Как вы думаете какова роль литературной критики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как и любая иная гуманитарная дисциплина, литературная критика носит многофункциональный характер. Многочисленные и разнообразные задачи, которые она призвана решать, имеют системную природу, входят в различные сочетания между собой, сопутствуют, а иногда и противоречат друг другу. В каждом отдельном, конкретном случае на передний план выступают те или иные функции – в зависимости от того, какие цели преследует автор. Поэтому любое частное выступление критика является манифестацией индивидуальных склонностей, устремлений и художественного стиля этого автора. При этом в разных произведениях одного критика приоритет может отдаваться тем или иным литературно-критическим установкам, изменяясь от того результата, к которому стремится автор. Круг деятельности критика может быть шире или ýже – это зависит от масштаба его личности, творческой и научной оснащённости, эрудиции и интеллектуальных способностей, общественной позиции, но в любом случае его роль в литературном процессе будет отражать культурно-историческое назначение данной творческой единицы, её перманентный креативный потенциал.

Информационная функция критики во многом совпадает с задачей просветительства прошлых веков за тем исключением, что в данном случае критик практически не привносит в свои сочинения оценочного момента. Он просто доносит до сознания читателя информацию о вышедших книгах, заметных публикациях и событиях литературной жизни. Это важная сторона его работы, которая, как кажется, не требует особых интеллектуальных усилий, а сводится, в основном, к техническим обязанностям трансляции библиографических сведений. Личностное начало тут отходит на второй план.

С этим можно согласиться, но важно подчеркнуть, что и на этой позиции у критика остаётся немало возможностей влиять на литературно-критический процесс. Во-первых, даже и при малом объёме текста есть способы выразить своё индивидуальное отношение к упомянутому явлению культуры. На передний план тут выходят интонация, стилистика, ирония, аллюзии и иносказания. Похвалу можно сформулировать таким образом, что она будет звучать со знаком минус и наоборот.

Во-вторых, важен сам принцип отбора предлагаемого материала. Особенно широкое поле открывается перед критиком в наши дни, когда книжно-издательский и журнально-газетный рынок переполнен новинками и публикациями. Ни одному человеку не под силу переплыть эту бурную, непересыхающую реку текстов, разобраться в её течениях, омутах, перекатах и плёсах. Критик, информирующий читателя о наиболее заметных явлениях в мире литературы, становится своеобразным лоцманом, который должен провести судно, минуя мели и рифы. Сделать это можно только, держась фарватера или стремнины – обращая внимание на факты наиболее яркой, серьёзной и глубокой литературы. При этом необходимо оставаться объективным и честным с самим собой, иначе читательские шлюпки, ведомые им, разобьются о скалы.

С течением времени эта сторона критической работы сменила свой целевой вектор. В прежние эпохи проблема заключалась в том, что многим читателям были недоступны книжные новинки, а журнальные и газетные публикации доходили с запозданием; теперь, с развитием новейших технологий, доступность и объём литературного потока неизмеримо возросли, но трудность состоит в информационной загруженности реципиента: часто ему не хватает времени на то, чтобы сориентироваться в мире литературных событий. В этих условиях особый упор критику приходится делать на том, чтобы направлять внимание читающей публики на наиболее заметные и достойные явления в мире литературы, а главное – аргументированно показывать, в чём состоят их достоинства. Он обязан быть своеобразным умелым следопытом, проводником, компасом в джунглях книгоиздания и прессы. Существенная сторона просветительской функции связана с герменевтическими проблемами: обязанностью критика является раскрытие тайных смыслов и нюансов, содержащихся в произведениях литературы.

Имея непосредственное отношение к журналистике, критика не может не выполнять также идеологическихобязанностей. В разные периоды общественного развития и в разных государственных системах этот элемент критической работы то усиливался, то ослабевал. Принято считать, что авторитарные режимы оказывают наибольший идеологический натиск на общественные настроения. Для достижения целей они привлекают на свою сторону и литературную критику. Либеральные и демократические власти, напротив, дают полную волю критическим парусам. Насколько это справедливо, разговор ещё предстоит (см. раздел 16).

Однако идеологическое давление на критика могут оказывать не только властные структуры. Это могут делать также различные партии, группы и отдельные влиятельные личности. Примером этому может служить деятельность Белинского, направленность критического пера которого менялась в зависимости от того, под чьим началом он действовал: Н.И. Надеждина, А.А. Краевского, Н.А. Некрасова и И.И. Панаева. По-человечески это понятно: если противоречить мнениям руководства, легко потерять работу, а вот с точки зрения профессиональной принципиальности довольно сомнительно.

Важной обязанностью литературно-критического цеха была и остаётся организационно-регулятивная деятельность. Критик, как уже говорилось, является активным участником литературного процесса, влияет на его поступательное движение. Выступления в печати или электронных СМИ способны вызвать в писательско-читательском сообществе волны интереса к явлениям культуры, всплеск поддержки тех или иных авторов, стремление расставить по местам и ранжиру писателей-современников (аксиологическое выстраивание иерархий). Критики всегда играли существенную роль в деятельности писательских групп, кружков, объединений и союзов. Критическое слово способно привлечь читателя на встречу с писателем, провести культуртрегерскую акцию или литературный флэш-моб.

Регулирование писательского существования отчётливо проявляется в ходе присуждения премий, званий, грантов и прочих благ цивилизации. Критике здесь отведена существенная роль.

Отдельно следует сказать о роли критиков, имеющих отношение к системе высшего образования. Среди сотрудников филологических и журналистских факультетов университетов нередко встречаются люди, выступающие в амплуа критика. Их общение со студентами, как аудиторное, так и неформальное, способно воздействовать на формирование их литературных вкусов и предпочтений. Преподаватели Литературного института имени А.М. Горького, не чуждые этой деятельности, воспитали и выпестовали многие поколения советских и постсоветских литераторов.

Помимо других возможностей у литературной критики есть и коммуникативная. Речь идёт об установке интеллектуальных и творческих контактов между людьми. Именно критика часто служит толчком, импульсом для возникновения широких дискуссий о литературе. Нередко одна статья вызывает целый шквал читательских откликов, порождает стремление обменяться мнениями, навести мосты между единомышленниками или размежеваться с оппонентами. В электронном виде это общение автора и аудитории ускоряется, становится возможным мгновенный обмен мнениями и общение он-лайн. Критик или модератор подключает часть заинтересованной аудитории к участию в обсуждении проблем, которые интересуют и волнуют значительную часть современников.

Эстетическая (гедонистическая) функция критики состоит в том, чтобы доставлять читателю удовольствие. Конечно, чтение критики чаще всего занятие – серьёзное, требующее мыслительных и нравственных усилий. Но это вовсе не означает, что критик лишён возможности быть остроумным, живым, находчивым, превосходным стилистом, в конце концов.

Когда литературно-критическое сочинение выполнено на высоком уровне работы со словом, читается легко и с удовольствием, демонстрирует блестящую технику, тонкие и неожиданные рассуждения, то знакомство с ним способно принести читателю подлинное эстетическое наслаждение. Понятно, что для этого и читатель должен быть подготовленным – чутким и понимающим.

Юмор, сатира, сарказм издавна присутствуют в его арсенале, в чём мы ещё не раз убедимся. Чтение материалов в жанре фельетона, памфлета, пародии, эпиграммы, литературного анекдота способна развлечь и развеселить читателя, быть может, переутомлённого умственными штудиями. Психологическая релаксация также может быть целью литературного критика, как и любая другая общественная задача.

В идеале критическое выступление может и должно содержать в себе и выполнять комбинацию этих функций. Но бывают и случаи прямо противоположные. Например, вместо информации мы получаем дезинформацию (заведомую или невольную), вместо просвещения – затемнение, вместо воспитания – развращение публики и т. п. В таком варианте приходится констатировать, что функция тем самым превращается в собственную противоположность, то есть – дисфункцию.

Раздел 2. Исторический взгляд на развитие критической теории*

Вопрос о том, с какого пункта развития мировой культуры следует начинать отсчёт бытования литературной критики, не так прост и отнюдь не риторичен. Казалось бы, сам процесс восприятия, истолкования и оценки литературного творчества начинается с момента первого публичного исполнения (письменность, как мы знаем, возникает позже) такого рода произведения. И когда в среде доисторического сообщества появляется первый поэт или сказитель, отваживающийся познакомить соплеменников с перлом собственного сочинения, а они определённым образом реагируют на его художественный выплеск (криками восторга или воплями негодования – неважно), то есть все основания считать, что процесс, так сказать, пошёл.

Однако в данном случае, разумеется, мы имеем дело не с критикой в полном смысле этого слова. Она предстаёт перед нами в зачаточном состоянии. Правильнее говорить пока не о критике как таковой, а всего лишь об элементах литературной критики, которая в течение долгого времени находилась в стадии становления. Критика в полном смысле слова и в нынешнем её понимании появляется гораздо позже. Но и ранние элементы важны нам для правильного и полного понимания пути, который был пройден этим феноменом культуры.

С чего же следует начать разговор об этих элементах? Понятно, что доисторические проявления этого процесса не дошли до нашего сведения, так как не имели способа их фиксации. Более-менее здраво мы можем судить о письменных проявлениях критической активности. И коль скоро исторически сложилось так, что нашу культуру (не умаляя заслуг дальневосточной, индийской, месопотамской, египетской, среднеазиатской и иных цивилизаций) мы видим и рассматриваем в рамках общеевропейской, то и начать следует со свидетельств, дошедших до нас из седой Античности, а ещё точнее – из лона Древней Греции.

Взгляды античных мыслителей

Строго говоря, культура Древней Эллады не знала такой дисциплины как критика. Однако в её рамках активно развивались смежные области знания: поэтика и риторика. У истоков поэтики – науки, изучающей литературную (главным образом, поэтическую и драматическую) деятельность, её происхождение, законы, формы и значение, стояли Платон и Аристотель. Риторикой именовали науку об ораторском искусстве, преимущественно о структуре и особенностях устных прозаических выступлений.

Так и Муза делает вдохновенными одних, а от этих тянется цепь других восторженных. Все хорошие эпические поэты не благодаря уменью слагают свои прекрасные поэмы, а только когда становятся вдохновенными и одержимыми. как корибанты пляшут в исступлении, так и они в исступлении творят свое прекрасные песнопения; когда ими овладеет гармония и ритм, они становятся вакхантами и одержимыми: вакханки в минуту одержимости черпают из рек мёд и молоко, а в здравом уме – не черпают.

Но, с другой стороны, признавая, что состояние исступления практически никак не подконтрольно сознанию и рассудку и оно может быть направлено, как в благую, так и дурную сферу приложения авторских сил, древнегреческий философ скептически смотрел на участие поэтов в общественной жизни. В его идеальном Государстве место для них было не предусмотрено.

Другой характерной особенностью позиции Платона по отношению к литературному творчеству было его недостаточное внимание к области формы, уничижительному положению её по сравнению с содержанием. В том же диалоге Сократ начинает допытываться у Иона, о какой области жизни, которой касается Гомер в своих эпических поэмах, рапсод-исполнитель и интерпретатор может судить более компетентно, чем специалист в конкретном деле. Последовательно задавая Иону вопрос: кто может судить более здраво об управлении колесницами, искусстве врачевания, рыбной ловле, строительстве, рапсод или знаток соответствующего ремесла, Платон вынуждает собеседника признавать, что в каждой из этих сфер профессионал разбирается глубже. Чувствуя, что почва буквально уплывает из-под его ног, Ион пускается в безнадёжную авантюру, утверждая, что в военном искусстве он, рапсод, столь же умудрён, как и военачальник.

Нетрудно заметить, что точка зрения Сократа, несомненного протагониста Платона, грешит односторонностью. Рассматривая произведение литературы исключительно с содержательной стороны (того материала, тех ремёсел, которые описаны Гомером), он не замечает (или делает вид, что не замечает) формальной составляющей творческого акта. Как сделано, исполнено, сотворено произведение искусства? Какие приёмы применил поэт? Какие струны души автора затронул рапсод и какие собственные душевные силы привлёк он при исполнении и толковании сюжета? Все эти вопросы в платоновско-сократовской эстетической системе координат не только остаются без ответа, но практически не выносятся на обсуждение. А ведь именно исследование формы – прерогатива представителей особых гуманитарных сфер: культурологии, литературоведения, художественной критики.

В литературном произведении, по мнению Аристотеля, особое значение имеют верность в изображении характеров и вообще – правдоподобие и последовательность изложения, что даёт возможность трактовать его теоретическую позицию в области изящной словесности как провозвестье реализма. Достигать необходимого результата авторам позволяет максимальное приближение к эталонам произведений того или иного жанра. Поскольку вслед за Платоном он исходил из общей теории идей (эйдосов), то признавал существование идей (образцов) литературных сочинений, а значит, писателю нужно стремиться к достижению этого идеала. Для того чтобы эта задача была успешно решена, автор должен строго следовать соответствующим правилам и рекомендациям. В этом смысле эстетику Аристотеля принято называть нормативной, основывающейся на незыблемых законах и канонах искусства. Личность автора, его одарённость и состояние вдохновения, в отличие от позиции Платона, для него отходили на второй план.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "критика литературная" в других словарях:

Критика литературная — получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и литературной критики, но писали целые трактаты о них. Так, по словам Диогена Лаэртского, Демокрит написал несколько … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ — КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ, вид литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных. Нередко рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л … Литературный энциклопедический словарь

критика литературная — см. литературная критика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Критика — КРИТИКА литературная вид литературного творчества, предметом которого служит сама литература. Подобно тому, как философия науки теория познания, гносеология орган самосознания научного творчества, так критика орган самосознания творчества… … Словарь литературных терминов

Литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем… … Википедия

Литературная критика — см. Критика литературная … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА — ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, см. Критика литературная … Литературный энциклопедический словарь

Литературная премия имени Сэя Ито — (яп. 伊藤整文学賞 Ито: Сэй бунгаку сё:?) литературная премия Японии, учреждённая в 1990 году в городе Отару в память о родившемся там писателе и критике Сэе Ито. Присуждается ежегодно в двух номинациях: художественное произведение дзюнбунгаку и… … Википедия

Литературная премия — Литературная премия поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов (избранный также по правилам или назначенный учредителем… … Википедия

Литературная критика – это оценка и истолкование произведения художественной литературы, а также выявление и утверждение принципов какого-либо направления литературы.

Понятие и сущность литературной критики

Литературная критика является одним из видов литературного творчества. Она исходит из общей методологии литературоведения и опирается на историю литературы. Литературная критика отличается от истории литературы тем, что освещает те процессы, которые происходят в первую очередь в современном литературном движении или интерпретирует классику с точки зрения художественных и общественных задач. Литературная критика тесно связана и с общественной жизнью, и с эстетическими и философскими идеями эпохи.

Возникновение критических суждений о литературе произошло практически одновременно с рождением самой литературы и первоначально представляло собой мнение наиболее умудренных, уважаемых читателей. Уже в период античности в Риме и Греции, а также в Китае и древней Индии литературная критика выделилась как особое профессиональное занятие.

Затем еще на протяжении долгого времени она сохраняла следующие функции:

  • общая оценка произведения
  • осуждение либо поощрение автора
  • рекомендации другим читателям.

Критика указывает автору промах и достоинства его труда, тем самым способствует расширению идейного кругозора писателя и совершенствованию его мастерства. Критик в обращении к читателю не только разъясняет ему литературное произведение, но и вовлекает его в процесс совместного осмысления прочитанного. Способность рассматривать литературное произведение как художественное целое, воспринимать его в общем процессе литературного развития является одним из важнейших достоинств критики.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная литературная критика имеет различные жанры:

  • Рецензия
  • Статья
  • Эссе
  • Обзор
  • Полемическая реплика
  • Литературный портрет
  • Библиографическая заметка.

Критик соединяет в себе социолога, историка и психолога литературы, эстетика и даже политика. При этом он должен иметь талант, родственный таланту художника и ученого. А в связи с ответственной ролью литературной критики в судьбе писателя и произведения, а также в самом литературном процессе, нравственные обязанности приобретают большое значение. натяжки, навешивание ярлыков, произвольное цитирование, голословные выводы несовместимы с сутью литературной критики.

История становления и развития литературной критики

На Западе история литературной критики тесно связана с историей литературных направлений и школ, развитием литературоведческой мысли. Она выражает социальные отношения (прямо или косвенно) и противоречия своего времени. Крупнейшие писатели и критики, например, Г. Лессинг, Д. Дидро, Э. Золя, Г. Гейне, В. Гюго, выдвигали программу развития литературы, а также формулировали ее эстетические общественные принципы.

С начала 19 века литературная критика в Европе стала одной из литературных профессий. Для своего времени наиболее влиятельными критиками были: М. Арнолд, Ш. О. Сент-Бёв, Ф. Брюнетьер, Г. Брандес. Наиболее заметные достижения литературной критики в США относятся к первой половине 20 века (Ван Вик Брукс, В. Л. Паррингтон).

Становление литературной критики в России относится к середине 18 века. выдающимися критиками этого времени являются А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский. Н. М. Карамзин впервые придал литературной критике общественный характер и расширил диапазон и возможности критики.

Критики – декабристы (например, А. А. Бестужев) отстаивали идею народности, самобытности русской литературы с революционно-романтических позиций.

Первые высокие образцы литературной критики сформировались в критической прозе Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина, которые оставили тонкие суждения о сущности и задачах литературной критики, о назначении литературы, о сатире и реализме. В. Г. Белинский выдвинул концепцию критического реализма. В его критике оценка произведения основывается в интерпретации его как художественного целого, в единстве образов и идей. Творчество писателя здесь рассматривается в связи с историей общества и литературы.

Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский, посчитавшие недостаточной оценку произведения только в свете идейного замысла, в качестве главной задачи литературной критики обосновали суждение непосредственно о самой жизни, о ее социальных типах, процессах, которое составлено на основе изображенных художником картин.

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса, которое раскрыло главные законы социально-исторического развития, а также их выступления по вопросам литературы и искусства создало новую научную методологическую основу литературной критики. На Западе марксистская критика, возникшая во второй половине 19 века, представлена Ф. Мерингом, П. Лафаргом. эти выдающиеся литераторы впервые дали трактовку искусства с точки зрения исторического материализма.

Марксистская критика стала началом нового этапа в развитии отечественной критической мысли. Для утверждения методологических основ советской литературной критики и литературоведения имели работы В. И. Ленина. После революции 1917 года в российской литературе одним из главных международных направлений становятся марксистская литературная критика и литературоведение. Марксистская критика рассматривает произведения художественной литературы в единстве всех сторон и качеств: с этической, социологической, эстетической точек зрения. Литературная критика является средством познания жизни и воздействия на нее, отсюда возникает высокая ответственность критики как средства эстетического и идеологического воспитания.

Сей вопрос можно рассматривать двояко, например, критика:

1) Безотносительна текущей современности.

Критика служит метопозицией, которая обеспечивает лит-ре постоянную саморефлексию.

Критику можно понимать не только как процесс, но и саму функцию, обеспечивающей этот процесс. С одной стороны критика может мыслится как объект, а с другой – как процесс.

Пример: Человек разумен и критичен (в связи именно с разумом). Человеку свойственно задумываться о себе, особенно о своей внешности – это, скорее всего, и был первый всплеск критичности. Глядя в зеркало, человек видит себя, но осознает иллюзорность этого отображения. Однако в отсутствии другого способа познания себя, ему приходиться отодвигаться и создавать этакую модель и модельный мир. Таким образов, функция зеркала – смотреть на себя со стороны. Зеркала – наша метопозиция.

Литературная критика составляет словесный портрет литературы. Критик не должен быть заинтересованным лицом. Поклонник и ненавистник – всегда плохой критик.

1. нормативно-оценочная – это деятельность критики по оценке литературных произведений. Критика оценивает литературу.

Вектор направлен, в общем, на новую литературу. Востребована в живом литературном процессе.

Оценочная функция неразрывно связана с нормативной. Любое оценочное суждение является эмплецитно-нормативным. Так как оценка предполагает утверждение какой либо нормы, оценка невозможна без нормы.

Установление норм, с точки зрения классификации, это эстетическое суждение. Эстетика, как известно, в основном перспективна относительно худ-ной практики, а критика – ретроспективна. Критика – это подведение итогов. Но критика и эстетика отражаются друг в друге и частично меняются функциями. Эстетика не может не базироваться не на чем. Эстетика отчасти должна быть критикой. С другой стороны, критика, основываясь на прошлом, может предсказывать и диктовать законы и нормы.

Критика устанавливает эстетические нормы.

Любой закон в искусстве возникает лишь на время и создается лишь для того, чтобы быть разрушенным. И критика помогает движению этих правил на основании свободного выхода.

Читайте также: