Что значит научиться учиться кратко
Обновлено: 05.07.2024
Умение учиться — не природная особенность, а навык, который любой из нас может развить. Как это сделать и почему сегодня без него никуда, поговорим в этой статье.
В статье мы расскажем:
- Что происходит в мозге, когда мы учимся
- Как выстроить процесс обучения
- Что нам помогает усваивать информацию
Мы живем в мире неопределенности: не знаем, что будет не то что через год, но даже через месяц. Какие профессии будут востребованы, а какие исчезнут совсем, какое образование нужно получить сегодня, чтобы обеспечить себе лучшее завтра? Известно только одно: перемены будут происходить и мы должны уметь к ним адаптироваться. Один из ключевых навыков адаптации — наша способность учиться на протяжении всей жизни.
Почему учиться полезно
Чем больше мы учимся в течение жизни, тем моложе и здоровее мы себя чувствуем. Доказано, что те, кто учатся всю жизнь, реже подвержены деменции и другим недугам во взрослом возрасте.
Структура головного мозга формируется до 25 лет, но это не значит, что потом мы останавливаемся в развитии. Просто именно в этот период жизни мы очень активно познаем мир и получаем новые знания. Мы постоянно учимся: ходить, есть, ползать, считать, готовить, узнаем, что такое трапеция, гипербола, ямб, my name is, и так далее. И в нашем мозгу постоянно создаются новые нейронные связи.
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
После окончания института мы устраиваемся на работу. Мы тоже учимся, но в большей степени применению известного, а не изучению нового. А также оттачиваем мастерство в выбранной области. Мы не даем мозгу больших нагрузок, поэтому новые связи образуются меньше.
Обучение — это прыжок в неизвестность. Хотим ли мы знать на один язык больше, уметь водить машину или осваиваем новую профессию — неважно. Важно то, что мы идем в область, незнакомую нам раньше. И в этот момент мы нагружаем свой мозг.
И это касается как усваивания информации в конкретной области, так и вообще процесса обучения. Чем больше раз мы беремся за новое, тем эффективней мозг справляется с поставленной задачей. А потом новые действия доходят до автоматизма.
Мы водим машину и не задумываемся над тем, какое действие будет следующим. Нам становится проще запоминать длинные тексты или говорить на незнакомом раньше языке. Мы с легкостью определяем тенденции развития рынка и динамику роста акций.
Мы качаем эти новые связи, и они, как мышцы в спортзале, крепнут и становятся прочнее. То есть начать изучать китайский язык можно в любом возрасте, если мозг обладает нейропластичностью. Иначе говоря, если он привык к постоянным нагрузкам.
Если мы не учимся, то новые нейронные связи не появляются, но при этом, что важнее, разрушаются старые.
В школе мы учили стихи, и это нам давалось легко. Потом мы перестали тренировать этот навык, и связь разрушилась. А еще раньше мы записывали телефонные номера и очень быстро запоминали их, потому что записная книжка не всегда была под рукой.
А сейчас? Сможем ли воспроизвести в памяти хотя бы десяток номеров, по которым звоним ежедневно. Вряд ли. Если, конечно, не начнем их намеренно запоминать и набирать цифры по памяти каждый раз. И эта связь разрушается за ненадобностью.
Для того чтобы не сорваться и не бросить обучение, нужно понимать механизмы, благодаря которым обучение станет приятным занятием. И сделать необходимые шаги.
Выстроить образовательный процесс, чтобы не бросить: 6 шагов
Мы решили освоить новый предмет. Совершенно не имеет значения, в какой сфере будет наше будущее обучение. У нас есть решимость, а это уже полдела. Теперь нужно довести дело до конца, не бросив занятия через неделю, на финишной прямой или в середине пути. Вспомним все неиспользованные абонементы в спортзал, курсы, сертификаты на которые так и не были получены, и знания, которые остались лишь на бумаге.
Шаг 1. Ищем цель
Приступая к учебе, мы должны найти личную вескую причину. Я хочу выучить язык не потому, что все его знают, а потому, что хочу поехать во Францию и разговаривать с французами на их языке, например. Я иду изучать инвестиционный рынок, не потому, что это модно или планирую стать великим инвестором, а потому, что хочу говорить со своим мужем на одном языке и быть ему интересной. Я хочу научиться водить автомобиль, потому что мечтаю поехать по городам России, делая крутые снимки, а потом выпустить фотоальбом. И так далее.
Мы должны понимать, зачем нам это обучение и в чем ценность лично для нас. Даже если эта ценность кажется окружающим смехотворной. В конце концов, им не нужно знать истинные причины.
Шаг 2. Находим свой тип обучения
Мы должны понимать, как нам проще всего не увиливать от учебы. То, что мы заплатили деньги, не гарантирует того, что мы будем учиться. Мы должны выбрать правильный формат. Бесполезно заставлять себя заниматься йогой дома, если уже 100500 раз это заканчивалось на второй попытке. Какое обучение подходит нам: онлайн или офлайн, в виде лекций или текстовых слайдов, индивидуально или в группе?
Если вам не подходит тот или иной формат обучения, то желание учиться становиться меньше. А заставлять себя долго не получится. И в итоге мы снова забросим учебу.
Шаг 3. Ищем единомышленников
Многим из нас также проще учиться, если рядом есть единомышленники. Почему последнее время так популярны книжные клубы? Люди хотят читать, но не знают, как заставить себя. Вроде бы хочется, но времени нет. А когда есть рядом люди, которые зажигают, поддерживают и занимаются тем же, что и мы, нам проще. Нам проще учиться, если есть с кем обсудить пройденный материал и поделиться своими умозаключениями. Человек — существо социальное, и ничего с этим не поделаешь.
Шаг 4. Планируем учебу и забываем о хаосе
Обучение должно войти в привычку, и мы сами должны создать для этого условия. Мы должны вставить учебу в свой график и неукоснительно следовать ему.
Шаг 5. Используем полученные знания
Все преподаватели советуют начинать использовать полученные знания почти с самого начала обучения. Мы можем рассказывать о чем-то интересном из обучения своим друзьям, делиться этим в соцсетях и тем самым активировать не только интерес окружающих, но и свой собственный. Если мы начинаем рассказывать о том, как сложно понять японца, когда изучаем японский язык, то, скорее всего, это вызовет массу вопросов у друзей и знакомых. Им будет интересно, например, где мы взяли японца, нужно ли кланяться перед началом разговора и вообще что нужно знать, помимо языка, чтобы не упасть в грязь лицом.
Если из раза в раз мы будем следовать этой схеме, то она встроится в наше сознание и процесс обучения будет вызывать только положительные эмоции, даже если предмет изучения будет трудным. Мы сформируем навык обучения, создадим привычку учиться. Но нужно также знать, какие физиологические процессы способствуют эффективному восприятию информации, на что нужно обратить внимание и встроить в свою жизнь.
LifeHUG: 6 хитростей, чтобы помочь организму легче усваивать информацию
Иногда процесс усвоения информации происходит быстро, а иногда как будто весь мир против и ничего в голове не задерживается. Конечно, может объект изучения быть очень сложным. А возможно, дело в том, что организму тяжело по ряду причин. Давайте посмотрим, что нам поможет воспринимать информацию лучше.
1. Организуем хороший сон
Именно сон выступает цементом в процессе усвоения новой информации. Когда мы чему-то научились, мы, естественно, (а иначе ради чего нужно было напрягать голову) хотим запомнить полученную информацию и сформировать долговременную память. Но так как это процесс долгий, то мозгу удобнее всего это делать, когда мы ничем не заняты, во время сна. То есть студенты, которые берутся за учебники ближе к ночи, имеют больше шансов сохранить материал в голове.
2. Исключаем или минимизируем стресс
3. Пьем больше воды
Чтобы информация хорошо усваивалась, нужно пить больше воды. Оказывается, если мы не употребляем достаточное количество воды, то наши когнитивные способности ухудшаются. Обезвоживание даже на 1–2 % обеспечивает нам ухудшение памяти и снижение внимания.
4. Делаем перерывы в учебе
Чтобы информация хорошо усваивалась, мы должны давать своему мозгу отдыхать каждые 50 минут. При этом отдых не подразумевает листание инстаграма, потому что даже это бесцельное действие загружает мозг, а перерыв должен его разгрузить.
5. Добавляем физическую активность в жизнь
Занятия спортом улучшают когнитивные способности человека. Проведено достаточно исследований, которые подтверждают, что люди, занимающиеся спортом, имеют лучшую память, способны воспроизводить и усваивать большее количество информации. А еще у них заметно снижается уровень стресса и повышается настроение.
Например, ученые из Университета Неймегена им. святого Радбауда Утрехтского в Нидерландах провели исследование и выяснили, что если через 4 часа после учебы сделать несложные упражнения, то информация усвоится лучше. В этом эксперименте принимали участие 3 группы. Первые вообще не занимались после обучения. Вторые отправились тренироваться сразу после обучения. А третья группа приступила к тренировке через 4 часа. Интересно, что первая и вторая группа запомнили одинаковое количество информации, а вот третья группа запомнила намного больше.
6. Положительные эмоции
Нам проще учиться, если мы испытываем положительные эмоции: чем больше, например, радости мы испытываем, тем ценнее для нас обучение. Поэтому часто детям сложно в школе, если они не видят позитивного результата обучения и не понимают, зачем им учить что-то. Но мы уже не дети и должны создавать себе правильные мотивационные схемы, для того чтобы получать положительные эмоции от обучения.
Учиться нам будет гораздо проще, если мы поможем себе правильными привычками и учтем все вышеперечисленное в процессе обучения. Добавив это в жизнь, мы уже сильно помогаем мозгу воспринимать новую информацию.
И теперь, когда нужно будет освоить новый предмет, обработать большое количество информации, мы сможем это сделать без лишнего стресса. Мы будем способны быстро реагировать на изменения. Согласитесь, куда приятнее иметь сотрудника, который находится в постоянном процессе получения информации и применения ее в жизнь. Он идет в ногу со временем.
Мы либо ругаем мир за то, что он меняется, и противимся этим изменениям. Либо погружаемся в них, изучаем, берем что-то важное для себя и остаемся адаптивными в любой реальности. Потому что только мы сами способны перестроить собственный мозг
Как правильно учиться, закреплять знания и доводить все курсы до конца.
Привет! Меня зовут Влад Якупов. Я развиваю свой EdTech-стартап skillsetter.
Сегодня хочу поделиться статьей о том, как научиться любому навыку просто и эффективно. Этот материал написал Денис Кульков, Head Of Content в skillsetter. Текст от его лица.
Раньше я не любил учиться. Мне было сложно и скучно. Из-за этого я бросил десятки онлайн-курсов. И я не один такой: по статистике, 90% людей их не заканчивают.
Однажды я решил выучить Python и начал проходить курс на Stepik. Сначала все шло отлично: я смотрел видео, мне было интересно и понятно. Но потом пришло время сделать проект. В этот момент я осознал, что не понимаю, что от меня требуется. Я не мог понять, что написано в условии задания. Как будто бы я и не смотрел все эти лекции. Курс я так и не прошел до конца.
Потом я сам стал частью EdTech. Сначала в Maximum Education, а теперь в skillsetter. Я на практике узнал, как учить других. В этой статье я собрал все, что знаю об эффективном обучении. Получилось 16 советов, которые помогут учиться правильно и доводить все до конца. Они помогли мне закончить брошенный курс.
Чтобы тебе было проще ориентироваться в статье, я разделил эти советы на четыре группы:
Умение учиться — это не критерий успеха и не описание того, что в идеале нужно делать на образовательной программе
Уметь учиться — значит делать что-то для своего развития. По-научному, это циклический процесс достижения поставленных целей, который складывается из организуемых студентом мыслей, эмоций и действий.
В целом умение учиться можно описать в виде цикла:
- настрой и планирование
- мониторинг
- контроль
- рефлексия.
Как поддержать процесс учения на этапе планирования
Мешать вам могут следующие барьеры: недостаточная информация об организации учебного процесса, деструктивные убеждения о способе обучения и о самом себе
Студенты с развитым умением учиться самостоятельно выстраивают свой маршрут, и он может не всегда совпадать с логикой программы. Чтобы выстроить этот маршрут наиболее оптимально, программа должна дать ясные описания занятий и заданий, а также необходимого для их выполнения времени.
Студент, например, может не знать, что тестирование — это не просто контрольно-проверочное мероприятие, а способ проанализировать себя и научиться новому.
1) Покажите примеры других студентов, которые сначала учились плохо, а потом улучшили свои показатели.
2) Попросите студентов вспомнить другие трудности, которые они преодолели.
3) Расскажите студентам про пластичность мозга, про его способность восстанавливаться даже при самых сложных повреждениях.
4) Давайте студентам задания в соответствие с их текущем уровнем и постепенно усложнять их.
Настрой и планирование — это начало каждого учебного цикла. Если не уделять этому шагу внимания, то дальнейший процесс учения может быть хаотичным и не эффективным. В итоге мы будем инвестировать много времени и энергии в учебу, тратить последние силы, и при этом ничему не научимся, а главное — не поймем, что пошло не так.
Как относиться к мониторингу и контролю
После планирования студент приступает к этапу реализации своего плана. В процессе реализации, например чтения главы учебника, он должен как-то понимать, получается ли у него учиться. Читаю текст и ничего не понимаю или читаю текст и узнаю, что-то новое? Процесс оценивания своего учебного прогресса, например, степени понимания или овладения навыком называется мониторингом.
Мониторинг тесно связан с контролем — это принятие решения об изменении процесса учения на основе данных мониторинга. Например, если вы читаете текст третий раз и все еще не можете ответить на проверочные вопросы, то стоит сменить стратегию обучения.
Не все сигналы могут верно рассказать студенту о его учебном прогрессе. Масса затраченных усилий не всегда означает, что вы все освоили
Возможно, вы два часа перечитывали сложный текст и так ничего и не поняли, а нужно было адаптироваться и использовать другую стратегию — попросить о помощи.
Как поддержать студента во время рефлексии
В конце цикла обучения студент оценивает пройденный путь — какого результата достиг и каким способом — и делает выводы о том, как улучшить свой будущий цикл.
К сожалению, даже эффективные стратегии могут оставить негативный след в его памяти. Например, вы потратили много сил и времени на повторение материала, но в итоге не достигли желанного результата. Вы можете неверно интерпретировать причины. Может быть, стратегия была выбрано верно, но вы не усилили её осознанным отдыхом?
Если внутри себя студен уже сформировал убеждение о неэффективности определенного сценария, то в будущем откажется от него.
На этом этапе важно дать формирующую обратную связь: помочь разобраться в причинах и не дать жизни деструктивным убеждениям
Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Каждому необходимо умение учиться самостоятельно.
Этот навык не преподают в школах и университетах, но в современном образовании его используют все чаще. Например, курсы MAXIMUM предполагают большое количество самостоятельной работы. Наши ученики получают не только знания, но и навыки освоения предмета. Сейчас мы подробнее расскажем, что это за навыки.
Умение учиться как активная жизненная позиция
В деятельностном подходе процесс учения – это деятельность ученика, направленная на становление его сознания и личности в целом. В этом учебном развитии главное место отводится активной, разносторонней и максимально самостоятельной познавательной работе ребенка.
Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.
На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями. В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения. Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.
Чем деятельностный подход отличается от традиционного?
Приведем примеры — сравним школьные методы с деятельностным подходом.
Цель деятельностного подхода — не передать ученику все необходимые знания, а научить его самостоятельно их добывать. Такой подход выигрывает в быстро меняющемся мире.
Умеет ли ваш ребенок учиться?
Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:
- Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
- Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
- Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.
Как научиться учиться?
Вот три базовых навыка. Они помогают организовать учебную деятельность.
Согласно Таксономии Б.Блума, самый примитивный и базовый способ освоения знания — это запоминание. Чем более творческая задача ставится, тем качественнее усваивается опыт, связанный с ней
Если ваш ребенок не умеет сам добывать знания, пора развивать навыки обучения. Над этим умением можно и нужно работать в любом возрасте. Вот наши советы, как научиться учиться:
Меняйте режимы работы мозга
Сфокусированный режим — это выполнение привычных и понятных алгоритмов (найти дом на карте, вычислить квадратный корень). Даже если задача сложная, мозг сфокусирован, потому что знает, как это делать. Мысль идет по проторенной дорожке.
Рассеянный режим подходит для поиска новых решений и размышления о новых идеях. Это идеально, чтобы научиться учиться — мысль идет куда-то сама. В голове нет шаблона, как думать о неизвестном. Привычные схемы в голове только мешают думать о чем-то новом. Поэтому многие художники и ученые намеренно входят в рассеянный режим, чтобы мозг подсказал им решение. Например, Дали брал ключ и садился в кресло. Начинал дремать и мышление рассеивалось. Как только ключ выпадал из руки, он просыпался и записывал все, что пришло в голову.
В рассеянном режиме нельзя найти ответ в привычном понимании. Но ты можешь найти какую-то важную мысль или ее направление. Это станет отправной точкой, чтобы решить задачу в сфокусированном режиме.
Вспоминайте правильно
Практики вспоминания – основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Научиться учиться помогут две эффективные техники припоминания.
Первая — это отложенное вспоминание. На карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Есть еще правило 30 секунд: после прочитанного текста или полезного разговора за 30 секунд записать самую суть.
Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания – перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим.
Решайте проблему до того, как вас этому научат
Чтобы научиться учиться, не спешите читать правила. Попробуйте вывести их самостоятельно. Или представьте, как и где вы сможете применить эту теорию.
Идите от простого к сложному, от общего к частному
Новые знания всегда привязываются к информации, которая уже хранится в памяти. Новые идеи могут быть поняты только с помощью уже знакомых. Чтобы научиться учиться, объясняйте самому себе новое и сложное через старое и простое.
Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору. Она поможет вам запомнить суть новой информации.
Не забывайте о практике
Чтобы научиться учиться, важно практиковаться во время обучения. Размышляя о чем-то новом, мы создаем новые нейронные связи. И чем больше мы используем эти теории на практике, чем больше о них думаем, тем сильнее становятся связи. Получается шаблон, дорога, по которой мысль идет очень быстро.
Повторяйте с интервалами
Это лучший способ запомнить новое. Мозгу нужны перерывы, чтобы нейронные связи зажили, цемент застыл. Лучше повторить стихотворение 10 раз сегодня и 10 раз завтра, чем 20 раз сегодня. Еще лучше — каждый день по 2-3 раза в течение нескольких дней.
Примеры — сила
Когда мозг узнает новый прием или новую теорию, ему сложно ее использовать сразу. Еще не сложились нужные нейронные связи. Пример — это образец мышления. Он ускоряет формирование новых связей. После приведенных примеров проще применить теорию на практике, потому что в голове есть нужный образец для этого действия.
Меняйте обстановку
Мы привыкаем обстановке: дома, в классе. В другой обстановке будет сложнее сдать тест. Чтобы лучше усвоить информацию и научиться обращаться к ней в любой ситуации, надо припоминать ее в разной обстановке: в парке, на улице, на пробежке.
Закрепляйте материал
Тест — это не форма проверки, а прием обучения. Например, сначала прочитали главу о законах Ньютона, а потом сразу припомнили прочитанное и применили на практике. Это формирует мощный фрагмент, хорошо отпечатанный шаблон. За полчаса тестирования вы поймете гораздо больше, чем за полчаса зубрежки. Тест придает смысл информации, вы учитесь сразу применять ее на практике.
Боритесь с прокрастинацией
Прокрастинация — это вредная привычка, за которую мы сразу же получаем вознаграждение. Чтобы научиться учиться, нужно преодолеть прокрастинацию. Сосредоточьтесь на процессе, а не продукте. Финальный продукт вызывает страх, а процесс — это простое, рутинное действие. Вы настроились, что будете работать следующие 20 минут. Думаете о процессе, а не о результате.
Все эти навыки, умения и элементы учебного процесса помогут и детям, и взрослым развивать и совершенствовать навыки обучения. Если хотите подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ, используя новейшие образовательные технологии, обратите внимание на курсы MAXIMUM.
Читайте также: