Кто такой ближний в православии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Впервые круг ближних, определяемый родством, религиозной принадлежностью, составом крови, разрывается. Ближний – это тот, кто способен на милосердие. Если человек попал в беду, с ним нужно поступить, как с родственником, не раздумывая, кто он. Человек в беде; и, если он даже и чужд, даже если он враг, это побуждает стать ему ближним. Вселенская любовь становится конкретной, действенной: она проявляется по отношению к любому человеку, которого Бог дает встретить на своем пути. Поэтому вопрос о ближнем – это вопрос качества веры. То есть того, какова вера: сильна она или слаба, велика или ничтожна.

Посмотрим внутрь себя. Что мы любим в себе? Любить в себе можно образ и подобие Божие. Если человек научился распознавать в себе этот образ, научился видеть в себе творение Божие, то это совсем иное, чем эгоизм. Вот и в другом, сквозь наслоения чуждого, сквозь наносное, сквозь то, что отличает людей, надо увидеть творение Божие и образ Божий. И если получается его увидеть, становится возможным его распознать, то получается и полюбить. Чужой станет ближним. Иногда это очень трудно. Но, может быть, это главная духовная задача человека: увидеть в другом близкого, узнать в нем образ и подобие Божие.

В мире существуют альтруисты – люди, выбравшие своим жизненным принципом помощь другим. Но, однако, стоит обратить внимание на то, как часто альтруисты, помогая многим, ни с кем не сближаются, никого не любят.

Люди, которые ставят жизненным принципом помощь другим, иногда просто тиранят тех, кто оказывается рядом. Есть расхожая фраза о том, что легко любить все человечество, а вот попробуй полюбить соседа за стеной.

Случайного ничего не бывает, это принципиальная позиция. Другое дело, насколько один человек готов воспринять другого человека или событие. Насколько он готов к милосердию. И это вопрос духовной зрелости. Когда человеку кто-то или что-то посылается, то насколько в нем есть света, настолько он этим светом все вокруг и озаряет. И делится с ближним этим светом, преображая окружающее. А вот если внутри только тьма, то все, что происходит вокруг, он будет воспринимать только в черном, исходя из своих черных мыслей. Поэтому отвергать кого-то как посланного для искушения – неправильно. Да, может быть, приходится испытывать свою веру, но в этом – жизнь.

Получается, что это просто удобно – разделять: вот этот человек случайный в нашей жизни, этот был чужой, а этот совсем пропащий. Но вряд ли это так. Вслед вопросу о разделении возникает очень непростой вопрос: люди иной веры или атеисты – они ближние?

Вот что говорит Евангелие. Милосердный самарянин был иноверцем по отношению к иудеям. Более того, самаряне были презираемы и гонимы иудеями. Если человек находится в истинной любви, то будет милосерден вне зависимости от религиозной принадлежности. Любовь преодолевает все барьеры.

Вообще, вопрос о ближнем – неудобном, агрессивном, а то и просто психически больном – это вопрос о степени терпимости. Терпимость имеется в виду как степень духовного совершенствования, потому что чаще всего терпимость присутствует там, где это духовное самосовершенствование есть. И наоборот, дух нетерпимости – это состояние мятущейся, греховной души; когда в другом обнаруживаешь грех и в ответ взрываешься. Но ведь обнаруживает его и реагирует на него человек так только потому, что он, этот грех, есть и в том, кто его видит, и этот грех еще не побежден. Люди, достигшие высот духовного развития, обладают удивительной мерой терпимости. Они отличаются тем, как много они могут претерпеть. Они отличаются и необычной долготой терпимости, то есть тем, как долго они это могут терпеть.

В православной литературе есть такая книга – патерик, сборник жизнеописаний святых отцов. В ней приводится рассказ об одном духовном подвижнике, обладавшем даром изгнания бесов. Однажды он встретил бесноватого, который не мог даже поститься, настолько он был поражен этим недугом. Бес не оставлял несчастного. Тогда старец, движимый любовью и состраданием к болящему, просил, чтобы бес вошел в него, а ведь бес – это духовная сущность, и разрушительная. Так и случилось: подвижник принял его в себя, но, как сказано, за такую любовь к ближнему Господь освободил его от демона. Любовь к ближнему, причем жертвенная любовь, была так велика, что она победила разрушительную силу зла.

Бли́жний – 1) в стро­гом хри­сти­ан­ском пони­ма­нии, любой, ока­зав­шийся рядом с хри­сти­а­ни­ном чело­век или даже любой вообще чело­век как создан­ный по образу и подо­бию Бога и как пото­мок еди­ного для всех людей родо­на­чаль­ника; 2) близ­кий духовно и/или по крови.

blizhnij 1 - Ближний

Воз­люби ближ­него твоего, как самого себя.
Мф.22:39

Люби греш­ни­ков, но нена­видь дела их.
прп. Исаак Сирин

Истин­ную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога.
свт. Гри­го­рий Двое­слов

“Ближ­ний – не тот (не только тот), кого мы счи­таем себе близ­ким по крови или месту про­жи­ва­ния, работы, по инте­ре­сам или по вза­им­ной сим­па­тии, но тот, кто судь­бами Божи­ими ока­зался для нас в поле дося­га­е­мо­сти. Ближ­ний – тот, о состо­я­нии кото­рого мы знаем или, при жела­нии, можем узнать и выра­зить свое отно­ше­ние, приняв уча­стие в его судьбе.”
прот. Игорь Прекуп

Добрый самарянин

Добрый самарянин

Бог есть наша истинная Жизнь, а человек — образ Божий. И потому в Священном Писании мы видим две главных заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты не любишь Бога, то никогда к Нему не придешь, но невозможно достичь любви к Богу, пренебрегая ближним. Любовь к ближнему — наглядная проверка нашей христианской жизни. Но чтобы понять, что есть любовь к нашему ближнему, хорошо бы сначала выяснить, а кто же собственно это такой — ближний наш?

Вроде бы всё понятно: ближние — это те, кто находятся близко к нам, наши родные, друзья и знакомые, сотрудники по работе… Так оно, конечно, и есть. Ведь странно было бы говорить о любви к людям вообще и при этом не терпеть тех, кто нас непосредственно окружает. Как часто мы раздражаемся на близких нам людей, которых видим ежедневно, и переносим любовь куда-то на периферию, к тем, кого практически не знаем. Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой.

Вместе с тем в Священном Писании вопрос о ближних куда более непростой и обращает наш взор к более глубоким сферам.

В Евангелии есть известная притча о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37). Произнесению этой притчи предшествовал вопрос некоего книжника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь обращает его внимание на Священное Писание, и книжник сам вспоминает заповедь возлюбить Бога всей душой и ближнего своего как самого себя (Втор.6:5; Лев.19:18). Спаситель подтверждает истинность древней заповеди, и тут-то как раз следует главный вопрос книжника, а кого же собственно считать за ближнего, чтобы его любить как самого себя.

В вопросе этом вовсе не было лукавства или усмешки, как может показаться сначала. Дело в том, что в те времена иудеи делили всё человечество на три категории. Иудеев, то есть родных по крови и вере, они считали не просто ближними, но и братьями. Принявших иудейство иноплеменников называли только ближними. А язычников считали абсолютно чужими и не распространяли на них действие заповеди о любви. Ошибочность таких представлений вроде бы очевидна. Но если мы обратим внимание на собственную реальную жизнь, то обнаружим, что и сами порой неосознанно поступаем так же, подразделяя всех окружающих нас людей на подобные три категории. А именно: в одних людях мы души не чаем, считая таковых за самых близких, соответственно, бываем готовы помочь им, нисколько не задумываясь, в любое время суток. К другим мы расположены уже не так тепло и открыто, но в принципе благосклонны и в определенной ситуации пойдем им навстречу. Третьих же мы вообще не выносим, не терпим (возможно, что по какой-то обиде, причиненной с их стороны), так что о какой-то помощи и содействии им с нашей стороны не может быть даже речи.

Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.

Относительно притчи хочется отметить и еще кое-что. Давайте подумаем, почему собственно самарянин проявил сострадание? Да потому, что он видел в пострадавшем своего ближнего, не задумываясь, как к нему относится этот иудей. И вот это очень глубокая истина. На самом деле, наш ближний — не тот, от кого мы ждем помощи, а тот, кто нуждается в нашей помощи, кому мы могли бы помочь, не ожидая от него никакой благодарности. Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви к нашим ближним (Лев. 19: 18).

Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем.

Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни.

Ближних, согласно Библии, можно разделить на 5 групп.

1. Люди, которые владеют такой информацией о нас, о которой не знают окружающие.

Чаще всего это наши близкие родственники или самые верные друзья, с которыми у нас выстроены честные и доверительные отношения. Они знают нас такими, какие мы есть: наш характер, образ нашей жизни, индивидуальные привычки; это те, с которыми мы разделяем наши проблемы, и которым мы "открываемся".

2. Люди, с которыми мы находимся в постоянном контакте , но которые могут и не знать о нас то, что знает самый приближенный круг нашего общения.

В эту категорию относятся наши родственники, с которыми наш контакт в силу родственных отношений, может быть как ежедневным, так и более редким. Например, наши родители являются нашими ближними, но мы не открываемся им так, как, например, своему супругу/супруге или лучшим друзьям. Это также наши коллеги по работе, с которыми мы контактируем каждый день.

"Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его".
(Иер. 22:13)

3. Люди, которые живут рядом с нами - наши соседи .

"Проклят нарушающий межи [пределы, границы местности] ближнего своего! И весь народ скажет: аминь".
(Втор. 27:17)

4. Люди, которые являются нашими соотечественниками .

В эту категорию относятся те, кто родился в стране, в которой родились и мы. Это люди, обладающие признаками общности языка, культуры, традиций, обычаев.

"Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего , но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]".
(Лев. 19:18)

5. Любой знакомый, малознакомый или незнакомый нам человек, к которому мы проявили милосердие.

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Он [законник] сказал: оказавший ему милость . Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же".
(Лк. 10:29-37)

Итак, с ближними мы разобрались. Пора приступать с исполнению Божьей заповеди:

Читайте также: