Анализ школьной олимпиады по литературе 6 класс
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Олимпиада по литературе, 6 класс. Школьный этап.
1. Соотнесите жанровое определение с названием произведения.
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
2. Соедините произведение с его автором.
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 4.
3. Соедините имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
Д. де Сент-Экзюпери
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
4. Соотнесите термин и его определение.
1. Описание природы в литературном произведении.
2. Стилистическая фигура, основанная на противопоставлении понятий, образов.
3. Рассказ о фантастическом событии, участником и свидетелем которого считает себя рассказчик.
4. Последовательность и связь событий в художественном произведении.
5. Меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.
6. Детальное описание персонажа.
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
5. Перечислите названия известных вам мифов Древней Греции.
1 балл за каждый верный ответ.
6. Закончите пословицы.
1. Куй железо, ______________________________________________________________
2. Люди пашут, _____________________________________________________________
3. ___________________________________________________________, а делом никуда.
4. ________________________________________________________, а всё в лес смотрит.
5. По одежке встречают, ______________________________________________________
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 5.
7. Найдите ошибки в определениях.
1. Олицетворение – это литературный приём перенесения свойств и качеств неодушевленного предмета на человека.
2. Сравнение – это сопоставление двух предметов на основе разных признаков.
3. Метафора – это перенос признаков и свойств одного предмета на другой по принципу противопоставления.
4. Эпитет – это художественное определение, чаще всего глагол, который выделяет свойства, качества, создаёт образ.
1 балл за каждое верно исправленное определение. Максимальное количество баллов – 4.
8. Найдите эпитеты в четверостишии.
А ткачиха с Бабарихой,
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
1 балл за каждый верно названный эпитет. Максимальное количество баллов – 2.
9. Назовите автора четверостишия из задания №8.
2 балла за верно названные фамилию, имя и отчество. 1 балл за верно названную фамилию.
10. Как называется произведение, отрывок из которого приведен в задании №8?
Максимальное количество баллов – 2.
11. Анализ текста.
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
К.Г. Паустовский
1. Как называется такое описание природы?
2. Какое время года описывает автор? Докажите примерами.
3. Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании? Приведите прим еры.
1 балл за каждый верный факт.
12. Придумайте и запишите советы, которые могло бы дать людям уходящее Лето.
Максимальное количество баллов – 10.
1. А 2. Д 3. Г 4. Б 5. Е 6. В
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
1. Б 2. Г 3. А 4. В
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 4.
1. В 2. К 3. Д 4. Б 5. А 6. Г 7. И 8. З 9. Ж 10. Е
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
1. Б 2. Д 3. В 4. Е 5. Г 6. А
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
1. Куй железо, пока горячо.
2. Люди пашут, а он руками машет.
3. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
4. Как волка не корми, а всё в лес смотрит.
5. По одежке встречают, по уму провожают.
1 балл за каждый верный ответ (должна быть передана главная мысль). Максимальное количество баллов – 5.
1. Олицетворение – это литературный приём перенесения свойств и качеств человека (живого существа) на неодушевлённый предмет.
2. Сравнение – это сопоставление двух предметов на основе одинаковых признаков.
3. Метафора – это перенос признаков и свойств одного предмета на другой по принципу сходства.
4. Эпитет – это художественное определение, чаще всего имя прилагательное, которое выделяет свойства, качества, создаёт образ.
1 балл за каждое верно исправленное определение. Максимальное количество баллов – 4.
С кривою поварихой, злыми жабами.
1 балл за каждый верно названный эпитет. Максимальное количество баллов – 2.
Пушкин Александр Сергеевич.
2 балла за верно названные фамилию, имя и отчество. 1 балл за верно названную фамилию.
Максимальное количество баллов – 2.
2. Осень. Ответ засчитывается, если приведены примеры из текста .
3. Эпитеты, олицетворение, метафоры. Ответ засчитывается, если приведены примеры из текста.
1 балл за каждый верный факт. В 3 задании 1 балл за верно приведенный художественный троп.
12. Придумайте и запишите советы, которые могло бы дать людям уходящее Лето.
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Задания к школьному этапу олимпиады по литературе для 6 класса.
Время выполнения заданий – 1 час
Максимальное количество баллов - 50. Олимпиада содержит 10 заданий с ответами.
Школьный этап олимпиады школьников по литературе
2020 уч.год 6 класс
Время выполнения заданий – 1 час
Максимальное количество баллов - 50
1.задание. (30 баллов)
Стужа. Ясно. День хорош!
Что, красотка, не встаёшь?
Просыпайся поскорей
Показать себя заре!
А вчера сердилась буря,
Небо тучами нахмуря,
Лишь луна едва светила.
У окошка ты грустила.
А сегодня – посмотри!
Поскорей глаза протри!
В окна видим мы с тобою
Небо ясно-голубое,
Снег белеет и на вид
Дорогим ковром лежит.
Лес один вдали чернеет
Только ёлка зеленеет,
И ручей сквозь лёд блестит.
Можете начертить таблицу по образцу, чтобы отличия были заметнее.
2.Тестовые задания (за правильный ответ по 2 балла, всего 20)
1. Найдите среди пословиц поговорку.
А) Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
Б) Худая та птица, которая гнездо своё марает.
В) Чужими руками жар загребать.
Г) Засыпь правду золотом, а она всплывёт
5. Не является элементом композиции
А) Эпиграф
Б) Экспозиция
В) Развязка
Г) Кульминация
6. Этот поэт не принадлежит к числу поэтов XX века.
А) А. А. Ахматова
Б) Н. М. Рубцов
В) С. А. Есенин
Г) А. А. Фет
9. Найдите ошибку в определении понятия эпическое произведение.
А) Выражает душевное состояние, мысли автора о мире и человеке.
Б) Произведение художественной литературы
В) Рассказывает о людях, окружающем мире, событиях
Г) Жанры эпических произведений: роман, повесть, басня, сказка.
О каких авторах идёт речь?
Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра, называется…
Цель школьного этапа ВОШ - стимулирование интереса обучающихся к углубленному изучению предмета.
ФМБОУ КСОШ №4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2016–2017 уч. г.
В 2016 школьный этап ВОШ по литературе в ФМБОУ КСОШ №4 проводился 22 ноября.
Цель школьного этапа ВОШ - стимулирование интереса обучающихся к углубленному изучению предмета.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Аналитическая справка по итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2017-2018 учебном году
по русскому языку и литературе
Согласно плану школы с ___ по ____ октября 2017 года на базе МБОУ СОШ № 1 пгт. Каа-Хем был проведен школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
Цели проведения олимпиады:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- пропаганда научных знаний.
Школьный этап олимпиад по русскому языку прошел организовано.
Задания составлены по рекомендациям составлений школьного этапа ВОШ по русскому языку и литературе.
Материалы для олимпиады включали в себя задания из следующих разделов:
1.Фонетика (звукобуквенный анализ слов);
2.Словообразование (найти однокоренные слова и разные формы одного и того же слова);
3.Лексика (фразеология – дописать фразеологизмы, указать значение устаревших слов и т.д.);
4.Орфография ( работа с текстом с пропущенными орфограммами);
5.Орфоэпия ( расставить ударения в словах);
6.Синтаксис (разбор предложения);
7.Пунктуация (расставить пропущенные знаки препинания).
8.Стилистика (определить тип и стиль текста).
В школьном этапе олимпиады по русскому языку приняли участие 158 школьников.
В школьном этапе олимпиады по литературе приняли участие 104 школьников.
Количество школьников по классам представлено в таблице.
Представительство участников олимпиады по классам
Анализ олимпиадных работ учащихся показал, что хорошо справились по следующим заданиям:
- Определение лексического значения слова из современного литературного языка;
- Определение лексического значения фразеологизмов;
- Нахождение и выделение грамматической основы предложения;
Допущены ошибки при выполнении заданий:
- При восстановлении школьного орфографического правила;
- Определение лексического значения слова из текстов, не относящихся к современному русскому литературному языку.
Анализ результатов олимпиады по русскому языку показал, что большинство учащихся справились с предложенными заданиями. Ученики умеют применять полученные теоретические знания на практике, имеют навыки работы с текстом с пропущенными орфограммами и недостающими знаками препинания. Правильно определяют стиль и тип текста, но не могут правильно определить изобразительно-выразительные средства. Трудности непосредственно вызвали задания по истории языка (сопоставление исторического и современного состава слов). Это объясняется тем, что они редко работают с такими заданиями, в частности с этимологическим словарем.
Материалы олимпиады по русской литературе 5-8 классов включали в себя задание на определение жанра, названия, а также автора произведений русской и мировой литературы, а также анализ текста.(Определение темы и идеи содержание текста, жанр, композиция, использование художественных средств выразительности).
Материалы олимпиады по русской литературе 9-11 включали в себя задание комплексный анализ текста, ученики должны были проанализировать одно художественное произведение, написание тезиса доклада на литературную тему. Но, к сожалению, ученики с заданием не справились полностью. Трудно поддаются выполнению и задания по теории литературы , ученики не знают определений терминов по теории литературы. Учащиеся старших классов более или менее разбирают текст с точки зрения темы и идеи произведения, родо-жанровой специфики анализируемого текста.
Вывод: Жюри отмечает, что общий уровень подготовленности участников школьной олимпиады по русскому языку оказался удовлетворительным, а по русской литературе на низком уровне.
Анализ выполнения олимпиадных заданий показал, что обучающиеся успешно справились с вопросами олимпиады, входящими в школьную программу.
Затруднения вызвали задания по комплексному анализу текста.
Рекомендации :
проводить систематическую работу по подготовке к олимпиадам на уроке через задания олимпиадного уровня; использовать дифференцированный подход в работе с мотивированными детьми, начать работу по подготовке учащихся к олимпиаде -2018г, при подготовке учащихся к олимпиаде учитывать:
результаты, типичные ошибки при выполнении заданий олимпиады-2017г.,
Продолжить работу по реализации программы по подготовке учащихся к олимпиаде.
Уделить внимание комплексному анализу текста не только при подготовке к олимпиадам, но и на уроках литературы, так как результаты анализа выполнения заданий по литературе показали, что участники не справляются даже с определением сюжетно-композиционной структуры, значения отдельных образов и деталей анализируемого произведения. Уделять внимание при изучении произведений не только на содержание, но и на контекст культурно-исторической эпохи или контекст творчества писателя.
Читайте также: