Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Обновлено: 05.07.2024

Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса обучающихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов.

Оценить 917 0

Роль художественных произведений в развитии связной речи младших школьников

Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса обучающихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого [37].

Система речевых умений включает 6 умений:

1. Умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным.

2. Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа.

3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи.

4. Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа, создание пейзажа.

5. Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста.

6. Умение раскрыть основную мысль текста [21].

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

В работе по развитию связной речи обучающихся в связи с изучением художественных произведений необходимо сочетать три подхода:

1. Психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности.

2. Лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранным языкам.

3. Методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы и литературоведения [11].

В возрасте семи — девяти лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрите­ля к читателю. Противоречие между несовершенной техникой чтения и относи­тельно высокими возможностями восприятия ребенком слова в этот период надо преодолевать постепенно [2].

Ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. И научно-познава­тельная, и художественная книга воспринимается синкретично, без выделения специфических функций. Нет заметной дифферен­циации в чтении девочек и мальчиков. И те и другие одинаково любят книги о животных, растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка — литературная и народная, приключения, рассказы русских писателей, стихи. Из книг советских писателей повышенным спросом детей пользуются произведения В. Драгун­ского, В. Голявкина, Н. Носова, А. Гайдара, Ю. Коваля. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедичес­кие книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно [21].

Младший школьник реагирует порой на малейшие внутренние колебания души героев, отталкиваясь от каждого слова, если это слово многозначно, художественно весомо. Правильно найденная писателем художественная деталь дает возможность юному чита­телю дорисовать, дополнить картину, намеченную автором. Поэтому важен отбор произведений для младших школьников, основным принципом, которого является художественная полноценность, емкость образов, способных вызвать сотворчество юного читателя.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей [46].

Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у обучающихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому [37].

Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы.

С одной стороны, это трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтении художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи.

Под развитием связной речи применительно к начальной школе понимается овладение учащихся совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной речи [3].

Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений.

Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия [21].

Работа по развитию речи опирается на следующие принципы:

1. Взаимосвязи речевого развития с комплексом нравственного и эстетического воспитания;

2. Взаимосвязи речевого развития и углублением знаний учащихся по литературе и совершенствованием аналитических умений;

3. Принцип практической направленности работы по развитию речи;

4. Принцип системности;

5. Принцип учета межпредметных связей.

Основные направления по работе развития речи.

1. Словарно-фразеологическая работа, направленная на обогащение словарного запаса школьников и на активизацию его употребления.

2. Обучение школьников устным и письменным высказываниям различных жанров.

3. Работа по усилению эмоциональности и образности речи.

В целом, система литературного чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития связной речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию [37].

Литература

Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. – 2002. - № 9.

Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39.

Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. – М., 2004.

Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С.47-51.

Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - С-Пб.: - Питер, 2000. - 298с.

Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - №10. -С.41-44.

Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с. — (Высшая школа)

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. - С-Пб.: Союз, 2006. - 312 с.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999. -115с.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.5. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2003. - 136с.

Горецкий, В.Г. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие / В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. – М.: Дрофа, 2007. – 160 с.

Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007.

Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. – Ярославль, 2006.

Ефросинина, Л.А. Литературное чтение / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана - Граф, 2004. - 224с.

Жаринова, Е.С. Связная устная речь младших школьников / Е.С. Жаринова – М.: Просвещение, 2007. – С. 26–39.

Закоружникова, М.Л. Сочинения и изложения в начальных классах / М.Л. Закоружникова. - 5-е издание. - М., 2008.

Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина – М.: Русский язык, 2005. –48 с.

Колесникова, О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения / О.И. Колесникова // Начальная школа. – 2000. - № 11.

Коробова, Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н. Н. Коробова // Начальная школа, 2008. - №10.

Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. - 2002. - №9.

Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю.Н. Борисенкова // Начальная школа. – 2000. - №7.

Ладыженская Т.А. Детская риторика: Пособия для учителей и учащихся 1-4 классов. - М.,2004.

Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1999. - 210с.

Ладыженская, Т.А., Текстовые умения. Как им учить? / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 5. – С. 2-5.

Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: 2 класс / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Методические рекомендации / под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2004. - 96 с.

Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – с. 201.

Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 2005.

Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики - 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд. МГУ, 2005. - 485с.

Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Педагогика, 2000. -218с.

Львов, М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. - М., 2000. - 248 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2002. – с. 368.

Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негуре. - М., 2004. - 180 с.

Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. - М., 2004. - 100 с.

Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под ред. Т.Г. Рализаевой. – С - Пб.: Специальная литература, 2003. – с.168.

Мурина, Л.А. Методика проведения обучающих изложений. Сжатое и выборочное изложения / Л.А. Мурина // Русский язык и литература в школе. - 2003. - №3.

Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. - Улан-Удэ, 2006. - 32 с.

Политова, Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка / Н.И. Политова. - М., 2005.

Полякова , А.В. Программа по русскому языку по системе Л.В. Занкова / А.В. Полякова. - М., 2002. - 14 с.

Полякова, А.В. Русский язык 2 кл: Методические рекомендации для учителя (система 1-4) / А.В. Полякова. - М., 2000. - 40 с.

Развитие речи учащихся в начальной школе: Хрестоматия / Сост. М. Р. Львов. - М., 1999.

Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. - 2003. - №11. - С.14-23.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ*

Анализируются проблемы развития речи младших школьников. Рассматривается содержание Программ и учебников для начальной школы в связи с лингвистическим анализом художественных произведений.

На основе опыта методистов выработаны методические рекомендации по организации работы по развитию речи младших школьников.

Ключевые слова: развитие речи, художественный текст, анализ текста, языковая компетенция, детские произведения.

Также в учебниках представлена комплексная работа над структурой текста: озаглавливание тек- ста, корректировка порядка предложений и частей текста; составление плана, знакомство с основны- ми видами изложений и сочинений. Например: 1. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко, о чем этот рассказ, или кратко передать его со- держание, то как бы ты построил свой ответ? Что нужно сделать, чтобы получился сжа- тый пересказ: определить основную мысль произведения, выделить смысловые части, озагла- вить их? [Там же]. 2. Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую из них. 3. Составь план и перескажи текст от имени девочки Нади [Там же].

Творческая деятельность представлена в программе в виде следующих заданий: пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки, придумывание продолжения произведения, изменение на- чала и продолжения произведения. Например: 1. Придумай продолжение сказки. 2. Расскажи о пу- тешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настрое- ние мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке. 3. Перескажи одну из частей бы- лины от лица Ильи Муромца [Там же].

Однако этих заданий недостаточно для того, чтобы полноценно развивать речь учащихся. Для обогащения и развития речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чте- ния целесообразно использовать следующие варианты речевых упражнений [2]: 1. Упражнения, на- правленные на выяснение значений и смысла слов. Данная группа упражнений включает приемы наблюдения за словами в контексте речевого высказывания, объяснения слов при помощи контек- ста, объяснения значений слов подбором синонимичных значений [9]. 2. Упражнения с использова- нием логических приемов, которые раскрывают содержание слов и понятий. В данную группу обучающих методов входят упражнения на расширение и уточнение представлений, которые связа- ны у ребенка с данными словами. Большое значение имеют упражнения, которые содержат элементы логических операций: выделение категорий признаков предметов, характеристика группы предметов

по единичному, наиболее характерному их признаку; сопоставление двух предметов по сходству и различию для их более детальной характеристики; систематизация и обобщение признаков и по- нятий. 3. Упражнения лексико-стилистического содержания, которые способствуют закреплению правильности, точности употребления слов в речи, которые формируют представления о лексичес- ком богатстве и многообразии родного языка [9]. 4. Упражнения, способствующие осознанию роли изобразительных средств родного языка. Упражнения данной группы направлены на ознакомление с изобразительными средствами – сравнениями, эпитетами, метафорами.

В системе работы на уроках литературного чтения по развитию связной речи целесообразно ис- пользовать приемы творческих пересказов, которые значительно обогащают активный словарь млад- ших школьников; словесное рисование, обогащающее речь средствами художественной вырази- тельности; графическое рисование, которое позволяет сформировать логику и последовательность осмысленного связного высказывания; работа с иллюстрациями как пропедевтическое средство к со- ставлению плана речевого высказывания и пересказа текста; устные творческие рассказы и сказки, на- правленные на пополнение активной лексики; стихосложение, которое позволяет активизировать пас- сивный словарь при сочинении собственных стихотворений путем осмысленного подбора рифм; прием творческого исследования произведений, с применением средств эмоционально-оценочной лексики.

2. Данилова Л.М. Лингвосмысловой анализ. Применение приемов лингвосмыслового анализа на уроках литературы // Филология и литературоведение. 2014. № 12(39). С. 3–5.

4. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова, 2005.

5. Литературное чтение. 1–4 класс. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение, 2013.

6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Ака- демия, 2012.

7. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Наука, 1975.


Развитие речи учащихся — это процесс системного обучения составлять предложения по выбору подходящего слова и его формы, а также работа над грамотным оформлением мыслей и его содержанием. Используются разные виды речи: говорение, слушание, письмо, чтение. Важно, чтобы язык формировался под влиянием правильной культурной среды, на основе речи учителя, родителей и чтения художественной литературы [5]. Считается, что в начальной школе есть два требования к устной речи учащихся:

  1. Отвечать полным ответом на задаваемые учителем вопросы.
  2. Пересказывать последовательно прочитанный текст.

Чтобы выяснить какой уровень развития речевых умений у детей, можно использовать методику Т. А. Фотековой [7], которая исследует сенсомоторный уровень, навык языкового анализа и сформированность устной речи.

Оценивается по следующим критериям:

На основе результатов диагностики можно сделать вывод, на каком уровне находится развитие речи у младших школьников. В эксперименте приняли участие по 10 детей контрольной и экспериментальной групп.

Учитывая выявленные проблемы, разработан цикл уроков литературного чтения с целью повышения уровня развития речевых умений. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу (Таблица 1).

Уровни развития речи младших школьников

Уровень

Группа

Контрольный

Экспериментальный

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Уровень развития речи детей младшего школьного возраста повысился благодаря организации специального обучения родной речи с использованием художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной деятельности.

Таким образом, использование художественных произведений в развитии речи младших школьников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на языковой анализ художественных произведений.

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2014. — 400 с
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В. П. Аникин. — М.: Учпедгиз, 2015. — С.104.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2015. — 255 с.
  4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. — М.: Наука-Питер, 2017. — 102 с.
  5. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т. П. Сальникова. — М.: Институт практической психологии, 2014. — 300 с.
  6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. М.: Просвещение, 2014. — 239 с.
  7. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. — М.: Аркти, 2015. — 56 с.

Основные термины (генерируются автоматически): значение слова, ребенок, значение пословицы, литературное чтение, пословица, предложенный жанр фольклора, развитие речи, речевая ситуация, текст, требуемая грамматическая форма, уровень, устная речь учащихся, художественная литература, эксперимент, экспериментальная группа, языковой анализ.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс.

Развитие образности речи дошкольников средствами.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно

– Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Использование народного фольклора в речевом развитии.

Развитие речи — это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мера успешности обучения детей в школе. Литература

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы.

- приобщение детей к народным формам речи в гармоничной связи с другими формами речевой деятельности; - от уровня знаний пословично-поговорочных выражений со стороны воспитателей; наличия достаточного уровня развития словаря у детей

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Особенности развития речи. Дошкольный возраст. Речь открывается от конкретной

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в

ребенок, родной язык, речевая среда, письменная речь, слово, связная речь, звуковой.

Фольклор как способ формирования речевых умений на.

Ключевые слова: речевые умения, фольклор, языковая коммуникация, В жизни человека речевая коммуникация имеет большое значение. В становлении же личности ребенка речь занимает одно из ведущих мест.

Развитие речи детей раннего возраста посредством.

Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с

Как отмечал Львов М. Р., «к источникам развития речи учащихся в процессе изучения литературы необходимо отнести в первую очередь художественный текст, затем.

Читайте также: