, помещёнными в тематических листах. (ЭКРАН – третья строфа)

  1. Прочитайте третью строфу.
  2. Обратите внимание на однокоренные слова, эпитет, анафору. Какова роль этих языковых средств?
  3. Сделайте вывод о роли третьей строфы.
  4. Почему строфа заканчивается точкой, а не восклицательным знаком?

– Так почему же земная жизнь так тяготит лирического героя? Кто он? Нет возможности обрести счастья, гармонию неба. Лирический герой – это ЗВЕЗДА, упавшая с неба.

(ЭКРАН)

Чего лишился лирический герой, будучи человеком? Дома.

Лирический герой разрывается между двух миров – Землёй и небом (ЭКРАН). Если изобразить графически эти два мира, то где будет находиться лирический герой? Между небом и землёй. (ЭКРАН)

Возможно ли счастье лирического героя в таком состоянии? И почему? Он не может обрести дом в таком состоянии.

Для каких героев в литературе характерно состояние двоемирия? В чём особенность таких героев? Для романтических. Устремлённость к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Обычное состояние романтического героя – одиночество и разочарование.

Такое состояние лирического героя называется двоемирием.

Перед нами, ребята, действительно романтическое произведение, герой которого устремляет свои мечты в мир гармоничный и идеальный для него. Глядя в небо, он ведёт мысленный диалог. Понять основной смысл этих размышлений помогает и композиция всего стихотворения. Давайте ещё раз сделаем вывод о роли каждой строфы: (ЭКРАН, вывод о роли каждой строфы выводится на экран после ответа учащихся)

Посмотрите внимательно на композицию стихотворения и скажите, к какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение).

Какова цель этого рассуждения? Лирический герой хочет понять сам себя, объяснить причину своего душевного состояния. Поэтому он и обращается только к звёздам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он даёт себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни.

– Мне кажется, что основная мысль этого стихотворения перекликается со строчками из эпитафии, написанной Лермонтовым в 1830 году: (ЭКРАН)

Прочитайте её.

И в нём душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.

Какие строчки эпитафии характеризуют лирического героя? Он не был создан для людей.

Не случайно именно эти строчки я выбрала для названия сегодняшнего урока.

Как вы считаете, для романтического героя Лермонтова являются ли звёзды тайной, загадкой? Нет, они для него ясны и понятны, он тоже звезда, звёзды для него родные, они – его дом.

Это подтверждают строчки и из другого стихотворения поэта:

(ЭКРАН – небо с яркой звездой)

Светись, светись, далёкая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несёт мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…

– Разгадав мысли, чувства, переживания лирического героя, вы сможете теперь передать состояние его души с помощью приёмов выразительного чтения. Давайте послушаем… Спасибо.

– В начале урока мы с вами отправились в мир поэта, в его страну. С какой целью? Вспомните слова Гёте. Понять поэта.

Загадочные, роковые события жизни поэта, образы, созданные его фантазией находят своё отражение в творчестве других поэтов, например, К.Бальмонта:

Опальный ангел, с небом разлучённый,
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездонных странный брат,
Душой внимавший песне звёзд всезвонной,

Любимый герой Лермонтова, самый близкий ему душевно, – Демон. Этот герой, видоизменяясь, модифицируясь, но, сохраняя главные свои черты, проходит через всё творчество Лермонтова:

Как Демон мой, я зла избранник,
Как Демон, с гордою душой…

image (1) (536x700, 71Kb)

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой.

Catherine_Alex._Sushkova_(Khvostova) (500x623, 470Kb)

Екатерина Сушкова

Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Читайте также: