Анализ школьного атласа по географии 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Основные цели курса:

1) формировать у обучающихся: — представления о современной географической кар тине мира, о развитии природы Земли, о крупных при- родных комплексах Земли — материках и океанах; — знания о разнообразии природы материков и океанов, об общих географических закономерностях и особенностях их проявления на материках и в океанах; — знания о многообразии стран и народов, их населяющих, о влиянии природных условий на жизнь, быт, традиции людей, их хозяйственную деятельность; — умения сравнивать особенности природы и населения регионов и отдельных стран; — умения оценивать особенности взаимодействия при роды и общества в пределах отдельных территорий; — умения описывать по карте положение и взаимно расположение географических объектов; — умения работать с разными источниками географической информации, самостоятельно приобретать знания; — умения использовать географические знания в повседневной жизни;

Научный подход обеспечивает формирование научной картины мира, основных понятий, общих географических закономерностей. Гуманистический подход раскрывает роль человека в материальной и духовной культуре, освоении и сохранении природных ресурсов, осуществлении стратегии устойчивого развития мира.

Страноведческий подход обеспечивает разноаспектное, разностороннее изучение материков, регионов и стран.

Культурологический подход раскрывает многообразие культурных миров, духовных и нравственных ценностей народов мира.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию самого процесса обучения, управление учебной деятельностью.

Введение содержит параграфы, мотивирующие обучающихся на работу с учебником. В нём подробно рассказывается о том, что появилось нового в учебнике.

Изучение темы начинается с рассмотрения материков Южного полушария (Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка) и заканчивается материками Северного полушария (Северная Америка и Евразия). Такая последовательность изучения обусловлена тем, что на материках Южного полушария лучше прослеживаются широтная зональность, зависимость климата и природных зон от географической широты. А следовательно, обеспечивается более глубокое понимание и усвоение основного географического закона — закона широтной зональности. Не случайно более сложный в природном отношении материк Евразия изучается в конце курса, т. е. тогда, когда обучающиеся уже имеют определённый багаж знаний. Все материки изучаются по единой схеме: образ материка (географическое положение и природа материка) — материк в мире (что известно о материке, кто живёт на материке, чем занято население) — путешествие по материку — государства, расположенные на материке. Такой подход позволяет создать у обучающихся целостный образ материка, включающий когнитивную, эмоционально-ценностную и праксеологическую (деятельностную) составляющие

Изучение государств, расположенных на материке, также осуществляется по определённой схеме: визитная карточка страны (что мы знаем о стране) — место на карте (где находится) — место в мире (чем известна страна в мире) — население (происхождение, занятия, образ жизни) — столица. В процессе изучения курса школьники познакомятся с Египтом, Бразилией, США, Германией, Францией, Великобританией, Китаем и Индией. Отбор государств для изучения обусловлен культурно- исторической значимостью страны, её ролью в развитии человеческой цивилизации.

При изучении материков используют типовые планы характеристики географических объектов.Самостоятельные работы по оценке географического положения материка, его береговой линии (с применением элементов проблемного обучения) Влияние географического поло-жения на природные особенности материка .Обобщение результатов самостоя- тельной работы .

ПРИЛОЖЕНИЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ НОСИТЕЛЕ (ЭП)

Назначение электронного приложения (ЭП) — предо- ставить возможность формирования предметных и обще- учебных умений и способов деятельности в медиасреде. Основной раздел электронного приложения — Уроки, соответствующие параграфам бумажного учебника. Уроки содержат тройную цепочку интерактивных заданий с системой медиаобъектов(географические карты, рисунки и интерактивные схемы, фото, видеофрагменты, анимации и справочные сведения). В выбранный урок попадают с первого экрана, содержащего Оглавление. С первого экрана можно также войти в другие разделы — Каталог, Экзаменатор, Атлас, Помощь. На экране урока доступны: • Материалы к уроку (для демонстрации). • Интерактивное Задание на формирование ключевых компетенций. • Блок интерактивных тестовых заданий в режиме Тренажёра. • Блок интерактивных тестовых заданий в режиме Контроля. • Дополнительные материалы (всплывающая подсказка помогает определить назначение кнопки). Материалы к уроку, как и Дополнительные материалы, представляют собой тематически ото- бранный ресурс. Географические карты и обучающие рисунки частично повторяют иллюстративный матери- ал бумажного учебника с целью его закрепления. Часть обучающих рисунков, интерактивные схемы, фото, видеофрагменты и анимации расширяют и визуализируют информацию по теме урока. Многие фото представлены в виде слайд-шоу. Дополнительные материалы предназначены в большей степени для помощи ученику в выполнении заданий. В них преобладают статьи из Справочника и географические карты. Учитель может использовать для объяснения нового материала и для повторения Материалы к уроку и Дополнительные материалы, обращаясь как к готовой тематической подборке урока, так и ко всей базе мультимедийных объектов — через Каталог. Ученику доступны Дополнительные материалы при выполнении основного Интерактивного Задания и тестовых заданий в режиме Тренажёра. В режиме Контроля доступа к Дополнительным материалам 13 нет. Ученик при самоподготовке также может использовать Материалы к уроку. Выбирая основное Интерактивное Задание (на формирование ключевых компетенций), учитель предлагает практическую отработку и закрепление материала, обязательного для усвоения. В разных уроках основные Интерактивные Задания различаются по типу, форме и инструментам выполнения, однако все они направлены на достижение планируемых результатов освоения учебного курса. В этой группе собраны задания: • познавательные (систематизация текстовой, графической и картографической информации; объяснение, сравнение процессов и явлений; установление последовательностей, соответствий, причинно-следственных связей и др.); • исследовательские (проведение опытов и формулирование выводов); • практические (измерения, расчёты, построения — по карте и на основе наблюдений). Основные Интерактивные Задания снабжены функцией проверки — автоматической либо в форме сличения. Выбирая интерактивные тестовые задания в режиме Тренажёра, учитель даёт возможность ученику тренироваться в выполнении заданий в форме ГИА или ЕГЭ без ограничения повторов в случае ошибки. Выполнение тестовых заданий в режиме Контроля не допускает повтора. Все тестовые задания снабжены автоматической проверкой и отображением конечного результата. Учитель может оперировать всем мультимедийным ресурсом электронного приложения для отработки, контроля усвоения и демонстрации учебного материала в фор- мате урока. Все виды ресурсов могут быть выведены на интерактивную доску. С учётом электронного приложения информационно- образовательная среда учебника оказывается весьма ёмкой и функциональной. А высокая степень разнообразия заданий позволяет эффективно осваивать не только предметную, но и междисциплинарные программы. ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИКОВ Как уже говорилось ранее, все материки изучаются по единой схеме: образ материка (географическое положение и природа материка) — материк в мире (что известно о материке, кто живёт на материке, чем занято население) — путешествие по материку — государства, расположенные на материке.

1. Характеристика географического положения материка даётся по типовому плану с опорой на текст параграфа и географические карты. Особенности географического положения материка определяются путём сравнения географического положения двух материков. В ходе описания географического положения обучающиеся наносят на контурную карту крайние точки материка. К характеристике географического положения можно подойти творчески: например, составить его описание от лица участника научной экспедиции.

2. Изучение строения земной коры и рельефа матери- ка основывается на анализе текста параграфа, географических карт и профиля рельефа, на сравнении по картам строения земной коры и рельефа двух материков. Характеристика рельефа материка даётся по типовому плану, на контурную карту наносятся крупнейшие формы рельефа и важнейшие виды полезных ископаемых. На основе анализа карт: а) устанавливается связь горных пород с процессами их образования (магматизм, метаморфизм, осадконакопление); б) устанавливается связь рельефа со строением земной коры, с характером залегания горных пород и рельефообразующими процессами; в) устанавливается связь месторождений полезных ископаемых с этапами развития земной коры, составом горных пород, современными формами рельефа; г) определяются самая высокая и самая низкая точки поверхности.

3. Изучение климата материка базируется на основе текста и карт параграфа. Выявляются: а) основные факторы, влияющие на климат материка; б) основные и переходные климатические пояса, даётся их характеристика.

Характеристика климата материка осуществляется по типовому плану. На основе текста параграфа, климатических карт и диаграмм сравнивают климат двух материков.

Алгоритм определения типа климата по климатической диаграмме •внимательно рассмотреть все обозначения на климатической диаграмме (месяцы года на ней указаны буквами на оси абсцисс);

• установить годовой ход температур (температуры обозначены на оси ординат); • определить средние температуры января и июля (температуры января часто обозначают синим цветом, а июля — красным);

• вычислить годовую амплитуду температур, т. е. разность среднемесячных температур самого тёплого и самого холодного месяцев;

• определить годовое количество осадков, их распределение по месяцам (или сезонам) года и сделать вывод о режиме выпадения осадков;

• установить на основе данных о годовом ходе температур и режиме выпадения осадков тип климата территории.

4. Изучение внутренних вод материка основывается:

а) на характеристике реки (озера) по типовому плану;

б) на сравнении двух рек разных материков по типовому плану;

в) на нанесении на контурную карту крупнейших рек (озёр);

г) на решении творческих задач;

д) на создании презентации о реках (озёрах) материка; е) на участии в проекте.

5. Особенности растительного и животного мира материка изучаются на основе текста параграфа и наглядных средств обучения (демонстрация плакатов или слайдов с изображением типичных и уникальных представителей растительного и животного мира материка, просмотр кинофильмов или телепрограмм по теме). Кроме того, в изучение данной темы хорошо вписывается проектная деятельность обучающихся (например, создание национальных парков, заповедников и т. д.), а так- же подготовка презентации об уникальных растениях и животных.

При изучении места материка в мире в первую очередь нужно выяснить, что ещё, кроме природных особенностей, обучающиеся знают о материке. Далее изучение материала осуществляется по схеме: история освоения материка — население материка (описание населения по типовому плану) — занятия населения.

При изучении места материка в мире целесообразно использовать этнографические описания из книг, журналов и др.

Путешествие по материку.

Государства, расположенные на материке. Поскольку параграфы, посвящённые конкретной стране, нацелены на выработку умения самостоятельно работать с различными формами текстов и делать выводы, то основной упор делается на самостоятельную деятельность обучающихся.

Цель параграфов-путешествий — закрепление матери- ала на основе несколько иной формы работы с информацией. В связи с тем что в этих параграфах использован описательный текст (в отличие от большинства параграфов, основанных на использовании текста-рассуждения), они ориентированы на выработку умения самостоятельно синтезировать информацию и делать выводы. Кроме того, параграфы-путешествия призваны формировать у школьников пространственное воображение, ролевой опыт, умение работать с картой, а также личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Параграф-путешествие — это урок-путешествие, в ходе которого реализуются идеи страноведческого, компетентностного, событийного и деятельностного подходов. Эти подходы учитывают возрастные особенности обучающихся 7 класса. Особое внимание уделяется организации учебной деятельности.

Для эффективного проведения урока-путешествия необходимо использовать средства обучения, заложенные в самом учебнике, а также электронное приложение к нему. Они являются важными составляющими успеха в познании материков, регионов и стран мира.

• Карты Приложения (физическая карта мира и карты отдельных материков). Эти карты дают представление о физико-географических особенностях изучаемой территории.

• Текст параграфа и иллюстрации. Наиболее сложным при изучении текста является его осмысление и сопоставление с картами и рисунками. Особенность текста — его разбивка на небольшие отрывки, соответствующие маршруту от одной точки до другой.

В ходе уроков-путешествий целесообразно использовать различные средства наглядности — фотографии, слайды, электронные (или бумажные) презентации, фрагменты видеофильмов и др. Можно также продемонстрировать привезённые из путешествий школьниками, их родителями или учителем сувениры.

Если описание стран и регионов, через которые пролегает маршрут, будет дополнено воспоминаниями тех обучающихся, кто уже побывал в них, а также отрывками из дневников путешественников, их заметками, рассказами писателей и учёных, то урок-путешествие получится яр- ким, незабываемым, а главное — эффективным.

Этапы проведения урока-путешествия

Урок-путешествие включает четыре этапа — ценностно-мотивационный, ориентационный, поисково-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Изучение первых параграфов-путешествий осуществляется с помощью комментированного чтения текста и параллельной работы с картами, рисунками, климатоди-аграммами. Для закрепления изученного материала предлагаются различные задания, например:

По мере развития самостоятельности обучающиеся могут выполнять в группе другие виды заданий: например, подготовить презентацию или видеоролик туристического маршрута, оформить журнал или дневник путешествий от лица специалиста (учёного-географа, учёного-биолога, эколога, медика и т. д.). Главным в групповой работе являет-ся постановка конкретной задачи, её выполнение и представление. Результатом работы может стать проложенный на контурной карте маршрут путешествия, эссе, буклет, странички дневника путешествия, путевые заметки.

Оценочно-рефлексивный этап заключается в выявлении значимости изученного материала для обучающихся путём определения их отношения кувиденному в путешествии. На данном этапе проводится презентация выполненной группами работы и её оценка самими учениками.

Таким образом, рефлексия затрагивает метапредметный, предметный и личностный уровни.

По итогам урока-путешествия обучающиеся могут по- лучить оценки за различные виды деятельности: аналитическую работу с текстом, картами, рисунками и дополни- тельным материалом, создание презентации, разработку проекта, выполнение заданий электронного приложения, а также за личностные качества — креативность, самостоятельность, коммуникативность.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

1) игровой (организация виртуальных путешествий, игровых ситуаций);

2) проектный (организация деятельности, направлен- ной на решение конкретной задачи (проблемы) и создание определённого продукта);

3) дискуссионный (организация дискуссии, в процессе которой у обучающихся формируется собственная точка зрения);

4) исследовательский (организация деятельности, обеспечивающей обучающимся возможность самостоятельного изучения ряда вопросов, выполнения действий поискового характера);

5) практический (организация деятельности, способствующей формированию умений работать с картой, диаграммами, интернетресурсами).

При изучении материков, регионов и стран наиболее эффективными являются такие учебные приёмы, как создание коллажа, схем, рисунков, рекламных проспектов, написание эссе, путевых заметок, краткого рассказа от имени местного жителя и туриста, а также применение кейс-метода. Такие учебные приёмы способствуют формированию эмоционального восприятия (эмоциональная составляющая) и познавательной активности (когнитивная составляющая).

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Особое внимание авторы уделили осознанной разнообразной самостоятельной деятельности школьников. В авторскую концепцию заложена идея индивидуального прогресса – выработать у учеников стремление к лучшему результату и помочь им в его достижении.

Особенности линии УМК:

Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:

Рабочая программа курса разработана авторским коллективом в соответствии с требованиями ФГОС. В программе имеются (помимо иного) описание личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Отзыв о Атлас

Сейчас такое разнообразие разных учебных пособий для школьников! Не могу определённо сказать, хорошо это или плохо. В самом разнообразии, конечно, видятся только плюсы, но как выбрать действительно достойное, полезное, нужное для получения фундаментальных знаний? Правда.

Удобный атлас для учеников 7 класса

Этот атлас нам сказали приобрести в школе для уроков по географии. Когда я его купила, то было поражена яркостью и хорошим шрифтом страниц. До этого у меня был атлас другого издательства, и я была им.

Самый лучший атлас. Карты систематизированы очень удобно

Качественно систематизированы карты, краткая информация о материках, удобно для запоминания. Указатель географических названий.

География - один из самых увлекательных и интересных предметов. И её изучение невозможно представить без атласов. 7 класс - это изучение физической географии материков и океанов. В Атласе 7 классы карты отлично систематизированы. Сначала идет.

Какой океан одновременно омывает Африку, Евразию и Австралию?

В каком направлении от Евразии находится Австралия?

Определите, какой город Москва или Париж находится западнее?

Определите координаты городов

Практическая работа №2

Группировка карт учебника и атласа по различным признакам

Цель работы: научиться характеризовать карту по плану

Используя текст учебника и карты атласа, заполни таблицу

По охвату территории

Используя таблицу, дайте характеристику климатической карты Африки

Практическая работа №3

Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет

Цель работы:1.Закрепить знания основных положений теории литосферных плит;

Задание 2.Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения. Обозначьте древние платформы и области современного горообразования.

Задание 3.Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет. Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, можно составить рисунок.

Практическая работа №4

Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

Цель работы: Сформировать представление о климатическом поясе.

1.Используя карты атласа, на контурной карте отметьте климатические пояса Земли (цветовую гамму брать из атласа). Дайте им основную характеристику (воздушные массы, температура июля и января, количество осадков)

2. Отметьте стрелками синего и красного цвета смещение воздушных масс зимой и летом.

Практическая работа №5

Схема поверхностных течений

Цель работы: Сформировать знания о течениях мирового океана.

Задание 1.Отметьте основные течения на контурной карте мира. Подпишите их название, с помощью стрелок разного цвета укажите тип течения (холодное, теплое), подпишите его происхождение (ветровое, стоковое)

Практическая работа №6

Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах

Цель работы: Сформировать знания о положение материка Африка.

Задание 1.Отметьте на контурной карте крайние точки Африки и подпишите их координаты

Практическая работа №7

Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Цель работы: Познакомить учеников с географическим минимумом по материку Африка.

1. Обозначить на к/к крупные формы рельефа:

Плоскогорье: Восточно – Африканское.

Нагорье: Эфиопское, Гвинейское, Ахаггар.

Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб.

Горы: Атлас, Капские, Драконовые.

Вулкан: Камерун, Килиманджаро.

2. Используя текст учебника и карты атласа, обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых Африки

Практическая работа №8

Описание одной из рек материка

Цель работы: формирование умений составления характеристики реки, используя карты атласа, учебник, дополнительную литературу

Дайте характеристику, используя текст учебника, карты атласа и план описания реки на стр.312

2 вариант - Конго

Практическая работа №9

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран

Цель работы: Сформировать знания о стране.

Задание 1.Анализируя карты атласа, производится заполнение таблицы. Страна для анализа выбирается учителем.

(часть материка, соседи, столица);

Народы страны (раса, языки, размещение по стране);

б) полезные ископаемые;

д) природные комплексы

Хозяйственная деятельность человека:

б) крупные города

Задание 2.Таблицу занести в тетрадь.

Практическая работа №10

Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы

□ Первые учебные атласы появились в XVIII в. и содержали небольшое число карт, отображающих в основном географичес­кие особенности территорий.

☼ В 1737 г. Географическим департа­ментом Академии наук России был издан небольшой (27 стра­ниц) учебный атлас с картами частей света и государств.

☼ В 1793 г. вышел большой Новый атлас при горном училище, содержащий 58 двухстраничных карт, однако территория России ото­бражалась лишь на 2из них.

☼ В 1794 г. был издан Учебный атлас Российской империи .

Впоследствии популярными были атласы Э.Петри и Ю.М.Шокальского.

☼ Современные атласы, особенно вузовские, близки по уровню к научно-справочным.

☼ Первые школьно-краеведческие атласы появились в 30-е годы XIX в. (атлас Московской области).

В 60-е годы, когда были подведены итоги теоретических разработок в области атласного картографирования, работы по созданию ШКА заметно активизировались.

За период с 1962 по 1992 г. было выпущено около 50 ШКА, в том числе 6 атласов бывших союзных республик. Большую роль в их подготовке сыграли областные и республиканские вузы (были переизданы атласы Эстонской ССР, Киевской и Тамбовской областей).

Школьные атласы как картографические произведения облада­ют теми же общими свойствами, которые присущи атласам вообще, но с учетом требований, вытекающих из специфики их назначения.

Школьные географические атласы — это важнейшие картографичес­кие пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.

Кроме того, издаются и исполь­зуются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Улучшение качества ШКА неизбежно приведет к тому, что отношение к данному виду картографического произведения как к иллюстрации курса "География своей области" заменится его использованием в качестве самостоятельного и полноценного источника географических знаний. Измененный и усовершенствованный атлас послужит основой для разра­ботки других краеведческих картографических произведений, например настенных карт.

Школьный краеведческий атлас должен содержать (Соломко А.В.): — вводный раздел, в котором необходимо указать координа­ты наиболее крупных центров, а также крайних географических точек территории; продолжительность самого длинного и корот­кого дней, основные астрономические даты;

- специальный раздел со сведениями о способах ориенти­рования на местности, местных особенностях и приметах;

- методический раздел со сведениями о приемах работы с картами, а также с аэрокосмическими снимками (желательно дополнить картами-транспарантами и чистыми географически­ми основами для выполнения заданий, типичными примерами заданий);

- справочный текст, сопровождаемый цветными фотографи­ями, иллюстрациями, графиками, диаграммами и прочими по­строениями;

- карты, подчеркивающие своеобразие территории (особен­ности природных условий, памятники природы и культуры, пре­обладающие ремесла и т.д.), а также раскрывающие региональ­ные проблемы;

- туристские схемы населенных пунктов с описанием досто­примечательностей .

В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необ­ходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок,улучшение качества печати.

В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особен­ностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними.

Это прежде всего относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографичес­кого изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного вос­приятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Зем­ли из космоса.

В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа.

Именно так выделены све­дения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.

Также надо иметь в виду, что

- в школьных атласах преимущест­венно для старших классов, определенные справочные данные могут помещаться и на самих картах в виде элементов дополнительной характеристики (пояснений, таблиц, диаграмм и т. п.).

Основным содержанием школьных атласов, естественно, явля­ются сами карты, причем в большинстве атласов они занимают пре­обладающее количество страниц.

***Карты в школьных атласах согла­сованы по математической основе, содержанию и оформлению, мо­гут группироваться в определенные разделы в соответствии со структурой атласа.

Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных ат­ласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному ис­пользованию возможностей этих источников географических знаний.

Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценкукачества их содер­жания.

Учебный атлас как картографическое произведение создает­ся по тем же правилам и обладает теми же свойствами, что и атласы в целом.

□ Первые учебные атласы появились в XVIII в. и содержали небольшое число карт, отображающих в основном географичес­кие особенности территорий.

☼ В 1737 г. Географическим департа­ментом Академии наук России был издан небольшой (27 стра­ниц) учебный атлас с картами частей света и государств.

☼ В 1793 г. вышел большой Новый атлас при горном училище, содержащий 58 двухстраничных карт, однако территория России ото­бражалась лишь на 2из них.

☼ В 1794 г. был издан Учебный атлас Российской империи .

Впоследствии популярными были атласы Э.Петри и Ю.М.Шокальского.

☼ Современные атласы, особенно вузовские, близки по уровню к научно-справочным.

☼ Первые школьно-краеведческие атласы появились в 30-е годы XIX в. (атлас Московской области).

В 60-е годы, когда были подведены итоги теоретических разработок в области атласного картографирования, работы по созданию ШКА заметно активизировались.

За период с 1962 по 1992 г. было выпущено около 50 ШКА, в том числе 6 атласов бывших союзных республик. Большую роль в их подготовке сыграли областные и республиканские вузы (были переизданы атласы Эстонской ССР, Киевской и Тамбовской областей).

Школьные атласы как картографические произведения облада­ют теми же общими свойствами, которые присущи атласам вообще, но с учетом требований, вытекающих из специфики их назначения.

Школьные географические атласы — это важнейшие картографичес­кие пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.

Кроме того, издаются и исполь­зуются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).

Улучшение качества ШКА неизбежно приведет к тому, что отношение к данному виду картографического произведения как к иллюстрации курса "География своей области" заменится его использованием в качестве самостоятельного и полноценного источника географических знаний. Измененный и усовершенствованный атлас послужит основой для разра­ботки других краеведческих картографических произведений, например настенных карт.

Школьный краеведческий атлас должен содержать (Соломко А.В.): — вводный раздел, в котором необходимо указать координа­ты наиболее крупных центров, а также крайних географических точек территории; продолжительность самого длинного и корот­кого дней, основные астрономические даты;

- специальный раздел со сведениями о способах ориенти­рования на местности, местных особенностях и приметах;

- методический раздел со сведениями о приемах работы с картами, а также с аэрокосмическими снимками (желательно дополнить картами-транспарантами и чистыми географически­ми основами для выполнения заданий, типичными примерами заданий);

- справочный текст, сопровождаемый цветными фотографи­ями, иллюстрациями, графиками, диаграммами и прочими по­строениями;

- карты, подчеркивающие своеобразие территории (особен­ности природных условий, памятники природы и культуры, пре­обладающие ремесла и т.д.), а также раскрывающие региональ­ные проблемы;

- туристские схемы населенных пунктов с описанием досто­примечательностей .

В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необ­ходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок,улучшение качества печати.

В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особен­ностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними.

Это прежде всего относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографичес­кого изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного вос­приятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Зем­ли из космоса.

В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа.

Именно так выделены све­дения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.

Также надо иметь в виду, что

- в школьных атласах преимущест­венно для старших классов, определенные справочные данные могут помещаться и на самих картах в виде элементов дополнительной характеристики (пояснений, таблиц, диаграмм и т. п.).

Основным содержанием школьных атласов, естественно, явля­ются сами карты, причем в большинстве атласов они занимают пре­обладающее количество страниц.

***Карты в школьных атласах согла­сованы по математической основе, содержанию и оформлению, мо­гут группироваться в определенные разделы в соответствии со структурой атласа.

Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных ат­ласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному ис­пользованию возможностей этих источников географических знаний.

Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценкукачества их содер­жания.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: