Анализ школьных программ по обществознанию

Обновлено: 02.07.2024

нализ УМК учебников истории, обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

ВложениеРазмер
analiz_uchebnikov.docx 17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК учебников истории,

обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

В конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов. Современный учебник информационно-избыточный, даёт большой спектр исторических понятий, чтобы учитель мог легко отобрать главное, необходимое для запоминания совместно со школьниками в процессе работы над понятийным аппаратом.

Содержание материала учебников адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся, нет академизма в изложении базовых понятий.

Состоит учебник из двух частей, словарь же основных исторических понятий и терминов, дополнительной литературы и интернет-ресурсов находится только в конце второй части. Это вызывает некоторые неудобства при работе с учебником. Недостаточно продумана система контрольно-оценочной деятельности, сформированности понятийной аппарата

В каждом параграфе выделены курсивом ключевые понятия и даны короткие пояснения. В некоторых параграфах вместе с ключевыми понятиями выделены тексы документов, в которых так же встречаются исторические понятия.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках. Понятия выделены курсивом в каждом параграфе, но чаще всего отсутствует четкое пояснение. Не во всех параграфах присутствуют необходимые для усвоения на углублённом уровне и успешной сдачи ЕГЭ исторические понятия. Иллюстрации по соответствующей теме, включают архивные фотографии, изображения предметов, но к ним отсутствуют пояснения понятий. Учебные задания в учебниках в редких случаях предлагают работу с исторической терминологией. Как правило, задания к документам следуют за текстами со сложными историческими понятиями, и у учащихся возникаю трудности с интерпретации. В некоторых случаях целесообразно отдельные понятия дать и до текста для актуализации опорных знаний.

УМК Обществознание 10-11 класс . Под редакцией Л.Н. Боголюбова

Структура изложения понятий достаточно проста и удобна. Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Много разных блоков: основное понятие, задания к тексту с использованием понятийного аппарата; дополнительные понятия и задания по теме к ним. В начале каждого параграфа идут вопросы связанные с актуализацией изучаемого материала, и автор достаточно часто предлагает вспомнить смысл понятия.

Перечень основных понятий и терминов в учебниках углубленного уровня, вынесен после параграфа. А в базовом учебнике все понятия рассматриваются в тексте. В самом параграфе новые понятия выделены курсивом.

Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Учебник содержит материал о ключевых понятиях истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права -конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, где достаточно часто встречаются вопросы на понимание базовых правоведческих понятий. В конце учебника представлен полный словарь понятий. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы, например латинские изречения, где можно найти объяснение некоторых правоведческих понятий.

Текст учебника написан достаточно сложным академическим языком с использованием большого количества специфической терминологии, с расчетом на то, что эти понятия уже знакомы учащимся. В словаре, в конце учебника, представлены главным образом те понятия, определения которых не даны в основном тексте учебника. Определения в словаре достаточно объёмные и сложные для восприятия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

2. Структурные компоненты и основное содержание современных

школьных программ по обществознанию…………………………….4-17

2.1 Пояснительная записка………………………………………………. 4-6

2.6 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………17

В данном реферате я хотела ознакомить коллег с основными структурными компонентами и основным содержанием современной школьной программы по обществознанию.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

*развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

*воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

*освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

*формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

2. Структурные компоненты и основное содержание современных

школьных программ по обществознанию.

2.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составляется на основе следующих нормативных документов:

2. Примерная программа по учебному предмету. Обществознание.5-9 классы: -2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

4. Учебный план школы.

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Основные цели гражданско-правового образования, требования к уровню подготовки учащихся. Анализ программы по обществознанию для общеобразовательной школы. Применение монологического метода обучения. Метод терминологических моделей на уроках права.

Рубрика Педагогика
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 15.08.2011
Размер файла 81,4 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Требования к уровню говорения для учащихся начальной школы. Приемы обучения устному общению на английском языке. Возможные проблемы, возникающие при обучении устному общению. Анализ учебно-методического комплекта "English Spotlight-4" для 4 класса школы.

дипломная работа [7,8 M], добавлен 21.01.2017

Роль инноваций в развитии школы. Особенности интерактивного обучения. Информатизация физкультурного образования. Применение метода круговой тренировки с использованием мультимедиа на уроках физкультуры. Исследование отношений учащихся к нововведениям.

дипломная работа [167,1 K], добавлен 10.06.2015

Психологическая характеристика подросткового возраста. Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе. Построение проектного метода обучения в условиях современной школы. Позиция учителя в рамках проектного метода обучения.

дипломная работа [70,4 K], добавлен 04.05.2011

Основные требования к уровню подготовки учащихся к ЕГЭ. Теоретические основания проведения ЕГЭ. Проблемы подготовки к ЕГЭ в общеобразовательном учреждении. Требования к ЕГЭ. Методы подготовки к единому государственному экзамену по истории.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 07.08.2007

Методы организации профессионального воспитания учащихся. Изучение школьников в целях профориентации. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки. Уроки национальной кухни. Требования к уровню подготовки выпускников.

дипломная работа [355,5 K], добавлен 03.07.2015

Цели и основные направления модернизации российского образования. Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения. Необходимость введения модели предпрофильной подготовки. Метод проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки.

дипломная работа [146,0 K], добавлен 05.05.2011

Обоснование и проверка модели организации учебных занятий по программе "технология", направленной на повышение уровня формирования технологической культуры у подрастающего поколения. Значение трудовой подготовки учащихся общеобразовательной школы.

Анализ учебников по обществознанию

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, написан, в соответствии, с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включен в Федеральный перечень [5] .

Для сопровождения учебного материала представлены разнообразные иллюстрации, отражающие основной текст параграфа (применяется в параграфах: № 2, № 3, № 8). Стоит отметить, что иллюстрации цветные, высокого качества печати.

Авторами учебника также использованы и виды условно – графическая наглядность. Целью их применения является: сопровождение и отражение текста параграфа, развитие мыслительной деятельности обучающихся.

Для сопровождения материала представлены разнообразные иллюстрации, отражающие основной текст параграфа (применяется практически во всех параграфах). Стоит отметить, что иллюстрации цветные, высокого качества печати.

Таким образом, в учебнике приведена разнообразная условно – графическая наглядность. Ролью использования, которой является: сопровождение обществоведческого материала и его систематизация, а также развитие мыслительной и логической деятельности.

Из вышесказанного следует, что у учебника есть свои достоинства и недостатки. Так, основными достоинствами являются: эстетичная обложка и практичный переплет, доступный основной и дополнительный, пояснительный текст, разнообразные задания и вопросы для рассуждения. Стоит отметить, что использованы различные виды условно – графической наглядности (которая не только сопровождает учебный материал, систематизирует его, но и направлена на развитие логики и мыслительной деятельности обучающихся).

Таким образом, нам удалось подробно проанализировать современные школьные учебники обществознания 9 класса. На основе этого, можно выделить основную роль условно – графической наглядности в учебниках обществознания: сопровождение обществоведческого материала и его систематизация, а также развитие мыслительной и логической деятельности учеников, которая возможна при соблюдении необходимых требований (высокое качество полиграфического исполнения, дополнительное использование обрамления или рисунков, связь с текстом учебника, удобство применения учителем на уроке обществознания, разнообразный набор шрифтов, оформление в нераздражающей глаза, цветовой гамме и др. ).

Но, в каком из учебников условно – графическая наглядность наиболее разнообразна и удобна для применения на уроках обществознания? В каком из представленных учебников обществознания наиболее качественное полиграфическое исполнение схем, таблиц и диаграмм? Составим сравнительную характеристику учебников на предмет использования условно – графической наглядности в виде таблицы (Приложение 2).

Из проведенного анализа и составленной сравнительной характеристики в виде таблицы, несложно заметить, что именно в учебнике под редакцией Боголюбова Леонида Наумовича, используется наиболее разнообразная условно – графическая наглядность с высоким уровнем полиграфического качества. Так, отметим, что использовано цветное оформление (синий и зеленый цвета) используемых видов условно-графической наглядности, обрамление схем и таблиц, рисунок, разнообразный набор шрифтов, ключевые слова выделены жирным шрифтом или курсивом. Схемы и таблицы, диаграммы не перегружены объектами для запоминания. Не используются сокращения и условные обозначения. Особенно стоит отметить, что возможно проведение дискуссии на уроке, либо создание проблемной ситуации по приводимым видам условно – графической наглядности. Также, на электронном приложении на CD (отметим, что у других учебников обществознания нет электронного приложения на CD ) приведены разнообразные таблицы и схемы. Что также является преимуществом перед другими учебниками обществознания. Сам учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., практичен (твердый переплет), обложка эстетична (нейтральная цветовая гамма) и информативна (указан класс, учебный предмет). Доступно изложен основной и дополнительный (пояснительный) текст. Приведены разнообразные задания, практические работы и вопросы после параграфов, которые удобно использовать учителя. Нельзя не отметить, что только на данный учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной (заключение Российской академии наук № 1010652151405 от 14.10.2011 г.), педагогической (заключение Российской академии образования № 01-5/7д-379 от 17.10.2011 г.) и общественной (заключение Российского книжного союза № 278 от 07.02.2014 г.) экспертиз. Следовательно, именно учебник обществознания для 9 класса под редакцией Боголюбова Л.Н. соответствует всем основным, предъявляемым к учебникам обществознания требованиям.

На основе всего вышесказанного, можно утверждать, что выявлен современный учебник обществознания, соответствующий основным предъявляемым требованиям: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / [ Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др]. – М.: Просвещение, 2014.- 208 с.

[3] Кандидат педагогических наук, ведущий специалист по обществознанию, правоведению, и граждановедению, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 год, автор более 50 учебников, учебных, справочных и методических пособий.

[8] Почетный работник общего образования РФ, автор учебников.

[9] Советский и российский педагог, академик отделения общего среднего образования РАО.

Читайте также: