Особенности онтогенеза мозга ребенка как причина школьной неуспеваемости

Обновлено: 04.07.2024


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Другой причиной, побуждающей ввести термин ИПР, является то, что дети с отклонениями в психическом развитии часто относятся к числу неуспевающих учеников в школе. Это ставит вопрос о воз­можных причинах школьной неуспеваемости и способах ее коррек­ции. Особенно актуален данный вопрос в отношении детей младшего школьного возраста, когда результаты коррекционной работы могут быть высокими.

Факторы, связанные с биологическими условиями психического развития, также могут стать причиной школьной неуспеваемости. На­личие в онтогенезе ребенка минимальных повреждений нервной сис­темы, которые были в последующем компенсированы, приводит к друго­му варианту формирования структуры психических функций, о котором говорилось выше. В формирование психических функций включаются компенсаторные механизмы, и это приводит к иной (измененной по сравнению с нормативной) организации их структуры, а также к сни­жению продуктивности.

Можно предположить, что ведущей причиной сохранения отклоне­ний в развитии психических функций у детей с ИПР является ослаб­ленное действие средовых, в частности социальных, факторов.

Предрасположенность к ненормативному развитию, обусловленная как неблагоприятными биологическими, так и средовыми причинами, может быть элиминирована благополучной социальной ситуацией раз­вития и впоследствии не примет патологических форм. Это было по­казано в целом ряде исследований, о которых говорилось ранее.

Так, дети людей, постоянно тратящих деньги на развлечения и культурные мероприятия (например, посещения театров и выставок), отличаются от своих сверстников лучшим физическим и психологическим здоровьем.

По мнению ученых, обнаруженная ими связь между расходами на от­дых и культурный досуг и здоровьем детей еще раз подтверждает тео­рию о значении психологического окружения для состояния здоровья человека. Исследователи предполагают, что если семья может поз­волить себе регулярные посещения театров, музеев и спортивных ме­роприятий, то в ней создается благоприятная психологическая атмо­сфера, способствующая нормальному развитию ребенка.

Наоборот, неблагоприятная социальная ситуация развития может привести к закреплению и усугублению имеющихся отклонений.

Характерно, что дети с иррегулярностью психического развития в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу минимальнос­ти и парциальности изменений в психических функциях.

Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности — обу­чению — создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняю­щий последующее полноценное усвоение школьной программы.

Не менее важно отметить, что у детей с ИПР в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и та­кая форма декомпенсации, как регресс некоторых, недостаточно сфор­мированных и закрепленных в индивидуальном опыте, психичес­ких функций.

Такая декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учеб­ной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и по­зднее — в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, воз­никают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в деятельности систем организма, обусловленные поло­вым созреванием. Одновременно существенную нагрузку на психику и центральную нервную систему оказывает влияние смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования самосо­знания и т. п.

Анализ возможных причин школьной неуспеваемости является од­ной из актуальных задач нейропсихологии детского возраста, особен­но если учитывать тот факт, что лишь 50 % детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет, к моменту поступления в школу (Са­фонова Т. Я. и др., 1995).

16.5. Нейропсихологические аспекты других видов индивидуальных различий

Очевидно, что отклонения от нормативных для соответствующего возраста показателей могут происходить не только в негативную сто­рону (минус симптомы). Индивидуальные показатели психического развития могут быть выше нормативных для определенного возрас­та. В отдельных случаях это, вероятно, может свидетельствовать о бо­лее высоких, опережающих темпах формирования функциональных систем. Возможно, что указанные варианты развития связаны с рано проявляющимися специфическими способностями ребенка, с ода­ренностью, и это ставит вопрос о нейропсихологическом подходе к ис­следованию одаренности.

Такие исследования проводились учениками Е. Д. Хомской. В частно­сти, изучалась связь профиля латеральной организации (отражающего индивидуальные особенности структурно-функциональной организации нервной системы) с математической одаренностью. Было показано, что для математически одаренных подростков характерно преобладание ле­восторонних признаков в профиле латеральной организации (Лукьян- чикова Ж, А., 2006).

Наконец, экспериментальные данные свидетельствуют о половых различиях в структурно-функциональной организации мозга и пси­хики детей (Кэхилл Л., 2005). В частности, такие исследователи, как В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман (1998), выступают с предложением со­здать новую науку, нейропедагогику, главной целью которой была бы помощь педагогике в решении ее задач с учетом индивидуальных осо­бенностей функциональной организации мозга у мальчиков и дево­чек. Они полагают, что мозг у мальчиков и девочек различается по ряду морфофункциональных характеристик, это проявляется в раз­ных особенностях его созревания, психического развития детей, кото­рые следует учитывать и в разных программах обучения. Такая работа уже проводится: в Москве существует школа с раздельным обучением мальчиков и девочек.

Читайте также: