Анализ работы педагога психолога в коррекционной школе

Обновлено: 02.07.2024

Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.06.2011
Размер файла 17,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Психологическая служба в Атбасарской областной специальной коррекционной школе-интернате №2 - есть основное звено, организующее психологическое сопровождение учащихся.

Обучение в школах (школах-интернатах) VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог строит свою работу в данном коррекционном учреждении.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:

Содержание направлений деятельности:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состоит из двух этапов:

На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.

На втором этапе - проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза.

После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.

Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно - перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.

Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

Педагог-психолог вместе с учителем-логопедом и дефектологом входит в состав комиссии по приему детей в школу. Поэтому психологом совместно с дефектологом заполняется карта обследования психического развития учащихся при поступлении ребенка в коррекционное учреждение и далее при переходе из класса в класс. В дальнейшем другие специалисты коррекционного учреждения, непосредственно работающие с данным учеником, могут ознакомиться с картой и определить основные направления деятельности.

В дальнейшем по психолого-педагогической карте можно проследить динамику развития учащегося.

Работа психологической службы велась по намеченному плану на 2009-2010 учебный год.

С прибывшими в подготовительные и первый класс детьми - в начале года велась работа по адаптации к школе. Результат - все дети благополучно вошли в учебный процесс, случаев дезадаптации не наблюдалось.

Самое главное в работе психолога -- помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее естественное развитие и благополучные результаты. Цель - изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально - педагогическим условиям обучения.

В работе психологической службы в 2009-2010 учебном году особое значение было предано арт-терапии. Арт-терапия, как коррекционный, а так же психотерапевтический метод работы с детьми, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика зиждется на том положении, что наиболее важные мысли переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках, так как детям часто трудно вербализовать свои состояния.

Так же велась консультативная работа с педагогами и учащимися. В начале года учителю первого класса были даны рекомендации по работе с ребёнком с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и с детьми, страдающими синдромом Дауна.

Консультации с учащимися проводились согласно запросов педагогов и администрации. Содержание бесед заносились в журнал учёта видов работы психолога и в психологический дневник учащегося.

Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.

Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы:

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие тонкой моторики;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие внимания, его распределения;

- развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;

- развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;

- развитие операций анализа и синтеза;

- развития умения классифицировать предметы и их свойства;

- развития умения определять последовательность событий и т.д.

Учащиеся посещали занятия согласно составленного графика. В индивидуальные психологические дневники заносились методы и приёмы работы с детьми, а так же результаты их деятельности.

Кроме этого, тесное общение происходит с учителями и воспитателями в целях расширения и углубления знаний практической психологии педагогического коллектива.

С целью профилактики суицидальных поступков социально-психологической службой ведется определенная планомерная работа. Проведенные мероприятия способствуют предупреждению уровня повышения детской тревожности, агрессии. В рамках данной работы осуществляется комплекс внеклассных мероприятий, психологические тренинги, индивидуальные профилактические беседы.

Психологом, совместно с классными руководителями и воспитателями были проведены рейды по квартирам учащихся, проживающих в городе Атбасар. Оформлялись акты обследования социально бытовых условий в семьях учащихся. Велась профилактическая работа с родителями.

В конце учебного года по результатам речевой конференции выведен средний качественный показатель динамики развития познавательной деятельности по школе. (Приложение)

Проанализировав работу психологической службы за год, намечены основные направления деятельности работы на будущее. Это:

- продолжать работу по основным направлениям прошедшего учебного года;

- внедрение новых психологических методов и методик;

- приобретение современной психологической литературы;

- создание разновозрастных групп общения для учащихся имеющих проблемы в общении и трудности адаптации.

педагог психолог воспитанник школа

Подобные документы

Характеристика специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2 II и III видов. График посещений занятий педагога-психолога образовательного учреждения. Перспективно-тематический план деятельности студента в период школьной практики.

отчет по практике [63,9 K], добавлен 21.09.2013

Концепция здорового образа жизни школьников специального учреждения. Цель, задачи, принципы и нормативно-правовая база деятельности социального педагога коррекционной школы по формированию ЗОЖ воспитанников. Особенности социально-педагогической работы.

курсовая работа [267,5 K], добавлен 25.02.2014

Предметно-развивающая среда для воспитанников в дошкольном учреждении. Модель и принципы психологического сопровождения одаренных детей. Работа педагога-психолога в детском саду. Диагностические методики определения уровня личностного развития ребенка.

отчет по практике [24,3 K], добавлен 19.06.2014

Психологические особенности воспитанников детского дома; диагностическая и коррекционная работа социального педагога с ними. Описание проблем психологического развития ребенка. Составление программы социально-педагогической реабилитации дошкольника.

контрольная работа [950,6 K], добавлен 02.11.2011

Роль психолога в школе, его должностные обязанности. Ознакомление с отчетной документация как непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога, его план работы. Программа изучения личности учащегося, работа с одаренными детьми.

отчет по практике [29,1 K], добавлен 28.03.2011

История отношения общества к умственно отсталым. Направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт и результаты работы по социальной адаптации учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида.

дипломная работа [136,7 K], добавлен 26.02.2010

Психолого-педагогические особенности детей с трудностями в поведении. Девиантное поведение и его формы. Аффективные дети. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми. Коррекция аффективного поведения детей. Коррекционные занятия.

В 2019-2020 учебном году работа педагога - психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( ФГОС с УО) была направлена на реализацию основной цели - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательном процессе через обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.

Реализация этих целей достигалась решением комплекса задач:

- своевременным выявлением детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

− оказанием помощи (содействия) обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- формированием у обучающихся зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- развитием коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализацией комплексной системы мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ;

− развитием психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов, о казанием им консультативной и методической помощи по психологическим вопросам.

Ожидаемый результат работы – это социально - адаптированная личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) , способная к профессиональному самоопределению и самостоятельному жизнеустройству .

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализовалось по основным направлениям:

− диагностика (индивидуальная и групповая);

− консультирование (индивидуальное и групповое);

− коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);

− психологическое просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса).

Работа педагога-психолога в отчетный период проводилась в соответствии с планом работы на учебный год по вышеуказанным направлениям.

Организационное обеспечение работы педагога – психолога

За отчетный период были поведены следующие организационные мероприятия:

  • подготовлен к работе кабинет педагога-психолога (оснащение, оформление кабинета, озеленение кабинета, подготовка и обновление каждую четверть информации для стенда в кабинете);
  • были сформированы списки обучающихся по классам, списки коррекционных групп, получено согласие родителей (лиц их заменяющих) на психологическое сопровождение вновь поступивших обучающихся;
  • подготовлена методическая литература, необходимая документация для ведения учета текущей и выполненной работы, приобретен дидактический материал для коррекционных занятий;
  • подготовлены коррекционно-развивающие программы:

1. Программа организации психологического сопровождения обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН);

3. Программа коррекционно-развивающих занятий по пескотерапии

4.Программа коррекционно-развивающих занятий по пескотерапии

5. Коррекция агрессивных состояний подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

6. Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков;

  • принято участие в работе ШПМПк;
  • подготовлен аналитический отчёт за год и план работы на 2020-2021 учебный год.

Психологическая диагностика и мониторинговые исследования

Одним из основных направлений в работе педагога-психолога в прошедшем учебном году была психологическая диагностика.

Психодиагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета обучающихся, для определения образовательного маршрута и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими детям индивидуально - возрастными особенностями, особенностями обучения и общения.

За 2019-2020 учебный год проведены следующие диагностические обследования:

1. Время проведения: сентябрь – октябрь 2019 года (в соответствии с планом работы).

Цель: Определение уровня социально-психологической адаптации и мотивации обучающихся 1 класса и вновь прибывших обучающихся, выявление детей с дезадаптацией. Всего обучающихся.

По итогам диагностики была подготовлена аналитическая справка, даны рекомендации для педагогов, воспитателей по развитию школьной мотивации и предупреждению школьной дезадаптации вновь поступивших в школу в этом учебном году.

Мониторинг состояния адаптации обучающихся 1 класса и вновь прибывших в школу обучающихся был проведен в декабре.

2. Время проведения: октябрь 2019 года (в соответствии с планом работы).

Цель: Выявление телефонной зависимости у подростков.

По результатам изучения была проведена профилактическая, разъяснительная работа на классных часах, общешкольном родительском собрании, в индивидуальных беседах и консультациях с подростками, их родителями о правилах безопасного использования гаджетов и профилактике телефонной зависимости. По рекомендации педагога-психолога в классных уголках были размещены памятки для подростков по безопасному использованию мобильных телефонов и других гаджетов, рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми, находящимися в зоне риска телефонной зависимости.

Была проведена индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, находящимися в зоне риска развития телефонной зависимости.

3. Время проведения: ноябрь - декабрь 2019 года (в соответствии с планом работы).

Цель: Определение уровня социально-психологической адаптации к условиям обучения в среднем звене и мотивации обучающихся 5 класса , выявление детей с дезадаптацией.

Изучен эмоционально-психологический климат в классном коллективе, самооценка обучающихся, мотивы обучения, уровень школьной мотивации, проведена социометрия, дана э кспертная оценка адаптированности детей к школе.

Анализ всех данных по исследованию адаптационного периода обучающихся 5 класса показал, что к обучению в среднем звене адаптированы % ( чел) обучающихся.

В зоне неполной адаптации находятся % ( чел). % ( чел.) находятся в зоне дезадаптации.

По результатам диагностики была подготовлена аналитическая справка, включающая все рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей. Результаты обследования обсуждались на ПМПк и МО классных руководителей, где были разработаны основные мероприятия по преодолению дезадаптации пятиклассников.

В психологическое сопровождение обучающихся 5 класса в течение года проведены беседы с обучающимися и педагогами, родителями (лицами их заменяющими), проведена индивидуальная коррекционная работа с обучающимися с трудностями в адаптации и дезадаптацией.

4. Время проведения: ноябрь 2019 года (в соответствии с планом работы).

Цель: Изучение уровня агрессивности обучающихся 5 класса.

По результатам диагностики была подготовлена аналитическая справка, включающая рекомендации по работе с агрессивными детьми для педагогов, воспитателей и родителей. Была проведена индивидуальная коррекционная и групповая профилактическая работа с детьми, у которых был выявлен высокий уровень различных видов агрессии.

5. Время проведения: декабрь 2019 года (в соответствии с планом работы).

Цель: Выявление случаев жестокого обращения с детьми в школе-интернате, на улице и дома. В анкетировании приняли участие обучающиеся 5, 6, 7а, 7б, 9а и 9б классов.

6. Время проведения: январь 2020 года (в соответствии с планом работы).

Цель: Изучение профессиональной направленности обучающихся и определение склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности.

Обследуемые: обучающиеся 9х классов.

По результатам диагностики подготовлена аналитическая справка, проведены индивидуальные беседы с детьми.

Б ыли разработаны рекомендации для классных руководителей. Было проведено родительское собрание по теме профориентации и индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.

7. Время проведения: март 2020 года (в соответствии с планом работы).

Цель: 1. Изучение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей.

2. Изучение стадий развития педагогического такта педагогов и воспитателей.

Обследуемые: педагоги и воспитатели школы.

По результатам диагностики подготовлены аналитические справки, проведена индивидуальная работа с педагогами, имеющими высокий уровень выгорания ( %). Подготовлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания и развитию педагогического такта, предложены приемы и методы саморегуляции для профилактики синдрома ЭВ.

8. Время проведения: апрель 2020 года (по запросу администрации).

Цель: Выявление ценностных ориентаций педагогов и воспитателей в условиях реализации ФГОС.

Обследуемые: педагоги и воспитатели школы-интернат.

По итогам диагностики подготовлена аналитическая справка, даны методические рекомендации педагогам и воспитателям.

В связи с введением карантина и переводом обучающихся на дистанционное обучение не было проведено, запланированное на апрель-май, обследование обучающихся 4 класса на опред еление уровня готовности к переходу из начальной школы в среднее звено.

В течение учебного года проводилась индивидуальная диагностика и психологическое обследование обучающихся по запросу администрации, педагогов.

В соответствии с планом работы проведено ____ психологических обследований обучающихся, ____ диагностических мероприятий (групповых и индивидуальных), ____ внеплановое обследование.

По запросу администрации – ____ диагностических мероприятий, по запросу педагогов -____, родителей _______.

Основным направлением работы в прошедшем учебном году была коррекционо-развивающая работа - один из наиболее сложных и ответственных видов деятельности педагога-психолога.

Психологическая коррекция – профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем обучающихся.

Работа по психологической коррекции строилась на принципах:

  • единства коррекции и развития - это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
  • единства возрастного и индивидуального в развитии;
  • единства диагностики и коррекции развития, которое отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития.

Вся коррекционно-развивающая работа была направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

Работа проводилась с учетом возрастных особенностей обучающихся. Кроме этого, при выборе коррекционно-развивающих программ учитывались пожелания педагогов и администрации.

Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны следующие программы:

1. Программа организации психологического сопровождения обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН);

3. Программа коррекционно-развивающих занятий по пескотерапии

4.Программа коррекционно-развивающих занятий по пескотерапии

5. Коррекция агрессивных состояний подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

6. Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков;

Основное содержание коррекционной работы включало в себя:

- развитие психомоторных и сенсорных процессов обучающихся (1 -3 классы);

- развитие социальных навыков и коррекция личностных особенностей (1-4 классы);

- коррекция аффективного поведения учащихся (5,6-9 классы);

- коррекция эмоциональной нестабильности (5 класс);

Коррекционно-развивающие занятия для младших школьников были направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности, усвоения сенсорных эталонов. Групповые занятия в основном, проводились в игровой форме. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

В прошедшем учебном году в коррекционной работе широко использовались такие приемы, как сказкатерапия, арттерапия, развитие творческих способностей обучающихся.

Новым направлением в коррекционно-развивающей работе стали занятия по пескотерапии и арттерапии (рисование на прозрачном и световом планшетах).

Вся коррекционно - развивающая работа в среднем и старшем звене была направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, агрессивности, развитие навыков конструктивного общения, формирование адекватной самооценки, профессиональную подготовку (9 классы). Все это способствовало успешной социализации подростков.

Коррекционно - развивающие занятия были построены по определённой структуре, которая включала в себя эмоциональный настрой на работу, разминку, основную часть, рефлексию и заключение.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей проектировались индивидуальные программа коррекционной работы,

проводились индивидуальные коррекционные занятия. Прежде всего, это занятия по развитию высших психических функций и процессов, регуляция поведения, общения, коммуникативных навыков.

Участие в коррекционных занятиях помогало детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

На занятиях дети учились осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. У них формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки.

Большую помощь в коррекционно - развивающей работе оказало использование возможностей сенсорной комнаты, где еженедельно проходили занятии по обучению детей релаксации - упражнениям на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц , умению управлять своими эмоциями, созданию позитивного настроения с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз. На занятиях использовались элементы гештальптерапии, психодрамы и сказкотерапии, методики, помогающие снять внутреннее напряжение.

Использовалась музыкотерапия – использование музыки для расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния. Чаще всего во время занятий включали различные музыкальные произведения как фон, помогающий мобилизоваться или, наоборот, расслабиться.

Танцевальная терапия (танцевальные движения) использовалась для снятия мышечных зажимов. Использовались элементы психогимнастики, пальчиковой и дыхательной гимнастики.

В коррекционной работе использовался кабинет педагога - психолога, куда дети всегда могли прийти со своими проблемами или просто пообщаться, попить чая и поговорить с психологом.

За отчетный период проведено _____ индивидуальных занятий и_____ групповых занятий с обучающимися 1-9 классов.

В период дистанционного обучения с марта по май коррекционно-развивающая работа проводилась в дистанционном режиме.

Еженедельно на школьном сайте размещалась информация для обучающихся с 1 по 9 класс. Всего по _____ дистанционных занятий для каждого класса.

Для обучающихся 1-3, 5-6 классов это были занятия по коррекции и развитию ВПФ (мышление, внимание, воображение), для 4 класса – занятия по обучению способам расслабления, снятия эмоционального напряжения, для обучающихся 7 и 9 классов - по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы.

По возникающим вопросам обучающиеся и родители обращались по телефону, через социальные сети и электронную почту педагога - психолога, адреса которых были размещены на сайте школы.

Эффективность коррекционной работы в школе-интернате заключается в создании целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии. Это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Поэтому коррекционно - развивающая работа велась в тесной связи со всеми специалистами службы сопровождения (логопедом, дефектологом, социальным педагогом), администрацией школы, педагогами и воспитателями. Необходимые советы, практические рекомендации получали и родители.

Однако при дистанционной работе исчезает возможность психологического контакта с детьми, возможность непосредственного общения, переживания чувств, оказания конкретной психологической помощи и поддержки, что делает коррекционную работу педагога-психолога неэффективной.

В 2019-2020 учебном году консультативно-просветительская работа была направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.

Проводились групповые и индивидуальные консультации для педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи детям, подросткам помогала в раскрытии самих себя.

Основой деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья детей является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.

Осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности с помощью специальных психологических приемов и средств.

Цель коррекционной работы - решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия воспитанников. Работа эта ведется лишь с теми детьми, у которых в ходе диагностики были выявлены низкие показатели уровня актуального развития. Эта работа предполагает развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - диагностика является основой для определения направлений и оценки коррекционно-развивающего воздействия.

2. Принцип нормативности развития - психокоррекция направляется на клинически здоровую личность и строится в соответствии с возрастной нормой развития.

5. Деятельностный принцип коррекции - главным способом корекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1) аналитический - на этом этапе анализируются результаты диагностики, его проблемные зоны и перспективы развития, а также разрабатывается общая программа психологической коррекции;

2) коррекционный - на этом этапе с помощью специальных методов и технологий решаются конкретные проблемы обучения, развития или психического самочувствия, ребенка;

3) контрольно-корректировочный - на этом этапе осуществляется оценка динамики развития корректируемых показателей, а также оценка эффективности коррекционно-развивающего воздействия, при необходимости - корректировка рабочих программ и маршрутов сопровождения.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Старший дошкольный возраст – подготовка к школе. В рамках этого направления реализуются программы формирования интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей к школе.

Младший школьный возраст (1-4 кл.) - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия у детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.

Это направление коррекционной работы является приоритетным в работе психолога в школе-интернате. Это объясняется тем, что:

1) в большинстве случаев в интернатные учреждения попадают педагогически и социально запущенные дети из крайне неблагополучных семей;

Младший подростковый возраст (5-6 кл.) - адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене, воспитание коммуникативной культуры личности и навыков саморегуляции. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы адаптации детей к средней школе, снижению уровня тревожности, формированию навыков конструктивного общения.

Старший подростковый возраст (7-8 кл.) - развитие способности к рефлексии, развитие коммуникативных навыков, формирование профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы по развитию навыков конструктивного общения и профориентационные программы.

Ранний юношеский возраст (9-11 кл.) - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, развитие профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с социальным педагогом и воспитателями реализуются программы профессионального и жизненного самоопределения.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Это зависит от характера проблемы, возраста ребенка, его пожеланий. При групповой работе используются рекомендованные и авторские коррекционно-развивающие программы. При работе с конкретным ребенком составляется индивидуальный маршрут сопровождения (на основе рекомендованных программ, адаптированных к условиям учреждения интернатного типа).

Опыт работы показывает, что индивидуальные формы работы более результативны.

Основаниями для начала психологических занятий с детьми являются:

1) результаты диспансеризации: рекомендации психиатра о необходимости занятий у психолога детям с низким уровнем интеллектуального развития и нестабильным эмоциональным состоянием, склонных к суицидальному поведению;

2) результаты психологической диагностики уровня актуального развития воспитанников школы-интерната;

3) запросы педагогического коллектива и администрации школы-интерната.

Результат коррекционно-развивающей работы:

Статистические отчеты и анализ коррекционно-развивающей работы

за 2011-2016 года

Статистические отчеты о количестве, формах и результативности коррекционо-развивающих занятий представлены в табл. 1, 2, 3, рис. 1, 2, 3.

Статистический отчет о количестве и формах

коррекционно-развивающих занятий в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2015-2016 уч. г.

Обучение в школах (школах-интернатах) VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.
Я предлагаю педагогам-психологам свою модель деятельности при работе с учащимися, имеющих нарушения в интеллектуальном и психофизическом развитии.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

  1. На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.
  2. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

При поступлении нового учащегося в школу педагогом-психологом проводится входная диагностика с использованием психологического анамнеза: условия и особенности протекания беременности и родов, ранее моторное и психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка до поступления в школу и т.д.
После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения педагогов школы.

2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентированна на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

3. Психологическое консультирование и просвещениевоспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

4. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

5. Профориентационная работа с выпускниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

Педагог-психолог вместе с учителем-логопедом и дефектологом входит в состав комиссии по приему детей в школу. Поэтому психологом совместно с логопедом был разработан лист прибытия (см. Приложение 1), который родители заполняют при поступлении ребенка в коррекционное учреждение. В дальнейшем другие специалисты коррекционного учреждения, непосредственно работающие с данным учеником, знакомятся с листом прибытия.

На вновь прибывшего ребенка психолог заводит психолого-педагогическую карту (см. Приложение 2), в которой в дальнейшем можно будет проследить динамику развития учащегося.

Особую трудность испытывают педагоги-психологи при распределении своего рабочего времени в течение недели. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов, из них: 18 часов отводится непосредственно на диагностическую, коррекционно-развивающую и т.д. работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями и специалистами учреждения). Остальные 18 часов педагогу-психологу отводятся на методическую работу (посещение семинарских занятий, консультации в научных центрах и т.д.), написание заключений и аналитических отчетов, подготовку к проведению индивидуальной и групповой работе с учащимися и т.д. Опираясь на данную таблицу и режим работы коррекционного учреждения, педагогам-психологам легче будет распределить свое рабочее время (см. Приложение 3).

Вторая трудность, которую испытывает психолог коррекционного учреждения – это распределение времени выполнения отдельных видов работ. Особенно у молодого психолога возникает вопрос: сколько времени длиться одно консультирование или одна индивидуальная коррекционная работа и т.д.?
Опираясь на схему, предложенную Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, исходя из опыта работы, мною была составлена таблица распределения времени выполнения отдельных видов работ педагогом-психологом при работе с о всеми участниками образовательного процесса в учреждениях VIII вида (см. Приложение 4)

В заключение хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.

Читайте также: