План анализа урока по химии

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока и его структура: урок-исследование, комбинированный урок.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

1)Вводно-мотивационную часть (организационный момент, актуализация опорных знаний – проверку домашнего задания, введение в тему урока, постановку целей урока);

2)Операционно-познавательный этап (мотивация, актуализация знаний учащихся, постановка учебной проблемы, определение пути исследования, проведение исследования, выводы (интерпретация) по результатам исследования, домашнее задание);

3) Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока, рефлексия).

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение.

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением.

Исследовать и усвоить физические, химические, специфические свойства оксидов углерода, способы их получения

Развивающая

Формировать научное мировоззрение, умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.

Воспитательная

Формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение. Продолжить развитие навыков самообразования, поиска информации с помощью Internet – технологий;

Цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока.

Организационная часть заключалась в проверке наличия учащихся на уроке, в настрое на работу учащихся, готовности учебного кабинета к занятию.

Изучение нового материала проводилось в соответствии с ФГОС: начиналось с наводящих вопросов, показывающих связь его с ранее пройденным материалом, подведение учащихся к самостоятельному формулированию новой темы, определению актуальности темы урока и целей урока.

При изучении новой темы упор делался на имеющиеся у учащихся знания и умения, особое внимание акцентировалось на практическую значимость получаемых знаний (лабораторный опыт №37 и 38).

По домашнему заданию был дан подробный инструктаж, д/з предполагает выбор заданий по степени сложности (осуществлен дифференцированный подход). Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, дифференцированная, групповая, лабораторный эксперимент.

Все этапы урока логически связаны между собой. При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:

Подход: индуктивный (от частного к общему).

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Я считаю, что главный этап урока – операционно-познавательный, а именно: проведение исследования и выводы по результатам исследования.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому, рационально использовалось время, отведенное на все этапы урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков был проведен и на вводно-мотивационном этапе, и на основном операционно-познавательном этапе.

В целом урок прошел успешно, проведена рефлексия в конце урока. План урока и его цели были реализованы полностью.

В дальнейшей работе необходимо совершенствовать методы и приемы работы с учащимися в урочное и внеурочное время, стимулировать познавательную активность в учебе для последующих положительных результатов по предмету, уделить большое внимание подготовке к ОГЭ-2020.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ урока выполнил Педагог Уральского образовательно упреждения, на основании использовании комплексный подход.

Анализ урока

Оценка деятельности преподавателя

Замечания, предложения

1 . Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

2 . Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

3 . Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4 . Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5 . Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6 . Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.

7 . Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8 . Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9 . Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность

____________________________________

(Подпись, посетившего урок)

Бланк экспертной оценки урока теоретического обучения

Преподаватель__________________________________ Курс_________ Группа__________

Тема урока____________________________________ Дата проведения_________________

ВНИМАНИЕ: не все приведённые ниже пункты обязательно должны быть использованы при оценке качества преподавания. В зависимости от темы урока и цели обучения отдельные моменты преподавания могут отсутствовать. Оценка осуществляется по 5-бальной шкале: 5 – качество проявляется почти всегда; 4-качество проявляется часто; 3-качество проявляется на уровне 50%; 2-качество проявляется редко; 1-качество практически отсутствует.

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

Оценка эффективности использования учебного времени.

На основе проведенного анализа тайминга урока можно сделать вывод, что педагог эффективно использовал учебное время. На каждый этап урока отводиться достаточное количество времени. На выполнение практического задание давалось необходимое время, присутствовало рациональное соотношение практической и теоретической части. Дозировка во времени была полностью выдержана. Урок был закончен во время.

4. Оценка организации обратной связи на уроке.

На этапах усвоения нового материала и контроля повторения новых знаний учитель разными методами старался обеспечивать мотивацию и заинтересованность в усвоении и закреплении материала, для этого он обращался к использованию методов игрового обучения и мультимедийных технологий на уроке. Однако, обратная связь в начале урока была на низком уроке, учитель на первом этапе не смог обеспечить мотивацию изучения данной темы. Отсутствие дидактической задачи на этапе актуализации знаний, то есть отсутствие организации и направления к целям познавательной деятельности учащихся и оценки значимости для учащихся нового учебного материала. В итоге, соотношение деятельности учителя и учащихся предоставляется как: деятельность учителя – 70% и деятельность учащихся – 30%, что ведет к низкой организации обратной связи на уроке и не соответствует с планируемыми задачами обучения.

5. Активность учащихся

В связи с отсутствием организации и направления познавательной деятельности учащихся и оценки значимости для учащихся нового учебного материала в начале урока, наблюдается низкая активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

6. Анализ реализации индивидуального подхода.

Признаки реализации индивидуального подхода отсутствовали. Не наблюдалось наличие ситуаций выбора, возможность индивидуального самоопределения, возможность индивидуальной самореализации, развитие мотивации обучающегося. В незначительной мере наблюдалась персональность взаимодействия.

7. Анализ соблюдения правил безопасности, требований охраны труда на уроке.

Педагог сообщил учащимся правила техники безопасности в процессе изучения нового материала. При выполнении практического задания педагог попросил учащихся вспомнить правила техники безопасности при работе с используемым инструментом, затем продемонстрировал правильное использование необходимого инструмента.

8 Личностных качеств учителя.

Наблюдается самоорганизованность педагога, предполагающая хорошее умение планировать, распределение основных этапов и задач во времени, внутреннюю дисциплинированность. Общая культура соответствует педагогическим требованиям: поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении, высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания. Компетентность методов преподавания на хорошем уровне - приемы и методы работы в рамках одного занятия подобраны целесообразно.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Цели и задачи урока не в полной мере были достигнуты.

2. На протяжении занятия педагог показал высокий уровень теоретической подготовки.

3. Активность обучающихся была недостаточно высокая

4. В ходе всего урока, присутствовали стандартные методы обучения.

5. В соответствии с требованиями предъявляемыми требованиями ФГОС, отсутствовали здоровьесберегающие технологии и этап рефлексии.

Вариант 2.

За занятие преподавателем были выдвинуты задачи обучающиеся, реализация которых прослеживается в течении всего урока и в итоге, на мой взгляд, были достигнуты:

Задача воспитательная: сформировать у детей бережное отношение к машинам, воспитывать самостоятельность, инициативность.

Задача, развивающая: развивать зрительное восприятие и внимание, логическое и техническое мышление;

Реализация поставленных учителем целей и задач урока четко прослеживается.

Организация урока: в процессе данного занятия учителем был взят в основу комбинированный тип урока.

Мною была замечена четко поставленная структура комбинированного урока:

1) Организационный этап, 3 мин.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.

3) Актуализация знаний, 2 мин.

4) Теоретическая часть усвоения новых знаний, составляющая 12 мин.

5)Физическая минутка, составляющая 2 мин.

6) Практическая часть, составляющая 15 мин.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, 2 мин.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия), составляющий 5 мин.

9) Домашнее задание 3 минуты

Дозировка во времени была полностью сдержана. Урок полностью соответствовал поставленным целям.

Во время проведения урока учитель разными методами обеспечивал мотивацию и заинтересованность в усвоении материала, для этого он обращался к использованию двухсторонней карточки с секретом.

Соответствие урока требованиям ФГОС: При проведении урока учитель следовал четкому построению структуры занятия с ориентиром на новые образовательные стандарты.

Учитель нацелил деятельность на формирование УУД. Обучающиеся формировали универсальные учебные действия на всех этапах урока, затрагивая познавательные УУД. Содержание урока.

Оснащение теоретическим материалом урока полностью соответствовало не только требованиям программы, но и возрастным особенностям педагога. Прослеживалась научная правильность освещения материала. Педагог с целью развития познавательной активности и самостоятельности учеников использовал жизненный опыт, приводя примеры из жизни. Наблюдалась межпредметная связь изучаемого материала, затрагивая основы физики, программирование.

Методика проведения урока.

Учителем были подобраны как относительно сложные, так и легкие вопросы для обучающихся разного уровня обучаемости.

Прослеживалась целесообразность использования средств обучения в соответствии с темой и этапом обучения. Данные средства включали: визуальные (робот, презентация, карточки) и аудиовизуальные (проектор, робот), а также различное материальное обеспечение.

Учитель достаточно активно приводил в использование наглядный материал в качестве демонстрирования, для наглядной поддержки и для решения обучающихся задач. Демонстрации были уместны и достаточны.

По моему мнению, педагог выполнил важную социальную задачу, заключающуюся в развитии у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность. Вследствие чего у учеников происходит формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Психологические основы урока.

Учитель проработал и построил вопросы и задания с учетом уровней актуального развития учащихся и зоны их развития для более результативного усвоения новых знаний. Присутствовала ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Учитель проводил физическую минутку для разрядки эмоциональной сферы урока.

Домашнее задание. На уроке педагог дал творческое задание по выбору, предоставляя ученикам выполнить более интересную для них форму работы. Следовательно, педагог учитывает личные интересы обучающихся.

Краткое описание документа:

Анализ урока химии 1. Соответствует ли содержание урока поставленной цели. Правильно ли отобран материал для достижения цели? 2. Соответствует ли теоретический уровень изложения материала программе класса. Как выполняется программа? 3. На достаточно ли высоком идейном и научном уровне излагается материал (связь с жизнью, с практикой)? 4. Осуществляется ли связь ранее изученного материала с новым? Уделяется ли должное внимание повторению, закреплению ранее изученного материала? Как осуществляется межпредметная связь? 5. Правильно ли выбираются методы и средства изложения (проблемноисследовательский, иллюстративный, эвристический и др.)? 6. Какая наглядность применялась (схемы, таблицы, компьютерные презентации, кинофильмы). 7. Требования к химическому эксперименту (подготовленность оборудования, должное состояние его: соблюдение техники безопасности; внимательное отношение учащихся к работе; анализ опытов и фиксирование их). 8. Достаточно ли понятна и убедительна речь учителя. Не нарушает ли учитель принятой номенклатуры веществ. 13 Анализ урока биология 1. Правильно ли определена цель урока? Как раскрываются образовательные и воспитательные задачи урока? (Какие новые понятия и законы предлагается изучить? Какой учебный материал планируется повторить? Какие понятия формулируются? Какие понятия закрепляются в соответствии с программой?) 2. Соответствие структуры урока содержанию программного материала. Целесообразность распределения учебного времени на определенные этапы урока. Соответствует ли ход урока намеченному плану? 3. Содержание урока. Соответствие содержания урока программе. Научная и идейная направленность урока. Умение учителя выделить главное в учебном материале, не перегружая его второстепенным материалом. Соблюдение принципа научности и доступности. Наглядность (использование таблиц, гербария, моделей, коллекций, живых объектов). Использование ТСО. Использование на уроках результатов работ учащихся, полученных в других видах учебной деятельности (дома, на экскурсиях, в уголке живой природы, на школьном участке, в природе). Практические работы с натуральными объектами: - распознавание; - сопоставление; - наблюдение; - кратковременный эксперимент (если они на уроке есть). Привлечение дополнительной литературы. Связь теории с практикой. Ознакомление учащихся с природоохранной работой. Преемственность в изучении материала. Степень самостоятельности учебной деятельности учащихся (самостоятельность суждений, осознанность, запоминание, умение использовать имеющиеся знания). Домашнее задание (подготовка к домашнему заданию, когда дается задание, доступность, объем). Словарная работа. Оценки учащихся. Индивидуальная работа (использование карточек для опроса).

- научить давать полную характеристику опираясь на план некоторых металлов.

- развивать у учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

- формировать учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

- развивать воображение, память и внимание;

- развивать у учащихся ориентирование в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;

- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.

Содержание урока, соответствовало целям. Структура урока была целостной. Этапы урока были последовательны, благодаря включению приемов активизации мыслительной деятельности ребёнка, логически связаны и завершены. Урок проведен в виде стандартного урока. На уроке я использовала фронтальную, парную, групповую формы работы, чтобы все учащиеся были задействованы и заинтересованы, также на уроке были использованы наглядно-демонстрационный и практический метод работы. Учащиеся принимали активное участие. Урок построен на основе деятельностного подхода. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Благоприятный, психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность учеников. Наглядные и технические средства способствовали быстрому включению учащихся в работу. Цели урока были достигнуты.

Тема: Характеристика химических элементов и их соединений на основе положения элементов в периодической системе

Тип урока: комбинированный

- познакомить учащихся с планом характеристики химического элемента;

- вспомнить закономерности изменения свойств атомов;

- научить давать полную характеристику опираясь на план некоторых металлов.

- развивать у учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;

- формировать учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;

- развивать воображение, память и внимание;

- развивать у учащихся ориентирование в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;

- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей.

Разделение детей на группы при помощи жетонов.

Проверка домашней работы показала насколько учащиеся усвоили предыдущий материал. Работа с карточками. Фронтальный опрос учащихся.

Рассказ учителя был интересным по содержанию, способствовал стимулом к дальнейшему самостоятельному изучению материала. Работа у доски.

Парная форма работы.

Физминутка, интересная по содержанию и музыкальному сопровождению. Здоровьесберегающие технологии.

Парная работа. Взаимопроверка.

Интересные факты о химических элементах.

Выставление оценок с комментированием.

Четкий инструктаж по домашнему заданию.

Рефлексия способствовала осмыслению своих действий и самооценке.

Структура урока была четкой, способствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем, в парах, группах, самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, у доски. Они были активны в течение всего урока. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.

1. Тип урока. Целесообразность выбора. Место урока в теме и курсе, связь с другими уроками. Обоснование целей урока. Структура урока, соответствие типу. Последовательность этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока.

2. Обстановка в кабинете химии: чистота, освещенность, проветрено ли помещение. Подготовлено ли оборудование и в каком оно порядке: наглядные пособия, приборы, реактивы, ТСО. Целесообразность и необходимость применяемых средств обучения. Как подготовлена доска.

3. Вводная часть урока. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя. Организация класса к работе на уроке. Организация внимания. Постановка познавательных задач. Установление связей с предыдущими уроками.

5. Изучение нового материала. Объем материала, отобранного для изучения, его соответствие программе и возрастным требованиям. Работа над научными понятиями. Методы, приемы и формы познавательной деятельности, применяемые учителем и их эффективность. Сочетание общих и частных методов. Использование проблемного и исследовательского подходов в обучении. Развитие познавательных способностей учащихся, их познавательной активности. Формирование умений самостоятельной работы. Логическая последовательность изложения учебного материала и ее обоснование. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей.

Формирование научного мировоззрения учащихся. Решение воспитательных задач. Практическая направленность обучения. Связь с жизнью и с практикой. Профориентация. Использование краеведческого материала.

6. Химический эксперимент. Обоснование выбора видов химического эксперимента. Соблюдение дидактических требований при выполнении демонстраций. Виды сочетания слова и наглядности. Использование исследовательского метода в ученическом эксперименте. Характер инструкций к ученическому эксперименту. Владение учителя техникой химического эксперимента. Соблюдение техники безопасности.

Использование на уроке других средств наглядности и ТСО.

7. Повторение и закрепление учебного материала. На каких этапах уроках и почему повторялся и закреплялся материал. Пути получения обратной информации учителем. Методы, формы и виды повторения и закрепления, их эффективность. Объем и уровень усвоения понятий, умений. Роль упражнений и задач в закреплении знаний и умений. Организация работы с учеником, справочником и другими пособиями.

8. Домашнее задание. Место на уроке, цель, объем. На какое время рассчитано домашнее задание. Было ли объяснение, как выполнять домашнее задание. Как предупреждается перегрузка учащихся? Как проверяется домашнее задание.

9. Развитие интереса у учащихся к предмету. Средства, формы, методы развития интереса к предмета на разных этапах урока. Эффективность работы учителя над развитием интереса.

10. Поведение учащихся на уроке. Насколько учащиеся привлечены к умственному труду. Заинтересованность, прилежность, дисциплинированность. Эффективность работы учителя по организации внимания и познавательного интереса на разных этапах урока. На каком этапе было больше внимания и почему. Средства и способы поддержания дисциплины на уроке. Как осуществлялась мотивация учения в течение урока.

11. Поведение учителя. Умение владеть классом. Стиль и тон в работе. Эмоциональность в ведении урока. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность.

12. Общие выводы по уроку. Выполнение плана урока, достижение целей. Положительные стороны урока. Недостатки урока, их причины и пути преодоления.

Читайте также: