Что такое скептики в философии аристотель кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особое место в философии эллинизма принадлежит учению скептиков, ибо скепсис проникает и в другие теории эллинистического мира. Родоначальником скептицизма был Пиррон (365-275 до н.э.). Скептицизм, сомнение в отношении чувственного познания волновал греческую философию уже начиная с ранней стадии развития (философские учения Парменида, софистов и Платона).

Античный скептицизмпредставлен:

1. Пирроном,

2. средней академией (Аркесилай)

3. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).

1. Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. — 270 до н. э.) сформулировал и систематизировал старые сомнения, добавил моральный и логический скептицизм к скептицизму в области чувств. На этой основе философ пытается решить важнейшую для практической философии проблему об условиях возможности счастья. Счастье, по Пиррону, может состоять в невозмутимом спокойствии и отсутствии страданий. Желающий его достигнуть должен, прежде всего, ответить на три вопроса: из чего состоят вещи, как мы должны к ним относиться и какую выгоду получим из нашего к ним отношения.На эти вопросы, согласно скептическому отношению к чувственному и рациональному познанию, мы не можем дать определенного ответа. Исходя из этого, истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Выгодой от воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм и видит высшую степень блаженства для философа. Человеку "практическому” следует знать, что не может быть рациональных оснований для того, чтобы предпочитать один порядок действия другому. На практике это означало, что надо подчиняться обычаям какой бы то ни было страны, если ты в ней живешь, ведь нельзя доказать, что существующий порядок вещей неверный.

2. Скептическая концепция была подхвачена платоновской академией, продолжавшей существовать после смерти Платона. Аркесилай использовал скептицизм и как педагогический прием. Он не утверждал никаких тезисов, но опровергал любой, который выдвигал ученик. Иногда он выдвигал два противоположных положения и последовательно показывал, как можно спорить в пользу каждого из них. Метод учил ловкости мышления и прививал безразличие к истине. Академия была скептической около двух столетий. Академики развили положительную доктрину о степенях вероятности: нужно действовать согласно наиболее вероятной из возможных гипотез.

3. Энесидем — греческий философ I века до н. э., глава Александрийской школы скептиков. Называл себя последователем Пиррона. Энесидем упрекает Академию за то, что они основывают свои рассуждения на догмах, то есть на произвольных утверждениях, без всяких оснований выдаваемых за истину.

2. среди людей также не существует единства. Их чувства и их отношение к одним и тем же вещам настолько различны, что нет смысла доверять ни своему, ни чужому суждению;

3. один человек имеет несколько разных органов чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому нужно отдать предпочтение;

4. состояние человека постоянно меняется, и в зависимости от этого он выносит разные суждения;

5. суждение или оценка ситуации также зависят от обычаев того народа, к которому человек принадлежит. Эти оценки могут быть прямо противоположны;

6. ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Поэтому ни о чём нельзя сказать, что оно есть на самом деле;

7. вещи представляются различными в зависимости от места, которое занимают;

8. вещи различны в зависимости от их количества и качества;

9. восприятие вещей зависит также от того, насколько часто они встречаются;

10. суждения о вещи выражают не её саму, а её отношение к другим вещам и к воспринимающему.




Все десять тропов свидетельствуют о необходимости воздерживаться от суждений, поскольку составленные на основании чувств суждения имеют лишь относительную ценность и не могут быть ни однозначно истинными, ни однозначно ложными.

Из учения о воздержании от суждений Энесидем делает важные этические выводы. В жизни следует воздерживаться от оценки чего-либо как благого или злого. Нет никаких оснований утверждать что-либо о добродетели, мудрости или счастье. Даже о самом себе человек не может сказать, хорошо ему или плохо, добродетелен он или зол, счастлив или несчастен. Но в таком случае незачем мучить себя бессмысленными устремлениями, а следует удовлетвориться любым положением дел и достичь полной невозмутимости (атараксии) во всех жизненных обстоятельствах.

Скептики ополчились против верования в божество, магию, астрологию,которые все шире распространялись. Аргументы, которые они при этом выдвигали, используются и поныне.

Особое место в философии эллинизма принадлежит учению скептиков, ибо скепсис проникает и в другие теории эллинистического мира. Родоначальником скептицизма был Пиррон (365-275 до н.э.). Скептицизм, сомнение в отношении чувственного познания волновал греческую философию уже начиная с ранней стадии развития (философские учения Парменида, софистов и Платона).

Античный скептицизмпредставлен:

1. Пирроном,

2. средней академией (Аркесилай)

3. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).

1. Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. — 270 до н. э.) сформулировал и систематизировал старые сомнения, добавил моральный и логический скептицизм к скептицизму в области чувств. На этой основе философ пытается решить важнейшую для практической философии проблему об условиях возможности счастья. Счастье, по Пиррону, может состоять в невозмутимом спокойствии и отсутствии страданий. Желающий его достигнуть должен, прежде всего, ответить на три вопроса: из чего состоят вещи, как мы должны к ним относиться и какую выгоду получим из нашего к ним отношения.На эти вопросы, согласно скептическому отношению к чувственному и рациональному познанию, мы не можем дать определенного ответа. Исходя из этого, истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Выгодой от воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм и видит высшую степень блаженства для философа. Человеку "практическому” следует знать, что не может быть рациональных оснований для того, чтобы предпочитать один порядок действия другому. На практике это означало, что надо подчиняться обычаям какой бы то ни было страны, если ты в ней живешь, ведь нельзя доказать, что существующий порядок вещей неверный.

2. Скептическая концепция была подхвачена платоновской академией, продолжавшей существовать после смерти Платона. Аркесилай использовал скептицизм и как педагогический прием. Он не утверждал никаких тезисов, но опровергал любой, который выдвигал ученик. Иногда он выдвигал два противоположных положения и последовательно показывал, как можно спорить в пользу каждого из них. Метод учил ловкости мышления и прививал безразличие к истине. Академия была скептической около двух столетий. Академики развили положительную доктрину о степенях вероятности: нужно действовать согласно наиболее вероятной из возможных гипотез.

3. Энесидем — греческий философ I века до н. э., глава Александрийской школы скептиков. Называл себя последователем Пиррона. Энесидем упрекает Академию за то, что они основывают свои рассуждения на догмах, то есть на произвольных утверждениях, без всяких оснований выдаваемых за истину.

2. среди людей также не существует единства. Их чувства и их отношение к одним и тем же вещам настолько различны, что нет смысла доверять ни своему, ни чужому суждению;

3. один человек имеет несколько разных органов чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому нужно отдать предпочтение;

4. состояние человека постоянно меняется, и в зависимости от этого он выносит разные суждения;

5. суждение или оценка ситуации также зависят от обычаев того народа, к которому человек принадлежит. Эти оценки могут быть прямо противоположны;

6. ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Поэтому ни о чём нельзя сказать, что оно есть на самом деле;

7. вещи представляются различными в зависимости от места, которое занимают;

8. вещи различны в зависимости от их количества и качества;

9. восприятие вещей зависит также от того, насколько часто они встречаются;

10. суждения о вещи выражают не её саму, а её отношение к другим вещам и к воспринимающему.

Все десять тропов свидетельствуют о необходимости воздерживаться от суждений, поскольку составленные на основании чувств суждения имеют лишь относительную ценность и не могут быть ни однозначно истинными, ни однозначно ложными.

Из учения о воздержании от суждений Энесидем делает важные этические выводы. В жизни следует воздерживаться от оценки чего-либо как благого или злого. Нет никаких оснований утверждать что-либо о добродетели, мудрости или счастье. Даже о самом себе человек не может сказать, хорошо ему или плохо, добродетелен он или зол, счастлив или несчастен. Но в таком случае незачем мучить себя бессмысленными устремлениями, а следует удовлетвориться любым положением дел и достичь полной невозмутимости (атараксии) во всех жизненных обстоятельствах.

Скептики ополчились против верования в божество, магию, астрологию,которые все шире распространялись. Аргументы, которые они при этом выдвигали, используются и поныне.

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

фото 778

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

фото 779

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

фото 780

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

Одной из наиболее важных наук для Аристотеля была метафизика.

Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию

  • Материя – то, из чего состоят окружающие предметы. Материя вечна, она не может появиться из ниоткуда или исчезнуть в никуда. Материя пассивна и инертна. Бесформенная материя – это небытие. А первичное оформление материя получает в виде пяти первоэлементов – воздух, вода, огонь, земля и эфир.
  • Форма – сущность предметов, их внешнее оформление, стимул и цель. Бытие каждой вещи, таким образом, представляет собой слияние материи и формы.
  • Производящая причина – момент времени, с которого вещь начинает своё бытие. Самой главной причиной всего, согласно Аристотелю, является бог.
  • Цель, или конечная причина – то, ради чего вещь существует. Конечной, высшей целью всего является благо.

Такими признаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, обладание и др. Впоследствии система категорий была Аристотелем упрощена.

Аристотель был первым, кто чётко разделил материальные объекты на четыре основных типа:

  • Неживые объекты, неорганический мир;
  • Растения;
  • Животные;
  • Человек.

Также Аристотель попытался в космологическом плане доказать существование бога. Согласно ему, бог – это первичная сущность, дающая начало всем остальным предметам и явлениям в пространстве, первичный двигатель, запускающий все мировые процессы. Ведь, по его мнению, у всех предметов, процессов и явлений есть какое-то начало – последовательность причин не может быть бесконечной. И начало это должно быть единым, поскольку все процессы во вселенной взаимосвязаны.

Отдельная область исследований Аристотеля – этика, понятие о которой он также ввёл в науку. Под этикой он понимал учение о добродетелях, имеющихся в человеческом характере и поступках.

Добродетели Аристотель делил на нравственные, или этические, и мыслительные, или дианоэтические. Первые приобретаются с опытом и выражаются в разумной середине между крайностями; такими добродетелями являются кротость, умеренность, щедрость, мужество, дружелюбие, справедливость и т. д. Вторые добродетели, мыслительные, приобретаются в результате обучения.

Работы Аристотеля посвящены и политике. По мнению философа, политика – это то, что отличает человека от других животных. Аристотель был даже уверен, что у человека с рождения имеется инстинкт, подталкивающий его к общественной жизни. Этому способствует и то, что каждый человек ограничен в своих возможностях, и только совместная жизнь позволяет ему выжить. Люди объединяются в группы, в которых каждый занимает определённое место, основанное на его полезных для жизни способностях.

Аристотель был одним из первых учёных, кто не только допускал шарообразность Земли, но и постарался доказать её на основании формы тени, отбрасываемой ею на Луну. Аристотель также доказал шарообразность Луны. Он же попытался определить длину окружности Земли, основываясь на работах древнегреческих математиков; впрочем, он ошибся почти в два раза: он получил цифру в 71200 км, тогда как реальная длина экватора – чуть больше 40 тысяч км.

Видео

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Понятия души и мышления в философии Аристотеля

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.


Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная – низшая ступень, ее цель только питание. Животная – чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая – высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. Неживая природа стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Метафизика

Метафизика – философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Телеология Аристотеля

Философская система Аристотеля кратко – душа и человек

Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души:

  1. Растительный уровень души – размножение, функции роста, питание.
  2. Животный уровень – ощущение, желание, чувство.
  3. Разумный ранг – к перечисленным выше функциям прибавляется способность мыслить, рассуждать. Это является отличительной чертой людей от прочих живых организмов.

Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа:

  • Ключевая причина, по которой человек отличен от животных, – это разум, мыслительные способности, интеллект;
  • Высокая организация биологической сущности;
  • Стремление к жизни в коллективе.

Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи.

Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй.

Аристотель

Сущности не могут меняться, это вечный атрибут вселенной. Только через них можно понять сущее. Философ выделял высшие, первоочередные причины, которые легли в основу его учения. Каждая вещица имеет все 4 причины:

  • Целевое обоснование – каждый предмет создается с определенной целью;
  • Движение – где берет начало движение, с чего оно начинается;
  • Формальная суть – характеризует предмет;
  • Материя – сырье, из которого производится вещь.

Философское учение Аристотеля базируется на иерархической системе классов. В ее основе – понятие сущности, субстанции. Все остальное – описание признаков субстанции.

Философия Аристотеля кратко и понятно

Древний ученый внес множество важных теорий в мировую философию. Основными, исторически значимыми являются:

  • Дедуктивная методика – связь между частным и общим;
  • Силлогическая система, ее обоснование – формирование вывода из нескольких заключений;
  • Внедрение шести разновидностей государственных форм;
  • Определение идеальной формы государственного устройства – полития;
  • Понятие материя как субстанция;
  • Создание десятки классов философии;
  • Понятие бытия на основании категорий;
  • Материалистический взгляд на происхождение человечества и жизни на Земле;
  • Корректировка философии, созданной Платоном, отказ от чистых идей.

Философская система Аристотеля кратко – душа и человек

Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души:

  1. Растительный уровень души – размножение, функции роста, питание.
  2. Животный уровень – ощущение, желание, чувство.
  3. Разумный ранг – к перечисленным выше функциям прибавляется способность мыслить, рассуждать. Это является отличительной чертой людей от прочих живых организмов.

Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа:

  • Ключевая причина, по которой человек отличен от животных, – это разум, мыслительные способности, интеллект;
  • Высокая организация биологической сущности;
  • Стремление к жизни в коллективе.

Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи.

Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй.

Философская система Аристотеля – государство

На основании учений Аристотеля есть возможность определить шесть основных видов государственной структуры. Ученый выделяет:

  • Политию – идеальную форму государственного устройства, в которой в умеренном количестве присутствует демократия и олигархия;
  • Охлократию – чрезмерный уровень демократии, державой руководит толпа;
  • Чрезмерную олигархию;
  • Аристократию;
  • Тиранию;
  • Монархию.

Учение Аристотеля было философской основой для разделения форм государства в древние времена.

Читайте также: