Анализ стандартов по обществознанию для средней школы

Обновлено: 03.07.2024

“Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Предметное результаты ООО. История и обществознание

Основное содержание учебного предмета “История и обществознание” на уровне ООО

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”

Требования к результатам освоения ООП СОО

История и обществознание

Предметные результаты освоения ООП СОО

История и обществознание

“Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО
История и обществознание

Основное содержание учебных предметов на уровне СОО
История и обществознание

Xapa кт ep н o й ч ep т o й с o держания o бществ o ведческого o браз o вания с o временной шк o лы является его тематическая пестр o та: учащимся предлагаются самые разные вопросы (от устройства мироздания до правил поведения за столом; от типов цивилизации д o o шиб o к при проведении социологического опроса). В этой связи, необходимо чётко определить цели обществоведческой подготовки. Необходимо учитывать социальный заказ общества и цели образования.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы .

1.Образовательные стандарты школ России

1.1 Государственный стандарт обществоведческого образования

Государственный стандарт общего образования включает в себя три компонента:

1) Федеральный компонент: устанавливается Российской Федерацией и составляет 75% общего учебного времени;

2) Региональный (национально-региональный) компонент: устанавливается субъектом РФ и составляет не менее 10% общего учебного времени;

3) Компонент образовательного учреждения: самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и составляет не менее 10% общего учебного времени. Федеральный компонент устанавливает: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени. Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Образовательные стандарты по учебному предмету включают: цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету; требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы всех ступеней образования (5, с.12).

1.2 Особенности государственного стандарта по обществознанию .

Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне. Новизна образовательного стандарта состоит, во-первых , в том, что в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Корректировка целей направлена, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и, одновременно, на усиление практической направленности обучения.

Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Во-вторых , произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен в соответствии с новыми целями обучения, изменениями в обществе и изменениями в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Значительно вырос объем экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне. Региональный компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов.

В-третьих, в обязательном минимуме зафиксирован деятельностный компонент содержания, поэтому включение учащихся в указанные виды деятельности становится важным требованием к организации учебного процесса.

В-четвертых , усилена практическая направленность курса через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей.

В-пятых , усилена личностная ориентация, воспитывающий характер отобранного содержания курса.

В основной школе продолжается создание базы для формирования ключевых социальных компетенций, начатое в начальной школе. Общество рассматривается в его целостности и взаимосвязи основных элементов (5, с. 119).

Средняя (полная) школа . В старшей школе ряд вопросов, изученных в основной школе, раскрывается в ином ракурсе, на более высоком теоретическом уровне. Вводятся новые содержательные компоненты (знания и умения), расширяется круг изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблематику человека и общества (5, с. 287).

Если в основной школе конструируемое содержание учитывает социальный статус, уровень дееспособности, познавательные возможности и запросы младших подростков, то в старших классах курс строится с ориентацией на расширение спектра социальных связей и отношений учеников, развития их самостоятельности и ответственности.

1.3 Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) основного общего образования; - к структуре ООП основного общего образования; - к условиям реализации ООП основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; -активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (6). Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным (9).

Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности: в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем); в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой); в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества); в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий); в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования. (8)

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы. Утверждение, что хороший урок до ФГОС и хороший урок на основе ФГОС – практически одно и то же, кроме новых терминов, - это бесспорно, иллюзия (3, с. 23).

Рассмотрим некоторые, наиболее существенные характеристики хорошего урока хорошего учителя до освоения ФГОС и хорошего урока профессионально состоявшегося учителя на основе ФГОС.

а) по уровню общекультурной и профессиональной подготовки учителя. До ФГОС учитель демонстрирует высокий уровень общекультурной подготовки, свободно владеет знаниями всех школьных дисциплин в объеме среднего образования, то есть является не специалистом – тунельником по предмету, а педагогом - профессионалом. После освоения ФГОС – все то же, но за счет систематического самообразования и саморазвития становится учителем эрудиционного типа; его отношение к стандартам сосредоточивается не только и не столько на критике ФГОС, сколько на самостоятельной доработке того, что упустили авторы ФГОС, в частности – на разработке и личном использовании способов оценивания метапредметных и личностных результатов образования, что достигается исследовательским путем, личным и коллективным творчеством (3, с. 25);

б) по знанию учителем психолого-педагогических особенностей, учебных и воспитательных возможностей каждого ребенка и класса в целом. До ФГОС , проектируя и проводя урок, учитель опирается на знание текущей обученности и обучаемости учащихся, дифференцирует детей по функциональной асимметрии полушарий головного мозга и др., знает, как определять зону ближайшего развития ребенка и автоматически учитывает эти характеристики при проектировании урока. После освоения ФГОС – все то же, но учитель учитывает еще и личностный рост ребенка (сравнение было – стало) и в соответствии с ним дифференцирует и индивидуализирует все элементы, факторы, средства образовательного процесса с целью достижения наивысших возможных (оптимальных) результатов каждого ученика, и обязательно соответствующих его реальным учебным и воспитательным способностям – возможностям;

в) по поиску эпиграфа, имени урока. До ФГОС использование эпиграфа является средством усиления и оживления сухой и краткой формулировки темы. После освоения ФГОС – эпиграф, являющийся предвосхищением темы, становится одним из требований к проектированию урока, поскольку обеспечивает первый познавательный интерес (3, с. 26);

г) по цели урока. До ФГОС триединую цель (обучения, воспитания и развития) учитель формулирует в произвольной форме для себя, не обязательно предъявляя ее учащимся; цели ориентированы на предметные результаты, заданные предметными программами; достижение метапредметных и личностных результатов возникает попутно и как цель специально учителем не планируется. После освоения ФГОС – цели обучения, развития, воспитания: обязательно должны быть ориентированы на получение конкретных не только предметных, но и обязательно метапредметных, и личностных результатов; желательно участие детей в постановке целей, а в старших классах цели вырабатывались бы совместно учителем и учениками; должны прямо (логично) следовать из темы, проблемной ситуации, первых мотивов; сдвиг мотива на цел; подготавливать к возникновению личностных смыслов и ценностных оснований; сформулированы только операционально; достижение трех видов результатов продумывается учителем в любой только рамочной форме (3, с. 27)

д) по обеспечению личностных результатов образования. До ФГОС учитель личностные результаты (личностный рост, воспитательные результаты) специально заранее не продумывает. После освоения ФГОС – учитель помнит, планирует и осознанно использует все четыре канала воспитания в прцессе обучения: через содержание основ наук; через методы обучения; через возникшие на уроке или специально срежиссированные учителем воспитательные ситуации; через личность самого учителя – это главный фактор (3, с. 28);

е) по методам обучения. До ФГОС в связи с жесткой юридически обязывающей (ст. 59 ФЗ 273) ориентацией урока на высокие результаты ЕГЭ даже очень хороший учитель вынужден использовать методы, которые обеспечивают только быстрое (а потому бездумное, механическое) запоминание материала. Это почти всегда репродуктивные методы на основе давления на ребенка, запугивания, угроз, косвенного, а то и прямого шантажа. После освоения ФГОС –используются различные оптимальные сочетания методов обучения с доминированием методов мотивации и стимулирования учебной деятельности, которыми свободно владеет высокопрофессиональный учитель (3, с. 30);

ж) по форме обучения. До ФГОС превалирует фронтальная форма, то есть работа с классом целиком. Групповые формы используются редко, как правило, на открытых уроках. Это происходит потому, что при ориентации российского образования только на высокие результаты ЕГЭ все учителя работают в режиме острейшего дефицита. После освоения ФГОС – учитель ищет, продумывает и использует оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, основываясь на знании учебных возможностей и других характеристик учащихся;

з) по направленности методической оснастки уроков. До ФГОС методы, приемы, образовательные технологии, любая система мер направленана активизацию учащихся в их учебной деятельности, как правило, через выставление оценок, реже – с помощью проблематизации, эвристических и других методов, активизирующих обучение. Субъектная позиция ученика не является обязательной. После освоения ФГОС –вся методическая оснастка уроков основана целиком и полностью на обеспечении субъектной позиции ученика и переориентируется на формирование самостоятельности школьников в достижении образовательных результатов, что потребует изменения привычных установок учителя, считающего, что лучше все объяснить самому, чем дожидаться, пока ребенок приучиться хоть немного самостоятельно добывать знания (3, с. 31);

и) по обеспечению внутрикурсовых (внутрипредметных) и межпредметных связей. До ФГОС учитель использует возникающие на повторительно – обобщающих уроках внутрипредметные связи. Межпредметные связи актуализируются и демонстрируются, как правило, на так называемых интегральных открытых уроках, которые дают совместно учителя двух смежных предметов. Такие уроки носят случайный характер. После освоения ФГОС – учитель еще на этапе продумывания и проектирования уроков устанавливает все возможные внутри – и межпредметные связи и реализует их на всех уроках, где это необходимо, планомерно, систематизировано, не упуская ни одной возможной реально существующей связи;

к) по контролю качества образования. До ФГОС любые формы контроля предполагают репродуктивное воспроизведение усвоенного по образцу и в редких случаях – в подобных, аналогичных ситуациях. Оценку (в форме отметки) учитель делает единолично. После освоения ФГОС –контроль проводится только путем применения усвоенного в измененной и абсолютно новой ситуации, что является не просто желательным, а обязательно выполняемым требованием. Учитель непременно привлекает учащихся к самооценке, учитывает ее и при необходимости обосновывает свою оценку (3, с. 32);

Современный урок должен соответствовать запросам государства, то есть должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления. Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта – требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Государственная политика в области образования реализуется через стандарты. Образовательные стандарты разных поколений отражают изменяющиеся требования жизни общества к выпускникам школы. Действующий стандарт образования задает педагогической практике системно-деятельностный подход. Этот подход ориентирован на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (группы универсальных учебных действий).

В соответствии с ФГОС учитель должен разработать на базе основной образовательной программы школы рабочие программы, учитывающие особенности классов, а также индивидуальные особенности учащихся этих классов (обученность, обучаемость, реальные учебные и воспитательные возможности), включая особенности профильного, коррекционного, инклюзивного образования, обучения детей на дому и т.д.; формировать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты образования на уроках и во внеурочной деятельности; уметь оценивать (а значит, при необходимости и самостоятельно разрабатывать критерии, иные способы оценивания) метапредметных и личностных результатов образования учащихся; обязательно организовать разнообразную внеурочную работу (в соответствии с рабочими программами); обязательно обучать детей проектной и исследовательской деятельности. (3, с.4-5) Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, способствующих развитию учащегося. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

Важным условием реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем комплексов познавательных и практических заданий, которые учитывает содержательную и организационно-деятельностную специфику обществоведческого курса; опирается на учет интересов жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Роль учителя на уроке трансформируется от посредника между учебником и учеником - к организатору полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности, обеспечивая и реализуя субъектную позицию учителя и ученика в образовательной деятельности. Организация учебно – исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. Таким образом, проектно – исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС ООО (2010 г.) рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер. (1, с. 5) ФГОС соединил в законосообразную систему весьма различные факты передового опыта и различные теоретические положения нескольких наук, придал этой системе обязательную силу. Тем самым создал возможность любому педагогическому работнику с соответствующим образовательным цензом гарантированно достигать результатов, которые раньше были редкими художественными удачами и только выдающихся мастеров (3, с. 24)

Список использованной литературы

1.Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2015.- 128 с.

2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 144 с.

3. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.

5. Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Читайте также: