Как можно укрепить здоровье ребенка в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности.

Что думают и говорят дошкольники о своём здоровье?

Отношение детей младшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни можно охарактеризовать как интуитивно правильное . Дети от двух до трёх лет рассуждают так:

Здоровый – это тот, кто моет руки, слушается взрослых, делает зарядку; кто не боится врачей. (№ 1,с 65)

Младший возраст:

- Быть здоровым – это хорошо.

-Нужно мыться и умываться,

-Носить одежду и мыть руки,

-Не трогать собак и кошек. (№ 1,с 65).

А дети среднего дошкольного возраста определенно положительно относятся к здоровью.

Средний возраст:

-Быть здоровым – это здорово!

-Здоровый человек – это тот, кто не болеет, ходит в детский сад, а больной ходит в поликлинику.

-Здоровому человеку хорошо, ему можно гулять, бегать, играть, ходить на работу, играть с детьми, смотреть телевизор.

- Здоровый человек, который всё может. (№1, с 67).

Дети старшего дошкольного возраста относятся к здоровью и мотивация здорового образа жизни у большинства детей устойчиво положительная .

Старший возраст:

Вывод: Таким образом, можно констатировать, что существует разрыв между валеологической осведомленностью дошкольников и их валеологической компетентностью. К старшему дошкольному возрасту этот разрыв несколько сокращается в сравнение с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в связи с резко возрастающим опытом детей. (№1, с.78) .

Ценность детских высказываний о здоровье и здоровом образе жизни.

Ценность детских высказываний о здоровье и здоровом образе жизни, состоит в том, что дети, которые охотно и достаточно распространенно для своего возраста говорят о здоровье, как правило, уже готовы самостоятельно решать задачи, связанные с личной гигиеной. Они сами без напоминания моют руки, аккуратны при приеме пищи, умеют достаточно быстро одеваться и т.д. Культурно-гигиенические процедуры вызывают у них радость, оптимизируют настроение. Они с удовольствием воспринимают от воспитателя заслуженную похвалу, которая повышает их самооценку, напротив, дети с низкой валеологической компетентностью высказываются на тему о здоровье очень не охотно, они балуются в комнате гигиены, не могут аккуратно одеваться, пользоваться носовым платком, гигиенические процедуры для них обременительны. Такие дети часто имеют довольно высокий уровень тревожности, воспитатель должен относиться к таким детям с повышенным вниманием.

Детские высказывания о здоровом образе жизни дают воспитателю дошкольного образовательного учреждения ценную информацию о личности и степени его развития, а также о семье, в которой растет ребенок.

Культура здоровья – это очень широкое понятие. Прежде всего, это часть общечеловеческой культуры, позволяющей личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Человек может радостно и созидательно трудиться добиваться успехов в своей деятельности, получать удовлетворение от жизни только тогда когда он здоров. Таким образом, здоровье – это целостность, состоящая из физического, социально-психического, духовных компонентов.

Функции культуры здоровья в дошкольном возрасте?

Функции культуры здоровья в дошкольном возрасте состоят из трёх основных компонентов:

-осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. ( № 1,с11).

Режим дня – это средство воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Одним самым главным условием является режим дня.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Психофизическими основами режима дня детей в дошкольном образовательном учреждении является то, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе. (№ 5,с 4)

Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика.

Гибкость режима дня?

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитатель постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменение режима с возрастом — это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого — к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, что позволяет освободить больше времени для игры, развития движений, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Значение режима дня в воспитании детей дошкольного возраста.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. (№ 5, с.4)

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. А. С. Макаренко, считал, что режим — это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность.

Мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей в педагогическом процессе детского сада.

Все мероприятия с детьми по данному направлению реализуются в содержании воспитательно-образовательного процесса через такие средства двигательной направленности, как:

- гимнастика (утренняя, оздоровительная после сна);

- режимные моменты (соблюдения режима дня), закаливание;

- игры (спортивные, подвижные);

- свободная физическая деятельность (прогулки, экскурсии);

- спортивные развлечения и досуги.

Наиболее эффективными методами работы с детьми являются – физкультурные занятия и режимные моменты, так как благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению они приобретают прочный и более осознанный характер, в повседневных занятиях и игре.

Хотелось бы затронуть наиболее эффективные, действенные и доступные методы работы совместные с родителями:

- Дни открытых дверей и совместные спортивные праздники, развлечения:

- соревнование с параллельной группой;

Ведь задача любого дошкольного образовательного учреждения - помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Детский сад больше знает, а семья – больше чувствует. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей объем знаний может быть увеличен, а пытливые дошкольники освоят весь материал не только с нами, но и с большей радостью со своими родителями, которые включены в процесс здоровье сберегающего сопровождения.

Трудности здоровьесберегающего педагогического процесса?

Конечно, вначале работы не все удаётся реализовать на практике. Почти всегда возникают трудностями:

1.Отсутствие наглядно-демонстрационного материала (это схемы, модели, пиктограммы), что затрудняет реализовать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

2.Проблема связанная с перспективным планированием по формированию представлений об организме т.к уровень знаний у детей разный. Для одних достаточно минимума, для других - объем знаний может быть увеличен.

3. Проблема в привлечении родителей в педагогический процесс.

В процессе взаимодействия с родителями, тоже возникают трудности, в воспитании здорового ребенка в семье:

- нерегулярное пребывание ребенка на свежем воздухе;

- дефицит дневного и ночного сна;

- малая двигательная активность;

- не соблюдение элементарных гигиенических норм;

- не соблюдение режима дня в выходные дни и праздники; - неправильное питание, не проведение гимнастики (зрительной, дыхательной);

- не соблюдение режимных моментов, закаливания и т.д.

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.

Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровьесберегающего сопровождения.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

Деркунская В.А. Родничок здоровья. – СПб., 2009. Параграфы 1.3, 3.3

Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). М.: Изд-во: Феникс, 2008.

Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Дети дома много времени проводят у компьютеров и планшетов, а это отрицательно влияет на физическое развитие. Игра- это весело, неожиданно, она даёт радость, эмоциональный подъём. Поэтому мы должны использовать её укрепляя и сохраняя здоровье ребят. Учёные доказали, что физические нагрузки увеличивают жизненные силы, повышают иммунитет. Это можно осуществить через подвижные игры . Летом лучше проводить их на свежем воздухе (на участке) обязательно соблюдая питьевой режим. Игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством. Протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Подвижными играми можно предупредить и лечить такие заболевания, как: плоскостопие, нарушения осанки, ожирение. Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту в развитии психических процессов, воспитывает чувство ритма, уравновешивает нервную систему, способствует регуляции мышечных усилий. На группах должна быть картотека подвижных игр.

Обязательно нужна утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением и игрой. Это стимулирует ребенка к дисциплине. Можно сочетать ее с дыхательной гимнастикой. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям.

На группе ведем журнал здоровья, где планируем профилактические (закаливающие) процедуры.

Следить за здоровьем детей в детском саду должны и медсестра, и воспитатели.

Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

постепенность

- только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;

систематичность

- каждый перерыв будет рушить работу, которая велась по закаливанию раньше (включая выходные);

учет индивидуальных особенностей

, в том числе и заболеваний ребенка.

Дружное взаимодействие родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим.

Закаливание в детском саду должно быть продолжено дома. С родителями проводим консультации. Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда ребенок находится, а дома.

К основным процедурам закаливания в детском саду относят воду, свежий воздух.

Вода - так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Берётся вода тёплая, а потом уже температура постепенно снижать. На веранде участка мы обливаем ноги водой.

Из воздушных процедур в детских садах можно использовать сон на открытом воздухе и воздушные ванны. Дети спят без маек. Проснувшись, после дневного сна, выполняют бодрящую гимнастику.

Помещения, в которых находятся дети, мы должны хорошо проветрить, это тоже входит в программу закаливания.

Сохранение здоровья детей – это очень важно и для воспитателей и для родителей. Все эти методы эффективно воздействуют на детский организм в целом.

1. М. В. Васильева ''Программа воспитания и обучения в детском саду".

Адаптация в детском саду детей с 2-х до 3-х лет Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев. Любая адаптация обычно идет на двух уровнях — на физиологического.

Закаливание детей в детском саду Закаливание детей в детском садуВо все времена к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе.


Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. Но это в теории, а на практике часто картина другая: группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями и т. д. На здоровье детей в детском саду влияет множество факторов. Один из них это — психологическая атмосфера в дошкольном учреждении, эмоциональное здоровье взрослых, работающих с детьми. Необходимо помнить, что непоправимый вред детскому здоровью наносят грубость, несправедливость, бестактность, несдержанность. Состояния, которые они вызывают — уныние, тоска, зависть, злость, страх, — самым негативным образом влияют не только на личностное развитие детей, но и на их здоровье. Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а следовательно, необходимо формировать здоровьеукрепляющее пространство в ДОУ. Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду, должно стать, прежде всего, заботливое отношение, создание для них спокойной, уютной, доброжелательной обстановки. Помещения детского сада должны отвечать принципам эстетики и эргономики. Немаловажным является и состояние территории детского сада. Продуманность расположения игровых модулей, наличие физкультурного оборудования, эстетика и экологичность беседок для отдыха, озеленение — все это повышает эффективность оздоровительной работы.

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Родителям необходимо объяснить, что соблюдение режима детского сада (например, прием ребенка утром) позволяет ему безболезненно включиться в жизнь группы, а опоздание способствует возникновению тревожности, вредит здоровью. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада. Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей. Необходимо грамотно организовывать образовательный процесс, соблюдая следующие правила:

- объем и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям; ненужная информация может привести к переутомлению;

- четко соблюдать режим и сетку занятий;

- проявляйте гибкость в ходе занятия; помните, что ребенок дошкольник может находиться в статичном положении не более 5–7 минут;

- давать детям возможность переключаться, используя физкультминутки.

Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Но физкультурные занятия предусмотренные программой не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.

Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Известно, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей — дошкольников. Следовательно, укрепляет их здоровье. Она может встречать детей по утрам, во время приема, в этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Тихую, легкую, спокойную музыку можно включать во время пробуждения детей. Но она должна жить в детском саду не только в виде прослушивания, но и в виде пения и танцев.

Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках. Непременный элемент закаливания — длительное пребывание на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, зимой, осенью — не менее 3–4 часов. Поскольку закаливающие процедуры — водные или солнечные весьма сильные средства воздействия на детский организм, то во время их проведения необходимо присутствие медицинского работника.

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста:

1. Пальчиковая гимнастика;

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил: такие игры должны использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента — главное ребенку должно быть интересно; длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно.

Для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности: пальчиковый театр, выкладывание узоров из мелких камешков, вязание, шитье, вышивание, завязывание и развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц, комканье и сжимание пористых губок, лепка из глины и пластилина, нанизывание бус, перематывание клубочков ниток, собирание мозаики, матрешек, пирамид, узнавание предметов на ощупь. Систематическая тренировка движений пальцев и всей кисти рук выступает важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, повышается работоспособность коры головного мозга, улучшается артикуляция. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты.

2. Дыхательная гимнастика;

Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание — условие здоровья ребенка, профилактическое средство против респираторных заболеваний.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила: дышать с удовольствием, концентрировать внимание на дыхательном упражнении, дышать медленно, дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Каждое дыхательное упражнение состоит из шести этапов: 1. принять позу и зафиксировать ее; 2. расслабиться; 3. сосредоточиться на предстоящем упражнении; 4. сделать глубокий вдох; 5. выполнить упражнение; 6. отдохнуть после упражнения, сменив позу. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, в проветренном помещении, в облегченной одежде, в утренние часы, температура воздуха не выше 17 градусов. Продолжительность занятия от 10 до 30 минут.

3. Динамические паузы;

Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки — 3 7 минут. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. В детском саду используются физкультминутки под стихотворные тексты, надо помнить: содержание текста должно сочетаться с темой занятия, стихи с четким ритмом, под них легче выполнять движения; текст произносится взрослым, чтобы у ребенка не сбилось дыхание.

Данный вид оздоровительной работы доступен только старшим дошкольникам. Он требует произвольной регуляции внимания, умения сосредоточиться на своих ощущениях. Оздоровительный эффект достигается путем интенсивного разминания тех или иных точек тела. Упражнения выполняются под руководством воспитателя, который следит за тщательностью и интенсивностью нажатия.

5. Гимнастика для глаз;

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения. Для профилактики близорукости нужно использовать офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Предлагается следующее упражнение для усиления мышц глаз и зрения:

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо дружно посмотрели, влево взгляд перевели.

Глазки все повеселели –

Ну, ребята, молодцы!

Снизу вверх и сверху вниз заскользили глазки.

Нужно нам их всем беречь

И не просто — с лаской!

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Взгляд там свой останови, и минутку погляди.

Чтобы мышцы крепче стали смотрим по диагонали.

За окно ты посмотри, что увидишь там вдали?

А теперь на кончик носа непременно посмотри.

Повтори так восемь раз, лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, их потом мы закрываем.

6. Гимнастика пробуждения;

Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна. Гимнастика должна включать в себя: звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.

7. Корректировка осанки;

Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий и проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.

Воспитатель должен создать в группе условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей и их эмоционального благополучия. Способствовать удовлетворению естественной потребности детей в движении. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Развивать стойкость, выносливость и защитные способности детского организма. Способствовать организации эмоционально — насыщенной совместной и самостоятельной деятельности детей.

Литература:

1. Вербенец А. М., Столяров Б. А., Зуева А. В. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 208 c.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова М.: Педагогика, 1991. — 536 с.

3. Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: Материалы 2-ой международной научно-практической конференции, Барнаул, 5–10 июля 2013 г. / Под ред. В. Р. Кучмы, И. Р. Лазуренко. Барнаул: АлтГПА, 2013. — 306 с.

4. Кошелева А. Д., Перегуд В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Академия, 2003. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, детский организм, дыхательная гимнастика, дыхательное упражнение, образовательный процесс, оздоровительная работа, пальчиковая гимнастика.

Похожие статьи

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье.

детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение, дыхательная гимнастика, детский организм, пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей.

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении.

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей.

Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания?!

Сначала дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, после того как дети научились.

Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях.

- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз; Наш детский сад посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также дети, находящиеся в контакте с больными.

Гимнастика дыхательная — используем для укрепления.

Особенно популярна пальчиковая гимнастика у педагогов групп раннего возраста.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ. здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Регулярное занятие дыхательной гимнастикой позволит детям не только чувствовать себя лучше, но и правильно вести диалог используя пунктуацию и выразительность речи.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад, здоровый образ жизни, гимнастика, глаз, малыш, двигательная активность.

Автор: Табатчикова Татьяна Анатольевна, Лебедева Елена Витальевна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни.

ФГОС ДО "направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. " (см. п.1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в . становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. " (см. п. 2.6 ФГОС ДО).

В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как в детстве происходит развитие и становление личности человека, все, что приобретено ребенком в детстве, в том числе и здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека.

Проблемы со здоровьем наблюдаются уже в дошкольном возрасте, а к началу учебы в школе они увеличиваются. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе. Укрепление здоровья посредством физического воспитания решает так же большую социальную проблему. Во-первых, формирование правильных двигательных умений сохранит жизнь детей, а потом и взрослых, во-вторых – занятия спортом отвлечет детей от улицы и неблагоприятных влияний. Гармонизация психической стороны личности ребенка посредством физической культуры так же благотворно влияет на подрастающее поколение. В связи с этим сегодня становятся актуальным воспитательное оздоровительное направление в работе в ДОУ, направленные на сохранение и укрепление здоровья молодого поколения, развивающие физические и психические качества детей.

Педагогические и психологические исследования, посвященные физическому воспитанию в укреплении здоровья детей дошкольного возраста, обращают внимание на то, что основная цель обучения дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки.

К средствам физического воспитания для укрепления здоровья относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности. Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют оздоровлению и закаливанию организма детей. Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. Благотворно влияет на детский организм утренняя гимнастика на улице.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Эта система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Организация и методы использования факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья каждого ребенка, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в этих вопросах персонала дошкольного учреждения (медицинского и педагогического) и родителей.

Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

В качестве основных средств закаливания мы используем естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
  2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
  3. Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.
  4. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.
  5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5 - 7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4 - 5 град. C, т.е. опускаться до +14 - 16 град. C. Проводят его:

  • утром перед приходом детей,
  • перед занятиями,
  • перед возвращением детей с прогулки,
  • во время дневного сна,
  • после полдника.

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20 - 30 минут.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

В холодное время года при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить четкую правильную их организацию и методику. Организационно физкультурные занятия лучше проводить перед или в конце прогулки, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе. В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе для детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеется. Но дети, имеющие хронические заболевания, должны приступать к ним в летнее время, при обеспечении индивидуального подхода в дозировании им мышечной нагрузки по назначению врача. Врач также решает вопрос о возможности занятий на воздухе для ряда детей в холодное время года.

После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1 - 2 занятия, дети, ранее не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2 - 3 занятия, дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или других заболеваний, допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды (которая рекомендована для местного воздействия) при умывании и для завершающего споласкивания при мытье ног.

Дети до 3-х лет при умывании моют кисти рук, лицо, шею. Если дети, умываясь, забрызгали чулки, белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, т.к. высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания при умывании увеличивается зона воздействия: моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей целесообразно разбить на группы здоровья:

  • I группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.
  • II группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам.
  • III группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительных заболеваний.

По мере закаливания, но не менее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть:

  • отсутствие в этот период острых заболеваний,
  • положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру,
  • отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление "гусиной кожи").

Все специальные меры закаливания различаются:

  • по силе воздействия - местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирания, обливания, ванна, купание в отрытом водоеме);
  • по продолжительности;
  • по действующему фактору (воздух, вода, солнце).

Начинают закаливание с более мягких воздействий, т.е. с местных закаливающих воздействий.

Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем. Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой считаются воздушные ванны. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде (оставляющей обнаженными руки и ноги), во время физкультурных и музыкальных занятий, ежедневной утренней гимнастики, общую воздушную ванну - при смене белья после ночного и дневного сна.

Закаливание водой начинают с предельно слабых воздействий (местных и непродолжительных по времени), а затем переходят к общим мероприятиям.
Местные водные процедуры (подмывание, обтирание, обливание).
Подмывание - в раннем возрасте подмывание ребенка следует использовать для закаливания. Температура воды постепенно снижается с 29 - 30 град. C до +22 - 20 град. C (на 2 град. C через каждые 5 - 6 дней).

Местное влажное обтирание - наиболее мягкая процедура из водных закаливающих мероприятий. Ее назначают ослабленным детям с отклонениями в состоянии здоровья и после перенесенных заболеваний. После влажного обтирания кожу растирают сухим мягким полотенцем с применением мягкого массажа до появления умеренного покраснения. Начинают с обтирания рук, ног, а затем туловища и постепенно переходят к общему обтиранию.

Обливание, оказывает большой раздражающий эффект, т.е. действие оказывает не только температура воды, но и давление ее массы. Обливание ног, с использованием контрастных температур воды, можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года, на контрастное обливание можно перейти в период эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях) и при снижении температуры воздуха в групповых помещениях ниже +20 град. C, в основном в холодное время года.

Общие водные процедуры (обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30 - 40 минут после приема пищи.

Общие обтирания производят варежкой из мягкой ткани, смоченной водой соответствующей температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это способствует устранению застоя крови в венах и капиллярах). Обтирания проводятся в такой последовательности: сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и спину.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, потом переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5 - 6 минут и вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня это может составить суммарно 40 - 50 минут.

Кроме перечисленных закаливающих процедур хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний зубов, слизистой рта и носоглотки является систематическое простое полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с 2 - 3 лет. С 4 - 5 лет можно приучать полоскать горло. Полоскание горла утром после сна и вечером перед сном является эффективным средством предупреждения ангин и разрастания аденоидов и миндалин.

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.

Для поддержания закаливающего эффекта мы используем в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассейнах. Вода при этом должна быть не ниже +20 град. C. Постепенно увеличивается время экспозиции с 30 секунд до 5 - 10 минут.

Закаливающие мероприятия особенно важны в период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом система закаливания должна сохраняться, но сила воздействующего фактора снижается. Должен быть усилен контроль врача в этот период и строгий индивидуальный подход к каждому ребенку.

Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Исключение должны составлять лишь острые заболевания. Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.

Закаливание свежим воздухом показано всем детям, но в зависимости от состояния ребенка нужно проводить или общие, или частичные воздушные ванны. То же относится к водным мероприятиям - используют местные или общие процедуры и температура воды подбирается индивидуально.

Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях мы используем облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами.
Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующий и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.

Закаленные дети обычно здоровы, жизнерадостны, их организм обладает высокой сопротивляемостью к разным болезням. У них всегда хороший аппетит и спокойный сон. Они без вреда для здоровья даже зимой долго находятся на воздухе, легко переносят обтирание и обливание прохладной и холодной водой. У таких детей редко бывает насморк и кашель, воспаление легких и ревматизм. Кроме того, закаленные дети не так легко, как незакаленные, заражаются инфекционными болезнями (гриппом, коклюшем, корью и т.п.), а если и болеют, то переносят болезни легко и почти без осложнений.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Читайте также: