Как улучшить процесс обучения в школе

Обновлено: 04.07.2024

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Больше движения!

Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

Здоровый сон

Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!

Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.

Сначала ключевая идея, потом детали

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.

Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

Поддержание интереса

Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.

Маленькие смысловые блоки

Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.

Однозадачность

Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.

Повторение

Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.

Снижение уровня стресса

Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизона) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.

Мультисенсорная среда

Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.

Поощрение врожденного любопытства

Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).

Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.

Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.

1. Создать пространство для свободного общения

Дарья Абрамова, 29 лет, учитель английского языка — проект по созданию коворкинга, Малая Дубна:

Школьных классов и даже зон отдыха недостаточно, чтобы и детям, и учителям было комфортно находиться в школе. Поэтому мы с коллегами задумались о свободном пространстве, где все могли бы общаться в расслабленной обстановке. Школе не хватало неформальности, глотка свежего воздуха: ученики привыкли, что им вещают, а они внимают. Специальная зона с лекторием изменила эту систему.

С появлением общих зон дети стали более открыто общаться, не стесняются попросить помощи у старших, дружат с ними, задают вопросы по учёбе. Бывают классные уголки, а это — уголок целой школы.


Несколько раз в месяц к нам приходят спортсмены, врачи, менеджеры крупных компаний, волонтёры общественных организаций. Специалисты рассказывают о себе, о работе, а дети задают им вопросы. Плюс мы приглашаем родителей проводить мастер-классы: ребята уже научились делать скворечники, мастерить цветы из фоамирана (декоративный пенистый материал для рукоделия), лепить из глины. Приходят поделиться знаниями и выпускники — рассказывают о студенчестве, подготовке к экзаменам.

В итоге формируется сообщество. Пообщаться приходят родители, выпускники, просто друзья и родственники учеников. Мы живём в сельской местности, школа теперь — центр социума.

Сначала мы изучали чужой опыт. Чтобы отличить жизнеспособную идею от фантазии, нужно интересоваться, что же происходит в образовании. А когда заполняешь заявку на конкурс, всегда стоит посмотреть на проекты победителей прошлых лет.

В команде мы сразу разделили обязанности, но все прислушивались друг к другу, и обязательно — к детям. Очень важно было узнать, чего они хотят, чтобы не было отстранённости, когда ребята не понимают, для кого это делают. Проект ради проекта работать не будет.

2. Создать сообщество выпускников


Самым крупным проектом выпускников стала программа пополнения фонда целевого капитала. У нас маленькая школа с очень строгим отбором, и родители возмещают фактические затраты на обучение своих детей. Не все к такому готовы. Чтобы больше семей могли позволить себе недешёвое образование, на средства, полученные от инвестиции целевого капитала, в 2020 году выпускники запустят программу грантов.

3. Дать ученикам выбор (и возможность заработать)

Мы предлагаем ученикам попробовать одну или несколько из 56 разных профессий — от дизайнера или маркетолога до оператора фрезерного станка. Дети выполняют реальные заказы и получают за них честную оплату. Начинается всё с того, что к нам приходит заказчик с заданием — нарисовать и распечатать визитки, отлить наградные кубки, сделать деревянные игрушки и так далее. Ребята выбирают задачу по душе, собирают команду и приступают к работе.

Мы учим детей управляться с инструментами, на которых работают настоящие специалисты. В специальном классе, который появился благодаря грантовой поддержке, установлены фрезерные станки, 3D-принтеры, станки для лазерной резки.

Наша задача — чтобы ребята из села смогли избавиться от ярлыка, который на них навесили: вовсе не обязательно становиться аграриями, трактористами, доярками

Это сложно. У местных часто нет мотивации. Рядом нет большого города, дети даже не понимали, какие у них есть перспективы, чем можно в жизни заняться.


Зато уже в конце прошлого года наших детей позвали учиться в МЭИ, когда они выиграли соревнования по робототехнике. В команде было три человека: программист, инженер, пилот. Ребята создали с нуля робота, и он обошёл даже те модели, которые стоили в десять раз больше. Теперь их ждут в Москве.

Большое Исаково сегодня — элитный посёлок. Оказалось, что достаточно одной школы, которая станет центром социума. Цена земли выросла раза в четыре. Местные бабушки радуются: они теперь миллионерши.

Сейчас мы работаем только с компаниями в Калининградской области, но планируем расширить производство, чтобы ребята смогли брать заказы из других регионов. Отправлять отсюда продукцию достаточно дорого, но можно разработать макет в школе, договориться с заводом в регионе заказчика, чтобы он изготовил детали по нашим чертежам. Я рассказываю детям о таких возможностях, чтобы они понимали — границ в глобальном мире нет.

4. Позволить старшеклассникам быть учителями

Мы хотели дать школьникам возможность попробовать себя в роли учителей и почувствовать драйв от работы с детьми. Чтобы ребята, которые до этого даже не рассматривали профессию учителя, задумались о ней и кто-то в итоге захотел бы вернуться туда, где ему впервые понравилось учить и учиться.


Всего подали заявки 60 учеников. Понятно, что не все они станут педагогами или пойдут учиться на этот профиль. Например, один мальчик сомневался, хочет он быть учителем или программистом. После работы с детьми понял: преподавать здорово, но программирование ему интереснее. Это тоже полезный опыт — избежать ошибок при выборе профессии. Но после целого года в роли учителей 20 человек убедились, что хотят заниматься этим и дальше, — теперь планируют учиться в педагогическом

Во время проекта ребята продолжали учиться в своих школах, а после занятий приходили к нам. Кураторы помогали им оформлять идеи в полноценные курсы для детей с первого по седьмой классы. Учителям самим было чему поучиться: ребята лучше понимали, как заинтересовать других детей, увлечь их материалом.

Хорошая успеваемость в школе – это нечастое явление. Обычно проблемы начинаются с 5-6 класса. Именно в это время школьники считают плохую успеваемость неким проявлением самостоятельности и свободы. Они полны противоречий, не желают учить домашнее задание, слышать учителя. Мы расскажем, как правильно стимулировать детей, улучшить их успеваемость, вернуть мотивацию к учебе.

Зачем нужно читать книги

Как повысить успеваемость в начальной школе

Маленькие дети копируют поведение своих родителей. Поэтому, задаваясь вопросом об их успеваемости, посмотрите, насколько часто ребенок вас видит с книгой в руках. Если вечера с книгами для семьи являются обычным делом, то, как правило, и интерес к учебе у него будет гораздо выше. Успеваемость в начальной школе во многом зависит от того, насколько внимательно относятся родители к учебной деятельности ребенка. Спрашивайте его, как прошел день, что произошло в классе, что ему показалось интересным, что – непонятным. Таким образом малыш приобретает уверенность. Он чувствует, что ему готовы прийти на помощь, поддержать в трудный момент.

Хвалите своего школьника даже за незначительные успехи. Если он получил плохую оценку, подойдите конструктивно, найдите причину этого, поговорите с учительницей, может он чего-то не понял или отвлекается на уроке. Возможно ребенку нужно еще раз более доходчиво объяснить материал. Понаблюдайте за сыном или дочерью, посмотрите на их увлечения. Поощряйте интерес детей, развивайте его. Возможно у вас в доме живет будущий великий музыкант, который не совсем дружит с точными науками.

Как повысить успеваемость в средней школе

Дети, которые обучаются в средней школе, уже менее ориентированы на родителей. Все большим авторитетом для них являются друзья. Поэтому и методы повышения успеваемости в школе, которые работали в начальных классах, уже потеряли актуальность. Советы родителям, чьи дети учатся в среднем звене:

Разрешайте детям заниматься вместе с друзьями. Конечно, такие занятия не должны проходить каждый день. Но, подготовка к контрольной работе в таком формате будет намного эффективней.

Занятия с одноклассниками должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы время тратилось именно на учебный процесс.

Понаблюдайте за своим учеником. Если он не просит, то не вмешивайтесь в учебный процесс. Но, наблюдение поможет разобраться, в чем проблема неуспеваемости, и повернуть ситуацию в нужное русло.

Как повысить успеваемость в старшей школе

В старшем звене дети испытывают настоящий гормональный бум. Это наиболее сложный период в их жизни. В этом возрасте основная задача родителей – быть другом своему ребенку, находиться в курсе всех его дел. Если вам удастся не испортить отношения, то поднять успеваемость поможет объяснение непонятной темы. Если же ребенок находится под влиянием гормонов, то придется набраться терпения. Советы родителям, чьи дети учатся в старшем звене:

Постарайтесь быть в курсе дел ребенка.

Не проявляйте открытую критику в адрес учителей. Это уничтожает их авторитет в глаза подростка, и уделять внимание их предмету они точно не будут.

Заинтересуйте ребенка учебой, как перспективой будущей жизни.

Сходите в престижный ВУЗ, зайдите внутрь здания, привлеките внимание подростка студенчеством.

Рассмотрите возможную будущую профессию, на какие предметы ему необходимо обратить большее внимание.

В любом случае ребенок должен понимать, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны родителей. Ведь дети – не роботы. Будущему информатику вполне может не даваться химия, а переводчику – математика. Школа – это не вся жизнь ребенка, а только ее начало.

Практические рекомендации детям, которые помогают улучшить успеваемость

Зачем нужно читать книги

Психологи предлагают следующие рекомендации детям, которые помогают улучшить успеваемость в школе:

Как только пришел из школы, посмотри, сколько уроков задано на завтра и насколько они трудные. Прикинь, сколько времени уйдет на выполнение домашнего задания. Прибавь к времени еще полчаса на непредвиденные обстоятельства.

Определись, когда сядешь за выполнение домашнего задания, возможно сразу после обеда или после кружка, или прогулки. Как решил, так и сделай.

Выполняй уроки в тот день, когда они заданы, не оставляй на потом. Таким образом тебе не придется вспоминать, как подобное задание выполняли в классе.

Начинай уроки делать с письменных и самых трудных. Легкие оставляй на потом.

Во время выполнения домашнего задания не отвлекайся, не мечтай и не думай о постороннем.

Не сиди за уроками больше 2 часов без перерыва. После этого времени нужно отдохнуть, лучше погулять на улице.

Не отвлекайся на уроках в школе. Это потерянное время дома. В таком случае тебе придется тратить больше времени, чтобы выучить материал.

Соблюдай порядок в своих вещах, тогда не нужно тратить время на поиски нужной тетради и учебника.

Приготовь ранец с вечера. Иначе утром, собираясь в спешке, ты забудешь нужную вещь дома.

Не опаздывай на уроки, лучше прийти в школу пораньше на 5-10 минут.

Не обещай того, что не можешь выполнить.

Рассчитывай свои силы, не взваливай на себя слишком большую нагрузку. Кружков – великое множество, но одновременно посещать три кружка, секцию и успевать в школе никому не под силу.

Меньше слов-больше дела. Если дома жаловаться, что много уроков задали, они никуда не денутся. Садись за уроки, постепенно справишься со всей работой.

Чего-то не знать – не стыдно. Не бойся на уроке задавать вопросы, если не понял.

Во время выполнения уроков дома делай перерывы, по 10 минут каждый час. В этот период можно перекусить или сделать зарядку. Это улучшает кровообращение и улучшает эффективность работы.

Учись в своем стиле. После того, как ты покинул стены школы, как учиться зависит только от тебя. Возможно материал будет усваиваться лучше под музыку или в позе лотоса. Кто-то проговаривает вслух конспект. Приготовь для себя карточки, схемы, списки слов, завесь ими стены в комнате, дверь холодильника, туалета.

ля лучшего запоминания большого материала, разбейте его на небольшие части.

Чтобы быть успешным в школе, нужно беречь свое время. Только в этом случае вы будете все успевать, и гулять, и делать уроки.

Настрой на успех

Зачем нужно читать книги

Даже круглому отличнику в школе не все дается легко. Порой кажется, что написать трудную контрольную работу на пятерку не получится, или у тебя не хватит сил, чтобы выиграть соревнование. На самом же деле добиваться успеха мы мешаем себе сами. В любой ситуации важен настрой. Если в голове постоянно кружатся мысли, что у меня ничего не получится, я никогда не смогу это сделать, то не удивляйся неудачам. Если человек пасует перед трудностями, то преодолеть сложности навряд ли удастся.

Рекомендации родителям

Родители играют важную роль в процессе обучения детей. Рекомендации родителям школьников:

Создайте условия, облегчающие учебный процесс ребенку. Бытовые: хорошее питание, спокойная домашняя обстановка, удобное место для выполнения домашнего задания. Эмоциональные: верьте в детей, не теряйте надежду на успех, радуйтесь их достижениям, демонстрируйте любовь, не наказывайте за неудачи. Культурные: обеспечьте детей необходимыми книгами, справочниками, учебниками, вместе смотрите обучающее видео, обсуждайте его.

Слушайте ребенка. Пусть он вам перескажет, то, что нужно выучить. Периодически диктуйте тексты, спрашивайте по вопросам учебника.

Будьте знакомы с расписанием уроков, факультативов, дополнительных занятий.

Делитесь с детьми знаниями в той области, в которой вы наиболее преуспели.

Не ставьте в приоритете оценки. Обращайте внимание на знания. Объясните ребенку, где он может воспользоваться полученными знаниями.

Помогите ребенку сделать содержательным свободное время.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми и с их успехами. Сравнивайте его только с самим собой.

Соблюдайте режим дня. Ребенок должен своевременно ложиться спать и вставать.

Ребенок в школе должен быть сыт. Давайте ему с собой полезные перекусы: орехи, фрукты.

Чего нельзя делать

Даже для повышения успеваемости ребенка категорически запрещены следующие действия:

Наказывать и ругать за плохие оценки. Это наихудший вариант решения проблемы. Конфликтная ситуация с родителями только загоняет в угол ребенка. Причем нее стоит забывать, что в этом возрасте у детей слабый эмоциональный фон. Результатом может быть нервный срыв из-за постоянного давления от окружающих. Ведь учителя также негативно высказываются по поводу плохой успеваемости.

Кричать за промахи в учебе. Проявите терпение, выясните, какова причина отставания. Покажите свою заинтересованность детскими проблемами. В результате ребенок увидит это, сам расскажет о своих трудностях.

За что хвалить

Зачем нужно читать книги

Важно постараться сделать так, чтобы ребенок знал, для чего он учится, где и каким образом он может применить свои знания в дальнейшем. Поэтому, как только дети начинают проявлять интерес к какому-нибудь предмету, вот здесь то и нужно поощрение со стороны родителей. Хвалите их за любые успехи. Конечно, не замечать неудачи – не лучший выход. Но, не стоит давать волю своим эмоциям. Разберите ошибку, посмотрите, почему так вышло. Как ее в дальнейшем избежать. Ребенок не должен бояться ошибок. Ошибиться – это нормально, ведь на ошибках учатся.

Проблемы с учебой периодически возникают у каждого ребенка, задача родителей заключается не в зацикливании на оценках, а разобраться в ситуации, помочь найти из нее выход. Детям важно знать, что их любят и ценят не за оценки, а просто потому, что они есть.

Читайте также: