Когда произошло завоевание пиренейского полуострова арабами и какое значение оно имело кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Появление ислама вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьёзной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же отсюда начались великие завоевания магометан, стремительно, на крыльях новой религии покорявших провинции восточной части империи. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года — Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привел их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. Согласно легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом, — это было подарком судьбы для Мусы. 7 тыс. берберов стали основой войска для похода, который вначале планировался как всего лишь грабительский.

Фото 1.jpg

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров ещё в 5-м веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами они были лучшими, чем политиками: за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели ещё больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местными вестготы не практиковали. Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Поэтому как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой окружения он не пользовался.

Фото 2.JPG

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса дал подкрепление — не менее 5 тыс. воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем Родриго в Толедо собрал армию до 33 тыс. человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьёзный успех.

Фото 3.jpg

Верно этот эпизод описан или всё происходило иначе, нет сведений. Точно одно: христиане-вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло ещё 18 тыс. арабов, и начался захват полуострова. Местное население не начало масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады. За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали ещё более или менее серьёзное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости — веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.

Фото 5.jpg

Идущих на север арабов едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., когда их смог разгромить Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании и затем её завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить своё влияние в Средиземном море в значительно большем объёме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве вследствие скудости источников в эту эпоху мы знаем крайне мало, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е. Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами ещё много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовало не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Фото 6.jpg

Арабы завоевали Пиренейский полуостров в начале VIII века нашей эры, они вторглись туда из Северной Африки. На полуострове в те годы существовало королевство вестготов. Они разгромили и пошли к Пиренеям и оттуда на север во Францию, где были разгромлены при Пуатье в 732 году. На полуострове они не смогли взять под контроль горные районы на севере, которые назывались Астурия, их разгромил король Пелайо.

  • Распространение ислама. Появились мечети и медресе, стала развиваться торговля с другими арабскими странами.
  • По одной из версий, через арабские страны Иберийского полуострова в Европу попал порох.
  • Началась Реконкиста.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова произошло за довольно короткий период 711—718 годов, что было не удивительно, учитывая что за такой или даже меньший период времени арабы объединили Аравию в единое мусульманское государство (628—634), покорили Сирию (634—638), завоевали Египет (638—643) и т. д.

Королевство вестготов пало. Сопротивление немногочисленных вестготов было сломлено, преобладающие иберо-римляне практически не оказали сопротивления завоевателям, а значительное еврейское меньшинство даже приветствовало его, надеясь таким образом получить равные с христианами права. Магрибская династия Омейядов взяла власть в Иберии в свои руки, поддерживая доминантную роль ислама руками берберских наёмников. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры. Битва при Ковадонге (722), в которой христиане одержали первую победу, положила начало так называемой Реконкисте. Тем не менее, вплоть до 732 года арабы совершали набеги по всему югу Франции до реки Луара, пока не были разгромлены у Пуатье. На завоёванных в Иберии землях образовалось исламское государство, пережившее целый ряд трансформаций и просуществовавшее до 1492 года.

Содержание

Предпосылки

Основные экспедиции

Основной массив пиренейских земель был покорён арабами в течение всего трёх лет, с 711 по 714 год. За этот период мусульмане организовали три основные военные экспедиции:

  • 711—712: Тарик
  • 712—713: Муса
  • 714: Абд аль-Азиз ибн Муса

К 719 году арабы дошли до Тулузы, а к 720 — к дельте реки Рона [1]

Вестготское сопротивление

В 714 году, после того как Абд-аль-Азиз ибн Муса совершил свой поход на Мурсию, вестготский полководец Теодемир сумел договориться о создании здесь автономного княжества. Омейяды пошли на уступки, желая, по-видимому, добиться расположения местных христиан. Теодемирское королевство просуществовало до 740-х годов.

Балеарские острова

Балеарские острова, номинально принадлежавшие Византийской империи как остаток давно утраченной Византийской Испании Юстиниана, поначалу оставались в стороне от арабских нашествий. В 798 году власть над ними получили франки. Лишь в 902 году флот Кордовского эмирата покорил острова Ивиса, Форментера и Мальорка. В 903 году пала Минорка. Несмотря на более позднее завоевание, исламизация островитян носила очень глубокий характер.

Последствия

На полуостров начали прибывать мусульманские поселенцы. При этом немногочисленные арабы из Сирии и Аравии облюбовали крупные города юга и юго-востока страны, а берберы в основном заселяли менее благоприятные внутренние районы страны [2] . Христианское население сохранилось, однако на него были наложены многочисленные запреты, подчёркивающие его второсортный статус дхимми. В христианской среде постепенно начались процессы консолидации различных этнорелигиозных групп (вестготов и иберо-римлян) перед лицом общего врага. Ряд христиан (муваллады), приняли ислам с целью избежать джизья. Захваченные мусульманами территории (Аль-Андалус) вошли в состав халифата Омейядов. Однако уже в 756 году, с усилением протофеодализма, здесь образовался независимый Кордовский эмират (756—929). На северо-востоке, в долине реки Эбро, к концу VIII в. сложился буферный эмират мувалладской династии Бану Каси.

Аватар

Арабы завоевали Пиренейский полуостров в 711 — 718 годах — всего семь лет потребовалось для того, чтобы сокрушить Королевство вестготов.

Это не только уничтожило одно из королевств, но и создало уникальное в истории явление. Арабская Испания отличалась не только от христианской Европы, но и от остального мусульманского мира потому что здесь сохранили власть спасшиеся от уничтожения Омейяды. Здесь не так строго соблюдали предписания ислама, например, в ходу было вино, считалось, что запрет на алкоголь касается только более крепких напитков.

Аль — Андалус (так мусульмане назвали Пиренейский полуостров) славился своими городами, пышными дворцами, расцветом искусств и науки. Здесь процветали и ремёсла, и медицина, и местные высшие учебные заведения. Во многом отсюда в Европу пришли тексты античных авторов, которые переписали со своими комментариями арабские учёные.

Также арабское завоевание породило такое явление как Реконкиста. Это не только череда войн. Реконкиста сформировало определённый тип общества, который потом легко перешёл к конкисте (завоеванию колоний). Сформированная Реконкистой культура лежит в основе испанской и португальской культуры наших дней.

Исламское завоевание вестготской Испании стало продолжением мусульманской экспансии за пределы Аравийского п-ова, начавшейся в середине VII в. н.э. Одним из самых заветных, но неосуществленных проектов пророка Мухаммеда было завоевание мусульманами Сирии, в которой, как христиане и иудеи, они видели священную землю. Когда Мухаммед умер в 631 г., его непосредственный преемник Абу Бакр решил, что целостность хрупкой мусульманской общины зависит от исполнения желаний пророка. Он оказался совершенно прав: с завоеваниями сообщество укреплялось.

Предшествующие завоевания мусульман

К 644 г. Сирия, Ирак, Иран и Египет были в руках мусульман, и арабские армии вторглись в Северную Африку и Центральную Азию по флангам империи. Берберы Западной Африки, или Магриб, оказали значительное сопротивление, но к началу VIII в . большинство берберов подчинились правителю Исламской империи, теперь уже омейядскому халифу в Дамаске. Это оставило путь для завоевания вестготской Испании.

Завоевание Иберии (другое название Пиренейского п-ова) было предпринято новообращенными берберскими войсками арабской армии на западе. Два берберских вождя, Тарик ибн Зияд и Тариф ибн Муллук, фактически инициировали кампанию, и вполне возможно, что берберы уже предвидели завоевание государства вестготов, ослабленного междоусобной борьбой и противодействием со стороны христианских и иудейских подданных.

Разгром вестготов

Тариф ибн Муллук руководил разведывательной экспедицией и захватил Тарифу, которая до сих пор носит его имя. В 711 г . Тарик ибн Зияд повел берберскую армию через проливы. Кордова пала в том же году, и в 712 г . мусульмане победили вестготов и захватили их столицу Толедо . Поскольку короли-вестготы были помазаны в Толедо, падение города имело как символическое, так и стратегическое значение и ознаменовало крах сопротивления вестготов. Вскоре к берберам присоединилась арабская армия из 18 , 000 человек во главе с генералом Ибн Нусайром.

К 715 г . мусульмане продвинулись на север аж до Нарбонны. Они почти не встречали сопротивления, пока не достигли Галлии, где чрезмерно расширенные линии снабжения и противостояние Чарльза Мартеля и его сына, Пепина Короткого, остановили их продвижение. Огромная полоса Иберии, которая была добавлена в империю Омейядов, известную по-арабски как аль-Андалус, первоначально была частью провинции, или вилайя, Ифрикия, столица которой находилась в Кайраване в современном Тунисе. Берберы, сыгравшие столь важную роль в завоевании, оказались в стороне, и арабская военная элита, главным образом из Сирии, захватила власть над населением, которое по-прежнему было преимущественно немусульманским.

Этот регион оставался частью омейядского вилайя Ифрикия до 740 г., когда в Марокко вспыхнуло огромное восстание против омейядов, отрезавшее аль-Андалус от исламского востока. Халифат Омейядов также столкнулся с оппозицией в других кварталах: на востоке империи, в Иране и Центральной Азии, более серьезный вызов их правлению возник из обращения иранцев в ислам (мавали), которые возмущались арабской монополизацией правительства и сопутствующими ему привилегиями. Это движение также получило поддержку со стороны мусульман, которые считали, что члены семьи Пророка должны управлять империей, а не единственными отдаленно связанными омейядами. Потомок дяди Пророка, Аббас, был выбран повстанцами как новый халиф, и в 750 г. армия Аббасидов победила армию Омейядов в Ираке. Новый Аббасидский халифат возник, сопровождаемый чисткой семьи Омейядов, чтобы помешать их сторонникам противостоять новому политическому порядку.

Читайте также: