Проверка качества образования в школе что проверяют

Обновлено: 03.07.2024

На практике образовательным учреждениям приходится иметь дело со специфичным видом проверок, характерным только для данной отрасли. Речь идет о проверках, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, то есть Рособрнадзором. Отметим, что специалисты этого ведомства приказом от 4 июня 2008 г. № 1238 утвердили форму акта о результатах выездной (инспекционной) проверки, а также форму акта о результатах камеральной проверки. Подготовиться к таким проверкам поможет наш материал.

Во время камеральных проверок изучаются документы и сведения, представленные проверяемым образовательными организациями, органами управления образования и другими лицами. Такую проверку назначает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора либо уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

А вот выездные проверки проводят по месту нахождения и ведения деятельности образовательной организации. Основанием для проведения данных проверок является решение Рособрнадзора или решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Как выездные, так и камеральные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводят в соответствии с графиком проверок Рособрнадзора (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ). Чаще чем один раз в два года одно учреждение проверять нельзя (п. 9 Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, далее – Правила).

Причиной же для внеплановой проверки может послужить любая информация, подтверждаемая доказательствами о наличии признаков нарушений. При этом в случае необходимости проверяющие могут обратиться за содействием к любому государственному органу либо частному лицу (физическому или юридическому). Также к проверке могут привлекаться эксперты, прошедшие квалификационные испытания, которые также утверждает Рособрнадзор.

Полномочия проверяющих

Проверяющие имеют право:
– посещать проверяемую образовательную организацию. Но только в порядке, установленном законодательством РФ, и при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
– проводить экспертизу документов;
– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
– осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Основные этапы проведения проверки

Далее рассмотрим ход проведения проверки поэтапно.

НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

Первое, что должны сделать проверяющие, это вручить руководителю образовательной организации или уполномоченному им лицу копию приказа о проведении проверки. То есть обосновать свой приход. Ведь полномочия проверяющих подтверждаются именно приказом о проведении проверки, а также служебными удостоверениями или документами, удостоверяющими личность.

Кроме того, председатель комиссии (проверяющий):
– знакомит руководство проверяемой образовательной организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;
– выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;
– запрашивает необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

Если руководитель организации (уполномоченное им лицо) своими действиями мешает проведению проверки (например, отказывается предоставить какие-либо документы), проверяющие могут составить соответствующий акт.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По завершении мероприятия председатель проверяющей комиссии:
– доводит до сведения руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица итоги проверки, предварительную оценку деятельности проверяемой организации, основные выводы и предложения комиссии;
– составляет акт о результатах проверки;
– производит запись о проведенной проверке в имеющемся в образовательной организации журнале учета мероприятий по контролю. Если такой журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись.

К составленному в двух экземплярах акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Руководитель организации должен быть ознакомлен с актом. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель может приложить письменные возражения (а также при возможности документы или их копии, подтверждающие обоснованность возражений).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итак, после завершения проверки в образовательную организацию направляется решение руководства Рособрнадзора (либо уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ). Оно может быть составлено в виде письма-уведомления, предписания или приказа.

Уведомление направляется в проверяемую организацию в случае, если по результатам проверки не было установлено нарушений обязательных для исполнения требований.

Если выявлены нарушения или недостатки в деятельности, то направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, решение в отношении проверяемой организации может приниматься в форме приказа.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕДПИСАНИЙ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, организации дают срок на их устранение.

После того как все недочеты исправлены, проверяющим направляют отчет об исполнении предписания. Данный отчет должен включать в себя:
– письмо на бланке проверяемой организации с описанием сведений об исполнении предписания;
– заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

Представленный отчет чиновники рассматривают на предмет комплектности, правильности оформления и заполнения представленных документов. В случае допущения каких-либо нарушений по указанным критериям в адрес проверяемой организации направляется письмо с указанием перечня недостающих документов и замечаний по их оформлению и заполнению. На устранение нарушений (например, на досылку документов) устанавливаются новые сроки.

В случае невыполнения в эти сроки данных указаний предписание считается неисполненным. Однако руководитель организации имеет право подать прошение в письменной форме о продлении сроков.

При комплектности представленных документов, правильности их оформления и заполнения отчет об исполнении предписания рассматривается по существу. В том случае, если представленный отчет подтверждает факт исполнения предписания, в адрес проверяемой организации по почте направляется письмо о принятии отчета об исполнении предписания.

Если же на основании отчета чиновники не смогут установить факт исполнения предписания, то может быть проведена повторная (внеплановая) проверка образовательной организации.

ПРАВА РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ

Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо во время проверки имеют право:
– знакомиться со своими правами и обязанностями;
– знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений;
– обжаловать действия проверяющих их руководству.

Также следует помнить и при необходимости напоминать проверяющим, что их деятельность не должна нарушать нормальный режим работы образовательной организации (учреждения).

НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ

В отношении провинившейся организации могут быть приняты, в частности, следующие меры воздействия:
1) приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;
2) аннулирование лицензии;
3) приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;
4) лишение свидетельства о госаккредитации.

  • российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования,
  • российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации,
  • российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Осуществление контроля отнесено к компетенции Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, подлежат отнесению к одной из категорий риска:

на основе сопоставления характеристик деятельности этих организаций с критериями, установленными Положением о контроле в сфере образования.

Категория риска определяет особенности и частоту проведения в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактических мероприятий, включая обязательный профилактический визит, и плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении ФГКН в сфере образования :

Особенности проведения этих мероприятий установлены Положением о контроле в сфере образования.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде плановых выездных или документарных проверок проводятся на основании плана проведения Рособрнадзором плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры, со следующей периодичностью:

  • в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска — один раз в 3 года;
  • в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории среднего риска — один раз в 4 года.

В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.

Методические рекомендации
по организации и проведению органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные
полномочия Российской Федерации в области образования,
федерального государственного контроля качества образования в
образовательных учреждениях, реализующих основные
образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования


1. Общие положения

2. Цели, задачи, предмет проверок

2.1. Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) посредством проведения проверок установлены положениями главы 2 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии с положениями статей 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Статьи 11 и 12 указанного закона устанавливают общие требования к организации и проведению документарных и выездных проверок.
2.2. Федеральный государственный контроль качества образования проводится в целях обеспечения соблюдения проверяемыми образовательными учреждениями обязательных для исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов.
2.3. Основными задачами проверок являются:
оценка соответствия содержания образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательного процесса;
оценка условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
оценка соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
оценка результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
2.4. При осуществлении федерального государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Наряду с этим, предметом внеплановых проверок также является выполнение образовательным учреждением предписаний, выданных уполномоченным органом о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Допускается различное сочетание предмета плановых и внеплановых проверок:
1) соответствие содержания образования в образовательном учреждении требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
2) соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного унреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
3) соответствие содержания образования и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Лица, уполномоченные на проведение проверки,
эксперты и экспертные организации

3.1. К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки, относятся: руководитель уполномоченного органа, заместители руководителя, руководители и заместители руководителей структурных подразделений, иные государственные гражданские служащие органа, осуществляющего переданные полномочия, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам федерального государственного контроля качества образования.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, должны быть также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП.
3.2. К проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования привлекаются эксперты и экспертные организации в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
Привлекаемые эксперты, экспертные организации должны быть аккредитованы на соответствующий вид деятельности в соответствии с порядком, установленным Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689).
Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого образовательного учреждения.
3.3. Уполномоченные органы не вправе привлекать к проведению выездной проверки образовательного учреждения экспертов и экспертные организации, состоящих в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с проверяемым образовательным учреждением и являющихся аффилированными лицами (т.е. физическими и (или) юридическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность проверяемого лица или объективность выводов экспертов или представителей экспертной организациианязации) проверяемых образовательных учреждений.
3.4. Примерная форма гражданско-правового договора утверждается Рособрнадзором.
До утверждения Рособрнадзором примерной формы договора, привлечение экспертов и экспертных организаций может осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключаемого уполномоченным органом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно условиям гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, уполномоченным органом эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения образовательного учреждения, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.
3.5. Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 10 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц образовательного учреждения, иных работников образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке.
Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктами 10, 14 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, имеют право:
посещать образовательные учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта (приказа или распоряжения) уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
осуществлять:
анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности и средств обеспечения образовательного процесса;
анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения;
анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников;
проводить:
наблюдение за ходом образовательного процесса;
оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
беседы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, их родителями (законными представителями), работниками образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке.
Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
При проведении проверки должностные лица уполномоченного органа обязаны соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона N 294-ФЗ, и не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.
В свою очередь, в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона N294-ФЗ, при проведении проверки образовательное учреждение обязано обеспечить присутствие своего руководителя, иных должностных лиц или уполномоченного представителя, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
Требования к подтверждению полномочий представителей юридического лица определены в статьях 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Должностные лица уполномоченного органа при проведении проверки обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы образовательного учреждения, проверка которых проводится;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в ходе проверки эксперты и представители экспертных организаций оформляют экспертные заключения, которые прилагаются к акту проверки.
Уполномоченный орган самостоятельно разрабатывает формы экспертных заключений. Примерные формы экспертных заключений при проведении проверки соответствия содержания образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта (требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования) приведены в приложениях 2, 3 к Методическим рекомендациям.

4. Подготовка и проведение плановых и внеплановых
проверок при осуществлении федерального государственного
контроля качества образования

5. Содержание проверки качества образования

6. Оформление результатов проверки.
Меры, принимаемые по результатам проверки

7. Типичные нарушения обязательных требований, допускаемые
образовательными учреждениями при осуществлении
образовательной деятельности

По результатам анализа итогов федерального государственного контроля качества образования, проводимого органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, выявлены следующие типичные нарушения:
7.1. Отсутствие в образовательном учреждении самостоятельно разработанной и утверждённой основной образовательной программы.
7.2. Несоответствие учебного плана образовательного учреждения федеральному базисному учебному плану в части структуры учебного плана, наименования и перечня учебных предметов федерального компонента, минимально установленного количества часов на их изучение на базовом и профильном уровнях.
7.3. Отсутствие в образовательном учреждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.
7.4. Несоответствие рабочих программ по учебным предметам ФГОС и (или) ФКГОС.
7.5. Несоответствие основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения требованиям ФГОС.
7.6. Реализация не в полном объеме основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с учебными планами и годовыми календарным учебным графиком (нарушение обязательных требований к организации образовательного процесса).
7.7. Несоответствие расписания обязательных учебных занятий учебным планам образовательного учреждения.
7.8. Несоответствие перечня учебников и учебных пособий, исполызуемых образовательным учреждением в образовательном процессе, федеральному перечню учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на данный учебный год.
7.9. Отсутствие в образовательном учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования, регламентирующей обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования.

8. Меры по совершенствованию федерального государственного контроля качества образования

В целях совершенствования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в части федерального государственного контроля качества образования уполномоченным органам предлагается:
8.1. Обеспечить осуществление федерального государственного контроля качества образования в строгом соответствии с требованиями законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации.
8.2. Предусмотреть проведение мероприятий предупредительного характера, направленных на создание условий, способствующих недопущению нарушений образовательными учреждениями требований федеральных государственных образовательных стандартов, включая информирование образовательных учреждений о необходимости соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования.
8.3. Установить критерии отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования; обеспечить проведение своевременной аккредитации граждан и организаций, привлекаемых уполномоченными органами в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования.
8.4. Обеспечить информирование региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, о результатах федерального государственного контроля качества для принятия управленческих решений.
8.5. Разработать меры по повышению квалификации должностных лиц, осуществляющих полномочия по федеральному государственному контролю качества образования.

Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.

Что изменилось в проверке в сфере образования

Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.

Объединили три вида контроля в один

С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.

Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков

Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.

Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.

Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Категория риска

Периодичность проверки

Вид проверки

Один раз в три года

Документарная или выездная проверка

Один раз в четыре года

Проверять не будут

Расширили профилактические мероприятия

Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Профилактические мероприятия в сфере образования

Вид мероприятия

Как проводят

Когда проводят

Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований

Обобщение правоприменительной практики

Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем

Ежегодно до 1 июня

Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.

Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной

Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе

Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:

— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.

Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа

Когда школа или детский сад обратится за консультацией

Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.

В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.

О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.

Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты

Для организаций, которые:

— получили лицензию на образовательную деятельность - в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска - в течение одного года со дня принятия такого решения

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Практико-ориентированные программы:

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию

Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.

При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.

Как подготовиться к проверке в сфере образования

Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.

Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.

Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования

памятка

Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.

Кто проводит надзор в сфере образования

Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Когда проверят по плану

Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.

Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.

Когда проверят вне плана

Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:

1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;

2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;

4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.

Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований

Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:

  • в рамках межведомственного взаимодействия;
  • по итогам мониторинга системы образования;
  • из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
  • из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
  • с сайтов образовательных организаций.

Как долго будут проверять

Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.

Какие документы запросят

ВНИМАНИЕ

Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов

Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:

  • содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
  • подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
  • требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
  • подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
  • необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
  • требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
  • подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.

Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.

В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.

ВНИМАНИЕ

Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор

Какие действия проведут

Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).

Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.

Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования

Действие

Особенности

Обоснование

Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.

По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов

П. 40 Положения о контроле

Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.

Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту

П. 41 Положения о контроле

Получение письменных объяснений

Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.

Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок

П. 43 Положения о контроле

Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.

Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.

Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять

П. 42 Положения о контроле

Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.

Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.

Результаты оформляют экспертным заключением

П. 44 Положения о контроле

Как оформят результаты

По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.

Проверьте, чтобы к акту приложили:

  • протоколы контрольных действий;
  • документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
  • заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
  • предписание об устранении нарушений – если они есть.

Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.

При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.

За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.

Ответственность за нарушения в сфере образования

Нарушение

Действия контрольного органа

Основание

Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС

Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев

Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание

Возбуждает дело об административном правонарушении.

Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.

Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу

Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей

Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания

Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании

Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела

Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии

Читайте также: