Анализ работы школьной психологической службы
Обновлено: 06.07.2024
Начинающему специалисту и практикующему (социальный педагог, педагог - психолог) будет интересно познакомиться с этим материалом. Проведен анализ работы социально - психологической службы в школе 8 вида.
Оценить 1284 0
Анализ работы
социально – психологической службы
за 2012-2013 учебный год
Цель психолого- педагогического сопровождения учащихся:
обеспечение психологического здоровья детей школьного возраста, основу которого составляет психическое развитие ребенка на всех этапах детства, создание условий для эффективной и результативной деятельности всех участников педагогического процесса в рамках данного учебного учреждения.
Цель социальной работы:
оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, а так же их семьям, попавшим в сложные социальные ситуации.
Психологическое сопровождение учащихся, осуществляется на основе авторской модели М.Р. Битяновой, рекомендованной для работы в образовательных учреждениях.
по следующим направлениям:
школьная прикладная ПДС (психодиагностика);
психокоррекционная и развивающая работа;
просветительская и консультативная работа с администрацией, педагогами, учащимися и родителями;
социально – диспетчерская помощь;
Основные направления работы социального педагога:
Сбор банка данных;
Коррекционная и развивающая работа;
Просветительская и консультативная работа с администрацией, педагогами, учащимися и родителями.
Психологическое диагностирование учащихся школы проводилось
по следующим проблемам:
Изучение мотивации учащихся школы
(сводные показатели)
Уровни мотивации
учебный год
учебный год
учебный год
учебный год
учебный год
Высокий уровень
Средний уровень
Внешняя мотивация
Низкий уровень
Негативное отношение к школе
Вывод : Сравнивая сводные показатели изучения мотивации можно сказать о том, что произошло повышение количества уч-ся, имеющих высокий уровень с 12% до 25% . Также можно отметить повышение результатов среднего уровня мотивации на 3% (в сравнении с прошлым учебным годом) и стабильные результаты внешней мотивации за два прошедших учебных года.
Эти результаты свидетельствуют о том, что, 79% уч - ся школы в 2010-2011 уч. году и 74% уч-ся в 2011-2012 уч. году, 90% уч-ся в 2012-2013 уч. году положительно относятся к школе. Предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают относительно легко, овладевают учебной программой, поручения в классе выполняют охотно.
Значительно понизились результаты количества детей, имеющих низкий уровень мотивации с 22% на 9% уч-ся, и уменьшение количества уч-ся с негативным отношением к школе от 4% к 1% уч-ся школы.
Данные показатели свидетельствует о том, что есть дети, которые относятся к школе отрицательно или безразлично, часто жалуются на нездоровье, у них преобладает плохое настроение, нарушают дисциплину, учебный материал усваивают фрагментарно, и требуют особого контроля и внимания со стороны родителей и педагогов.
Изучение адаптации учащихся 1 класса
(сводные показатели)
Уровни адаптации
учебный год
учебный год
учебный год
учебный год
Высокий уровень
Средний уровень
Внешняя адаптация
Низкий уровень
Дезадаптация
Результаты анкетирования педагогов, работающих с уч-ся
Количество уч-ся в классе
Вывод: Психолого-педагогическая система сопровождения ребенка в школе и к школьной жизни, это не только приспособление к новой среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. С этой целью в адаптационный период в школе, решались следующие задачи:
Выявлялись особенности психолого - педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникающих проблем в обучении и психическом состоянии;
Создавалась система психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период адаптации;
Создавались специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности в обучении и общении.
Результаты этой работы показали, что у 78% первоклассников нет затруднений в приспособлении к учебной деятельности, нет конфликтов с одноклассниками, и они могут позитивно выстраивать свои отношения со сверстниками и педагогами.
Вероятно, на это повлияло несколько факторов:
большое количество детей пришедших из одного детского сада №278;
увеличение объёма педагогической работы с учащимися, как педагогами и воспитателями, так и педагогом- психологом школы;
значительное увеличение просветительской и консультационной работы с родителями учащихся;
подбор учебных программ с учетом индивидуальных и психологических особенностей учащихся 1 класса.
Изучение адаптации учащихся 5-х классов
Уровни адаптации
учебный год
учебный год
учебный год
учебный год
Высокий уровень
Средний уровень
Внешняя адаптация
Низкий уровень
Дезадаптация
Показатели диагностического сопровождения
учащихся 5-х классов в адаптационный период
Показатели адаптации
2010-2011 учебный год
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
учебный год
учебный год
Не прошли адаптацию
Изучение тревожности 5-х классов в адаптационный период
(сводные показатели за 4 – 5 класс)
Общая тревожность
Страх ситуации проверки знаний
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
Сводные показатели тревожности уч-ся
Говоря о качественных показателях изучения тревожности уч-ся в 5 класс, сравнивая их с 4 классом, можно сделать следующие выводы:
Наблюдаются удовлетворительные показатели снижения уровня тревожности по трем основным шкалам изучения тревожности учащихся при переходе в среднее звено школы.
Факторами, наглядно демонстрирующими эти показатели являются:
Проведение с сентября по январь консультационной и просветительской работы с педагогами, классным руководителем, воспитателем и родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с индивидуальными, типологическими особенностями детей, с основными задачами и трудностями адаптационного периода, а также тактикой общения и помощи детям;
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к детям с единой системой требований к классу со стороны различных педагогов, работающих в параллели 5 класса;
Вывод: В сравнении с 2011-2012 учебным годом, в 2012-2013 году произошло незначительное уменьшение количества уч-ся прошедших адаптацию успешно с 84% до 77% (это 1 ученик). Причиной является обучение в 5 - х классах 20% уч-ся 4 и 3 группы по типогруппам Воронковой.
В 5-х классах есть 2 ученика не прошедших адаптационный период. С ними была спланирована и проводилась коррекционно – развивающая работа в течение всего учебного года.
Педагогам, работающим в параллели 5-х классов необходимо:
знать индивидуальные особенности каждого пятиклассника;
настраивать учебно-воспитательный процесс на индивидуальные возможности, потребности, особенности ученика;
помогать детям, формировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
формировать у учащихся устойчивое эмоционально-положительное восприятие процесса обучения в школе и личности учителя в целом.
помогать пятиклассникам чувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные и физические ресурсы необходимые для успешного обучения и полноценного развития.
Изучение профессиональной направленности учащихся 9 классов в профориентационный период
(сводные показатели)
Направленность на вид профессии
2010-2011 учебный год
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
Вывод: Можно отметить повышение компетентности учащихся и отработку навыка реального использования информационного багажа с целью выбора специальности, адекватно своим психофизиологическим способностям и состоянию здоровья.
Изучение самооценки учащихся 9-х классов в
профориентационный период
учебный год
учебный год
учебный год
Количество уч-ся в классе
Вывод: Результаты изучения личностных характеристик выпускников школы показывают, что количество уч-ся с низкой самооценкой в 2012-2013 году составляет 23%. Уменьшилось количество уч-ся с адекватной от 30% до 12 % уч-ся и остаются стабильными показатели высокой самооценки 33% .
Показатели высокой и завышенной самооценки, также как и уровня притязаний свидетельствуют о невозможности учащихся в силу своего заболевания и физиологических особенностей, адекватно оценивать себя и делать целеполагание своих жизненных планов.
Следует отметить, что главная цель работы с учащимися в профориентационный период это – повышение компетентности учащихся и отработка навыка реального использования информационного багажа, а также умение выбрать специальность адекватно своим психофизическим возможностям, и с учетом индивидуально-типологических особенностей.
Изучение типологических особенностей учащихся 8 и 9-х классов
в профориентационный период
Типологические особенности
Экстраверты
Вывод: Изучая индивидуально - типологические особенности личности выпускника школы, можно сделать вывод, что эмоционально неустойчивых учащихся меньше, чем эмоционально устойчивых.
Обуславливая индивидуально – типологический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе, проявляющегося в познавательной деятельности и в общении. У детей с ОВЗ, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темпераменты.
Легкий темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой дезадаптации и негативного восприятия окружающих.
Промежуточный темперамент. По 4-5 характеристикам ребенок выглядит достаточно своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающая плохой адаптацией, снижение фона настроения и низким порогом ответной реакции, но воздействия).
Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающим миром.
Задачами работы с учащимися ( 8 и 9-х классов )
в профориентационный период
в 2012-2013 учебный год были:
Отбор того количества материала о трудоустройстве, и дальнейшем обучении, который соответствует возможностям уч-ся с недостатками в умственном и физическом развитии. В противном случае выпускники 9-х классов выбирают специальности, не соотнося будущую работу со своими индивидуальными возможностями;
Знание детьми нормативных документов необходимых для знакомства со своими правами и обязанностями. При практическом пользовании первоисточниками отрабатывается навык работы с нормативными документами, уч-ся должны получать представления о нормативной трудовой деятельности, зафиксированных в печатных изданиях;
Формирование стойкого навыка к дальнейшему обучению должно происходить через экскурсии, практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, тренинги по заполнению различных документов, анкет, которые могут встречаться в обстановке реального обращения в предполагаемые образовательные учреждения;
Основной задачей, без решения которой невозможно самостоятельное трудоустройство уч-ся с ОВЗ, является формирование определенных коммуникативных навыков (отработка правил поведения при устройстве в другие образовательные учреждения, рекомендации по вхождению в контакт с работодателем). Для этого можно проводить ролевые игры, беседы, тренинги, тем самым, составляя словарь понятий и речевых штампов, что должно соответствовать методам обучения, применяемым в специальной общеобразовательной школе.
Изучение интересов уч-ся 8 класса
в предпрофильный период
Техническое моделирование
Чтение, русский язык
Анализируя данные диагностик, можно сделать вывод о совпадении результатов
Основной рекомендацией в работе с выпускниками школы является: – повышение компетентности учащихся и отработка навыка реального использования информационного багажа, а также, умение выбирать специальность, адекватно своим психофизическим возможностям и особенностям.
Изучение типов акцентуации черт характера учащихся
9-х классов (по К. Леонгарду)
Гипертимность
Застревание
Эмотивность
Педантичность
Тревожность
Циклотимность
Демонстративность
Возбудимость
Дистимность
Экзальтированность
●Тенденция к акцентуации
●Акцентуация
Выявлены следующие психотипы:
1. Гипертимность. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Добр, отзывчив, беззаботен. Обладает многосторонними способностями, неустойчивым вниманием. Не терпит стеснения свободы. Умеет приспосабливаться к трудностям, стремится к рискованным приключениям, новым местам, занятиям. Редкие вспышки раздражительности.
2. Застревание. Характерно длительность переживания одних и тех же чувств, настойчивость, упрямость, трудность в переключении на что-то новое в деятельности. Повышенное себялюбие, озабоченность своим престижем, повышенная чувствительность к несправедливости, недоверчив, злопамятен.
3. Эмотивность. Отличается богатством эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, неустойчивостью стремлений и интересов, развитой интуицией. В группе стремится занять положение любимца. Слабо выражено чувство долга.
4. Педантичность. Отличается чрезмерной приверженностью к определенному порядку. Противится изменениям, плохо переключается на что-либо новое в деятельности. Придает большое значение мелочам.
5. Тревожность. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряженности. Склонен к опасениям, ожиданию несчастий. Сомнителен при принятии решений. Характерна также очень высокая тревожность.
6. Циклотимность. Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъемами и депрессивными фазами, которые характеризуются сниженным настроением, чувством вялости и утомленности, рассеянностью, замедленными реакциями. Мелкие неудачи вызывают уныние, общение раздражает. В период подъема ускоряются мыслительные процессы, появляется подвижность, оживленность.
7. Демонстративность. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Характерна демонстрация своих способностей, яркое проявление эмоций, в группе претендует на роль лидера.
8. Возбудимость. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Отличается постоянной внутренней тревожностью, раздражительностью. Также проявление властности, повышенных требований к окружающим. Характерна склонность к конфликтам, чрезмерная сила влечения.
9. Дистимность. Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его снижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, предчувствиях неприятностей.
10. Экзальтированность. Склонность приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительным поводам и под влиянием разочарований впадать в отчаяние.
Вывод: Вся диагностическая деятельность педагога-психолога в школе, работающего в рамках модели сопровождения, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. При этом различные психологические схемы в разном объеме используют параметры, сходящие в статус. Поэтому в ходе диагностического минимума выявляются особенности статуса каждого школьника. В процессе углубленных или дифференциальных обследований уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей уч-ся, что в последующей работе должно являться инструментом для работы с уч-ся не только педагогом-психологом, но и педагогами школы.
Основная цель психолого-педагогической службы в школе психолого - педагогическое сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения; становление индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах школьного обучения; развитие способностей и склонностей детей, изучение их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи психолого-педагогической службы:
психолого - педагогическое сопровождение всех участников
содействие полноценному личностному и интеллектуальному
развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;
обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе
психолого-педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития;
профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и
личностном развитие каждого ребенка;
содействие созданию условий для полноценного труда и
сохранению психологического здоровья педагогического коллектива, администрации школы;
обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и
Профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе;
оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в
экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам
воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Направления работы педагога-психолога:
Диагностическая работа
При реализации диагностического направления были выполнены следующие мероприятия:
Первичная диагностика первоклассников с целью определения уровня школьной готовности и уровня психических процессов. Анализируя результаты исследования первоклассников было выявлено, что учащиеся имеют средний уровень развития психических процессов и готовности к обучению.
5. В 8 – 9 классах проведена диагностика суицидальных рисков, при проведении диагностических мероприятий использовались следующие методики: самооценка психических состояний по Г. Айзенку, шкала депрессии Зунге (по Т.И. Балашовой), цветовой тест Люшера. В результате диагностических исследований было выявлено, что у учащихся на момент исследования состояние без депрессии; внутренние личностные факторы суицидального поведения не выявлены; высокие уровни тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности зафиксированы не были.
6. Среди учащихся школы, в возрасте от 13 до 17 лет, проведено социально – психологическое тестирование по шкале склонности к аддиктивному поведению (Орел А.Н.). В результате исследования, выявлено, что 30% респондентов не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности; 40% учащихся при заполнении опросника дали социально-желательные ответы; 30% - продемонстрировали строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленно стремились показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Для 64% респондентов присущи конформные установки, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения; 62% респондентов характерна выраженность вышеуказанных тенденций, нонкомформистские установки испытуемого, склонность которые можно было бы преодолеть.
По шкале измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения у 64 % респондентов отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, к соматизации тревоги, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях; у 36% респондентов выявлена вероятность низкой ценности собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, садо - мазохистские тенденции.
59 % респондентов по шкале измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении имеют низкие показатели по данной шкале, что свидетельствует о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации; у 28% респондентов выявлены агрессивные тенденции; 13 % респондентов имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, говорит о наличии садистических тенденций.
60 % респондентов имеют по шкале измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций низкие показатели, которые свидетельствуют о не выраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Показатели у 40 % респондентов свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
По шкале измерения готовности (предрасположенности) подростков к реализации деликвентного поведения у 61% респондентов низкие показатели говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели у 32% респондентов свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Показатели 7% респондентов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.
Также проводилась диагностическая работа по индивидуальным запросам со стороны администрации, педагогов, родителей и самих обучающихся. Причины обращения: проблемы связанные с обучением, поведением, определение актуального уровня развития и выявление личностных особенностей.
Психолого-педагогическая диагностика проводилась как в группах, так и индивидуально. В целом за первое полугодие проведено 30 первичных обследований, групповых диагностик – 7.
II. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в рамках индивидуальных и групповых занятий.
Основная тематика индивидуальных коррекционных занятий:
развитие познавательной сферы;
коррекция эмоционального состояния;
работа со стрессовыми состояниями;
работа с агрессией;
развитие коммуникативных навыков.
III. Консультативно-просветительская работа
В ходе консультативного сопровождения рассматривались следующие вопросы:
проблемы преодоления трудностей в обучении;
особенности детско-родительских отношений;
проблемы адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, вновь прибывших учащихся;
особенности воспитания и развития детей в семье;
При реализации консультативного направления проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, учителей, администрации. За отчетный период было проведено 24 консультации с учащимися школы, 11 консультаций с педагогами школы и 10 консультационных бесед проведено с родителями учащихся (в том числе выездные консультации для родителей, состоящих на учете в различных категориях).
В течение учебного года проводились консультации с обучающимися 5 класса для снятия тревожности и напряжения. Также с этой целью велись беседы с обучающимися 1 - 4 классов (с вновь прибывшими).
IV. Экспертная работа
Участие в совете профилактики школы, заседания которого проводились ежемесячно.
Участие в плановых заседаниях психолого – медико – педагогического консилиума школы.
Посещение 1, 5 классов с целью изучения адаптации обучающихся.
V. Организационно-методическая работа
Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагогом – психологом осуществлялось:
планирование и анализ своей деятельности (составление годового,
ежемесячного плана работы, статистической справки);
ведение текущей документации (заполнение рабочего журнала,
составление графика работы);
подготовка материалов к консультированию, просвещению,
коррекции (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, подготовка материалов для консультации педагогов и родителей);
разработаны и распространены рекомендации для родителей
для групп младшего и среднего звена осуществлена подборка
развивающих игр, подвижных игр для агрессивных детей.
Тема самообразования на 2016 – 2019 учебный год:
повышение теоретического, научно-методического уровней и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
обеспечение программирования своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
изучение общепедагогических и психологические знаний с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
овладение достижениями психолого-педагогической науки;
повышение общекультурного уровня;
применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;
обобщение и распространение психолого-педагогического опыта.
Для повышения уровня квалификации, обновления теоретических и практических знаний при освоении современных методов решения профессиональных задач принимала участие:
повышение курсов квалификации «Организация работы с детьми,
в Республиканском семинаре учителей начальных классов СКОО VIII
Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
Становление личности в открытой социальной среде.
Диагностика проблем учащихся школы.
Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.
Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.
Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.
Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Работа социально-психологической службы в ОСШ №87 проводилась согласно составленному и утвержденному плану, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, с социально незащищенной категорией детей, совместных мероприятий ГДН ЮВ ОП с ОСШ №87 по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся.
При планировании работы социально-психологической службы с учащимися, учитываются социальные и психологические особенности учащихся школы, которые выявлены в ходе различных диагностик, тестов, индивидуальной работы с учащимися.
В 2014-2015 году социально-психологическая служба ОСШ №87 стремится к тому, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление.
раннее асоциальное поведение учащихся;
неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);
материальная необеспеченность семьи;
негативное влияние социума;
Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.
В связи с этим, одним из важных направлений в работе СПС – профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы. А также большое внимание уделяется выявлению раннего семейного неблагополучия.
Система деятельности СПС службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;
определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;
изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;
вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;
изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.
Исследования, проводимые СПС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.
Основной сферой деятельности СПС службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.
Обязательным компонентом деятельности СПС службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.
Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.
Профилактическая работа СПС службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:
Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.
Правовое просвещение учащихся и родителей.
Оказание социально-правовой помощи учащимся.
Советы по профилактики правонарушений.
Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.
Социально психологической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:
внутришкольный учет учащихся;
внутришкольный учет семей;
учет ГДН учащихся;
картотека опекаемых учащихся;
картотека неблагополучных семей;
картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
занятость и трудоустройство учащихся;
отчеты о работе социального педагога, психолога;
контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;
учет и контроль за пропусками уроков учащимися;
текущая отчетность в ГорОО;
социальный паспорт школы;
С учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:
Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.
Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.
Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.
Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.
Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.
Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.
На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории школы, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПС служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.
Взаимодействие социально-психологической службы с общественными организациями, ведомствами, службами.
Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.
Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.
Социально-психологическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:
1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.
2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.
3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.
4 этап. Подведение итогов работы с семьей.
5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.
Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причина заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.
Следует признать, что существую такие семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в ЦАН. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.
Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.
В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ жизни перед социально-психологической службой стоит еще одна не менее важная проблема.
В последнее время для употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.
Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.
Ежегодно проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.
В ОСШ №87 ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.
Основными задачами наркопоста являются:
Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.
Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.
Формирование умения противостоять давлению сверстников.
В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СПС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:
Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.
Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
Становление личности в открытой социальной среде.
Диагностика проблем учащихся школы.
Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.
Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.
Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.
Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Работа социально-психологической службы в ОСШ №87 проводилась согласно составленному и утвержденному плану, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, с социально незащищенной категорией детей, совместных мероприятий ГДН ЮВ ОП с ОСШ №87 по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся.
При планировании работы социально-психологической службы с учащимися, учитываются социальные и психологические особенности учащихся школы, которые выявлены в ходе различных диагностик, тестов, индивидуальной работы с учащимися.
В 2014-2015 году социально-психологическая служба ОСШ №87 стремится к тому, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление.
раннее асоциальное поведение учащихся;
неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);
материальная необеспеченность семьи;
негативное влияние социума;
Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.
В связи с этим, одним из важных направлений в работе СПС – профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы. А также большое внимание уделяется выявлению раннего семейного неблагополучия.
Система деятельности СПС службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;
определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;
изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;
вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;
изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.
Исследования, проводимые СПС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.
Основной сферой деятельности СПС службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.
Обязательным компонентом деятельности СПС службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.
Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.
Профилактическая работа СПС службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:
Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.
Правовое просвещение учащихся и родителей.
Оказание социально-правовой помощи учащимся.
Советы по профилактики правонарушений.
Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.
Социально психологической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:
внутришкольный учет учащихся;
внутришкольный учет семей;
учет ГДН учащихся;
картотека опекаемых учащихся;
картотека неблагополучных семей;
картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
занятость и трудоустройство учащихся;
отчеты о работе социального педагога, психолога;
контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;
учет и контроль за пропусками уроков учащимися;
текущая отчетность в ГорОО;
социальный паспорт школы;
С учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:
Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.
Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.
Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.
Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.
Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.
Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.
На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории школы, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПС служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.
Взаимодействие социально-психологической службы с общественными организациями, ведомствами, службами.
Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.
Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.
Социально-психологическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:
1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.
2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.
3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.
4 этап. Подведение итогов работы с семьей.
5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.
Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причина заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.
Следует признать, что существую такие семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в ЦАН. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.
Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.
В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ жизни перед социально-психологической службой стоит еще одна не менее важная проблема.
В последнее время для употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.
Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.
Ежегодно проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.
В ОСШ №87 ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.
Основными задачами наркопоста являются:
Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.
Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.
Формирование умения противостоять давлению сверстников.
В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СПС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:
Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.
Читайте также: