Анализ статистических показателей деятельности правоохранительных органов кратко

Обновлено: 02.07.2024

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.

В настоящее время статистика имеет следующее определение. Статистика – это планомерный и систематический учет массовых общественных явлений, который осуществляется государственными статистическими органами и дает числовое выражение проявляющимся закономерностям.

Статистик существует очень много, например: статистика промышленности, статистика торговли, экономическая статистика, математическая, прикладная и т.д. Данная работа посвящена статистике правоохранительных органов. В первом разделе работы показана организация статистического учета на примере органов внутренних дел. Второй раздел посвящен единой системе учета преступлений.

1. Статистическая отчетность правоохранительных органов на примере органов внутренних дел

Статистическая отчетность – это официальный документ, в котором содержатся сведения о работе подотчетного объекта, занесенные на специальную форму. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов (событий, процессов и т.д.), производимых по мере их свершения и, как правило, на первичном учетном документе. Примером может служить карточка потерпевшего, рассматриваемая в следующем разделе. Первичный учет ведут непосредственно учреждения правоохранительных органов.

В функции первичного учета входят операции наблюдения, т.е. регистрация данных и подсчет итогов.

Каждое учреждение правоохранительных органов представляет установленные формы статистической отчетности, характеризующие различные стороны их деятельности. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные. В специализированной отчетности содержатся специфические показатели.

По периоду времени, за который предоставляется отчетность, по его длительности различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная и т.п. называется текущей.

Правоохранительные органы в своей работе используют обобщающие статистические показатели. Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляет собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.

Практически статистическая информация начинает формироваться с абсолютных величин, ими измеряются все стороны общественной жизни.

Абсолютные величины, выражающие размеры (уровни, объемы) явлений и процессов, получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации.

По способу выражения размеров изучаемых явлений абсолютные величины подразделяются на индивидуальные и суммарные, которые представляют собой один из видов обобщающих величин.

Индивидуальные – характеризуют размеры количественных признаков у отдельных единиц. Этот вид показателей служит основанием при статистической сводке для включения единиц объекта в группы. На их базе получают абсолютные величины, из которых, в свою очередь, можно выделить показатели численности совокупности и показатели объема признаков совокупности.

Абсолютные величины – всегда числа именованные, имеющие определенную размерность, единицы измерения.

В анализе статистической информации важное место занимают производные обобщающие показатели – средние и относительные величины.

Относительные величины в статистике представляют собой частное от деления двух статистических величин и характеризуют количественное соотношение между ними.

Рассмотрим способы определения относительных величин.

1. Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемой совокупности. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом.

2. Относительные величины динамики характеризуют изменение изучаемого явления во времени, выявляют направление развития, измеряют интенсивность развития. Расчет относительных величин выполняется в виде темпов роста и других показателей динамики.

3. Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.

4. Относительные величины координации применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базу сравнения.

5. Относительные величины интенсивности показывают, насколько широко распространено изучаемое явление в той или иной среде, т.е. сколько единиц одной совокупности приходится на единицу другой совокупности.

В результате первой стадии статистического исследования – статистического наблюдения – получают сведения о каждой единице совокупности. Задача второй стадии статистического исследования состоит в том, чтобы упорядочить и обобщить первичный материал, свести его в группы и на этой основе дать обобщающую характеристику совокупности. Этот этап в статистике называется сводкой.

Различают простую сводку (подсчет только общих итогов) и статистическую группировку, которая сводится к расчленению совокупности на группы по существенному для единиц совокупности признаку. Группировка позволяет получить такие результаты, по которым можно выявить состав совокупности, характерные черты и свойства типичных явлений, обнаружить закономерности и взаимосвязи.

В правоохранительных органах вторая стадия статистического исследования проводится централизованно. Так в органах внутренних дел обобщением статистических данных занимается Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ).

Основными задачами ГИАЦ МВД России являются:

обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной информацией;

формирование в органах внутренних дел единой системы статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации;

создание, внедрение и развитие в системе МВД России современных информационных технологий в целях повышения эффективности использования учетов органами внутренних дел;

осуществление контроля за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ в части своевременности представления, полноты и достоверности сведений в статистические, оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, оперативные и иные учеты, ведение которых отнесено к компетенции информационных подразделений органов внутренних дел;

проведение единой научно-технической политики в рамках развития информационно-вычислительной системы МВД России;

координация и обеспечение деятельности по исполнению в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России законодательства Российской Федерации об архивном деле и о реабилитации граждан, подвергшихся политическим репрессиям в административном порядке;

организационно-методическое руководство и оказание практической помощи подразделениям системы МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ГИАЦ.

Для реализации возложенных задач ГИАЦ МВД России осуществляет:

формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, Межгосударственного информационного банка – в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами; базы данных статистической информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;

сбор, учет и анализ оперативной информации; информационно-аналитическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений МВД России. Обеспечение оперативно-аналитическими материалами руководства Министерства и оперативных подразделений МВД России;

формирование и ведение учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, подготовку и рассылку в органы внутренних дел Российской Федерации и иных государств в установленном порядке материалов об объявлении и прекращении розыска, бюллетеней оперативно-розыскной информации и сборников ориентировок;

установление по запросам НЦБ Интерпола при МВД России, МИД России, Центрального комитета Российского общества Красного Креста местонахождения (судьбы) иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, арестованных и осужденных на территории России и государств бывшего СССР;

формирование и ведение банка данных системы научно-технической информации МВД России об опыте работы органов внутренних дел Российской Федерации и правоохранительных органов иных государств; выдача в установленном порядке данной информации по запросам подразделений системы МВД России;

формирование и ведение фонда общероссийских классификаторов технико-экономической информации в части, касающейся МВД России, разработку и регистрацию отраслевых и внутрисистемных классификаторов, действующих в органах внутренних дел;

прием, учет, обеспечение сохранности и использование в установленном порядке архивных документов подразделений МВД России и органов внутренних дел;

анализ процессов формирования и использования статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов органов внутренних дел, создания, внедрения, развития в системе МВД России современных информационных технологий, обеспечение информационно-аналитическими материалами руководства Министерства и подразделений МВД России.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 16010
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

1. Анализ работы правоохранительных органов, суда и орга­нов юстиции ■— наиболее важная в практическом отношении за­дача правовой статистики. Показатели статистической отчетнос­ти органов внутреннихдел, прокуратуры, суда и их анализ с по­мощью основных приемов прикладной статистики (группировка, обобщающие показатели, динамические и параллельные ряды, кор­реляция и т.д.). Необходимость реального отражения деятельно­сти правоохранительных органов, судов и состояния преступно­сти — важнейшее требование, предъявляемое к статистическим по­казателям, подвергаемым анализу. Важность точной и единой ме­тодики вычисления обобщающих показателей, освещающих отдель­ные стороны деятельности правоохранительных органов, судов (на­пример, раскрываемость преступлений). Изучение форм статистической отчетности и их показателей, характеризующих объ­ем и качество работы милиции, органов предварительного рассле­дования, судов и учреждений и органов, исполняющих наказания,

2. Анализ процессуальных результатов работы органов юстиции:

а) основные статистические показатели опенки работы следо­вателей (характеристика объема работы следователя, так называ­емый коэффициент полезной отдачи — число дел, оконченных про­изводством, показатели раскрываемости преступлений, сроки расследования, показатели нагрузки следователя; число дел, воз­вращенных на дополнительное расследование, число лиц, кото­рым было необоснованно предъявлено обвинение; показатели необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел и др.);

б) основные показатели оценки работы судебных органов -— ■ федеральных судов, судов субъектов Федерации общей юрисдик­ции, в том числе мировых судей (характеристика объема работы суда (судей), сроки рассмотрения уголовныхдел, характеристика качества работы суда (судей) первой инстанции в оценке судов кассационной и надзорной инстанций — число отмененных и из­мененных приговоров и решений; показатели качества работы су538

дов (судей) вышестоящих инстанций; классификация судебных оши­бок, учет степени их тяжести; участие общественности в деятель­ности суда и др.);

в) изучение статистических показателей о мерах уголовного на­казания и, в частности, о принудительных мерах воспитательно­го воздействия в отношении несовершеннолетних. Структура су­дебной репрессии и ее динамика. Соотношение групп осужден­ных к лишению свободы и осужденных к мерам наказания, не свя­занным с лишением свободы, как показатель карательной поли­тики государства, обусловленный уровнем преступности, ее рас­пространенностью и степенью общественной опасности;

г) изучение статистических показателей деятельности учреж­дений и органов, исполняющих наказания. Изучение состава за­ключенных для их надлежащего распределения, установления со­ответствующего режима для отдельных категорий заключенных, оп­тимальной постановки общеобразовательного и профессиональ­но-технического обучения, а также для правильного учета резуль­татов достижения целей наказания;

д) необходимость комплексного статистического анализа, вза­имосвязанного изучения статистических показателей органов вну­тренних дел, прокуратуры, судов и органов, приводящих приго­воры в исполнение, в целях выявления и устранения типичных не­достатков в работе этих органов. Необходимость анализа всех факторов, влияющих на состояние преступности и на качество ра­боты соответствующих правоохранительных органов, для пра­вильной оценки изменения статистических показателей.

3. Гражданско-правовая статистика и изучение структуры и динамики гражданско-правовых споров, условий их возникно­вения и работы судов и арбитража по разрешению дел о праве граж­данском.

4. Правовая статистика и обобщение практики органов МВД, прокуратуры и судов.

5. Изменение подходов к оценке деятельности органов внут-реннихлел, прокуратуры, суда в соответствии с замыслом разра­ботчиков Концепции судебной реформы в Российской Федерации.

Дайте правильные ответы, перепишите их в свой контрольный лист, предназначенный для оценки преподавателем.




Вариант 1

A. А.А. Герцензон. Б. М.Н. Гернет.

B. В.Н. Кудрявцев. Г. С.С. Остроумов.

A. Собирание сведений о различных общественных явлениях. Б. Различные статистические сборники, статистические пока­затели,

B. Особая отрасль науки.

Г. Методология общественных наук.

Задание № 3. Работник, для которого сбор статистическихдан-ных является родом профессиональной деятельности, именуется:

A. Статистом. Б. Статистиком.

B. Сборшиком данных.

Задание № 4. Укажите этапы всякой законченной статистиче­ской работы.

A. Подготовительная работа.

Б. Статистическое наблюдение.

B. Сводка и группировка собранного материала.

Г. Обработка и анализ сводных статистических показателей. Задание № 5. Правовая статистика включает следующие отрасли:

A. Статистику социальных отклонений. Б. Уголовно-правовую статистику.

B. Гражданско-правовую статистику.

Г. Административно-правовую статистику. Д. Моральную статистику.

Задание № 1. Укажите первый этап статистического исследо­вания.

A. Разработка программы исследования. Б. Статистическое наблюдение.

B. Сводка и группировка собранныхданных. Г. Пилотажное обследование.

Задание Л° 2. Укажите составные разделы уголовно-правовой статистики в соответствии с основными стадиями уголовного процесса.

A. Статистика органов дознания.

Б. Статистика предварительного расследования.

B. Статистика уголовного судопроизводства. Г. Статистика исполнения приговоров.

Д. Статистика прокурорского надзора.

Задание № 3. Укажите основные разделы гражданско-право­вой статистики в соответствии с основными стадиями граждан­ского процесса.

A. Статистика искового производства.

Б. Статистика гражданского судопроизводства.

B. Статистика исполнения судебных решений.

Задание № 4. Укажите основные формы статистического на­блюдения.

A. Анкетный опрос. Б. Мониторинг.

Г. Специально организованное статистическое наблюдение. Задание № 5. Укажите условия правильной организации вы­борочного обследований.

A. Число взятых в выборку единиц должно быть достаточно ве­лико.

Б. Выбор отдельных единиц должен происходить таким обра­зом, чтобы каждая единица совокупности имела совершенно оди­наковые шансы со всеми другими единицами данной совокупно­сти попасть в выборку.

B. Сплошное обследование единиц наблюдения.

Г. Выбор должен быть произведен из всех частей изучаемой со­вокупности.

Приложение 2. Тесты-вопросы по курсу 'Правовая статистика-

Вариант 3

' Задание № I. Получение статистического материала обычно про­водится следующими тремя способами:

A. Непосредственное наблюдение. . Б. Опрос.

Г. Документальный способ.

Задание № 2. Укажите конкретные объекты регистрации уго­ловно-правовой статистики.

Б. Лица, совершившие преступления.

Г. Аморальные явления.

Задание № 3. Укажите конкретные объекты гражданско-пра­вовой статистики.

А- Суд, рассматривающий гражданское дело.

Б. Спор о праве гражданском.

В. Стороны в гражданском процессе.

Г. Судебное решение.

Задание № 4. Укажите виды статистического наблюдения в за­висимости от полноты охвата единиц совокупности.

B. Несплошное. Г. Анкетное.

Задание № 5. Непосредственный источник, первичная ячей-|ка, от которой получают данные о единице совокупности, в ста-|тистике называется:

А. Объектом наблюдения. Единицей измерения. Единицей учета. Единицей наблюдения. Единицей регистрации.

1. Анализ работы правоохранительных органов, суда и орга­нов юстиции ■— наиболее важная в практическом отношении за­дача правовой статистики. Показатели статистической отчетнос­ти органов внутреннихдел, прокуратуры, суда и их анализ с по­мощью основных приемов прикладной статистики (группировка, обобщающие показатели, динамические и параллельные ряды, кор­реляция и т.д.). Необходимость реального отражения деятельно­сти правоохранительных органов, судов и состояния преступно­сти — важнейшее требование, предъявляемое к статистическим по­казателям, подвергаемым анализу. Важность точной и единой ме­тодики вычисления обобщающих показателей, освещающих отдель­ные стороны деятельности правоохранительных органов, судов (на­пример, раскрываемость преступлений). Изучение форм статистической отчетности и их показателей, характеризующих объ­ем и качество работы милиции, органов предварительного рассле­дования, судов и учреждений и органов, исполняющих наказания,

2. Анализ процессуальных результатов работы органов юстиции:

а) основные статистические показатели опенки работы следо­вателей (характеристика объема работы следователя, так называ­емый коэффициент полезной отдачи — число дел, оконченных про­изводством, показатели раскрываемости преступлений, сроки расследования, показатели нагрузки следователя; число дел, воз­вращенных на дополнительное расследование, число лиц, кото­рым было необоснованно предъявлено обвинение; показатели необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел и др.);

б) основные показатели оценки работы судебных органов -— ■ федеральных судов, судов субъектов Федерации общей юрисдик­ции, в том числе мировых судей (характеристика объема работы суда (судей), сроки рассмотрения уголовныхдел, характеристика качества работы суда (судей) первой инстанции в оценке судов кассационной и надзорной инстанций — число отмененных и из­мененных приговоров и решений; показатели качества работы су538

дов (судей) вышестоящих инстанций; классификация судебных оши­бок, учет степени их тяжести; участие общественности в деятель­ности суда и др.);

в) изучение статистических показателей о мерах уголовного на­казания и, в частности, о принудительных мерах воспитательно­го воздействия в отношении несовершеннолетних. Структура су­дебной репрессии и ее динамика. Соотношение групп осужден­ных к лишению свободы и осужденных к мерам наказания, не свя­занным с лишением свободы, как показатель карательной поли­тики государства, обусловленный уровнем преступности, ее рас­пространенностью и степенью общественной опасности;

г) изучение статистических показателей деятельности учреж­дений и органов, исполняющих наказания. Изучение состава за­ключенных для их надлежащего распределения, установления со­ответствующего режима для отдельных категорий заключенных, оп­тимальной постановки общеобразовательного и профессиональ­но-технического обучения, а также для правильного учета резуль­татов достижения целей наказания;

д) необходимость комплексного статистического анализа, вза­имосвязанного изучения статистических показателей органов вну­тренних дел, прокуратуры, судов и органов, приводящих приго­воры в исполнение, в целях выявления и устранения типичных не­достатков в работе этих органов. Необходимость анализа всех факторов, влияющих на состояние преступности и на качество ра­боты соответствующих правоохранительных органов, для пра­вильной оценки изменения статистических показателей.

3. Гражданско-правовая статистика и изучение структуры и динамики гражданско-правовых споров, условий их возникно­вения и работы судов и арбитража по разрешению дел о праве граж­данском.

4. Правовая статистика и обобщение практики органов МВД, прокуратуры и судов.

5. Изменение подходов к оценке деятельности органов внут-реннихлел, прокуратуры, суда в соответствии с замыслом разра­ботчиков Концепции судебной реформы в Российской Федерации.

Дайте правильные ответы, перепишите их в свой контрольный лист, предназначенный для оценки преподавателем.

Вариант 1

A. А.А. Герцензон. Б. М.Н. Гернет.

B. В.Н. Кудрявцев. Г. С.С. Остроумов.

A. Собирание сведений о различных общественных явлениях. Б. Различные статистические сборники, статистические пока­затели,

B. Особая отрасль науки.

Г. Методология общественных наук.

Задание № 3. Работник, для которого сбор статистическихдан-ных является родом профессиональной деятельности, именуется:

A. Статистом. Б. Статистиком.

B. Сборшиком данных.

Задание № 4. Укажите этапы всякой законченной статистиче­ской работы.

A. Подготовительная работа.

Б. Статистическое наблюдение.

B. Сводка и группировка собранного материала.

Г. Обработка и анализ сводных статистических показателей. Задание № 5. Правовая статистика включает следующие отрасли:

A. Статистику социальных отклонений. Б. Уголовно-правовую статистику.

B. Гражданско-правовую статистику.

Г. Административно-правовую статистику. Д. Моральную статистику.

Задание № 1. Укажите первый этап статистического исследо­вания.

A. Разработка программы исследования. Б. Статистическое наблюдение.

B. Сводка и группировка собранныхданных. Г. Пилотажное обследование.

Задание Л° 2. Укажите составные разделы уголовно-правовой статистики в соответствии с основными стадиями уголовного процесса.

A. Статистика органов дознания.

Б. Статистика предварительного расследования.

B. Статистика уголовного судопроизводства. Г. Статистика исполнения приговоров.

Д. Статистика прокурорского надзора.

Задание № 3. Укажите основные разделы гражданско-право­вой статистики в соответствии с основными стадиями граждан­ского процесса.

A. Статистика искового производства.

Б. Статистика гражданского судопроизводства.

B. Статистика исполнения судебных решений.

Задание № 4. Укажите основные формы статистического на­блюдения.

A. Анкетный опрос. Б. Мониторинг.

Г. Специально организованное статистическое наблюдение. Задание № 5. Укажите условия правильной организации вы­борочного обследований.

A. Число взятых в выборку единиц должно быть достаточно ве­лико.

Б. Выбор отдельных единиц должен происходить таким обра­зом, чтобы каждая единица совокупности имела совершенно оди­наковые шансы со всеми другими единицами данной совокупно­сти попасть в выборку.

B. Сплошное обследование единиц наблюдения.

Г. Выбор должен быть произведен из всех частей изучаемой со­вокупности.

Приложение 2. Тесты-вопросы по курсу 'Правовая статистика-

Вариант 3

' Задание № I. Получение статистического материала обычно про­водится следующими тремя способами:

A. Непосредственное наблюдение. . Б. Опрос.

Г. Документальный способ.

Задание № 2. Укажите конкретные объекты регистрации уго­ловно-правовой статистики.

Б. Лица, совершившие преступления.

Г. Аморальные явления.

Задание № 3. Укажите конкретные объекты гражданско-пра­вовой статистики.

А- Суд, рассматривающий гражданское дело.

Б. Спор о праве гражданском.

В. Стороны в гражданском процессе.

Г. Судебное решение.

Задание № 4. Укажите виды статистического наблюдения в за­висимости от полноты охвата единиц совокупности.

B. Несплошное. Г. Анкетное.

Задание № 5. Непосредственный источник, первичная ячей-|ка, от которой получают данные о единице совокупности, в ста-|тистике называется:

А. Объектом наблюдения. Единицей измерения. Единицей учета. Единицей наблюдения. Единицей регистрации.

К числу наиболее острых социальных проблем относится преступность. Резкая смена социальной, политической и экономической обстановки в России, а также неподготовленность общественного сознания к жизни в новых условиях привели к обострению криминогенной обстановки в стране.
Преступность - это социальное явление. Для характеристики этого явления используются статистические данные, собираемые органами внутренних дел, юстиции и прокуратурой. Уголовная статистика представляет весьма широкую научно обоснованную информацию, которая используется при решении следующих задач:

Содержание

1 Статистический анализ деятельности правоохранительных органов 5
Статистика преступности 5
Статистическое изучение лиц, совершивших преступления 10

ПРОГНОЗ ПРЕСТУПНОСТИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из 1 файл

курсовая.docx

1 Статистический анализ деятельности правоохранительных органов 5

    1. Статистика преступности 5
    2. Статистическое изучение лиц, совершивших преступления 10

    Камчатском крае 16

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

    К числу наиболее острых социальных проблем относится преступность. Резкая смена социальной, политической и экономической обстановки в России, а также неподготовленность общественного сознания к жизни в новых условиях привели к обострению криминогенной обстановки в стране.

    Преступность - это социальное явление. Для характеристики этого явления используются статистические данные, собираемые органами внутренних дел, юстиции и прокуратурой. Уголовная статистика представляет весьма широкую научно обоснованную информацию, которая используется при решении следующих задач:

    • определение состояния преступности, ее уровня, структуры и динамики;

    • выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений;

    • исследование лиц, совершивших преступления;

    • изучение эффективности работы правоохранительных органов и общественности по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств, по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также по предупреждению преступлений;

    • прогнозирование изменения состояния преступности.

    Правовая статистика делится на три самостоятельные отрасли:

    1) уголовно-правовую статистику, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступлений и наказаний;

    2) гражданско-правовую статистику, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом и арбитражем;

    3) административно-правовую статистику, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений.

    Целью работы является выявление основных тенденций и закономерностей развития преступности в Камчатской области.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    • изучить основные статистические показатели, характеризующие статистику преступности и лиц, совершивших преступления;
    • проанализировать статистические данные правоохранительных органов Камчатской области;
    • выявить важнейшие тенденции развития преступности в области;
    • рассчитать основные прогнозные показатели развития преступности.

    Объектом исследования являются правоохранительные органы, а также лица совершившие преступления.

    Предметом – методика проведения статистического анализа правоохранительных органов.

    Теоретическую основу исследования составляют работы таких специалистов в области статистики населения как Гусаров В.М., Ефимова М.Р., Ионин В. Г., Кильдшев Г. С. и др.

    В данной работе была использована информационная база, включающая в себя: учебные пособия, справочную литературу, статьи и обзоры специализированных изданий, статистические данные из сборника Камчатстата за 2009 год, а так же Интернет-ресурсы.

    1 Статистический анализ деятельности правоохранительных органов

    1.1 Статистика преступности

    Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленное преступление по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место, и установлены или не установлены совершившие их лица.

    Статистический учет преступлений и лиц их совершивших, носит ведомственный характер. Так, учет воинских преступлений отнесен к компетенции Министерства обороны, а учет дел частого обвинения к компетенции судов. Учет остальных преступлений осуществляется органами прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы контрразведки, федеральной пограничной службы, государственного таможенного комитета, налоговой полиции.

    Государственная статистическая отчетность разрабатывается соответствующими органами и утверждается ФСГС РФ. Она включает:

    Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных подразделений, а также иных документальных источников.

    Первичный учет осуществляется путем заполнения статистических карточек:

    • на выявленное преступление;
    • о результатах расследования (раскрытия) преступления;
    • на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено;
    • на лицо, совершившее преступление;
    • на лицо, подозреваемое в совершении преступления;
    • о движении уголовного дела;
    • о результатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности;
    • о результатах рассмотрения уголовного дела в суде.[1]

    Коэффициенты позволяют сравнить распространенность преступности по разным территориям с различной численностью населения, а также в разные периоды времени на одной и той же территории с учетом изменения численности населения.

    Коэффициент распространенности преступлений рассчитывают:

    Ч - 100 тыс., 10 тыс., 1 тыс. и т.д.;

    Н - среднегодовая численность наличного населения.[9]

    При построении и исследовании динамических рядов показателей, характеризующих преступность, необходимо иметь в виду, что на изменение данных уголовной статистики влияют различные обстоятельства:

    • изменения общественных и социально-экономических условий;
    • движение и состав населения:
    • изменения уголовных законов, которыми определяется понятие преступного деяния; вводится или отменяется уголовная ответственность за то или иное деяние;
    • повышение или снижение уровня раскрываемости преступлений;
    • активность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Состояние преступности определяется в значительной мере социально-экономическими условиями, поэтому увеличение преступности нельзя автоматически оценивать как ослабление деятельности правоохранительных органов. Причины неблагоприятных изменений можно установить, сопоставив данные уголовной статистки с материалами, содержащими информацию экономического, демографического, социально-культурного характера, в частности, данные бюджетных обследований о доходах и расходах семей, занятости и числе безработных, особенно среди молодежи, внешкольного воспитания подростков и др.

    • по объекту противоправного посягательства - против жизни и здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти и другие (как правило, соответствующие названиям глав и разделов Особенной части Уголовного кодекса);
    • но степени общественной опасности - небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особой тяжести;
    • по форме вины (умышленные и неосторожные);
    • по другим признакам.

    В Российской Федерации с 1 января 1997 г. введен в действие новый Уголовный кодекс. Он содержит 360 статей. В Уголовный кодекс включены главы, предусматривающие ответственность за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершеннолетних, за экологические, компьютерные преступления и другие главы, которых ранее не было, в то же время ряд действий, ранее квалифицированных как преступления, исключен из числа таковых.

    В структуре преступности более половины преступлений имеет корыстную направленность, что сказывается на общем уровне преступности.

    В отличие от корыстных преступлений насильственные всегда занимают небольшую часть в структуре преступности, но считаются наиболее социально опасными. Рост этих преступлений в наши дни связан с недостаточно продуманным осуществлением экономических реформ, вызвавшим социальную напряженность в обществе. Снизился уровень жизни подавляющего большинства населения, изменилось представление о традиционных нравственных ценностях, о допустимости насильственных действий, стереотипов агрессивного поведения.

    Анализ работы правоохранительных органов, органов юстиции и суда – наиболее важная в практическом отношении задача правовой статистики. Показатели статистической отчетности органов внутренних дел, прокуратуры, суда и их анализ с помощью основных приемов прикладной статистики (группировка, обобщающие показатели, динамические и параллельные ряды, корреляция и т.д.). Необходимость реального отражения деятельности правоохранительных органов, судов и состояния преступности – важнейшее требование, предъявляемое к статистическим показателям, подвергаемым анализу. Важность точной и единой методики вычисления обобщающих показателей, освещающих отдельные стороны деятельности правоохранительных органов, судов (например, раскрываемость преступления). Изучение форм статистической отчетности и их показателей, характеризующих объем и качество работы полиции, органов предварительного расследования, исполняющих наказания, судов.

    Анализ процессуальных результатов работы органов юстиции:

    а) основные статистические показатели оценки работы следователей (характеристика объема работы следователя, так называемый коэффициент полезной отдачи – число дел, оконченных производством, показатели раскрываемости преступлений, сроки расследования, показатели нагрузки следователя; показатели необоснованною отказа в возбуждении уголовных дел и др.);

    б) основные показатели оценки работы судебных органов – федеральных судов общей юрисдикции, судов субъектов Федерации, в том числе мировых судей (характеристика объема работы суда (судей), сроки рассмотрения уголовных дел, характеристика качества работы суда (судей) первой инстанции в оценке судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций – число отмененных и измененных приговоров и решений; показатели качества работы судов (судей) вышестоящих инстанций; классификация судебных ошибок, учет степени их тяжести и др.);

    в) изучение статистических показателей о мерах уголовного наказания и, в частности, о принудительных мерах воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Анализ судебной практики и ее динамика. Соотношение групп осужденных к лишению свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, как показатель карательной политики государства, обусловленной уровнем преступности, ее распространенностью и степенью общественной опасности;

    г) изучение статистических показателей деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Изучение состава заключенных для их надлежащего распределения, установления соответствующего режима для отдельных категорий заключенных, оптимальной постановки общеобразовательного и профессионально-технического обучения, а также для правильного учета результатов достижения целей наказания;

    д) необходимость комплексного статистического анализа, взаимосвязанного изучения статистических показателей, органов внутренних дел, прокуратуры, органов, исполняющих наказания, судов в целях выявления и устранения типичных недостатков в их работе. Необходимость анализа всех факторов, влияющих на состояние преступности и на качество работы соответствующих правоохранительных органов, для правильной оценки изменения статистических показателей.

    Гражданско-правовая статистика и изучение структуры и динамики гражданско-правовых споров, условий их возникновения и работы судов по разрешению дел о праве гражданском.

    Анализ данных о работе арбитражных судов.

    Правовая статистика и обобщение практики органов МВД, прокуратуры и судов.

    Изменение подходов к оценке деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, суда в соответствии с замыслом разработчиков Концепции судебной реформы в Российской Федерации.

    Уголовно-правовая статистика направлена на изучение коли­чественной стороны преступности, мероприятий по предупрежде­нию преступных проявлений и исправлению правонарушителей. Большую роль играет уголовно-правовая статистика и в процессе выработки рекомендаций и практических мер контроля над пре­ступностью.

    Источниками информации в процессе анализа явлений уго­ловно-правового характера служат:

    · данные отчетов о работе прокурора (форма П) и прокурор­ских проверок состояния законности;

    · 6результаты изучения общественного мнения о преступности и криминологических исследований (опросы граждан о противоправ­ных действиях, жертвами которых оказались они сами или их родст­венники и знакомые; опросы сотрудников правоохранительных ор­ганов и экспертов-специалистов; опросы осужденных и заключен­ных и т.д.);

    · данные социально-экономической, социально-демографической статистики.

    К основным направлениям анализа данных уголовно- правовой статистики относятся:

    · определение количественно-качественных характеристик пре­ступности;

    · выявление причин преступности и мотивации преступного поведения;

    · изучение лиц, совершивших преступления;

    · изучение деятельности правоохранительных органов и всей системы государственных мер социального контроля над преступ­ностью.

    Статистический анализ преступности является основой изу­чения ее причин, личности преступников, социальных и экономи­ческих последствий преступности, планирования борьбы с ней и оценки деятельности правоохранительных органов.

    Главная цель статистического анализа преступности заключа­ется в установлении ее реального состояния. Ведь анализироваться должен уровень всей фактической преступности, а не только ее за­регистрированной части. При анализе реального состояния пре­ступности нельзя ориентироваться только на данные уголовно- статистической регистрации и не учитывать особенности статисти­ки преступности по сравнению с другими отраслевыми статистика­ми (например, демографической). Даже если в стране хорошо раз­работаны правовой учет и отчетность, то все равно учтенная пре­ступность не может отразить реальную криминологическую обста­новку. По некоторым экспертным оценкам, уровень регистрируе­мой преступности составляет в среднем от четверти до половины от уровня фактически совершаемых преступлений, а по отдельным группам и видам преступлений (экономическим, должностным, преступлениям, связанным с коррупцией, и др.) регистрируются десятые и даже сотые доли реальных преступных деяний.

    Статистическое изучение преступности начинается с количе­ственной характеристики ее состояния, уровня, структуры, динами­ки. В региональном разрезе такое изучение предполагает:

    · анализ распространенности преступности (ее уровень и ин­тенсивность);

    · анализ структуры преступности по видам и категориям пре­ступлений;

    · анализ преступлений и других правонарушений по месту, вре­мени и способам их совершения;

    · анализ состояния преступности по социальным сферам и от­дельным отраслям хозяйства;

    · анализ состояния преступности по административно- территориальному делению (различным населенным пунктам, рай­онам и т.д.) и др.

    Особенно важны структурные показатели преступности по категориям преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие). Существует статистическая закономерность распределения этих групп преступлений: чем ниже доля тяжких и особо тяжких преступлений в общей совокупности преступлений (соответственно, выше доля преступлений небольшой и средней тя­жести), тем ниже уровень латентной преступности и наоборот.

    Анализ преступности по месту, времени и способам совершения преступлений, отраслям хозяйства позволяет выявить криминогенные обстоятельства и причины совершения преступлений.

    Изучение структуры преступности в отдельных регионах, районах, городах в сравнении со средними данными по субъектам Федерации или стране в целом, либо по сравнению с данными пре-

    8дыдущих лет позволяет оценить реальное состояние дел на кон­кретной территории. Более точному раскрытию состояния преступ­ности в отдельно взятой местности способствует расчет коэффици­ента преступности, позволяющий устранить влияние естественного и миграционного прироста (убыли) населения.

    Исключительную аналитическую значимость имеет статистиче­ское изучение преступности не в статике, а в динамике. Ретроспектив­ный анализ, т.е. оценка тенденций и состояния преступности в про­шлом, позволяет прогнозировать ее возможные тенденции и характе­ристики в перспективе. При этом, анализируя динамику преступности за многолетний период, необходимо учитывать соответствующие из­менения социально-экономических условий, демографической обста­новки, уголовного законодательства и другие обстоятельства, опреде­ляющие динамику преступлений за исследуемый период.

    Статистические возможности анализа причин преступности и мотивации преступного поведения реализуются в изучении всей совокупности социальных воздействий прошлого, настоящего и возможного будущего во взаимодействии с личностью правонару­шителей.

    Причины преступности - это конкретные обстоятельства, вы­зывающие преступное поведение. Условия (или факторы) преступ­ности - это негативные явления, способствующие потенциальному совершению преступлений. Оценка одних явлений в качестве при­чин, а других - в качестве условий при изучении преступности но­сит относительный характер. В некоторых случаях одно и то же яв­ление может выступать причиной преступления, а в других - усло­вием (например, алкоголизм).

    Условия преступности обычно подразделяют на объективные (или внешние) и субъективные (внутренние). Такое деление позво­ляет в каждом конкретном случае установить воздействие на чело­веческое поведение внешних факторов и влияние внутренних, лич­ностных особенностей индивида на его действия и поступки.

    Исследование причин, способствующих совершению преступле­ний, осуществляется на следующих иерархических уровнях:

    · общие причины преступности;

    · причины отдельных видов (категорий, групп) преступлений;

    · причины конкретных отдельных преступлений.

    На каждом из этих уровней существуют соответствующие ус­ловия, способствующие развитию причин преступного поведения.

    В первичных документах учета и статистической отчетности правоохранительных органов содержится характеристика обстоя­тельств совершения преступлений. В них отражается место и способ совершения преступлений (в зависимости от того, где совершаются преступления: на улице, в общественных местах, в квартирах, на пред­приятиях, определяются и причины совершения этих преступлений); объект посягательства (коммерческая деятельность, половая неприкос­новенность женщин и другие), в зависимости от которого также меня­ется круг причин и условий совершения преступлений и т.д.

    Первичные учетные документы содержат сведения о крими­нальной мотивации: по корыстным побуждениям; с целью приобре­тения денежных средств, кредитов, наркотических средств; с целью завладения транспортным средством, оружием; с целью сбыта или промысла; из хулиганских, сексуальных, бытовых (ссора, ревность) побуждений и многие другие мотивы преступного поведения. Мо- тивационные характеристики преступности помогают глубже рас­крыть в субъективные и объективные причины и условия преступ­ности, оценить личность виновных в развитии преступления. В со­четании с признаками личности и объективными характеристиками преступления они существенно приближают к выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

    Важное значение для выявления обстоятельств, способствую­щих совершению преступлений, имеет изучение динамики соответ­ствующих показателей. Именно их динамика, прямо или обратно коррелируемая с динамикой самого уровня преступности, позволяет отнести те или иные обстоятельства к криминогенным или анти­криминогенным условиям (факторам). Среди криминогенных факторов одного вида преступлений могут быть и преступления другого вида. Так, например, между уровнем хищений огнестрель­ного оружия и уровнем преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, существует прямая корреляционная зави­симость (табл. 18).

    Сопоставляя между собой числа преступлений, связанных с хищением оружия, и преступлений, совершенных с применением оружия, следует, однако учитывать, что прямая взаимосвязь между этими деяниями существует в основном потому, что у этих преступ­лений практически одни и те же причины. Совершение тех или иных вооруженных преступлений не всегда совершается с помощью оружия, похищенного в том же году.

    Читайте также: