Анализ рассказа надгробное слово шаламова кратко

Обновлено: 08.07.2024

3. Беседа. Трагедия - возможные значения слова. Бытовое, общественное, эстетическое понятие.

П. Творчество В. Шаламова. Знакомство.

(Изучение восприятия). Задача - собрать возникшие при чтении вопросы.

IV. Круг тем, предметы изображения в прозе В. Шаламова. Его мнение о роли
писателя, мнения критиков о нём.

Акцентируем пессимизм автора и его мнение о том, что о лагере не нужно знать никому. Можно предложить учащимся задать вытекающий из полученных сведений вопрос: зачем тогда писал о лагере сам Шаламов?

2. Что было непонятно и какие проблемы нужно рассмотреть?

1. Выступления с мест по материалам домашнего задания. (Обязательна запись впечатлений и вопросов). Своеобразие жанра.

II. Роль художественных деталей в тексте и особенности речи Володи
Добровольцева в финале.

Задание (5 минут): найти в рассказе 1- 2 детали и записать в тетради своё понимание их роли в художественном тексте.

Прочитать вслух свои наблюдения. Все остальные ученики делают записи в своих тетрадях.

Записать свой вариант объяснения названия рассказа.

Записать все возникающие при чтении вопросы.

(Из часов развития речи на уроках русского языка)

II. Краткий пересказ сюжета , выяснение особенностей композиции (рассказ в
рассказе, смена рассказчиков). Выход к вопросам о художественной роли элементов
композиции.

Особенности лексики первого абзаца. Выписки слов и словосочетаний, которые действуют на чувства читателя. Каков их смысл? (Выступления с мест).

(Работа в группах по данным фрагментам текста). Выполнение заданий.

1. Укажите художественные детали и особенности текста, требующие осмысления, объясните свой выбор.

2. Запишите, какие проблемные вопросы возникают при чтении вашего
фрагмента рассказа.

3. Чтение вслух составленных группой материалов.

V.Работа в парах с фрагментами писем и критических статей о В.Шаламове. Выписки в тетради - по желанию.

Письменная работа: ответ на один из проблемных вопросов, записанных на уроке (по выбору). (Учитель может добавить к ним ещё несколько вопросов).

Чтение письменных работ (при наличии времени на уроке).

I . Изучение восприятия (краткая беседа). Что в рассказе производит особенное впечатление и что удивляет?

П. Фронтальный опрос по содержанию.

III. 1. Чтобы выполнить задание, нужно хорошо знать рассказ. Задание: перед
воссозданием в памяти сюжета (или знакомством с ним для не прочитавших
рассказ) запись на доске и в тетради вопросов:

Как узнать, что осуждает и что ценит Варлам Шаламов?

Прослушивание подготовленной композиции, или самостоятельная работа с текстом, или слушание учительского чтения. Последний фрагмент - он отделён автором от всего текста- лучше прочитать или самому педагогу, или хорошо подготовленному ученику. Финал должен произвести сильное впечатление - оно и станет основой для поиска ответа.

Вопрос ученикам: какие строки (слова, словосочетания) больше запомнились или произвели более сильное впечатление.

Если рассказ будет центральным в рассмотрении темы, то следует организовать обсуждение в группах с последующими их выступлениями. Другие возможности -общая беседа (выступления с мест) или индивидуальная работа с текстом на протяжении 7-10 минут, а потом чтение написанного (тогда задание будет -письменный ответ на вопрос).

Как узнать, что осуждает и что ценит Варлам Шаламов?

V. Последнее задание - это подведение итогов по теме. Теперь уместно спросить, как понято творчество Шаламова. На доске записывается вопрос для письменного ответа:

Вариант задания IV . Одним из интересных способов работы с рассказом может стать составление киносценария, учебник предлагает составить киносценарий одного эпизода по любому из рассказов. Если не хватает времени, то можно оставить только вопросы о том, как мог бы начаться или закончиться фильм.

Как может начаться фильм?

Обобщая результаты исследования по использованию проблемно-поисковых методов на уроках литературы в старших классах можно сделать следующие выводы:

Метод эвристической беседы активизирует познавательную деятель­ность старшеклассников, предоставляет каждому старшекласснику высказывать свою точку зрения по данной теме; способствует самостоятельному поиску; раз­вивает умение анализировать текст, путем привлечения в свой ответ цитат из текста произведения, из критических статей; открывает новые аспекты изучае­мого материала.

Метод проблемного изложения нового материала путем создания про­блемных ситуаций на уроках, помогает активизировать деятельность учащихся, что для этого возраста очень важно. Метод включает в себя следующий приемы, во-первых, создание проблемных ситуаций - постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов. Во-вторых, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — вызывание предполо­жений о причинах явлений, о связях между понятиями, величинами. В-третьих прием доказательства учебных гипотез - доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских опытов. В-четвертых, прием формирования новых учебных выводов, обобщений. Так же метод проблемного изложения способствует развитию мышления, исследова­тельских умений, творческому подходу к делу.

Самостоятельная работа на уроке предполагает выполнение старше­классниками целого ряда входящих в него действий: осознание цели своей дея­тельности, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, подчи­нения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости старше­классника, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, са­моконтроле в их выполнении. Методы самостоятельной работы развивают само­стоятельность в учебной деятельности, формируют навыки учебного труда. Этот

метод эффективнее всего применять, когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы; когда имеются дидактические материалы для самостоя­тельной работы старшеклассников и время, что бы ее организовать на работе.

4. Анализ произведения обычно связан с разрушением художественных, нравственных, общественных, философских проблем, поставленных писателем. Направляющая роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обна­ружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте. Ис­пользуя этот метод, учитель ставит перед учащимися задачи, вопросы в значи­тельной мере направляет поиск учащихся, учит приемам анализа произведения. Стимулирует у старшеклассников самостоятельную деятельность, учит строить самостоятельные доказательства, делать выводы из предложенных фактов, вы­сказывать предположения. Так как анализ произведений является одним из ме­тодов поискового характера, мы проанализировали творческие работы учащихся и пришли к выводу:

5. Анализируя творческие работы учащихся можно сказать, что с работой справился весь класс. В работах старшеклассники выразили свое отношение к стихам изучаемых поэтов, останавливая свой выбор на тех или иных стихах, по­старались выразить то, что хотел сказать автор. Оценивания ответы учащихся обнаружились хорошие знания; умение высказывать свою точку зрения, глубоко понимать текст стихотворения, умение объяснять взаимодействие событий; роль художественных средств в раскрытии идейно художественного содержания сти­хотворения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навы­ками разбора при анализе стихотворения. Умение привлекать текст стихотворе­ний для аргументации своих выводов.

Мы попытались использовать группу поисковых методов на уроках лите­ратуры в старших классах. Для старшеклассников данного класса использование этих методов дало следующие результаты: повысился интерес к урокам литера­туры, активизировалась познавательная деятельность, что подтверждает прове­денная диагностика, анализ творческих работ учащихся, анализ накопленных

оценок в классном журнале. Вместе с тем у ряда учащихся эти методы не акти­визировали познавательную деятельность, не повысился интерес к литературе, по-видимому, - это можно объяснить слабой мотивацией.

Мы рассмотрели основные возможности использования поисковых мето­дов и условия создания проблемных ситуаций в процессе обучения на уроках литературы в старших классах. Приведенные примеры позволили проиллюстри­ровать отдельные конкретные особенности использования проблемных ситуа­ций на уроках литературы. Сформулируем итоги проделанного анализа в виде ряда правил проблемно-развивающего обучения:

проблемно-развивающее обучение обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не толь­ко "сильными", но и "слабыми" учащимися;

при проблемно-развивающем обучении эффективность процесса усвоения зависит от оптимальной сте­пени интеллектуальной активности учащихся;

в условиях проблемного усвоения проблемного материала обеспечивает возможности усвоения общей закономерности, что создает возможность использовать усвоенные знания для получения новых [6,с. 15].

Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического про­цесса. - Минск, 1990.

Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельно­сти и мышления. - М. Л 991.

Балл Г.А. Теория учебных задач. - М., 1990.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. 1995.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - - М., 1999.

Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М., 1998.

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива.

Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под. ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М., 1991.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1998.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1996.

Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. - М., 1997.

Похожие документы:

Вучебном пособии освежены: технология основных направлений ра­боты практического психолога; методика работы психолога с детьми раз­ного возраста; технологии пс

Учебник для студентов высших учебных заведений

. которых является необходимым условием ин- . умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение . обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из наибо- лее эффективных для .

Курс лекций Для специальности высшего профессионального образования Налоги и налогообложение

. необходимые условия для построения представления. Сам . образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно . деятельности, содержанием которого являют­ся познание, обмен информацией и воздействие на участников ком­муникации для .

Муниципальное общеобразовательное учреждение (3)

. их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования .

Учебника для студентов высших учебных заведений

. работников в маркетинговую деятельность корпорации способствует повышению у них ини­циативности и уровня профессиональной . резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты: • категории должностей, которые являются базовыми для создания .

Читайте также: