Анализ школьного атласа по географии 7 класс
Обновлено: 05.07.2024
Основные цели курса:
1) формировать у обучающихся: — представления о современной географической кар тине мира, о развитии природы Земли, о крупных при- родных комплексах Земли — материках и океанах; — знания о разнообразии природы материков и океанов, об общих географических закономерностях и особенностях их проявления на материках и в океанах; — знания о многообразии стран и народов, их населяющих, о влиянии природных условий на жизнь, быт, традиции людей, их хозяйственную деятельность; — умения сравнивать особенности природы и населения регионов и отдельных стран; — умения оценивать особенности взаимодействия при роды и общества в пределах отдельных территорий; — умения описывать по карте положение и взаимно расположение географических объектов; — умения работать с разными источниками географической информации, самостоятельно приобретать знания; — умения использовать географические знания в повседневной жизни;
Научный подход обеспечивает формирование научной картины мира, основных понятий, общих географических закономерностей. Гуманистический подход раскрывает роль человека в материальной и духовной культуре, освоении и сохранении природных ресурсов, осуществлении стратегии устойчивого развития мира.
Страноведческий подход обеспечивает разноаспектное, разностороннее изучение материков, регионов и стран.
Культурологический подход раскрывает многообразие культурных миров, духовных и нравственных ценностей народов мира.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию самого процесса обучения, управление учебной деятельностью.
Введение содержит параграфы, мотивирующие обучающихся на работу с учебником. В нём подробно рассказывается о том, что появилось нового в учебнике.
Изучение темы начинается с рассмотрения материков Южного полушария (Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка) и заканчивается материками Северного полушария (Северная Америка и Евразия). Такая последовательность изучения обусловлена тем, что на материках Южного полушария лучше прослеживаются широтная зональность, зависимость климата и природных зон от географической широты. А следовательно, обеспечивается более глубокое понимание и усвоение основного географического закона — закона широтной зональности. Не случайно более сложный в природном отношении материк Евразия изучается в конце курса, т. е. тогда, когда обучающиеся уже имеют определённый багаж знаний. Все материки изучаются по единой схеме: образ материка (географическое положение и природа материка) — материк в мире (что известно о материке, кто живёт на материке, чем занято население) — путешествие по материку — государства, расположенные на материке. Такой подход позволяет создать у обучающихся целостный образ материка, включающий когнитивную, эмоционально-ценностную и праксеологическую (деятельностную) составляющие
Изучение государств, расположенных на материке, также осуществляется по определённой схеме: визитная карточка страны (что мы знаем о стране) — место на карте (где находится) — место в мире (чем известна страна в мире) — население (происхождение, занятия, образ жизни) — столица. В процессе изучения курса школьники познакомятся с Египтом, Бразилией, США, Германией, Францией, Великобританией, Китаем и Индией. Отбор государств для изучения обусловлен культурно- исторической значимостью страны, её ролью в развитии человеческой цивилизации.
При изучении материков используют типовые планы характеристики географических объектов.Самостоятельные работы по оценке географического положения материка, его береговой линии (с применением элементов проблемного обучения) Влияние географического поло-жения на природные особенности материка .Обобщение результатов самостоя- тельной работы .
ПРИЛОЖЕНИЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ НОСИТЕЛЕ (ЭП)
Назначение электронного приложения (ЭП) — предо- ставить возможность формирования предметных и обще- учебных умений и способов деятельности в медиасреде. Основной раздел электронного приложения — Уроки, соответствующие параграфам бумажного учебника. Уроки содержат тройную цепочку интерактивных заданий с системой медиаобъектов(географические карты, рисунки и интерактивные схемы, фото, видеофрагменты, анимации и справочные сведения). В выбранный урок попадают с первого экрана, содержащего Оглавление. С первого экрана можно также войти в другие разделы — Каталог, Экзаменатор, Атлас, Помощь. На экране урока доступны: • Материалы к уроку (для демонстрации). • Интерактивное Задание на формирование ключевых компетенций. • Блок интерактивных тестовых заданий в режиме Тренажёра. • Блок интерактивных тестовых заданий в режиме Контроля. • Дополнительные материалы (всплывающая подсказка помогает определить назначение кнопки). Материалы к уроку, как и Дополнительные материалы, представляют собой тематически ото- бранный ресурс. Географические карты и обучающие рисунки частично повторяют иллюстративный матери- ал бумажного учебника с целью его закрепления. Часть обучающих рисунков, интерактивные схемы, фото, видеофрагменты и анимации расширяют и визуализируют информацию по теме урока. Многие фото представлены в виде слайд-шоу. Дополнительные материалы предназначены в большей степени для помощи ученику в выполнении заданий. В них преобладают статьи из Справочника и географические карты. Учитель может использовать для объяснения нового материала и для повторения Материалы к уроку и Дополнительные материалы, обращаясь как к готовой тематической подборке урока, так и ко всей базе мультимедийных объектов — через Каталог. Ученику доступны Дополнительные материалы при выполнении основного Интерактивного Задания и тестовых заданий в режиме Тренажёра. В режиме Контроля доступа к Дополнительным материалам 13 нет. Ученик при самоподготовке также может использовать Материалы к уроку. Выбирая основное Интерактивное Задание (на формирование ключевых компетенций), учитель предлагает практическую отработку и закрепление материала, обязательного для усвоения. В разных уроках основные Интерактивные Задания различаются по типу, форме и инструментам выполнения, однако все они направлены на достижение планируемых результатов освоения учебного курса. В этой группе собраны задания: • познавательные (систематизация текстовой, графической и картографической информации; объяснение, сравнение процессов и явлений; установление последовательностей, соответствий, причинно-следственных связей и др.); • исследовательские (проведение опытов и формулирование выводов); • практические (измерения, расчёты, построения — по карте и на основе наблюдений). Основные Интерактивные Задания снабжены функцией проверки — автоматической либо в форме сличения. Выбирая интерактивные тестовые задания в режиме Тренажёра, учитель даёт возможность ученику тренироваться в выполнении заданий в форме ГИА или ЕГЭ без ограничения повторов в случае ошибки. Выполнение тестовых заданий в режиме Контроля не допускает повтора. Все тестовые задания снабжены автоматической проверкой и отображением конечного результата. Учитель может оперировать всем мультимедийным ресурсом электронного приложения для отработки, контроля усвоения и демонстрации учебного материала в фор- мате урока. Все виды ресурсов могут быть выведены на интерактивную доску. С учётом электронного приложения информационно- образовательная среда учебника оказывается весьма ёмкой и функциональной. А высокая степень разнообразия заданий позволяет эффективно осваивать не только предметную, но и междисциплинарные программы. ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИКОВ Как уже говорилось ранее, все материки изучаются по единой схеме: образ материка (географическое положение и природа материка) — материк в мире (что известно о материке, кто живёт на материке, чем занято население) — путешествие по материку — государства, расположенные на материке.
1. Характеристика географического положения материка даётся по типовому плану с опорой на текст параграфа и географические карты. Особенности географического положения материка определяются путём сравнения географического положения двух материков. В ходе описания географического положения обучающиеся наносят на контурную карту крайние точки материка. К характеристике географического положения можно подойти творчески: например, составить его описание от лица участника научной экспедиции.
2. Изучение строения земной коры и рельефа матери- ка основывается на анализе текста параграфа, географических карт и профиля рельефа, на сравнении по картам строения земной коры и рельефа двух материков. Характеристика рельефа материка даётся по типовому плану, на контурную карту наносятся крупнейшие формы рельефа и важнейшие виды полезных ископаемых. На основе анализа карт: а) устанавливается связь горных пород с процессами их образования (магматизм, метаморфизм, осадконакопление); б) устанавливается связь рельефа со строением земной коры, с характером залегания горных пород и рельефообразующими процессами; в) устанавливается связь месторождений полезных ископаемых с этапами развития земной коры, составом горных пород, современными формами рельефа; г) определяются самая высокая и самая низкая точки поверхности.
3. Изучение климата материка базируется на основе текста и карт параграфа. Выявляются: а) основные факторы, влияющие на климат материка; б) основные и переходные климатические пояса, даётся их характеристика.
Характеристика климата материка осуществляется по типовому плану. На основе текста параграфа, климатических карт и диаграмм сравнивают климат двух материков.
Алгоритм определения типа климата по климатической диаграмме •внимательно рассмотреть все обозначения на климатической диаграмме (месяцы года на ней указаны буквами на оси абсцисс);
• установить годовой ход температур (температуры обозначены на оси ординат); • определить средние температуры января и июля (температуры января часто обозначают синим цветом, а июля — красным);
• вычислить годовую амплитуду температур, т. е. разность среднемесячных температур самого тёплого и самого холодного месяцев;
• определить годовое количество осадков, их распределение по месяцам (или сезонам) года и сделать вывод о режиме выпадения осадков;
• установить на основе данных о годовом ходе температур и режиме выпадения осадков тип климата территории.
4. Изучение внутренних вод материка основывается:
а) на характеристике реки (озера) по типовому плану;
б) на сравнении двух рек разных материков по типовому плану;
в) на нанесении на контурную карту крупнейших рек (озёр);
г) на решении творческих задач;
д) на создании презентации о реках (озёрах) материка; е) на участии в проекте.
5. Особенности растительного и животного мира материка изучаются на основе текста параграфа и наглядных средств обучения (демонстрация плакатов или слайдов с изображением типичных и уникальных представителей растительного и животного мира материка, просмотр кинофильмов или телепрограмм по теме). Кроме того, в изучение данной темы хорошо вписывается проектная деятельность обучающихся (например, создание национальных парков, заповедников и т. д.), а так- же подготовка презентации об уникальных растениях и животных.
При изучении места материка в мире в первую очередь нужно выяснить, что ещё, кроме природных особенностей, обучающиеся знают о материке. Далее изучение материала осуществляется по схеме: история освоения материка — население материка (описание населения по типовому плану) — занятия населения.
При изучении места материка в мире целесообразно использовать этнографические описания из книг, журналов и др.
Путешествие по материку.
Государства, расположенные на материке. Поскольку параграфы, посвящённые конкретной стране, нацелены на выработку умения самостоятельно работать с различными формами текстов и делать выводы, то основной упор делается на самостоятельную деятельность обучающихся.
Цель параграфов-путешествий — закрепление матери- ала на основе несколько иной формы работы с информацией. В связи с тем что в этих параграфах использован описательный текст (в отличие от большинства параграфов, основанных на использовании текста-рассуждения), они ориентированы на выработку умения самостоятельно синтезировать информацию и делать выводы. Кроме того, параграфы-путешествия призваны формировать у школьников пространственное воображение, ролевой опыт, умение работать с картой, а также личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Параграф-путешествие — это урок-путешествие, в ходе которого реализуются идеи страноведческого, компетентностного, событийного и деятельностного подходов. Эти подходы учитывают возрастные особенности обучающихся 7 класса. Особое внимание уделяется организации учебной деятельности.
Для эффективного проведения урока-путешествия необходимо использовать средства обучения, заложенные в самом учебнике, а также электронное приложение к нему. Они являются важными составляющими успеха в познании материков, регионов и стран мира.
• Карты Приложения (физическая карта мира и карты отдельных материков). Эти карты дают представление о физико-географических особенностях изучаемой территории.
• Текст параграфа и иллюстрации. Наиболее сложным при изучении текста является его осмысление и сопоставление с картами и рисунками. Особенность текста — его разбивка на небольшие отрывки, соответствующие маршруту от одной точки до другой.
В ходе уроков-путешествий целесообразно использовать различные средства наглядности — фотографии, слайды, электронные (или бумажные) презентации, фрагменты видеофильмов и др. Можно также продемонстрировать привезённые из путешествий школьниками, их родителями или учителем сувениры.
Если описание стран и регионов, через которые пролегает маршрут, будет дополнено воспоминаниями тех обучающихся, кто уже побывал в них, а также отрывками из дневников путешественников, их заметками, рассказами писателей и учёных, то урок-путешествие получится яр- ким, незабываемым, а главное — эффективным.
Этапы проведения урока-путешествия
Урок-путешествие включает четыре этапа — ценностно-мотивационный, ориентационный, поисково-деятельностный, оценочно-рефлексивный.
Изучение первых параграфов-путешествий осуществляется с помощью комментированного чтения текста и параллельной работы с картами, рисунками, климатоди-аграммами. Для закрепления изученного материала предлагаются различные задания, например:
По мере развития самостоятельности обучающиеся могут выполнять в группе другие виды заданий: например, подготовить презентацию или видеоролик туристического маршрута, оформить журнал или дневник путешествий от лица специалиста (учёного-географа, учёного-биолога, эколога, медика и т. д.). Главным в групповой работе являет-ся постановка конкретной задачи, её выполнение и представление. Результатом работы может стать проложенный на контурной карте маршрут путешествия, эссе, буклет, странички дневника путешествия, путевые заметки.
Оценочно-рефлексивный этап заключается в выявлении значимости изученного материала для обучающихся путём определения их отношения кувиденному в путешествии. На данном этапе проводится презентация выполненной группами работы и её оценка самими учениками.
Таким образом, рефлексия затрагивает метапредметный, предметный и личностный уровни.
По итогам урока-путешествия обучающиеся могут по- лучить оценки за различные виды деятельности: аналитическую работу с текстом, картами, рисунками и дополни- тельным материалом, создание презентации, разработку проекта, выполнение заданий электронного приложения, а также за личностные качества — креативность, самостоятельность, коммуникативность.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
1) игровой (организация виртуальных путешествий, игровых ситуаций);
2) проектный (организация деятельности, направлен- ной на решение конкретной задачи (проблемы) и создание определённого продукта);
3) дискуссионный (организация дискуссии, в процессе которой у обучающихся формируется собственная точка зрения);
4) исследовательский (организация деятельности, обеспечивающей обучающимся возможность самостоятельного изучения ряда вопросов, выполнения действий поискового характера);
5) практический (организация деятельности, способствующей формированию умений работать с картой, диаграммами, интернетресурсами).
При изучении материков, регионов и стран наиболее эффективными являются такие учебные приёмы, как создание коллажа, схем, рисунков, рекламных проспектов, написание эссе, путевых заметок, краткого рассказа от имени местного жителя и туриста, а также применение кейс-метода. Такие учебные приёмы способствуют формированию эмоционального восприятия (эмоциональная составляющая) и познавательной активности (когнитивная составляющая).
Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Особое внимание авторы уделили осознанной разнообразной самостоятельной деятельности школьников. В авторскую концепцию заложена идея индивидуального прогресса – выработать у учеников стремление к лучшему результату и помочь им в его достижении.
Особенности линии УМК:
Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:
Рабочая программа курса разработана авторским коллективом в соответствии с требованиями ФГОС. В программе имеются (помимо иного) описание личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Сейчас такое разнообразие разных учебных пособий для школьников! Не могу определённо сказать, хорошо это или плохо. В самом разнообразии, конечно, видятся только плюсы, но как выбрать действительно достойное, полезное, нужное для получения фундаментальных знаний? Правда.
Удобный атлас для учеников 7 класса
Этот атлас нам сказали приобрести в школе для уроков по географии. Когда я его купила, то было поражена яркостью и хорошим шрифтом страниц. До этого у меня был атлас другого издательства, и я была им.
Самый лучший атлас. Карты систематизированы очень удобно
Качественно систематизированы карты, краткая информация о материках, удобно для запоминания. Указатель географических названий.
География - один из самых увлекательных и интересных предметов. И её изучение невозможно представить без атласов. 7 класс - это изучение физической географии материков и океанов. В Атласе 7 классы карты отлично систематизированы. Сначала идет.
Какой океан одновременно омывает Африку, Евразию и Австралию?
В каком направлении от Евразии находится Австралия?
Определите, какой город Москва или Париж находится западнее?
Определите координаты городов
Практическая работа №2
Группировка карт учебника и атласа по различным признакам
Цель работы: научиться характеризовать карту по плану
Используя текст учебника и карты атласа, заполни таблицу
По охвату территории
Используя таблицу, дайте характеристику климатической карты Африки
Практическая работа №3
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет
Цель работы:1.Закрепить знания основных положений теории литосферных плит;
Задание 2.Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения. Обозначьте древние платформы и области современного горообразования.
Задание 3.Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет. Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, можно составить рисунок.
Практическая работа №4
Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик
Цель работы: Сформировать представление о климатическом поясе.
1.Используя карты атласа, на контурной карте отметьте климатические пояса Земли (цветовую гамму брать из атласа). Дайте им основную характеристику (воздушные массы, температура июля и января, количество осадков)
2. Отметьте стрелками синего и красного цвета смещение воздушных масс зимой и летом.
Практическая работа №5
Схема поверхностных течений
Цель работы: Сформировать знания о течениях мирового океана.
Задание 1.Отметьте основные течения на контурной карте мира. Подпишите их название, с помощью стрелок разного цвета укажите тип течения (холодное, теплое), подпишите его происхождение (ветровое, стоковое)
Практическая работа №6
Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах
Цель работы: Сформировать знания о положение материка Африка.
Задание 1.Отметьте на контурной карте крайние точки Африки и подпишите их координаты
Практическая работа №7
Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цель работы: Познакомить учеников с географическим минимумом по материку Африка.
1. Обозначить на к/к крупные формы рельефа:
Плоскогорье: Восточно – Африканское.
Нагорье: Эфиопское, Гвинейское, Ахаггар.
Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб.
Горы: Атлас, Капские, Драконовые.
Вулкан: Камерун, Килиманджаро.
2. Используя текст учебника и карты атласа, обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых Африки
Практическая работа №8
Описание одной из рек материка
Цель работы: формирование умений составления характеристики реки, используя карты атласа, учебник, дополнительную литературу
Дайте характеристику, используя текст учебника, карты атласа и план описания реки на стр.312
2 вариант - Конго
Практическая работа №9
Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран
Цель работы: Сформировать знания о стране.
Задание 1.Анализируя карты атласа, производится заполнение таблицы. Страна для анализа выбирается учителем.
(часть материка, соседи, столица);
Народы страны (раса, языки, размещение по стране);
б) полезные ископаемые;
д) природные комплексы
Хозяйственная деятельность человека:
б) крупные города
Задание 2.Таблицу занести в тетрадь.
Практическая работа №10
Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы
□ Первые учебные атласы появились в XVIII в. и содержали небольшое число карт, отображающих в основном географические особенности территорий.
☼ В 1737 г. Географическим департаментом Академии наук России был издан небольшой (27 страниц) учебный атлас с картами частей света и государств.
☼ В 1793 г. вышел большой Новый атлас при горном училище, содержащий 58 двухстраничных карт, однако территория России отображалась лишь на 2из них.
☼ В 1794 г. был издан Учебный атлас Российской империи .
Впоследствии популярными были атласы Э.Петри и Ю.М.Шокальского.
☼ Современные атласы, особенно вузовские, близки по уровню к научно-справочным.
☼ Первые школьно-краеведческие атласы появились в 30-е годы XIX в. (атлас Московской области).
☼ В 60-е годы, когда были подведены итоги теоретических разработок в области атласного картографирования, работы по созданию ШКА заметно активизировались.
За период с 1962 по 1992 г. было выпущено около 50 ШКА, в том числе 6 атласов бывших союзных республик. Большую роль в их подготовке сыграли областные и республиканские вузы (были переизданы атласы Эстонской ССР, Киевской и Тамбовской областей).
Школьные атласы как картографические произведения обладают теми же общими свойствами, которые присущи атласам вообще, но с учетом требований, вытекающих из специфики их назначения.
Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.
Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).
Улучшение качества ШКА неизбежно приведет к тому, что отношение к данному виду картографического произведения как к иллюстрации курса "География своей области" заменится его использованием в качестве самостоятельного и полноценного источника географических знаний. Измененный и усовершенствованный атлас послужит основой для разработки других краеведческих картографических произведений, например настенных карт.
Школьный краеведческий атлас должен содержать (Соломко А.В.): — вводный раздел, в котором необходимо указать координаты наиболее крупных центров, а также крайних географических точек территории; продолжительность самого длинного и короткого дней, основные астрономические даты;
- специальный раздел со сведениями о способах ориентирования на местности, местных особенностях и приметах;
- методический раздел со сведениями о приемах работы с картами, а также с аэрокосмическими снимками (желательно дополнить картами-транспарантами и чистыми географическими основами для выполнения заданий, типичными примерами заданий);
- справочный текст, сопровождаемый цветными фотографиями, иллюстрациями, графиками, диаграммами и прочими построениями;
- карты, подчеркивающие своеобразие территории (особенности природных условий, памятники природы и культуры, преобладающие ремесла и т.д.), а также раскрывающие региональные проблемы;
- туристские схемы населенных пунктов с описанием достопримечательностей .
В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок,улучшение качества печати.
В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особенностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними.
Это прежде всего относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографического изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного восприятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Земли из космоса.
В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа.
Именно так выделены сведения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.
Также надо иметь в виду, что
- в школьных атласах преимущественно для старших классов, определенные справочные данные могут помещаться и на самих картах в виде элементов дополнительной характеристики (пояснений, таблиц, диаграмм и т. п.).
Основным содержанием школьных атласов, естественно, являются сами карты, причем в большинстве атласов они занимают преобладающее количество страниц.
***Карты в школьных атласах согласованы по математической основе, содержанию и оформлению, могут группироваться в определенные разделы в соответствии со структурой атласа.
Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному использованию возможностей этих источников географических знаний.
Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценкукачества их содержания.
Учебный атлас как картографическое произведение создается по тем же правилам и обладает теми же свойствами, что и атласы в целом.
□ Первые учебные атласы появились в XVIII в. и содержали небольшое число карт, отображающих в основном географические особенности территорий.
☼ В 1737 г. Географическим департаментом Академии наук России был издан небольшой (27 страниц) учебный атлас с картами частей света и государств.
☼ В 1793 г. вышел большой Новый атлас при горном училище, содержащий 58 двухстраничных карт, однако территория России отображалась лишь на 2из них.
☼ В 1794 г. был издан Учебный атлас Российской империи .
Впоследствии популярными были атласы Э.Петри и Ю.М.Шокальского.
☼ Современные атласы, особенно вузовские, близки по уровню к научно-справочным.
☼ Первые школьно-краеведческие атласы появились в 30-е годы XIX в. (атлас Московской области).
☼ В 60-е годы, когда были подведены итоги теоретических разработок в области атласного картографирования, работы по созданию ШКА заметно активизировались.
За период с 1962 по 1992 г. было выпущено около 50 ШКА, в том числе 6 атласов бывших союзных республик. Большую роль в их подготовке сыграли областные и республиканские вузы (были переизданы атласы Эстонской ССР, Киевской и Тамбовской областей).
Школьные атласы как картографические произведения обладают теми же общими свойствами, которые присущи атласам вообще, но с учетом требований, вытекающих из специфики их назначения.
Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.
Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).
Улучшение качества ШКА неизбежно приведет к тому, что отношение к данному виду картографического произведения как к иллюстрации курса "География своей области" заменится его использованием в качестве самостоятельного и полноценного источника географических знаний. Измененный и усовершенствованный атлас послужит основой для разработки других краеведческих картографических произведений, например настенных карт.
Школьный краеведческий атлас должен содержать (Соломко А.В.): — вводный раздел, в котором необходимо указать координаты наиболее крупных центров, а также крайних географических точек территории; продолжительность самого длинного и короткого дней, основные астрономические даты;
- специальный раздел со сведениями о способах ориентирования на местности, местных особенностях и приметах;
- методический раздел со сведениями о приемах работы с картами, а также с аэрокосмическими снимками (желательно дополнить картами-транспарантами и чистыми географическими основами для выполнения заданий, типичными примерами заданий);
- справочный текст, сопровождаемый цветными фотографиями, иллюстрациями, графиками, диаграммами и прочими построениями;
- карты, подчеркивающие своеобразие территории (особенности природных условий, памятники природы и культуры, преобладающие ремесла и т.д.), а также раскрывающие региональные проблемы;
- туристские схемы населенных пунктов с описанием достопримечательностей .
В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок,улучшение качества печати.
В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особенностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними.
Это прежде всего относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографического изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного восприятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Земли из космоса.
В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа.
Именно так выделены сведения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.
Также надо иметь в виду, что
- в школьных атласах преимущественно для старших классов, определенные справочные данные могут помещаться и на самих картах в виде элементов дополнительной характеристики (пояснений, таблиц, диаграмм и т. п.).
Основным содержанием школьных атласов, естественно, являются сами карты, причем в большинстве атласов они занимают преобладающее количество страниц.
***Карты в школьных атласах согласованы по математической основе, содержанию и оформлению, могут группироваться в определенные разделы в соответствии со структурой атласа.
Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному использованию возможностей этих источников географических знаний.
Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценкукачества их содержания.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Читайте также:
- Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе кратко
- В чем преимущество форматирования заголовков текста стандартными стилями кратко
- 79 школа екатеринбург академический педагогический состав
- Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов кратко
- План анализа урока по химии