Анализ работы школы приемных родителей

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глебочева Татьяна Викторовна

Социальный педагог

Первая квалификационная категория

В нашей стране существуют различные формы жизнеустройства детей-сирот, к ним относятся: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие в себе элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства [2]. Говоря, не закреплённым законодательно термином, любая семья, в которую помещается ребёнок – сирота или ребёнок, оставшийся без попечения родителей, является замещающей семьёй, кроме усыновления.

Так как в МОУ Маливской средней общеобразовательной школе основной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, является опека, то мы будем говорить об обучающихся, находящихся под опекой.

Под опекунской семьей в настоящее время понимается ближайшее окружение ребенка-сироты. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

В опекунской семье немало проблем, связанных с адаптацией ребенка в семье, с его дальнейшей социализацией, с полноценной реализацией семьей воспитательной функции, необходимостью повышения психолого-педагогической культуры опекунов.

В связи с этим, опекунская семья заслуживает особого внимания со стороны социального педагога. Для решения возникающих проблем в опекунских семьях необходима специальная подготовка, способствующая созданию лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защите её прав и интересов. Для наибольшей эффективности своей деятельности социальному педагогу необходимо владеть различными формами и методами работы с опекунскими семьями.

Целью моей работы с семьёй, где воспитываются дети, находящиеся под опекой является создание благоприятных условий для жизни и здоровья ребёнка, находящегося под опекой, для успешной его социализации путём оказания помощи семье в решении возникающих проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Знакомство с опекунами, установление доверительных отношений. Сбор необходимой информации о семье, воспитывающей ребёнка, находящегося под опекой (информация о членах семьи, обстоятельствах, при которых ребёнок оказался без попечения родителей и пр.).

Анализ, отбор и систематизация информации, создание базы данных семей, воспитывающих детей, находящихся под опекой.

Контроль за исполнением обязанностей опекунов по воспитанию и обучению опекаемого/подопечного ребёнка.

Работа с семьёй опекаемого ребёнка строится на основании таких принципов как:

Данный принцип необходим в моей работе, так как, в первую очередь, мной учитываются индивидуальные и возрастные особенности опекаемых детей и их опекунов. Зачастую опекуны являются людьми преклонного возраста и во многих случаях возникают конфликтные ситуации на фоне недопонимания между ребёнком и взрослым, именно поэтому в работе с такой семьёй необходимо учитывать возрастные особенности.

Принцип полисубъектности, который предполагает разностороннее межведомственное взаимодействие для оказания помощи семье, где воспитывается опекаемый ребёнок.

Принцип диалогичного общения со значимыми другими. Этот принцип предполагает общение между участниками образовательного процесса друг с другом, как с близкими людьми, он позволяет выстраивать доверительные отношения и настраивает на продуктивное взаимодействие.

Принцип систематичности во взаимодействии с семьёй, который предполагает четкую последовательность действий в работе и рациональный подбор методов и приёмов для работы с семьёй.

В своей работе я использую такие методы :

методы диагностики: опрос, анкетирование, беседа, рассказ, тест;

методы воспитания: убеждение, положительный пример, содействие, поощрение и наказание, дискуссия, объяснение и др.;

организационные методы: инструктирование, консультирование, критика, контроль. [3 ]

Моя деятельность с опекаемыми детьми и их семьями строится следующим образом.

В начале каждого учебного года производится сбор и обработка информации о составе обучающихся ОУ, их семьях. На совещании при заместителе директора по воспитательной работе классным руководителям раздаются специальные бланки (социальные карты и паспорта классов), в которых они отражают информацию о социальном составе класса (категории семей обучающихся, наличие инвалидности у обучающихся и членов семьи, наличие регистрации на территории муниципального образования, РФ).

Таким образом, социальный педагог получает первичную информацию о социальном составе классов и школы в целом.

После обработки полученной от классных руководителей информации, организуется знакомство с семьями, в которых воспитываются дети под опекой, происходит отбор необходимой информации для формирования базы данных в школе по опекаемым детям. Затем, до 15 сентября каждого учебного года социальным педагогом подаётся информация в Отдел опеки и попечительства Московской области: расширенные характеристики на опекаемых и их семьи, справки, подтверждающие обучение детей в ОУ. Ежемесячно данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей предоставляются в Управление образования Коломенского муниципального района.

База данных обучающихся, находящихся под опекой формируется следующим образом.

После получения необходимой информации об обучающемся и его семье, формируется пакет документов, в который входит, помимо личного дела, характеристика на обучающегося и его семью; руководителем ОУ утверждается план работы классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога с данной семьёй; акты изучения жилищно-бытовых условий подопечного; протоколы бесед с обучающимся, его семьёй; постановления КДН и ЗП (если обучающийся состоит на учёте); ведомости успеваемости за каждую четверть и год.

Таким образом, работу с опекаемыми детьми можно представить так:

Составление плана работы с каждым ребёнком и его семьёй в начале учебного года или при зачислении ребёнка в ОУ.

Изучение ЖБУ семьи (не реже, чем 1 раз в четверть).

Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания и обучения.

Наблюдение во время учебных занятий за опекаемыми с целью получения информации о наличии у них необходимых учебных принадлежностей, о работе на уроке, дисциплине и взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.

Проведение бесед с классными руководителями об участии опекаемого ребёнка в жизни класса, школы, его активности на уроках и классных часах.

Два раза в год подготовка документации для органов опеки и попечительства (справки, подтверждающие обучение ребёнка в школе, характеристика на ребёнка).

Вовлечение опекаемых детей в работу кружков, внеурочных занятий и секций.

Работа с опекунами на родительских собраниях (помощь в подготовке к ГИА, помощь в осуществлении межведомственного взаимодействия и пр.).

Профориентационная работа с выпускниками 9-11 классов.

Работа с обучающимися по профилактике правонарушений, и пропусков учебных занятий без уважительных причин.

Ежемесячно предоставление в Управление образования Коломенского муниципального района информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

Говоря о результатах, организованной в нашей школе работы с опекаемыми детьми, нельзя не отметить, что социальный педагог в течение всего обучения ребёнка в школе является проводником и посредником между обучающимся и другими участниками образовательного процесса, помощником в социально – психологической адаптации в школе, социальный педагог становится частью семьи подопечного, ведь он постоянно поддерживает связь с опекунами, осуществляет скрытый контроль выполнения ими обязанностей по воспитанию и обучению детей, помогает семье в осуществлении необходимых действий по профилактике семейных конфликтов, консультирует опекунов о правилах взаимодействия с подростками, их возрастных особенностях.

Подводя итог данной работы, считаю важным отметить, что с опекунами у меня сложились доверительные отношения, все они с удовольствием сотрудничают со школой, обращаются за помощью, регулярно поддерживают связь по телефону. Считаю, что главная цель моей деятельности реализуется успешно, т.к. основная задача (установление контакта с семьёй) достигнута.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Глебочева Т. В., социальный педагог

МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа

Конспект выступления на родительском собрании на тему:

Целевая аудитория: родители и иные законные представители обучающихся, обучающиеся 9 и 11 класса, в том числе дети, находящиеся под опекой.

Оборудование : учебный класс, доска, мел, принтер, копировальный аппарат, ПК.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена.

Как же поддержать выпускника?

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

опираться на сильные стороны ребенка;

избегать подчеркивания промахов ребенка;

проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и другие, стимулируют работу головного мозга.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Помогите распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.[5]

Сейчас я раздам Вам бланки ( приложение 2 ), которые вам необходимо заполнить по определённым требованиям, таким, которые предъявляют обучающимся на экзамене. На выполнение задания Вам даётся 15 минут. (выполнение родителями экзамена и анализ результатов)

Сравнительный анализ традиционного экзамена и

экзамена в форме ГИА

Традиционный экзамен

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать.

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней

Через более длительное время

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление

Оценка максимально объективна.

На устном экзамене во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы.

Знакомые ученику люди.

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала

Как происходит фиксация результатов?

В письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике.

Стратегия деятельности во время экзамена

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:[1]

пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Для того, чтобы ваш ребенок не волновался во время экзамена, задача родителей, близких ему людей помочь ему поверить в собственные силы. А это достигается тогда, когда ребенок сам чувствует и видит свои знания по предмету. Поэтому, Вам, дорогие родители, законные представители необходимо продолжить подготовку к экзаменам вместе с детьми, чтобы избежать возникновения у них постоянного состояния стресса, признаками которого являются:[3]

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.);

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам;

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, обкусывание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти . — Агропромышленный комплекс России. — 1989. —№ 1-12.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). М., 1968.

Пронькина Т.М., Рубова Н.С. Материалы для психологов по психологической помощи и поддержке учащихся и родителей при подготовке и сдачи ЕГЭ. Москва, 2005.

Психология. Немов Р. С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд.,688с.

Целью деятельности отделения сопровождения замещающих семей является оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, воспитывающим детей в замещающих семьях.

Основными задачами деятельности отделения являются:

  1. подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
  2. психолого-педагогические, социально-педагогическое и юридическое консультирование граждан по вопросам семейного устройства, защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
  3. содействие созданию оптимальных условий для развития и социализации ребенка, принятого на воспитание в замещающую семью;
  4. организация и осуществление эффективной замещающей заботы.

Основные направления работы отделения:

  1. осуществление подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
  2. профилактика вторичного сиротства – возврата детей из замещающих семей;
  3. оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи замещающим семьям;
  4. обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды проводимой работы: психодиагностическая, психокоррекционная, консультативная, психопрофилактическая, тренинговая, лекционная.

Подготовка ведется по Программе подготовки в соответствии с Порядком подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 11 сентября 2012 года №1038

Создана библиотека обучающей и методической литературы, которой могут пользоваться замещающие семьи и граждане, проходящие подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В отделении ведется следующая документация:

Составлен годовой план работы отделения на 2017 год. Ведется совместная работа с отделом опеки и попечительства по набору кандидатов в замещающие родители.

В соответствии с приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 126-п от 22.05.2008 г. организована и действует школа приёмных родителей. Программа школы в объёме 72 часов утверждена Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области. За отчётный период в школу приёмных родителей по направлениям от органов опек обратилось 90 человек, было проведено 8 курсов обучения, 68 граждан полностью прошли курс, получили рекомендации. В настоящее время ведётся запись в следующую группу. Курсы проводит педагог-психолог Грязнова Е.Ю., консультации по социально-правовым вопросам проводит руководитель школы Харзарова О.В.

Деятельность школы приёмных родителей (ШПР) регламентируется нормативно-правовыми актами и распоряжениями Департамента по вопросам семьи и детей Томской области и локальными актами учреждения. Набор слушателей осуществляется по направлениям органов опеки и попечительства. Отношения слушателей и специалистов ШПР определяются двусторонним договором оказания услуг. Подготовка граждан осуществляется по программе, утверждённой Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области, разработанной на основании Примерной программы подготовки, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ.

1) индивидуальные консультации – первичное собеседование при наборе группы и итоговая аттестация по окончании групповых занятий и результатам психологического обследования;

2) психологическое обследование слушателей, направленное на исследование личностных особенностей, родительских установок и особенностей функционирования семейной системы;

3) групповые занятия – встречи, включающие активные формы обучения взрослых (дискуссии, мозговой штурм, тренинговые упражнения), домашние задания, домашнее чтение. Встречи проходят один раз в неделю по воскресеньям в режиме погружения и объединяют несколько близких по содержанию тем учебной программы.

Продолжительность курса подготовки составляет примерно два месяца – 6 групповых встреч и 2 индивидуальных. Объём курса – 72 часа. По результатам подготовки слушателям выдаются рекомендации, составленные на основании результатов психологического тестирования и участия в групповых встречах.

Сведения о количестве граждан, прошедших подготовку в

Школе приёмных родителей

Годы Сколько проведено курсов обучения Количество граждан, прошедших подготовку
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 (за 7 месяцев)

Анализ работы библиотеки

Малыши с удовольствием рассматривали и изучали новые поступления литературы. Старалась обеспечивать квартиры кроссвордами, ребусами, шарадами, головоломками. Воспитанникам нравится проводить досуг в форме таких развивающих занятий.

На протяжении года в группах были проведены: викторины, загадки, конкурсы:

· Загадки про осень;

· Загадки по временам года;

На протяжении всего года педагоги обслуживались справочной и художественной литературой. Библиотекарь помогала в подборе материалов для выпуска стенных газет (истории праздников, стихотворения). В течение года подобрано много дополнительной литературы воспитанникам для оформления рефератов, докладов.

В библиотеке организовано место для просмотра и чтения журналов, рисования и разукрашивания. Сделаны подшивки журналов.

В новом учебном году необходимо продолжить работу по формированию стабильного читательского интереса воспитанников, обучению работы с периодической печатью, энциклопедиями и художественной литературой. Приобщать интерес и любовь к чтению вновь поступивших детей.

· социально-педагогическая подготовка детей к проживанию в замещающей семье;

· социально-педагогическая подготовка кандидатов в замечающие родители;

· социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.

На сопровождении социального педагога находится 68 семей, в которых воспитываются 103 ребенка, проживающих на территории г. Рассказово и Рассказовского района.

Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социальный педагог Службы по устройству детей в семью Севостьянова Е.Е. обеспечивает право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Одним из приоритетных направлений в работе социального педагога является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к переходу на воспитание в замещающую семью. Подготовка детей ведется по Программе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к переходу на воспитание в замещающие семьи, утвержденной приказом управлением образования и науки Тамбовской области от 29.01.2015 № 167.

Реализуя Программу, социальный педагог применяет технологии семейного жизнеустройства, которые предполагают организацию подбора семьи для ребенка, диагностику психологических и социальных особенностей, ресурсов семьи для воспитания конкретного ребенка. Социальный педагог обеспечивает безболезненный переход ребенка в семью, снимает остроту адаптации ребенка, предупреждает вторичный отказ от ребенка и неготовность ребенка выстраивать отношения, формировать новые привязанности.

В рамках программы социальный педагог проводит социально-педагогическую, терапевтическую, коррекционно-развивающую работу с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.

Севостьянова Е.Е. выявляет индивидуальные особенности ребенка; компенсирует последствия травматического опыта проживания в кровной или замещающей семье, в случае вторичного отказа; формирует у ребенка позитивный образ семьи; развивает коммуникативные навыки; предоставляет ребенку необходимую информацию о возможной перспективе воспитания в замещающей семье; организует знакомство ребенка с потенциальной семьей.

Социальный педагог принимает участие в информационно-просветительских кампаниях через участие в общественных собраниях, через публикацию в СМИ, через разработку и распространение информационно-рекламного материала.

Социальный педагог оказывает профессиональную социально-педагогическую и правовую помощь функционирующим замещающим семьям:

Ø Систематическое взаимодействие с семьёй и ребёнком;

Ø Анализ процесса адаптации ребёнка в семье;

Ø Оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;

Ø Консультирование по запросу;

Ø Мониторинг развития ребёнка;

С целью оказания помощи и поддержки детей, защиты их прав и свобод социальный педагог:

· организует работу по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. С замещающими семьями проводится профилактические мероприятия по профилактике интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков.

· создает условия, способствующие обеспечению прав детей на охрану здоровья. С замещающими родителями проводится просветительская работа по профилактике заболеваний среди детей. Оказывается содействие в организации отдыха и оздоровления семей с детьми путем межведомственного взаимодействия с представителями органов опеки и попечительства и организацией по оказанию социальных услуг населению.

· ведет работу по защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости. С детьми организуются занятия (консультации, тренинги, рекомендации) по профессиональному самоопределению.

С целью вовлечения приемных детей в социально-значимые мероприятия социальным педагогом реализуются проекты, участниками которых являются семьи с приемными детьми. Замещающие семьи принимают активное участие в областных мероприятиях образовательного и творческого характера. Социальным педагогом Службы по устройству детей в семью организуется работа по формированию мотивации к активному участию в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней.

Семьи и приемные дети были вовлечены в мероприятия:

Социальный педагог работает с детьми из опекаемых семей, совершивших правонарушения. Данная работа планируется по обращению органов опеки и попечительства и строится на совместной деятельности.

С целью социальной адаптации, социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на летний период в семьи граждан было устроено 6 детей. Служба осуществляет контроль условий жизни и воспитания каждого ребёнка, помещённого на каникулярное время в семью.

Критерии и показатели благополучия ребёнка в замещающей семье:

· Адаптация ребёнка в замещающей семье.

· Безопасность и благоприятность условий, созданных для жизни и развития приёмного ребёнка в замещающей семье.

· Восстановление социального статуса ребёнка, включение его в новые социальные связи.

Предмет оценки и признаки выделяются и отмечаются каждым специалистом Службы по своему профилю. Отчёт, заключение, рекомендации и составление индивидуальной реабилитационной программы осуществляется на консилиуме социально-психолого-педагогического сопровождения.

Кандидаты, обратившиеся в службу, прошедшие обучение и принявшие детей в свою семью - смогли преодолеть трудности, выбрать правильный путь развития, сохранения и укрепления своей семьи. Все замещающие семьи, сопровождаемые службой, создают условия для полноценного развития детей.

Мониторинг социально-психологического статуса детей в замещающих семьях имеет положительную динамику. Что выражено в 100% успеваемости и положительном росте качества знаний приёмных детей, в их уровне воспитанности, в позитивном эмоциональном состоянии.

Количественный показатель социально-психолого-педагогической деятельности

Читайте также: