Социально педагогическое обследование школы и микрорайона
Обновлено: 04.07.2024
В данном разделе представлены диагностические материалы,которые позозволяют изучить и исследовать причины дезадаптации несовершеннолетних признанных нуждающимися в социальных услугах, позволяют разработать индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетних.
Предварительный просмотр:
В систему методов социально- педагогической диагностики входят :
- документальный метод – метод, включающий изучение личного дела воспитанника;
- метод экспертного опроса - комплекс вопросов, ответы на которые отражают интересы, установки, эмоциональную адаптацию, социальные контакты ребенка;
- педагогическое наблюдение – сбор и описание фактов, случаев, особенностей поведения воспитанников. Методика требует определения цели объекта наблюдения
(какие именно качества и особенности изучать) длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ребенка в естественных условиях.
-индивидуальная беседа – метод, направленный на изучение личности и поведения ребенка в определенной ситуации.
Параллельно ведется работа с родителями или законными представителями ребенка, которая включает в себя:
- проведение бесед, анкетирования – направленных на выяснение детско-родительских отношений, сбор информации о семье;
- проведение консультаций по детско-родительским отношениям
1. Выявление, индивидуальных особенностей личности ребенка
2. Изучение положения ребенка в семье, классе, в среде неформального, общения
3. Определение сформированности социальных навыков.
Методика. Линия жизни – позволяет:
- упорядочить трудно сопоставимую информацию о семейной истории в графической форме;
- ответить на вопросы:
Что изменилось в семье и во внешних связях?
Когда возникли проблемы?
Какие попытки изменить ситуацию предпринимались?
Какие стратегии решения проблем были успешны?
Методика рекомендуется для использования при обследовании детей от 6 лет.
По данной методике выясняется, сколько человек и в связи, с чем поддерживают контакт с несовершеннолетним, насколько они продолжительны, насколько часты, каков характер этих связей. Являются ли эти связи односторонними или двусторонними. Есть ли взаимность у этих связей.
Сети контактов различаются в зависимости от:
- среды отношений (отношения с родственниками, соседями, друзьями);
- степени формальности сети (формальная и неформальная сети);
- есть ли в окружении ребенка люди, которые находятся в состоянии серьезного конфликта друг с другом?
- знают ли родители, с кем дружит их сын или дочь?
- налажен ли контакт между учителями и родителями?
Инструмент, который позволяет нам структурировать всю эту информацию, упорядочить и обозреть характер взаимосвязей в сети социальных контактов клиента – это карта социальных контактов.
- обследование условий проживания ребенка (санитарное состояние квартиры, наличие места для сна и отдыха, рабочего места, игрушек).
Для исследования межличностных отношений детей в семье и с окружающими, используется методика Рене Жиля.
Данная методика направлена на исследование социальной приспособленности подростка, его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности подростка. Методику рекомендуется использовать при обследовании детей до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития и более старшего возраста.
Почти у всех выявляется либо социально-педагогическая запущенность, либо её остаточные проявления, а также элементы девиантного поведения. В результате экспериментальной работы с ними, решили использовать методику Рене Жиля, так как на наш взгляд данная методика позволяет получить подробную информацию о переменных, характеризующих конкретно - личностные отношения подростка с другими людьми, а также характеризующие особенности самого подростка.
Тема взаимоотношений с родителями, родственниками наиболее болезненная для них.
Методика Рене Жиля даёт возможность исследовать отдельно отношение к матери, отцу, сестрам и братьям, другим родственникам.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений подростка, давая тем самым возможность влиять на дальнейшее развитие личности.
По результатам данных обследований заполняется карта социальной реабилитации воспитанника и карта первичного обследования несовершеннолетнего.
Предназначена для изучения широты сфер интересов воспитанников, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.
Параллельно ведется работа с родителями или законными представителями ребенка, которая включает в себя:
- проведение бесед, анкетирования – направленных на выяснение детско-родительских отношений, сбор информации о семье;
- проведение консультаций по детско-родительским отношениям
1. Выявление, индивидуальных особенностей личности ребенка
2. Изучение положения ребенка в семье, классе, в среде неформального, общения
3. Определение сформированности социальных навыков.
Применяется для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с 7- 11лет
( в зависимости от возраста применяются вопросы разной степени сложности).
2. Взаимодействие социального педагога с различными учреждениями.
3. Схема заключения социально-педагогического обследования.
Схема социально-педагогического обследования:
1. Цель посещения ПМПК и знакомство с документами.
2. Анкетные данные ребёнка (ФИО, дата рождения, домашний адрес):
- название детского учреждения, класс, результаты учёбы, взаимодействие семьи и школы, помощь родит. ребёнку в учёбе, интересы ребёнка, помощь родителям, имеет ли поручения, посещает ли кружки, любимые занятия ребёнка, личностные особенности, черты его характера, склонности и привычки, причины неблагополучия, положительные и отрицательны моменты, поведение в школе, дома, на улице; как неблагополучие отражается на поведении и успеваемости.
3. Выясняются социальные проблемы (характеристика жилищно-бытовых и материальных условий семьи, санитарное состояние условий проживания ребёнка):
- жилищные проблемы; социальное положение и среда;
- необходимость материальной помощи;
- необходимость психологической помощи.
4. Изучается семья (состав семьи, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестёр, кто занимается воспитанием, отсутствие родителей, родители ЛРП, дети отобраны по суду, опекаемые, усыновлённые, инвалиды, осуждены, находятся в розыске, ведущие аморальный образ жизни):
- ФИО матери, отца, опекуна, усыновителя, приёмных родителей; связь семьи с ОУ; ответственное отношение родителей к детям;
- место работы родителей, их зарплата, пенсии, пособия и др. доходы семьи.
5. Осуществляется обследование семьи на дому (при необходимости).
6. Составляется заключение.
7. Проводится консультация и формулируются рекомендации родителям и ребёнку.
Схема заключения социально-педагогического обследования:
- когда проводилось обследование на дому, кем;
- что установлено при обследовании (с кем проживает, какое помещение занимает семья, какие удобства имеются);
- санитарное состояние занимаемого помещения;
- наличие условий для занятий, сна, отдыха, наличие библиотеки, игрушек и др.;
- какое детское учреждение посещает, класс;
- успеваемость в школе, поведение, какие проблемы у ребёнка, чем школа помогает;
- условия для отдыха ( в каникулярное время, в выходные дни, летом);
- бюджет семьи, её состав, взаимоотношения;
- ФИО родителей, их места работы;
- рекомендации родителям по проблемам;
- в какой помощи нуждается ребёнок, семья.
1.Схема социально-педагогического обследования.
2. Взаимодействие социального педагога с различными учреждениями.
3. Схема заключения социально-педагогического обследования.
Схема социально-педагогического обследования:
1. Цель посещения ПМПК и знакомство с документами.
2. Анкетные данные ребёнка (ФИО, дата рождения, домашний адрес):
- название детского учреждения, класс, результаты учёбы, взаимодействие семьи и школы, помощь родит. ребёнку в учёбе, интересы ребёнка, помощь родителям, имеет ли поручения, посещает ли кружки, любимые занятия ребёнка, личностные особенности, черты его характера, склонности и привычки, причины неблагополучия, положительные и отрицательны моменты, поведение в школе, дома, на улице; как неблагополучие отражается на поведении и успеваемости.
3. Выясняются социальные проблемы (характеристика жилищно-бытовых и материальных условий семьи, санитарное состояние условий проживания ребёнка):
- жилищные проблемы; социальное положение и среда;
- необходимость материальной помощи;
- необходимость психологической помощи.
4. Изучается семья (состав семьи, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестёр, кто занимается воспитанием, отсутствие родителей, родители ЛРП, дети отобраны по суду, опекаемые, усыновлённые, инвалиды, осуждены, находятся в розыске, ведущие аморальный образ жизни):
- ФИО матери, отца, опекуна, усыновителя, приёмных родителей; связь семьи с ОУ; ответственное отношение родителей к детям;
- место работы родителей, их зарплата, пенсии, пособия и др. доходы семьи.
5. Осуществляется обследование семьи на дому (при необходимости).
6. Составляется заключение.
7. Проводится консультация и формулируются рекомендации родителям и ребёнку.
Схема заключения социально-педагогического обследования:
- когда проводилось обследование на дому, кем;
- что установлено при обследовании (с кем проживает, какое помещение занимает семья, какие удобства имеются);
- санитарное состояние занимаемого помещения;
- наличие условий для занятий, сна, отдыха, наличие библиотеки, игрушек и др.;
- какое детское учреждение посещает, класс;
- успеваемость в школе, поведение, какие проблемы у ребёнка, чем школа помогает;
В учебном пособии представлены материалы лекций и практических занятий по дисциплине ДПП.Ф.09 Методика и технология работы социального педагога ГОС ВПО по специальности 050711 "социальная педагогика". Разработаны задания к практическим занятиям. Самостоятельная работа студентов представлена решением проблемных вопросов и заданий к практическим и лабораторным занятиям, а также учебно-исследовательскими проектами. Учебное пособие рекомендовано для студентов очной и заочной формы обучения специальности "социальная педагогика", а также специалистов.
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Социально-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно социального объекта, его структуры, уровня, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности воспитанника, детского коллектива, семьи, образовательного учреждения согласно принятой программе.
Социально-педагогическое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку, систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).
Сбор информации требует тщательной подготовки. Составляется общая программа или план работы (объекты, сроки), отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего – методы и исследовательская документация. Для документального подкрепления и фиксирования результатов обследования применяются бланк социального паспорта, акт обследования, план беседы с обследуемым (и). Для подтверждения объективности результатов обследования социальный педагог может приложить к акту характеристики и заключения специалистов на обследуемых, бланки опросов, тестирований, протоколы бесед с обследуемыми и их окружением.
Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизирована согласно заранее определенным критериям и обработана.
Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяснением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключение об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах воспитательного влияния, об источниках де стабилизирующих и деструктивных влияний, о роли школы и семьи, о степени социальной поддержки детства и т.д.
Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.
Языковой паспорт личности как методический инструмент внутреннего социально-педагогического обследования
Языковой паспорт личности – характеризует то впечатление, которое она создаёт о себе своей речью.
По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образования и общей культуры, уровень воспитанности. Учёные установили, что по голосу можно в ряде случаев предположительно установить рост и комплекцию человека (высокий-низкий, полный-худой).
Алгоритм составления языкового паспорта личности
(модификация рекомендаций Е. Юдиной и Г. Сагач)
• На основании анализа речи говорящего укажите его пол, возраст.
• Если в речи угадывается присутствие диалекта, сделайте предположение о предполагаемом регионе проживания или рождения и национальности говорящего. Уточните ваше предположение в ходе беседы.
• Если в речи говорящего выделяются профессиональные термины, это может свидетельствовать о принадлежности к конкретной профессии. Сделайте предположение о профессиональной сфере говорящего. Проверьте его в ходе беседы.
• Дайте характеристику культуре речи говорящего на основании следующих признаков: её правильность (владение нормами литературного языка); уместность (соответствие слов целям общения и выбору собеседника или аудитории); целесообразная краткость; выразительность (экспрессия); ясность и точность (качества,обеспечивающие адекватное понимание сказанного).
• Сделайте вывод об общей культуре и уровне образования говорящего.
1. Используя алгоритм, составьте языковой паспорт личности. В качестве ипытуемого может выступить телефонный собеседник, ваш знакомый, ученик, родитель. В общении с испытцемым соблюдайте корректность, не делайте поспешных выводов. Цели и результаты работы с языковым паспортом испытуемого в случае необходимости можно не раскрывать.
2. Составьте характеристику ученика, используя материалы Приложений 7 и 11.
3. Посетите семью первоклассника и заполните акт обследования условий для обучения и отдыха ребенка. Сделайте вывод о качестве семейно-бытовых условий в отношении обеспечения возможностей для отдыха и учебных занятий (Приложение 10).
4. Заполни социальный паспорт. Приложение 9.
5. Составь характеристику класса, используя Приложение 8.
Понятия: обследование, педагогическое обследование, социальный паспорт, языковой паспорт
Введение в научное исследование в педагогике. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов – М., 2000.
Козлов А.А. Практикум социального работника / А.А. Козлов, Т.Б. Иванова. – М., 2001.
Стернин А.И. Практическая риторика. Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений / А.И. Стернин. – М.: Академия, 2003.
Социально- педагогическая диагностика:
методы исследования в работе социального педагога
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо:
выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;
уточнение социальной ситуации развития;
определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.);
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, —психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими правилами:
соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание и особенности социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;
соблюдать этические нормы;
защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;
обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Диагностические методики
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление, где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, переключениями внимания.
о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;
о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);
о фактах социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);
на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).
Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе.
на личные и безличные - по степени персонификации;
на официальные и неофициальные - в зависимости от статуса документального исследования
на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы) - по источнику информации
По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.
Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Вариант этого метода — семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).
Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др. Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактичной деятельности.
Ниже рассмотрены некоторые диагностические методики, необходимые для первичной диагностики учащихся группы риска.
Читайте также: