Зинаида гиппиус анализ стихотворения бессилие кратко

Обновлено: 03.07.2024

Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень выгоден, ведь они работают над одинаковыми вещами, помогая друг другу и делясь при этом творческими идеями. В целом, поэзия Зинаиды отличалась своей красочными, жизненными чертами. По её стихотворениям можно узнать немало нового и интересного про любовь, жизнь и высокие настоящие чувства, хоть обычно поэтесса писала весьма печально, грустно, совсем не жизнерадостно, но при этом интересно и так, что затянет. Чаще всего Зинаида пишет про любовь, которая вдохновляет автора на творческие личности, ещё она часто пишет про разлуку и нехватку Родины. Причём для писательницы важнее написать так, чтобы читающий правильно понял смысл произведения, чтобы не было недопонимания. Поэтому иногда великолепная писательница и поэтесса даже выходит за рамки стиля, в котором писала. Лишь бы поэта поняли.

Это печальное стихотворение вышло в свет в 1894-ом году. Стихотворение разбито на три четверостишья. Рифмы есть, они перекрёстные. Можно даже напевать произведение.

На последок скажу, что быть одиноким не нужно. Вот в таких бессильных моментах близкие – самое лучшее и эффективное спасение. Они выведут вас из такого безжизненного состояния, и вы будете хотеть, добиться новых высот и не будете даже задумываться насчёт проигрыша и поражения. Любите близких и не отталкивайте их. Это вам же лучше.

Картинка к стихотворению Бессилие

Бессилие Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Анна Андреевна Ахматова написала свое стихотворение в 1917 году после очень значимого для нее разговора с решившим навсегда уехать в Англию другом, художником Борисом Васильевичем Анрепом.

Данное произведение С. А. Есенина, представленное миру в конце 1924 года, являет собой объединение глубокой насмешки и яркой лирической ноты.

Хорошо, когда рядом есть любимая женщина. Она поможет тебе снести тягости и невзгоды жизни, и вылечит лаской душевную боль, если есть таковая. У Некрасова были любимые женщины, но наиболее примечательной можно считать

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью – над небесами, –
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог – но не могу молиться,
Хочу любви – и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов.

Миниатюрное стихотворение включает следующие средства художественной выразительности:

Большинство предложений не имеют подлежащих – автор будто прячется за вязью слов, уходит от ответственности, не давая готовых решений. Показательно, что поэтесса, которая проповедовала свободные нравы, упоминает о Боге и признает, что чувствует потребность в молитве.

Расстрел невинных граждан интеллигентной наружности, полный беспредел, творившийся на улицах города – всё это отпечатывалось в душе поэтессы ужасом, несогласием с несправедливостью. В 1919 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич покинули Россию навсегда.

Детские годы

Будущая поэтесса появилась на свет 20 ноября 1869 года в Тульской области. Девочка родилась в дружной семье дворянского происхождения. Отец Зинаиды был известным в те времена юристом, услуги которого пользовались огромным спросом. В семье на тот момент росли ещё три дочери. Всё семейство было вынуждено часто менять место жительства, так как этого требовала весьма прибыльная работа Николая Романовича.

Личная жизнь и общественная деятельность

В детстве маленькая Зина периодически меняла школы, а к экзаменам готовилась в домашних условиях вместе с гувернантками. Первые свои стихи талантливая девочка написала в 7 лет. Вместе с этим Зинаида вела дневник, где записывала все свои переживания и мысли.

За трудолюбие и ответственный подход к своей работе отец большого семейства получил долгожданную должность обер-прокурора в 1880 году, после чего они переехали в Нежин. Но вскоре Николай Романович почувствовал резкое ухудшение здоровья и через год умер от туберкулёза. Это событие сильно подкосило семью, так как на руках у вдовы Николая осталось четыре дочери, незамужняя младшая сестра и престарелая бабушка.

Туберкулёз и переезды


После смерти главы семейства мать приняла решение перевезти родных в Москву, так как она надеялась улучшить своё финансовое положение. Уже подросшую Зину отправили учиться в местную гимназию, но уже через несколько месяцев у неё диагностировали закрытую форму туберкулёза. Анастасия Васильевна сильно опасалась за здоровье своей дочери, из-за чего они снова приняли решение переехать, но теперь в Ялту. Материальное положение семейства оставалось крайне тяжёлым. Важно учесть, что в течение всей своей жизни Зинаида Гиппиус усердно боролась с патологиями верхних дыхательных путей.

В Крыму к семье приехал брат Анастасии, Александр Степанов, который взял на себя все финансовые вопросы. Вскоре он решил перевезти своих родных в Тбилиси. Для улучшения состояния Зинаиды он арендовал отличную дачу с просторными комнатами и большими окнами в Боржоми. Но будущую поэтессу Серебряного века ждало ещё одно потрясение. В 1885 году Александр Степанов скоропостижно умер от менингита. Семье ничего не оставалось, как остаться в Тбилиси.

Жанр, направление, размер

Данное стихотворение относится к общественно-политической поэзии автора. Эта направленность присуща поздней лирики поэтессы, которая стала, практически, основной в годы революции.




Жанр, направленность произведения

Стихотворение является лирическим и обладает большой резкостью. Кроме того, в нем заключены мысли писательницы, которые имеют печальный и трагический окрас. По сути, произведение по своей жанровой принадлежности – элегия. Оно написано в символическом жанре, он присущ большинству поэтов этого времени, к ним относилась и З. Гиппиус.

Дмитрий Мережковский со своей супругой Зинаидой Гиппиус оказались практически первыми в этом жанре. Ими была создана и развита концепция этого направления, они обозначили основные принципы. Однако ее ровесники имели иное мнение на счет жанровой принадлежности стихов – так, Лундберг считал, что лирика Зинаиды Гиппиус не имеет красок и что творчество Гиппиус так же далеко от символизма, как и от реализма. Некоторые современники относили ее к религиозному символизму – в этом жанре писатели сочетали свою личную философию с религиозными идеями и догматами.

Рассматриваемое произведение относится к общественной и политической поэзии. Эта направленность характерна для основного творчества Зинаиды Гиппиус.

Размер произведения – шестистопный хорей. Рифма – женская, а рифмовка – смежная.

Композиция

Композиционно его можно разделить так же, на четыре части, отметив то, что оно построено по принципу градации.

Первая строка – это констатация всем известного факта. Зинаида Николаевна начинает своё рассуждение с самого простого и элементарного.

Анализ стихотворения Гиппиус «Так есть. Все стихи зинаиды гиппиус Так и есть зинаида гиппиус

Зинаида Гиппиус — идеолог русского символизма, вместе со своим супругом Дмитрием Мережковским разработали основные принципы и концепцию символистического направления. Поэтика произведений поэтессы определяется использованием лаконичных фраз, среди тропов – чаще всего эпитеты, метафоры. Излюбленной темой является любовь во всех ее проявлениях, также часто встречаются патриотические стихи.

Для анализа произведений поэтессы важно знать, какая ситуация была в России вначале 20 века. Атмосфера в стране была не самая лучшая, начались массовые репрессии против интеллигенции. Изменения касались и обыденной жизни.

В это же время в Санкт-Петербурге супругами был организован своеобразный литературный кружок, здесь царила прекрасная дружеская атмосфера, обсуждались главные политические события страны. В городе началась революция, людей расстреливали прямо на улицах. В такой сложной политической ситуации супруги были вынуждены покинуть страну. Условия для развития новых творческих методов, проведения собрания интеллигенции были не самыми лучшими.

Потухший свет ассоциируется у поэтессы со слепотой, в котором ничего нельзя увидеть и понять, а люди – со зверьми, которые живут по непонятным законом, без соблюдения моральных принципов.

Зинаида Гиппиус вместе со своим мужем Дмитрием Мережковским вынуждены покинуть Родину навсегда, ведь работать в родной стране было невозможно, жизнь молодой творческой интеллигенции в России стала невыносимой. Только за пределами Российской Федерации можно было спокойно и размеренно жить, занимаясь своим любимым делом. Только там можно было реализовать свой творческий потенциал, свои способности, показать свой талант.

Зинаида Гиппиус на рисунке Ильи Репина, 1894 год

Если гаснет свет — я ничего не вижу. Если человек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю.

Поэты русского зарубежья о Родине

Когда после Октябрьской революции перестала существовать единая Россия, образовалось две России — советская и эмигрантская… В истории было немало случаев, когда страны, в силу тех или иных установлений, разделялись — Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, Северный и Южный Вьетнам. Но люди тем не менее продолжали жить на своей исконной земле, и рано или поздно части разделенной страны воссоединялись, и время сравнительно быстро излечивало исторические и культурные рубцы. С Россией было иначе. Территория оставалась неделимой, зато ее вынужденно покинула значительная часть самых образованных

, просвещенных, культурных людей.

У русских писателей-эмигрантов было ясное понимание: без внутренних связей с русской культурой быстро наступит духовная смерть и полное растворение в чужой национальной среде.

Культура оказывалась той соломинкой, взявшись за которую можно было попытаться спасти и ее, и себя.

Именно поэтому особое значение приобретают в эмиграции не только художественная литература, но и воспоминания, мемуары, рассказы

и статьи об обычаях, обрядах, быте и вообще о прошлой жизни в России… Автобиографические сочинения пишут в эмиграции все или почти все, кто способен держать перо.
В. Коровин
Николай Оцуп

Мне трудно без России…

Земля, и человек, и та или другая Страна, особенно для сердца дорогая, Чей радует обычай и язык. Чье имя связывать ты с жребием привык,

Тебе назначенным. Великая утрата — Остаться без нее… А может быть, тогда-то Такую (и такое) потеряв, Но ей чужим или врагом но став, — Тогда-то, может быть, и чувствуешь впервые Всю жизни глубину… Мне трудно без России…

Зинаида Гиппиус

Она не погибнет,- знайте! Она не погибнет, Россия. Они всколыхнутся, верьте! Поля ее золотые.

И мы не погибнем,- верьте! Но что нам наше спасенье? Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье.

Если гаснет свет я ничего не вижут Если человек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю.

Дон Аминадо

Нет даже слова такого В толстые чужих словарях, Август. Ущерб. Увяданье. Милый, единственный прах.

Русское лето в России, Запахи пыльной травы. Небо какой-то старинной, Темной, густой синевы.

Утро. Пастушья жилейка. Поздний и горький волчец. Эх, если б узколейка Шла из Парижа в Елец.

* * * У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому. Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьется сердце, горестно и громко. Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхого котомкой!

Поразмышляем над прочитанным…

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

3. Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения о Родине.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский

Не надо звуков: тише, тише, У молчаливых облаков Учись тому теперь, что выше Земных желаний, дел и слов.

6. Как Бунин

говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

Образы и символы

В общественно-политической поэзии Гиппиус сложно разглядеть какие-то символы, знаки, но, опираясь на более раннее творчество поэтессы, данное стихотворение можно расшифровать таким образом.

Анализ 2

Сумрачное ощущение оставляет стихотворение Гиппиус Пауки, которое указывает на некую власть, некие силы, которые действуют в этом мире. Келья как образ мира представляет собой заточение человека в рамках существующего порядка, определенное подчинение устоявшемуся положению дел. Поэтому над человеком нависает мягкая и липкая паутина, которая не позволяет не только выбраться на крышу, но и даже посмотреть на потолок.

Образ именно четырех пауков говорит о всеобъятности этого феномена, он соотносится с образом четырех сторон света, которые как бы охватывают мироздание полностью и тем самым описывают весь мир. Если пауки располагаются в каждой стороне света, то выполняют роль своеобразных распорядителей этих сторон. Подобно тому, как, например, в греческой мифологии каждая сторона света и ветер каждой стороны имели собственных божеств, которые этим управляли.

Гиппиус говорит об омрачении сознания, подчинения ума этим всеведущим силам, которые непрестанно продолжают плести собственную паутину и создавать своим страшным и однообразным трудом единую паутину. Этот образ также может говорить о чем-то наподобие концепции восточной философии, где внешний мир вообще воспринимается по большей части как омрачение сознания. Особенно, если речь о полном внутреннем потакании этому внешнему миру и пребывании в его иллюзии.

Собственно образ паутины напоминает образ сети-иллюзии, в которую, согласно восточной философии вкидываются живые существа и только немногим удается выбраться. Конечно, если продолжать тему восточных учений, то там есть надежда на положительный исход, на разрыв этих сетей иллюзии и выход на свет. Нечто подобное, кстати, также рассматривается и в рассказе Платона о пещере.

Тем не менее, в своем стихотворении поэтесса не оставляет практически никаких надежд, она просто констатирует факт и факт весьма печальный. Пауки непрестанно продолжают свой труд и в итоге глаза лирической героини оказываются под серой и липкой паутиной. Гиппиус, безусловно, с некоторым пренебрежением и отвращением описывает пауков.

Они являются непременно толстыми, грязными жирными. Хотя, также они ловки и рады радостью звериной, у этой силы тоже имеется определенный ресурс и потенциал для выполнения собственной миссии в этом мире. Так или иначе, надежд на какой-то положительный исход поэтесса читателям не оставляет, разве только как бы за скобками своего повествования.

Анализ стихотворения Пауки по плану

Темы, проблемы, настроение

Можно выделить четыре основные темы, вокруг которых вращается всё творчество Гиппиус: Бог, Любовь, Человек, Смерть.

Поначалу Зинаида Николаевна с мужем воспринимали грядущие изменения с неким энтузиазмом, с трепетом и восторгом, рассматривая их как путь к свободе, к демократии, но дальнейшие события, которые отличались явно выраженным пренебрежением к гуманистическим идеям, сломали их представление о революции.

В это время Зинаида Гиппиус в своих произведениях поднимает проблему личностного бытия, существования общества в сложившихся обстоятельствах, проблему сосуществования отдельной личности и нынешнего общества.

Основная идея

Средства выразительности

Политическая лирика Зинаиды Николаевны не была столь воздушной, как стихи раннего периода её творчества, но она была так же интеллектуально глубока и эмоционально наполнена.

Зинаида Гиппиус

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу.
Стою над пропастью — над небесами, —
№ 4 И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог — но не могу молиться,
№ 8 Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю,
И вижу полог бледных облаков.
Мне кажется, что истину я знаю —
№ 12 И только для нее не знаю слов.

Smotryu na more zhadnymi ochami,
K zemle prikovanny, na beregu.
Stoyu nad propastyu — nad nebesami, —
I uletet k lazuri ne mogu.

Ne vedayu, vosstat il pokoritsya,
Net smelosti ni umeret, ni zhit.
Mne blizok Bog — no ne mogu molitsya,
Khochu lyubvi — i ne mogu lyubit.

Ya k solntsu, k solntsu ruki prostirayu,
I vizhu polog blednykh oblakov.
Mne kazhetsya, chto istinu ya znayu —
I tolko dlya neye ne znayu slov.

Cvjnh/ yf vjht ;flysvb jxfvb,
R ptvkt ghbrjdfyysq, yf ,thtue///
Cnj/ yfl ghjgfcnm/ — yfl yt,tcfvb, —
B ektntnm r kfpehb yt vjue/

Yt dtlf/, djccnfnm bkm gjrjhbnmcz,
Ytn cvtkjcnb yb evthtnm, yb ;bnm///
Vyt ,kbpjr ,ju — yj yt vjue vjkbnmcz,
[jxe k/,db — b yt vjue k/,bnm/

Z r cjkywe, r cjkywe herb ghjcnbhf/,
B db;e gjkju ,ktlys[ j,kfrjd///
Vyt rf;tncz, xnj bcnbye z pyf/ —
B njkmrj lkz ytt yt pyf/ ckjd/

Читайте также: