Проект сетевого взаимодействия в доу

Обновлено: 05.07.2024

Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия, осуществляемого между дошкольными образовательными учреждениями города, которое позволяет создать единое информационно-методическое пространство, оптимизировать имеющиеся ресурсы, создать условия для методической поддержки и профессионального роста педагогов – обмена и распространения передового опыта работы.

Ключевые слова: методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое информационно-методическое пространство, ресурсы, инновационные технологии.

Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства, одной из форм которой выступает сетевое взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями города и другими социальными партнерами. Поэтому сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы широкое распространение.

Сетевое взаимодействие – это взаимодействие между образовательными учреждениями. Первая ступень подобной коммуникации, давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

- во-первых, сеть – это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;

- во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;

- в-третьих, сетевое взаимодействие – современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться;

- в-четвертых, сетевое взаимодействие дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ – технологий, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет – сети.

Важно отметить, что при традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи могут быть минимальны, непротяженные по времени, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов; и недостаточно разработанная все еще нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ; и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образовательных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно же, механизмы финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.

И все же, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.

Изучив научные статьи, литературу о сетевом взаимодействии в образовании, я заинтересовалась, как можно модернизировать методическую работу в ДОУ через организацию сетевого взаимодействия? И, следовательно, повлияет ли эта модернизация на качество образования в ДОУ?

Были определены следующие задачи:

  1. Создать нормативно-правовую базу для реализации сетевого взаимодействия

субъектов образования в едином ИМП, которая позволит разработать и утвердить документы, регламентирующие сетевое взаимодействие субъектов образования в едином ИМП.

  1. Обновить формы и методы работы с педагогическим коллективом.
  2. Активизировать участие дошкольного образовательного учреждения в решении

конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство.

  1. Повысить качество работы дошкольного образовательного учреждения

в результате создания электронной информационно – образовательной среды в организации, повышения уровня ИКТ – компетентности всех участников образовательного процесса.

  1. Развивать открытую информационную среду для реализации модели сетевого

взаимодействия субъектов образования в едином ИМП через виртуализацию и реальное взаимодействие.

Достижение поставленной цели осуществлялось в несколько этапов.

1 этап подготовительный включал в себя: изучение передового педагогического опыта по проблеме; аналитико-диагностическую деятельность; поиск ДОУ, заинтересованных в сетевом взаимодействии – субъектов образования в едином ИМП.

2 этап практический. Апробация и реализация сетевого взаимодействия в едином информационно-методическом пространстве для формирования педагогов с актуальным уровнем компетенций.

Этап состоял из подготовки нормативно-правовой базы, поиска форм и методов организации сетевого взаимодействия в едином ИМП; определении стратегии и тактики деятельности.

В 2014 – 2015 учебном году администрацией ДОУ принято решение организовать сетевое взаимодействие с МДОУ д/с № 79 г. Волжского Волгоградской области. Нами было:

- составлено и подписано Положение о сетевом взаимодействии, Договор между учреждениями;

- продуманы способы применения ресурсов: кому делегировать полномочия, какие полномочия делегировать, какие технологии использовать для реализации мероприятий, как мотивировать того, кому делегировали полномочия;

- учтены условия применения ресурсов и неуправляемые факторы (внешняя среда);

- проведено анкетирование и опрос педагогов ДОУ с целью выявления интересов, пожеланий, затруднений;

- составлен план совместной работы с учетом годовых задач дошкольных учреждений и результатов анкетирования педагогов (осуществлялось сетевое взаимодействие по реализации задач годового плана работы);

- составлен график совместных встреч, обговорена их тематика;

- определены формы организации, как традиционные, так и новые, позволяющие поддержать педагога, укрепить его веру в себя, обеспечить единое информационно-методическое пространство.

Семинар-практикум

Рис. 2. Семинар-практикум

Мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы

Рис. 3. Мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы

Практикум по изготовлению сувениров

Рис. 4. Практикум по изготовлению сувениров

3 этап обобщающий . Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП с целями и задачами. Определение перспектив дальнейшего взаимодействия дошкольных образовательных учреждений в едином информационно-методическом пространстве.

При анализе итогов работы в конце года повторное анкетирование заинтересованности педагогов в новой форме методической работы показало такие результаты: 96% считают сетевое взаимодействие интересной, эффективной и результативной формой и надеются, что в новом учебном году такое взаимодействие продолжится, 4% – сетевое взаимодействие ничего кардинально не изменило. Так же в пользу взаимодействия в следующем учебном году выступают и результаты освоения воспитанниками образовательной программы – увеличение с 87% в 2013 – 2014 учебном году до 97% в 2014 – 2015 учебном году. Эти показатели свидетельствуют о том, что при сетевом взаимодействии осуществляется не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а происходит диссеминация. Через организацию сетевого взаимодействия осуществляется:

- реализация личностного подхода к работе с педагогами;

- формирование эффективной системы непрерывного образования кадров. Анализ качества методической работы показал, что методическая работа, органично соединяющаяся с повседневной практикой, будучи максимально гибкой, развивает творчество, инициативу педагогов, ориентирована на реализацию поставленных задач, достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса;

- совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности, расширению масштаба внедрения инноваций.

Таким образом, новое содержание, формы и интерактивные методы работы с педагогическим коллективом, в том числе с учетом направлений и форм сетевого взаимодействия, активизируют и приводят в движение потенциальные возможности каждого педагога в отдельности и коллектива ДОУ в целом, что напрямую влияет на повышения качества образования.

Показ открытых занятий педагогами детского сада № 36. Анализ образовательной деятельности.

Детский сад № 36

Показ открытых занятий педагогами детского сада № 36. Анализ образовательной деятельности.

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 33, 106, 109

Детский сад № 109

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 9, 14, 81, 106, 108, 136

Детский сад № 108

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 13,104

Форма и тема мероприятия Краткая программа,

Детский сад № 104

Отв. руководители методических служб ДОУ № 13,104

1.Открытый показ ООД по социально-коммуникативному развитию.

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 17, 23, 41, 151

Детский сад № 23

Отв. заместители заведующего по ВМР детских садов № 17, 23, 41, 151

• Мастер-классы по народным промыслам (педагоги + дети)

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 7, 121, 130, 142, 147

Методическая площадка № 4

Отв. заместители заведующего по ВМР детских садов № 7, 121, 130, 142, 147, педагоги детского сада № 130

Воспитатель: Зиновьева Т.В.

Воспитатель: Маркина Т.Ю.

Воспитатель: Опушнева Г.А.

Инструктор по физической культуре: Бреева Т.Г.

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 9, 124, 137

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 12, 71, 85, 88, 160

Детский сад № 160

Методическая площадка № 4 Отв. Храмцова Н.В., зам. зав. по ВМР, педагоги детского сада № 160

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 25, 140,149

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 35, 101, 120, 126

Детский сад № 35

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Участники: детские сады № 55, 133

Детский сад № 55

Сетевое методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Цель проекта: обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу, путем создания социальных, развивающих, коррекционных условий, способствующих охране и сохранению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Задачи:

1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, комфортного перехода ребенка к школьному обучению;

2. Формирование у дошкольников обобщенных представлений о мире, о себе, как системе, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Основной разработчик проекта: администрации и рабочая группа педагогов МБДОУ и МБОУ СОШ.

Исполнители проекта: администрация, педагоги, обучающиеся и родители (законные представители) МБДОУ и МБОУ СОШ.

Обоснование проектной деятельности.

Моделирование непрерывного образовательного процесса ДОУ и начальной школы как условие развития творческого потенциала педагогических коллективов, предполагает совместную систематическую работу педагогов данных учреждений. Преемственность, как непрерывный процесс развития и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, является одним из видов такой связи.

Учителя, как правило, выражают недовольство тем, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели же считают, что дают каждому ребенку достаточный багаж знаний, чтобы успешно обучаться в школе. В школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители, в свою очередь, хотят все и сразу, подвергая ребенка форсированному обучению и лишая его возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период.

С целью объединить всех заинтересованных участников, педагоги нашего дошкольного учреждения разработали данный проект, направленный на организацию качественной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Мероприятия реализации проекта:

В первую очередь был разработан и утвержден администрацией учреждений Договор о сотрудничестве МБДОУ и МБОУ СОШ с опорой на современные нормативные правовые документы законодательных органов Российской Федерации в области образования. В рамках Договора оговаривается модель и содержание образования преемственности МБДОУ и МБОУ СОШ . Основной целью взаимодействия ДОУ и школы становится обеспечение взаимосвязи и преемственности в развитии и обучении детей в подготовительных к школе группах и первом классе школы.

Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

План реализации проекта составлен заведующим ДОУ и директором школы, при активном участии старшего воспитателя ДОУ и завуча начальных классов.

В плане указываются формы сотрудничества: совместные педагогические советы, методические объединения, взаимопосещения, совместные праздники, организационная работа, работа с родителями; их содержание, намечаются сроки выполнения и лица, ответственные за их выполнение.

Перспективно-тематический план реализации проекта

Сроки реализации проекта

Проект творческий, долгосрочный, рассчитан на 2 года.
Реализован с сентября 2016 по июнь 2018г.

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Расширение границ сетевого взаимодействия диктует новая политика в области образования, которая отражена в ст. 15 закона об Образовании.
Основной принцип организации данного взаимодействия – сплочение разных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели – всестороннего и полного развития личности ребенка. Оценивая в целом положительный вклад учёных в разработку теории и практики социально-педагогического партнёрства, необходимо отметить, что данная проблема остаётся пока ещё мало изученной, а по ряду её аспектов – дискуссионной. В научных публикациях недостаточно раскрыт опыт становления и развития социального партнёрства (сетевого взаимодействия) в дошкольном образовании. В Концепции культурного развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);
3) развивать творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное и культурное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
Данный проект позволит реализовать единые линии эстетического развития детей и синтеза искусств.

Цели и задачи проекта

Задачи проекта:

  • Организация совместных образовательных событий художественно-эстетической направленности.
  • Обеспечение методической поддержкой педагогических работников ДОУ и ДИ в реализации ФГОС (художественно-эстетический блок).
  • Создание банка методического сопровождения процесса реализации проекта.
  • Разработка комплекса мониторинговых процедур для отслеживания результативности реализации проекта.

Краткое описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации)

Реализация проекта строится поэтапно.
Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016г.)

Цель: Оформление документов Проекта организации сетевого взаимодействия.

  • определение нормативно-правового обеспечения, ресурсной базы;
  • анализ объектов сетевого взаимодействия для определения целесообразности установления партнерства;
  • установление контактов образовательных организаций (заключение договора);
  • определение направлений взаимодействия, сроков, конкретных форм взаимодействия.
  • первичный мониторинг творческого потенциала воспитанников и педагогов на этапе вхождения в
    проект.

Формы организации сетевого взаимодействия:

2 этап – основной (октябрь 2016г. – май 2018г.)

Цель: Реализация сотрудничества образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействие.

  • организация образовательных событий;
  • интеграция различных видов искусств;
  • внедрение в практику работы технологии творческого развития детей (в том числе авторской технологии, разработанной в ходе областной экспериментальной деятельности 2005–2009гг.);
  • мониторинг и анализ промежуточных результатов реализации Проекта;
  • информирование сетевого педагогического сообщества о промежуточных результатов реализации Проекта.

Формы организации сетевого взаимодействия:

3 этап – обобщающий (июнь 2018г.)

Цель: Обобщение опыта сетевого взаимодействия.

  • систематизация практических материалов, созданных в ходе Проекта;
  • итоговый мониторинг реализации Проекта.

Формы организации сетевого взаимодействия:

  • размещение информации о совместных образовательных мероприятиях в рамках Проекта на сайтах ДОУ и МАУК;
  • создание банка сценарных разработок образовательных событий;
  • фото и видео материалы, презентация опыта.

Ресурсное обеспечение проекта (вовлеченность авторов)

  • нормативно-правовое обеспечение;
  • анализ ресурсной базы, создание единого эстетического образовательного пространства;
  • определение стоимости Проекта, источника финансирования;
  • определение ресурсов реализации Проекта:
  • кадровый состав педагогов;
  • учебно – материальная база;
  • учебно – методическое обеспечение, заказ родителей и воспитанников.
  • Определение учебно-методического комплекта по развитию художественно-эстетических возможностей.
  • Подбор единого диагностического пакета, используемого в системе мониторинга творческих способностей.
  • Сценарные разработки образовательных событий.
  • Внедрение в практику работы педагогов ДИ авторской технологии ДОУ по эстетическому развитию творческих способностей.
  • Выявление и обобщение педагогического опыта (в том числе фото/видео материалы).

Общественный уровень (общественные организации):

  • Выявление запроса родительской общественности на развитие творческих способностей детей;
  • Непосредственное участие родителей:
    • в традиционных и новых формах психолого-педагогического просвещения,
    • в совместных образовательных мероприятиях,
    • оказание спонсорской помощи и технических услуг.

    Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности)

    Реальным фактором оценки эффективности реализации Проекта является мониторинг.

    Его цель: – Получение объективной и достоверной информации о профессиональной деятельности педагогов и динамики развития творческих способностей детей.

    • своевременное выявление изменений, происходящих в творческом компоненте различных видов деятельности детей;
    • предупреждение негативных тенденций в стремлении некоторых детей к творческому самовыражению;
    • оценка эффективности и полноты реализации Проекта.

    Мониторинг творческого развития детей проводится на основе методики Л.Хохалина.
    Промежуточные результаты мониторинга позволяют
    наблюдать динамику творческого потенциала детей, формировать устойчивую мотивацию в различных видах деятельности.
    Система мониторинга за деятельностью педагогов по
    развитию творческих способностей детей включает широкий блок междисциплинарных методов: анкетирование воспитанников и родителей, наблюдение за эмоциональными реакциями детей. Здесь очень важно предусмотреть этическую сторону, сделать мониторинг приемлемым и личностно значимым для каждого участника Проекта.
    Через анкетирование, опросные листы выявляется положительная оценка родителей в развитие творческого потенциала детей.

    Фактором, затрудняющим реализацию отдельных мероприятий намеченных в ходе Проекта, считаем территориальную удаленность наших учреждений друг от друга.

    Дальнейшее развитие проекта

    Дальнейшее развитие Проекта видим в разработке единой рабочей программы художественно-эстетической направленности.

    Продукты /результаты проекта (что будет создано в результате его реализации)

    Читайте также: