Как появились уральские горы и озеро шульган по мотивам башкирского эпоса акбузат краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Пещера Шульган-Таш

2. Пещера Шульган-Таш в башкирском эпосе

Разномастными табунами
Выйдут лошади – ты их подожди!
Стадо недоенных коров
Выйдет на берег без телят,
Отары блеющих овец
Вслед за коровами запылят.
Рассекая озерную гладь,
Вызвав бурю над всей землей,
Выйдет царь табунов Акбузат
За многомастной скотиною той.
[19]

С ушами торчком кобыла саврасая,
Из озера Шульген выбирается,
Со дна озера подымается
Вместе с жеребенком с мышиной спиной,
С копытами круглыми, с гривой крутой,
Со статным жеребенком, что кней ласкается.
[26]

Предпринятый анализ башкирского фольклора, даёт единство эпосов, который прослеживается общим местом действия – озером Шульган. Так прослеживается связь тысячелетий через памятники древнего искусства и устного народного творчества современного башкирского народа. Этому свидетельствуют и рисунки в Каповой пещере, которые нарисованы со стороны входа.

Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что пещера Шульган- Таш и озеро Шульган являлись с глубокой древности центром мифологической картины мира.

Литература

2. Бадер О.Н. Следы древней пещерной живописи на Южном Урале // Современная археология. 1961. №3. – С. 320.

3. Вахтангова Н. Наскальные рисунки Триалети // Вокруг света. 1978. №10. – С. 66-67.

4. Вахрушев Г.В. Загадка Каповой пещеры. – Уфа: Китап, 1960. – С. 10.

6. Кузбеков Ф.Т. История культуры Башкортостана. – Уфа: Китап, 1997. –С. 121.

7. Новгородова Э. Красная книга палеолита // Вокруг света. 1988. №12. – С. 51.

8. Окладников П.А. Петрин В.Т. Новая пещера на Урале с палеолитическими росписями // Природа. 1982. №1. – С. 70-75.

[1] Рычков П.И. Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. – Санкт-Петербург, 1760. – С .34.

[2] Вахрушев Г.В. Загадки Каповой пещеры. – Уфа: Китап,1960. – С. 5.

[3] Мильков Ф.Н. Рычков: жизнь и географические труды. – Москва, 1953. – С. 216.

[4] см. Вахрушев Г.В. Загадки Каповой пещеры. – Уфа: Китап, 1960. – С. 6.

[5] см.Вахрушев Г.В. Загадка Каповой пещеры. – Уфа: Китап, 1960. – С. 7.

[7] Фрадкин Н.Г. Академик Лепехин И.И. и его путешествия по России в 1768 – 1773. – Москва, 1953. – С. 42.

[8] Вахрушев Г.В. Загадки Каповой пещеры. – Уфа: Китап, 1960. – С. 23.

[9] Вахрушев Г.В. Загадки Каповой пещеры. – Уфа: Китап, 1960. – С. 23.

[10] Рюмин А.В. Среди вечного мрака // Вокруг Света, 1961. № 8. С. 32.

[11] Бадер О.Н. Капова пещера. Палеолитическая живопись. – Москва: Наука, 1965. – С. 28.

[12] см. Котов В.Г. Тайны пещеры Шульган-Таш // Ватандаш. 1997. №12. – С. 188.

[13] см. Котов В.Г. Тайны пещеры Шульган-Таш // Ватандаш. 1997. №12. – С. 188.

[14] Широков В.Н. Древнейшее искусство Уральских пещер. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство. 1995. – С.13.

[16] Смирнов А.И. Пещера Шульган-Таш // Современная археология, 1992. – С. 3.

[17] Котов В.Г. Тайны пещеры Шульган-Таш // Ватандаш. 1997. №12. – С. 188.

Там, где проплыл на волшебном коне Акбузате Урал-батыр, поднялись горы. Вот эти Уральские горы — первая дорога Урал-батыра. Когда поднялись из воды горы, страна водяного падишаха разделилась надвое. Там, где Урал-батыр убивал дивов, поднимались скалы. Чем меньше оставалось воды, тем меньше становилось войско водяного падишаха, чем больше погибало дивов, тем больше становилось суши.

Потом пристанищем водяного падишаха стали лишь мелкие озера и лужи. Лишившись сил, водяной падишах поселился в бездонном озере. Озеро Шульген питают подземные воды, и его не смогли осушить. Там и остался жить падишах.

Из его царства Шульгена Акбузата освободил Хаубан, внук Иделя, правнук Урал-Батыра, с тех пор потомки волшебного коня верой и правдой служат людям.

Идель— это вариант названия реки Белой. На фото - река Белая.
Фото предоставлено Гульнарой Каримовой.

Земля героев. Башкирский эпос Урал-батыр

В 1910 году учитель и собиратель народных сказаний Мухаметша Бурангулов отправился в экспедицию по Иткульской волости Оренбургской губернии. Сегодня это Баймакский район Башкортостана. Его внимание привлекали старинные сказания поэтов-сэсенов наполненные духом мистического прошлого и открывавшие тайны сотворения мира.

Башкиры всегда очень уважали сэсэнов. Эти поэты не только сочиняли, но и запоминали, исполняли, передавали из поколения в поколение старинные сказания. А свои выступления сэсэны сопровождали отрывистыми звуками древнего музыкального инструмента думбары. К тому же считалось, что старинные напевы обладают еще и лечебными воздействиями на слушателей, что конечно только добавляло сэсэнам всеобщего уважения.

Сказания сэсэнов так поразили Бурангулова, что он отблагодарил поэтов отдав им своего коня. Ему пришлось добираться домой пешком, но что это значило по сравнению с обретенным сокровищем. Речь шла не только об уникальном этнографическом материале, но и о загадочных сведениях для обработки которых Бурангулову потребовалось больше 10 лет. В начале 20 годов впервые появился письменный вариант эпоса о батыре, т.е. о богатыре Урале и его славных подвигах.

В давние, давние времена жили на свете старик со старухой. И было у них два сына. Старшего звали Шульген а младшего – Урал. Когда они подросли, отец оседлал двух львов и отправил сыновей странствовать. Он просил их найти живую воду, которая даст бессмертие человеку и природе, а саму смерть - уничтожит. И покинули братья отчий дом. Долог был их путь. По дороге братьев ждали опасности и искушения. Шульген не выдержал всех испытаний, он предал добро и перешел на сторону зла. Шульген стал главным врагом своего младшего брата и одним из главных воинов темных сил. А Урал остался верен заветам своего отца.

День и ночь, год за годом совершал Урал-батыр свои подвиги. Он победил кровожадного царя Катилу, царя змей Кахкаху и нашел-таки живую воду. Сражался со злыми дивами и их предводителем Азракой и, наконец, в бою встретился со своим братом. И все это для того, чтобы люди были счастливы, чтобы горе и смерть навсегда покинули землю.

Земля героев. Башкирский эпос Урал-батыр

Казалось бы, подобные эпосы есть практически у любого народа. Но Урал-батыр явно выделяется на фоне своих коллег богатырей. И тем, что его путь это поиски абсолютного добра и тем, что в сегодняшней Башкирии эпос о его подвигах это больше чем просто сказка.

В одном из боев Урал убил главного злого дива Азраку. Он снес ему голову алмазным мечом и когда див упал, казалось, что весь мир содрогнулся. Огромное страшное тело его надвое рассекло водный простор. На месте том поднялась гора. Большой Ямантау и есть та самая гора, которая по легенде возникла из мертвого тела Азраки. Это самая высокая точка Южного Башкортостана. Название Большой Ямантау означает Большая плохая или Злая гора. Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой. Считается, что в ее округе постоянно происходит что-то странное. Оттуда никогда не возвращались лошади. Раньше там обитало множество свирепых медведей, а погоду на склонах горы и сейчас никто не берется предугадать и даже говорят, что поднявшись на Ямантау можно накликать на себя беду.




Когда Урал сразился с Шульгеном, тот, чтобы избежать полного разгрома вместе со своими слугами злыми дивами и прочей нечистью нырнул в здешнее бездонное озеро. Тогда решил Урал-батыр выпить всю воду из озера наполненного змеями и демонами. Долго пил Урал воду, но даже ему эта задача оказалась не по плечу. К тому же вместе с водой Урал глотал и злых дивов. Они то и разорвали его благородное сердце изнутри.

По легенде у батыра была и живая вода и она могла бы исцелить его и даже подарить бессмертие. Но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что кроме нее никто не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в последней схватке с врагами человечества. Но отчего же предание не сделало своего богатыря бессмертным? Почему в сознании народа Урал должен был погибнуть?

Жизнь и дело Урала продолжили его потомки. Дети старались делать жизнь людей еще лучше. Шли батыры в далекие путешествия искать источник счастья. Своими алмазными мечами они рассекали горы и там где они прошли, образовались большие реки.

Предки башкир поселились на берегах четырех рек. Позже реки назвали именами детей Урал-батыра и его племянника: Сакмар, Яик (Урал), Нугуш, Идель (Агидель). Так появился мир, в котором башкиры живут и сейчас. И все это благодаря героическим подвигам Урал-батыра.

Но сам эпос и образ богатыря задали исследователям множество загадок, вокруг которых идут горячие споры. Вот только одна из них: когда именно возникли первые рассказы о подвигах легендарного героя?

Одна из легенд эпоса гласит, что переметнувшийся на сторону зла Шульген устроил всемирный потоп, чтобы погубить человечество. Урал вступил в бой с подчиненными Шульгену злыми дивами. Пока он воевал, люди спасались от воды взбираясь на высокие горы.


И покрыла всю землю вода
Суша скрылась под ней навсегда
Люди сделали лодки себе
Не погибли, не утонули в воде
На гору, восставшую из-под вод
Выбирался спасенный народ.
Не правда ли очень знакомая история? Конечно же, это очень похожая на библейскую легенда о Ное и его ковчеге. И поэтому некоторые исследователи считают - эпос Урал-батыр и Библия возникли от единого источника. Они находят в башкирском эпосе параллели с древнешумерскими мифами и утверждают, что эти мифы почти ровесники. Итак, попробуем установить, когда же возникли легенды о славнейшем Урал-батыре.

Каждый житель Уфы знает одно из знаменитых сооружений из стекла и бетона. Это один из самых современных ипподромов. По выходным здесь царят нешуточные спортивные страсти, но сейчас нас интересует не породы скакунов и результаты бегов или ставки, а название ипподрома. Называется он Акбузат. И это вовсе не случайно.


Акбузат – это крылатый конь Урал-батыра и его верный друг. По легенде Акбузат сам должен был дать согласие на то чтобы уйти с батыром, а Урал доказать свое право быть всадником на чудесном скакуне. Когда наш герой уставал, верный конь выносил его из битвы. Когда же батыр набирался сил, Акбузат снова с вихрем мчался в бой. Он не горел в огне и не тонул в воде и ослеплял всех своей красотой.

По преданию, все лошади, которые сегодня живут на земле - это потомки Акбузата. Они помнят наказ верного коня Урал-батыра всегда и во все времена верой и правдой служить людям. А жизнь самого легендарного скакуна сложилась непросто. Злой брат Урала Шульген сумел выкрасть Акбузата у богатыря и спрятал на дне того самого подземного озера где прятался сам.

Казалось бы это совсем сказочная история. Ну что реалистичного может быть в рассказе о многолетнем заточении коня под водой? Конечно, все это легенды и предания, но…

В конце 50-х годов прошлого века пещера Шульген-таш преподнесла ученым настоящую сенсацию. Из нее появляется первая версия о происхождении Урал-батыра.

Позже историк Вячеслав Котов с помощью современной техники исследовал изображения в знаменитой пещере, которые не были видны невооруженным взглядом. Он обратил внимание, что в центре внимания первобытных художников была лошадь. Исследователь увидел в этом троичность мироздания: верхняя лошадь на рисунке с трапецией на спине это крылатая лошадь – символ неба и солнца. В другой композиции видно, как герой со своим конем сражается с темными силами подземного мира.

Еще одна любопытная деталь – Урал-батыр и другие герои эпоса передвигаются, время от времени, на летающем льве. Это конечно тоже мифический образ, но откуда предки башкир, жившие в районе Поволжья и Южного Урала, могли знать о львах хотя бы и не летающих?


Исследования палеонтологов косвенно доказывают, что доисторические пещерные львы, которые были гораздо больше их нынешних потомков, могли водиться не только в Африке, но и в Европе, на Урале и даже в Сибири. К тому же они могли прыгать дальше и выше чем современные львы. Может быть поэтому древние люди встречавшиеся с этими грозными существами и придумали миф о летающих львах.

В эпосе мы, возможно, слышим отголоски очень далекой реальности. По этой версии сказания о подвигах Урал-батыра могли появиться в эпоху Верхнего палеолита, но есть и другая версия не менее сенсационная.

В архиве Уфимского научного центра РАН хранится самый старый экземпляр рукописи эпоса. На башкирском языке еще латинским шрифтом он был напечатан около 100 лет назад. Но как именно возник этот письменный текст, наверное, самая большая загадка всей этой истории. Появление письменного варианта Урал-батыра это настоящий детектив.

По официальной версии Урал-батыр был записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, но никто и никогда не видел его первоначальной рукописной записи. Считается, что она потерялась во время обысков Бурангулова. При Советской власти его несколько раз арестовывали, как врага народа.


Скептики возражают – записи никуда не терялись потомучто их просто не было. А Мухаметша Бурангулов и был настоящим автором Урал-батыра. Так неужели он просто выдумал все рассказы о славных подвигах батыра и вообще образ главного персонажа, а все его рассказы это просто стилизация под древнебашкирский эпос, которого у предков башкир просто не было.

Журналист и общественный деятель Карим Яушев предположил, что эпос Урал-батыр не может считаться подлинно народным произведением, а является литературным сочинением писателя Бурангулова. Или же он переработал воедино все разрозненные сказания юго-восточных башкир. Но для чего Бурангулову сочинять поэму об Урал-батыре? Возможно, дело было в личных творческих амбициях, а возможно в политических причинах. Одна из версий – он делал это по заданию советского руководства Башкирии, которая стремилась создать новую историю башкирского народа. Правда потом за это же и пострадал - его объявили националистом.

Впервые на башкирском языке Урал-батыр был напечатан в 1968 году. А на русском и того позднее – семь лет спустя. С тех пор вышло немало изданий и переводов эпоса, но споры о нем не прекращаются. Вообще Урал-батыр это единственный из эпических героев вокруг которого копья ломаются с таким ожесточением с каким, наверное, сам богатырь сражался со своими врагами.

Так существовал ли Урал-батыр? В сказаниях о нем мало конкретной человеческой информации, его старинных изображений нет. Но возможно внешность его не столь важна ведь легенда наделяет Урала всеми положительными качествами, делая его образ и жизненный путь примером для подражания. Именно поэтому изложение всего эпоса от начала до конца считалось у башкир важнейшей частью обряда посвящения во взрослую жизнь.

Вот пример уважения к чужой жизни и благородства даже по отношению к побежденным врагам. Однажды злой и кровожадный царь Катилла послал против Урала исполинского быка. Но не тут-то было. Как тут бык не пыхтел и не старался, как не бился не вырывался освободиться сил не нашел, по колени в землю ушел. Но победив быка, Урал-батыр пожалел его и оставил в живых. С тех пор у быков кривые рога и треснувшие на две половины копыта и не растет передний зуб. Все это наследство проигранной битвы далекого предка Урал-батыру.

Разумеется, и обстоятельства боя с быком, размер рогатого противника батыра в сказаниях носит поистине мифологический характер. Однако это, наверное, самый реалистичный из всех подвигов Урал-батыра. Издревле сильнейшие мужчины из разных народов мерились силой с быками и сведения о подобных битвах встречаются не только в мифах, но и в римских исторических хрониках. Возможно, некий отважный борец был одним из прототипов героического Урала или этот миф о борьбе с быком-исполином пришел к башкирам от других народов. Итак, появляется третья версия происхождения нашего героя.

Известный историк Татищев в своей книге приводит строки, что северные скифы имели своим первым государем Урануса. Это говорит о том, что действительно существовало какое то древнейшее государство правителем которого был Уран или как мы сегодня говорим Урал-батыр. Произошло его обожествление, в результате которого он стал одним из богов, сначала здесь на Урале а потом был перенесен в Древнюю Грецию и стал в результате начальным древнегреческим богом.


Впрочем, возможно, это слишком смелая версия. Ее не разделяют даже большинство из тех ученых, которые считают что сказание Урал-батыр это подлинный эпос башкирского народа. Преобладает мнение, что славный батыр - фигура сугубо мифическая. Этим он тоже отличается от своих коллег из других сказаний, скажем от русского богатыря Ильи Муромца. Хотя по количеству и масштабам подвигов Урал-батыр превзошел многих знаменитых героев, ведь по сути он создал целый мир.

Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Со временем она засияла как солнце - тело Урала превратилось в золото и драгоценные камни, а кровь в масло земли – нефть. Ну а горы стали называться в его честь – Уралом.


Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины - вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Пещера Шульган-Таш. Фото: Антон Юшко, участник фотоконкурса РГО

Заповедник Шульган-Таш создали, чтобы защитить пчёл и древнюю культуру бортевого пчеловодства. А потом нашли на его территории пещеру с доисторическими росписями. Сейчас он входит в предварительный список ЮНЕСКО, сохраняет традиции бортевиков, ведущие начало со времён Золотой Орды, и регулярно радует учёных новыми находками то бронзовых топоров, то кремниевых орудий.

Пчелиное раздолье

Шульган-Таш, устроившийся в западных предгорьях Южного Урала, в Башкортостане, — самый маленький из уральских заповедников. Но чудес на его крохотной площади предостаточно. Здесь встречаются европейская и сибирская флора и фауна. В небе парят находящиеся под угрозой исчезновения орлан-белохвост, скопа и беркут, по рекам идут краснокнижные хариус, таймень и речная форель. Всего в заповеднике обитает 31 вид животных и 14 видов растений, занесённых в Красную книгу России. В карстовых пещерах учёные обнаружили на диво богатый культурный слой — орудия доисторических времён и рисунки, которые датируются 12–17 тысячелетиями до нашей эры.

iskakova_leyla_-_zapovednik_shulgan-tash_-_2018_-_402072.jpg

Заповедник Шульган-Таш. Фото: Лейла Искакова, участница фотоконкурса РГО

Изначально Шульган-Таш создали ради пчелы — только здесь обитают редкие бурзянские собиратели мёда. И только здесь сохранилось бортевое пчеловодство — культурная традиция башкирского народа. Вот уже 62 года местные сотрудники бережно сохраняют и пчелу, и традиции пчеловодства.

Почему 62 года, если заповеднику только-только исполнилось 35? Раньше он был филиалом Башкирского заповедника, в 1958 году его территорию взяли под охрану, чтобы избежать метизации — стихийного скрещивания бурзянской пчелы с активно ввозимыми южными пчелами. Сохранившиеся в Башкирии аборигенные пчелы отличаются крупными размерами, высокой зимостойкостью и эволюционно лучше приспособлены к местным медоносам.

"В Башкирии сосредоточена треть мировых и половина российских запасов липы, редчайшего древесного медоноса с очень вкусным мёдом, — объясняет Михаил Косарев. — А бурзянская пчела — лучший производитель этого мёда. В 1928–1929 годах Григорий Кожевников, директор зоологического музея МГУ и выдающийся российский природоохранник, природоохранник, обеспокоенный тем, что усиливается экспансия южных пчёл, организовал экспедиции в наш Бурзянский район и предложил создать здесь заповедную зону. Спустя тридцать лет его идея воплотилась в жизнь, и мы стали первым в мире пчелиным заповедником. В 1986 году Шульган-Таш перестал быть частью Башкирского заповедника и обрёл самостоятельность".

Справка

Бортевой мёд представляет собой смесь воска, перги и мёда, его плотность несколько меньше, чем у центробежного мёда, а ценность при этом заметно выше. Качество мёда определяет так называемое диастазное число, по российскому ГОСТУ для натурального мёда оно должно быть не ниже 7 единиц. У бурзянского бортевого мёда это число составляет от 21 до 30.

В заповеднике работает 12 потомственных бортевиков-башкир. Каждый из них должен в течение года изготовить в закрепленном обходе одну борть и несколько колод, в которых будут жить пчелы. Занимаются они промыслом и за границами заповедника, в частном порядке. Когда будущий пчелиный дом готов, хозяин ставит на нём тамгу — свой знак. Если борть переходит из рук в руки, новый владелец ставит рядом свою тамгу. "У нас сохранились старые борти, на которых стоит до семи знаков, они "счастливые", — делится тонкостями Михаил Косарев. — В "несчастливые" пчёлы не заселяются. Зато в "счастливые" заселяются почти каждый год и дают много мёда. Есть и промежуточные варианты: в одни пчёлы заселяются, но не зимуют, в других они с удовольствием живут, но совершенно не приносят мёда. Просчитать это заранее невозможно: свою роль может сыграть местность, устройство борти и просто стечение обстоятельств".

menkov_oleg_-_bortevik_-_2018_-_399189.jpg

Бортевик. Фото: Олег Меньков, участник фотоконкурса РГО

Пещера сокровищ

В 1959 году работник заповедника, зоолог Александр Рюмин обнаружил в Каповой пещере (местные жители называют её Шульган-Таш) рисунки, созданные примерно 14–17 тысяч лет назад. Большинство изображений носорогов, лошадей и фигур, напоминающих человеческие, сделаны красной охрой, но есть и значительно более редкие — угольные, их немного, и пока только одно признано учёными памятником эпохи палеолита, остальные требуют изучения. С изучением, однако, не так всё просто.

В 2017 году в Шульган-Таше работала экспедиция с участием специалистов из Андорры под руководством европейского реставратора Эудолда Гуилламета. Предполагалось, что специалисты удалят со стен пещеры современные граффити, возникшие ещё до того, как территория стала заповедной. Но этим учёные не ограничились и, сняв слой кальцита, отреставрировали изображение верблюда. Казалось бы, надо радоваться — уникальный рисунок, серьёзное научное открытие. Однако теперь есть риск просто потерять его через несколько десятков лет.

menkov_oleg_-_verblyud_-_2018_-_399095.jpg

Верблюд, Капова пещера. Фото: Олег Меньков, участник фотоконкурса РГО

Будучи законсервированным под слоем кальцитов, изображение сохранялось в неизменном виде тысячелетиями, теперь же оно потеряло эту защиту. Первым понял опасность выдающийся советский археолог Отто Бадер, который изучал Капову пещеру в 60–70-е годы. Именно поэтому он прекратил расчистку одного из панно. "32 года назад я сделал фотографии рисунков, которые Бадер успел очистить, — рассказывает Михаил Косарев. — Сейчас ясно вижу, насколько они поблекли за прошедшее время. Сейчас их снова расчистили — значит, повредили очередной красочный слой, усилились гидрохимические процессы, которые во много раз ускоряют деградацию настенной живописи. Боюсь, похожая участь ждёт и верблюда. Защитные козырьки, которыми его постарались прикрыть от воды, не слишком хорошо помогают. К сожалению, пока ещё не разработали метод, который позволил бы расчищать рисунки без риска".

В Андорре климатические условия иные, а в Каповой пещере приходится серьёзно думать о том, как защитить ценное наследие от влаги. На протяжении многих лет наши и привлечённые учёные отслеживают состояние рисунков в пещере и влияние микроклимата на их сохранность. Чтобы минимизировать ущерб, стараются оптимизировать гидрологический режим и климатические параметры.

menkov_oleg_-_stado_-_2018_-_399103.jpg

Доисторические рисунки, Капова пещера. Фото: Олег Меньков, участник фотоконкурса РГО

Доисторические рисунки, Капова пещера. Фото: Олег Меньков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

"Этой проблемой занимаются специалисты из ВСЕГЕИ, Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского в Санкт-Петербурге, — поясняет Михаил Косарев. — Первыми начали её Юрий Ляхницкий и наша сотрудница Ольга Червяцова, они разрабатывают методики регуляции микроклимата с помощью защитных экранов. Открывая и закрывая эти экраны, можно контролировать поток влаги и газообмен. Ещё одна важная задача — по возможности уменьшить влияние углекислоты. На данный момент опыта таких работ нет, приходится экспериментировать на моделях. В первую очередь нам надо научиться сохранять доисторические рисунки, а уж потом искать и расчищать новые. Наша уникальная Капова пещера требует усилий разноплановых специалистов и ресурсов многих ведомств: здесь работают подразделения Башкультнаследия, специалисты Минкультуры и МЧС России, ученые множества институтов и университетов страны и зарубежья".

Справка

Пещера Шульган-Таш, она же Капова, — одна из крупнейших карстовых пещер Урала. Спелеокомплекс включает в себя три этажа, его ходы протянулись на 3,3 км, площадь пола — 20,2 тыс. кв. м. Помимо сухопутных ходов в нём есть подводные сифоны и подземные озёра. Наскальная живопись эпохи палеолита включает в себя 204 рисунка. В пещере остаются на зимовку редкие летучие мыши — водяная и прудовая ночница.

Название "Капова" предположительно произошло от звука постоянно капающей в пещере воды. Второй вариант происхождения — от слова "капище", т.е. "святилище" — есть свидетельства, что в доисторические времена она служила храмом.

Название "Шульган-Таш" происходит от двух башкирских слов — "исчезла" и "камень". Так иносказательно можно описать речку, вытекающую из пещеры и впадающую в Белую, — "исчезнувшая под камень". Ещё одно значение слова "Шульган" — имя богатыря местного эпоса "Урал-Батыр", старшего брата главного героя и повелителя подземного мира.

uyutnov_kirill_-_shulgan-tash_-_2017_-_357548.jpg

Шульган-Таш. Фото: Кирилл Уютнов, участник фотоконкурса РГО

Древними рисунками находки в Каповой пещере не ограничиваются. В её залах и галереях исследователи обнаружили кремниевые орудия палеолитического вида, кости животных двух десятков видов, человеческие черепа и другие костные останки. Учёные предполагают, что здесь находилась стоянка древних людей, точную эпоху ещё предстоит определить.

Карстовых пещер на территории заповедника предостаточно, что обещает богатую добычу для археологов. В частности, в Жемчужной в октябре этого года нашли бронзовые и костяные наконечники стрел VII–VI веков до н.э., а также бронзовый наконечник копья, топор-кельт, костяное шило, кости животных и людей. Учёные считают, что пещера могла быть святилищем в период раннего железного века.

"Создавая закон об ООПТ в 1995 году, наши законодатели предусмотрели наличие культурного наследия в национальных парках, но ничего не сказали про заповедники. В результате у нас сложилась неоднозначная ситуация. По закону археологические работы на территории заповедника запрещены, поскольку нельзя нарушать почвенный покров. Но наш объект уникален, и мешать учёным изучать его было бы неправильно", — комментирует Михаил Косарев.

02_peshkov_sergey_-_glotka_kamennogo_velikana_-_2019_-_446085.jpg

Пещера, заповедник Шульган-Таш. Фото: Сергей Пешков, участник фотоконкурса РГО

Пещера, заповедник Шульган-Таш. Фото: Сергей Пешков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

К счастью, работникам удаётся успешно сочетать охранные мероприятия, научно-исследовательскую работу и ограниченное экскурсионное использование заповедника. Как ни парадоксально, разумный туризм способствует защите природного и культурного наследия.

"У нас был опыт полного закрытия пещеры в 1971-1992 гг, но хотя там постоянно дежурили лесники, то и дело туристы пробирались внутрь, случались и нелегальные экскурсии, — вспоминает Михаил Косарев. — С 1992 года мы на основе научных разработок развиваем регламентированное экскурсионное использование спелеокомплекса. В июле 2010 г. вышло распоряжение Председателя Правительства Владимира Путина, обращённое к Минкультуры и Минприроды России, РАН и Правительству Республики Башкортостан: обеспечить доступ туристов в Капову пещеру. Улучшилось финансирование, мы многое успели сделать. Сейчас, к сожалению, финансовая ситуация ухудшается. Официально разрешённые экскурсии снижают риски, поскольку пещера теперь находится под более пристальным наблюдением разных категорий работников и общественности. Сейчас у нас действует группа мониторинга, стоят видеокамеры и датчики движения по пути в Капову пещеру — технически работа охраны многократно усилена. В результате в последние годы практически нет вандализма".

00_menkov_oleg_-_goluboe_ozero_-_2018_-_399177.jpg

Портал пещеры Шульган-Таш (Капова), выход подземного Шульгана. Фото: Олег Меньков, участник фотоконкурса РГО

Портал пещеры Шульган-Таш (Капова), выход подземного Шульгана. Фото: Олег Меньков, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

На протяжении последних десяти лет в заповеднике регулярно проходят конференции и научные симпозиумы, приезжают эксперты из разных стран. Одни интересуются наскальной живописью, другие — археологическими находками, третьи изучают секреты бортевого ремесла. В 2019 году заповедник внесён в предварительный список культурного наследия ЮНЕСКО.

"Из-за наших "пещерных" особенностей номинационное досье готовится не на природный объект, а на объект нематериального наследия, — делится деталями Михаил Косарев. — У нас в Каповой пещере сохранились уникальные для Восточной Европы рисунки, а также богатый башкирский эпос, связанный с ней. Первоначально часть заявки посвящалась и бортничеству. Я искренне надеюсь, что мы перейдём в основной список ЮНЕСКО — за последние 11 лет башкирские, российские и зарубежные учёные проделали большую работу в этом направлении, и хотелось бы, чтобы она поскорее увенчалась успехом. Ведь поляки, которым специалисты заповедника с 2006 года помогают восстанавливать польское бортничество, уже успели оформить в Список эту уникальную культурную традицию, когда-то характерную для всей Европы, но реально сохранённую только в Бурзянском районе Башкортостана".

Читайте также: