Службы аэропорта проект по робототехнике в доу

Обновлено: 05.07.2024

Этот подраздел посвящен детским творческим исследовательским проектам по робототехнике учеников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов, а также воспитанников детских образовательных учреждений под руководством педагогов, в которых описывается теория робототехники как прикладной науки, введение занятий по робототехнике в ДОУ, методы моделирования и конструирования роботов при помощи конструкторов lego ev3 и wedo, история LEGO. В творческих проектах и работах по робототехнике даются практические рекомендации по легоконструированию, выполнение проектирования и сборки умного города, парка для отдыха, манипулятора, робота-сортировщика мусора, робота-пожарного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

LEGO - технология – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

проект по LEGO - конструированию



Участники проекта: Сомкин Роман

Руководитель проекта: Венгрус Екатерина Павловна

Продолжительность проекта: краткосрочный с 29.01.18г. по 09.02.18г.

Актуальность:

LEGO - педагогика крайне актуальна в современном мире.

LEGO - технология – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

В начале работы с ребенком проговаривается, что он планирует построить, с какой целью, из каких деталей, какое количество ему потребуется, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

LEGO- конструирование способствует:

Сенсорному развитию (формы, цвет, размер);

Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, анализ, синтез, классификация, обобщение);

Развитию мелкой моторики;

Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, умению работать в группе.

Основные принципы:

- доступность, наглядность, безопасность;

- последовательность и систематичность обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- пошаговая работа с применением схем, чертежей.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.

Закреплять знания детей об окружающем мире.

Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Для выполнения проекта воспитанники должны знать:

Правила создания устойчивых конструкций;

Технические основы построения модели.

Для выполнения проекта дошкольники должны уметь:

-Использовать полученные знания;

Этапы работы:

3. Завершающий - демонстрация готовых моделей

Участники проекта:

Дети 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели.

Методы работы:

Сроки реализации: с 29.01.18г. по 09.02.18г.

Использованные знания при создании проекта:

- Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур.

- Познавательное развитие – изучение и рассматривание построек.

- Развитие речи – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждение результатов практической деятельности.

- Художественно-эстетическое развитие – использование художественных, технических средств, моделирование с учетом ряда правил.

Совместно с воспитателями ребята составили план работы над LEGO - проектом, который включил в себя следующие:

Предполагаемый результат:

Умение выражать собственное мнение, анализировать, оказывать посильную помощь;

Освоение, использование схем;

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками;

Формирование представлений о профессиях, связанных с аэропортом.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Подготовительный этап.

Беседы, рассматривание иллюстраций воздушный транспорт, аэропорт, чтение научно-популярной литературы, просматривание передач о LEGO конструкторе.

Из беседы дети узнали:

- что такое аэропорт?

- чем занимаются люди в аэропорту?

- какой существует воздушный транспорт?

- где родина LEGO?

- как изготавливают детали конструктора?

При рассматривании воздушного транспорта воспитанники рассказывали друг другу: Какой бывает воздушный транспорт? Для чего предназначен? Закрепили представления детей о строении самолёта, вертолёта.

Основной этап. Этап конструирования

Рома и Аня строили самолёт, вертолет, пункт досмотра авиационной безопасности.







Заключительный этап

Аня и Рома с огромным воодушевлением рассказывали детям из группы про все тонкости моделирования, про каждую мелкую деталь в модели и про ее важность.





Достигнутые результаты:

рост познавательной активности детей к LEGO конструктору повысился (выявлено путём наблюдения);

проявление повышенного интереса к конструированию;

повышение активности родителей в жизни группы.

Данный проект можно использовать:

-На занятиях по развитию речи;

-На занятиях по познавательному развитию.

Обеспечение проектной деятельности:

Конструируем, играем, учимся: Учебное пособие – М., 1996..

Романина В.И. Занятия по конструированию с детьми 4 -7 лет. – Метод. Пособие. – М., 2003.

Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, одной из приоритетных задач является реализация мер популяризации среди детей научно-образовательной, практической и творческой деятельности, с целью выявления и поддержки одарённых детей, предоставления им возможности самосовершенствоваться и достигать определенного личностного роста.

Участие в данном проекте является своеобразным результатом деятельности по изучению робототехники и позволяет ребятам продемонстрировать свои способности в конструировании.

Цель робототехнических систем является содействием популяризации инженерно-технических специальностей в области робототехники, а также выявление и поддержка талантливых детей и молодежи в области технического творчества.

«Давайте лучше изобретать будущее,

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Участники проекта : Наставник команды - воспитатель первой квалификационной категории: Иванова Ирина Сергеевна.

Срок реализации проекта : с 11 февраля по 25 февраля 2020г.

Оборудование и материалы: Интерактивная доска, знаки дорожного движения, конструктора Lego Wedo 2.0, Lego Wedo Education 9689, Lego,планшет, ноутбук, конструктор Solar Inventor Engino.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения. Загрязнение атмосферного воздуха представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. В последнее время в нашем городе становится всё больше и больше машин с каждым днём. Все вместе они очень сильно портят воздух. И вместо того, чтобы подышать свежим воздухом, мы дышим выхлопными газами машин. Автомобильный транспорт не только портит воздух отработавшими газами и загрязняет водоёмы, но и производит очень много шума. Шум мешает людям работать и отдыхать. Отсутствие нормального отдыха приводит к переутомлению человека. Что сказывается на его здоровье. На свалках скапливаются шины, ржавые корпуса. Также при мытье машин грязная вода попадает в почву или в воду, что также отрицательно влияет и на окружающую среду, и на здоровье человека. При большом скоплении транспорта возрастает шумовое воздействие на людей. Во много раз увеличивается опасность пешеходов движения, ДТП. Но автотранспорт не только оказывает негативное влияние, но и положительное. Роль транспорта очень велика для передвижения пассажиров. Он помогает, когда человек заболеет и ему необходима помощь врача. Также транспорт занят в доставке продуктов. Без транспорта человек не сможет развиваться. Мы решили, что машины должны быть экологически чистыми, то есть на электроприводе (электромобили). Так же необходимо уменьшить количество транспорта в городе. Путем использования одной транспортной платформы (рамы) с разными видами модулей (кузова (пассажирский, грузовой). Так же можно использовать такие модули, как кран, бетономешалка, рефрижератор (холодильное устройство, цистерна.

В современных условиях все большее внимание уделяется развитию робототехники. Чрезвычайно важно, чтоб любой человек смог, если не программировать, то хотя бы управлять роботизированным устройством. Вот почему чрезвычайно научиться использовать стандартные функции конструктора, для создания самобытных роботов-игрушек. Выработанный навык с успехом, впоследствии, может быть использован при программировании прикладных моделей, таких как умный дом или робот-пылесос и т. п. Лего - роботы помогают фантазировать, раскрывать творческий потенциал, моторику, мышление и логику.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

2. мозговой штурм;

3. анализ источников информации.

Цель: Создание Электромобильной транспортной платформы будущего.

- изучить возможности современной образовательной робототехники;

- сделать обзор самого популярного программируемого детского конструктора;

- создать собственную модель, которая самостоятельно останавливается по заданному маршруту;

- рассмотреть разнообразность возможностей блоков, использование разных передач для движения моделей входящих в комплект конструктора LEGO Wedo 2:0;

- сохранить экологию города, уменьшить городской автопарк транспорта, уменьшить содержание выхлопных газов в городе.

2. Основная часть.

2.1 Развитие образовательной робототехники

Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, информатика, физика, математика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную робототехнику. А так же военную, космическую и подводную.

Как никогда возрос спрос на инженерные кадры, которые способны проектировать, создавать, управлять и модернизировать высокотехнические и робототехнические устройства. Соответственно, разработана образовательная схема развития личности в инженерно-техническом направлении. Ветка развития идёт с дошкольного возраста и вплоть до окончания высшего учебного заведения. В основе этой ветки стоят два направления: предметная, интегрируемая современная образовательная среда и образовательная робототехника. Предметная, интегрируемая современная образовательная среда:

цифровые интерактивные образовательные программы;

современная материально-техническая база предметных кластеров.

Формирует информационно-коммуникационную, естественнонаучную, техническую компетентности.

2.2 Обзор конструктора LEGO WEDO

В мире разработано и разрабатывается множество конструкторов, программного обеспечения, интерактивного оборудования и современного учебного материала, так или иначе связанных с образовательной робототехникой.

Образовательная робототехника от компании Lego достаточно грамотно продумана, но мала, насыщена, скорее всего, это было сделано с определённой коммерческой выгодой. Даже сам набор ПервоРобот Lego Education WeDo поделё н на две части: базовый и ресурсный. Базовый набор содержит минимальное количество деталей, но сервомотор, коммутатор и два датчика. Ресурсный набор состоит только из дополнительных деталей в достаточно существенном количестве.

2.3. Дизайн и разработка программируемой модели LEGO Wedo 2.0

Для своей модели решили использовать зубчатую передачу, для создания возможности остановки транспортной платформы по заданному маршруту и мотор для обеспечения движения модели.

Движение машины обеспечивается за счет зубчатой передачи и сервопривода.

Установив, мотор, мы провели первые испытания транспортной платформы. Она у нас ездила и останавливалась.

Теперь можно было пустить вход фантазию, и заняться внешним оформлением транспортной платформы будущего.

Погрузчик Электрокар осуществляет подъем и опускание модулей на платформу при помощи канатной передачи.

Модуль для перевозки пассажиров

Модуль для перевозки грузов

3. Программирование модели.

Для того чтобы наша модель двигалась, и не просто двигалась, а еще и выполняла команды мы использовали программное обеспечение от компании Lego.

В процессе подготовки этой работы, нами были изучены материалы из разных источников по выбранной теме.

Можно с уверенностью сказать, что робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения детей, интегрирующее знания о физике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста. Она направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет дошкольникам и школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Проведя исследования, мы поняли, что конструкторы LEGO способствуют стимулированию конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, воспитывает трудолюбие и упорство, развивает логического мышление.

Процесс создания транспортной платформы будущего нам понравился, и мы планируем продолжить свои разработки в дальнейшем.

5. Источники информации

Предварительная работа. Ход занятия 1.

На сегодняшнем занятии мы с вами будем командой исследователей нашей планеты Земля! Прежде чем приступить к занятию, давайте договоримся о правилах работы в нашей группе.

Работайте в команде. Все великие изобретения создавались в командах. Если даже идея пришла в одну голову изобретателя, он не смог бы воплотить ее без команды. Инженерам очень важно уметь работать в команде.

Работа в команде означает уважение друг другу, умение помогать и принимать помощь, обсуждать и вместе принимать решение, делиться трудностями и радостями. Внимательно слушайте говорящего. Не перебивайте и оценивайте его рассказ, пока человек не закончил. Задавайте вопросы. Не стесняйтесь узнавать новое!

Посмотрите, мы опускаемся рядом с полосой, она оказывается твердая поверхность, которая связывает города людей и называется дорога. Люди строят такие дороги, чтобы перемещаться по ним в специальных устройствах – автомобилях. Ребята, если обратить внимание на проносящихся по дороге автомобилей, что мы видим? Автомобилем называется устройство, которое перевозит людей и грузы.

- Автомобиль – это сложная машина: он состоит из более 20000 деталей. – Автомобили бывают разные для разных задач: - Легковые; - грузовые; - пассажирские; - внедорожные; - гоночные; военные и специальные;

У автомобиля есть несколько основных частей: - кузов; - рама; - двигатель или мотор; - колеса; - руль;

На раму крепятся другие части автомобиля.

Кузов крепится на раму и служит для перевозки людей и грузов.

Колеса состоят из металлических дисков, на которые одеты резиновые шины. Шины надувают воздухом, чтобы машина не тряслась при движении.

Мотор вращает колеса автомобиля, сжигая топливо.

Руль поворачивает переднею пару колес.

Первым кто придумал автомобиль, был итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Но для человека известны только его чертежи.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте мы с вами немного разомнемся и проведем с вами физминутку:

Вправо лес, а влево поле,

А внизу сияет море,

В небе солнышко сияет и за нами повторяет.

Раз, два, три, четыре, пять вместе весело шагать,

Вместе будем мы учиться, и не будем мы лениться!

Хорошо. Ребята! Проходите за свои рабочие места. Продолжим с вами занятие.

В 20 веке большинство автомобилей стали бензиновыми. Автомобили, работающие на бензине, имеют много плюсов, но, к сожалению, сильно загрязняют воздух. В крупных городах всего мира воздух насыщен выхлопными газами автотранспорта. Но все же автомобиль остается самым удачным транспортом для перевозки людей и грузов.

Мы много узнали с вами сегодня об автомобиле.

- Ребята, а как вы думаете, чтобы сохранить в нашем городе окружающую среду, что можно было бы придумать и реализовать? Допустим если создать автомобиль будущего, какие они могли бы быть?

- Машина перемещается по городу и работает без бензина;

Я: Да, ребята в городе есть транспорт, который использует электроэнергию. Это троллейбус и трамвай. Что мы с вами можем еще придумать?

Дети: - Можно уменьшить количества транспорта в городе.

Я: - Как мы можем это реализовать?

Дети: Пассажиры ездят только днем, а грузовые машины в ночное время.

Я:- Как это повлияет на количество транспорта?

Дети: - Рама у автомобилей одна, а кузова разные. Поэтому можно использовать одну раму, а кузова могут быть разными. Днем на раму можно ставить кузов для перевозки пассажиров. А ночью кузов для перевозки грузов в пункты назначения.

Я: Мне нравятся ваши идеи. Давайте мы с вами их реализуем в работе с конструктором. На следующем занятии мы с вами этим и займемся.

Спасибо ребята за ваше внимание! Все сегодня были большие молодцы!

До скорых встреч!

Практическая работа. Ход занятия 2

Мы решили с вами, что машины должны быть экологически чистыми, то есть работать на электроприводе (Электромобили). Так же необходимо уменьшить количество транспорта в городе, путем использования одной транспортной платформы (рамы) с разными видами модулей (кузова (пассажирский, грузовой). Так же можно использовать такие модули, как кран, бетонно- мешалка, цистерна, рефрижератор (холодильное устройство).

Давайте мы с вами приступим к разработке и сборки данных моделей при помощи нашего конструктора Lego Wedo 2.0, Lego Wedo Education 9689, в дополнение можно использовать конструктор Lego.

Конструирование моделей по замыслу детей.

В ходе занятий проводится физминутка:

Робот делает зарядку,

И считает по порядку.

Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)

Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)

Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)

И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)

Город – это улицы, проспекты и дома,

(Руки вытянуть вперед, широко раздвинуть ноги, соединить руки над головой)

Площади, музеи, парков тишина,

(Сделать руками круг, поднять сцепленные руки вверх, развести в стороны)

Блеск огромных стекол,

(Руки поднять над головой, шевелить всеми пальцами)

Быстрое движенье прохожих

(Быстро маршировать на месте)

(Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу)

Мы по городу шагаем, Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого пальца)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Демонстрация проекта

Ирина Сергеевна: - Давайте ребята продемонстрируем с вами наш проект!

Наш девиз: «Наш девиз всегда таков: - Больше дела. Меньше слов! (вместе говорят)

- А так же мы создали электромобили из конструктора инвертор, они перемещаются по нашему городу, работая от солнечных батареек. Наши машины экологически чистые и загрязнение атмосферы не происходит в нашем городе, уменьшился городской автопарк транспорта.

Транспортная платформа – это наше будущее!

Спасибо, ребята! Вы, большие молодцы!

Безусловно, государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

Поэтому важная задача дошкольного образования сегодня - сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Но, к сожалению, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.

Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию у детей конструктивно-технических способностей. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме. Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявленные ФГОС ДО к организации дошкольного образования.

Актуальность LEGO -технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

  • Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO;
  • Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
  • Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников;

Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 года - август 2018 года.

Цель проекта : внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО.

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что организация в ДОО занятий по Lego-конструированию и робототехнике способствует формированию у детей научно-технического и творческого потенциала, приобретению практических умений по сборке роботов различных модификаций.

  • Теоретические: анализ психологических и педагогических работ по проблеме исследования;
  • Эмпирические: наблюдение за деятельностью детей на занятиях, изучение продуктов детской деятельности; педагогический эксперимент (констатирующий этап);
  • Интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость состоит в том, что систематизированы и обобщены знания по проблеме формирования конструктивно – модельных и первоначальных технических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемая практическая значимость проекта :

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства первоначальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

В результате освоения программ технического творчества у детей дошкольного возраста формируются целостные представления о современном мире и роли техники и технологии в нем, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, приобретается опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и саморазвития.

Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес детей к выбору профессий, актуальных для дальнейшего развития нашей страны и региона в частности.

Содержание педагогической деятельности

Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.

Реализация идеи проекта с использованием LEGO - технологии проходит в нескольких направлениях.

LEGO - конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе (с 6 до 8 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO – конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Активное обучение педагогов LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.

А также открытие LEGO – центра. LEGO – центр – это учебное помещение детского сада, оснащенное образовательными робототехническими конструкторами для сборки робота маленькими детьми без навыков компьютерного программирования (чтобы оживить робота, используются специальные карты, с помощью которых осуществляется программирование робота).

Зонирование кабинета предполагает:

Первая часть – для педагога-организатора, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол для педагога.

Во второй части (по периметру кабинета) размещены стеллажи для контейнеров с конструктором.

В третьей части (центр кабинета)– для проведения совместной деятельности с детьми и родителями. Интерактивная доска и компьютер, для демонстрации видео материала, технологического процесса, освоения основ программирования.

Таблица 1.Календарный план реализации проекта

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Выявление проблемы, создание нормативной базы

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Анализ состояния специализированной образовательной среды начального технического творчества, выявление проблемы.

Разработка инновационного проекта.

сентябрь - октябрь 2017.

Изучение и подбор нормативных документов

Анализ имеющихся условий, организация начального-материально-техническое обеспечения Центра

ноябрь- декабрь 2017.

Утверждение плана. Формирование программы дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов занятий).

Организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта

Создание ресурсной базы для работы с детьми по данному направлению

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности

январь- май 2018г.

Организация Центра начального технического творчества в ДОУ, с использованием конструкторов Lego.

Использование организационно-смысловых ресурсов развивающей образовательной среды

Организация форм работы с воспитанниками по техническому творчеству.

Практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности.

Повышение эффективности работы по развитию конструктивных способностей.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Реализация детско-родительских проектов, проведение мастер-классов по работе с детьми.

Повышение компетенции родителей в вопросах развития у детей интереса к техническому творчеству

Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Необходимые ресурсы, используемые в проекте :

  • Воспитанники детского сада;
  • Педагоги детского сада;
  • Родители воспитанников;
  • LEGO – центр, оборудованный конструкторами нового поколения.
  • Выявлена проблема исследования, создана нормативная база проекта;
  • Разработана рабочая программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego для детей старшего дошкольного возраста на 2017 – 2018 уч.г;
  • Сформирована материально-техническая база (Интерактивная доска SMART board, стационарный компьютер, 10 ноутбуков, 10 базовых наборов Lego Education WeDo, программное обеспечение Lego WeDo).

Для реализации II Внедренческого этапа проекта сформированы 2 группы по 10 детей 5-7 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю подгруппой по 10 человек, продолжительность 30 минут.

На сегодняшний день согласно календарно-тематическому планированию обучение проходило в три этапа:

1. Знакомство с конструктором LEGO Education WeDo и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

2. Сборка простых конструкции по образцу.

3. Знакомство детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.

Планируется работа по усовершенствованию предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

  • Проведение исследования результативности посредством итогового оценочного материала, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников;
  • Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности;
  • Оснащенность LEGO - центра, позволит определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.

Основными целями исследования результативности эксперимента является выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового педагогического опыта.

Под педагогической эффективностью эксперимента будем понимать получение планируемых в эксперименте результатов при минимуме негативных последствий или издержек, т.е. степень достижения планируемых результатов, соответствия реальных достигаемых образовательных результатов прилагаемым усилиям.

Основные задачи исследования результативности :

  • Отбор системы показателей и измерителей, на основе которых будет проводиться исследование результативности образовательных достижений;
  • Проведение систематических обследований одной и той же экспериментальной группы с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образовательных достижений.

В качестве критериев эффективности эксперимента будут использованы достижения планируемых результатов обучения; сохранение состояния здоровья детей.

Но при реализации данного проекта, как и любой другой экспериментальной деятельности, можно предвидеть некоторые риски , на которые следует обратить внимание:

1. Недостаточное финансирование;

2. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Методы устранения рисков.

1. Поиск потенциальных партнеров проекта, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты;

2. Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.);

Содержание исследовательской экспериментальной деятельности

Оборудован кабинет с интерактивной доской, стационарным компьютером для педагога. Для проведения занятий на каждого учащегося предоставлялся один набор конструктора Lego Education WeDo и компьютер для программирования. Создана комфортная, благоприятная, безопасная обстановка для детей. Она оснащена разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО: разных по конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей. Есть контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, есть стенды с образцами.

Конструкторы типа LEGO для образования спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Наборы конструкторов типа LEGO предназначены как для самостоятельной, так и для групповой и подгрупповой образовательной деятельности. При помощи наглядно-действенного метода детей ознакомили с конструкторскими свойствами деталей LEGO, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления, дети овладевали конструктивными элементами и программным обеспечением. Занятия состояли из двух частей: в первой части занятия изучали теорию, повторение знаний из пройденного материала или знакомство с неизученными вопросами, на втором - создание моделей и выполнение задания по предложенной схеме, либо по собственному замыслу. При изучении способов скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Методика организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать другие фигуры: Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Задачи повторяются.

Работа с родителями

Также для родителей проводились открытые образовательные ситуации, на которых они видели, как ведется образовательная деятельность с применением конструкторов типа LEGO, помогали детям в создании моделей. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность МАДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей.

Читайте также: