За что фет себя винил всю жизнь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Афанасий Афанасьевич Фет — великий русский поэт, судьба которого была наполнена неприятными событиями. Только к концу жизни судьба стала более-менее благосклонна к нему, когда ему уже это не приносило никакой радости и удовлетворения.

Афанасий Афанасьевич Фет

Утрата титула дворянина

Афанасий появился на свет в 1820 году в семье помещика. Родители не подумали над тем, что вступают в межконфессиональный брак. Ведь мать была немкой лютеранского вероисповедания, поэтому их отношения были оформлены по протестантскому обряду. Но после рождения сына они все же прошли венчание в церкви.

Афанасий появился на свет в 1820 году в семье помещика.

В Российской Империи тогда довольно негативно относились к таким бракам, поэтому Фет считался незаконнорожденным ребенком. У него не было права получить статус дворянина, носить родовую фамилию, претендовать на приличное наследство папы.

По бумагам Афанасий считался вовсе ребенком матери от первого брака, поэтому получил фамилию бывшего супруга женщины по фамилии Фет. Несмотря на это, поэт в течение 14 лет подписывался как Шеншин, поэтому его считали богатым наследником. Но потом истина открылась, в результате чего ему присвоили статус бедного человека.

Многие думали, что мать Фета вышла замуж за помещика, когда уже находилась в интересном положении.

Военная служба

Чтобы вернуть себе все то, что принадлежит поэту по праву, он пошел служить. Необходимо было стать офицером для получения возможности вернуть статус дворянина, восстановить право на наследство богатого папы. Афанасий считал, что такой план обязательно будет успешным.

Военная служба Фета

Но как только Фету удалось получить первый офицерский чин, власти издали распоряжение, в соответствии с которым дворянский титул присуждался только тем, кто дослужился до второго. Ему удалось получить и его, но потом снова власти внесли изменения, предписав, что стать дворянином могут военные майорского чина.

Поэтому Фету пришлось служить дальше. Как бы это не было нелепо, но когда он дослужился до майора, статус дворянина стали выдавать исключительно полковникам.

Любовная трагедия

В личной жизни Афанасию тоже не везло. Поэт влюбился в девушку, которая была хорошей пианисткой. Она была из бедной семьи.

В личной жизни Афанасию тоже не везло

У Фета тоже не было ничего, он посчитал, что обрекает ее на нищую жизнь, поэтому решил расстаться с ней. Но возлюбленная не приняла такой жест благородия, совершив суицид.

Благосклонность судьбы

Только к последним годам жизни судьба стала благосклонна к Афанасию. Ему удалось вернуть дворянский титул, родовую фамилию. Но к тому времени он уже находился в таком состоянии, что ничего его не радовало, – ни выстраданное дворянство, ни успешная помещичья деятельность, ни богатство, ни уважение общества.

У него возникли проблемы с творчеством, конфликты с коллегами. Фет решил уйти из жизни добровольно, но и тут ничего не вышло. Сначала секретарша смогла забрать у него оружие, потом его схватил сердечный приступ прямо в тот момент, когда он попытался заколоть себя ножом.

Поэт ушел в 71 года. У него не было детей.

Сам Афанасий говорил, что все его страдания в жизни возникли только по одной причине — из-за фамилии Фет.

Сам Афанасий говорил, что все его страдания в жизни возникли только по одной причине — из-за фамилии Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет. (23.11.1820 – 21.11.1892.)

Помещик Мценского уезда Афанасий Шеншин осенью 1820 года вернулся в свою усадьбы Новоселки после лечения на водах в Германии. 44-летний отставной гвардеец вернулся не один: он привёз с собой жену, 22-летнюю Шарлотту Фёт, которая страстно влюбившись в Афанасия Шеншина, в Германии оставила своего мужа Иоганна Фёта, дочь и отца.

После долгих хлопот удалось добиться, чтобы мальчика записали сыном Фёта. Иначе он считался бы незаконнорожденным всю жизнь. Таким образом Афанасий становится германским подданным, теряет русское гражданство, дворянство и все привилегии и права на отцовское наследство.


После того, как Афанасия записали сыном Фёта — первого мужа матери, его жизнь резко меняется: его отвозят в город Верро( ныне — Выру Эстонии), в немецкую школу-пансион.

Оторванный от семьи, потерявший свою фамилию, отлученный от дома (его даже на каникулы не брали), одинокий в чужом городе, Афанасий чувствовал себя изгоем. Эта драма в его жизни подготовила в его душе почву для неискоренимого пессимизма.

«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

После окончания университета в 1844 году Афанасий Фет едет в Херсонскую губернию и поступает нижним чином в кавалерию. Он поставил себе цель стать законным членом своего дворянского рода (откуда он был исторгнут), став офицером, т.к. только офицерский чин, даже низший давал ему право на дворянство. И вот 1,5 года образцовой службы и ему вручают заветные эполеты кавалерийского корнета. Но судьба наносит еще один удар: выходит указ — дворянство отныне давал только чин майора. Снова годы военной службы. В 1856 году, в 36 лет, Фет дослужился до нижнего звания. Но карма снова догоняет Фета: новый император Александр II издает указ: дворянство дает только чин полковника. Это был роковой удар по не очень крепкой психике Фета: он уходит в долгий отпуск, а в 1858 году подает в отставку.

Свою настойчивость в достижении дворянского звания и материальных благ Фет пытался обосновать тем, что, по его мнению, истинная культура создается дворянами. Он упрекал литераторов из дворянской среды, которые забывали о своих классовых интересах.


Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокой,
Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой, —
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.

Во время военной службы Фету удается бывать в Петербурге. Здесь он входит в круг талантливой молодежи.. Среди его друзей — известный позже критик и поэт Аполлон Григорьев; лирик Янов Полонский, историк Сергей Соловьёв, Тургенев, Гончаров, Анненков, Боткин, Некрасов. С Владимиром Соловьевым (1853-1900) Фет дружил больше 10 лет. С Львом Толстым был знаком 40 лет. Встречался с Тютчевым и обожал его поэзию.

Кляните нас: нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа,
И прославлять мы будем век любовь.

В пример себе певцов весенних ставим:
Какой восторг - так говорить уметь!
Как мы живем, так мы поем и славим,
И так живем, что нам нельзя не петь!

Загадка Фета для современников, притом близких, казалась непостижимой. В нем как бы совмещалось два человека: один презирал жизнь и сурово, жестоко осуждал реформы, ограничивающие права дворян; другой — поэт поразительной глубины, тончайшего лиризма.

Упреком, жалостью внушенным,
Не растравляй души больной;
Позволь коленопреклоненным
Мне оставаться пред тобой!

Горя над суетной землею,
Ты милосердно разреши
Мне упиваться чистотою
И красотой твоей души.

Глядеть, каким прозрачным светом
Окружена ты на земле,
Как божий мир при свете это
м В голубоватой тонет мгле!

О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,
Я подступающих рыданий
Горячий сдерживать прилив!

Полонский писал Фету по поводу этого стихотворения:

«Что ты за существо - не постигаю; ну, скажи, ради бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношественно-благоговейные стихотворения, как и "Упреком, жалостью внушенным. "?

Стихи эти так хороши, что я от восторга готов ругаться. Какой Шопенгауэр, да и вообще какая философия объяснит тебе происхождение или психический процесс такого лирического настроения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не видимый, и нам, грешным, невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений, - перед таким существом, от света которого божий мир тонет в голубоватой мгле! Господи боже мой!

В 1857 году Афанасий Фет женится на сестре известного критика Боткина — Марии Петровне, а в 1858 году, когда выходит в отставку с головой уходит в хозяйственную деятельность, купив хутор в родном Мценском уезде. Он расчётливо богатеет, избирается мировым судьей, забросив поэзию.

Мария Петровна Боткина

Мария Петровна Боткина

Через 17 лет, в 1877 году, он покупает другую деревню, в Курской губернии, где проводит остаток жизни. В это время Фет возвращается к поэзии.

Перестань, не пой, довольно!
С каждым звуком яд любви
Льется в душу своевольно
И горит мятежно-больно
В разволнованной крови.

Цыганскую стихию Фет именует воплощенным огнем.

Злая песнь! Как больно возмутила
Ты дыханьем душу мне до дна!
До зари в груди дрожала, ныла
Эта песня - эта песнь одна.

И поющим отдаваться мукам
Было слаще обаянья сна…

У Фета давно пробудился интерес к античному миру и к античному искусству. Творения древних ваятелей не раз вдохновляли лирику Фета. Подлинным шедевром стало стихотворение, посвященное статуе богини Дианы

Диана

Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами.
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело,-
Его недвижностью вниманье облегло,
И дев молению в тяжелых муках чрева
Внимала чуткая и каменная дева.
Но ветер на заре между листов проник,-
Качнулся на воде богини ясный лик;
Я ждал,- она пойдет с колчаном и стрелами,
Молочной белизной мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град,
На желтоводный Тибр, на группы колоннад,
На стогны длинные. Но мрамор недвижимый
Белел передо мной красой непостижимой.

У Фета есть еще одно стихотворение, посвященное античной статуе.

Статуя Венеры Милосской. Париж. Лувр.

Статуя Венеры Милосской. Париж. Лувр.

И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.

Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.

(В городе Пафос на острове Крит был храм, посвященный богине любви Афродите).

А. Фет занимается переводческой деятельностью. Еще будучи студентом, начал переводить Горация, а со временем перевел не только все сочинения этого поэта, но и почти всю римскую поэзию( Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия, Вергилия, сатиру Ювенала, Персия, Марциала ). Кроме римских авторов Фет переводил множество других древних и новых западных, и восточных поэтов.

Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве душой уступаю,
И днем и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю.

И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твое узнаю, солнце мира.

И всё, что мчится по безднам эфира,
И каждый луч, плотской и бесплотный,-
Твой только отблеск, о солнце мира,
И только сон, только сон мимолетный.

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

В стихах Фета всегда напор восторга или трагедии, всегда взлет или попытка подняться и заглянуть в небытие

Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.

Афанасий Фет все время преодолевает удары судьбы: тайна рождения, тяжелая наследственность от матери, потеря дворянства, неудачи вернуть его через военную службу, гибель любимой девушки, разрыв с Некрасовым… Поэзия для Фета — это исцеления от муки, от своей личной трагедии и претворении её в радость.

Люби меня! Как только твой покорный
Я встречу взор,
У ног твоих раскину я узорный
Живой ковер.

Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!

Майская ночь

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь…

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Фет всю. Жизнь отличался склонностью к приступам мрачной хандры, унаследованной, очевидно, от матери. Но это было и ощущением себя изгоем в юношеские годы, когда душа особенно тонко реагирует на несправедливость, на отсутствие родительского тепла. Его задушевный друг юности Аполлон Григорьев, в семье которого жил Афанасий, пишет:

Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась - кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью - всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.

На 72 году жизни Фет попытался покончить с собой, но его секретарь успел отнять у него стальной стилет. Тогда Фет бросается к буфету, где лежат ножи, но в этот момент смерть сама настигает его — сердце разрывается. Поэт не дожил до 72 лет двух дней. Похоронен поэт в родовом имении Шеншиных, недалеко от Орла.

Афанасий Фет, несмотря на внутренний, постоянно преодолеваемый трагизм, является одним из самых солнечных поэтов мира.

Еще люблю, еще томлюсь
Перед всемирной красотою
И ни за что не отрекусь
От ласк, ниспосланных тобою.

1890 (Фету 70 лет)

Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О! окрыли и дай мне превозмочь
Весь этот тлен, бездушный и унылый.

Какая ночь! алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре.
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля и теплится, как море.

Мой дух, о ночь! как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной,
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

Поэт прикасается к тайнам мироздания. Обращаясь к звездам он задается вопросом: а звезды ли это? Или может быть лишь их запоздалый отсвет? Пришлые образы небесных тел?

Угасшим звездам

Долго ль впивать мне мерцание ваше,
Синего неба пытливые очи?
Долго ли чуять, что выше и краше
Вас ничего нет во храмине ночи?
Может быть, нет вас под теми огнями:
Давняя вас погасила эпоха, —
Так и по смерти лететь к вам стихами,
К призракам звезд, буду призраком вздоха!
6 мая 1890

Фет сознаете тождество своей личности со Вселенной и творит со ощущением Бога:

Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день твой светлый серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем

Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я - добыча суеты,
Игралище ее непостоянства,-
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
Ни времени не знает, ни пространства.


Для пореформенной эпохи интересны не только теоретики новой жизни, но и практики - те, кто обладал собственным опытом изменения отношений на земле. При этом трактовка идей и поступков человека им самим и его современниками часто не совпадает. Пример тому - публицистика известного поэта Афанасия Фета, которая породила в 1860-е годы большую дискуссию.

Афанасий Афанасьевич до 14 лет воспитывался как обыкновенный русский дворянин - в небогатой усадьбе Новосёлки, с жёстким отцом, мягкосердечной матерью и преданиями столбовых дворян Шеншиных. Всё рухнуло, когда отец отдал подростка на учёбу в строгий немецкий пансион, объявив ему, что отныне он должен носить фамилию Фет. Тогда и открылось, что мальчик родился, когда его мать формально ещё состояла в браке со своим первым мужем Иоганном Фётом. Этот комплекс неполноценности, это чувство украденного статуса будет преследовать поэта всю жизнь - и заставит действовать. Неудачным оказался путь к дворянству через военную службу: один за другим вышли указы, повышавшие планку, которой надо было достичь, чтобы стать дворянином. После долгих лет мытарств и душевных страданий, уже обладая именем в литературе, поэт обратился с прошением на высочайшее имя о получении фамилии Шеншин и вступлении в права "по роду и наследию". Борьба за возвращение потомственного дворянства будет идти около 40 лет, лишь к 1874 году Фет станет дворянином Шеншиным. Фамилия Фет у него вызывала отторжение; везде - в официальных бумагах, в переписке, на столовом серебре - появился Шеншин. Многие не понимали активности Афанасия Афанасьевича в этой области. Известна фраза Ивана Сергеевича Тургенева: "Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, Вы имеете только фамилию" 2 .

Итак, Фет-Шеншин отстаивал дворянское звание - которое в пореформенную эпоху уже не сулило особых привилегий - сознательно, в долгой и непростой борьбе. Возможно, именно поэтому поэт с энтузиазмом воспринял идею покупки имения как некоей компенсации отсутствовавшего ещё у него дворянского статуса. В 1860 году он купил на юге Мценского уезда 200 десятин пахотной земли и недостроенный хутор Степановку. Некоторые знакомые (среди них тот же Тургенев) скептически восприняли эту затею, считая её самоубийственной. Имея смутные представления о ведении поместного хозяйства, Фет решил тем не менее попробовать реализовать себя. Эксперимент будет длиться 17 лет. Да и момент Афанасий Афанасьевич выбрал, как всегда, "удачный" - когда сама суть поместного хозяйства должна была трансформироваться в нечто новое. Во что именно - этого не знали и опытные хозяева, куда уж новичку.

В переписке с Толстым Фет делился своими опасениями и переживаниями. В 1880-е отношения двух литераторов осложнятся, но в 1860-е годы оба ищут новые варианты реализации просвещённого человека на земле: "Я люблю землю, чёрную рассыпчатую землю, ту, которую я теперь рою и в которой я буду лежать" 6 .

Свою дворянскую миссию в деревне Фет видел скорее в культурном начале, которое может привнести дворянство на народную почву при условии взаимодействия. Именно поэтому он приветствовал действия толстовского Лёвина, который учился у народа: "Владея не блестящим, но независимым состоянием, он ищет, вследствие разрушения прежних экономических отношений, новых здравых основ тому делу, служить которому призван длинным рядом предков" 7 .

При этом Фет признавал, что дворянское сословие не просто бедствует, а вымирает, причём оно само виновато в своём плачевном состоянии: "У всех у нас потомственная и, так сказать, обязательная кормилица-земля под ногами, но мы не только не хотим трудиться на ней, но не хотим даже хладнокровно обсудить условий, при которых земледельческий труд возможен" 8 .

Поэт своеобразно формулировал своё отношение к крепостным порядкам. Видел ли он в них идеал? "И да, и нет. В принципе нет, в результате - да. Это заведённый порядок, старинный порядок, которому надо подражать, несмотря на изменившиеся условия… При вольнонаёмном труде стройность ещё впереди" 9 . Именно дореформенная стабильность привлекала Афанасия Афанасьевича. Порядок, которого не стало и который Фет планомерно, жёстко, иногда педантично пытался навести хотя бы в своём маленьком хозяйстве. Именно за эту ностальгию по крепостной стройности его сочинения будут подвергаться обличительной критике слева. Однако Фет одобрял и достижения нового времени, результаты Великих реформ Александра II: "19 февраля было днём не возрождения, а истинного рождения. Россия, долгое время болезненно носившая зреющий организм свободы, наконец произвела на свет не недоноска, а вполне развитого младенца, вздохнувшего в первый раз" 10 .

При всём том поэт считал, что в России важна и роль поместного дворянства, и призывал не высмеивать неудачи хозяйствующих дворян, а поддерживать их начинания: "Дело землевладельцев было всегда и везде делом великим. А теперь оно более чем когда-либо важно и значительно для всего государственного организма. Пора и нашей отсталой литературе вспомнить это и отнестись к нему без задора бессмысленной и нелепой вражды" 11 . Однако призыв остался без ответа; наоборот, эти очерки вызвали враждебную и очень эмоциональную реакцию в печати. О чём же пишет Фет и за что его так невзлюбили? О мелочах. О проблемах хозяйства, о ценах и погоде, о сложностях построения новых отношений с каждым конкретным жителем деревни, об адаптации к новым подходам, фактам и процессам. В сравнении с основным пластом тогдашней "сельскохозяйственной" публицистики - изобилующим отвлечёнными размышлениями - работы Фета весьма выигрывают: они насыщены конкретным, почерпнутым из живой жизни материалом.


Вот, к примеру, вопрос об использовании машин - в "рациональном хозяйстве", которое так мечтали наладить "передовые" землевладельцы, всегда стоявший на первом месте. Одним из открывателей этой темы стал именно Фет. Он показал, что главные причины первых провалов в использовании машин связаны с плохой "совместимостью" последних с русским крестьянином. "Не стану описывать пытки, которую мне пришлось выдержать с неискусными в этом деле деревенскими мастерами; довольно того, что машина наконец была установлена и, худо ли, хорошо ли, стала молоть. Нужно прибавить, что она ломалась почти ежедневно, а когда в конце осени наступила сериозная молотьба, то я уже и сказать не могу, сколько раз отдельные её части пребывали в кузнице и на орловском литейном заводе" 12 . Однако недостаёт не только знаний, но и соответствующей психологии. Ведь машина "требует усилий равномерных, но постоянных. Пока она идёт, нельзя стоять… Это качество машин, с непривычки, пока очень не нравится нашему крестьянину. Небогатый землевладелец Г. поставил молотилку и нанял молотников… Через три дня рабочие потребовали расчёта…

"Да что, батюшка, невмоготу жить. Сами ходите под машину: ишь она, пусто ей будь, хоть бы запнулась" 13 . Более подробно тема внедрения машин будет раскрыта в художественной литературе в 1870-е годы, когда отдельные примеры перестанут быть отдельными и наступит время подведения итогов. Но общие контуры проблемы Фет уже обозначил.

Важной темой для очерков стало использование вольнонаёмного труда. По мнению Фета, именно оно и является оптимальным: "Такой труд, где рабочий напрягает свои силы чисто и единственно для себя, есть идеал вольного труда, идеал естественного отношения человека к труду" 14 . За этим будущее, но настоящее не столь радужно. Сложно было не только заставить помещиков ценить крестьянский труд; выяснилось и то, "как нова и дика была для крестьян мысль о ценности личного труда" 15 .

Сложно говорить о партнёрских отношениях между землевладельцем и работником, если между ними пропасть взаимного неприятия, столетиями сформированное противостояние. И как бы искренне ни желал Фет решить этот вопрос экономически и рационально, крестьяне продолжали видеть в нём барина, человека, малопонятного с виду и чуждого по сути. Поэтому нормой их взаимоотношений оставался обман: "Просьба мужика была исполнена, а кур он мне не привёз. Приводить новых примеров понимания и исполнения условий и договоров со стороны наших крестьян я более не буду, хотя мог привести их сколько угодно" 16 .

Усадьба Фета в Степановке / Родина

Вообще, психологическим аспектам новых экономических отношений Афанасий Афанасьевич уделял особое внимание. Он хотел быть новым, разумным хозяином, реализовывать и личным примером пропагандировать передовые экономические взгляды. Однако значительная часть общества (как дворянского, так и крестьянского) просто не готова была принять новые подходы. Именно это противоречие породило знаменитое представление о мелочности Фета-помещика. Вот, например, эпизод с недобросовестным работником Семёном. Он был уволен поэтом после того, как целый месяц отлынивал от работы, вызвав этим недовольство приказчика и других рабочих, да ещё и не вернул необходимой доли задатка. Эти-то деньги и желал получить с него Фет - больше из принципа, чем из хозяйственных соображений. А Семён, нанявшись к соседнему мужику, сразу же попался с украденными хомутами - заработав в итоге дурную славу во всей округе 17 … И ведь нерадивость Семёна - не фантазия автора, а объективный факт. А стремление, пусть придирчивое, к порядку - не самая плохая черта для хозяина. Вот ещё история с гусями. Фет не хотел отдавать пойманных на его земле чужих гусей даром, он желал получить штраф за потраву - чтобы приучить нерадивых хозяев к порядку. При этом он скрупулёзно вычислял возможные нюансы исчисления таких штрафов. Но ведь как хозяин он и не мог поступать иначе: потрава, учинённая гусями, разнится от потравы, нанесённой, скажем, лошадью.

Фет мечтал, чтобы весь механизм новых отношений был отлажен. Он верил и надеялся на вольнонаёмные отношения, но желал и поддержки со стороны государства - чтобы ему не приходилось заниматься самодеятельностью с гусями и ловить работника Семёна. "Всякая законность потому только и законность, что необходима, что без неё не пойдёт самое дело. Этой-то законности я искал и постоянно ищу в моих отношениях к окружающим меня крестьянам и вполне уверен, что рано или поздно она должна взять верх и вывести нашу сельскую жизнь из тёмного лабиринта на свет Божий" 18 . Пока же вся тупиковость ситуации выражена в словах посредника, который надеется "как-нибудь уладить это дело". "Со вступлением России в новый период деятельности заветные слова авось, да небось, да как-нибудь должны совершенно выйти из употребления" 19 .

Ну, как здесь не возникнуть ностальгии по дореформенным временам? Однако взгляды "убеждённого помещика" Фета были неприемлемы для демократического сознания даже если за ними стояло просто стремление упорядочить хозяйство. "Новизну" его взглядов многие вообще не признали: "В г. Фете ещё не остыли старые привычки", он "находится в тесной связи с общим настроением той части общества, которая присваивает себе название "благонамеренной" 20 .

Критика коснулась и лирики Фета. Так, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин изрёк: "В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест" 21 . Как публициста Афанасия Афанасьевича упрекали в детализации и мелочности, а как поэта - в уклонении "от практической стороны жизни" 22 . "Есть и такие стихи, в которых, с одной стороны, кажется, что как будто есть что, а с другой, как будто ничего нет, кроме рифм и размера" 23 .

А в целом получилось не лирическое хозяйство, а соединение "лирического худосочия" 24 с замашками крепостника: "Фет явился бессознательным, наивным певцом крепостного права" 25 .

Если для самого Афанасия Афанасьевича стремление наладить хоть какой-то порядок в расстроенном хозяйстве было залогом успеха деятельности пореформенного помещика, то для его критиков - возвращением помещичьего произвола. В этом непонимании и кроется известный конфликт между Фетом и демократическими авторами. Сатирик Дмитрий Минаев потешался вволю 26 :

Этой ночью благовонной,
Не смыкая глаз,
Я придумал штраф законный
Наложить на вас.
Если вдруг чужое стадо
Забредёт ко мне,
Штраф платить вам будет надо…
Спите в тишине.

Если в поле встречу гуся,
То (и буду прав)
Я к закону обращуся
И возьму с вас штраф;
Буду с каждой я коровы
Брать четвертаки,
Чтоб стеречь своё добро вы
Стали, мужички…

Фет как хозяйствующий субъект стал весьма популярной мишенью. Салтыков-Щедрин вообще практически отождествлял понятия "вести поместное хозяйство" и "человеконенавистничать": "Вместе с людьми, спрятавшимися в земные расселины, и г. Фет скрылся в деревню. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает; сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает, и всё это, для тиснения, отправляет в "Русский вестник" 27 .

Подобный стереотип, плотно утвердившийся в умах современников и потомков, легко было создать именно на контрасте с фигурой "нежного поэта". В итоге читаю щая публика в большинстве своём не поняла и не приняла Фета-помещика, Фета-землевладельца, Фета-практика. Зато был создан миф о Фете-крепостнике.

Конечно же, поэта угнетала подобная реакция. Быть прогрессивным на словах легко, а вот на деле, да ещё успешным - намного сложнее. И Фет писал Толстому: "Тургенев вернулся в Париж, вероятно, с деньгами брата и облагодетельствовав Россию, то есть пустив по миру своих крестьян… порубив леса, вспахав землю, разорив строения и размотав до шерстинки скотину. Этот любит Россию. Другой роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет леса и сады, разводит высокие породы животных и растений, даёт народу заработки - этот не любит России и враг прогресса" 28 . В этих строках сквозит горькая обида; есть в них, очевидно, и немалая доля правды. Характерно, кстати, что резкий критик поэта Салтыков-Щедрин купил под Москвой в Витинёво, усадьбу, но не справился с ней. Михаилу Евграфовичу поучиться бы у Фета, а он заклеймил его как дремучего крепостника…


Тем не менее свой взгляд Фет считал достаточно объективным, а нападки - проявлением слабости критиков: "Наши записки в течение долгих лет служили неистощимой темой свистков и дешёвой карикатуры. Дети, взглянув на барометр и догадываясь, что скоро их не пустят на улицу, готовы были разбить безмятежный инструмент, точно он виновник приближающейся грозы" 29 .

Идейные противники поэта-публициста не надеялись увидеть в русских дворянах прогрессивных землевладельцев, а вернее, просто не хотели этого. По их априорным суждениям, поместное хозяйство после отмены крепостного права было совершенно бесперспективным. И любой помещичий опыт, удачный или не очень, точно так же априори принимался в штыки. А фигура "поэта-крепостника" для критики была особенно привлекательна.

Фет защищал помещика от нападок литераторов, исходя во многом из реального положения дел: ведь "бóльшая часть производительной почвы находится в руках этого класса, и нельзя никакими риторскими воркованиями зашептать эту жизненную силу" 30 . И в течение двух десятилетий он личным примером доказывал, насколько сложно было быть хозяином в ту эпоху и что помещик не только хищник, но и жертва.

Заметки были написаны и напечатаны, чтобы поддержать такого же хозяина. Фет и как писатель, и как землевладелец рад был быть полезным: "Мы все Робинзоны, все ищем новых путей и средств к произведению тех самых вещей, которые когда-то так легко производились по рутине" 31 . Он гордился тем, что, получив пусть незначительный, но результативный практический опыт, мог им поделиться. И пусть "лирическое хозяйство" не всегда встречало радушный приём критиков, его дело не пропало, отразив противоречия эпохи.

Примечания
1. Современник. 1863. № 4.
2. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем. Т. 10. М. 1994. С. 339.
3. Кошелев В. А. Лирическое хозяйство в эпоху реформ // Фет А. А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М. 2001. С. 6; Экштут С. А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. М. 2012. С. 261-271.
4. Фет А. А. Указ. соч. С. 173
5. Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями. Т. 1. М. 1978. С. 288, 251, 290.
6. Там же. С. 356.
7. Там же. С. 235.
8. Там же. С. 363.
9. Фет А. А. Указ. соч. С. 76.
10. Там же. С. 274.
11. Там же. С. 131.
12. Там же. С. 109.
13. Там же. С. 76.
14. Там же. С. 74.
15. Там же. С. 89.
16. Там же. С. 91.
17. Там же. С. 134.
18. Там же. С. 89.
19. Там же. С. 76.
20. Современник. 1863. № 4. С. 394.
21. Там же. 1863. № 9.
22. Русское слово. 1863. № 8. С. 62.
23. Там же.
24. Там же. 1863. № 9. С. 21-42.
25. Там же. С. 39.
26. Минаев Д. Д. Лирические песни с гражданским отливом… // Минаев Д. Д. Избранное. Л. 1986. С. 67.
27. Современник. 1863. № 4.
28. Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями. Т. 2. М. 1978. С. 59.
29. Фет А. А. Указ. соч. С. 274.
30. Там же. С. 126.
31. Там же. С. 276.

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Эту фамилию знают многие. Но каким был на самом деле Афанасий Афанасьевич Фет — его биография, может быть, поможет пролить на это свет.

Судьба его была непростой, но он занял достойное место в классической русской литературе. В статье будет подробный рассказ об основных моментах его жизни.

Краткая биография А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Афанасий Афанасьевич Фет родился в семье отставного ротмистра Шеншина и Шарлотты Фет. Они сочетались по лютеранскому обряду, который в России не признавался.

Годы жизни и смерти поэта (1820 — 1892) включают немало событий.

Первый поэтический сборник вышел в 1840 году. Основным направлением поэзии Афанасия Афанасьевича было лирическое осмысление красоты и природы.

В 1837 году поехал в Москву, в Пансион Погодина. В следующем, 1838 году поступил в Московский университет, который окончил в 1844 году. На следующий год поступил на военную службу.

В 1850 и 1856 годах вышли второй и третий сборники произведений поэта.

1860 г. был куплен хутор Степановка, который располагался в Мценском уезде. С этого времени жил безвыездно, занимаясь хозяйством. В 1877 хутор был продан и Афанасий Афанасьевич купил дом в Москве.

1884 год — ему была присуждена премия А. С. Пушкина.

Его воспоминания были опубликованы в 1890 г.

Поэт умер 21 ноября 1892 года (по старому стилю).

Кратко о самом главном из биографии А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Поступив в университет на юридическую специальность, Афанасий вскоре перевёлся на филологическое отделение.

В студенческие годы много писал стихи. Однажды он показал тетрадь Погодину, тот передал её Гоголю.

Классик сказал, что Фет — несомненное дарование. Такая высокая оценка поддержала растущий талант молодого человека.

В 1844 Афанасий Афанасьевич поступил служить в Кирасирский полк, который находился в Херсонской губернии. 1860 год покупает хутор Степановку и уезжает туда на много лет.

В 1873 ему восстанавливают дворянство и возвращают право на фамилию Шеншин. После 1883 года выходят четыре последних сборника произведений поэта.

Когда и где родился А. Фет

Поэт родился в Орловской губернии в 1820 году. Место его рождения — село Новосёлки, которое находится в Мценском уезде. Дата рождения по новому стилю приходится на 5 декабря (23 ноября по старому стилю).

Родители А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Мать его была урождённой Шарлоттой-Елизаветой Беккер. Она в 1820 году уехала из Германии.

Поэт был усыновлён. Его приёмным отцом был дворянин Шеншин.

Впоследствии в документах о рождении была обнаружена ошибка, которая не дала возможности Афанасию Афанасьевичу сохранить дворянское звание. Это произошло, как он прожил четырнадцать лет.

В результате вскрывшегося подлога, его лишили не только фамилии, но и наследства, а также гражданства. Всю свою жизнь Афанасий Афанасьевич посвятил тому, чтобы очистить своё честное имя.

Настоящая фамилия А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Отставной ротмистр, дворянин Афанасий Шеншин был приёмным отцом поэта и постарался передать ему не только свою фамилию, но и дворянство.

Однако, из-за ошибки, которая была сделана в документах в записях о его рождении, спустя четырнадцать лет сын был лишён и фамилии Шеншин, и дворянства.

Интересно заметить, что в момент рождения младенца, мать его не была замужем за Шеншиным официально. Прежний брак в это время ещё расторгнут не был. Фамилия мужа Шарлотты-Елизаветы Беккер была Фёт.

Считается, что при записи младенца под фамилией Шеншин, священнику была дана взятка, чтобы он не поставил в документе настоящую фамилию матери.

Сделано это было для того, чтобы скрыть, что фактически младенец являлся незаконнорожденным.

Когда в 1873 году поэт получил не только дворянство, но и фамилию, то написал жене и попросил, чтобы фамилия “Фет” больше в семье не произносилась.

Детство Афанасия Афанасьевича Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Отец поэта не был богатым. Возможно, поэтому, его детство окрашено преимущественно в строгие, сумрачные тона.

Мать имела робкий характер и проявляла полную покорность по отношению к мужу.

В домашних делах практически не участвовала, занималась, в основном, воспитанием сына. Кроме Афанасия у них были и другие дети.

В детстве Афанасия большую роль играл окружавший его крестьянский уклад жизни, под влиянием которого формировалась его личность.

Для его образования родители нанимали учителей. В это время Фет познакомился с творчеством Пушкина, полюбил его сказки.

В 1834 году юношу отправили в Пансион Крюммер в Верро для получения образования.

Периодизация творчества

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Первые стихи поэт написал ещё в юности. Напечатаны были в 1840 году в первом сборнике под названием “Лирический пантеон”. С этого момента он печатает свои стихи постоянно.

Писал лирические стихи, любил и бесконечно восторгался природой и красотой. При этом не выбирал тем практического рода. За всю жизнь не было продано даже тысячи его книг.

В первом сборнике преобладали баллады, и сильно чувствовалось подражание Байрону.

Когда вышла вторая книга его стихотворений — она содержала уже шедевры его лирики. Издание поэт готовил, временами приезжая в Москву.

Третий сборник — это своего рода результат творческой дружбы Фета и Тургенева.

В 1863 году выходит новое издание стихотворений. К этому времени Фет превращается в крепкого и хозяйственного помещика. Он публикует произведения, написанные именно с такой позиции (“Вольнонаёмный труд” и другие).

Впоследствии поэт на какое-то время отходит от литературной жизни.

Основной темой последних сборников были время и память о событиях, которые были пережиты в молодости.

Где учился А. Фет

Окончил частный пансион Кюммера, который находился в городе Верро (теперь он находится в Эстонии). В следующем году начал обучение в Московском университете на философском факультете.

В течение всего этого времени не бросал своё увлечение литературой. 1844 стал годом окончания университета.

Личная жизнь А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Поэт пережил страстную, но трагическую и краткую любовь к Марии Лазич. Чувство было взаимным, однако судьба не дала им соединиться.

В это время Фет жил бедно, а за девушкой почти не давали приданого Если бы они поженились, впереди была бы бедная и неустроенная жизнь. Они не решились на это.

Мария рано умерла. На её платье упала непогасшая спичка, и оно загорелось. Фет всю жизнь винил себя в её смерти.

Поэт всю жизнь помнил Марию и посвятил ей ряд стихотворений и поэму “Талисман”. Вот некоторые из них: “Старые письма”, “Ты отстрадала, я ещё страдаю”, “Нет, я не изменил. До старости глубокой”.

Афанасий Афанасьевич Фет женился на Марии Боткиной в 1857 году. Она имела хорошее состояние и была старше его. Имеется информация, что брак оказался счастливым. Уже через год он вышел в отставку.

К сожалению, Афанасий Афанасьевич так и не смог в это время добиться возвращения утраченного ранее дворянского титула. После этого купил участок земли и запланировал посвятить себя ведению хозяйства.

Как умер А. Фет

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

В 1873 году Афанасий Афанасьевич сумел исполнить своё давнее желание — ему восстановили дворянское звание. При этом ему возвратили фамилию его приёмного отца — Шеншин.

В свои последние годы поэт активно занимался благотворительностью.

С 1883 по 1891 годы он печатался в сборниках “Вечерние огни”. В стихах в это время главными его предметами являются любовь и природа.

Афанасий Афанасьевич Фет ушёл из жизни 21 ноября 1892 года. Произошло этого в его собственном доме в Москве на Плющихе. Причиной смерти стал сильный сердечный приступ.

У исследователей имеется предположение о том, что незадолго до своей кончины Афанасий Фет предпринял попытку самоубийства.

Где похоронен А. Фет

Поэт скончался в Москве, в собственном доме. Похоронен в родовом селе, на родине, на исходе девятнадцатого века.

Где находится могила Фета

Его могила находится в родовом селе Шеншино, полученном им в наследство от отца, Афанасия Шеншина, в Орловском крае.

Интересные факты о жизни и творчестве Фета

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Фет в течение долгих лет стремился вернуть себе дворянское звание. Это одна из причин того, что он пошёл служить в чине унтер-офицера.

В 1853 году местом его службы становится гвардейский полк.

Во время прохождения службы Афанасий не прекращал писать стихи. В 1850 году выходит второй сборник произведений. Третий вышел в 1856 году.

С 1862 по 1871 годы продолжает публиковать свои творческие произведения. В частности, в них вошли циклы “Из деревни”, “Записки о вольнонаёмном труде”.

В сборники включены очерки, рассказы и новеллы. Здесь Афанасий проявил себя не только, как поэт, но и в качестве писателя.

Одной из характерных особенностей творчества Фета является разграничение жанров. Он считает, что предметом поэзии является романтическое направление, а для прозы — реалистическое.

В течение всей своей жизни Фет увлекался переводческой деятельностью. В частности, его перу принадлежат переводы “Фауста” (первая и вторая части), а также некоторых произведений Артура Шопенгауэра. Фет планировал перевести “Критику чистого разума” Иммануила Канта, но впоследствии отказался от этого.

Знаете ли Вы, что: его авторству принадлежит известный палиндром фраза, которая не меняется, если её прочесть наоборот: “А роза упала на лапу Азора”.

При выпуске первого сборника стихов в 1840 году в фамилии автора была допущена опечатка: вместо Фёт написали Фет.

Афанасий Фет книги, которые стоит прочитать

Афанасий Афанасьевич Фет биография кратко самое главное

Основная часть его произведений — это сборники стихов лирической направленности.

Некоторые современники критиковали их за несколько отвлечённый и личный характер.

Лучшие стихи поэта приобрели широкую известность. Вот список из нескольких: “Я пришёл к тебе с приветом”, “На заре ты её не буди”, “Чудная картина” и многие другие.

Кратко говоря, стоит прочитать всё биографическое, поэтическое и литературное наследие Фета.

Заключение

Поэту досталась непростая жизнь. При этом он всю жизнь был предан поэзии и красоте. Хотя за его жизнь не было продано и тысячи его книг, всё им написанное, учитывая периодизацию его творчества, заняло прочное место в классической русской поэзии.

интересные факты из жизни фета - загадки и необычные истории

Многие школьники с трудом отличают поэзию Фета от тютчевских творений - несомненно в этом вина учителя, несумевшего правильно преподнести шедевры двух метров российской литературы. Уверяю, после этой статьи про интересные факты из жизни Фета, вы слету научитесь отличать поэтику Афанасия Афанасьевича от творчества Федора Ивановича Тютчева, постараюсь очень кратко!

Главные отличия лирики Фета от Тютчева

интересные факты из жизни фета - отличие лирики фета и тютчева

В поэзии Тютчева мир представлен космическим, даже силы природы оживают и становятся природными духами, окружающими человека. Мотивы в творчестве Фета более приближены к реальности (приземлены). Пред нами описание настоящих пейзажей, образы реальных людей, любовь Фета - такое же сложное чувство, но земное и доступное.

Тайна фамилии поэта и почему Фет стал иностранцем

В детстве А.Фет испытал потрясение - его лишили дворянского титула и отцовской фамилии. Настоящая фамилия писателя Шеншин, его отец - отставной российский ротмистр, а мать - немецкая красавица Шарлотта Фет.

Родители познакомились в Германии, где у них моментально закружился бурный роман. Шарлотта была замужем, но совершенно несчастна в браке, муж любил выпить и часто поднимал на нее руку. Встретив благородного российского военного, она отчаянно в него влюбилась, и воссоединению двух сердец не помешали даже материнские чувства - у Шарлотты была дочь.

Уже на седьмом месяце беременности Шарлотта сбегает в Россию к Афанасию Шеншину. Позже Шеншин напишет мужу Шарлотты письмо, но в ответ получит телеграмму нецензурного содержания. Ведь влюбленные совершили нехристианский поступок.

Будущий поэт родился в Орловской губернии, в метрической книге был записан Афанасием Шеншиным. Повенчались Шарлотта и Шеншин только через два года после рождения сына.

Фет и Толстой

интересные факты из жизни фета - игра в карты и дружба с Толстым

В работах Лотмана встречается упоминание об одном необычном случае из жизни двух великих литераторов. В карточные игры в те времена играли все, особенно любил поазартничать Н. Некрасов (но сейчас не о нем).

Процесс игры был достаточно эмоциональным, в порыве игроки рвали и бросали карты на пол, вместе с ними падали и деньги. Но поднимать эти деньги считалось неприлично, они оставались лежать на полу до конца игры, а потом их забирали лакеи в виде чаевых.

Однажды светские особы (в том числе Фет и Толстой) играли в карточную игру, и Фет нагнулся, дабы поднять упавшую ассигнацию. Всем было немного странно, но только не Толстому, писатель нагнулся к своему другу, чтобы подсветить свечой. Ничего нет постыдного в этом поступке, ведь Фет играл на свои последние деньги, в отличие от соперников.

Фет писал и прозу

В 60-х года 19 века Фет начал работу над прозой, в итоге опубликовано два прозаических сборника, состоящих из очерков и коротких рассказов-зарисовок.

интересные факты из жизни фета - трагическая любовь

С Марией Лазич поэт познакомился на балу в доме известного офицера Петковича (это случилось в 1848 году, когда безжалостно солнце палило на границе Киевской и Херсонской губерний). Мария Лазич была обворожительная - высокая, стройная, смуглая, с копной темных густых волос.

Фет сразу понял, что Мария для него словно Беатриче для Данте.

Тогда Фету было 28 лет, а Марии – 24 года, на ней лежала вся ответственность за дом и младших сестер, потому что она была дочерью небогатого сербского генерала. С тех пор вся любовная лирика писателя посвящена именно этой прекрасной барышне.

По словам современников, Мария не отличалась несравненной красотой, но была приятна и соблазнительна. Так Афанасий и Мария начали общаться, писать друг другу письма, проводить совместные вечера в обсуждении искусства.

Но однажды перелистывая ее дневник (тогда все девушки имели дневники, в которые переписывали любимые стихи, цитаты, прикрепляли фотографии), Фет заметил нотные знаки, под которыми стояла подпись — Ференц Лист.

Ференц известный композитор того времени, который гастролировал в 40-х годах по России, познакомился с Марией и даже посвятил ей музыкальное произведение. Сначала Фет был расстроен, на него нахлынула ревность, но потом когда услышал, как великолепно звучит мелодия для Марии, просил постоянно ее играть.

Но брак между Афанасием и Марией был невозможен, у него нет средств для существования и титула, а Мария хоть из бедной семьи, но из дворянской. Об этом родственники Лазич не знали и совершенно не понимали, почему Фет общается с их дочерью в течение двух лет, но не делает предложения.

Естественно по городу пошли слухи и домыслы о самом Фете и безнравственности Марии. Тогда Афанасий сказал своей возлюбленной, что их брак невозможен, а отношения нужно срочно прекратить. Мария попросила Афанасия просто быть рядом без брака и денег.

интересные факты из жизни фета - трагическая любовь и смерть Марии Лазич

Но весной 1850 года случилось страшное. В отчаянии Мария сидела в своей комнате, пыталась собраться с мыслями, как жить дальше, как добиться вечного и нерушимого союза с любимым.

Брак по расчету

интересные факты из жизни фета - отношения с Боткиной

Через годы Фет женится на Марии Боткиной, но уже не из-за сильной любви, а по расчету. В его сердце и стихах навсегда сохранится образ высокой и черноволосой Марии Лазич.

Как Фет титул возвращал

Поэту потребовалось несколько лет службы в пехотных войсках, чтобы добиться офицерского чина и получить дворянство. Ему совершенно не нравился армейский уклад жизни, Фет хотел заниматься литературой, а не войной. Но чтобы вернуть себе свой законный статус, он был готов вынести любые трудности. После службы Фету пришлось проработать 11 лет судьей и только тогда литератор стал достоин получить дворянский титул!

интересные факты из жизни фета - возвращение дворянского титула

Попытка самоубийства

После получения дворянского титула и родового поместья, добившийся главной в своей жизни цели Фет под каким-то предлогом попросил жену съездить к кому-нибудь в гости. Сам 21 ноября 1892 года закрылся в кабинете, выпил бокал шампанского, вызывал секретаря, продиктовав последние строчки.

Достал стилет для разрезания бумаги и занес руку над виском, секретарь успела вырывать стилет из рук писателя. В этот момент Фет выскочил из кабинета в столовую, попытался схватить нож, но тут же упал. Секретарь подбежала к умирающему литератору, который сказал лишь одно слово "добровольно" и умер. Наследников поэт после себя не оставил.

Читайте также: