Кто такие маньчжуры кратко
Обновлено: 05.07.2024
МАНЬЧЖУРЫ (самоназвания - маньчжу, маньцзу, маньчжу нялма, маньчжу жэнь, ци жэнь) - тунгусо-маньчжурский народ в Северо-Восточном Китае и на северо-востоке Северного Китая (Маньчжурия).
Численность 10,7 миллионов человек (2000 год, перепись). Живут в основном в провинции Ляонин (46,2% всех маньчжуров; Синьбинь-Маньчжурский, Цинъюань- Маньчжурский, Бэньси-Маньчжурский, Хуаньжэнь-Маньчжурский, Сюянь-Маньчжурский и Куаньдянь-Маньчжурский автономные уезды), а также в провинциях Хэйлунцзян, Гирин (Итунский маньчжурский автономный уезд) и на северо-востоке провинции Хэбэй (Фыннин-Маньчжурский, Куаньчэн-Маньчжурский, Цинлун-Маньчжурский и Вэйчан-Маньчжурско-Монгольский автономные уезды).
Говорят в основном по-китайски, до 100 человек в старшем поколении сохраняют маньчжурский язык.
В основном шаманисты, есть буддисты и даосы.
Традиционная культура близка к северно-китайской. Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, гаолян, просо, чумиза, кукуруза, суходольный рис, бобовые, кунжут, конопля и другое), животноводство, в горных районах - лесные промыслы (в том числе сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Ремёсла - ювелирное, оружейное, кузнечное, шорное, обработка дерева и другое. Традиционные поселения часто располагаются вдоль почтовых трактов. В равнинном районе между городами Харбин, Шуанчэн и Учан деревни, созданные в начале XIX века для маньчжурских поселенцев, расположены на равном расстоянии друг от друга, называются по цветам знамён, имеют прямоугольную планировку, ориентированы по сторонам света, обнесены глинобитными стенами с башнями по углам. Жилище типа фанзы, отапливается канами (нагань, нахань), богато украшено резьбой. Дом (амба бао) стоит посреди усадьбы, со входом в продольной стене, обращённым на юг или юго-восток, точно напротив ворот (дука); перед воротами стоит стенка-экран (инби) с шестом (сомо). С востока и запада к амба бао прилегают хозяйственные постройки (такту бао, или дэрги бао, и варги бао).
Основные элементы мужской и женской одежды - штаны (факури) с широким кушаком (умесунь), куртка (ачжигэ нэй гахари), безрукавка (дэхэлэ), куртка (курумэ), правозапашной халат (гахар у мужчин, ципао у женщин); ноги перебинтовывали обмотками. Маньчжурский костюм в эпоху Цин сильно повлиял на китайский, был канонизирован императором Цяньлуном (1736-1795 годы). Для него характерны зауженный покрой верхней одежды (по сравнению с китайскими халатами минской эпохи), широкие манжеты (матисю) на рукавах, шнуровые пуговицы, островерхий мужской головной убор с навершием в виде шарика из металла или камня, обувь с загнутыми носками и другое.
Распространён обычай наречения мальчика-первенца именем старшего ортокузена.
Покойников хоронят под курганами (эйфу) в расписных деревянных гробах с двускатной крышей.
В наше время маньчжуры живут во всех регионах Китая. Их называют народом, что сумел покорить эту могущественную страну, и в этом есть доля истины. История маньчжуров начинается в глубокой древности, она насыщена яркими событиями, войнами, периодами расцвета культуры и государственного становления.
С ходом времени менялось многое – верования, традиции маньчжуров. Несмотря на это, народ остался верен своей культуре и даже сумел повлиять на другие племена. Кем были предки маньчжуров? Как народ Маньчжурии стал покорителем Китая?
Появление маньчжуров как народа
Более двух тысячелетий тому назад на маньчжурских землях появились племена сушэней, от которых в дальнейшем и появились маньчжуры. Предкам этого народа принадлежали обширные территории. Они занимали долины реки Хэйлунцзян, которую мы знаем как Амур, строили поселения в устье Уссури.
От сушэней произошло племя мохэ, что образовало общины чжурчжэней и династию Цин, появившуюся в XII веке. Изначально маньчжуров называли чжурчжэнями, но в 1635 году вышел указ о приемлемости названию “маньчжоу” для объединённого народа.
Масштабное объединение маньчжурских племён приходится на 1583 год, когда была утверждена общая военная система, заложены основы маньчжурской письменности, являвшейся официальным образцом письменного отражения языка.
Государство развивалось по восьмизнаменному принципу, включающему политическую, военную и производительную функции. Всё население Маньчжурии разделялось на “Восемь знамён”, каждое из которых играло важную роль в формировании могущественной страны.
Маньчжур в традиционном наряде
Завоевание Китая
В 1636 году на маньчжурский престол восходит император Хуан Тайцзи, который становится основателем династии Цин. Именно под его руководством маньчжурский народ начинает покорение китайских земель. Правители империи Цин старались объединить различные завоёванные народы, превращая их в верных подданных.
Хочу отметить, что в империи Цин о равенстве говорить не приходилось. Маньчжуры оставались привилегированным племенем, имели больше ресурсов и возможностей, занимали более высокие должности. Это способствовало активному населению народа на территории Китая. В больших городах стали появляться целые маньчжурские кварталы. Увы, эта тенденция имела и обратную сторону.
После падения Цин маньчжурские районы начали сотрясать погромы, которые устраивали сторонники антиманьчжурских настроений. Впоследствии земли Маньчжурии были разделены на несколько регионов, а власть народа этого края в Китае стала заметно ослабевать.
Непростым периодом для маньчжуров становится и время Второй мировой войны. Тогда японцами было создано государство Маньчжоу-го на территории Маньчжурии. Лишь в послевоенное время маньчжуры смогли обрести относительное спокойствие, хотя экономические и политические потрясения долго были проблемами народа.
Невольно радует тенденция роста численности маньчжуров, которую фиксирует статистика. На сегодняшний день в Китае проживает около 10 миллионов человек, что зарегистрировались как маньчжуры.
Поразительно, но даже многие представители народа хань (составляющие большинство китайского населения) нередко просят указать их в документации как маньчжуров. Вероятно, именно такая особенность делает маньчжуров самым быстрорастущим национальным меньшинством Китая.
Маньчжурский народ в Фучжоу в 1915 году
Особенности культуры маньчжуров
Несмотря на то, что маньчжуры утратили былое влияние, долгие годы власти принесли свои плоды. Маньчжурская культура в значительной мере отражена не только на своей родине, но и в разных провинциях Китая.
Интересно, что долгое время маньчжуры придерживались языческих верований, что зародились у их предков в древнейшие времена. Примером этого служит документальный фильм, что был снят в 1988 году. На нём маньчжурская шаманка демонстрирует ритуал призыва к священным покровителям и духам.
Шаман, одетый в традиционный костюм на фестивале факелов в Сичане, китайская провинция Сычуань 2016 год / © Фред Дюфур
У маньчжуров было несколько главных покровителей. Например, Священная Орлица отождествлялась с материнством, Священная Львица была защитницей, что сумела спасти человечество во время потопа, а богиня Восточного Моря хранила тайные знания и являлась покровительницей шаманов. Их изображения и сегодня используются во время шаманских ритуалов.
Во время народных праздников в Маньчжурии часто можно увидеть людей в традиционных одеждах. Важным атрибутом является бубен, что неслучайно. Согласно старинным верованиям маньчжуров, этот ритуальный предмет был создан верховной богиней неба Абукой. Она смыла глину со своего тела, сотворив из неё бубен, который люди стали использовать для связи с богами и духами предков.
Настоящим сокровищем маньчжурской культуры я бы назвала песни этого народа. В некоторых из них загадочно переплетается маньчжурский и китайский фольклор. Немало историй, рассказанных под музыку, используют в качестве сюжета старинные сказания и мифы. В песнях маньчжуров можно узнать о том, как жили люди в далёком прошлом, об их мечтах и стремлениях, о проблемах, которые важно было осветить.
Портрет маньчжурской девушки / © pressdigital / Getty Images
Маньчжуры сумели доказать, что Китай – не страна одного народа, а земля, где раскрыть себя могут самые разные племена. Этот народ прошёл сложные времена, он был и великим завоевателем, и угнетённым слугой.
Возможно, именно поэтому маньчжуры так ценят современную спокойную жизнь. Сегодня они идут по пути прогресса, твёрдо веря в счастливое будущее, что ждёт их и их потомков. Наверное, именно такими мечтали видеть маньчжуров их предки, кочевые племена, что сумели создать сильную империю и покорить Китай.
Сегодня маньчжуры являются одной из многих этнических групп Китая. Их предками были кочевники, населявшие просторные равнины, находившиеся за Великой китайской стеной. Их родина ― Маньчжурия ― стала местом культурного обмена и расширения империи. История маньчжуров отражает историю Китая, отмеченную постоянным конфликтом противоположностей инь-ян: конфликт и гармония, разделение и единство, региональные особенности и универсальный характер.
Национальные отличия
На протяжении веков китайцы называли себя ханьцами. Это название происходит от великой династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.). Но история с маньчжурами показывает, что граница между ханьцами и другими народами в Китае часто была расплывчатой и неясной.
Маньчжуры произошли от кочевого народа чжурчжэни, они жили на периферии китайской цивилизации. В XVII веке они начали кампанию по завоеванию Китая. Это привело к слиянию китайской и маньчжурской культуры, которые повлияли друг на друга.
Самые успешные императоры династии Цин ― Канси и Цяньлун ― своей политикой демонстрировали, что маньчжуры могут быть китайцами, не забывая о своих культурных особенностях и статусе правящей нации.
Канси, правивший между 1661 и 1722 годами, призывал своих чиновников и маньчжурскую аристократию изучать китайский язык, историю и традиции. При Канси был составлен полный словарь китайских иероглифов и построен храм в честь Юэ Фэя, генерала XII века и китайского национального героя, который сражался с предками маньчжуров ― чжурчжэнями.
Универсальные ценности и культурный обмен
Внук Канси, император Цяньлун, придерживался принципа универсализма. Ведь он управлял империей, где проживали монголы, тюркские народы, тибетцы и ханьцы. Он правил с 1735 по 1799 годы и был просвещённым монархом, объединившим многочисленные народы своей империи.
В то же время Цяньлун беспокоился, что маньчжуры теряют свои корни. В отличие от Каньси Цяньлун не призывал маньчжуров изучать китайскую литературу и китайские бюрократические традиции. Он хотел, чтобы маньчжуры учили язык своих предков, совершенствовались в стрельбе из лука и верховой езде ― мастерстве, которым славились их предки чжурчжэни.
Отстаивая свою политику, Цяньлун писал, что легендарные и почитаемые китайские правители соблюдали традиции, хотя поздние поколения считали их устаревшими или даже варварскими. Он хотел, чтобы маньчжуры вернулись к своим корням.
Цяньлун планировал сделать обязательным изучение маньчжурского языка и культуры для аристократии. В отличие от Канси он объявил воинам, что дальнейшее изучение китайской культуры не нужно. Однако многие из них посчитали его меры архаичными.
Что такое китайская идентичность?
На момент смерти Цяньлуна, в 1799 году, все попытки сохранить маньчжурскую культуру в первозданном виде провалились. Несмотря на все официальные меры, маньчжуры продолжали ассимилироваться с ханьцами. Дошло до того, что маньчжурский язык использовался только для церемоний, а в повседневной жизни везде доминировал мандарин.
Исторически Маньчжурия ограничивала въезд для китайских иммигрантов. Но в конце XIX века императорский двор Цин изменил эту политику. В следующие несколько десятилетий десятки миллионов этнических китайцев въехали в дуншаншэн, как называют сейчас три северо-восточные провинции, составляющие Маньчжурию.
По мнению Даня, вопреки трудностям, с которыми сталкиваются маньчжуры в современном Китае, они сохранили свою культуру, унаследованную от династии Цин. В Китае и на Тайване маньчжуры по-прежнему существуют как отдельная этническая группа.
В последние годы, после нескольких политических потрясений, среди современных китайцев стало модно вспоминать о маньчжурских корнях. Согласно статистике, число маньчжуров превысило 10 миллионов человек.
МАНЬЧЖУ́РЫ (самоназвания – маньчжу, маньцзу, маньчжу нялма, маньчжу жэнь, ци жэнь), тунгусо-маньчжурский народ в Сев.-Вост. Китае и на северо-востоке Сев. Китая ( Маньчжурия ). Численность 10,7 млн. чел. (2000, перепись). Живут в осн. в пров. Ляонин (46,2% всех М.; Синьбинь-Маньчжурский, Цинъюань-Маньчжурский, Бэньси-Маньчжурский, Хуаньжэнь-Маньчжурский, Сюянь-Маньчжурский и Куаньдянь-Маньчжурский автономные уезды), а также в провинциях Хэйлунцзян, Гирин (Итунский маньчжурский автономный уезд) и на северо-востоке пров. Хэбэй (Фыннин-Маньчжурский, Куаньчэн-Маньчжурский, Цинлун-Маньчжурский и Вэйчан-Маньчжурско-Монгольский автономные уезды). Говорят в осн. по-китайски, до 100 чел. в старшем поколении сохраняют маньчжурский язык . В осн. шаманисты, есть буддисты и даосы.
Читайте также: