Анализ рассказа надгробное слово шаламова кратко
Обновлено: 08.07.2024
3. Беседа. Трагедия - возможные значения слова. Бытовое, общественное, эстетическое понятие.
П. Творчество В. Шаламова. Знакомство.
(Изучение восприятия). Задача - собрать возникшие при чтении вопросы.
IV. Круг тем, предметы изображения в прозе В. Шаламова. Его мнение о роли
писателя, мнения критиков о нём.
Акцентируем пессимизм автора и его мнение о том, что о лагере не нужно знать никому. Можно предложить учащимся задать вытекающий из полученных сведений вопрос: зачем тогда писал о лагере сам Шаламов?
2. Что было непонятно и какие проблемы нужно рассмотреть?
1. Выступления с мест по материалам домашнего задания. (Обязательна запись впечатлений и вопросов). Своеобразие жанра.
II. Роль художественных деталей в тексте и особенности речи Володи
Добровольцева в финале.
Задание (5 минут): найти в рассказе 1- 2 детали и записать в тетради своё понимание их роли в художественном тексте.
Прочитать вслух свои наблюдения. Все остальные ученики делают записи в своих тетрадях.
Записать свой вариант объяснения названия рассказа.
Записать все возникающие при чтении вопросы.
(Из часов развития речи на уроках русского языка)
II. Краткий пересказ сюжета , выяснение особенностей композиции (рассказ в
рассказе, смена рассказчиков). Выход к вопросам о художественной роли элементов
композиции.
Особенности лексики первого абзаца. Выписки слов и словосочетаний, которые действуют на чувства читателя. Каков их смысл? (Выступления с мест).
(Работа в группах по данным фрагментам текста). Выполнение заданий.
1. Укажите художественные детали и особенности текста, требующие осмысления, объясните свой выбор.
2. Запишите, какие проблемные вопросы возникают при чтении вашего
фрагмента рассказа.
3. Чтение вслух составленных группой материалов.
V.Работа в парах с фрагментами писем и критических статей о В.Шаламове. Выписки в тетради - по желанию.
Письменная работа: ответ на один из проблемных вопросов, записанных на уроке (по выбору). (Учитель может добавить к ним ещё несколько вопросов).
Чтение письменных работ (при наличии времени на уроке).
I . Изучение восприятия (краткая беседа). Что в рассказе производит особенное впечатление и что удивляет?
П. Фронтальный опрос по содержанию.
III. 1. Чтобы выполнить задание, нужно хорошо знать рассказ. Задание: перед
воссозданием в памяти сюжета (или знакомством с ним для не прочитавших
рассказ) запись на доске и в тетради вопросов:
Как узнать, что осуждает и что ценит Варлам Шаламов?
Прослушивание подготовленной композиции, или самостоятельная работа с текстом, или слушание учительского чтения. Последний фрагмент - он отделён автором от всего текста- лучше прочитать или самому педагогу, или хорошо подготовленному ученику. Финал должен произвести сильное впечатление - оно и станет основой для поиска ответа.
Вопрос ученикам: какие строки (слова, словосочетания) больше запомнились или произвели более сильное впечатление.
Если рассказ будет центральным в рассмотрении темы, то следует организовать обсуждение в группах с последующими их выступлениями. Другие возможности -общая беседа (выступления с мест) или индивидуальная работа с текстом на протяжении 7-10 минут, а потом чтение написанного (тогда задание будет -письменный ответ на вопрос).
Как узнать, что осуждает и что ценит Варлам Шаламов?
V. Последнее задание - это подведение итогов по теме. Теперь уместно спросить, как понято творчество Шаламова. На доске записывается вопрос для письменного ответа:
Вариант задания IV . Одним из интересных способов работы с рассказом может стать составление киносценария, учебник предлагает составить киносценарий одного эпизода по любому из рассказов. Если не хватает времени, то можно оставить только вопросы о том, как мог бы начаться или закончиться фильм.
Как может начаться фильм?
Обобщая результаты исследования по использованию проблемно-поисковых методов на уроках литературы в старших классах можно сделать следующие выводы:
Метод эвристической беседы активизирует познавательную деятельность старшеклассников, предоставляет каждому старшекласснику высказывать свою точку зрения по данной теме; способствует самостоятельному поиску; развивает умение анализировать текст, путем привлечения в свой ответ цитат из текста произведения, из критических статей; открывает новые аспекты изучаемого материала.
Метод проблемного изложения нового материала путем создания проблемных ситуаций на уроках, помогает активизировать деятельность учащихся, что для этого возраста очень важно. Метод включает в себя следующий приемы, во-первых, создание проблемных ситуаций - постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов. Во-вторых, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — вызывание предположений о причинах явлений, о связях между понятиями, величинами. В-третьих прием доказательства учебных гипотез - доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских опытов. В-четвертых, прием формирования новых учебных выводов, обобщений. Так же метод проблемного изложения способствует развитию мышления, исследовательских умений, творческому подходу к делу.
Самостоятельная работа на уроке предполагает выполнение старшеклассниками целого ряда входящих в него действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости старшеклассника, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроле в их выполнении. Методы самостоятельной работы развивают самостоятельность в учебной деятельности, формируют навыки учебного труда. Этот
метод эффективнее всего применять, когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы; когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы старшеклассников и время, что бы ее организовать на работе.
4. Анализ произведения обычно связан с разрушением художественных, нравственных, общественных, философских проблем, поставленных писателем. Направляющая роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте. Используя этот метод, учитель ставит перед учащимися задачи, вопросы в значительной мере направляет поиск учащихся, учит приемам анализа произведения. Стимулирует у старшеклассников самостоятельную деятельность, учит строить самостоятельные доказательства, делать выводы из предложенных фактов, высказывать предположения. Так как анализ произведений является одним из методов поискового характера, мы проанализировали творческие работы учащихся и пришли к выводу:
5. Анализируя творческие работы учащихся можно сказать, что с работой справился весь класс. В работах старшеклассники выразили свое отношение к стихам изучаемых поэтов, останавливая свой выбор на тех или иных стихах, постарались выразить то, что хотел сказать автор. Оценивания ответы учащихся обнаружились хорошие знания; умение высказывать свою точку зрения, глубоко понимать текст стихотворения, умение объяснять взаимодействие событий; роль художественных средств в раскрытии идейно художественного содержания стихотворения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе стихотворения. Умение привлекать текст стихотворений для аргументации своих выводов.
Мы попытались использовать группу поисковых методов на уроках литературы в старших классах. Для старшеклассников данного класса использование этих методов дало следующие результаты: повысился интерес к урокам литературы, активизировалась познавательная деятельность, что подтверждает проведенная диагностика, анализ творческих работ учащихся, анализ накопленных
оценок в классном журнале. Вместе с тем у ряда учащихся эти методы не активизировали познавательную деятельность, не повысился интерес к литературе, по-видимому, - это можно объяснить слабой мотивацией.
Мы рассмотрели основные возможности использования поисковых методов и условия создания проблемных ситуаций в процессе обучения на уроках литературы в старших классах. Приведенные примеры позволили проиллюстрировать отдельные конкретные особенности использования проблемных ситуаций на уроках литературы. Сформулируем итоги проделанного анализа в виде ряда правил проблемно-развивающего обучения:
проблемно-развивающее обучение обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только "сильными", но и "слабыми" учащимися;
при проблемно-развивающем обучении эффективность процесса усвоения зависит от оптимальной степени интеллектуальной активности учащихся;
в условиях проблемного усвоения проблемного материала обеспечивает возможности усвоения общей закономерности, что создает возможность использовать усвоенные знания для получения новых [6,с. 15].
Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М. Л 991.
Балл Г.А. Теория учебных задач. - М., 1990.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. 1995.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - - М., 1999.
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М., 1998.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива.
Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под. ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М., 1991.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1998.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1996.
Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - М., 1997.
Похожие документы:
Вучебном пособии освежены: технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технологии пс
Учебник для студентов высших учебных заведений
. которых является необходимым условием ин- . умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение . обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из наибо- лее эффективных для .
Курс лекций Для специальности высшего профессионального образования Налоги и налогообложение
. необходимые условия для построения представления. Сам . образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно . деятельности, содержанием которого являются познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для .
Муниципальное общеобразовательное учреждение (3)
. их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования .
Учебника для студентов высших учебных заведений
. работников в маркетинговую деятельность корпорации способствует повышению у них инициативности и уровня профессиональной . резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты: • категории должностей, которые являются базовыми для создания .
Читайте также: