Анализ социального состава учащихся школы

Обновлено: 02.07.2024

Оценка этнического и социального состава. Проведение социологического исследования по определению национальной принадлежности учащихся школы. Сопоставление с другими учебными заведениями. Анализ влияния местоположения. Отслеживание направлений миграции.

Рубрика Социология и обществознание
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 27.10.2017
Размер файла 27,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

1. Методика и техника исследования

2. Основная часть исследования

2.1 Особенности национального состава школы №8

2.2 Картина миграционного притока населения

2.3 Уровень адаптации и ассимиляции

2.4 Религиозный состав учащихся школы №8

2.5 Сравнительный семейный состав русскоязычных детей и мигрантов

Общие результаты исследования

Литература

Приложения

Введение

Исследование национального состава позволяет не только оценить количественное соотношение разных национальностей, но и дать возможность определить характер и направление деятельности людям многих профессий, работающих с людьми (например, учителя, маркетологи, социальные работники и др.). Для учителей владение информацией помогает грамотно подобрать методики обучения, направление адаптации иноязычных детей, а в некоторых случаях даже открытия специальных национальных классов.

Выполняя данную работу, мы ставили своей целью изучить национальную принадлежность учащихся школы №8, сопоставить национальный состав школы с другими школами города. Определить имеется ли связь национального состава с месторасположением учебного заведения. Так же, оценить уровень психологической комфортности в межличностных отношениях (эмигранты вынуждают контактировать с русскоязычным населением), мы предполагаем, что разница в воспитании, религиях, традициях должна вызывать ряд проблем и конфликтов, не адаптивность детей эмигрантов в русской среде. Отследить направление внешних миграций, характерных для последнего десятилетия, их причины.

В качестве объекта исследования мы взяли учащихся школы №8, поскольку:

2. даже визуальным наблюдением нами было определенно значительное количество детей не славянской этнической группы - что объясняется особым положением школы по карте города (школа расположена рядом с центральным рынком - традиционным местом работы эмигрантов).

1. Методика и техника исследования

1) Работа с документацией школы (использованы и статически обработаны личные дела учащихся). Эта методика позволила определить количество учащихся различных национальностей, обучающихся в школах (количественный анализ).

2) Что бы определить адаптационные характеристики среди учащихся различных национальностей (владение языком, наличии конфликтов и проблем, их причин), нами была составлена анкета. В анкету так же вошли вопросы о принадлежности к вероисповеданию, характере миграций, направлениях и причинах.

3) Нами был использован статистический метод, как наиболее эффективный, при обработке большого объема собранного материала.

4) Для уточнения некоторых вопросов ( например причины межнациональных конфликтов, определение уровня владения русской и родной речью) был использован метод интервьюирования. Интервьюировались как учащиеся по узкой выборке ( с репрезентацией всех национальностей), так и учителя школ, классные руководители

По нашему мнению данные методики достаточно просты в обращении, с их помощью можно оценить национальный состав всего города, тем самым более полно раскрыть тему. Однако сбор материала, особенно анкетирование и обработка материалов занимает достаточно длительное время. Поэтому пришлось ограничиться исследованием и сравнительным анализом национального состава двух школ: №44 - Центральный район и №8 - Куйбышевский район.

Обращаем внимание на то, что при подборе школы в Центральном районе, мы изначально предполагали, что это должна быть школа в районе Кирова. Школа №44 была взята нами потому, что во - первых удовлетворяла условиям размещения, во - вторых потому что у нас был доступ к личным делам учащихся через родителей.

2. Основная часть исследования

2.1 Особенности национального состава школы №8

Исходя из таблицы №1 приложения, количественное соотношение национальностей в школе №8 выглядит следующим образом:

Национальный состав школы разнороден, учащиеся русской национальности составляют 88,3%. Среди других национальностей преобладают азербайджанцы (3,4%) и армяне (3,1%), значительна доля узбеков (1,2%) и грузин (1%). Обращаем внимание на то, что подавляющая часть детей иных национальностей, относится к народам, не проживающим на территории России, то есть являются мигрантами из стран Ближнего Зарубежья в последние 5-8 лет. Для детей коренной национальности Кемеровской области - шорцев, составляет всего 0,3%. Доля других национальностей составляет 11,5%. У 0,2% учащихся национальность установить не удалось.

Сравнивая национальный состав школ №8 и №44 (приложение 1и 6) обращает внимание следующий момент: общая численность детей разных национальностей выше в школе №8 (что подтверждается и визуальным исследованием). Это объясняется близостью центрального рынка - основного рабочего места эмигрантов.

Численность представителей других национальностей неодинакова в разных возрастных группах (приложение №8), наиболее высока доля иноязычных учащихся в младшем звене, здесь она составляет 17%, в среднем 4 человека в классе. Реально же есть классы, где численность русских детей немногим более 50%. В среднем звене 21 человек из 50 обучаются в 5-х классах. Полное среднее образование получают всего 7 человек (преимущественно девушки).

Приведенные данные дают основания сделать следующие вывод:

Численность иноязычных учащихся в ближайшее время будет увеличиваться (приложение №7). Увеличению будут способствовать два основных процесса:

1. взросление уже проживающих на территории района школьников и дошкольников (в результате анкетирования, получены данные, где большая часть обследуемых представителей других национальностей указывает наличие 1-3 младших братьев или сестер, стр 7).

2. за счет дальнейшего миграционного притока (чему способствует сокращение численности трудоспособного населения города, при сохранении общего числа рабочих мест (приложение№9)).

2.2 Картина миграционного притока населения

Анализируя данные таблицы №4 приложения, можно выделить две волны миграций:

Первая - 1996-1998 годы (Таджикистан, Азербайджан, Армения, Чечня). Причины: преимущественно указаны: желания получить образование, медицинскую помощь или работу. Мы предполагаем, что возможной причиной миграции стало и наличие военных конфликтов в этих регионах.

Вторая волна - 2002-2004 годы - это Карачаево - Черкесская Республика, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Причины миграции: в первую очередь поиск работы и социальной обеспеченности. Данный поток отражает состояние экономики в регионах - донорах.

2.3 Уровень адаптации и ассимиляции

Уровень адаптации (степень принятия другой культуры) можно оценить по уровню владения русским языком. Степень владения родным языком в письменной и устной форме, зависит от продолжительности проживания в России.

Из таблицы №2 приложения, следует, что большинство детей иноязычной национальности, не испытывают проблем в общении на русском языке(по оценкам самих анкетируемых), уровень владения русским языком (как письменной, так и устной формой) считают достаточным. В то же время учителя школы отмечают значительные трудности в освоении учебной программы связанные со слабым владением многими иноязычными учащимися русским языком.

Представители армянской и азербайджанской диаспор, которые переселились сюда достаточно давно, практически не владеют родным языком (письменной формой). А представители других некоренных национальностей, свободно владеют, как устной, так и письменной формой родной речи.

Уровень владения письменной речью родного языка, зависит от продолжительности обучения в национальной школе, и особенно от обучения в начальном звене. Обучающиеся в начальной национальной школе получают навыки пользования письменной речью. Обращаем внимание, что детей, владеющих письменной формой родного языка не много (18 человек из 79). Эти данные совпадают с данными таблицы миграции (приложение 4), (недавно переехавшие).

Обращаем внимание, что шорцы не воспринимают шорский язык, свой родной, что свидетельствует о высокой степени ассимиляции русским населением.

· Представители армянской, азербайджанской, чеченской национальностей отмечают, что конфликты бывают, но, вызваны они чаще особенностями личности человека. Довольно часто случается что конфликт не возникает, но они явно ощущают недоверие ( скрытое или явное) или даже враждебность со стороны русских.

· Русские дети отмечают раздражение в присутствии нескольких представителей другой национальности, особенно если они разговаривают межу собой ( непонятно, оттого и тревожно).

· Обращает внимание еще один факт если в классе, есть представитель другой национальности и с ним установлены хорошие дружеские отношения, то дети склонны не видеть негативных качеств и у других людей этой же национальности.

Можно предположить, что в основе такого отношения лежит незнание и нежелание знакомиться с другой культурой.

Об уровне ассимиляции говорит также наличие представителей разных национальностей в составе семьи. Семьи со смешанным национальным составом встречаются среди чеченцев (с примесью русских), и киргизов (с примесью таджиков). Смешанный состав семей характерен так же для русских (велика для татар, башкир, мордвы, украинцев), что говорит о высокой степени ассимиляции русским населением.

2.4 Религиозный состав учащихся школы №8

Исходя из таблицы №5 приложения о религиозном составе, можно сделать вывод, что 8,3% учащихся школы относят себя и свои семьи к мусульманской религии. Представители армянской диаспоры исповедуют особое течение христианства - армянское католичество. Иудаизм исповедуют два человека (члены одной семьи). Остальная масса относит себя к православному течению христианства, но большинство из них о своем вероисповедании не задумывались, до нашего опроса.

2.5 Сравнительный семейный состав русскоязычных детей и мигрантов

Состав семей учеников школы №8 (приложение 4), характеризуется следующим образом:

В составе семьи у русских и шорцев от 2 до 4 человек. Многодетные (детей больше двух) встречаются с частотой одна семья на учебную параллель ( приблизительно 1/40). Достаточно часто детей воспитывают либо один родитель, либо ближайшие родственники. Средняя размер домохозяйства у этой категории 2,8 чел ( что совпадает с общероссийскими показателями).

Среди семей других национальностей среднее число детей 3-5 человек, таким образом, среднее размер домохозяйства составляет 4,3 человек. В подобных случаях исключение - воспитания детей одним родителем ( второй родитель остался на прежнем месте жительства), а многодетность - норма. При этом мать преимущественно является домохозяйкой.

Общие результаты исследования

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что:

1) школа №8 имеет уникальный для Новокузнецка национальный состав. Доля детей, иммигрировавших из стран ближнего зарубежья, составляет 14,3% (на 1 сентября 2005 года). Показатель весьма высокий, по сравнению с другими школами города.

2) Численность представителей других национальностей имеет стабильную тенденцию к увеличению.

3) Национальный состав учащихся школы становится все более пестрым.

4) Однако, на наш взгляд количество детей из семей иммигрантов не достаточно велико для организации национальных классов, даже в стенах школы №8, к тому же национальностей здесь достаточно много и они принадлежат к разным языковым группам, что так же затрудняет создание национальных классов.

Хотя нам кажется, было бы полезно проводить дни национальной культуры, классные часы, на которых можно было бы познакомиться с обычаями и традициями культуры других народов (по наличию большого числа представителей иноязычных национальностей). Это упрочило бы межличностные отношения, сняло страх и непонимания представителей другой культуры. национальный состав школа миграция

Приложение №1. Национальный состав учащихся школы №8 (на 2004-2005 уч год)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для получения объективной информации о контингенте обучающихся и их семьях, социальные педагоги готовят социальный паспорт ОУ. Анализ социального паспорта ОУ, должен быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей или на педагогическом совете в начале учебного года. Социальный паспорт должен содержать информацию о количестве малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных семьях и детях из этих семей; о детях проживающих с опекунами, с незаконными представителями. В нашем ОУ также собирается информация об образовании родителей и их трудоустройстве.

социальный педагог МБОУ «СОШ № 39

Анализ социального паспорта

2014-2015 учебный год.

Ежегодно, в сентябре, составляется социальный паспорт классов. На основе этих данных социальные педагоги готовят социальный паспорт школы в целом, который необходим для получения объективной информации о контингенте обучающихся и их семьях.

Итак, на начало учебного года к занятиям в школе приступили 1027 человека. Из них 527 девочки и 500 мальчиков.

Образование родителей школы:

Высшее-383 человека (25%)

Средне-специальное – 758 (50%)

Начальное профессиональное – 284 (19%)

Нет образования – 85 (5,6%)

Анализ социального состава родителей нашей школы таков:

611 родителей – 37% являются рабочими;

616 родителей, что составляет 38% от общего числа, являются служащими, в данную категорию вошли и медицинские и педагогические работники;

81 человек (5%) – предприниматели, в эту категорию так же входят родители переселенцев из стран ближнего зарубежья, которые занимаются торговлей на рынках.

29 человек (2%) – пенсионеры;

121 (8%) домохозяек, в данную категорию вошли так же женщины находящиеся в декретном отпуске по уходу за ребенком;

58 (3,5%) человека официально являются безработными;

115 родителей не имеют постоянного места работы, что составляет 7%.

В сравнении с прошлым годом социальный состав родителей обучающихся школы практически не изменился, нужно отметить, что количество родителей, не имеющих постоянного места работы, снизилось на 2%.

Контингент обучающихся школы.

На начало учебного года в школе обучается 135 (13%) детей из 54 многодетных семей.

20 детей (2%) проживает в семьях опекунов. Из них 15 родителей лишены родительских прав, 5 детей являются сиротами.

Среди обучающихся школы 9 детей-инвалидов (1%).

Каждый третий учащийся, который приходит к нам в школу, из семьи с низким уровнем дохода (315 человек – 31%). Невозможно выделить параллель, где больше всего обучающихся из малообеспеченных семей, так как во всех классах есть группа детей из этой категории. Больше всего детей из малообеспеченных семей во 2А, 3Г, 6А, 9Г - практически 50%.

В школе достаточно небольшой процент обучающихся, являющихся гражданами иностранных государств, т.е. не имеющих Российского гражданства – 6 человек, что составляет 0,6% от общего числа школьников.

асоциальное поведение родителей;

их педагогическая несостоятельность;

жестокое обращение с детьми.

Среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В начале года составляется социальный паспорт школы, комплексная программа работы Совета профилактики. У педагога - психолога имеется банк данных родителей и учащихся, состоящих на различных уровнях учета; карточки учета индивидуальной работы с учащимися, журнал учета индивидуальных бесед.

На общешкольных собраниях, которые проходят 1 раз в год, обязательно выступает представитель полиции по делам несовершеннолетних, в выступлении которого содержится следующая информация: 1. Социальный паспорт школы. 2. Положение с правонарушениями в школе на данный момент. 3. Советы и рекомендации родителям по профилактике преступности.

Систематически инспектора КДН и ПДН проводят индивидуальные беседы с учащимися, классные часы, посещают семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации совместно с педагогом – психологом.

Оказывается содействие детям с девиантным поведением в трудоустройстве на летний период.

Пропуски учащихся отмечаются ежедневно в классных журналах. В этом учебном году все учащиеся регулярно посещают занятия.

Случаев оставления учащимися образовательного учреждения, не достигшими 15-ти лет, нет.

В прошлом учебном году велось 19 кружков с общим количеством учащихся 274, в 2014-2015 учебном году ведется 20 кружков с общим количеством 300 человека.

Есть расписание занятий. К каждому кружку есть программа с тематическим планированием. Документы оформлены в отдельной папке. Ведутся журналы учета проводимых занятий по каждому кружку отдельно. В журналах отмечены даты проверки журналов завучем школы (один раз в четверть и в конце года).

В школе используется контент-фильтр, отвечающий требованиям надежности и ограничивающий доступ к информационным ресурсам нежелательного содержания, в т.ч. экстремистского характера.

1. Активная работа с семьями.

2. Непосредственно с ребёнком.

Анализируются справки – информации из ОВД по несовершеннолетним, совершившим различного рода правонарушения.Составляется картотека по детям, требующим особого педагогического внимания, стоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН; составлена картотека на детей социального риска, безнадзорных детей.

Изучаются психологические и возрастные особенности этих детей, условия их жизни, изучаются и по мере возможности устраняются негативное влияние соц. среды на данную группу детей, прогнозируются процессы коррекции поведения и дальнейшего развития ребёнка.

Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми группы риска и детьми, находящимися в социально – опасном положении (администрацией школы).

На каждого ребёнка заведена карта персонального учёта, в которой отражается профилактическая работа, проводимая администрацией школы, классным руководителем с детьми, требующих особого педагогического и социального внимания (состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН), многодетных и малообеспеченных детей.

Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми данной группы (инспектором ОППН, администрацией школы);

· совместные посещения неблагополучных семей на дому классными руководителями, администрацией школы.

Вся выше перечисленная работа ведёт к уменьшению числа совершаемых преступлений учащимися школы, но требует тщательной профилактической работы в отношении правонарушений.

Одним из важных направлений в работе школы по профилактике преступлений и правонарушений учащимися школы – это организация их содержательного досуга: работа кружков, спортивных секций.

Профилактическая работа осуществляется через:

·организацию каникулярного отдыха детей;

В период краткосрочных каникул в школе организуется:

Лагерь с дневным пребыванием для детей и подростков;

Кружки и секции ;

Социальный состав учащихся

Категории воспитанников 2014-2015 (%)
- Из многодетных семей -из социально-незащищенных семей, -из числа детей – сирот, - из числа детей, лишенных опеки родителей, - из числа семей одиноких родителей, - детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды), - детей из семей, оказавшихся в социально – опасном положении, Состоящих на учете в полиции, Состоящих на учете в школе,

Правонарушения в школе

2013-2014 2014-2015
Количество детей, обучающихся в учреждении (чел.)
Из них совершили правонарушение ---
Снято с учета в ПДН ----- -----

Организованный отдых – это не только оздоровление и форма досуга, но и эффективное средство профилактики дезадаптивных форм поведения детей, безнадзорности в период каникул, а каникулярное время особенно благоприятно для предоставления детям необходимой психологической и социальной помощи.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Анализ наполняемости и состава контингента Центра образования района.

Наполняемость сформировывается из двух форм обучения: очная форма (с 7 по 11) и заочная форма (с 8 по 12). Далее классы заочной формы обучения делятся на классы Центра образования и ПЛ, ПУ №№ 25,42,89,116 Кировского района Санкт-Петербурга.

Процесс наполняемости классов проходит в течение всего учебного года. Большой рост учащихся в основном происходит в дневных классах.

Если проанализировать сеть ОУ в течение 4-х лет, то количество классов очной формы обучения увеличилось. В 2011-2012 очных классов было 6,начиная с 2012 года их стало 9. Но и заочная форма постоянно пополняется учащимися до конца учебного года.

Образовательные и социальные задачи, решаемые центром образования в настоящее время.

Формирование образовательной среды, позволяющей создать современную модель центра образования, которая создаст условия для достижения всеми нашими выпускниками уровня, предусмотренного перспективной моделью выпускника школы и для обеспечения качественно нового уровня подготовки учащегося к жизни и труду.

Мы опираемся на уже апробированные и проверенные временем уровни сформированности компетентностей на разных этапах образовательной деятельности учащихся.

Отличительной особенностью развития является обеспечение интеграции двух образовательных систем – общего образования и начального профессионального. На практике это реализуется посредством взаимодействия двух типов учреждений - образовательного центра и профессиональных лицеев (училищ).

Сотрудничество нашего центра и ПУ района (а на сегодняшний день мы имеем договоры с 4 из них- 25, 42, 89, 116) продолжается уже шесть лет – с 2004 года, когда в школе был создан первый Учебно-консультационный пункт на площадке ПУ района. К 2008 году в связи с переходом ко всеобщему полному среднему образованию возникла необходимость внесения корректив в работу с ПУ. Школой и училищами был разработан и согласован КО совместный учебный план, предполагающий не только овладение профессией, но и получение ПСО за 2 года. Центр предоставляет учащимся возможность выбирать формы получения образования - это очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Для каждой из них существует учебный план, разработанный на основе Базисного учебного плана.

Для работы в условиях переходного периода мы смогли создать учебный план, позволяющий детям, уже начавшим обучение в ПУ получить ПСО в порядке экстерната в течение 1 года. Таким образом, в результате совместной работы школы и ПУ при переходе к полного среднего образования мы не потеряли учащихся. У нас в районе нет отсева. Дети, идущие в ПУ, имеют возможность выбирать свой образовательный маршрут – либо они идут на специальности, где ПУ дает среднее образование, либо учатся только профессии, а образование получают в школе.

Выполняя социальный заказ, образовательный Центр создает предпосылки для дальнейшего процесса социализации личности, приобщает учащихся к культуре, здоровому образу жизни, развивает у них активную гражданскую позицию.

В Центре работает творческий педагогический коллектив, имеющий потенциал и реальные возможности для обеспечения результативности своей работы. Создана особая формирующая образовательная среда, которая оказывает позитивное, стимулирующее влияние на учащихся. Благодаря этому у них повышается мотивация учебной деятельности, и в результате сокращается число прогулов, снижается отсев. За последние четыре года достаточно большое количество учащихся исправились, их сняли с учета ВШК, ОДН, КДН.м Очень много времени приходится уделять учащимся, состоящим на учете в ОДН. ОУ постоянно сотрудничает с инспектором ОДН Кировского района

Центр помогает определиться с дальнейшим образовательным маршрутом. Выпускники заочной формы обучения поступают в ВУЗы (более 70%). Выпускникам 9-ых классов также помогают в определении их образовательных потребностей, хотя ранее им казалось, что это не возможно.

Сильной стороной нашего Центра является гибкость форм обучения, умелое сочетание урочной и зачетной системы, индивидуальных и групповых занятий, доброжелательный подход к ученикам, стремление вдохнуть в них силы и способности, помощь в социальном становлении.

Пути дальнейшего развития в сети района на наш взгляд должны содержать в себе реализацию прав учащихся на получение качественного образования подростками и молодежью (как работающей, так и не работающей) используя вариативность и свободу выбора в образовании, а также обеспечение социальной защиты, адаптации и реабилитации учащихся с учетом их индивидуальных познавательных возможностей и способностей, оказания им психолого – педагогической поддержки.

Читайте также: