Особенности онтогенеза мозга ребенка как причина школьной неуспеваемости
Обновлено: 04.07.2024
8 (495) 120-07-03
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Другой причиной, побуждающей ввести термин ИПР, является то, что дети с отклонениями в психическом развитии часто относятся к числу неуспевающих учеников в школе. Это ставит вопрос о возможных причинах школьной неуспеваемости и способах ее коррекции. Особенно актуален данный вопрос в отношении детей младшего школьного возраста, когда результаты коррекционной работы могут быть высокими.
Факторы, связанные с биологическими условиями психического развития, также могут стать причиной школьной неуспеваемости. Наличие в онтогенезе ребенка минимальных повреждений нервной системы, которые были в последующем компенсированы, приводит к другому варианту формирования структуры психических функций, о котором говорилось выше. В формирование психических функций включаются компенсаторные механизмы, и это приводит к иной (измененной по сравнению с нормативной) организации их структуры, а также к снижению продуктивности.
Можно предположить, что ведущей причиной сохранения отклонений в развитии психических функций у детей с ИПР является ослабленное действие средовых, в частности социальных, факторов.
Предрасположенность к ненормативному развитию, обусловленная как неблагоприятными биологическими, так и средовыми причинами, может быть элиминирована благополучной социальной ситуацией развития и впоследствии не примет патологических форм. Это было показано в целом ряде исследований, о которых говорилось ранее.
Так, дети людей, постоянно тратящих деньги на развлечения и культурные мероприятия (например, посещения театров и выставок), отличаются от своих сверстников лучшим физическим и психологическим здоровьем.
По мнению ученых, обнаруженная ими связь между расходами на отдых и культурный досуг и здоровьем детей еще раз подтверждает теорию о значении психологического окружения для состояния здоровья человека. Исследователи предполагают, что если семья может позволить себе регулярные посещения театров, музеев и спортивных мероприятий, то в ней создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая нормальному развитию ребенка.
Наоборот, неблагоприятная социальная ситуация развития может привести к закреплению и усугублению имеющихся отклонений.
Характерно, что дети с иррегулярностью психического развития в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу минимальности и парциальности изменений в психических функциях.
Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности — обучению — создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняющий последующее полноценное усвоение школьной программы.
Не менее важно отметить, что у детей с ИПР в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых, недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте, психических функций.
Такая декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и позднее — в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в деятельности систем организма, обусловленные половым созреванием. Одновременно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает влияние смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования самосознания и т. п.
Анализ возможных причин школьной неуспеваемости является одной из актуальных задач нейропсихологии детского возраста, особенно если учитывать тот факт, что лишь 50 % детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет, к моменту поступления в школу (Сафонова Т. Я. и др., 1995).
16.5. Нейропсихологические аспекты других видов индивидуальных различий
Очевидно, что отклонения от нормативных для соответствующего возраста показателей могут происходить не только в негативную сторону (минус симптомы). Индивидуальные показатели психического развития могут быть выше нормативных для определенного возраста. В отдельных случаях это, вероятно, может свидетельствовать о более высоких, опережающих темпах формирования функциональных систем. Возможно, что указанные варианты развития связаны с рано проявляющимися специфическими способностями ребенка, с одаренностью, и это ставит вопрос о нейропсихологическом подходе к исследованию одаренности.
Такие исследования проводились учениками Е. Д. Хомской. В частности, изучалась связь профиля латеральной организации (отражающего индивидуальные особенности структурно-функциональной организации нервной системы) с математической одаренностью. Было показано, что для математически одаренных подростков характерно преобладание левосторонних признаков в профиле латеральной организации (Лукьян- чикова Ж, А., 2006).
Наконец, экспериментальные данные свидетельствуют о половых различиях в структурно-функциональной организации мозга и психики детей (Кэхилл Л., 2005). В частности, такие исследователи, как В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (1998), выступают с предложением создать новую науку, нейропедагогику, главной целью которой была бы помощь педагогике в решении ее задач с учетом индивидуальных особенностей функциональной организации мозга у мальчиков и девочек. Они полагают, что мозг у мальчиков и девочек различается по ряду морфофункциональных характеристик, это проявляется в разных особенностях его созревания, психического развития детей, которые следует учитывать и в разных программах обучения. Такая работа уже проводится: в Москве существует школа с раздельным обучением мальчиков и девочек.
Читайте также:
- Какие вещества относятся к неорганическим какова их роль в организме кратко
- Можно ли работать с герпесом в детском саду
- Закроют ли школы в краснодарском крае на карантин
- План урока биологии 6 класс смена природных биогеоценозов пономарева
- Что значил кавказ для лермонтова офицера лермонтова человека лермонтова поэта кратко