Анализ совместной деятельности воспитателя с детьми в доу патриотическое воспитание

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Эффективность проведения мероприятия снижается и прослеживается недостаточность обратной связи. Отсюда возникла идея использования различных приёмов заинтересованности педагогов на таких мероприятиях.

Нетрадиционная форма проведения методического объединения помогла добиться заинтересованности и активного участия педагогов в мероприятии, позволила сделать процесс живым и интересным.

План тематического контроля:

Цель: Анализ системы образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в образовательном учереждении.

Методы контроля:

  • Посещение НОД
  • Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности педагога с детьми (дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы и др.)
  • Проверка календарных планов с целю анализа планирования образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
  • Анализ развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию в группах
  • Анализ работы по взаимодействию педагогов с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Сроки тематической проверки: 1 декабря-15 декабря

На основании годового плана работы на 2020-2021 учебный год, проходил тематический контроль с целью определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по данному направлению.

В ходе реализации годовой задачи по нравственно — патриотическому воспитанию проведены следующие мероприятия:

· Разработки и открытый просмотр НОД с использованием ИКТ по нравственно-патриотическому воспитанию.

· Консультация для педагогов и родителей

. Развивающая среда в группах

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

В результате проведённого контроля было установлено, что воспитатели организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ проводится систематически через организованную образовательную деятельность.

Педагоги всех возрастных групп знают программные задачи своей возрастной группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по привитию у детей нравственно-патриотических чувств, методике проведения различных видов деятельности с детьми.

Проводимая педагогами работа с дошкольниками отражается в планах воспитательно-образовательной работы. В информационных уголках группы также не отражается работа с родителями воспитанников, в виде консультаций.

1. Наблюдение педагогического процесса.

В ходе тематической проверки была организована методическая неделя и просмотрены занятия с использованием ИКТ.

Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем. Педагоги использовали разнообразные игровые приёмы, совремнные методы, проблемные ситуации, дети в конце занятия дети подводили итоги. Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название улиц родного поселка, его достопримечательностей, имеют представление о символике Российской Федерации, знают президента Российской Федерации. Педагоги знакомят детей с семьей, малой Родиной, Родиной РФ , государственной символикой и т.д.

В рамках тематического контроля были проведены открытые просмотры. Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно системно организуют образовательную деятельность, т.е. не достаточно логично выстроена структура занятия и подобраны правильно вопросы и задания по тематикам.

-Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

- Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).

  1. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В

организованной образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал, но не всегда точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели довольно грамотно подбирают демонстрационный и рационально его размещают во время проведения занятия.

В ДОУ, группах созданы условия по нравственно - патриотическому воспитанию.

  1. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.

День защитника Отечества, Международный женский день , Народная культура и традиции и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, виртуальные экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы берутся из комплексно-тематического планирования предложенного в ООП, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в зависимости от возраста детей.

Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).

Но хочется отметить, что в группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр). Воспитатели не достаточно планируют работу по ознакомлению детей с историей родного поселка, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Рекомендации:

  1. Всем педагогам отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.
  2. Воспитателям средней, старшей и подготовительной к школе групп продолжать знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего поселка, историей и почетными гражданами.
  3. Продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

5. Работа с родителями.

Выводы по тематическому контролю.

Работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов. Считать работу по реализации годовой задачи удовлетворительной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: анализ проведения ОУД, анализ документации, наблюдение за совместной деятельностью педагога и детей, проверка планирования по нравственно – патриотическому воспитанию, анализ среды, форм взаимодействия с родителями, анкетирование воспитанников старшего возраста

Сроки проведения: 1.03.2019 – 25.03.2019 год

Содержание контроля:

проверка осуществлялась по следующим направлениям:

наблюдение педагогического процесса;

анализ ведения документации воспитателями, проведение нравственно – патриотического воспитания через циклограммы и воспитательные цели конспектов ОУД.

оценка профессиональных умений воспитателей;

анализ среды, условий в группах;

оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Анкетирование детей старшего возраста по патриотическому воспитанию

Тематическая проверка была проведена в форме наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.

Проверка показала:

1. Наблюдение педагогического процесса.

Во время укладывания детей воспитатели используют казахские кюи, во второй половине дня читают казахские народные сказки, проводят театрализацию по ним, очень хорошо данная работа поставлена у Белоусовой Л.А, Слепченко Н.В.

Анализируя просмотренные занятия, деятельность второй половины дня можно сделать выводы, что дети среднего и старшего дошкольного возраста в большинстве знают названия улиц родного города его достопримечательности, имеют представление о символике РК, знают фамилию, имя и отчество президента РК, названия казахских народных сказок.

Слабые знания по традициям и обычаям, национальным играм, названиям предметов быта, составляющих юрты, музыкальным инструментам.

Обратить внимание на углубленное изучение с детьми традиций и обычаев казахского народа, названий предметов быта, убранство юрты, национальные игры.

Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

Рекомендации: Продолжить нацеленную работу по планированию воспитательно- образовательного процесса направленного на нравственно – патриотическое воспитание детей согласно возраста, требованиям Типовой учебной программы ДВО.

3. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В организованной учебной деятельности и совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям.

Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия. Воспитатели применяют достаточное количество иллюстративно – наглядного материала, используют ИКТ технологии для плодотворной работы с детьми по патриотическому воспитанию.

4. Анализ среды, условий в группе.

В центрах краеведения, в наличии имеются: макеты, предметы быта казахского народа, куклы в национальной одежде, игрушки животных (лошади и овцы), буклеты, альбомы, открытки, рисунки, фотографий, поделки детей, картины, карты, подборка статей из журналов, художественной литературы, подборки стихов, народного творчества, и другое.

Рекомендации: Пополнить иллюстративный материал, собрать папки по изучению города Костанай, и Костанайской области (символы, сувениры, фотоальбомы, и т.д.)

Обратить особое внимание на пополнение материалов по изучению казахских национальных инструментов.

Изготовить атрибуты для казахских национальных игр и знакомства с ними.

Составить план выставок в центре краеведения, провести работу с родителями по сбору материалов для выставок.

5. Работа с родителями.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы, оформляются группы по сквозной теме недели.

Родители приглашаются на праздники посвященные Дню языков народов РК, Дню Независимости, Наурыз, 8 марта.

Рекомендации, предложения:

Систематически проводить мероприятия патриотической направленности совместно с родителями, привлекать родителей к работе в центре краеведения.

Выводы по тематическому контролю.

Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в ШСГ по вопросу патриотического воспитания В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. На основе анкетирования выявлено, что дети старшего дошкольного возраста владеют нравственными знаниями, знаниями о своей стране. В процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о быте казахского народа, традициях, культуре.

Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.

На основе выше изложенного, предложено:

1. Одобрить работу педагогов во всех группах.

2. Продолжить работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).

3. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе;

6. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.

8. Собрать картотеку казахских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны казахского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Картотеку казахских народных игр.

Картотеку национальных музыкальных инструментов.

Срок – до 30.05.2019г.

Ответственные – воспитатели групп.

9. Воспитателям всех групп оформить тематические выставки. Собрать альбомы

Срок – до 30.05.2019г.

Ответственные – воспитатели групп.

10. Продолжить привлекать родителей в работе по патриотическому воспитанию детей.

(отчёт старшего воспитателя)

2. Вступительное слово по теме педсовета – Ануфриева И.В.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Реализуется патриотическое воспитание в нашем д/с через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;

Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить блиц-опрос и выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на высоком уровне…

На основе выше изложенного, предлагаю:
Работу педагогов во всех группах по данной теме считать удовлетворительной.

8. Проект решения педагогического совета № 3.

2. Совершенствовать работу с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию: ежегодно проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей, проводить родительские собрания, желательно в нетрадиционной форме по историко-краеведческому направлению.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение года

9. Организационные вопросы.

Читайте также: