Деятельность и психические процессы кратко

Обновлено: 30.06.2024

46. Деятельность и психические процессы

Психические процессы – восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды. Практическое манипулирование ребенка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Запоминание как основной процесс памяти осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это: 1) структурирование; 2) осмысление; 3) ассоциирование материала с известными фактами; 4) включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

ü Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутренней (психической) деятельности.

ü Участие деятельности в процессах ощущения и восприятия.

ü Деятельность и внимание. Активный, деятельностный характер представлений.

ü Участие деятельности в формировании и развитии памяти человека.

ü Деятельность и интеллектуальные процессы. Зависимость речи от характера деятельности человека.

2. Знания, умения, навыки и привычки.

ü Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

ü Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки.

ü Познавательные умения и навыки: перцептивные, мнемические, интеллектуальные, ориентировочные.

ü Практические умения и навыки.

ü Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Деятельности и психические процессы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущимся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедления сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности,

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это -структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.




Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание - с. движениями рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Деятельность в торговле

1. Деятельность и психические процессы.

ü Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутренней (психической) деятельности.

ü Участие деятельности в процессах ощущения и восприятия.

ü Деятельность и внимание. Активный, деятельностный характер представлений.

ü Участие деятельности в формировании и развитии памяти человека.

ü Деятельность и интеллектуальные процессы. Зависимость речи от характера деятельности человека.

2. Знания, умения, навыки и привычки.

ü Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

ü Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки.

ü Познавательные умения и навыки: перцептивные, мнемические, интеллектуальные, ориентировочные.

ü Практические умения и навыки.

ü Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Деятельности и психические процессы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущимся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедления сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности,

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это -структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание - с. движениями рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это - структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

11. Познавательная деятельность личности. Ощущения и восприятие: понятия, виды, свойства, закономерности проявления.

Три разновидности психических процессов познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Познавательная деятельность - ощущение, восприятие, мышление, воображение, внимание, память - формируют информационную базу психики, ориентировочную основу взаимодействия человека со средой.

Ощущение - психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение▪ — простейший психический процесс, который является отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека. ▪ Ощущения — источник познания человеком окружающего мира. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Отражать свойства объекта - значит, получать определенную информацию о возможных действиях с ним. Классификация ощущений:

I. По расположению рецепторов:

1. Экстерорецептивные ощущения - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные).

2. Интерорецептивные ощущения - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения).

3. Проприорецептивные ощущения (от лат. ргорrius - собственный) - кинестетические (двигательные) и статические ощущения, связанные с рецепторами, находящимися в мышцах, связках и вестибулярном аппарате (ощущения собственных движений и пространственного положения тела).

II. По виду раздражителя: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестетические, статические, вибрационные, органические и болевые.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

III. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение подразделяются на:

- контактные – передают раздражение при непосредственном контакте (вкусовые, болевые, тактильные ощущения);

- дистантные – передают раздражение от удаленного объекта (зрение, слух, обоняние).

Ощущения характеризуются (свойства):

1. качеством — отличием одного вида ощущений от другого;

2. интенсивностью — силой воздействия на органы чувств человека;

3. длительностью — временем, в течение которого ощущение продолжается;

4. чувственным тоном (локализация) — чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению, например, ощущение боли или вкуса приятной пищи. ▪ Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть:

- действующим извне — цвет, звук, запах, вкус;

- действующим изнутри — голод, жажда, тошнота, удушье;

- действующим одновременно извне и изнутри — боль.

К закономерностям ощущений относятся:

Психофизическая закономерность - касается отношений между психикой и физическим миром

1. пороги чувствительности;

Чувствительность - осознание ощущения, возникающего под влиянием того или иного раздражителя. Пороги чувствительности - это ее предельные возможности.

Нижний абсолютный порог ощущений - минимальная величина (сила) раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Относительная чувствительность - чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения – это минимальное различие в силе двух однотип. раздражителей, необходимое для измен-я интенсивности ощущения.

Психофизиологические закономерности – относятся к психики, и нервной системы человека.

2. Адаптация выражается в изменении чувствительности - понижении или повышении ее. Различают три разновидности этого явления:

• Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя.

• Притупленность ощущение под влиянием сильного раздражителя.

• Повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

3. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Часто бывает зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений. Выделяют: - сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

- сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

4. Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя. В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст - одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Последовательный контраст - после холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Восприятие (перцепция) – непосредственное чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознаний их опознавательных признаков. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Классификация восприятий.

I. В зависимости от целенаправленности: непроизвольные – не связанные с волевым напряжением и заранее поставленной целью; произвольные – преднамеренные, целенаправленные.

II. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта: восприятие предметов, восприятие речи, восприятие человека человеком.

III. В зависимости от ведущей роли определенного органа чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

IV. По продолжительности перцептивного процесса восприятия: симультанное (одномоментное), сукцессивное (развернутое во времени).

V. По форме существования материи: восприятие пространства, движения, цвета, времени.

Свойства воспиятия:

1. Осмысленность и обобщенность – осознание того, что воспринимается.

2. Предметность – объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

3. Целостность – в восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета.

Структурность (мозг спонтанно организует стимулы)

Близость (близко расположенные элементы распознаются вместе)

Сходство (одинаковые элементы, входящие в одну структуру, воспринимаются вместе)

Направление (элементы, образующие непрерывное плавное направление, распознаются вместе)

4. Структурность – мы узнаем объекты, благодаря устойчивой структуре признаков.

5. Избирательная направленность – из бесчисленного количества окружающих нас предметов, явлений мы выделяем в данный момент лишь те, на что направлена деятельность

6. Оперцепция –зависимость восприятия от опыта, ЗУН, интересов и установок личности.

7. Константность – одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

В составе процесса восприятия можно выделить следующие закономерности:

1) обнаружение — исходная фаза, на кот.чел-к может лишь определить, есть ли воздействие;

2) различение— выделение в предмете интересующих человека признаков;

3) идентификация— сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов;

Психические процессы – восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды. Практическое манипулирование ребенка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Запоминание как основной процесс памяти осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это: 1) структурирование; 2) осмысление; 3) ассоциирование материала с известными фактами; 4) включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания.

Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

11. Ощущение как источник познания. Пороги чувствительности.

Ощущение (англ. sensation) – психический процесс обнаружения простейших стимулов (внешних и внутренних), воздействующих на рецепторы органов чувств.

Ощущения присущи животным и человеку и являются продуктом деятельности анализаторов (сенсорных систем).

Анализатор или сенсорная система (англ. sensory system) – часть нервной системы, отвечающая за прием, передачу и обработку сенсорной информации; состоит из чувствительных рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, осуществляющих обработку полученных сигналов.

Сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Рецептор (от лат. recipere – получать, принимать) – сложное образование, состоящее из нервных окончаний, которые посредством биохимических и неврологических реакций обеспечивают превращение влияния раздражителя в нервный импульс.

Инициализация ощущения связана с реакцией специфических рецепторов (фоторецепторов, механорецепторов, хеморецепторов, терморецепторов и др.) на физические стимулы.


Рассмотрим различные классификации видов ощущений.

По модальности (видам сенсорных систем) различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и интермодальные (промежуточные) ощущения.

По месту расположения рецепторов (классификации Ч. Шеррингтона) выделяют следующие виды ощущений:

экстероцептивные (на поверхности тела);

интероцептивные или органические (во внутренних органах) – наименее осознаваемые и наиболее диффузные формы ощущений, которые осознаются только при существенном нарушении нормального состояния организма;

проприоцептивные (в мышцах, сухожилиях, суставных сумках) – двигательные (кинестезические) и статические ощущения.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют два вида ощущений:

протопатические – филогенетически более древние, недифференцированные ощущения (голод, жажда и прочее);

эпикритические – филогенетически более новые ощущения, имеющие дифференцированную структуру, точную локализацию внешнего раздражения, более низкий порог раздражения и более совершенное распознание качества раздражителя.

По степени совместимости с жизнью биотические (совместимые) и абиотические (несовместимые) ощущения.

Рассмотрим основные свойства ощущений.

Качество – основная особенность ощущения, определяемая свойствами вызвавшего его объекта, которая варьируется в пределах данного вида ощущения и отличает его от других.

Интенсивность – степень субъективной выраженности ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под воздействием раздражителя.

Чувствительность сенсорной системы определяется через пороги ощущений.

Абсолютный нижний порог чувствительности – минимальная сила (величина) раздражителя, вызывающая ощущение.

Абсолютный верхний порог чувствительности – максимальная сила (величина) раздражителя, при которой возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю.

Относительный (разностный, дифференциальный) порог чувствительности – минимальная разность величин раздражителя, которая дает заметное различие в ощущении.

Длительность – характеристика ощущения, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Скрытый (латентный) период ощущений – период времени с момента начала воздействия раздражителя на орган чувств до момента возникновения ощущения.

Последовательный образ – по окончании воздействия раздражителя возникшие ощущения исчезают не сразу, а спустя некоторое время.

Пространственная локализация – локализация ощущений в определенном месте пространства; данный термин употребляется для слуховых, зрительных и осязательных ощущений.

Взаимодействие ощущений, которое может проявляться следующим образом:

сенсибилизация – обострение чувствительности анализатора;

синестезия – возникновение ощущения одной модальности под влиянием раздражителя другой модальности;

контраст – изменение качества и интенсивности ощущения под воздействием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Функции ощущений (М.В. Гамезо и другие, [5, С.48]):

сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира;

отражательная (образная) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире;

регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

Пороги чувствительности:

Чтобы возникло какое-либо ощущение, раз­дражитель, воздействующий на анализатор, должен достичь определенной величины.

Минимальная величина раздражителя, необходимая для возникно­вения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (или нижним порогом абсолютной чувствитель­ности). Если раздражитель слегка слабее, чем нижний абсолютный порог, то он будет восприниматься организмом, но не будет осознаваться в качестве ощущения; такие раздражения называются подпороговыми.

Верхний абсолютный порог ощущения (верхний порог абсолютной чувствительности) - это наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данной модальности. Если раздра­житель превышает эту величину, возникают болевые ощущения.

Наряду с абсолютным порогом ощущения выделяется абсолютный порог различения. Эта величина характеризует минимальное различие между двумя раздражителями одной модальности или минималь­ное изменение свойств отдельного раздражителя, вызывающее изменение ощущения.

Введём теперь относительный порог различения. Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины или силы раздражителя. Эта часть как раз и есть относительный порог различения. Например, для ощущений света эта прибавка составляет 0,01 первоначальной величины раздражителя, а для слуховых ощущений 0,1; для ощущений тяжести (при взвешивании на руке) -1/17 первоначального груза, для ощущения давления - 1/30 исходного давления и т. п.

В свою очередь, оперативный порог различимости сигналов - это та величина различия между раздражителями, при которой точность и ско­рость различения достигают максимума. Оперативный порог приблизитель­но в 10-15 раз превышает величину дифференциального порога.

Под временным порогом подразумевается минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному ви­ду раздражителя.

Между абсолютной чувствительностью и величиной ее по­рога установлена обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность соответствующего анализатора.

Читайте также: