Анализ самостоятельной работы по математике в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы младших школьников. На основе анализа педагогической и методической литературы определена роль самостоятельной работы учащихся. Показано, что самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания. С позиции федеральных образовательных стандартов начального общего образования самостоятельная работа младших школьников связывается с формированием универсальных учебных действий: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка. Предлагаются примеры математических заданий, которые обеспечивают умственную активность и самостоятельность учащихся. В процессе исследования эффективности проведения самостоятельной работы на уроках математики в начальной школы выявлены недостатки организации самостоятельной работы младших школьников.


1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / Белошистая А.В. – М.: Владос, 2007.

2. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. / С.Л. Вигман. – М.: Велби: Проспект, 2005.

3. Коноводова Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся [Текст] / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011.

4. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. – 2013. – № 1.

5. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2008. – № 2.

В связи с модернизацией образования в России от современного человека требуется проявление самостоятельности, которая, несомненно, формируется, начиная со школьной скамьи. В связи с этим главной задачей современной школы становится не дать ученику определенный багаж знаний, сформировать умения и навыки, а научить его эти знания приобретать самостоятельно. Однако, самостоятельная работа вызывает у большинства школьников серьезные трудности. Актуальной на сегодняшний день выступает проблема разработки методики организации самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе на основе научной теории.

Самостоятельная работа - познавательное учебное занятие, выполняющееся без прямого участия учителя, однако согласно его заданию, в определенный период времени. Самостоятельную работу необходимо целенаправленно применять на уроках, в том числе на уроках математики потому, что она развивает волю, трудоспособность, внимание, дисциплину обучающихся. Однако ее формы, способы организации и место в учебном процессе весьма различны.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования самостоятельная работа не сводится к простой зубрежке, а опирается на четкое понимание школьниками задач, поставленных учителем, ведь самостоятельная работа призвана возбуждать внимание, интерес и творчество младших школьников, она должна научить их учиться [4, с 608].

На сегодняшний день в работах целого ряда исследователей-педагогов, таких как А.Б. Баранов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др. рассматриваются различные аспекты проблемы активности и самостоятельности учащихся на уроках в школе. Ими, несомненно, достигнуты определенные успехи в разработке теории обучения, использования самостоятельных работ в системе уроков и домашних заданий (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон). Зачастую процесс развития самостоятельности школьников рассматривается в динамике - от репродуктивной деятельности к творческой (исследования Н.Д. Левитова, И.Я. Лернера, Л.М. Пименовой и других). Между тем, на уроках математики зачастую учителя начальных классов организуют самостоятельную работу младших школьников, не учитывая её научные основы. Практическое решение проблемы самостоятельной деятельности учащегося, теоретическое ее обоснование и разработка практической методической базы, позволит педагогам привести всю систему образования в соответствие с потребностями развития современного мира.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в практике обучения еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы [2, с 208]. На наш взгляд, следует обязательно связать выполнение самостоятельной работы с формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся, на основе которых развиваются способности овладения основами умения учиться, умения организации собственной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качеств и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору и ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

- соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач;

- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения [3, с 173-176].

Степень образовательного развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в учебной и практической деятельности. Вот почему целью общего образования как базового в единой системе непрерывного образования является воспитание у учащихся учебной самостоятельности. Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности. Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы [5, с 70].

Элементарная математика служит одним из средств организации самостоятельной работы, особенно подходящим материалом для иллюстрации основных логических операций. Изучение математики само по себе организует мышление учащихся, предъявляя к ним вполне определенные требования. Действительно, изучая пространственные формы и количественные отношения объективного мира, математика относится к числу особо точных и логически последовательных наук: ее аксиомы, определения, понятия, связи естественным путем вводят учащихся в область логических категорий и логических операций; каждый из предметов школьного курса математики строится таким образом, что последующие истины вытекают из предыдущих и ими обосновываются. Среди умений, которыми должны овладеть учащиеся при обучении математики, можно выделить те, которые направлены на фактическое усвоение материала, и те, которые обеспечивают умственную активность и самостоятельность [1, с 354].

- решите две задачи:

а) С рыбалки отец принес 10 кг 500 г рыбы, это на 5 кг 300 г больше, чем принес сын. Сколько кг рыбы принес сын?

б) До своей дачи Галина Васильевна едет 1 ч 50 мин, что на 20 мин меньше, едет на дачу сестра. Сколько времени едет на дачу сестра?

В чем сходство и различие этих задач и их решений?

- реши уравнения и сравни их:

х : 6 = 23 х : 7 = 90 х : 8 = 35

88 : х = 11 700 : х = 7 540 : х = 9

- составь три пары равенств из чисел: 5 см 2 , 500 см 2 , 5 м 2 , 500 мм 2 , 5 дм 2 , 500 дм 2

- найди, чем все числа записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа:

С первых дней обучения работа по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся проводится на начальном уровне - восприятия и воспроизведения учеником информации, сообщенной на уроке, по контролирующим вопросам учителя. Поэтому одной из задач учителя при составлении системы контролирующих вопросов является обучение школьников выявлению узловых моментов. В этот период система вопросов должна охватывать все узловые моменты излагаемого материала, не должна содержать малозначительные вопросы, вопросы, не относящиеся к основному материалу. От учащихся следует требовать умения самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с непосредственным воспроизведением сообщенного материала.

Более высоким уровнем формирования самостоятельной деятельности учащихся при восприятии информации, является обучение умению вычленять узловые моменты воспринимаемой информации - надо учить школьников составлять план ответа. При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически.

Несмотря на то, что вопрос о самостоятельной работе стоит перед школой давно, этот метод обучения не находит сегодня должного применения. Анализ школьной практики показал, что на самостоятельную работу учащихся отводится не более 13% всего времени урока, причем и это время на уроке малоэффективно. Проводя ту или иную самостоятельную работу учащихся, учителя рассматривают ее как самоцель, не обращая внимания на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях [7, с 8].

Кроме того, один из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем. Абсолютное большинство самостоятельных работ на уроках математики приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Значительно меньше число их используется при изучении нового материала [6, с 3].

Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена рациональная ее организация. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на определенном этапе. В то же время учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельными работами в учебном процессе также вредно, как и ее недооценка. Бывает так, что учитель включает в урок самостоятельные работы без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав ее содержание и форму организации.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

ВложениеРазмер
organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_na_urokakh_matematiki_kak_sredstvo_uspeshnogo_usvoeniya_uchebnogo_materiala_mladshimi_shkolnikami1.doc 1.63 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е.


Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников.


Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации младших школьников.

Проблема домашнего задания на сегодняшний день остаётся весьма важной и актуальной буквально по всем школьным предметам.Несмотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, .


Самостоятельная работа на уроках математики как средство формирования познавательных УУД.


Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".

Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

(СЛ3)Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

(сл4) Цель самостоятельной работы на уроках математики

Заложить основы вычислительных навыков; -Развивать логическое мышление; -Способствовать развитию диалога учителя с каждым учеником.

Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Сл(5)Существует 6 видов самостоятельных работ:

-обучающие;

-тренировочные;

-закрепляющие;

-повторительные;

-развивающие;

-контрольные;

-творческие.

(Сл 6)Самостоятельные работы различают и по форме:

-работа с книгой;

-упражнения;

-контрольные работы;

домашняя работа

-самостоятельная работа с последующей проверкой;

-проектная деятельность;

-работа по алгоритму;

-самостоятельная работа с указаниями к решению;

-самостоятельная работа промежуточными записями;

-вариативная самостоятельная работа;

-математический диктант и экспресс-контроль;

-работа по инструкции.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

СЛ(7)Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • трудности, объему;
  • степени самостоятельности учащихся;
  • характеру помощи учащимся;
  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
  • нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

(Сл 8)Приведу пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100

72 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100

8 : 6 - 7:8 27 : 3 - 2 : 6 - 9

84 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72 : 8

(Сл9) Задание для 1-й группы.

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы.

Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.

Задание для 3-й группы.

Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ диференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы - двузначные);
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 3 действия, а 3-й группе - в 4 действия);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе - более трудное задание на замену мелких мер крупными);
  • использование условных символов ("сказочных цифр", букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

(Сл10)Пример. Найдите значения выражений.

1-я группа.

28 : 2 + 3

45 - 7 - 3

2-я группа.

28 : 2 + 56 : 8

5 - 9 - 7 - 3

3-я группа.

28 : 2 + (50 + 6) : 8 · (35 - 30) - 9 - 7 - 3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Пример 1. Основное задание: "Найдите значения выражений".

Пример 2. Основное задание: "Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 8 см."

Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."

1) найдите площадь отрезанной части.

2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Готовясь к урокам я стараюсь тщательно продумываю организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся. Самостоятельные работы провожу в разной форме:

(СЛ 11) Математические и словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

2) Самостоятельные работы с предварительным разбором. Сначала я даю подробный разбор задачи со всеми теоретическими обоснованиями. Затем предлагаю детям решить подобную задачу, а далее задание с усложненным элементом.

(Сл12) 3) Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.

4)Подведение итогов урока(Сл13)

Стараюсь, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Дети очень любят творческие задания. Поэтому я им предлагаю выполнить творческие задания: составление кроссвордов, сочинение математических сказок, изображение рисунков.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке не только вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятие. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Прочитать, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа то, о чём не было сказано учителем, объяснить понятие тех ил иных слов, подобрать им родственные. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни.

(Сл14)Существуют требования к самостоятельной работе:

  1. обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
  2. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
  3. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

(Сл 15)Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.

Содержание

Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………. ……………………………. 5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…. ……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………

Работа состоит из 1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах.doc

Министерство Образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики начального обучения

Самостоятельная работа на уроках математики

в начальных классах

Курсовая работа студентки 4 курса (ОЗО)

Игиновой Яны Валерьевны

к. п. н. , доцент кафедры

педагогики начального обучения

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………. ……………………………. 5

§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………… ……..………………5

§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….………………… …………………….….13

Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21

§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21

§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…. ……..40

Введение

Совершенствование содержания, методики обучения в общеобразовательной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.

Начальная школа – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность.

Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из эффективных средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся.

Однако, ее возможности, как показывает анализ образовательной практики, реализуются учителями не в полной мере. В основном учителя используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля ЗУН учащихся, выводя содержательную часть работ на репродуктивный уровень. Не часто используются самостоятельные работы на этапе подготовки к введению нового знания и на этапе его формирования. Однако организация и проведение самостоятельной работы на всех этапах усвоения ЗУН, как показывают исследования (В.К. Буряка, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого и др.) способствуют активизации мышления ребенка, делают его активным участником учебного процесса. Обучающий результат самостоятельной работы находит выражение в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в работу по формированию умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, ответственность, дисциплинированность.

Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения

решать простые арифметические задачи.

Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.

Объект исследования: деятельность учителя по организации самостоятельной работы учащихся в процессе формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи.

Гипотеза исследования: различные виды самостоятельной работы, основанные на учёте индивидуальных особенностей и математической подготовки учащихся, способствуют эффективности формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволяют сформулировать следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные виды самостоятельной работы, используемые на уроках математики в начальных классах.

3. Изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи.

4. Сделать соответствующие выводы.

- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы,

- анализ результатов деятельности учащихся,

- опытно - экспериментальная работа.

База исследования: 1 б класс, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Лебедяни ( учитель – Бражникова Галина Анатольевна) .

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

ГЛАВА I. Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах

§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение.

Следуя этой концепции, другие дидакты и методисты отмечают, что самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных и фронтальных заданий на уроках (Н.Б. Истомина) (16), консультациях, а также в домашних условиях (О.А. Нильсон, Г.Э. Рудзитис) (29).

Следовательно, главными признаками ее при таком подходе являются:

- выделение для нее специального времени;

- наличие задания учителем (фронтального, группового, индивидуального);

- отсутствие непосредственного участия учителя в работе;

- умственные и физические усилия учащихся;

Этой точки зрения мы будем придерживаться в своем исследовании.

Самостоятельная работа может быть направлена на различные объекты. Так, Т.С. Назарова (14) считает, что самостоятель­ные работы имеют следующую направленность:

а) на подготовку учащихся к восприятию нового материала;

б) на усвоение учащимися новых знаний;

в) на закрепление, расширение, и совершенствование усвоенных знаний;

г) на выработку, закрепление и совершенствование умений (14, с.10).

По способу организации Т.С. Назарова(14) предлагает следующую классификацию видов самостоятельных работ:

- общеклассная (фронтальная), когда все учащиеся выполняют одну и ту же работу;

- групповая, когда по 2 – 3 учащихся работают над выполнением заданий;

- индивидуальная, когда каждый учащийся работает по отдельному заданию.

В педагогической литературе большое внимание уделяется так же поиску условий, реализация которых позволяет обеспечить эффек­тивность самостоятельной работы.

Условиям эффективности использования самостоятельной работы на уроках отводится большое место в работах В.К. Буряка, Л.Н. Скаткина, Н.Ю. Лейкиной, Е.И. Мишарёвой и др.

Так, Л.Н. Скаткин (35) считает, что все виды самостоятельной работы независимо от дидактической цели имеют обучающий характер, и выделяет условия, которые позволяют это обеспечить. Среди них:

- инструктаж учителя о цели и способах выполнения предлага­емой учащимся самостоятельной работы;

- расчленение сложных заданий на ряд последовательно выпол­няемых заданий;

- использование заданий, ориентированных на частично самостоятель­ную работу учащихся (заданий, включающих вспомогательные вопросы или содержащие готовое решение некоторых отдельных операций). По мнению Л.Н. Скаткина, эти задания обеспечивают переход от работы под непосредственным руководством учителя через частично самостоятельную работу к вполне самостоятельной работе;

- использование для выработки умений и навыков заданий, аналогичных по математическому содержанию, по характеру операций, но различных по учебному материалу;

- контроль за самостоятельной работой учащихся, своевременное устра­нение ошибки, а так же выделение целесообразных приемов работы, применяемых учеником; подбор заданий, включающих элементы самоконтроля (35).

По мнению В.К. Буряка (5) усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если учитель планомерно организует эту работу и умело ею руководит. Для этого он рекомендует проводить всестороннюю подготов­ку самостоятельной работы учащихся, при которой учитель должен руководст­воваться следующими требованиями:

- самостоятельную работу учащихся нужно организовывать вo всех звень­ях учебного процесса, в том числе и в процессе освоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление у учащихся не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов и умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.

- учащихся нужно ставить в активную позицию делать их непосредственными участниками процесса познания. В процессе самостоятельной работы надо научить учащихся видеть и формировать проблемы, используя для этого имеющие знания, умения и навыки, проверять на уроке результаты;

- для активизации умственной деятельности учащихся надо давать работу, требующую посильного умственного напряжения.

На наш взгляд, наиболее важным является последнее требование. Действительно, самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы учащиеся посто­янно преодолевали посильные трудности, и чтобы уровень требований, предъявляемых к ученику, не был ниже уровня развития его умствен­ного потенциала.

П.И. Пидкасистый (34) отмечает, что работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которого является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, осуществляется путем усложнения заданий для самостоятель­ной работы и путем изменений роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.

Для эффективности самостоятельной работы, с его точки зрения, не менее важным является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При отборе заданий учитель должен исходить из темы и целей данного урока, учитывая при этом общие села обучения в школе и специфику своего предмета. Выполнение этих требований, как отмечает П.И. Пидкасистый, способствует усвоению, расширению и углублению учащимися знаний; развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию умений и навыков самостоятельной работы.


В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках математики.

Ключевые слова: самостоятельная работа, условия организации самостоятельной работы, самостоятельность, активность, самостоятельная деятельность, интеллектуальная деятельность, методико-математическая компетентность педагога начальной школы

Проблема повышения качества обучения младших школьников — одна из самых важных в свете новой образовательной парадигмы.

Современная начальная школа нуждается в педагоге, способного свободно и креативно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. В рамках указанного направления можно выделить проблему организации самостоятельной работы обучающихся в начальной школе. Обозначенная проблема отвечает современным требованиям ФГОС НОО к результатам обучения.

Проблемой совершенствования навыков самостоятельной деятельности занимались такие психологи, педагоги и методисты: В. И. Андреев, А. В. Белошистая, Б. С. Елканов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, Н. А. Рубакин, Г. Н. Сериков и др.

Значительный вклад в разработку проблемы организации самостоятельной работы обучающихся внесли М. А. Гаврилина, Е. Я. Голант, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, О. А. Нильсон, И. Л. Наумченко, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин, О. А. Чуракова и др. Фундаментальные труды данных ученых содержат четкий анализ различных аспектов самостоятельной работы обучающихся: сущность, формы, виды; соотношения между самостоятельностью и активностью; источники познавательной самостоятельности детей и др.

В последнее время можно встретить исследования, где акцент делается на общедидактических аспектах изучения данной проблемы (С. И. Архангельский, В. Б. Бондаревский, Н. Г. Дайри, И. Д. Зверев, С. И. Зиновьев, А. С. Лында, А. Г. Молибог, Р. А. Низамов, И. Д. Никандров, И. М. Чередов, А. В. Усова и др.). Безусловно, это свидетельствует о том, что современная система образования не стоит на месте, движется вперед; ведутся активные поиски методов и приемов рациональной организации самостоятельной работы обучающихся (в том числе и в начальной школе).

Грамотно организовать самостоятельную работу на уроках математики в начальной школе — важная задача педагога, характеризующая должный уровень его методико-математической компетентности [1; 2].

Данная компетентность — интегративная характеристика личности, включает комплекс методико-математических компетенций; систему личностных и профессионально значимых качеств (О. А. Борзенкова).

− как метод обучения (И. И. Кобыляцкий, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, А. В. Усова и др.);

− как форму организации учебного процесса (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. И. Ильясов, Ю. С. Пименов и др.);

− как вид учебной деятельности (Л. В. Жарова, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Р. А. Низамов, О. А. Нильсон и др.);

− средство организации познавательной деятельности (Е. Л. Белкин, М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый и др.).

Самостоятельная работа — познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником (Л. Г. Веткин, И. И. Малкин, А. В. Усова и др.).

А. В. Усова, О. О. Чуракова считают, что самостоятельная работа — это работа на уроке, которая предполагает, что каждый ребенок получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями [8].

Самостоятельная работа учащихся, как замечает У. В. Меркулова, — это работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога (учителя начальных классов), но по его заданию в специально представленное для этого время; учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели [5].

Проанализировав различные точки зрения на обозначенную проблему, заключаем, что самостоятельная работа по своей сути есть деятельность, направленная на самостоятельное целенаправленное получение новых знаний, совершенствование практических умений и качеств личности.

Основу самостоятельной работы составляют самостоятельность и активность [3; 4; 5].

Самостоятельность выступает как:

− как результат овладения приемами умственных действий;

− условие творческой деятельности, способность вести познавательный поиск;

− показатель определенного уровня развития интеллекта, воли характера и др.

Сущность самостоятельности раскрывается через интеллектуальную деятельность.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Мы согласны с точкой зрения Л. Г. Веткина, Б. П. Есипова, В. А. Левина о том, что высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога — пробудить к нему интерес [3; 4].

Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество.

П. И. Пидкасистый отмечает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается именно в самостоятельной работе [7].

Активность — вид деятельности, отличающийся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленность, мотивация, осознанность, владение способами и приемами действий, эмоциональности и др.), а также наличием таких свойств, как инициативность, ситуативность.

Е. Г. Пенькова, изучая проблему организации самостоятельной работы обучающихся, предлагает следующее толкование: ребенок выполняет работу самостоятельно, без непосредственного участия педагога; от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания [6].

При организации самостоятельной работы педагогу необходимо выстроить траекторию работы: план самостоятельной работы осознание обучающимися учебной задачи инструкция по выполнению руководство процессом выполнения работы самоанализ, самоконтроль критерии оценивания самостоятельной работы учащихся проверка работ обучающихся; анализ ошибок; корректировка самостоятельной работы [3; 6].

Процессу организации самостоятельной работы способствуют следующие условия:

− наличие познавательной или практической задачи;

− наличие проблемного вопроса или задачи и особого времени на его выполнение (решение);

− проявление умственного напряжения;

− проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач;

− владение навыками самостоятельной работы.

  1. Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся.

На наш взгляд, дифференцированный подход в обучении школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса.

Безусловно, педагог начальной школы должен учитывать условия организации самостоятельной работы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, создавать эти условия, что характеризует его педагогическое мастерство, компетентность.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, начальная школа, самостоятельная работа обучающихся, проблема организации, самостоятельная работа учащихся, Данилов, интеллектуальная деятельность, непосредственное участие педагога, самостоятельная деятельность, учебный процесс.

Ключевые слова

самостоятельная работа, условия организации самостоятельной работы, самостоятельность, активность, самостоятельная деятельность, интеллектуальная деятельность, методико-математическая компетентность педагога начальной школы

Похожие статьи

Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс

Анализ работ этих ученых показал, что в педагогической науке самостоятельная учебная.

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от.

самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самостоятельная познавательная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, учащийся, педагогическое руководство, познавательная активность.

Приемы организации процесса самостоятельной работы.

Творческие работы требуют от учащихся самостоятельной творческой деятельности. При выполнении творческих заданий учащиеся поставлены в условия поиска новых подходов, путей решения проблемы.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на.

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для создания условий, способствующих активизации познавательных способностей.

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Актуальность самостоятельной работы школьников.

самостоятельная работа, учебный процесс, работа, умение, самостоятельная деятельность, познавательный процесс, учащийся, самостоятельная работа школьников, методика организации, самостоятельная.

Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе

самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, задание, работа, учащийся, упражнение, самостоятельная учебная работа, выполнение, непосредственное участие учителя, учебный материал.

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем.

Читайте также: