Анализ развития научного знания одна из центральных проблем философской школы

Обновлено: 05.07.2024

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.

В 20 в. философия науки выступает также как один из наиболее технически сложных разделов профессиональной философии, использующий результаты логики, психологии, социологии и истории науки и представляющий собой по сути междисциплинарное исследование. В таком качестве она оформилась ко 2-й пол. 20 в., но как особое философское направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. Здесь философия науки выступает как совокупность философских течений и школ, образующих особое философское направление, сформированное в ходе поэтапного развития и отличающееся внутренним многообразием (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, некоторые течения в неокантианстве, неорационализм, критический рационализм). Вместе с тем философия науки продолжает существовать в рамках таких философских учений, в которых анализ науки не является главной задачей (марксизм, феноменология, экзистенциализм, неотомизм). В первом случае проблематика философии науки практически исчерпывает содержание философских концепций, во втором – анализ науки встроен в более общие философские контексты и детерминирован ими. Однако в целом тематика философии науки, ее концептуальный аппарат и центральные проблемы определяются прежде всего в рамках философии науки как особого философского направления и лишь при его посредстве попадают в фокус внимания других философских школ и течений.

Параллельно аналитической философии науки выдвигаются разные парадигмы изучения науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания (М.Шелер, К.Мангейм) и социологии науки (Л.Флек, Ф.Знанецкий, Р.Мертон). Предметами исследования становятся связь научного сообщества с определенными стилями мышления, социальные роли и ценностные ориентации ученых, этос науки, амбивалентность научных норм. В целом, допуская социальную природу и обусловленность научного знания, социологи продолжали рассматривать естествознание и математику в качестве объективного знания, дающего независимый от индивида и общества образ реальности. В этом отношении значительно более последовательной оказалась социальная история науки советского историка Б.Гессена, которая познакомила западных ученых и философов с возможностями марксистского подхода и оказала заметное влияние на перспективы анализа науки.

В процессе развития философии науки сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях философии науки. Одно из них гласит, что философия науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них. Согласно другому, философия науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики (подход, близкий к социологии науки). Далее, философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). Наконец, наиболее распространено убеждение, что философия науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т.е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания.

Стержневая проблематика философии науки существенно изменялась в процессе ее эволюции. В начале века в фокусе внимания философии науки находились, во-первых, идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, пространства и времени, соотношения динамических и статистических закономерностей. Вторым элементом традиционной тематики философии науки стали структурные характеристики научного исследования – соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов. С 1920-х гг. на первый план выходит проблема демаркации – разделения науки и метафизики, математики и естествознания, естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Большую значимость приобретает в это время проблема эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания. С эмпирическим редукционизмом тесно связан вопрос о статусе и значении теоретических терминов, анализ их сводимости к эмпирическим, а также их инструментального, операционального и онтологического смыслов. Осознание относительной самостоятельности теоретического и эмпирического уровней научного знания переводит проблему обоснования науки в изучение процедур верификации, дедуктивно-номологического объяснения, подтверждения, фальсификации.

Историография философии науки в 20 в., как правило, ограничивается ссылками на англо-американских и немецких авторов, чьи работы задают доминирующее направление развития. Картина, однако, была бы неполной без учета вклада других национальных школ, образующих не столько периферию, воспроизводящую на свой лад общепризнанные идеи, сколько обширный резервуар альтернативных теорий и подходов. Среди них заслуживает внимания французская (А.Пуанкаре, Э.Мейерсон, П.Дюем, Г.Башляр, А.Койре, М.Фуко), финская (Г.X. фон Вригт, Л.Роутила, Я.Хинтикка), польская (Л.Флек, К.Айдукевич, Т.Котарбинский), российская (В.И.Вернадский, А.А.Малиновский, Б.М.Кедров, П.В.Копнин, Б.Г.Кузнецов, М.Э.Омельяновский, Э.Г.Юдин и др.).

1. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. М., 1982;

2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958;

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998;

6. Степин В. С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996;

7. Структура и развитие науки. М., 1978;

8. Danto A., Morgenbesser S. (eds.) Philosophy of Science. N. Y., 1960;

9. Esser H., Klenowits K., Zehnpfenning H. Wissenschaftstheorie. Stuttg., 1977;

10. Frank P. Philosophy of Science. Englewood Cliffs, 1957;

11. Harre R. Philosophies of Science. Oxf., 1972;

12. Kutschera M. Wissenschaftstheorie. Münch., 1972;

14. Losee J. A Historical Introduction to the Philosophy of Science. Oxf., 1980;

15. Pap A. An Introduction to the Philosophy of Science. Glencoe, 1962;

16. Popper K.R. Logik der Forschung. W., 1934;

17. Idem. The Logic of Scientific Discovery. L., 1959;

18. Quine W. Two Dogmas of Empiricism. – From a Logical Point of View. Cambr., 1953;

19. Toulmin S. The Philosophy of Science. An Introduction. L., 1953.

Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе .

  • постпозитивизма
  • неоплатонизма
  • утилитаризма
  • сциентизма

Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.

  • постпозитивизма
  • неоплатонизма
  • утилитаризма
  • сциентизма

Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.

. развития художественно-творческих способностей учащихся, знаний, умений, навыков на уроках изобразительного искусства при рисовании портрет, передаче внутреннего мира человека. . или объекты познания. Необходимым . факторов действительной жизни и .

Философия личности человека

. развития человечества акценты в освещении данной проблемы расставлялись неодинаково: менялись приоритеты и аспекты её осмысления. Философия познания человека . человека, а общества. В-третьих, согласно такой концепции, природное бытие человека .

25, Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить .

. философия жизни; неотомизм и др. Основные концепции генезиса (происхождения) философии: - мифогенная (из осмысления мифов); - гносеогенная (из обобщение результатов познания); - гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания). .

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

. философией, более или менее эксплицитно отождествляет человека с его сознанием. Тем самым человек изымается из бытия, . потребностей. От изолированного индивида к жизненному миру Традиционное понимание потребностей базируется на онтологической схеме, .

Развитие психической жизни в утробе матери

. новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь, формирование личности. .

Развитие интеллекта как основа психического развития согласно Ж. Пиаже

. и адаптируясь к миру. Собственно, цель развития — это адаптация к среде. Созданная им область знания называется генетической эпистемологией, которая объединила биологию с эпистемологией (областью философии, изучающей происхождение знания, механизмы и .

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Как известно, философия — это теоретическое осмысление отношений между человеком и миром. В ней рассматриваются различные проблемы: природа человека и смысл жизни, специфика познания и деятельности, вопросы о Боге, смерти и бессмертии. Эти вопросы важны и интересны для всех, и такие темы могут привлекать и волновать вас даже за пределами учебы. Теперь, однако, вам не нужно сталкиваться с тем аспектом философии, который крайне необходим вам как профессиональным ученым, но с которым вы еще недостаточно знакомы: философия науки.
Наша реальная практика работы с бакалаврами показывает, что студенты имеют достаточное представление о содержании данной дисциплины в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего образования. Они уже обладают определенной философской эрудицией, определенным объемом знаний, полученных во время учебы. В историко-философской части они получили представление о структуре и своеобразии философии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаментальной) философии они занимались проблемами онтологии, эпистемологии и методологии. В социальной философии основными проблемами, с которыми вы столкнулись, были: Человек и общество, социальная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в жизни человека, будущее человечества и т.д.

История становления науки и её функции

во-первых, задача хронологической систематизации достижений в той или иной области науки;

Акцент был сделан на описании механизма прогрессивного развития научных идей и проблем;

Была определена творческая лаборатория ученого и социокультурный и мировоззренческий контекст его работы.
Одна из главных проблем — понять и объяснить, как внешние условия — экономические, социокультурные, политические, философские, психологические и другие — отражаются в результатах научного творчества: Создание теорий, выдвижение гипотез, использование методов научного поиска.
Эмпирической основой для истории науки являются прошлые научные тексты: Книги, журнальные статьи, переписка ученых, неопубликованные рукописи, дневники и т.д. Но есть ли гарантия, что историк науки имеет достаточно представительного материала для своего исследования? Ведь очень часто ученый, совершивший открытие, старается забыть те ошибочные пути поиска, которые привели его к неверным выводам.
Поскольку объектом историко-научного исследования является прошлое, оно всегда является предметом реконструкции, которая стремится претендовать на объективность. Историки науки, как и все историки, знают о двух возможных предвзятых подходах к исследованиям: презентизм (объяснение прошлого в современных терминах) и антикварианизм (переосмысление прошлого без привязки к современности). Является ли историк науки реконструктором чего-то, что просто отражает его или ее время, изучая прошлое, другую культуру, другой образ мышления и знания, которые наука больше не предлагает? И презентизм, и антикваризм сталкиваются с непреодолимыми трудностями, отмеченными многими уважаемыми историками науки.

Многообразие форм знаний: научные и вненаучные знания.

Зарождение и развитие классичечкой науки.

Особенности классической науки

стремление к созданию полной системы знаний, фиксации истины в окончательной форме. Это связано с ориентацией на классическую механику, которая представляла мир как огромный механизм, четко действующий на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, и как результат, дающий систематизированное истинное знание, и как эталон любой науки в целом.

Эта ориентация на механику привела к механистическому и метафизическому характеру не только классической науки, но и классического взгляда на мир:

Уникальность в интерпретации событий, исключение случайности и вероятности из результатов познания, которые считались показателями неполного знания;

Исключение характеристик исследователя из контекста науки, отказ от учета специфики (методов, средств и условий) наблюдения и эксперимента

Субстанциальность — поиск основы мира;

Оценка имеющихся научных знаний как абсолютно надежных и истинных;

Понимание природы познавательной деятельности как отражения реальности. рассмотрение природы как неизменной из века в век, всегда тождественной самой себе, не эволюционирующей. Этот методологический подход привел к таким характерным для классической науки исследовательским установкам, как статизм, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены прежде всего на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм), в то время как взаимосвязи и отношения, присущие этим структурам как динамическим целым, сознательно игнорировались (статизм). Поэтому трактовка явлений действительности была полностью метафизической, без представлений об их изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).

Заключение

Список литературы

  1. Аль-Фергани Ахмад. Астрономические трактаты. — T., Fan. 1998.
  2. Аль-Фараби. Логические трактаты. Алматы. Наука. 1975.
  3. Абрамов М.А. Тайна философа Дэвида Юма // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга 1. о познании. М,: Канон, 1995. С.5-32.
  4. Августин. Исповедь. М. Гэндальф, 1992. 544 с.
  5. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: издательство Московского государственного университета, 1985. 171 с.
  6. Арбузов А.Е. Краткий очерк развития катализа // Избранные труды по истории химии. Москва: Наука, 1975. С. 7-88.
  7. Арзаканян Ц.Г., Горохов В.Г. Предисловие //Философия техники в Федеративной Республике Германия. М.: Прогресс, 1989. С.3-23.
  8. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить, в которой, помимо обычных правил, есть несколько новых соображений, полезных для развития способности рассуждать. М.: Наука, 1991. 413 с.
  9. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. С.128.
  10. Ахундов М.Д. Эволюция и изменение научных мировоззрений // Философия, естественные науки и общественное развитие. Под ред. Сачкова Ю. М.: Наука, 1989, с. 154-169.
  11. Ахундов М.Д. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М.: Мир, 1990. 375 с.
  12. Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого: тайны паранормальных явлений. М.,2001.’.
  13. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (Диалектика и связь времен). М.,1996.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: