Кто такие маньчжуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

МАНЬЧЖУРЫ (са­мо­на­зва­ния - мань­чжу, мань­цзу, мань­чжу нял­ма, мань­чжу жэнь, ци жэнь) - тун­гу­со-мань­чжур­ский на­род в Северо-Восточном Ки­тае и на се­ве­ро-вос­то­ке Северного Ки­тая (Мань­чжу­рия).

Чис­лен­ность 10,7 миллионов человек (2000 год, пе­ре­пись). Жи­вут в основном в провинции Ляо­нин (46,2% всех маньчжуров; Синь­бинь-Мань­чжур­ский, Цинъ­юань- Мань­чжур­ский, Бэнь­си-Мань­чжур­ский, Ху­ань­жэнь-Мань­чжур­ский, Сю­янь-Мань­чжур­ский и Ку­ань­дянь-Мань­чжур­ский ав­то­ном­ные уез­ды), а так­же в про­вин­ци­ях Хэй­лунц­зян, Ги­рин (Итун­ский мань­чжур­ский ав­то­ном­ный уезд) и на се­ве­ро-вос­то­ке провинции Хэ­бэй (Фын­нин-Мань­чжур­ский, Ку­ань­чэн-Мань­чжур­ский, Цин­лун-Мань­чжур­ский и Вэй­чан-Мань­чжур­ско-Мон­голь­ский ав­то­ном­ные уез­ды).

Го­во­рят в основном по-ки­тай­ски, до 100 человек в стар­шем по­ко­ле­нии со­хра­ня­ют мань­чжур­ский язык.

В основном ша­ма­ни­сты, есть буд­ди­сты и дао­сы.

Тра­диционная куль­ту­ра близ­ка к северно-ки­тай­ской. Основные за­ня­тия - па­шен­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, гао­лян, про­со, чу­ми­за, ку­ку­ру­за, су­хо­доль­ный рис, бо­бо­вые, кун­жут, ко­но­п­ля и другое), жи­вот­но­вод­ст­во, в гор­ных рай­онах - лес­ные про­мыс­лы (в том числе сбор жень­ше­ня), охо­та, раз­ве­де­ние ду­бо­во­го шел­ко­пря­да. Ре­мёс­ла - юве­лир­ное, ору­жей­ное, куз­неч­ное, шор­ное, об­ра­бот­ка де­ре­ва и другое. Тра­диционные по­се­ле­ния час­то рас­по­ла­га­ют­ся вдоль поч­то­вых трак­тов. В рав­нин­ном рай­оне ме­ж­ду го­ро­да­ми Хар­бин, Шу­ан­чэн и Учан де­рев­ни, соз­дан­ные в начале XIX века для маньчжурских по­се­лен­цев, рас­по­ло­же­ны на рав­ном рас­стоя­нии друг от дру­га, на­зы­ва­ют­ся по цве­там зна­мён, име­ют пря­мо­уголь­ную пла­ни­ров­ку, ори­ен­ти­ро­ва­ны по сто­ро­нам све­та, об­не­се­ны гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми с баш­ня­ми по уг­лам. Жи­ли­ще ти­па фан­зы, ота­п­ли­ва­ет­ся ка­на­ми (на­гань, на­хань), бо­га­то ук­ра­ше­но резь­бой. Дом (ам­ба бао) сто­ит по­сре­ди усадь­бы, со вхо­дом в про­доль­ной сте­не, обра­щён­ным на юг или юго-вос­ток, точ­но на­про­тив во­рот (ду­ка); пе­ред во­ро­та­ми сто­ит стен­ка-эк­ран (ин­би) с шес­том (со­мо). С вос­то­ка и за­па­да к ам­ба бао при­ле­га­ют хо­зяйственные по­строй­ки (так­ту бао, или дэр­ги бао, и вар­ги бао).

Основные эле­мен­ты муж­ской и жен­ской оде­ж­ды - шта­ны (фа­ку­ри) с ши­ро­ким ку­ша­ком (уме­сунь), курт­ка (ач­жи­гэ нэй га­ха­ри), без­ру­кав­ка (дэ­хэ­лэ), курт­ка (ку­ру­мэ), пра­во­за­паш­ной ха­лат (га­хар у муж­чин, ци­пао у жен­щин); но­ги пе­ре­бин­то­вы­ва­ли об­мот­ка­ми. Маньчжурский кос­тюм в эпо­ху Цин силь­но по­вли­ял на ки­тай­ский, был ка­но­ни­зи­ро­ван императором Цянь­лу­ном (1736-1795 годы). Для не­го ха­рак­тер­ны за­ужен­ный по­крой верх­ней оде­ж­ды (по срав­не­нию с китайскими ха­ла­та­ми мин­ской эпо­хи), ши­ро­кие ман­же­ты (ма­ти­сю) на ру­ка­вах, шну­ро­вые пу­го­ви­цы, ост­ро­вер­хий муж­ской го­лов­ной убор с на­вер­ши­ем в ви­де ша­ри­ка из ме­тал­ла или кам­ня, обувь с за­гну­ты­ми нос­ка­ми и другое.

Рас­про­стра­нён обы­чай на­ре­че­ния маль­чи­ка-пер­вен­ца име­нем стар­ше­го ор­то­ку­зе­на.

По­кой­ни­ков хо­ро­нят под кур­га­на­ми (эй­фу) в рас­пис­ных де­ревянных гро­бах с дву­скат­ной кры­шей.

В наше время маньчжуры живут во всех регионах Китая. Их называют народом, что сумел покорить эту могущественную страну, и в этом есть доля истины. История маньчжуров начинается в глубокой древности, она насыщена яркими событиями, войнами, периодами расцвета культуры и государственного становления.

С ходом времени менялось многое – верования, традиции маньчжуров. Несмотря на это, народ остался верен своей культуре и даже сумел повлиять на другие племена. Кем были предки маньчжуров? Как народ Маньчжурии стал покорителем Китая?

Появление маньчжуров как народа

Более двух тысячелетий тому назад на маньчжурских землях появились племена сушэней, от которых в дальнейшем и появились маньчжуры. Предкам этого народа принадлежали обширные территории. Они занимали долины реки Хэйлунцзян, которую мы знаем как Амур, строили поселения в устье Уссури.

От сушэней произошло племя мохэ, что образовало общины чжурчжэней и династию Цин, появившуюся в XII веке. Изначально маньчжуров называли чжурчжэнями, но в 1635 году вышел указ о приемлемости названию “маньчжоу” для объединённого народа.

Масштабное объединение маньчжурских племён приходится на 1583 год, когда была утверждена общая военная система, заложены основы маньчжурской письменности, являвшейся официальным образцом письменного отражения языка.

Государство развивалось по восьмизнаменному принципу, включающему политическую, военную и производительную функции. Всё население Маньчжурии разделялось на “Восемь знамён”, каждое из которых играло важную роль в формировании могущественной страны.

Маньчжур в традиционном наряде

Маньчжур в традиционном наряде

Завоевание Китая

В 1636 году на маньчжурский престол восходит император Хуан Тайцзи, который становится основателем династии Цин. Именно под его руководством маньчжурский народ начинает покорение китайских земель. Правители империи Цин старались объединить различные завоёванные народы, превращая их в верных подданных.

Хочу отметить, что в империи Цин о равенстве говорить не приходилось. Маньчжуры оставались привилегированным племенем, имели больше ресурсов и возможностей, занимали более высокие должности. Это способствовало активному населению народа на территории Китая. В больших городах стали появляться целые маньчжурские кварталы. Увы, эта тенденция имела и обратную сторону.

После падения Цин маньчжурские районы начали сотрясать погромы, которые устраивали сторонники антиманьчжурских настроений. Впоследствии земли Маньчжурии были разделены на несколько регионов, а власть народа этого края в Китае стала заметно ослабевать.

Непростым периодом для маньчжуров становится и время Второй мировой войны. Тогда японцами было создано государство Маньчжоу-го на территории Маньчжурии. Лишь в послевоенное время маньчжуры смогли обрести относительное спокойствие, хотя экономические и политические потрясения долго были проблемами народа.

Невольно радует тенденция роста численности маньчжуров, которую фиксирует статистика. На сегодняшний день в Китае проживает около 10 миллионов человек, что зарегистрировались как маньчжуры.

Поразительно, но даже многие представители народа хань (составляющие большинство китайского населения) нередко просят указать их в документации как маньчжуров. Вероятно, именно такая особенность делает маньчжуров самым быстрорастущим национальным меньшинством Китая.

Маньчжурский народ в Фучжоу в 1915 году

Маньчжурский народ в Фучжоу в 1915 году

Особенности культуры маньчжуров

Несмотря на то, что маньчжуры утратили былое влияние, долгие годы власти принесли свои плоды. Маньчжурская культура в значительной мере отражена не только на своей родине, но и в разных провинциях Китая.

Интересно, что долгое время маньчжуры придерживались языческих верований, что зародились у их предков в древнейшие времена. Примером этого служит документальный фильм, что был снят в 1988 году. На нём маньчжурская шаманка демонстрирует ритуал призыва к священным покровителям и духам.

Шаман, одетый в традиционный костюм и, выступает на фестивале факелов в Сичане, китайская провинция Сычуань

Шаман, одетый в традиционный костюм на фестивале факелов в Сичане, китайская провинция Сычуань 2016 год / © Фред Дюфур

У маньчжуров было несколько главных покровителей. Например, Священная Орлица отождествлялась с материнством, Священная Львица была защитницей, что сумела спасти человечество во время потопа, а богиня Восточного Моря хранила тайные знания и являлась покровительницей шаманов. Их изображения и сегодня используются во время шаманских ритуалов.

Во время народных праздников в Маньчжурии часто можно увидеть людей в традиционных одеждах. Важным атрибутом является бубен, что неслучайно. Согласно старинным верованиям маньчжуров, этот ритуальный предмет был создан верховной богиней неба Абукой. Она смыла глину со своего тела, сотворив из неё бубен, который люди стали использовать для связи с богами и духами предков.

Настоящим сокровищем маньчжурской культуры я бы назвала песни этого народа. В некоторых из них загадочно переплетается маньчжурский и китайский фольклор. Немало историй, рассказанных под музыку, используют в качестве сюжета старинные сказания и мифы. В песнях маньчжуров можно узнать о том, как жили люди в далёком прошлом, об их мечтах и стремлениях, о проблемах, которые важно было осветить.

Портрет маньчжурской девушки

Портрет маньчжурской девушки / © pressdigital / Getty Images

Маньчжуры сумели доказать, что Китай – не страна одного народа, а земля, где раскрыть себя могут самые разные племена. Этот народ прошёл сложные времена, он был и великим завоевателем, и угнетённым слугой.

Возможно, именно поэтому маньчжуры так ценят современную спокойную жизнь. Сегодня они идут по пути прогресса, твёрдо веря в счастливое будущее, что ждёт их и их потомков. Наверное, именно такими мечтали видеть маньчжуров их предки, кочевые племена, что сумели создать сильную империю и покорить Китай.

Сегодня маньчжуры являются одной из многих этнических групп Китая. Их предками были кочевники, населявшие просторные равнины, находившиеся за Великой китайской стеной. Их родина ― Маньчжурия ― стала местом культурного обмена и расширения империи. История маньчжуров отражает историю Китая, отмеченную постоянным конфликтом противоположностей инь-ян: конфликт и гармония, разделение и единство, региональные особенности и универсальный характер.

Национальные отличия

На протяжении веков китайцы называли себя ханьцами. Это название происходит от великой династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.). Но история с маньчжурами показывает, что граница между ханьцами и другими народами в Китае часто была расплывчатой и неясной.

Маньчжуры произошли от кочевого народа чжурчжэни, они жили на периферии китайской цивилизации. В XVII веке они начали кампанию по завоеванию Китая. Это привело к слиянию китайской и маньчжурской культуры, которые повлияли друг на друга.

Самые успешные императоры династии Цин ― Канси и Цяньлун ― своей политикой демонстрировали, что маньчжуры могут быть китайцами, не забывая о своих культурных особенностях и статусе правящей нации.

Канси, правивший между 1661 и 1722 годами, призывал своих чиновников и маньчжурскую аристократию изучать китайский язык, историю и традиции. При Канси был составлен полный словарь китайских иероглифов и построен храм в честь Юэ Фэя, генерала XII века и китайского национального героя, который сражался с предками маньчжуров ― чжурчжэнями.

Универсальные ценности и культурный обмен

Внук Канси, император Цяньлун, придерживался принципа универсализма. Ведь он управлял империей, где проживали монголы, тюркские народы, тибетцы и ханьцы. Он правил с 1735 по 1799 годы и был просвещённым монархом, объединившим многочисленные народы своей империи.

В то же время Цяньлун беспокоился, что маньчжуры теряют свои корни. В отличие от Каньси Цяньлун не призывал маньчжуров изучать китайскую литературу и китайские бюрократические традиции. Он хотел, чтобы маньчжуры учили язык своих предков, совершенствовались в стрельбе из лука и верховой езде ― мастерстве, которым славились их предки чжурчжэни.

Отстаивая свою политику, Цяньлун писал, что легендарные и почитаемые китайские правители соблюдали традиции, хотя поздние поколения считали их устаревшими или даже варварскими. Он хотел, чтобы маньчжуры вернулись к своим корням.

Цяньлун планировал сделать обязательным изучение маньчжурского языка и культуры для аристократии. В отличие от Канси он объявил воинам, что дальнейшее изучение китайской культуры не нужно. Однако многие из них посчитали его меры архаичными.

Что такое китайская идентичность?

На момент смерти Цяньлуна, в 1799 году, все попытки сохранить маньчжурскую культуру в первозданном виде провалились. Несмотря на все официальные меры, маньчжуры продолжали ассимилироваться с ханьцами. Дошло до того, что маньчжурский язык использовался только для церемоний, а в повседневной жизни везде доминировал мандарин.

Исторически Маньчжурия ограничивала въезд для китайских иммигрантов. Но в конце XIX века императорский двор Цин изменил эту политику. В следующие несколько десятилетий десятки миллионов этнических китайцев въехали в дуншаншэн, как называют сейчас три северо-восточные провинции, составляющие Маньчжурию.

По мнению Даня, вопреки трудностям, с которыми сталкиваются маньчжуры в современном Китае, они сохранили свою культуру, унаследованную от династии Цин. В Китае и на Тайване маньчжуры по-прежнему существуют как отдельная этническая группа.

В последние годы, после нескольких политических потрясений, среди современных китайцев стало модно вспоминать о маньчжурских корнях. Согласно статистике, число маньчжуров превысило 10 миллионов человек.

МАНЬЧЖУ́РЫ (са­мо­на­зва­ния – мань­чжу, мань­цзу, мань­чжу нял­ма, мань­чжу жэнь, ци жэнь), тун­гу­со-мань­чжур­ский на­род в Сев.-Вост. Ки­тае и на се­ве­ро-вос­то­ке Сев. Ки­тая ( Мань­чжу­рия ). Чис­лен­ность 10,7 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. в пров. Ляо­нин (46,2% всех М.; Синь­бинь-Мань­чжур­ский, Цинъ­юань-Мань­чжур­ский, Бэнь­си-Мань­чжур­ский, Ху­ань­жэнь-Мань­чжур­ский, Сю­янь-Мань­чжур­ский и Ку­ань­дянь-Мань­чжур­ский ав­то­ном­ные уез­ды), а так­же в про­вин­ци­ях Хэй­лунц­зян, Ги­рин (Итун­ский мань­чжур­ский ав­то­ном­ный уезд) и на се­ве­ро-вос­то­ке пров. Хэ­бэй (Фын­нин-Мань­чжур­ский, Ку­ань­чэн-Мань­чжур­ский, Цин­лун-Мань­чжур­ский и Вэй­чан-Мань­чжур­ско-Мон­голь­ский ав­то­ном­ные уез­ды). Го­во­рят в осн. по-ки­тай­ски, до 100 чел. в стар­шем по­ко­ле­нии со­хра­ня­ют мань­чжур­ский язык . В осн. ша­ма­ни­сты, есть буд­ди­сты и дао­сы.

Читайте также: