Анализ работы школьной психологической службы

Обновлено: 06.07.2024

Начинающему специалисту и практикующему (социальный педагог, педагог - психолог) будет интересно познакомиться с этим материалом. Проведен анализ работы социально - психологической службы в школе 8 вида.

Оценить 1284 0

Анализ работы

социально – психологической службы

за 2012-2013 учебный год

Цель психолого- педагогического сопровождения учащихся:

обеспечение психологического здоровья детей школьного возраста, основу которого составляет психическое развитие ребенка на всех этапах детства, создание условий для эффективной и результативной деятельности всех участников педагогического процесса в рамках данного учебного учреждения.

Цель социальной работы:

оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, а так же их семьям, попавшим в сложные социальные ситуации.

Психологическое сопровождение учащихся, осуществляется на основе авторской модели М.Р. Битяновой, рекомендованной для работы в образовательных учреждениях.

по следующим направлениям:

школьная прикладная ПДС (психодиагностика);

психокоррекционная и развивающая работа;

просветительская и консультативная работа с администрацией, педагогами, учащимися и родителями;

социально – диспетчерская помощь;

Основные направления работы социального педагога:

Сбор банка данных;

Коррекционная и развивающая работа;

Просветительская и консультативная работа с администрацией, педагогами, учащимися и родителями.

Психологическое диагностирование учащихся школы проводилось

по следующим проблемам:

Изучение мотивации учащихся школы

(сводные показатели)

Уровни мотивации

учебный год

учебный год

учебный год

учебный год

учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Внешняя мотивация

Низкий уровень

Негативное отношение к школе

Вывод : Сравнивая сводные показатели изучения мотивации можно сказать о том, что произошло повышение количества уч-ся, имеющих высокий уровень с 12% до 25% . Также можно отметить повышение результатов среднего уровня мотивации на 3% (в сравнении с прошлым учебным годом) и стабильные результаты внешней мотивации за два прошедших учебных года.

Эти результаты свидетельствуют о том, что, 79% уч - ся школы в 2010-2011 уч. году и 74% уч-ся в 2011-2012 уч. году, 90% уч-ся в 2012-2013 уч. году положительно относятся к школе. Предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают относительно легко, овладевают учебной программой, поручения в классе выполняют охотно.

Значительно понизились результаты количества детей, имеющих низкий уровень мотивации с 22% на 9% уч-ся, и уменьшение количества уч-ся с негативным отношением к школе от 4% к 1% уч-ся школы.

Данные показатели свидетельствует о том, что есть дети, которые относятся к школе отрицательно или безразлично, часто жалуются на нездоровье, у них преобладает плохое настроение, нарушают дисциплину, учебный материал усваивают фрагментарно, и требуют особого контроля и внимания со стороны родителей и педагогов.

Изучение адаптации учащихся 1 класса

(сводные показатели)

Уровни адаптации

учебный год

учебный год

учебный год

учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Внешняя адаптация

Низкий уровень

Дезадаптация

Результаты анкетирования педагогов, работающих с уч-ся

Количество уч-ся в классе

Вывод: Психолого-педагогическая система сопровождения ребенка в школе и к школьной жизни, это не только приспособление к новой среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. С этой целью в адаптационный период в школе, решались следующие задачи:

Выявлялись особенности психолого - педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникающих проблем в обучении и психическом состоянии;

Создавалась система психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период адаптации;

Создавались специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности в обучении и общении.

Результаты этой работы показали, что у 78% первоклассников нет затруднений в приспособлении к учебной деятельности, нет конфликтов с одноклассниками, и они могут позитивно выстраивать свои отношения со сверстниками и педагогами.

Вероятно, на это повлияло несколько факторов:

большое количество детей пришедших из одного детского сада №278;

увеличение объёма педагогической работы с учащимися, как педагогами и воспитателями, так и педагогом- психологом школы;

значительное увеличение просветительской и консультационной работы с родителями учащихся;

подбор учебных программ с учетом индивидуальных и психологических особенностей учащихся 1 класса.

Изучение адаптации учащихся 5-х классов

Уровни адаптации

учебный год

учебный год

учебный год

учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Внешняя адаптация

Низкий уровень

Дезадаптация

Показатели диагностического сопровождения

учащихся 5-х классов в адаптационный период

Показатели адаптации

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

учебный год

учебный год

Не прошли адаптацию

Изучение тревожности 5-х классов в адаптационный период

(сводные показатели за 4 – 5 класс)

Общая тревожность

Страх ситуации проверки знаний

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Сводные показатели тревожности уч-ся

Говоря о качественных показателях изучения тревожности уч-ся в 5 класс, сравнивая их с 4 классом, можно сделать следующие выводы:

Наблюдаются удовлетворительные показатели снижения уровня тревожности по трем основным шкалам изучения тревожности учащихся при переходе в среднее звено школы.

Факторами, наглядно демонстрирующими эти показатели являются:

Проведение с сентября по январь консультационной и просветительской работы с педагогами, классным руководителем, воспитателем и родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с индивидуальными, типологическими особенностями детей, с основными задачами и трудностями адаптационного периода, а также тактикой общения и помощи детям;

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к детям с единой системой требований к классу со стороны различных педагогов, работающих в параллели 5 класса;

Вывод: В сравнении с 2011-2012 учебным годом, в 2012-2013 году произошло незначительное уменьшение количества уч-ся прошедших адаптацию успешно с 84% до 77% (это 1 ученик). Причиной является обучение в 5 - х классах 20% уч-ся 4 и 3 группы по типогруппам Воронковой.

В 5-х классах есть 2 ученика не прошедших адаптационный период. С ними была спланирована и проводилась коррекционно – развивающая работа в течение всего учебного года.

Педагогам, работающим в параллели 5-х классов необходимо:

знать индивидуальные особенности каждого пятиклассника;

настраивать учебно-воспитательный процесс на индивидуальные возможности, потребности, особенности ученика;

помогать детям, формировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

формировать у учащихся устойчивое эмоционально-положительное восприятие процесса обучения в школе и личности учителя в целом.

помогать пятиклассникам чувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные и физические ресурсы необходимые для успешного обучения и полноценного развития.

Изучение профессиональной направленности учащихся 9 классов в профориентационный период

(сводные показатели)

Направленность на вид профессии

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Вывод: Можно отметить повышение компетентности учащихся и отработку навыка реального использования информационного багажа с целью выбора специальности, адекватно своим психофизиологическим способностям и состоянию здоровья.

Изучение самооценки учащихся 9-х классов в

профориентационный период

учебный год

учебный год

учебный год

Количество уч-ся в классе

Вывод: Результаты изучения личностных характеристик выпускников школы показывают, что количество уч-ся с низкой самооценкой в 2012-2013 году составляет 23%. Уменьшилось количество уч-ся с адекватной от 30% до 12 % уч-ся и остаются стабильными показатели высокой самооценки 33% .

Показатели высокой и завышенной самооценки, также как и уровня притязаний свидетельствуют о невозможности учащихся в силу своего заболевания и физиологических особенностей, адекватно оценивать себя и делать целеполагание своих жизненных планов.

Следует отметить, что главная цель работы с учащимися в профориентационный период это – повышение компетентности учащихся и отработка навыка реального использования информационного багажа, а также умение выбрать специальность адекватно своим психофизическим возможностям, и с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Изучение типологических особенностей учащихся 8 и 9-х классов

в профориентационный период

Типологические особенности

Экстраверты

Вывод: Изучая индивидуально - типологические особенности личности выпускника школы, можно сделать вывод, что эмоционально неустойчивых учащихся меньше, чем эмоционально устойчивых.

Обуславливая индивидуально – типологический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отношении к окружающему миру и самому себе, проявляющегося в познавательной деятельности и в общении. У детей с ОВЗ, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темпераменты.

Легкий темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послужить основой дезадаптации и негативного восприятия окружающих.

Промежуточный темперамент. По 4-5 характеристикам ребенок выглядит достаточно своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающая плохой адаптацией, снижение фона настроения и низким порогом ответной реакции, но воздействия).

Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным трудностям во взаимодействии с окружающим миром.

Задачами работы с учащимися ( 8 и 9-х классов )

в профориентационный период

в 2012-2013 учебный год были:

Отбор того количества материала о трудоустройстве, и дальнейшем обучении, который соответствует возможностям уч-ся с недостатками в умственном и физическом развитии. В противном случае выпускники 9-х классов выбирают специальности, не соотнося будущую работу со своими индивидуальными возможностями;

Знание детьми нормативных документов необходимых для знакомства со своими правами и обязанностями. При практическом пользовании первоисточниками отрабатывается навык работы с нормативными документами, уч-ся должны получать представления о нормативной трудовой деятельности, зафиксированных в печатных изданиях;

Формирование стойкого навыка к дальнейшему обучению должно происходить через экскурсии, практическое ознакомление с работой всех служб, занимающихся трудоустройством, тренинги по заполнению различных документов, анкет, которые могут встречаться в обстановке реального обращения в предполагаемые образовательные учреждения;

Основной задачей, без решения которой невозможно самостоятельное трудоустройство уч-ся с ОВЗ, является формирование определенных коммуникативных навыков (отработка правил поведения при устройстве в другие образовательные учреждения, рекомендации по вхождению в контакт с работодателем). Для этого можно проводить ролевые игры, беседы, тренинги, тем самым, составляя словарь понятий и речевых штампов, что должно соответствовать методам обучения, применяемым в специальной общеобразовательной школе.

Изучение интересов уч-ся 8 класса

в предпрофильный период

Техническое моделирование

Чтение, русский язык

Анализируя данные диагностик, можно сделать вывод о совпадении результатов

Основной рекомендацией в работе с выпускниками школы является: – повышение компетентности учащихся и отработка навыка реального использования информационного багажа, а также, умение выбирать специальность, адекватно своим психофизическим возможностям и особенностям.

Изучение типов акцентуации черт характера учащихся

9-х классов (по К. Леонгарду)

Гипертимность

Застревание

Эмотивность

Педантичность

Тревожность

Циклотимность

Демонстративность

Возбудимость

Дистимность

Экзальтированность

●Тенденция к акцентуации

●Акцентуация

Выявлены следующие психотипы:

1. Гипертимность. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Добр, отзывчив, беззаботен. Обладает многосторонними способностями, неустойчивым вниманием. Не терпит стеснения свободы. Умеет приспосабливаться к трудностям, стремится к рискованным приключениям, новым местам, занятиям. Редкие вспышки раздражительности.

2. Застревание. Характерно длительность переживания одних и тех же чувств, настойчивость, упрямость, трудность в переключении на что-то новое в деятельности. Повышенное себялюбие, озабоченность своим престижем, повышенная чувствительность к несправедливости, недоверчив, злопамятен.

3. Эмотивность. Отличается богатством эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, неустойчивостью стремлений и интересов, развитой интуицией. В группе стремится занять положение любимца. Слабо выражено чувство долга.

4. Педантичность. Отличается чрезмерной приверженностью к определенному порядку. Противится изменениям, плохо переключается на что-либо новое в деятельности. Придает большое значение мелочам.

5. Тревожность. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряженности. Склонен к опасениям, ожиданию несчастий. Сомнителен при принятии решений. Характерна также очень высокая тревожность.

6. Циклотимность. Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъемами и депрессивными фазами, которые характеризуются сниженным настроением, чувством вялости и утомленности, рассеянностью, замедленными реакциями. Мелкие неудачи вызывают уныние, общение раздражает. В период подъема ускоряются мыслительные процессы, появляется подвижность, оживленность.

7. Демонстративность. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Характерна демонстрация своих способностей, яркое проявление эмоций, в группе претендует на роль лидера.

8. Возбудимость. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Отличается постоянной внутренней тревожностью, раздражительностью. Также проявление властности, повышенных требований к окружающим. Характерна склонность к конфликтам, чрезмерная сила влечения.

9. Дистимность. Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его снижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, предчувствиях неприятностей.

10. Экзальтированность. Склонность приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительным поводам и под влиянием разочарований впадать в отчаяние.

Вывод: Вся диагностическая деятельность педагога-психолога в школе, работающего в рамках модели сопровождения, направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. При этом различные психологические схемы в разном объеме используют параметры, сходящие в статус. Поэтому в ходе диагностического минимума выявляются особенности статуса каждого школьника. В процессе углубленных или дифференциальных обследований уточняется происхождение различных психолого-педагогических трудностей уч-ся, что в последующей работе должно являться инструментом для работы с уч-ся не только педагогом-психологом, но и педагогами школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель психолого-педагогической службы в школе психолого - педагогическое сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения; становление индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах школьного обучения; развитие способностей и склонностей детей, изучение их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи психолого-педагогической службы:

психолого - педагогическое сопровождение всех участников

содействие полноценному личностному и интеллектуальному

развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;

обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе

психолого-педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития;

профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и

личностном развитие каждого ребенка;

содействие созданию условий для полноценного труда и

сохранению психологического здоровья педагогического коллектива, администрации школы;

обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и

Профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе;

оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в

экстремальных и критических ситуациях;

консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам

воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Направления работы педагога-психолога:

Диагностическая работа

При реализации диагностического направления были выполнены следующие мероприятия:

Первичная диагностика первоклассников с целью определения уровня школьной готовности и уровня психических процессов. Анализируя результаты исследования первоклассников было выявлено, что учащиеся имеют средний уровень развития психических процессов и готовности к обучению.

5. В 8 – 9 классах проведена диагностика суицидальных рисков, при проведении диагностических мероприятий использовались следующие методики: самооценка психических состояний по Г. Айзенку, шкала депрессии Зунге (по Т.И. Балашовой), цветовой тест Люшера. В результате диагностических исследований было выявлено, что у учащихся на момент исследования состояние без депрессии; внутренние личностные факторы суицидального поведения не выявлены; высокие уровни тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности зафиксированы не были.

6. Среди учащихся школы, в возрасте от 13 до 17 лет, проведено социально – психологическое тестирование по шкале склонности к аддиктивному поведению (Орел А.Н.). В результате исследования, выявлено, что 30% респондентов не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности; 40% учащихся при заполнении опросника дали социально-желательные ответы; 30% - продемонстрировали строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленно стремились показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Для 64% респондентов присущи конформные установки, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения; 62% респондентов характерна выраженность вышеуказанных тенденций, нонкомформистские установки испытуемого, склонность которые можно было бы преодолеть.

По шкале измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения у 64 % респондентов отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, к соматизации тревоги, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях; у 36% респондентов выявлена вероятность низкой ценности собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, садо - мазохистские тенденции.

59 % респондентов по шкале измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении имеют низкие показатели по данной шкале, что свидетельствует о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации; у 28% респондентов выявлены агрессивные тенденции; 13 % респондентов имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, говорит о наличии садистических тенденций.

60 % респондентов имеют по шкале измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций низкие показатели, которые свидетельствуют о не выраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Показатели у 40 % респондентов свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

По шкале измерения готовности (предрасположенности) подростков к реализации деликвентного поведения у 61% респондентов низкие показатели говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели у 32% респондентов свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Показатели 7% респондентов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Также проводилась диагностическая работа по индивидуальным запросам со стороны администрации, педагогов, родителей и самих обучающихся. Причины обращения: проблемы связанные с обучением, поведением, определение актуального уровня развития и выявление личностных особенностей.

Психолого-педагогическая диагностика проводилась как в группах, так и индивидуально. В целом за первое полугодие проведено 30 первичных обследований, групповых диагностик – 7.

II. Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Основная тематика индивидуальных коррекционных занятий:

развитие познавательной сферы;

коррекция эмоционального состояния;

работа со стрессовыми состояниями;

работа с агрессией;

развитие коммуникативных навыков.

III. Консультативно-просветительская работа

В ходе консультативного сопровождения рассматривались следующие вопросы:

проблемы преодоления трудностей в обучении;

особенности детско-родительских отношений;

проблемы адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, вновь прибывших учащихся;

особенности воспитания и развития детей в семье;

При реализации консультативного направления проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, учителей, администрации. За отчетный период было проведено 24 консультации с учащимися школы, 11 консультаций с педагогами школы и 10 консультационных бесед проведено с родителями учащихся (в том числе выездные консультации для родителей, состоящих на учете в различных категориях).

В течение учебного года проводились консультации с обучающимися 5 класса для снятия тревожности и напряжения. Также с этой целью велись беседы с обучающимися 1 - 4 классов (с вновь прибывшими).

IV. Экспертная работа

Участие в совете профилактики школы, заседания которого проводились ежемесячно.

Участие в плановых заседаниях психолого – медико – педагогического консилиума школы.

Посещение 1, 5 классов с целью изучения адаптации обучающихся.

V. Организационно-методическая работа

Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагогом – психологом осуществлялось:

планирование и анализ своей деятельности (составление годового,

ежемесячного плана работы, статистической справки);

ведение текущей документации (заполнение рабочего журнала,

составление графика работы);

подготовка материалов к консультированию, просвещению,

коррекции (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, подготовка материалов для консультации педагогов и родителей);

разработаны и распространены рекомендации для родителей

для групп младшего и среднего звена осуществлена подборка

развивающих игр, подвижных игр для агрессивных детей.

Тема самообразования на 2016 – 2019 учебный год:

повышение теоретического, научно-методического уровней и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;

обеспечение программирования своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

изучение общепедагогических и психологические знаний с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

овладение достижениями психолого-педагогической науки;

повышение общекультурного уровня;

применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;

обобщение и распространение психолого-педагогического опыта.

Для повышения уровня квалификации, обновления теоретических и практических знаний при освоении современных методов решения профессиональных задач принимала участие:

повышение курсов квалификации «Организация работы с детьми,

в Республиканском семинаре учителей начальных классов СКОО VIII

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.

Становление личности в открытой социальной среде.

Диагностика проблем учащихся школы.

Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.

Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.

Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.

Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

Работа социально-психологической службы в ОСШ №87 проводилась согласно составленному и утвержденному плану, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, с социально незащищенной категорией детей, совместных мероприятий ГДН ЮВ ОП с ОСШ №87 по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся.

При планировании работы социально-психологической службы с учащимися, учитываются социальные и психологические особенности учащихся школы, которые выявлены в ходе различных диагностик, тестов, индивидуальной работы с учащимися.

В 2014-2015 году социально-психологическая служба ОСШ №87 стремится к тому, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление.

раннее асоциальное поведение учащихся;

неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);

материальная необеспеченность семьи;

негативное влияние социума;

Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.

В связи с этим, одним из важных направлений в работе СПС – профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы. А также большое внимание уделяется выявлению раннего семейного неблагополучия.

Система деятельности СПС службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:

выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;

определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;

изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;

изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Исследования, проводимые СПС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.

Основной сферой деятельности СПС службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.

Обязательным компонентом деятельности СПС службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.

Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.

Профилактическая работа СПС службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.

Правовое просвещение учащихся и родителей.

Оказание социально-правовой помощи учащимся.

Советы по профилактики правонарушений.

Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.

Социально психологической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:

внутришкольный учет учащихся;

внутришкольный учет семей;

учет ГДН учащихся;

картотека опекаемых учащихся;

картотека неблагополучных семей;

картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;

занятость и трудоустройство учащихся;

отчеты о работе социального педагога, психолога;

контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;

учет и контроль за пропусками уроков учащимися;

текущая отчетность в ГорОО;

социальный паспорт школы;

С учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.

Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.

Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.

Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.

Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.

Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.

На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории школы, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПС служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.

Взаимодействие социально-психологической службы с общественными организациями, ведомствами, службами.

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.

Социально-психологическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:

1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.

2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.

3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.

4 этап. Подведение итогов работы с семьей.

5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.

Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причина заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.

Следует признать, что существую такие семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в ЦАН. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.

Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ жизни перед социально-психологической службой стоит еще одна не менее важная проблема.

В последнее время для употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.

Ежегодно проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

В ОСШ №87 ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.

Основными задачами наркопоста являются:

Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.

Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.

Формирование умения противостоять давлению сверстников.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СПС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:

Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.

Становление личности в открытой социальной среде.

Диагностика проблем учащихся школы.

Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.

Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.

Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.

Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

Работа социально-психологической службы в ОСШ №87 проводилась согласно составленному и утвержденному плану, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, с социально незащищенной категорией детей, совместных мероприятий ГДН ЮВ ОП с ОСШ №87 по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся.

При планировании работы социально-психологической службы с учащимися, учитываются социальные и психологические особенности учащихся школы, которые выявлены в ходе различных диагностик, тестов, индивидуальной работы с учащимися.

В 2014-2015 году социально-психологическая служба ОСШ №87 стремится к тому, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление.

раннее асоциальное поведение учащихся;

неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);

материальная необеспеченность семьи;

негативное влияние социума;

Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.

В связи с этим, одним из важных направлений в работе СПС – профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы. А также большое внимание уделяется выявлению раннего семейного неблагополучия.

Система деятельности СПС службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:

выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;

определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;

изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;

изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Исследования, проводимые СПС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.

Основной сферой деятельности СПС службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.

Обязательным компонентом деятельности СПС службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.

Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.

Профилактическая работа СПС службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.

Правовое просвещение учащихся и родителей.

Оказание социально-правовой помощи учащимся.

Советы по профилактики правонарушений.

Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.

Социально психологической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:

внутришкольный учет учащихся;

внутришкольный учет семей;

учет ГДН учащихся;

картотека опекаемых учащихся;

картотека неблагополучных семей;

картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;

занятость и трудоустройство учащихся;

отчеты о работе социального педагога, психолога;

контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;

учет и контроль за пропусками уроков учащимися;

текущая отчетность в ГорОО;

социальный паспорт школы;

С учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.

Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.

Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.

Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.

Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.

Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.

На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории школы, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПС служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.

Взаимодействие социально-психологической службы с общественными организациями, ведомствами, службами.

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.

Социально-психологическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:

1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.

2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.

3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.

4 этап. Подведение итогов работы с семьей.

5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.

Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причина заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.

Следует признать, что существую такие семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в ЦАН. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.

Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ жизни перед социально-психологической службой стоит еще одна не менее важная проблема.

В последнее время для употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.

Ежегодно проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

В ОСШ №87 ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.

Основными задачами наркопоста являются:

Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.

Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.

Формирование умения противостоять давлению сверстников.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СПС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:

Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.

Читайте также: