Как использовать общение как средство социальной поддержки кратко

Обновлено: 08.07.2024

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Коммуникация имеет большое значение в жизни каждого человека, и тем более в работе медика, поскольку общение в медицине – это контакт человека с человеком, медика с пациентом и его родственниками. Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций подразумевает общение медицинской сестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация и просто возможность поделиться своими переживаниями.

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Общение – одно из важных умений, необходимое для качественной деятельности медицинской сестры, потому что при эффективном общении происходит психотерапевтическое воздействие на пациента и его результат иногда превосходит все другие методы лечения. Навыки общения необходимы медсестре для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. На собственном опыте многие знают, как часто люди недопонимают друг друга. Навыки эффективного общения помогут устранить эту проблему.

Типы общения. Вербальное общение. Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме Письменная речь — это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Внутренняя речь

Типы общения. Невербальное общение. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения. Исследователями установлено, что 55% информации во время беседы воспринимается её участниками через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передаётся устной речью. Причём считается, что с помощью слов (вербальный канал) транслируется только информация, а по невербальному каналу передаётся отношение к собеседнику. Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать канал невербального общения

Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения 1. Визуальные Движения ( кинезика ) – перемещение в пространстве всего тела. Жесты – движение различных частей тела – голова, плечи, руки (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность) Поза – отражает состояние человека и его отношение к происходящему. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (знак недоверия, несогласия, критики).

Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения Выражение лица, глаз – мимика – определенный имидж человека, в мимическом выражении – эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение, презрение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть лица контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотреть необходимо больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта – показатель жизненного тонуса личности. Направление взгляда , визуальный контакт. Кожные реакции – покраснение, побледнение. Вспомогательные средства общения: особенности телосложения

Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения Проксемика – расстояние до собеседника (зоны комфорта) Менее 15 см 15-45 см 0,46-1,2 м 1,2-3,6 м Более 3,6 м сверхинтимная интимная личная социальная общественная

Типы общения. Невербальное общение. Зоны комфорта Интимная зона (15-46см.) - в нее разрешается проникнуть только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном, контакте с человеком (близкие, друзья, родственники). В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта - это сверхинтимная зона. Личная зона (46см.-1,2м) - в ней допускаются только знакомые, если пытается проникнуть незнакомец, то появляется чувство дискомфорта и человек бессознательно или отодвигается от собеседника или использует руки в качестве барьера. 3. Социальная зона (1,2-3,6м) - в нее допускаются незнакомые люди, человек при этом не испытывает чувство дискомфорте, но доверительного общения ожидать нельзя. 4. Общественная зона (более 3,6м) - используется для публичных выступлений, но для того чтобы быть услышанным часто надо использовать специальные средства коммуникации (микрофон).

Типы общения. Невербальное общение. Невербальные средства общения 2. Акустические Связанные с речью – интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи Не связанные с речью – одышка, удушье, кашель, плач, стон, восклицание и т.д. 3. Тактильные (связанные с прикосновением) физическое воздействие – сопровождение за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца. 4. Ольфакторные (связанные с запахом) Естественные – приятные, неприятные Искусственные – духи, косметика.

Правила профессионального общения с пациентом

Элементы активного слушания 1.Невербальные компоненты активного слушания: Зрительный контакт Поза, сигнализирующая внимание и готовность слушать Сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту Расстояние между собеседником Кивки головой Выражение лица 2.Вербальные компоненты Восклицания по ходу беседы с пациентом Вопросы, показывающие заинтересованность медсестры 3.Использование молчания: сестра должна правильно использовать этот аспект. С одной стороны, молчание может тяготить пациента, с другой позволяет человеку собраться с мыслями. Не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает.

Элементы эффективного общения

Терапевтическое общение Общение должно оказывать на пациента психотерапевтическое действие. Принципы терапевтического общения: поддержка; активное слушание; отражение чувств партнера; сопереживание; понимание поведения и эмоционального состояния собеседника. Важными компонентами общения являются эмпатия и рефлексия.

Терапевтическое общение Эмпатия — это способность понимать психическое состояние других людей, сопереживать им. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, обращенность познания на свой внутренний мир, видение своей позиции со стороны. В результате общения у больного должно появиться чувство, что его понимают, правильно оценивают его состояние. Должна возникать уверенность в том, что он находится под наблюдением и ему вовремя окажут помощь в случае необходимости.

Терапевтическое общение Для достижения положительного терапевтического эффекта общения необходимо придерживаться следующих правил: больше слушать и меньше говорить; не начинать общение с обсуждения личных, интимных для больного вопросов; реагировать прежде всего на информацию, связанную с интересами, потребностями и проблемами больного; реагировать на чувства и эмоциональное состояние больного.

Терапевтическое общение Рекомендуется использовать следующие приемы понимающего реагирования для достижения целей терапевтического общения: использование простых фраз, подтверждающих наличие контакта с больным и его понимание; перефразирование открыто высказанных больным мыслей и чувств; выяснение скрытых мыслей и чувств; молчание как вид реакции на поступившую информацию; бессловесные реакции (жесты, мимика); резюмирование (краткий пересказ с выделением основного и проблем); подбадривание и заверение; вопросы, проясняющие позицию больного, его отношение к цели, плану ухода, своим перспективам.

Терапевтическое общение Факторы, затрудняющие общение: пожилой возраст, тяжелое физическое и психологическое состояние участников общения, нарушения со стороны органов слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Общение с тяжелобольным, страдающим от тягостных симптомов, труднее, чем общение с человеком выздоравливающим, поверившим в свое выздоровление. Больные с пониженным зрением и слепые не могут видеть мимику, жесты, выражение глаз говорящего. Они оценивают отношение медицинской сестры, персонала по интонации речи, ее содержанию. Для больного с пониженным слухом или его отсутствием более значимыми для общения являются мимика, жесты медицинской сестры. Для человека с полной потерей слуха и речи (глухонемого) очень важна информация, получаемая при письменном общении;

Терапевтическое общение Факторы, затрудняющие общение: ослабление интеллекта и памяти больного; разница в культурном и социальном уровнях участников общения; различия в чертах характера: скромность — самоуверенность, нерешительность — настойчивость; разница в языке общения и диалектах; различные политические и религиозные убеждения, представления о ценностях жизни и добродетелях. Медицинская сестра при общении с больным не должна демонстрировать и навязывать ему свои религиозные и политические убеждения;

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ. Во-первых, оцените освещение. Слишком много или слишком мало света будет утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для продолжения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если почувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возможность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого пожелает. Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у него что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Перенесите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов бе¬седа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ. Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сделать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полной информации до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес больного, телефон, возраст, место работы и так далее.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ. Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому? что он Вам говорит. Заинтересованный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безразличным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходимость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полученная информация помогла определить правильное лечение и уход.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА. Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о своей болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это так же поможет оценить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не разглашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично, задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно них. Не уверены, что больной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли пациент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможете себе больше узнать о нем.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ЗНАКОМСТВА С ПАЦИЕНТОМ 6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ. Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного. Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фразы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

Коммуникация — обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приемов.

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях.

Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно, что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.

Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука, изучающая невербальное общение, называется кинесикой. Невербальные способы общения, например прикосновение рукой к плечу, позволяют сообщить пациенту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро распознает фальшивое отношение, поэтому эти приемы использует внимательная и деликатная медицинская сестра.

Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.

Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, так как медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.

Зоны комфорта при общении

Для оказания максимальной помощи и поддержки пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу, учитывать зоны комфорта при общении.

Различают следующие зоны комфорта: сверхинтимная, это зона равна от 0 до 15 см;

интимная, 16-45 см;

личная зона, примерно равна 45—120 см;

социальная, 120—300 см;

общественная более трех метров.

Функции и уровни общения.

Различают следующие функции общения:

1. Контактная — установление состояния взаимной готовности к общению.

3. Побудительная — стимуляция активности партнера.

4. Координационная — взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

5. Функция понимания — адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

6. Эмотивная, эмоциональная — обмен эмоциями между партнерами (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями).

7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношений.

8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.

9. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

1. Внутриличностное общение — слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

2. Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.

3. Общественное — общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.

1. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.

2. Функции общения.

3. Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.

4. Типы общения: вербальное и невербальное.

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки

Общение – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека.

Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

В наши дни все больше становится людей старшего возраста. Многие из них прошли тяжелую жизнь, отягощены различными недугами, они заслужили самого внимательного к себе отношения медицинских работников, которое начинается с общения. Но такие пациенты не всегда идут на контакт, забывают выполнять назначения, нередко капризны или досаждают бесчисленными жалобами. Общение с ними требует особого такта, терпения, выдержки, умения, ибо нередко это остается единственным утешительным средством в руках у медика, который обязан проявить свое милосердие. Ни о какой доверительности не может быть и речи, когда разговор с больным ведется на ходу, спеша, когда в то же время ведется разговор по телефону.

Дети старшего возраста – боятся врачей, склонны скрывать страдания или вводить в заблуждение врача. Но они доверчивы, неопытны, при установлении контакта способны искренне верить врачу и этим помогают лечению. С белым халатом, специфическими запахами у детей связаны малоприятные ассоциации – осмотры, уколы, клизмы и др. процедуры.

Осанка, походка, цвет кожи, мимика, манера говорить, смотреть в глаза, улыбаться, отвечать на вопросы, садиться, вставать, одеваться и раздеваться во время осмотра, интонации голоса, отношение к родителям - это дает возможность не только составить представление о ребенке, но иногда сразу поставить клинический диагноз.

Переходный возраст – отрицание авторитетов, проявление самоутверждения личности, поиск собственного пути в жизни.

Медики должны найти правильные интонации, в которых будет преобладать уважение к личности подростка, его возрасту, дружественное желание помочь советом, но не поучать или наставлять.

При работе с детьми надо быть приветливым, жизнерадостным, справедливым и добрым, спокойный тон с подростками, а с маленькими детьми – прием отвлечения или переключения внимания.

Функции общения

Содержание общения - это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медработника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение:

• материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:

• когнитивное - обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов):

• деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по самообследованию молочной железы);

• мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции пораженной конечности).

Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (например, беседа палатной медицинской сестры с пациентом по поводу того, каким должен быть его образ жизни в период реабилитации к ломавших условиях).

Интерактивная сторона общения (от англ. interaction - взаимодействие) заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение медицинской сестрой и пациентом, перенесшим инсульт, взаимных обучающих действий в процессе становления его эффективной жизнедеятельности).

Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением определенных межличностных отношений (например, акушерка убеждает молодую супружескую пару, готовящихся стать родителями, в необходимости соблюдать здоровый образ жизни).

Также в общении выделяют пять звеньев:

1) отправитель информации, т.е. человек, начинающий общение;

2) само общение, т.е. передаваемая вербальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация;

3) используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.);

4) получатель информации, т.е. партнер по общению, или собеседник;

5) факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации, т.е. обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.

Кроме того, специфика межличностной коммуникации раскрывается в таких процессах, как обратная связь, наличие коммуникативных барьеров, феномен коммуникативною влияния, существование различных уровней передачи информации.

Необходимо отметить, что в процессе общения лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а лицо, получающее эту информацию, - реципиентом.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове).

Опосредованное общение рассматривается как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые по­могают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.

- непрерывные динамические серии событий, включающие переда­чу информации от отправителя к получателю.

- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- все способы поведения, которые человек использует созна­тельно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профес­сиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, про­являть внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сест­ринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

Функции общения.

Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами.

В общении есть три функции:

– информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.);

– эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка посто­янно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую оче­редь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).

Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

Можно выделить три уровня общения:

1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы);

2. межличностное – между двумя и более людьми;

3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.

Зоны комфорта

У каждого человека размер зон комфорта свой. Как правило, человек не думает о зоне комфорта или размере личного пространства вокруг него, пока кто-нибудь не вторгнется в эту зону. Человек сразу же чувствует себя некомфортно и, если есть возможность, делает шаг назад, чтобы восстановить комфортное личное пространство вокруг себя.

Дискомфорт, который появляется у человека, если кто-то попал в его личное пространство, может быть связан с понятиями интимности, угрозы, превосходства. Человек допускает в своё личное пространство только близких ему людей и друзей.

Медицинская сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны медицинской сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны может быть меньше. И наоборот, медицинская сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг неё большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко от него.

Нужно помнить о том, что часто медицинские работники настолько привыкают к общению с людьми в различных ситуациях, в том числе, когда пациенты раздеты, что их восприятие дискомфорта людей и их замешательства в таких ситуациях притупляется. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние.

Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и/или его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.

1. сверхинтимную до 15см от поверхности тела;

2. интимную - не менее 40см;

3. личную - 40см - 2м;

4. социальную 2-4м;

5. открытую - более 4 м

В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей.

В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону.

Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.

Менее 15 см 15 см – 46 см 46 см – 120 см 120 см – 360 см > 3,6 м
Сверхинтимная Интимная зона Личная зона Социальная зона Общественная зона

Ответы отправляйте в обсуждения.

1. Общение может быть вербальным и невербальным.

2. Выделяют 4 уровня общения

3. Внутриличностное общение - это общение между двумя и более людьми

6. Невербальное общение - это письменное общение, мимика, жесты, позы, прикосновения

7. В интимную зону человека допускается любой незнакомый человек

8. Когда пациент ведет себя агрессивно, не воспринимайте его поведение как личное оскорбление

9. Социальная поддержка может быть вербальной и невербальной

Домашнее задание:

Повторить пройденный материал по теме:

С.А.Мухина, И.И. Тарновская учебник "Теоретические основы сестринского дела" М. ГЭОТАР-Медиа 2011г., стр. 35-42.

Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас), с.42-56.

Дополнительно

Биоэтика

Биоэтика – это этика защиты жизни в условиях современной медицинской практики, делающей возможность манипулирования человеческой жизнью с момента её зарождения до последней стадии её существования.

Основные проблемы биоэтики:

· новые репродуктивные технологии - экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство;

· стерилизация человека (в нашей стране добровольная разрешена с 1993г.);

· состояние, возникающее после клинической смерти (смерть мозга, стойкое вегетативное состояние);

· эвтаназия - прерывание жизни пациента медработником с согласия пациента.

Общение неотъемлемая часть жизни, очень важная в повседневности, и

тем более в профессиональной деятельности медицинской сестры. От

эффективного общения будет зависеть качественное выполнение

обязанностей, и удовлетворение своей работой.

Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Уровни общения:

1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей.

2. Межличностное – общение 2-х или более людей между собой.

3. Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.

Стили общения

Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)

1. Отправитель – человек, передающий информацию.

Вербальные средства общения

Для эффективности устной речи необходимо:

2. Говорить медленно, с хорошим произношением, короткими фразами.

3. Не злоупотреблять специальной терминологией.

5. Следить за интонацией своего голоса.

6. Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы слышали, но не кричать.

7. Выслушивать до конца;

Для эффективности письменной коммуникации необходимо:

1. Писать аккуратно (если плохой почерк – печатными буквами).

2. Выбирать правильный размер и цвет букв.

3. Убедиться, что в записке полная информация.

4. Писать грамотно.

5. Выбирать понятные, простые слова.

Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.

Зоны комфорта

менее 15см 15-45см 0,46-1,2м 1,2-3,6м более 3,6м
сверх интимная интимная личная социальная общественная

Примечание. Человек допускает в свое личное пространство только близких людей. При выполнении процедур медсестра вторгается не только в личную, но и в интимную зоны. При этом необходимо быть особенно внимательной и деликатной.

Коммуникативные барьеры

1. Фонетический барьер – оба собеседника говорят быстро, невыразительно, или на разных языках.

2. Смысловой барьер – использование жаргонов, терминологии.

3. Стилистический барьер – несоответствие речи ситуации общения, фамильярность.

4. Барьер логического восприятия – сложная, неубедительная речь.

5. Социально-культурный барьер – возникает при определенном статусе, национальности собеседника.

6. Психологические барьеры – неверные психологические установки и представления (неверные стереотипы, ожидание непонимания, негативная установка).

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки

Читайте также: